РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации образовательной программы СТАРШАЯ ГРУППА
рабочая программа (старшая группа)

Рабочая программа для старшего возраста составлена на основе Образовательной программы МБДОУ-детский сад «Звездочка» и включает содержание, планирование и организацию образовательного процесса по каждой образовательной области. Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), а также на основе ФОП ДО и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области – детский сад «Звездочка»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по реализации образовательной программы

МБДОУ-детский сад – «Звездочка»

2023-2024 учебного года

 

Старшей группы № 18 «Знатоки»

  • На основе ФОП ДО (Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «ОБ утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847).
  • На основе ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.октября 2013 г. №1155 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г. Регистрационный №30384), с изменениями, внесенными приказом Министерства просвещения Российской1 Федерации от 21 января 2019 г. №31 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 февраля 2019 г., регистрационный № 53776) в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования).

Разработчики: Воспитатель Савенкова Наталья Сергеевна

(1 квалификационная категория)

Воспитатель Огнева Надежда Алексеевна

(1 квалификационная категория)

С. Криводановка

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Целевой раздел

Стр.

1.

Пояснительная записка

1.1

Цели и задачи реализации программы

1.2

Принципы и подходы к формированию рабочей программы

2.

Планируемые результаты освоения программы

3.

Социальный паспорт группы

4.

Инструментарий педагогической диагностики

  1. Содержательный раздел

2.1.

Задачи и содержание образовательной деятельности по каждой образовательной области

2.1.1

Образовательная область «Социально-коммуникативная развитие»

2.1.2

Образовательная область «Познавательное развитие»

2.1.3

Образовательная область «Речевое развитие»

2.1.4

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

2.1.5

Образовательная область «Физическое развитие»

2.2

Описание форм, методов и средств реализации программы

2.3

Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

2.4

Способы и направления поддержки детской инициативы

2.6

Планирование взаимодействия с семьями детей по реализации образовательной программы ДОУ

2.7

Планирование взаимодействия с социальными партнерами

3 Организационный раздел

3.1

Описание организации РППС в группе

3.2

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

3.3

Примерный режим и распорядок дня дошкольной группы 5-6 лет

3.4

Модель воспитательно-образовательного процесса

3.5

Обеспечение методическими средствами и материалами обучения и воспитания

3.6

Примерный перечень литературных, музыкальных, художественных и анимационных произведений для реализации программы

3.7

Примерное комплексно-тематическое планирование

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  1. Пояснительная записка

Рабочая программа для старшего возраста составлена на основе Образовательной программы МБДОУ-детский сад «Звездочка» и включает содержание, планирование и организацию образовательного процесса по каждой образовательной области. Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), а также на основе ФОП ДО и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях.

Программа направлена на создание условий развития ребенка 5–6 лет, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих возрасту видов деятельности, создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Решение программных задач предусматривается не только в рамках совместной организованной образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов, совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности дошкольников.

Цель программы – разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.

Эта цель реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, изобразительной, музыкальной, двигательной, восприятия художественной литературы и фольклора, самообслуживания и элементарного бытового труда.

Для достижения цели программы первостепенное значение имеет решение следующих задач:

  1. Обеспечение единых для России содержание дошкольного образования и планируемые результаты освоения образовательной программы;
  2. Приобщать детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа;
  3. Выстраивать, структурировать содержание образовательной деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития детей;
  4. Создать условия для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
  5. Обеспечить охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  6. Обеспечить развитие физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его индивидуальности, самостоятельности и ответственности;
  7. Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семье и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
  8. Обеспечить достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования

  1. Принципы и подходы к формированию рабочей программы

Рабочая программа построена на следующих принципах:

  • полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возрастов), обогащение (амплификация) детского развития
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
  • содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей), совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических работников  (далее вместе - взрослые);
  • признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество ДОО с семьей;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • учёт этнокультурной ситуации развития детей.

1.2.1 Планируемые результаты на этапе завершения освоения Федеральной программы (к концу дошкольного возраста):

у ребёнка сформированы основные психофизические и нравственно-волевые качества;

ребёнок владеет основными движениями и элементами спортивных игр, может

контролировать свои движение и управлять ими;

ребёнок соблюдает элементарные правила здорового образа жизни и личной гигиены;

ребёнок результативно выполняет физические упражнения (общеразвивающие, основные движения, спортивные), участвует в туристских пеших прогулках, осваивает простейшие туристские навыки, ориентируется на местности;

ребёнок проявляет элементы творчества в двигательной деятельности;

ребёнок проявляет нравственно-волевые качества, самоконтроль и может осуществлять анализ своей двигательной деятельности;

ребёнок проявляет духовно-нравственные качества и основы патриотизма в ходе занятий физической культурой и ознакомлением с достижениями российского спорта;

ребёнок имеет начальные представления о правилах безопасного поведения в двигательной деятельности; о том, что такое здоровье, понимает, как поддержать, укрепить и сохранить его;

ребёнок владеет навыками личной гигиены, может заботливо относиться к своему здоровью и здоровью окружающих, стремится оказать помощь и поддержку другим людям;

ребёнок соблюдает элементарные социальные нормы и правила поведения в различных видах деятельности, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;

ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способен понимать и учитывать интересы и чувства других; договариваться и дружить со сверстниками; старается разрешать возникающие конфликты конструктивными способами;

