Статья "Устное народное творчество как средство культурно - гигиенических навыков для детей раннего возраста
статья (младшая группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Яценко Евгения Александровна
Воспитатель ГБДОУ детский сад №8
Василеостровского района
Статья «Устное народное творчество как средство культурно- гигиенических навыков для детей раннего возраста
Аннотация: В данной статье раскрывается значение детских фольклорных произведений в развитии культурно- гигиенических навыках у детей раннего возраста.
Ключевые слова: Детско- родительский проект, устное народное творчество, культурно- гигиенические навыки, развитие речи.
Главной целью Федеральной образовательной программы дошкольного образования уделяется большое внимание на устное народное творчество в воспитании детей раннего возраста и помогает детям освоить культурно – гигиенические навыки с помощью фольклора ( потешки, прибауток ). Детско- родительский проект был разработан для того чтоб расширить словарь родителей и помочь родителям с помощью русского фольклора научить своих детей культурно – гигиеническим навыкам. В основе развития детей должны лежать духовно – нравственные ценности российского народа. Выбор этой темы связан с проблемой формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста, которую можно эффективно решить с помощью детского фольклора. Особенно актуальна эта проблема в раннем возрасте, так как этот период является наиболее благоприятным для их развития, именно в этом возрасте закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни человека. Посредством детского фольклора малыш лучше запоминает, устанавливает причинно-следственные связи. Для детей раннего возраста очень важным остаётся мотив своей внешней привлекательности: «Надо причесываться, чтобы быть красивым». Выразить в речи последовательность операций, малыши еще затрудняются. Легче они выделяют предметы, необходимые для проведения бытового процесса, например, для умывания - мыло, полотенце и вода; для расчёсывания – расчёска и т.д. Малыша привлекает сам бытовой процесс. Но особенно значимым становится выполнение действия в правильной последовательности, потому что ее положительно оценивает взрослый.
Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи. Главными методами обучения дошкольников являются наглядные, словесные, игровые и практические методы. В раннем возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых. Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор — потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, пестушки.
Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника. Песенки - потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания. Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.
Рассказывая потешки, используйте на первых порах наглядность, объясняйте значение новых слов, опираясь на опыт и знания детей. Совершенствуйте свою речь, помните, что подражание — движущая сила в развитии ребенка!
К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержанию порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.
Культурно-гигиенические навыки и привычки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно.
Работа по воспитанию культурно-гигиенических навыков с использованием фольклора включает в себя:
- единые требования;
- создание развивающей предметно-пространственной среды группы;
- подбор фольклорного материала в соответствии с возрастом детей;
- использование иллюстраций из фольклорных произведений;
- работа с семьями воспитанников.
Надо стараться использовать фольклор в своем общении с детьми во время всех режимных моментов.
Например:
Встречая утром детей, воспитатель тепло улыбается, здоровается с ним, обязательно называет его по имени, и приглашает пройти в группу, используя фольклор:
Доброе утро, зайка мой.
Доброе утро, Степа дорогой.
Я Степочку люблю, ему песенку спою.
Вечером прощаясь, обращает внимание родителей на какой-то маленький успех их малыша, говоря добрые слова похвалы, тем самым у ребенка закладывается поведенческий ритуал: встречи – расставания.
При умывании детей ребенка обучают поэтапно: вначале закатываем рукава, затем подставляем ручки под струю воды, попеременно охватывая ладонью тыльную сторону каждой руки, производя моющие и трущие движения. Смочить мыло, намылить руки, тереть одной рукой о другую, положить мыло, смыть пену. Когда дети умываются, расскажите им потешку, спросите: «Где у нас личико? Где ладошки? Где пальчики?» Дети покажут, охотнее будут умываться, а слова потешки постепенно выучат наизусть.
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
При помощи потешки, нелюбимое девочками заплетание кос превращается в волшебный ритуал.
Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся. Маму, дочка, слушайся.
Для знакомства с телом подойдут такие потешки:
«Ротик мой умеет кушать, нос дышать, а ушки слушать,
Глазоньки моргать- моргать, ручки - все хватать-хватать»
Во время еды.Удачно использованная потешка помогает воспитателю во время кормления. Даже те дети, которые отказываются от еды, начинают есть:
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая.
Кто кашу не ест,
Молоко не пьет --
Забодает, забодает.
Варись, варись кашка
В голубенькой чашке,
Варись поскорее,
Булькай веселее.
