Проект по финансовой грамотности «Куда мама тратит деньги»
проект (старшая группа)

Моисеева Ольга Сергеевна

 

Актуальность:

Ребята нашей группы очень часто задают вопросы: «Куда мама тратит

деньги?», «Почему вчера деньги были, а сегодня нет?». Статистика

показывает, что многие семьи имеют достаточно ограниченный бюджет и

живут «от зарплаты до зарплаты». Дети просят купить у родителей игрушки

или сладости, но слышат в ответ: «Денег нет!», что нередко вызывает

негативные эмоции, капризы.

Фото «Куда мама тратит деньги»

Исходя из этой проблемы возник наш проект, в ходе которого было решено

сформировать у детей первичные элементарные представления об

экономических понятиях: потребностях, доходах и расходах семьи, товарах и

услугах, а также личностных качествах финансово грамотного человека:

бережливость, организованность.

Проект по финансовой грамотности - фото

Цель проекта: расширение экономического кругозора дошкольника,

представлений о таких экономических качествах, как трудолюбие,

бережливость, хозяйственность, экономность.

Проблема: дети не имеют достаточных представлений об экономических

понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена.

Ожидаемые результаты: начало взаимодействия детей и родителей в

сфере личных финансов. На занятиях в игровой форме, через

интересный и познавательный сюжет дети познакомятся со сложными

финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполнят задания

по финансовой грамотности.

Паспорт проекта:

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

По содержанию: педагог, ребенок и родители.

Участники проекта: дети – педагоги – родители

По количеству участников: групповой

По продолжительности реализации проекта: краткосрочный

Продукт проекта: изготовление лэпбука «Азбука финансов», создание

картотеки дидактических игр, изготовление банкомата.

Цели и задачи проекта:

Для педагогов:

1. Сформировать у детей понятие «семейный бюджет».

2. Воспитывать социально-нравственные качества: бережливость,

смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела,

осуждать жадность и расточительность.

3. Помочь детям осознать роль денег в жизни людей.

4. Обогащать и активизировать словарный запас.

Для детей:

1. Проявлять уважительное отношение к труду взрослых.

2. Научиться находить отличительные и сходные признаки между

монетой и банкнотой.

3. Узнать, как расходуется семейный бюджет.

Для родителей:

1. Активно подключиться к созданию картотеки дидактических игр по

финансовой грамотности.

2. Принимать активное участие в совместной деятельности с детьми.

3. Активизировать детей относиться бережно к вещам с целью

экономии семейного бюджета.

На первом этапе мы с детьми обсудили, что такое деньги и как их получают

взрослые. Ребятам были заданы следующие вопросы: «Всегда ли

расплачивались деньгами?», «Почему нельзя брать любые вещи без

оплаты?», «Почему родители должны платить за коммунальные услуги?».

На этапе планирования деятельности, определения форм и методов работы,

мы с детьми обсудили, что мы хотели бы узнать, что мы сделать в детском

саду, а что они будут делать дома с родителями. Исходя из этого был

составлен план мероприятий.

План мероприятий по реализации проекта:

1. Беседа

- На что люди тратят деньги?

- Из чего складывается бюджет семьи?

- На чём можно сэкономить?

- Всё ли можно купить за деньги?

- Как накопить на любимую игрушку?

2. Чтение произведений Романов А. «Чудеса в кошельке», К. И. Чуковский «Муха цокотуха», сказки Б. В. Минина «Доверчевый зайчик», «Муравей и старый горшочек, отрывок из сказки «Приключение Буратино», «Али-баба и

сорок разбойников» ,Т. В. Грековой «Клад»,«Золотая антилопа»

3. Мультфильмы С. Михалков «Как старик корову продавал», «Простоквашино. Клад», «Уроки тетушки совы», «Азбука финансовой грамотности со Смешариками»

4. Продуктивная деятельность: Атрибуты к сюжетно-ролевой игре; изготовление чеков, банковских карточек для с/р игры «Супермаркет». «Магазин», «Сберегательный банк»;

5. Обсуждение пословиц: Копейка к копейке – проживет семейка, Денежки труд любят, По работе деньги, Не имей сто рублей, а имей сто друзей, Деньги счет любят, Бережливость не скупость, Считай деньги в своем кармане. Кто долго спит, то денег не скопит.

Фото №1 Ребята нашей группы очень часто задают вопросы Куда мама тратит деньги Почему вчера

6. Рассматривание денежных купюр и монет

7. Рисование на тему «Сказочные деньги», «Банк будущего», «Места торговли:

ярмарки, магазин, рынок» «Копилка для монет»

8. Конструирование из бумаги «Кошелек»

9. Беседа «Что значит быть бережливым?»