ребёнок способен понимать свои переживания и причины их возникновения, регулировать свое поведение и осуществлять выбор социально одобряемых действий в конкретных ситуациях, обосновывать свои ценностные ориентации;

ребёнок стремится сохранять позитивную самооценку;

ребёнок проявляет положительное отношение к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе;

у ребёнка выражено стремление заниматься социально значимой деятельностью;

ребёнок способен откликаться на эмоции близких людей, проявлять эмпатию (сочувствие, сопереживание, содействие);

ребёнок способен к осуществлению социальной навигации как ориентации в социуме и соблюдению правил безопасности в реальном и цифровом взаимодействии;

ребёнок способен решать адекватные возрасту интеллектуальные, творческие и личностные задачи; применять накопленный опыт для осуществления различных видов детской  деятельности, принимать собственные решения и проявлять инициативу;

ребёнок владеет речью как средством коммуникации, ведет диалог со взрослыми и сверстниками, использует формулы речевого этикета в соответствии с ситуацией общения, владеет коммуникативно-речевыми умениями;

ребёнок знает и осмысленно воспринимает литературные произведения различных жанров, имеет предпочтения в жанрах литературы, проявляет интерес к книгам познавательного характера, определяет характеры персонажей, мотивы их поведения, оценивает поступки литературных героев;

ребёнок обладает начальными знаниями о природном и социальном мире, в котором он живет: элементарными представлениями из области естествознания, математики, истории, искусства и спорта, информатики и инженерии и тому подобное; о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, семейных традициях; об обществе, его национально-культурных ценностях; государстве и принадлежности к нему;

ребёнок проявляет любознательность, активно задает вопросы взрослым и сверстникам;

интересуется субъективно новым и неизвестным в окружающем мире;

 способен самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать; строить смысловую картину окружающей реальности,

использует основные культурные способы деятельности;

ребёнок имеет представление о жизни людей в России, имеет некоторые представления о важных исторических событиях Отечества;

 имеет представление о многообразии стран и

народов мира;

ребёнок способен применять в жизненных и игровых ситуациях знания о количестве, форме, величине предметов, пространстве и времени, умения считать, измерять, сравнивать, вычислять и тому подобное;

ребёнок имеет разнообразные познавательные умения: определяет противоречия,

формулирует задачу исследования, использует разные способы и средства проверки предположений: сравнение с эталонами, классификацию, систематизацию, некоторые цифровые средства и другое;

ребёнок имеет представление о некоторых наиболее ярких представителях живой природы России и планеты, их отличительных признаках, среде обитания, потребностях живой природы, росте и развитии живых существ; свойствах неживой природы, сезонных изменениях в природе, наблюдает за погодой, живыми объектами, имеет сформированный познавательный интерес к природе, осознанно соблюдает правила поведения в природе, знает способы охраны природы, демонстрирует заботливое отношение к ней;

ребёнок способен воспринимать и понимать произведения различных видов искусства, имеет предпочтения в области музыкальной, изобразительной, театрализованной деятельности;

ребёнок выражает интерес к культурным традициям народа в процессе знакомства с различными видами и жанрами искусства; обладает начальными знаниями об искусстве;

ребёнок владеет умениями, навыками и средствами художественной выразительности в различных видах деятельности и искусства; использует различные технические приемы в свободной художественной деятельности;

ребёнок участвует в создании индивидуальных и коллективных творческих работ, тематических композиций к праздничным утренникам и развлечениям, художественных проектах;

ребёнок самостоятельно выбирает технику и выразительные средства для наиболее точной  передачи образа и своего замысла, способен создавать сложные объекты и композиции, преобразовывать и использовать с учётом игровой ситуации;

ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, предлагает и объясняет замысел игры, комбинирует сюжеты на основе реальных,

вымышленных событий, выполняет несколько ролей в одной игре, подбирает разные средства для создания игровых образов, согласовывает свои интересы с интересами партнеров по игре, управляет персонажами в режиссерской игре;

ребёнок проявляет интерес к игровому экспериментированию с предметами, к

развивающим и познавательным играм, в играх с готовым содержанием и правилами может объяснить содержание и правила игры другим детям, в совместной игре следит за точным выполнением правил всеми участниками;

ребёнок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели; демонстрирует сформированные предпосылки к учебной деятельности и элементы готовности к школьному обучению.

1.3.Социальный паспорт

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей группы.

 

В группе 22 ребенка, из них 12 девочек и 10 мальчиков. Антропометрические показатели  детей в норме. Все дети владеют соответствующими возрасту основными движениями.    

Все дети группы владеют  навыками самообслуживания, соблюдают правила личной гигиены, самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдают элементарные правила поведения во время еды, умывания. Проявляют большой интерес к участию в совместных играх  и физических упражнениях. С большим удовольствием используют физкультурное оборудование в свободное время.       Проявляют  интерес к различным видам игр, участвуют в совместных играх.

 Большое внимание уделяют животным, растениям, к их особенностям, простейшим взаимосвязям в природе, участвуют в сезонных наблюдениях.

 Дети активны при создании индивидуальных и коллективных композиций (в рисунках, лепке, аппликации). Пытаются петь, подпевать, а также двигаться под музыку.  Дети эмоционально-заинтересованно следят за развитием действия в играх-драматизациях и кукольных спектаклях, участвовали в театрализации русской народной сказки «Репка». Дети эмоционально отзывчивы. Умеют взаимодействовать со сверстниками и со взрослыми. Владеют элементарными правилами поведения в детском саду и на улице, а также в совместных играх.