Варись кашка сладка,
Из густого молока,
Из густого молока
Да из мелкой крупки
У того, кто кашу съест
Вырастут все зубки!
При одевании на прогулку:
Мы наденем Мишке теплые штанишки,
Мы наденем Мишке валенки-малышки.
«Застегнём застёжки на твоей одёжке:
Пуговки и кнопочки, разные заклёпочки»
Таким образом, использование фольклора в различных воспитательных моментах способствует привитию различных культурно-гигиенических правил. Из практики моей работы по формированию культурно-гигиенических навыков с использованием фольклора, я пришла к выводу, что возможности фольклора в воспитании дошкольников очень широки и многогранны. Он развивает и совершенствует речь, мышление, вызывает яркие эмоциональные отклики, воспитывает чувство доброты и уважения.
Благодаря этой систематичной, планомерной работе наши дети научились самостоятельно выполнять навыки самообслуживания. Многие вступают в диалог со взрослыми и детьми, обращаются с просьбой. Могут слушать знакомые произведения без показа иллюстраций, помогают воспитателю подговаривать потешки при пересказе. А также активно рассказывают об изображениях на картинках, игрушках, о событиях из своей жизни.
Детский фольклор позволяет не только облегчить процесс привития культурно-гигиенических навыков ребенка к детскому саду, но и способствует его дальнейшему психическому и физическому развитию.
Выводы:
Детско- родительский проект показал высокую эффективность устного народного творчества для формирования культурно – гигиенических навыков у детей раннего возрата.
Активизирована работа с родителями по вопросам сформированности культкурно-гигиенических навыков, ознакомления с фольклором. Увеличился процент информированности родителей об использовании фольклора в воспитании культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста.
В результате работы мною были достигнуты поставленные цели и задачи. Проводимая целенаправленная работа по воспитанию культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста по средством фольклора дала положительный результат. Формируя культурно-гигиенических навыки, решались познавательные задачи, а это способствовало развитию детского мышления, обогащению речи детей. Эта работа позволила приблизить детей к культуре русского народа, познакомить с обычаями и традициями, передаваемыми из поколения в поколение. Потешки, пословицы и поговорки, игры, которые вызывали доброжелательный смех детей, действовали на ребенка сильнее, чем замечания и наставления, способствовали установлению эмоционального контакта между детьми. Творчески используя фольклор, как эмоционально - образное средство влияния на детей, поддерживается интерес к культурно-гигиеническим навыкам посредством русских национальных традиций. Это вызывает у детей радость, удовольствие, желание самостоятельно осваивать навыки.
Список литературы:
- Гербова В.В Развитие речи в детском саду Мозайка Синтез 2004г
- Гербова В.В Коммуникация . Развитие речи и общения детей Мозайка Синтез 2012
- Пропп В.Я Фольклор и действительность . Избранные статьи . Азбука- классика 2012.
- В. П. Аникин «Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор»- Москва 2007 г.
- Л.В Абрамова , И.Ф Слепцова Социально- коммуникативное развитие дошкольников Мозаика Синтез 2016
- Губанова Н.Ф Развитие игровой деятельности Мозаика синтез 2015
- Орлова «Использование пословиц и поговорок в работе с детьми» «Д\В» – 1984 № 4
- Е.И. Радина «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста».
- Л. Н. Елисеева «Запел петушок», «Русские народные песенки, потешки, сказки». 1978 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством использования устного народного творчества.
в материале говорится о использовании устного народного творчества в формировании культурно-гигиенических навыков....
Консультация для воспитателей групп раннего возраста на тему "Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста"
В консультации дан материал на тему "Особенности формирования культурно-гигиенических наыков у детей раннего возраста."...
Доклад на тему:«Формирование культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста средствами художественной литературы».
Предлагаю Вашему вниманию доклад на тему:"Формирование культурно - гигиенических навыков у детей раннего возраста сре...
Консультация для родителей детей раннего возраста "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста"
Формирование культурно-гигиенических навыков – первая ступень воспитания культуры поведения. Работа по формированию у малышей культурно-гигиенических...
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста средствами фольклора
Метадическая разработка "Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста средствами фольклора"...
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста средствами игровых технологий
Презентация предназначена для педагогов ДОУ, с целью ознакомления с методами и приемами работы над гегиеническими навыками детей....
«Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста по средствам фольклора и игровой деятельности»
Актуальность выбранной темы:Период раннего и дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функ...