"Фитбол - гимнастика, как один из способов здоровьесбережения"
учебно-методический материал

Куркова Татьяна Михайловна

Приобщение детей к здоровому образу жизни. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fitbol_seminar.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

Фитбол – гимнастика, как один из способов здоровьесбережения

Уменьшение количества детей старшего дошкольного возраста с первой группой здоровья связано с минимизацией двигательной активности, увеличением занятий, связанных с подготовкой детей к обучению в школе. Поиск педагогами современных здоровьесберегающих технологий на сохранение, поддержание и обогащение здоровья всех субъектов педагогического процесса и реализации данных технологий в условиях охраны и укрепления здоровья детей, обогащения двигательного опыта, последовательного овладения техникой основных движений формируют у детей, родителей, педагогов стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, стремление к физическому совершенствованию

Современные исследования здоровьесберегающих технологий обозначены в концепциях, определяющих сущностную основу здоровья и здорового образа жизни (Л.Н. Волошина, В.Г. Макаренко, Т.Ф. Орехова,       С.Б. Шарманова и др.)

ЦЕЛЬ:  внедрение фитбол-гимнастики, повышение эффективности физкультурно- оздоровительной работы ДОУ посредством комплексного воздействия фитболов на детский организм для достижения максимального оздоровительного эффекта и профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата.

ЗАДАЧИ:

Оздоровительные:

  1.  Укрепление здоровья детей, включающее формирование опорно-двигательного аппарата, стимулирование функций сердечно-сосудистой, дыхательной систем и координационных способностей.
  2.  Создание основы для нормального роста и полноценного развития ребенка  путем целесообразной двигательной активности и закаливающих мероприятий.
  3.  Приобщение детей к здоровому образу жизни, выработка потребности в регулярных занятиях физической культурой.
  4.  Совершенствовать эмоциональную сферу дошкольников.

Образовательные:

  1. Формировать познавательную сферу посредством выполнения двигательных действий, а так же познание собственного тела и его многочисленных возможностей
  2. Развивать музыкально-ритмические и творческие способности детей, речь
  3. Стимулировать развитие психических, познавательных процессов, эмоций
  4. Приобщение детей к здоровому образу жизни и безопасному поведению.

Воспитательные:

  1. Воспитывать нравственно-волевые качества личности, отзывчивость, дисциплинированность, взаимопомощь, ответственность, самостоятельность.
  2. Формировать навыки самоконтроля и самооценки, саморегуляции поведения, двигательной рефлексии.
  3. Совершенствовать эмоционально-волевую сферу, коммуникативные навыки.

Одной из эффективных современных здоровьесберегающих технологий является фитбол-гимнастика, которая направлена на сохранение и стимулирование здоровья старших дошкольников. Фитбол – это новый вид спорта в российской практике, но уже получивший широкое распространение среди взрослых и детей. Включает в себя как танцевальное (фитбол-аэробика), так и силовое направления (фитбол-гимнастика), когда тренируются практически все мышцы. На первый взгляд, довольно простые физические упражнения, когда дети и взрослые прыгают на больших мячах. На самом деле требуется определённая ловкость и сила, чтобы удержаться на мяче и сохранять правильную осанку.

Фитбол в переводе с английского - «мяч для опоры», упражнения на котором тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений и функцию равновесия, оказывают стимулирующее влияние на обмен веществ организма, активизируют моторно-висцеральные рефлексы. Вибрация при выполнении упражнений и амортизационной функции мяча улучшают обмен веществ, кровообращение и микродинамику в межпозвонковых дисках и внутренних органах, способствует разгрузке позвоночного столба, мобилизации различных его отделов, коррекции лордозов и кифозов.

Занятия на фитболах по своему физиологическому воздействию способствуют лечению остеохондроза, сколиоза, неврастении, астеноневротического синдрома и др., проводятся в специализированных, коррекционных и реабилитационных медицинских центрах.

Мяч имеет форму шара, большая поверхность соприкосновения с ладонью дает полноту ощущения. Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на мячах влияет на развитие физических качеств и познавательных способностей дошкольников.

С дошкольного возраста следует развивать и тренировать вестибулярные функции (большое значение имеет нормальное функционирование мозжечка, который является двигательным мозгом ребенка). Занятия с детьми 5-7 лет на фитболах укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, способствуют формированию правильного дыхания, моторных функций, но главное формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки, позволяют эффективнее освоить разнообразные двигательные умения и комплексно развивать физические качества детей.

Остановимся на особенностях организации и проведении занятий с детьми 5-7 лет на фитболах.

Мяч может использоваться на физкультурных занятиях (блок гимнастика), секционных занятиях (2 раза в неделю по 25-30 мин. во второй половине дня), лечебной физкультуре в комплексах упражнений фитбол-гимнастики как предмет, снаряд или опора. Дети могут не только выполнять предложенный педагогом комплекс упражнений на мяче, но и использовать его в качестве сиденья, игрушки, отягощения и т.п. Упражнения на фитболах выполняются из разных исходных положений: сидя на мяче, лежа на полу, лежа спиной на мяче или на животе с опорой о пол руками или ногами, стоя рядом, а также упражнения в движении, различные виды бросков.