 Дети имеют первичные представления о себе (знают свое имя, возраст, пол), называют членов своей семьи, знают название родного села. Проявляют интерес к книгам, рассматриванию иллюстраций.

Умеют самостоятельно раздеваться и одеваться в определенной последовательности.

У детей сформированы элементарные математические представления, умеют группировать предметы по цвету, размеру, форме. Умеют различать части суток.

В целом у детей сформированы все интегративные качества в соответствии с возрастом.

Этнический анализ воспитанников группы: основной контингент – дети русскоязычных семей. Обучение и воспитание в группе проводится на русском языке.

Воспитанники группы проживают в условиях села.

Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями родного края, знакомясь с родным селом, его достопримечательностями. Данная информация реализуется через целевые прогулки, беседы, проекты.

 Оценка здоровья детей старшей группы «Звездочка»

Имя Фамилия ребенка

Группа здоровья

Индивидуальные особенности ребенка

I

II

III

Другое

Карина Б.

*

 

Даша Б.

*

 

Паша Б.

*

 

Ева В.

*

 

Давид Г.

*

 

Костя Г.

*

 

Полина И.

*

 

Арина К.

*

 

Макар Л.

 

Марьяна М.

*

 

Вадим Н.

*

Лиза П.

*

 

Арина П.

*

 

Вероника П.

*

 

Вероника Пл.

*

Даша Р.

*

Влад С.

*

 

Полина С.

*

 

Миша Ц.

*

 

Данила Ч.

*

 

Саша Ч.

*

 

Иван Ш.

*

 

                                 Сведения о семьях воспитанников

Полная семья

18

Неполная семья

  4

Многодетная семья

  4

Семьи – переселенцы

-

Дети – опекуны

-

2.Планируемые результаты освоения программы

В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного возраста и системные особенности ДО делают неравномерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому планируемые результаты освоения программы к трем годам представляют:

ребёнок демонстрирует ярко выраженную потребность в двигательной активности, проявляет интерес к новым и знакомым физическим упражнениям, пешим прогулкам, показывает избирательность и инициативу при выполнении упражнений, имеет представления о некоторых видах спорта, туризме, как форме активного отдыха;

ребёнок проявляет осознанность во время занятий физической культурой, демонстрирует выносливость, быстроту, силу, гибкость, ловкость, координацию, выполняет упражнения в заданном ритме и темпе, способен проявить творчество при составлении несложных комбинаций из знакомых упражнений;

ребёнок проявляет доступный возрасту самоконтроль, способен привлечь внимание других детей и организовать знакомую подвижную игру;

ребёнок проявляет духовно-нравственные качества и основы патриотизма в процессе ознакомления с видами спорта и достижениями российских спортсменов;

ребёнок владеет основными способами укрепления здоровья (закаливание, утренняя гимнастика, соблюдение личной гигиены, безопасное поведение и другие); мотивирован на сбережение и укрепление собственного здоровья и здоровья окружающих;

ребёнок настроен положительно по отношению к окружающим, охотно вступает в общение со взрослыми и сверстниками, проявляет сдержанность по отношению к незнакомым людям, при общении со взрослыми и сверстниками ориентируется на общепринятые нормы и правила культуры поведения, проявляет в поведении уважение и привязанность к родителям (законным представителям), демонстрирует уважение к педагогам, интересуется жизнью семьи и ДОО;

ребёнок способен различать разные эмоциональные состояния взрослых и сверстников, учитывает их в своем поведении, откликается на просьбу помочь, в оценке поступков опирается на нравственные представления;

ребёнок проявляет активность в стремлении к познанию разных видов труда и профессий, бережно относится к предметному миру как результату труда взрослых, стремится участвовать в труде взрослых, самостоятелен, инициативен в самообслуживании, участвует со сверстниками в разных видах повседневного и ручного труда;

ребёнок владеет представлениями о безопасном поведении, соблюдает правила безопасного поведения в разных видах деятельности, демонстрирует умения правильно и безопасно пользоваться под присмотром взрослого бытовыми предметами и приборами, безопасного общения с незнакомыми животными, владеет основными правилами безопасного поведения на улице;

ребёнок регулирует свою активность в деятельности, умеет соблюдать очередность и учитывать права других людей, проявляет инициативу в общении и деятельности, задает вопросы различной направленности, слушает и понимает взрослого, действует по правилу или образцу в разных видах деятельности, способен к произвольным действиям;

ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в процессе придумывания загадок, сказок, рассказов, владеет первичными приемами аргументации и доказательства, демонстрирует богатый словарный запас, безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями, самостоятельно пересказывает рассказы и сказки, проявляет избирательное отношение к произведениям определенной тематики и жанра;

ребёнок испытывает познавательный интерес к событиям, находящимся за рамками личного опыта, фантазирует, предлагает пути решения проблем, имеет представления о социальном, предметном и природном мире; ребёнок устанавливает закономерности причинно-следственного характера, приводит логические высказывания; проявляет любознательность;

ребёнок использует математические знания, способы и средства для познания окружающего мира; способен к произвольным умственным действиям; логическим операциям анализа, сравнения, обобщения, систематизации, классификации и другим, оперируя предметами разными по величине, форме, количеству; владеет счетом, ориентировкой в пространстве и времени;

ребёнок знает о цифровых средствах познания окружающей действительности, использует некоторые из них, придерживаясь правил безопасного обращения с ними;

