Краткосрочный проект "Масленица у ворот"
проект (старшая группа)
Содержание проекта "Масленица у ворот!" может быть полезно воспитателям в работе по ознакомлению детей с народным обрядовым праздником "Масленица"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://nsportal.ru/sites/default/files/filefield_paths/proekt_11.04.2024.docx | 34.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Краткосрочный проект в старшей группе «Масленица у ворот!»
Паспорт проекта:
Участники проекта : дети, педагоги, музыкальный руководитель, родители.
Сроки реализации проекта: с 11.03.24 по 17.03 2024г.
Тип проекта : познавательно - творческий, краткосрочный.
Возраст детей: 5-6 лет.
Актуальность проекта :
Тема проекта « Масленица у ворот» является актуальной. Россия богата своими традициями и праздниками передающимися из поколения в поколение, и Масленица – один из самых любимых всеми народный праздник, происходящий в конце зимы. Масленица на Руси всегда отмечалась ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами. Масленица навсегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В результате реализации этого проекта дети приобретут знания о смене сезонов, узнают новые песни, познакомятся с закличками , танцами, обрядами, играми русского народа. У детей сформируется познавательный интерес, эмоциональное, положительное отношение к народным традициям.
Цель проекта :
Знакомство детей с национальными традициями русского народа.
Задачи проекта :
-Обобщить и закрепить знания детей о «Масленице», как о народном обрядовом празднике.
-Воспитывать чувство патриотизма, а также эстетическое и духовно - нравственное отношение к традициям своего народа.
-Привлечь семьи воспитанников к участию в совместных мероприятиях.
Продукт проектной деятельности :
Создание обрядовых атрибутов праздника «Масленицы» (солнца, тряпичной куклы, птиц) посредством использования нетрадиционных техник ручного труда и проведения совместных мастер-классов
Формы реализации проекта :
• Занятия, беседы по теме;
• Совместная творческая деятельность;
• Создание творческих работ детей и родителей;
• Разучивание закличек, частушек, русских народных песен, игр;
• Чтение стихотворений, художественных и музыкальных произведений;
Ожидаемые результаты:
В результате реализации проекта «Масленица у ворот» дети приобретут знания о смене сезонов, познакомятся с малыми формами фольклора, такими как заклички, прибаутки, частушки ,узнают о народных играх. У детей сформируется познавательный интерес к народным праздникам, положительное отношение к традициям русского народа.
Этапы реализации проекта:
Постановка проблемы:
Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества. Дети не знакомы с историей возникновения народных праздников, их смысловым значением, мало знакомы с народными играми, хороводами, а также понятием «Частушки», «Заклички», «Заигрыши»
1.Подготовительный:
- Разработка содержания проекта, составление плана работы;
-Подбор информации и материалов для реализации проектных мероприятий (народные игры - забавы, частушки, иллюстрации, художественная литература, аудиозаписи с русскими народными песнями,);
- Изготовление атрибутов для проведения народных подвижных игр;
- Подбор материалов для продуктивной деятельности;
-Заучивание закличек, частушек. заигрышей;
-Папка-передвижка «Масленица-проводы зимы»
2.Основной:
- Электронная презентация «О праздниках, традициях русского народа»
-Занятие «Широкая Масленица»
-Беседы о традициях и обрядах праздника, значением и символикой блинов.
-Видеофильм «Масленица - Смешарики».
-Беседа о правилах поведения во время праздника.
-Народные, подвижные и хороводные игры:
«Карусель», «Ручеек», «Звонарь», «Жмурки», «Горелки»,
«Два Мороза», «Масленица» «Золотые ворота», «Гори, гори ясно», «Веретено»,
-Разучивание пальчиковых игр.
-Игры-аттракционы: катание на санках, с ледяных горок, «Снежки»
-Чтение малых форм русского фольклора, стихотворений о Масленице.
-Заучивание закличек, поговорок , частушек о Масленице, блинах: «Весна-весна красная», «А мы Масленицу дожидались», и др., разучивание русских народных песен: «К нам гости пришли», «Ой блины, блиночки», «Масленица загорела», «А мы масленицу провожали» ; заигрышей: «Ой, Масленица», «Веснянка».
-Слушание русских народных песен в обработке А.А. Алябьева,
А.Л. Гурилёва, П.И.Чайковского.
-Загадывание загадок о домашней утвари, продуктах, о зиме и весне.
