Социокультурное развитие ребенка дошкольного возраста через ознакомление с культурой народов Бурятии
статья

Гурулева Альбина Васильевна

Воспитание развивающейся личности невозможно без приобщения к общечеловеческим культурным ценностям, без знакомства с культурно-историческим наследием народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                       Гурулева Альбина Васильевна

Социокультурное развитие ребенка дошкольного возраста

через ознакомление с культурой народов  Бурятии

     Воспитание развивающейся личности невозможно без приобщения к общечеловеческим культурным ценностям, без знакомства с культурно-историческим наследием народа.

     Социокультурное развитие ребенка по Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования должно осуществляться путем приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, необходимо формировать у дошкольников первичные представления о культурных традициях своего народа.

     Социокультурное развитие дошкольника – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции и культуру общества, в котором ему предстоит жить. Социокультурное развитие в дошкольном возрасте происходит во время общения со взрослыми и сверстниками, в разнообразных видах деятельности. Играя, занимаясь, общаясь, ребенок учится жить в обществе, учитывать свои и чужие интересы, правила и нормы поведения в обществе.

Основными задачами педагогов дошкольного учреждения являются:

- обогащением социокультурной среды;

- вовлечению родителей воспитанников в образовательный процесс по вопросу социализации детей;

- развитие коммуникативных способностей детей;

- развитию толерантности сознания родителей, педагогов и детей;

- воспитание уважительного отношения к семейным традициям.

     Дошкольный возраст, когда происходит становление ребенка как личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств.

Огромную роль в решении этих задач играет ознакомление дошкольников с объектами социальной сферы своего района, социумом ближайшего окружения. Важно у дошкольников сформировать представление свободно ориентироваться там, где они живут, где находится детский сад, школа, в которой они будут учиться, воспитать любовь к родному городу. Детям становится доступным понимание того, что они живут в Республике Бурятия. Это их малая Родина. Приобщение к традициям и культурным ценностям народов Бурятии, прежде всего своей семьи является необходимым условием социокультурного развития детей.  Именно этому способствует создание социокультурной среды.

Компоненты социокультурной среды:

- Предметное наполнение. Оно должно обязательно быть стимулирующим, т.е. должно стимулировать ребенка к деятельности и обеспечивать самореализацию. Предметное наполнение должно обеспечить детям разнообразие социокультурных впечатлений, это означает, что в предметах, вещах, которые окружают, должны отражаться знания, умения и навыки, которые накоплены человечеством.

- Деятельностный компонент. Это социокультурные события значимые как для детей, так и для родителей и педагогов. Например, всевозможные праздники, проекты, экскурсии.

- Эмоциональный компонент. Для того чтобы дошкольники были заинтересованы в восприятии и познании нового, необходимо создавать вокруг них положительный эмоциональный климат. Подбирать такие средства, которые позволят не только заинтересовать ребенка, но и затронуть его эмоции. Такая атмосфера эмоционального комфорта в процессе деятельности будет способствовать поддержанию положительных эмоций, веру в свои возможности, развивать любопытство к новым знаниям.

    Если говорить о предметном компоненте социокультурной среды, то в группе детского сада широко используют создание мини-музея.  В котором могут быть представлены предметы быта старины, национальной одежды, где отражаются знания, умения и навыки, накопленные человечеством. Посещение мини - музея, переносит детей в другое время. Экспозиции музея дают представления о жизни бурятского народа, их семейном укладе, одежде, предметах быта. Дети узнают о народных промыслах, получат знания о культуре народов, проживающих в Бурятии, их традициях, о песенном и былинном творчестве. Тематика мини – музеев может быть разнообразной.  Это способствует социальному развитию ребенка, приобщению к культурным ценностям и традициям.

    В качестве примера, приведу создание мини- музея, посвященного празднованию Сагаалган – праздник Белого месяца по восточному календарю. В мини - музее разместили традиционное жилище бурят - юрту, национальную одежду, пять священных животных, которым поклоняются буряты: лошадь, бык, коза, овца, верблюд. Выставили белую пищу, которой угощают гостей. Ребята сделали ее сами из соленого теста. Это боовы, буузы, сыр, масло, брынза и другое. Создали альбом «Традиции празднования Сагаалгана», в котором можно посмотреть иллюстрации, ознакомиться как почитать взрослых, узнать о Белом старце, который является одним из главных символов Сагаалгана. Его почитают как покровителя долголетия, богатства, счастья, семейного благополучия и продолжения рода. Он повелевает дикими зверями, людьми и домашними животными, а также духами земли, воды. Считается, что Белый Старец приносит мир, покой и равновесие во все дела.