ребёнок проявляет познавательный интерес к населенному пункту, в котором живет, знает некоторые сведения о его достопримечательностях, событиях городской и сельской жизни; знает название своей страны, её государственные символы;

ребёнок имеет представление о живой природе разных регионов России, может классифицировать объекты по разным признакам; имеет представление об особенностях и потребностях живого организма, изменениях в жизни природы в разные сезоны года, соблюдает правила поведения в природе, ухаживает за растениями и животными, бережно относится к ним;

ребёнок проявляет интерес и (или) с желанием занимается музыкальной, изобразительной, театрализованной деятельностью; различает виды, жанры, формы в музыке, изобразительном и театральном искусстве; проявляет музыкальные и художественно-творческие способности;

ребёнок принимает активное участие в праздничных программах и их подготовке; взаимодействует со всеми участниками культурно-досуговых мероприятий;

ребёнок самостоятельно определяет замысел рисунка, аппликации, лепки, постройки, создает образы и композиционные изображения, интегрируя освоенные техники и средства выразительности, использует разнообразные материалы;

ребёнок согласовывает свои интересы с интересами партнеров в игровой деятельности, умеет предложить и объяснить замысел игры, комбинировать сюжеты на основе разных событий, создавать игровые образы, управлять персонажами в режиссерской игре;

ребёнок проявляет интерес к игровому экспериментированию, развивающим и познавательным играм, в играх с готовым содержанием и правилами действует в точном соответствии с игровой задачей и правилами.

2.2.Описание форм, методов и средств реализации программы

 При  реализации образовательных программ дошкольного образования

могут        использоваться        различные        образовательные        технологии,        в         том        числе

дистанционные        образовательные        технологии, электронное        обучение

исключая образовательные технологии, которые могут нанести вред здоровью детей. Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, а также работа с электронными средствами обучения при реализации Федеральной программы     должны     осуществляться     в     соответствии     с     требованиями СП 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21.

 Согласно   ФГОС   ДО  педагог   может  использовать   различные   формы реализации Федеральной программы в соответствии с видом детской деятельности и возрастными особенностями детей:

    в дошкольном возрасте (3 года- 8 лет):

    игровая деятельность (сюжетно-ролевая, театрализованная, режиссерская, строительно-конструктивная, дидактическая, подвижная и другие);

    общение со взрослым (ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное) и сверстниками (ситуативно-деловое, внеситуативно­ деловое);

    речевая деятельность (слушание речи взрослого и сверстников, активная диалогическая и монологическая речь);

    познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование;

    изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) и конструирование из разных материалов по образцу, условию и замыслу ребёнка;

   двигательная деятельность (основные виды движений, общеразвивающие и спортивные упражнения, подвижные и элементы спортивных игр и другие);

     элементарная        трудовая        деятельность        (самообслуживание,         хозяйственно­

бытовой труд, труд в природе, ручной труд);

   музыкальная  деятельность  (слушание  и  понимание  музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах).

Средства,    указанные    в    пункте    20.7    Федеральной    программы, используются для развития следующих видов деятельности детей:

двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и другое);

предметной (образные и дидактические игрушки, реальные предметы и другое);

игровой (игры, игрушки, игровое оборудование и другое);

коммуникативной видеофильмы и другое);


(дидактический        материал,        предметы,        игрушк

познавательно-исследовательской и экспериментирования (натуральные предметы и оборудование для исследования и образно-символический материал, в том числе макеты, плакаты, модели, схемы и другое);

чтения художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе

аудиокниги, иллюстративный материал);

  трудовой (оборудование и инвентарь для всех видов труда);

продуктивной (оборудование  и материалы для лепки, аппликации,  рисования и конструирования);

музыкальной (детские музыкальные инструменты, дидактический материал и другое).

   2.4 Способы и направления поддержки детской инициативы

ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДИКИ, ВКЛЮЧАЯ АВТОРСКИЕ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ВОСПИТАТЕЛЯМИ ГРУППЫ

Название технологии, методики

Образовательная область/Виды деятельности

Технология проектной деятельности

Исследовательские, информационные, творческие, игровые, конструктивные, экскурсионные технологии.

Технология экспериментирования

Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие/ игровая, поисково-исследовательская, экспериментирование.

Сказкотерапия

Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие,/игровая.

Технология коллекционирования и музейной технологии

Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое, художественно-эстетическое развитие. 

Здоровье сберегающая технология

Физкультурно-оздоровительное развитие технология развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики, пальчиковая, коррегирующая гимнастика.

Методика Кюизенера

Познавательное развитие, речевое развитие/игровая, конструирование.

Технология портфолио дошкольника

Познавательное развитие, художественно-эстетическое, речевое, социально-коммуникативное развитие.

Игровая технология

Речевое развитие, поисково-исследовательское, игровое, познавательное развитие, экспериментирование.

Технологии декоративно-прикладного искусства

Квиллинг, вытынанка (ажурное вырезывание из бумаги), тряпичная кукла, нетрадиционные методы аппликации, соленое тесто.

Информационно-коммуникативные технологии.

Презентации, подбор иллюстративного материала, оформление стендов, обмен опытом.

Организация проектной деятельности в старшей группе «Знатоки»

Проектная деятельность даёт возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества личности, навыки партнёрского взаимодействия.

