Социокультурное развитие ребенка дошкольного возраста через ознакомление с культурой народов Бурятии
статья
Воспитание развивающейся личности невозможно без приобщения к общечеловеческим культурным ценностям, без знакомства с культурно-историческим наследием народа.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Гурулева Альбина Васильевна
Социокультурное развитие ребенка дошкольного возраста
через ознакомление с культурой народов Бурятии
Воспитание развивающейся личности невозможно без приобщения к общечеловеческим культурным ценностям, без знакомства с культурно-историческим наследием народа.
Социокультурное развитие ребенка по Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования должно осуществляться путем приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, необходимо формировать у дошкольников первичные представления о культурных традициях своего народа.
Социокультурное развитие дошкольника – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции и культуру общества, в котором ему предстоит жить. Социокультурное развитие в дошкольном возрасте происходит во время общения со взрослыми и сверстниками, в разнообразных видах деятельности. Играя, занимаясь, общаясь, ребенок учится жить в обществе, учитывать свои и чужие интересы, правила и нормы поведения в обществе.
Основными задачами педагогов дошкольного учреждения являются:
- обогащением социокультурной среды;
- вовлечению родителей воспитанников в образовательный процесс по вопросу социализации детей;
- развитие коммуникативных способностей детей;
- развитию толерантности сознания родителей, педагогов и детей;
- воспитание уважительного отношения к семейным традициям.
Дошкольный возраст, когда происходит становление ребенка как личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств.
Огромную роль в решении этих задач играет ознакомление дошкольников с объектами социальной сферы своего района, социумом ближайшего окружения. Важно у дошкольников сформировать представление свободно ориентироваться там, где они живут, где находится детский сад, школа, в которой они будут учиться, воспитать любовь к родному городу. Детям становится доступным понимание того, что они живут в Республике Бурятия. Это их малая Родина. Приобщение к традициям и культурным ценностям народов Бурятии, прежде всего своей семьи является необходимым условием социокультурного развития детей. Именно этому способствует создание социокультурной среды.
Компоненты социокультурной среды:
- Предметное наполнение. Оно должно обязательно быть стимулирующим, т.е. должно стимулировать ребенка к деятельности и обеспечивать самореализацию. Предметное наполнение должно обеспечить детям разнообразие социокультурных впечатлений, это означает, что в предметах, вещах, которые окружают, должны отражаться знания, умения и навыки, которые накоплены человечеством.
- Деятельностный компонент. Это социокультурные события значимые как для детей, так и для родителей и педагогов. Например, всевозможные праздники, проекты, экскурсии.
- Эмоциональный компонент. Для того чтобы дошкольники были заинтересованы в восприятии и познании нового, необходимо создавать вокруг них положительный эмоциональный климат. Подбирать такие средства, которые позволят не только заинтересовать ребенка, но и затронуть его эмоции. Такая атмосфера эмоционального комфорта в процессе деятельности будет способствовать поддержанию положительных эмоций, веру в свои возможности, развивать любопытство к новым знаниям.
Если говорить о предметном компоненте социокультурной среды, то в группе детского сада широко используют создание мини-музея. В котором могут быть представлены предметы быта старины, национальной одежды, где отражаются знания, умения и навыки, накопленные человечеством. Посещение мини - музея, переносит детей в другое время. Экспозиции музея дают представления о жизни бурятского народа, их семейном укладе, одежде, предметах быта. Дети узнают о народных промыслах, получат знания о культуре народов, проживающих в Бурятии, их традициях, о песенном и былинном творчестве. Тематика мини – музеев может быть разнообразной. Это способствует социальному развитию ребенка, приобщению к культурным ценностям и традициям.
В качестве примера, приведу создание мини- музея, посвященного празднованию Сагаалган – праздник Белого месяца по восточному календарю. В мини - музее разместили традиционное жилище бурят - юрту, национальную одежду, пять священных животных, которым поклоняются буряты: лошадь, бык, коза, овца, верблюд. Выставили белую пищу, которой угощают гостей. Ребята сделали ее сами из соленого теста. Это боовы, буузы, сыр, масло, брынза и другое. Создали альбом «Традиции празднования Сагаалгана», в котором можно посмотреть иллюстрации, ознакомиться как почитать взрослых, узнать о Белом старце, который является одним из главных символов Сагаалгана. Его почитают как покровителя долголетия, богатства, счастья, семейного благополучия и продолжения рода. Он повелевает дикими зверями, людьми и домашними животными, а также духами земли, воды. Считается, что Белый Старец приносит мир, покой и равновесие во все дела.