10. Составление рассказов «Мы ходили в магазин»

11. Дидактические игры: «Что можно купить на деньги», «Выбери товар», «Хочу и надо», «Доходы», «Мы идем в магазин», «Обмен и покупка»

12. Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

На четвёртом этапе мы приступили к выполнению намеченных задач и

каждый день помечали, что мы сделали, обсуждали и работали над

ошибками. Мы беседовали о том, для чего нужны деньги, почему нужно за

всё платить, о профессиях родителей и кем хотят стать дети, когда вырастут);

играли в интересные дидактические и сюжетно-ролевые игры.

Семьи Кукушкиных, Хлестковых, Румянцевых и Кузнецовых сняли

домашние видеоролики по интересующей нас теме. Также родители помогли

создать картотеки дидактических игр по финансовой грамотности.

На пятом этапе мы проанализировали нашу работу, отметили с детьми, что

мы узнали нового о финансах. Выяснили, что деньги нужны всем. Родители в

свою очередь дома с детьми провели беседы о бюджете семьи.

Заключительный этап нашего проекта – это его защита, которую мы

представили сотрудникам детского сада. А так как презентация проекта

прошла в период подготовки к Новому году, решили и новогодний утренник

завершить необычно – подарки дети получали из сделанного нами

подаркомата.

В заключении мы отметили, что работа над проектом была результативной и

очень увлекательной для детей.

Фото №2 Все о деньгах для детей деньги были а сегодня нет

Значительно активизировалась речь детей,

они узнали много новых слов, узнали многое о финансовой грамотности. А

главное – дети стали бережнее относится к своим вещам и игрушкам,

перестали просить у родителей каждый день покупать им новую игрушку

или сладости, тем самым экономя бюджет своей семьи.

В перспективе – продолжить начатую работу в старшей группе, усложнив

задачи обучения детей основам финансовой грамотности, включив их в

разные виды деятельности.

Фото №3 Статистика показывает что многие семьи имеют достаточно ограниченный бюджет и живут от зарплаты до зарплаты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansy.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

Ребята нашей группы очень часто задают вопросы: «Куда мама тратит

деньги?», «Почему вчера деньги были, а сегодня нет?». Статистика

показывает, что многие семьи имеют достаточно ограниченный бюджет и

живут «от зарплаты до зарплаты». Дети просят купить у родителей игрушки или сладости, но слышат в ответ: «Денег нет!», что нередко вызывает негативные эмоции, капризы.

Исходя из этой проблемы возник наш проект, в ходе которого было решено сформировать у детей первичные элементарные представления об

экономических понятиях: потребностях, доходах и расходах семьи, товарах и услугах, а также личностных качествах финансово грамотного человека: бережливость, организованность.

Цель проекта: расширение экономического кругозора дошкольника,

представлений о таких экономических качествах, как трудолюбие,

бережливость, хозяйственность, экономность.

Проблема: дети не имеют достаточных представлений об экономических

понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена.

Ожидаемые результаты: начало взаимодействия детей и родителей в

сфере личных финансов. На занятиях в игровой форме, через

интересный и познавательный сюжет дети познакомятся со сложными

финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполнят задания

по финансовой грамотности.

Паспорт проекта:

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

По содержанию: педагог, ребенок и родители.

Участники проекта: дети – педагоги – родители

По количеству участников: групповой

По продолжительности реализации проекта: краткосрочный

Продукт проекта: изготовление лэпбука «Азбука финансов», создание

картотеки дидактических игр, изготовление банкомата.

Цели и задачи проекта:

Для педагогов:

1. Сформировать у детей понятие «семейный бюджет».

2. Воспитывать социально-нравственные качества: бережливость,

смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела,

осуждать жадность и расточительность.

3. Помочь детям осознать роль денег в жизни людей.

4. Обогащать и активизировать словарный запас.

Для детей:

1. Проявлять уважительное отношение к труду взрослых.

2. Научиться находить отличительные и сходные признаки между

монетой и банкнотой.

3. Узнать, как расходуется семейный бюджет.

Для родителей:

1. Активно подключиться к созданию картотеки дидактических игр по

финансовой грамотности.

2. Принимать активное участие в совместной деятельности с детьми.

3. Активизировать детей относиться бережно к вещам с целью

экономии семейного бюджета.

На первом этапе мы с детьми обсудили, что такое деньги и как их получают

взрослые. Ребятам были заданы следующие вопросы: «Всегда ли

расплачивались деньгами?», «Почему нельзя брать любые вещи без

оплаты?», «Почему родители должны платить за коммунальные услуги?».