Цель реализации проектной деятельности: стимулировать интерес дошкольников к

определённым проблемам, предполагающим владение некоторым запасом знаний, и

через проектную деятельность, показать практическое применение полученных знаний.

Проект

Реализация

проекта

Тип

проекта

Программное содержание проекта

Взаимодействие

с родителями

«Золотая осень»

2022 г. октябрь

Познавательно-исследовательский

Цель: Дать детям элементарные представления об изменениях в природе осенью, о подготовке растений и животных к этому времени года. Развивать у детей интерес к наблюдениям за явлениями природы. Прививать умение сравнивать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Воспитывать у детей бережное отношение к природе

Консультации для родителей «Чем можно занять ребенка на прогулке осенью?»

«Как правильно одеть ребенка осенью?»

 Ознакомление родителей с информационными листами по данным темам.

Конкурс семейных поделок «Осенние фантазии».

«Зимушка-зима»

Декабрь 2022 г.

Познавательно-творческий

Формировать у детей представление о зимних природных явлениях, забавах, праздниках. Расширять и углублять знания детей о зиме, зимних месяцах, явлениях природы, празднике Новый год. Воспитывать бережное отношение к природе.

Информация  для родителей «Как встречают Новый год в разных странах». Проведение мастер-класса «Новогодняя фантазия». Разучивание родителями с детьми новогодних стихов.

«Моя семья»

 Март 2022 г.

Познавательно-творческий

Развивать познавательный интерес, любознательность. Учить называть членов семьи, описывать их по фото, рассказывать о них, рассказывать о помощи родителям.

Выставка рисунков «Моя семья».

«Правила дорожные знать каждому положено»

Май 2022 г.

Творческо-познавательный

2.6. Планирование взаимодействия с семьями детей по реализации образовательной программе ДОУ.

Дата

Мероприятие

Ответственный

Родительские собрания

сентябрь

«Использование игр и игровых упражнений в домашних условиях»

воспитатели

декабрь

«Воспитание у детей заботливого отношения друг к другу»

воспитатели

март

«Семейные традиции»

воспитатели

май

Подведение итогов. «Что мы умеем, чего мы достигли».

воспитатели

Анкетирование родителей

1 раз

в квартал

Мониторинг эффективности образовательной деятельности в ДОУ

старший воспитатель

Консультации, тематические папки- передвижки

1 раз в месяц

Консультации, рекомендации, беседы

воспитатели

1 раз

в неделю

Тематический наглядный материал:

папки-передвижки, буклеты, информация на стенде и т.д.

воспитатели

Организация совместных праздников

апрель

«День здоровья»

инструктор по физ. воспитанию, воспитатели

май

«Папа, мама, Я – спортивная семья»

Инструктор по физ. Воспитанию,воспитатели

Мастер – классы

декабрь

Новогодние фантазии

воспитатели

январь

Резание из бумаги «Вытынанка»

воспитатели

февраль

«Ажурная поделка из бумаги»

воспитатели

Проектная деятельность

октябрь

«Осень золотая»

воспитатели

декабрь

«Зимушка-зима»»

воспитатели

март

«Моя семья»

воспитатели

май

«Правила дорожные знать каждому положено»

воспитатели

3.Организация образовательного процесса в группе

3.1. Описание материально – технического обеспечения Программы

№ п/п

Вид помещения

социально-бытового

и иного назначения

Количество

Наименование оборудования,

ТСО

Количество

1

Прогулочная площадка

1

Веранда

Лавки

Оборудование

1

1

4

2

Игровая комната группы

1

Шкаф для посуды

Шкаф для ирушек

Шкаф секционный

Стол детский

Стул детский

Ковёр

Детская игровая мебель

Колонка

Проектор

Компьютер

1

3

1

9

28

2

1

1

1

1

3

Спальная комната

Группы

1

Кровати

Стул взрослый

Стол письменный

Шкаф для пособий

26

1

1

1

4

Умывальная

1

Шкафчики для полотенчиков

30

5

Раздевальная комната

1

Шкаф для одежды

25

3.2        Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

3.3        Примерный режим и распорядок дня дошкольной группы 5-6 лет

3.4        Модель воспитательно-образовательного процесса

3.5.Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Образовательная область

Название методических пособий

Учебно-методические материалы (дидактические пособия)

Социально-коммуникативное развитие

Буре Р.С. социально-нравственное воспитание дошкольников

(3-7 лет).

Петрова В.И. Стульчик Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет.

Куцаковаа Л.В. Трудовое воспитание в детском саду 3-7 лет.

Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников 3-7лет.

Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения 3-7 лет.

Губанова Т.Ф. Развитие игровой деятельности (раннего возраста, 2 младшая, средняя, старшая, подготовительная группы).

Бухарова Е.Е. ОБЖ для младших дошкольников.

Максимчук Л.В. Что должны знать дошкольники о пожарной безопасности.

Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью.

Горькова Л.Г, Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников.

Серии «Мир в картинках»: «Государственные символы России», «День Победы».

Бордачева И.Ю. Безопасность га дороге. Плакаты для родительского уголка.

Бордачева И.Ю. Дорожные знаки: для работы с детьми 4-7лет.

Ваасилевская Н. «Откуда хлеб пришел»

Вохринцев С. Методическое пособие  с дидактическим материалом. Серия «Окружающий мир».

Познавательное развитие

Веракса Н.Е. Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников 4-7лет.

Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром.

Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением все возрастные группы.

Пономарева И.А. Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Все возрастные группы.