- Рассматривание репродукции картины Б. М.Кустодиева «Масленица».
-Рисование на тему: «Масленица».
-Лепка «Блины»
-Аппликация «Ярило»
-Ручной труд «Масленица». «Солнышко»
-Рассказы детей о домашних рецептах приготовления блинов
3.Заключительный:
-Оформление выставки продуктов детской деятельности «Масленица»;
-Проведение мастер-класса «Весна-красна»
-Проведения совместного досуга «Масленица у ворот!»
-Проведение чаепития с дегустацией блинов
-Награждение участников проекта
Взаимодействие с родителями:
Участие родителей в мастер-классах и совместном досуге, взаимообмен рецептами блинов.
Выводы:
Дети:
• Умеет поддерживать беседу по вопросам, высказывать свою точку зрения;
• Имеют представление о народных праздниках, играх;
• Владеют знаниями «масленичной кухни» ;
• Интересуется изобразительной детской деятельностью;
• С интересом участвует в народных играх;
• Выражает положительные эмоции (интерес, удивление, восхищение) при прочтении литературного произведения, прослушивании музыкального произведения;
• Проявляет интерес к искусству при просматривании картин;
• Активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Родители:
• Ориентированы на приобщение детей к русской культуре в семье, готовы к активному взаимодействию и участию в мероприятиях ДОУ
Используемая литература:
1. Аксенова З. Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. -М. : ТЦ Сфера, 2003.
2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе – М. : «Школьная Пресса» 2003г.
3. Кенеман А. В., Осокина Т. И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада. -М. : Просвещение, 1988.
4. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» 2000г.
5. Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. -М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
6. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2000г.
«Окружающий мир » В.Ю.Дьяченко ; «Знакомство дошкольников с народной культурой »А.Я.Чебан , Л. Л. Бурлакова ; «Календарные и народные праздники в детском саду » Г.А.Лапшина; «Бабушкины забавушки »Л.Н.Карпова ; «Народные праздники в детском саду 5-7 лет »М. Б . Зацепина.
Приложение 1
Подвижные игры на Масленицу :
«Заря»
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а одному из играющих - "заря" ходит сзади с лентой и говорит:
Заря - зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые -
За водой пошла!С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится "зарей". Игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому на плечо положить ленту.
«Ручеек»
Цели: продолжать знакомить детей с традиционными народными детскими играми; содействовать развитию внимания, инициативы, смелости, дисциплины; воспитывать умение действовать в коллективе.
Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, которому пара не досталась, идет к истоку «ручейка» и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало "ручейка". И, проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так "ручеек" движется долго, беспрерывно - чем больше участников, тем веселее игра.
"Карусели“
Атрибуты: Обруч, ленты.
К обручу привязаны ленты.
Дети берутся за ленту одной рукой и
идут сначала в одну сторону, затем,
поменяв руку, в другую.
Обруч держит взрослый.
"Кататься" на карусели можно под
традиционный текст:
Еле, еле, еле, еле
Закружились карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
"Жмурки"
Атрибуты: Лента или шарф.
Играющему завязывают глаза, отводят от
игроков в сторону и поворачивают несколько
раз вокруг себя. Затем переговариваются с
ним:
- Кот, кот, на чем стоишь?
— На квашне.
— Что в квашне?
— Квас!
— Лови мышей, а не нас!
После этих слов участники игры разбегаются, а "жмурка" их ловит.
«Звонарь»
Ход игры: Дети встают в круг. Считалкой выбирается водящий. Он идет по кругу и приговаривает:
Дили-дон, дили-дон,
Отгадай, откуда звон.
Остальные игроки приплясывают на месте. На слово «звон» водящий поворачивается к игроку, стоящему возле него и, хлопнув в ладоши три раза, кланяется. Игрок тоже хлопает три раза в ладоши, кланяется и встает за водящим. Теперь они вдвоем идут по кругу, приговаривая:
Дили-дон, дили-дон,
Отгадай, откуда звон.
На слово «звон» водящий опять хлопками и поклоном приглашает следующего игрока включиться в игру. Так игра продолжается до тех пор, пока сзади водящего не окажется 4—6 человек.
После этого дети, оставшиеся в кругу, хлопают, а водящий и выбранные им играющие приплясывают. С окончанием музыки водящий и другие играющие должны встать парами. Кому пары не хватило — тот становится водящим.
«Утка-Гусь»
Атрибуты: Маленький мячик.