Комплексы упражнений на мячах в зависимости от поставленных частных задач и подбора средств могут иметь различную направленность:

- для укрепления мышц рук и плечевого пояса;

- для укрепления мышц брюшного пресса;

- для укрепления мышц спины и таза;

- для укрепления мышц ног и свода стопы;

- для увеличения гибкости и подвижности в суставах;

- для развития функции равновесия и вестибулярного аппарата;

- для формирования осанки;

- для развития ловкости и координации движений;

- для развития координации и пластичности;

- для расслабления и релаксации, как средств профилактики различных заболеваний (опорно-двигательного аппарата, внутренних органов).

Комплексы упражнений могут выполняться под музыкальное сопровождение в зависимости от направления педагогических задач: для развития мышечной силы, гибкости, быстроты движений, выносливости, координационных способностей. При этом создаются условия для анатомического воздействия на определенные мышечные группы, суставы, связки, внутренние органы и органы чувств. Необходимо следить, чтобы ребёнок дышал ровно, не выполнял упражнения, которые причиняют ему боль или дискомфорт.

На занятиях используют фитболы различного диаметра, в зависимости от возраста и роста занимающихся.  Если при посадке на мяч угол между бедром и голенью равен или чуть больше 90°, значит, мяч подобран правильно. Острый угол в коленных суставах создает дополнительную нагрузку на связки этих суставов и ухудшает отток венозной крови, особенно если упражнение выполняется сидя на мяче. Для занятий с детьми дошкольного возраста мяч должен быть не сильно упругим.  Мяч рекомендуется надувать при комнатной температуре с помощью ручного и ножного насосов, используя при этом специальный клапан-переходник. Важно чтобы диаметр не превышал размер, указанный на упаковке.

 В табл. 2. представлен один из комплексов упражнений с мячами.

Таблица 2

Комплекс упражнений с фитболами

Упражнение

Дозировка

Организационно- методические указания

1.«Неваляшки»

И.п. - сидя на мяче.

Махи руками, «ножницы», рывки, повороты и наклоны головы вперёд, вправо, влево.

5-7 раз

Удерживать равновесие

2. «Летающий мячик»

И.п. – стока ноги врозь, мяч вверху.

1, 3 – наклонит вправо (влево);

2,4 – и.п.

5-7 раз

Удерживать равновесие

3. «Самолёт»

И.п. - лёжа на животе (на мяче), ноги врозь на полу.

1-3 - прогнуться назад, руки в стороны;

4- и.п.

5-7 раз

Руки в стороны

В полёт отправляем самолёт.

Понесёмся над лесами,

А потом вернёмся к маме.

Задержаться в положении руки в стороны.

4. «Крокодильчик»

И.п. - лёжа на животе (на мяче).

1-4 - проползти вперёд на руках;

5-8 - вернуться в и.п.

5-7 раз

 

5. «Экскаватор»

И.п. - лёжа на полу, мяч зажат между ног.

1-4 - перенести мяч за голову;

5-8 - вернуться в и.п.

5-7 раз

Экскаваторщик ковшом

Землю загребает,

А потом в другое место

Ловко высыпает.

В итоге, фитбол-гимнастика представлена как современная здоровьесберегающая технология на сохранение и стимулирование здоровья детей старшего дошкольного возраста.

Выделены, экспериментально проверены комплексы упражнений на занятиях фитбол-гимнастикой с детьми старшего дошкольного возраста, которые укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, способствуют формированию правильного дыхания, моторных функций, формируют навык правильной осанки, влияют на развитие координационных способностей детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский фитнес как один из способов здоровьесбережения

Иногда трудно заставить ребенка целенаправленно заниматься физическими упражнениями. Ему должно быть интересно это делать не потому, что "надо" и "полезно", а потому , что ему это нравится. На занятии...

Игровой стретчинг, как один из способов здоровьесбережения в ДОУ.

Физкультурные занятия являются основной организационной формой физкультурно-оздоровительной работы. Именно они должны стать основным средством оздоровления детей и профилактик различных заболеваний. В...

Консультация для педагогов "Фитбол – гимнастика, как один из способов здоровьесбережения "

Дети, занимающиеся фитбол - гимнастикой, меньше болеют, у них улучшается осанка, внимание, настроение,  появляется чувство радости, удовольствия. На положительном эмоциональном фоне быстрее и эфф...

Детский фитнес как один из способов здоровьесбережения

Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная важная привычка. Здоровые дети – самая главная наша ценность, это наше будущее. Проблема здоровья подрастающего поколения дошкольников – одна ...

Применение инновационных здоровьесберегающих технологий игрового стретчинга и фитбол - гимнастики, как один из способов модернизации физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ

Аннотация Заболеваемость растет с каждым годом, несмотря на все достижения медицины, и при этом «молодеет»: уже среди воспитанников детских садов многие дети страдают хроническими заболева...

Семинар-практикум для воспитателей ДОО «Фитбол - гимнастика, как один из способов здоровьесбережения»

Цель: формирование и расширение представлений педагогов об основных правилах организации двигательных упражнений на фитболах с детьми дошкольного возраста и практическом их выполнении.Задачи:...