Голицина Н.С. Конспекты комплексно-тематических занятий (средняя группа) интегрированный подход.

М.В. Карпеева «Формирование целостной картины мира. Средняя группа»

О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа»

Серия «Мир в картинках» различные тематики.

Серия «Рассказы по картинкам: «Кем быть», «Мой дом», «Профессии».

Серия Расскажите детям о…»: бытовых приборах, рабочих инструментах, космосе, специальных машинах.

Плакаты различной тематики, раздаточный счетный материал  различной тематики.

Речевое развитие

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Все возрастные группы.

Н.С.Голицына

«Конспекты комплексно-тематических занятий» Средняя группа

И.В. Козина «Лексические темы по развитию речи дошкольников. Средняя группа»

Серия «Грамматика в картинках» различной тематики.

Гербова В.В. Развитие речи (все возрастные группы).

Серия «Рассказы по картинкам»: различной тематики.

Плакаты различной тематики.

Тематический словарь в картинках: различной тематики.

 Художественно-эстетическое развитие

Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, Сфера. Москва 2006

Серия «Мир в картинках»

Плакаты большого формата

Дидактические игры:

«Найди по образцу»

«Дорисуй рисунок»

«Узнай узор»

Картотека музыкальных динамических разминок

Физическое развитие

Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения. Для занятий с детьми 3-7 лет.

Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду: все возрастные группы.

С. Вохринцев Методическое пособие с дидактическим материалом.

Серия «Спорт. Здоровье» Различной тематики; «Спортивный инвентарь», «Зимние виды спорта», «Летние виды спорта».

3.4. Организация образовательной деятельности  с учетом особенностей воспитанников и специфики группы.

Оптимальные условия для развития ребенка – это продуманное соотношение свободной, регламентируемой и нерегламентированной (совместная деятельность педагогов и детей и самостоятельная деятельность детей) форм деятельности ребенка.

Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная

деятельность детей

1) Непосредственная образовательная деятельность

Основные формы: игра, наблюдение, экспериментирование, разговор, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность и др.

2) Решение образовательных задач в ходе режимных моментов.

Разнообразная, гибко меняющаяся предметно-развивающая и игровая среда

Модель организации образовательного процесса на день в средней группе «Знатоки»

Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с семьями

Непрерывная непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Модель ежедневного плана воспитателя

Тема (модуль)______________________________________________________________________________________________

Организация развивающей среды (на неделю) ______________________________________________________________________

Взаимодействие с родителями (на неделю)_________________________________________________________________________

День недели

Режим

(Образовательная деятельность в режимных моментах)

Совместная деятельность взрослого и детей

Групповая,

Подгрупповая

Индивидуальная

 

 

 

 

1 половина дня: утренняя гимнастика, дежурство, завтрак, совместная деятельность

Игровая, коммуникативная, самообслуживание и элементарный бытовой труд, двигательная

 На основе педагогической диагностики 

НОД

Все виды деятельности

Прогулка

Указывается № прогулочной карты, в которой описана прогулка (наблюдение, трудовая деятельность, художественное слово, подвижная игра, экспериментирование)

Подготовка ко сну, сон

Совершенствование КГН, Чтение художественной литературы

На основе педагогической диагностики

Дополнительные образовательные услуги

Кружковая работа.  Игровая, коммуникативная, познавательная, элементарный бытовой труд, двигательная, художественно-эстетическая деятельности

На основе педагогической диагностики

2 половина дня

Игровая, коммуникативная, познавательная, элементарный бытовой труд, двигательная, художественно-эстетическая деятельности

На основе педагогической диагностики

Организация образовательной деятельности детей

Возраст

Детей

Регламентируемая деятельность (ННОД)

Нерегламентированная деятельность, час

совместная

деятельность

самостоятельная деятельность

4—5 лет

40 мин

5,5 – 6

3-4 часа

Организация регламентированной деятельности

Максимально допустимый объем ННОД для старшей группы

Возрастная группа

Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста

Продолжительность ННОД

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки во второй половине дня

4-5 лет

средняя группа

3 часов 20 минут

Не более 20 минут

Не более 40 минут

ННОД   не осуществляется во второй половине дня.

 

Учебный план образовательной деятельности старшей группы «Знатоки»

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная

Область

Приоритетный вид детской деятельности

Количество

В неделю

В месяц

Познавательное

Развитие

Познавательно-исследовательская

Развитие ФЭМП

Ознакомление с окружающим миром

Речевое развитие

Развитие речи

Художественно-эстетическое развитие

Рисование

Аппликация

Лепка

Музыкальная

Физическое развитие

Двигательная

Итого

Примерная циклограмма образовательной деятельности на неделю

Средняя группа (4-5 лет)

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

1 половина дня

1Пальчиковая игра

2. Наблюдения за комнатными растениями, опыты, труд.

3. Д/и (развитие речи)

4.самостоятельная игровая деятельность

1.Д/и по развитию творчества, воображению. Индивидуальная работа (развитие речи – ЗКР, словарь, связная речь).

2. Игры на развитие мелкой моторики.

3. Самостоятельная художественная деятельность

1.Д/и математические

Беседа

2. Наблюдения за комнатными растениями, опыты, труд.

3.Д/и с правилами.

4.самостоятельная игровая деятельность

1.Д/и словесные с мячом Индивидуальная работа (РЭМП)

2. Д/и на развитие слухового внимания.