Ход игры: Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Выбирается водящий, ему дают в руки маленький мячик. Водящий стоит за кругом. На слова:«Утка, утка, утка!» — которые произносит водящий, он идет мимо стоящих к нему спиной детей. На слово «Гусь!» — кладет в руки одному из участников игры мячик. После этого водящий и ребенок с мячиком в руках расходятся в разные стороны.
Они идут шагом, а во время встречи говорят друг другу: «Доброе утро» или «Добрый день», «Добрый вечер», кивают головой и продолжают «путь» до того места, с которого начали движение. Побеждает тот, кто приходит первым. Идти нужно обязательно шагом. Победивший становится ведущим.
«Горелки»
Ход игры: Играющие выстраиваются парами друг за другом — в колонку. Дети берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит «под воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара. «Горящий» становится впереди, шагов на 5—6 от первой пары, спиной к ним. Все участники поют или приговаривают:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят:
— Дин-дон, дин-дон,
Выбегай скорее вон!
По окончании песенки двое ребят, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!
«Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокам удается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает «горящий»,то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т. е. «горит». А если «горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.
«Весёлый бубен»
Масленица : Ты беги,весёлый бубен,
Быстро-быстро по рукам!
У кого весёлый бубен,
Тот в кругу станцует нам!
(Дети передают бубен из
рук в руки, на ком слова
потешки закончились, тот
выходит в круг и танцует)
Приложение 2
Заклички на масленицу.
Широкая Масленица
Мы тобой не нахвалимся
Приезжай к нам в гости
На широкий двор
С детьми поиграть
На горках кататься!
***
А мы масленицу дожидаем,
Дожидаем, душе, дожидаем.
Сыр и масло в глаза увидаем,
Увидаем, душе, увидаем.
Как на горке дубок зелененек,
Зелененек, душе, зелененек.
А Ванюша, дружок, молоденек,
Молоденек, душе, молоденек.
Наша Масленица, будь счастливой,
Будь счастливой, душе, будь счастливой.
Наша горушка будь катливой,
Будь катливой, душе, будь катливой.
***
Едет Масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая,
На саночках расписных,
На кониках вороных.
Живёт Масленица
семь деньков.
Оставайся, Масленица,
семь годков.
***
Как вставала я ранёшенько,
Убиралася быстрёшенько:
Пришла к нам Масленица,
Принесла блинов да маслица!
***
Как на масленой неделе
Каждый день блины мы ели.
И мальчишки, и девчонки
Собирались на вечерки:
Песни пели и плясали,
Весну радостно встречали!
Весну радостно встречали,
Зиму на год провожали.
Встали дружно в хоровод –
В гости к нам весна идет!
***
Пришла Масленица годовая,
Наша гостья дорогая!
Она пешей к нам не бывает,
Все на кониках приезжает.
Ее коники вороные,
У них гривы золотые,
А саночки расписные.
***
Масленица Зиму замыкает,
Весну Красну приглашает!
Ой, Зимушка-Зима!
Иди спать, отдыхать!
Весна Красна!
К нам приди опять!
Становись в круг, весь народ!
Гармонист, грянь хоровод!
С доброй вестью к вам пришли,
Веселье, радость принесли!
Зима-то кончается,
Масленица начинается!
Заклички на масленицу про блины
От души вас поздравляем
И сердечно приглашаем:
Все заботы бросьте,
Приходите в гости,
Прямо к нашему крыльцу
К нам на Масленицу.
Убедитесь сами:
Угостим блинами,
На сметане пышками,
Пирогами пышными,
Февралю - помашем,
Марту - "здравствуй" скажем.
***
Пришла маслена неделя, -
Позвал в гости кум Емеля.
Ну а кумова сестрица
Печь блины-то мастерица!
Напекла их кучек шесть,
Семерым их не поесть.
А сели четверо за стол,
Дали душеньке простор,
Друг на друга поглядели
И.. блины-то все поели!
***
Веселись, народ:
В гости Масленка идет
С пирогами и блинами, -
Весну под руку ведет!
Будем петь, гулять, -
Весну-матушку встречать!
На санях кататься,
блинками баловаться!
***
Пришла маслена неделя.
Была у кума на блинах.
У кума была сестрица.
Печь блины-то мастерица.
Напекла их кучек шесть,
Семерым их не поесть.
А сели четверо за стол,
Дали душеньке простор,
Друг на друга поглядели
И.… блины-то все поели!
