Cтатья "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры"
статья
Приобщение детей к истокам русской народной культуры даёт следующие результаты:
У детей расширяются знания о многообразии народных праздников и традиций.
Формируются первые представления о культуре своего народа.
Обогащается словарный запас народным фольклором: дети знают потешки, заклички, пословицы и поговорки, народные сказки и песни.
Формируются двигательные навыки благодаря подвижным играм, пляскам, хороводам.
Формируются представления о морально-нравственных ценностях: доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваге.
Развиваются коммуникативные навыки: уважительное отношение к взрослым, сверстникам и малышам, чувство коллективизма.
Развивается эмоционально-волевая сфера.
Воспитываются патриотические чувства и любовь к Родине, своему народу, к родной природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_priobshchenie_dosh-ov_k_istokam_russkoy_narodnoy_kultury.docx | 18.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»
Подготовила:
А.Ю. Михеева
Воспитатель высшей кв. категории
В наше время стоит задача формирования духовного мира человека , возрождение и расцветание культурных традиций народов России. Не секрет, что Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушаются традиции, связывающие старшее и младшее поколение. В связи с этим встает вопрос о том, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать свое место в мире природы, других людей, других народов.
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем. Эту проблему могут и должны решить все те, кто имеет отношение к детям. Дошкольный возраст – это период активного познания мира и человеческих отношений, формирование основ личности будущего гражданина.
Мною было принято решение не нарушать традиции нашего народа, и приобщать детей дошкольного возраста к русской народной культуре. Наши дети должны быть участниками традиционных на Руси праздников. Петь русские народные песни, водить хороводы, играть в любимые народные игры, это значит сохранять традиции и обычаи наших предков. Моя задача, как педагога – научить детей проявлять сочувствие, понимание, быть неравнодушными в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие.
Народное искусство может быть включено в самые различные формы работы с детьми: в оформление помещения, где живут и играют дети, праздники и досуги, игры детей и занятия. Дети становятся активными участниками народных праздников. Так же активными участниками совместно с педагогами детского сада становятся и родители. Приобщение детей к русской народной культуре осуществляется посредством взаимосвязи дошкольного учреждения с социальными партнерами, семьями наших воспитанников.
Данная работа позволяет воспитывать у дошкольников патриотические чувства через приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Таким образом были применены следующие формы работы по приобщению к истокам русской народной культуры:
Чтение народных и авторских сказок, литературных произведений, легенд.
Циклы занятий по приобщению детей к истокам народной культуры.
Знакомство с календарными народными праздниками.
Тематические выставки детского творчества.
Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц.
Дидактические игры.
Экскурсии
Проведение праздников, развлечений, досугов, ярмарок, народных гуляний.
Оформление в группе мини-музея народных ремёсел, русской избы
Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству
Театрализованная деятельность
Самостоятельная деятельность детей.
Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен
Использование народных игр, в том числе хороводных.
Работа велась по следующим направлениям:
Первое направление предусматривает знакомство с национальным бытом, то есть «Знакомство с русским народным костюмом», «Знакомство с русской народной кухней» и тд. В результате дети начинают понимать сущность русской народной культуры, её особенность, самобытность, расширяя тем самым представления детей о русской народной культуре. А так же окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, должны быть национальными. Это позволяет детям понять, что они – часть великого русского народа.
Второе направление – знакомство дошкольников с русской народной игрушкой. Игрушка – непременная принадлежность детства. Во все исторические эпохи игрушка связана с ребёнком. Народная игрушка сохраняет национальные особенности народного творчества. В связи с этим игрушка становится могучим средством, с помощью которого ребёнок эмоционально осмысливает окружающий мир, развивает свои способности, формирует мышление.
Третье направление – знакомство детей с русскими народными промыслами. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Народные художественные промыслы раскрывают исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и являются частью его истории.
Четвертое направление – знакомство детей с особенностями русских народных игр. Хочется отметить, что игры не носят соревновательный элемент, а наоборот, способствуют сплочению, умению выполнить совместные движения. В русских народных играх используем заклички, считалки, приговорки.
Пятое направление – знакомство с традициями. Знакомство проходит через беседы, викторины, развлечения, просмотр видеороликов и презентаций, чтение художественной литературы и праздники, такие как: «В гостях у бабушки Загадушки», «Широкая масленица», «Праздник деревянной ложки», «Праздник русской берёзки», «Ярмарка народных игрушек» и др.
В течение года дети в игровой, занимательной форме уточняют и закрепляют полученные знания о различных областях русской народной культуры. Особое место в этот период занимает практическая деятельность детей.
Немаловажную роль при этом играет создание предметно-развивающей среды. В группе создан мини музей «Русских народных промыслов », «Русская изба», где дети получают и пополняют знания о самобытности, колорите русского народа, русской души, русского характера. Где накоплен богатый материал: дидактические игры и пособия по ознакомлению детей с русским народным костюмом, русской народной кухней, народными играми, промыслами, бытом. В группе много детских книг, раскрасок, дидактических игр, папок - передвижек по теме.
По ознакомлению детей с русским народным творчеством можно рекомендовать чтение художественной литературы, так как дети любят слушать сказки, прибаутки, потешки, песенки, считалки, заклички. От них веет добром, теплом, лаской. Можно использовать это в режимных моментах: (мытье рук, укладывание на сон, при одевании и раздевании).
В этой работе огромная поддержка необходима со стороны родителей.
Впереди много целей и есть над чем работать. Но главное то, чего я добилась – это огонёк заинтересованности в глазах детей и родителей, желание узнавать что-то новое, сотрудничать, воспитывать и развивать все это дальше!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет "Приобщение дошкольников к истокам народной культуры":«Психолого-педагогические аспекты приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры».
Выступление на педсовете "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры" (краткая форма)....
Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством устного народного творчества
Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем ...
Проект Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.
quot;Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". И потому, каждая сказка несет в себе главную мысль: беречь то, что нас окружает, быть настоящим другом, помогать друг - другу, смело боро...
Консультация «Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.»
Консультация «Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.» была подготовлена к проекту " Русская народная сказка – как средство приобщения дошко...
«Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры»
laquo;Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры»...
«Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры»
Воспитание народной сказкой....
Проект «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, через знакомство с русской избой, народными промыслами России» (2019-2021гг.)
Тип проекта: познавательно-творческийПродолжительность: долгосрочный(октябрь 2019 – февраль2021)Участники проекта: дети подготовительной группы №7, воспитатели, музыкальный руководитель, р...