3. Самостоятельная художественная деятельность

1.Пальчиковые игры Д/и (РЭМП)

2.Индивидуальная работа (изодеятельность)

3. Рассматривание иллюстраций, репродукций.

ННОД

В соответствии с перспективным планированием ННОД и расписанием

Прогулка

Прогулочная карта №…

Обед

Организация культурно-гигиенических процедур, совместная деятельность детей, самостоятельная деятельность детей

Сон

Чтение перед сном, беседы о пользе сна, закаливающие процедуры, гимнастика после сна

2 половина дня

1.Сюжетно-ролевая игра.

2. Конструктивные игры.

3. Работа в книжном уголке.

1.Сюжетно-ролевая игра.

2. Интеллектуальные игры.

3. Работа в физкультурном уголке.

4. Строительные игры.

1.Сюжетно-ролевая игра.

2. Развлечения, досуги.

3. Игры с правилами.

4.Самостоятельная художественная деятельность.

1. Творческая мастерская

2.Беседа ОБЖ (1 раз в месяц), О культурном поведении и т.д

3. Театрализованные игры.

4.Рассматривание иллюстраций, репродукций

1.Сюжетно – ролевая игра

2.Д/и (музыкальные).

3. Хозяйственно-бытовой труд

4. Строительные игры

Часть формируемая участниками образоват. отношений

Кружок «Здоровые ножки»

Игры – эксперименты Кружок «Юные экспериментаторы»

Кружковая работа «Шашечные баталии»

Комплексно-тематическое планирование средняя группа

Организация оптимального двигательного режима для средней группы

Формы работы

Средней  группа

1. Подвижные игры во время утреннего приема детей

Ежедневно 10-12 мин.

2. Утренняя гимнастика

Ежедневно 10-12 мин.

3.Физкультминутки

По необходимости на обучающих занятиях 2-3 мин.

4. Музыкально-ритмические движения

На музыкальных занятиях 12-15 мин

5. Физкультурные занятия

3 раза в неделю 20 мин.

7. Профилактика и коррекция плоскостопия и нарушения осанки

Подгрупповым методом 1 раз в неделю 8-10 мин.

8. Подвижные игры:

- сюжетные;

- бессюжетные;

- игры-забавы;

- соревнования;

- эстафеты.

Ежедневно не менее двух игр по 10-12 мин.

9. Игровые упражнения

Ежедневно по 8-10 мин.

10. Оздоровительные мероприятия:

- гимнастика после сна

Ежедневно 8-10 мин.

11. Физические упражнения и игровые задания, в том числе:

- артикуляционная гимнастика

- пальчиковая гимнастика

Ежедневно 10-12 мин.

12. Физкультурный досуг

1 раз в месяц 30 мин.

13. Спортивный праздник

2 раза в год до 50 мин.

14. Дни здоровья

По плану

15. Самостоятельная двигательная активность

Ежедневно под руководством воспитателя в зависимости от индивидуальных потребностей ребенка

Организация проведения мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения ООП ДО

Содержание

Возрастные группы

Средняя группа

Анализ адаптации

По мере поступления ребенка в ДОУ

Сроки проведения диагностики

6.10.14 -12.10.14

20.04.15 – 26.04.15

Анализ уровня двигательной подготовленности, развития физических качеств

6.10.14 -12.10.14

20.04.15 – 26.04.15

Анализ заболеваемости

1 раз в квартал

Анализ диагностики психологической готовности детей к обучению в школе

Май 2015

Организация работы в летний оздоровительный период

Летний оздоровительный период – 01.06.2023 г – 31.08.2023 г;

 В летний оздоровительный период проводится образовательная деятельность только художественно – эстетического и физкультурно-оздоровительного направлений (музыкальные, спортивные, изобразительного искусства).

Оздоровительная работа с детьми в летний оздоровительный период

Название мероприятий

Ответственный

Сроки

1

Максимальное пребывание детей на свежем воздухе:

•        утренний прием,

•        оздоровительный бег,

•        утренняя зарядка,

•        танцы,

•        физкультурные занятия,

•        досуги, развлечения.

Рук. Физ.воспитания,

Воспитатели групп

В течение ЛОП

2

Создание условий для повышения двигательной активности детей на свежем  воздухе за счет разнообразия атрибутов выносного материала, нетрадиционного физкультурного оборудования.

Рук. Физ.воспитания,

Воспитатели групп

В течение ЛОП

3

Осуществление различных видов закаливания

/ воздушные, водные, солнечные ванны – по погоде;

босохождение по песку, по траве – при температуре воздуха выше 23 *, контрастное обливание ног/.

Рук. Физ.воспитания,

Воспитатели групп

В течение ЛОП

4

Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми по развитию основных видов движения на прогулке.

Рук. Физ.воспитания,

Воспитатели групп

В течение ЛОП

5

Ежедневное включение в меню овощей, соков, фруктов.

Мед.сестра

В течение ЛОП

6

Проведение антропометрических измерений

Мед.сестра

В течение ЛОП

Тематическое планирование на летний оздоровительный период

Сроки

Содержание

Мероприятие

02.06. -08.06.

Планета Детства

День Защиты детей

09.06. – 16.06.

Россия – Родина моя

Праздник  Русской  березки

17.06. – 22.06.

Правила дорожного движения

Путешествие Лунтика

23.06. – 29.06.

Мама, папа, я – здоровая семья

Праздник  семьи

30.06. – 06.07.