     Ознакомление с культурным наследием и традициями своего народа, помогает не только расширить представления детей об окружающем мире, познакомить с народной культурой, но и поможет найти ключ к пониманию фольклорных сказок, былин так как, многие реалии которых, давно ушли из жизни городских детей, и их родителей. Например, сказки о Бабе Яге, Кикиморе, Кощее, русских богатырях Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и Илье Муромце - воинах, защитниках, приходящих на помощь своему народу в самых сложных ситуациях. Или герои бурятского фольклора. Гэсэр - культурный герой, великий воин, спаситель человечества, богатыри Хоридой и Батор, веселый Будамшу.

    Исторические легенды и предания бурят близко примыкают к мифам. Исторические предания отражают в какой–то мере действительные события, имевшие место в истории бурятского народа. Их главная стержневая основа - это борьба с врагами, угрожающими свободной и счастливой жизни бурятских родов и племен. Однако, чем более отдалены во времени от нас эти события, тем больше в них присутствует элемент вымысла. 

Иными словами, предметное наполнение развивающей среды группы, это как «машина времени», где дети и воспитатель могут совершить увлекательное путешествие, чем вызвать интерес и любознательность к историческому прошлому своей малой Родины.

    Весь полученный социокультурный опыт ребенка – дошкольника закрепляется в проектной деятельности, праздниках, посвященных тому или иному событию, экскурсиях. В детском саду дети приобщаются к народной культуре через организацию праздников «Сагаалган», «Масленица», «Пасха». В которых активно участвуют и родители. Познавательно и продуктивно проходят экскурсии в библиотеку, музеи города, где дети непосредственно знакомятся с достопримечательностями Республики Бурятия, с народами, проживающими в Бурятии, их культурными традициями, народными промыслами.

   Таким образом, в образовательном процессе организации социокультурной среды отводится важная роль для обеспечения социокультурного воспитания детей на всех этапах дошкольного возраста, что создает условия для полноценного развития и проявления индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Литература:

1. Аюева, И.И. Ознакомление дошкольников с русским народным костюмом [Текст] / И.И. Аюева // Воспитатель ДОУ. – 2017. – № 3. – С. 17- 27.

2. Виноградова, Н.Н. Проблема социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Виноградова // Молодой ученый. – 2017. – № 9. – С. 312-314.

3. Губанов, М.В., Губанова, Н.Ф. Социокультурное развитие дошкольников средствами игры [Текст] / М.В. Губанов // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2013. – С. 39-45.

4. Дареева, О.А., Дашиева, С.А. Социокультурная компетенция как компонент коммуникативной компетенции [Текст] / О.А. Дареева, С.А. Дашиева // Вестник Бурятского Государственного университета. – 2009. – № 15. – С. 154-159.

5. Ежкова, Н. С. Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста / Н. С. Ежкова // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 4. – С. 25-28.

6. Ежкова, Н. С. Ребенок в мире ценностей: теоретико-методический аспект / Н. С. Ежкова // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2011. – № 4. – С.18-32.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Формирование личности ребенка дошкольного возраста средствами физической культуры»

Одной из главных задач педагогов и родителей является организация правильного двигательного режима ребенка с одновременным обеспечением разнообразия двигательной деятельности как по содержанию, так и ...

Сенсорное культура и умственное развитие ребенка дошкольного возраста.

Статья для педагогов и родителей о значении сенсорного развития....

Журнал динамики развития ребенка дошкольного возраста по показателям развития личности ребенка в образовательных областях.

ФГОС ДО п.3.2.3. При реализации Программы может проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики(оценки индивидуа...

Музыкальная культура, как средство развития ребенка дошкольного возраста

Одной из важных задач всестороннего развития личности является воспитание музыкальной культуры....

мультимедийная презентация "Значение русской народной культуры для коммуникативного развития ребенка дошкольного возраста"

Во все времена взрослый, воспитывая свое дитя. обращался к  педагогическому опыту предков. И в народном творчестве, как нигде лучше не сохранилось все богатство и мудрость народа. Потешки, погово...