На этапе планирования деятельности, определения форм и методов работы, мы с детьми обсудили, что мы хотели бы узнать, что мы сделать в детском саду, а что они будут делать дома с родителями. Исходя из этого был

составлен план мероприятий.

План мероприятий по реализации проекта:

1. Беседа

- На что люди тратят деньги?

- Из чего складывается бюджет семьи?

- На чём можно сэкономить?

- Всё ли можно купить за деньги?

- Как накопить на любимую игрушку?

2. Чтение произведений Романов А. «Чудеса в кошельке», К. И. Чуковский «Муха цокотуха», сказки Б. В. Минина «Доверчевый зайчик», «Муравей и старый горшочек, отрывок из сказки «Приключение Буратино», «Али-баба и

сорок разбойников» ,Т. В. Грековой «Клад»,«Золотая антилопа»

3. Мультфильмы С. Михалков «Как старик корову продавал», «Простоквашино. Клад», «Уроки тетушки совы», «Азбука финансовой грамотности со Смешариками»

4. Продуктивная деятельность: Атрибуты к сюжетно-ролевой игре; изготовление чеков, банковских карточек для с/р игры «Супермаркет». «Магазин», «Сберегательный банк»;

5. Обсуждение пословиц: Копейка к копейке – проживет семейка, Денежки труд любят, По работе деньги, Не имей сто рублей, а имей сто друзей, Деньги счет любят, Бережливость не скупость, Считай деньги в своем кармане. Кто долго спит, то денег не скопит.

6. Рассматривание денежных купюр и монет

7. Рисование на тему «Сказочные деньги», «Банк будущего», «Места торговли:

ярмарки, магазин, рынок» «Копилка для монет»

8. Конструирование из бумаги «Кошелек»

9. Беседа «Что значит быть бережливым?»

10. Составление рассказов «Мы ходили в магазин»

11. Дидактические игры: «Что можно купить на деньги», «Выбери товар», «Хочу и надо», «Доходы», «Мы идем в магазин», «Обмен и покупка»

12. Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

На четвёртом этапе мы приступили к выполнению намеченных задач и

каждый день помечали, что мы сделали, обсуждали и работали над

ошибками. Мы беседовали о том, для чего нужны деньги, почему нужно за всё платить, о профессиях родителей и кем хотят стать дети, когда вырастут); играли в интересные дидактические и сюжетно-ролевые игры.

Семьи Кукушкиных, Хлестковых, Румянцевых и Кузнецовых сняли

домашние видеоролики по интересующей нас теме. Также родители помоглисоздать картотеки дидактических игр по финансовой грамотности.

На пятом этапе мы проанализировали нашу работу, отметили с детьми, что мы узнали нового о финансах. Выяснили, что деньги нужны всем. Родители в свою очередь дома с детьми провели беседы о бюджете семьи.

Заключительный этап нашего проекта – это его защита, которую мы

представили сотрудникам детского сада. А так как презентация проекта

прошла в период подготовки к Новому году, решили и новогодний утренник завершить необычно – подарки дети получали из сделанного нами подаркомата.

В заключении мы отметили, что работа над проектом была результативной и

очень увлекательной для детей.

Значительно активизировалась речь детей, они узнали много новых слов, узнали многое о финансовой грамотности.    

А главное – дети стали бережнее относится к своим вещам и игрушкам,

перестали просить у родителей каждый день покупать им новую игрушку

или сладости, тем самым экономя бюджет своей семьи.

В перспективе – продолжить начатую работу в старшей группе, усложнив

задачи обучения детей основам финансовой грамотности, включив их в

разные виды деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по финансовой грамотности «Деньги-помощники»

В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», &laq...

Проект по финансовой грамотности "В игры играем - деньги считаем"

Жизнь — игра, а деньги — способ вести счет. Тед ТёрнерДошкольное детство - самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизн...

Проект по финансовой грамотности "Как взрослые зарабатывают деньги"

В этом проекте дети расширяют представленияния о профессиях, где формируются  знания о способах зарабатывания денег...

Краткосрочный проект по финансовой грамотности в подготовительной группе «ДЕНЬГИ-ПОМОЩНИКИ»

Целью проекта является создание основ для формирования финансово-грамотного поведения детей, как необходимого условия  повышения уровня и качества жизни будущего гражданина....

Дидактическая игра "Куда мы тратим деньги"

Цель игры: знакомить детей с понятием "бюджет", учить распределять важные и неважные расходы в семье....

Детско-родительский проект по финансовой грамотности «Папа, мама, я - экономная семья» (подготовительная к школе группа)

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения эко...