Наши любимые сказки

Проект «Любимые сказки»

07.07. – 13.07.

Солнце, воздух и вода – мои лучшие друзья!

Подвижные игры на воздухе

14.07. – 03.08.

Каникулы

04.08.– 10.08.

Наши руки не знают скуки

Конкурс творческих поделок и рисунков

11.08.– 17.08.

Чтобы мир был безопасным

Игра «Мир безопасности»

18.08. – 24.08.

Туристическая неделя

Туристический поход

25.08. – 31.08.

До свиданья, лето!!!

Праздник «До свиданья лето!»

Организация совместной деятельности взрослого с  детьми

в летний оздоровительный период

Содержание деятельности

Сроки выполнения

Ответственные

1

Праздник «День Защиты детей»

02.06.2022

Савенкова Н.С.

Огнева Н.А

2

Физкультурная и музыкальная деятельность

1 раз в день

согласно циклограмме

Прошунина Т.Н,

Ларкина Т.П.

3

Развлечения во всех возрастных группах

1 раз в неделю

Воспитатели

4

Работа с детьми по ОБЖ и ПДД и предупреждению травматизма

1 раз в неделю

Воспитатели

5

Музыкальные и физкультурные развлечения

1 раз в неделю поочередно

Прошунина Т.Н,

Ларкина Т.П.

6

Игровая деятельность

Ежедневно

Воспитатели

7

Экскурсии, целевые прогулки

В течение ЛОП

Воспитатели

8

Организация детских зон по интересам

В течение ЛОП

Воспитатели

9

Организация совместной деятельности детей и взрослого по ручному труду, ИЗО – деятельности и т.п.

В течение ЛОП

Воспитатели

10

Создание условия для самостоятельной деятельности детей

В течение ЛОП

Воспитатели

11

Закрепление в беседах, играх, совместной деятельности правил культурного поведения и соблюдения правил личной гигиены

В течение ЛОП

Воспитатели

3.5. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий в группе

Время проведения

Мероприятие

Сентябрь

Развлечение «День знаний»

Октябрь

Развлечение «Осеннее путешествие»

Ноябрь

Праздник «День Матери»

Декабрь

Акция «Покормите птиц зимой»

Новогодний утренник

Январь

Развлечение «Калядки»

Февраль

Развлечение «День Защитника Отечества»

Март

Праздник «8 Марта»

Апрель

День Открытых дверей

Праздник «День Победы»

Май

Викторина по русским народным сказкам

3.6. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Центр

Оборудование

«Центр искусств»

Двусторонний мольберт, соответствующие росту детей, размер рабочей площади –67х62 см, полка для  занятий по ИЗО (красочки, карандаши, стаканчики-непроливайки), пластилин, раскраски, восковые карандаши, мелки, гуашь.

«Центр строительства»

Напольный мягкий крупный  модульный конструктор, мелкие: деревянные, пластмассовые, металлические, магнитные конструкторы.

«Литературный центр»

Полка-витрина для детских книг, тематические словари по всем темам модулей программы, альбомы, наборы картинок, иллюстраций.

«Центр сюжетно-ролевых игр-драматизаций, музыкальный центр»

Кукольный уголок для с-р игры «дом»: телевизор, куклы, посуда, бытовая техника; сумки, кошельки, тележка супермаркета и т.д.; «парикмахерская» с полным набором предметов заменителей для парикмахера, уголок ПДД : машины, парковки, светофор, руль от машины на подставке, дидактические и подвижные игры.
Театральный центр с кукольными театрами: «Волк и семеро козлят», «Курочка ряба», «Репка», пальчиковыми куклами, куклами рукавичками сделанными руками родителей, героями сказок, сделанных из носков.

Музыкальный центр: набор музыкальных инструментов, шумелки, сделанные руками родителей, набор ключей, заменяющих колокольный звон.  

«Центр экспериментирования»

Подборка познавательных книг. Альбомы «Дикие животные», «Из чего сделаны предметы»

Тематические коллекции крышечек, тканей.

Новые приборы: магниты разных размеров, компас, секундомер, линейки, микроскоп.

Природные материалы:

камешки, ракушки, семена, образцы почвы и бумаги;

новые вещества: пищевые красители, сода, мука;

Дидактические игры: «Времена года», «Какой предмет отбрасывает тень?», «Что будет если эти предметы нагреть?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по реализации образовательной программы дошкольного учреждения в старшей группе с детьми с ОНР на 2016-2017 уч.год

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса старшей группы Частного образовательного дошкольного учреждения «Детский сад» №196 ОАО «РЖД»....

"Зелёный огонёк" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей старшей группы

Данная программа разработана с целью:  снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;- сохранение здоровья детей и взрос...

Рабочая программа по реализации образовательной программы старшая группа

Цель рабочей программы:·         Развитие личности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в различных видах общения и деятельн...

Рабочая программа по реализации образовательной программы дошкольного образования группы общеразвивающей направленности старшего возраста 5-6 лет

Основу организации образовательного процесса составляет комплексно-тематический принцип планирования. Основные формы реализации образовательного процесса связаны с ведущей игровой деятельностью. Решен...

Рабочая программа по реализации образовательных областей в группе комбинированной направленности № 10 «Мальвина» старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) с интеграцией детей с ТНР Срок реализации Программы: 1 год

Рабочая программа по реализации образовательных областей в группе комбинированной направленности  №  10 «Мальвина» старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет)  с интеграци...