***
Ой, ты Лакомка-Среда!
Масляна сковорода!
Как повелось со старины -
Едем к… (теще на блины)!
***
Ой, Масленица, протянися!
Ты за дуб, за колоду зацепися!
Ой, сказали — нашей Масленице
Семь годков,
А всего у Масленицы
Семь деньков.
Ой, Масленица-обманщица!
Обманула, провела,
Нагуляться не дала!
Идет Масленица по льду,
Несет блинов сковороду.
Принимайте молоду -
Разбирайте по блину!
Заклички на сжигание чучела масленицы
Прощай масленица!
Сытно голодно нас накормила,
Суслом - бражкой напоила.
Прощай масленица!
А мы тебя проводили,
Рогожею обрядили,
Прощай масленица!
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
***
Масленица загорела,
Всему миру надоела,
Обманула, провела,
Годика не дожила,
До поста довела.
Шла сторонкою к нам,
По закоулочкам, закоулочкам,
Несла блинов чугуны,
Надорвала животы!
Блинов напекла,
Сама все пожрала,
А нам редьки хвост
Дала на пост!
Весело гуляла,
Песни играла,
Протянула до поста, -
Гори, сатана!
***
Чтобы не погасло!
Чтобы все метели
Разом улетели,
Чтобы птички пели,
Травки зеленели,
Небеса синели
И колосья зрели!
Чтобы все невзгоды,
Зимние морозы,
Неудачи, слезы –
Пусть горят, сгорают,
К солнцу улетают!
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Гори, гори ярче,
Лето будет жарче!
***
Масленица загорела –
Всему миру надоела!
Весело гуляла,
Пела и играла.
Здорово, прощай,
На тот год приезжай!
Уж Весна у дверей,
Так гори-сгорай скорей!
Заклички весны на масленицу
Масленица - мокрохвостка!
Поезжай долой со двора,
Отошла твоя пора!
У нас с гор потоки,
Заиграй овражки,
Выверни оглобли, налаживай соху!
Весна - красна!
Наша ладушка пришла.
***
Матушка-Масленица
подарила праздник нам!
Потчует блиночками
сыновей и дочек!
Привела с собой Весну, -
теперь веснушки на носу!
Веселись, гуляй народ,
чтоб жить сытно целый год!
***
Ой, Масленица-Матушка,
приведи Весну красную!
Принеси тепло и длинный день,
прогони Зиму за плетень.
Разбуди народ, поволнуй кровь,
молодцам подари жаркую любовь,
Девушек награди румянцем и красой,
и чтоб жизнь цвела светлой полосой!
Чтоб поля - в хлебах, чтоб скотины - тьма!
Чтоб на все хватало силы и ума.
И чтоб радости не покидали дом!
Мы тебя приветствуем пивом и блином!
Заклички на прощание с масленицей
Ты прощай, прощай, наша Масленица!
Ты прощай, прощай, наша широкая!
Ты пришла с добром: сыром, маслом и яйцом
Со блинами, пирогами да с оладьями.
Блины масленые, шаньги мазаные.
Мы катаемся с горы от зари и до зари.
А сегодня в воскресенье наше кончится веселье
Ты прощай, прощай, наша Масленица!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный фольклорно-праздничный проект "Как у наших у ворот!" для детей старшего дошкольного возраста
Краткосрочный фольклорно-праздничный проект"КАК У НАШИХ У ВОРОТ!" Участники проекта :Дети старшего дошкольного возраста (гр.№ 9),воспитатели группы...
Краткосрочный педагогический проект "Новый год у ворот"
Перспективный план проектной деятельности...
Краткосрочный практико - ориентировочный проект для младшей группы детского сада. Тема: « Новый год у ворот». Воспитатель Ясонова Э.Е.
В проекте запланирована деятельность детей и взрослых по знакомству с народными традициями....
Краткосрочный педагогический проект "Новый год у ворот"
Знакомство дошкольников с историей возникновения Нового года и традиции празднования Нового года....
"Пришла коляда- отворяй ворота" творческий краткосрочный проект
Краткосрочный творческий проект "Пришла Коляда- отворяй ворота"...
Краткосрочный проект на тему: «Новый год у ворот»
Бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 236 Краткосрочный проектна тему: «Новый год у ворот»...
Краткосрочный проект "Новый год у ворот"
Краткосрочный проект "Новый год у ворот"...