Ознакомление с культурным наследием и традициями своего народа, помогает не только расширить представления детей об окружающем мире, познакомить с народной культурой, но и поможет найти ключ к пониманию фольклорных сказок, былин так как, многие реалии которых, давно ушли из жизни городских детей, и их родителей. Например, сказки о Бабе Яге, Кикиморе, Кощее, русских богатырях Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и Илье Муромце - воинах, защитниках, приходящих на помощь своему народу в самых сложных ситуациях. Или герои бурятского фольклора. Гэсэр - культурный герой, великий воин, спаситель человечества, богатыри Хоридой и Батор, веселый Будамшу.
Исторические легенды и предания бурят близко примыкают к мифам. Исторические предания отражают в какой–то мере действительные события, имевшие место в истории бурятского народа. Их главная стержневая основа - это борьба с врагами, угрожающими свободной и счастливой жизни бурятских родов и племен. Однако, чем более отдалены во времени от нас эти события, тем больше в них присутствует элемент вымысла.
Иными словами, предметное наполнение развивающей среды группы, это как «машина времени», где дети и воспитатель могут совершить увлекательное путешествие, чем вызвать интерес и любознательность к историческому прошлому своей малой Родины.
Весь полученный социокультурный опыт ребенка – дошкольника закрепляется в проектной деятельности, праздниках, посвященных тому или иному событию, экскурсиях. В детском саду дети приобщаются к народной культуре через организацию праздников «Сагаалган», «Масленица», «Пасха». В которых активно участвуют и родители. Познавательно и продуктивно проходят экскурсии в библиотеку, музеи города, где дети непосредственно знакомятся с достопримечательностями Республики Бурятия, с народами, проживающими в Бурятии, их культурными традициями, народными промыслами.
Таким образом, в образовательном процессе организации социокультурной среды отводится важная роль для обеспечения социокультурного воспитания детей на всех этапах дошкольного возраста, что создает условия для полноценного развития и проявления индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Литература:
1. Аюева, И.И. Ознакомление дошкольников с русским народным костюмом [Текст] / И.И. Аюева // Воспитатель ДОУ. – 2017. – № 3. – С. 17- 27.
2. Виноградова, Н.Н. Проблема социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Виноградова // Молодой ученый. – 2017. – № 9. – С. 312-314.
3. Губанов, М.В., Губанова, Н.Ф. Социокультурное развитие дошкольников средствами игры [Текст] / М.В. Губанов // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2013. – С. 39-45.
4. Дареева, О.А., Дашиева, С.А. Социокультурная компетенция как компонент коммуникативной компетенции [Текст] / О.А. Дареева, С.А. Дашиева // Вестник Бурятского Государственного университета. – 2009. – № 15. – С. 154-159.
5. Ежкова, Н. С. Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста / Н. С. Ежкова // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 4. – С. 25-28.
6. Ежкова, Н. С. Ребенок в мире ценностей: теоретико-методический аспект / Н. С. Ежкова // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2011. – № 4. – С.18-32.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «Формирование личности ребенка дошкольного возраста средствами физической культуры»
Одной из главных задач педагогов и родителей является организация правильного двигательного режима ребенка с одновременным обеспечением разнообразия двигательной деятельности как по содержанию, так и ...
"Социокультурное развитие ребенка старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с традициями семьи"
Социокультурное развитие ребенка старшего дошкольного возраста...
Сенсорное культура и умственное развитие ребенка дошкольного возраста.
Статья для педагогов и родителей о значении сенсорного развития....
Журнал динамики развития ребенка дошкольного возраста по показателям развития личности ребенка в образовательных областях.
ФГОС ДО п.3.2.3. При реализации Программы может проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики(оценки индивидуа...
Музыкальная культура, как средство развития ребенка дошкольного возраста
Одной из важных задач всестороннего развития личности является воспитание музыкальной культуры....
"Взаимодействия ДОУ с семьей на основе "Детского календаря", как ресурса социокультурного развития ребенка- дошкольника в соответствии с ФГОС ДО"
для воспитателей...
мультимедийная презентация "Значение русской народной культуры для коммуникативного развития ребенка дошкольного возраста"
Во все времена взрослый, воспитывая свое дитя. обращался к педагогическому опыту предков. И в народном творчестве, как нигде лучше не сохранилось все богатство и мудрость народа. Потешки, погово...