Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста средствами фольклора
методическая разработка по развитию речи
Метадическая разработка "Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста средствами фольклора"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 32.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста средствами фольклора»
Актуальность выбранной темы:
Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно. В детском саду у детей воспитываются : навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка в окружающей обстановке, а также правильных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детское устное народное творчество - сказки и малые фольклорные жанры : песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички и прочее. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.
Использование устного народного творчества в формировании культурно-гигиенических навыков с детьми поможет решить многие педагогические задачи, обогатит социально-игровой опыт детей, разовьет их фантазию. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости.
Цель: - создать условия для формирования культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста средствами фольклора.
Задачи:
- развивать восприятие смысла художественного слова (потешек, песенок, стишков);
-дать детям представление о гигиене и культуре поведения в ходе режимных моментов в детском саду;
- познакомить детей с алгоритмом выполнения КГН;
- приучать детей следить за своим внешним видом, формировать простейшие навыки самообслуживания и поведения за столом;
-побуждать детей к самостоятельности;
- дополнить предметно-развивающую среду комплексом дидактических игр, подбором произведений фольклора «Потешки для детей»;
-повысить педагогическую компетентность родителей в воспитании у детей раннего возраста КГН и навыков самообслуживания с помощью художественного слова.
Ведущая педагогическая идея:
Ведущей педагогической идеей моей работы является создание условий для развития культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста, их творческой самореализации в неразрывном единстве речи, игры, разнообразных движений, пении. Я думаю, что фольклор в силу своих особенностей выступает в качестве содержательной основы обучения на ранней ступени и предполагает использование оптимальных методов и приемов, которые носят развивающий характер и влияют на все сферы развития человека. Таким образом, использование фольклора в период обучения культурно-гигиеническим навыкам будет способствовать повышению эмоционального настроя ребенка, побуждать к совместным действиям с взрослыми, устанавливать доверительные отношения в коллективе, способствовать постепенному вовлечению ребенка в новую социальную среду, обеспечивать непрерывный подъем в развитии возможностей и способностей.
Уровни сформированности первичных культурно-гигиенических навыков малышей составили:
Высокий уровень – 0% Выше среднего уровень – 10% Средний уровень – 45% Ниже среднего уровень – 30% Низкий уровень – 15% Анализ первичных диагностических данных помог спроектировать мою педагогическую деятельность и направить ее на формирование культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста посредством использования фольклора.
Технология работы:
Фольклорные произведения использую на протяжении всего дня, включаю их в различные режимные моменты. Поскольку самым интересным и важным моментом для ребенка является встреча с воспитателем, стараюсь приветливо встретить его, тепло улыбнуться, приобнять, посадить его к себе на корточки, здороваюсь с ним и приглашаю пройти в группу, используя фольклор: Доброе утро, зайка мой. Доброе утро, Колинька дорогой. Такие добрые слова говорю всем детям, приходящим в детский сад. В первые дни пребывания ребенка в детском саду многим не нравятся некоторые культурно-гигиенические навыки: умывание, раздевание, усаживание на горшок. Для создания положительной установки на предстоящий режимный момент использую потешки, песенки. Так при умывании детей произношу: Водичка, водичка, Умой Тане (Кате) личико, Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. Когда дети мылят руки, сопровождаю их действия потешками: Ай, лады, лады, Не боимся мы воды. Чисто умываемся Моем руки чисто, чисто. А потом лицо умыли, носик тоже мы промыли. Полотенцем вытирались, На себя мы любовались. Удачно использованная потешка помогает воспитателю во время кормления. Даже те дети, которые отказываются от еды, начинают есть: Каша из гречки варилась на печке, Варилась и прела, Чтобы Катя ела. Или: Умница, Катенька, Ешь кашу сладеньку, Вкусную, пушистую, Мягкую, душистую. Или: Варись, варись кашка В голубенькой чашке, Варись поскорее, булькай веселее. Варись кашка сладка, Из густого молока, Из густого молока Да из мелкой крупки У того, кто кашу съест Вырастут все зубки! При одевании детей на прогулку проговариваем: Мы наденем Мишке, Теплые штанишки, Мы наденем Мишке Валенки – малышки Этот – с правой ножки. Наденем сапожки: Этот – с левой ножки , Этот – с правой ножки. Процесс пробуждения детей мы сопровождаем чтением потешек, пестушек: Вот проснулся петушок, Встала курочка. Просыпайся наш дружок, Встань, наш Митенька, дружок. Или: Травка – муравка со сна поднялась, Птица – синица за зерно взялась. Детки, просыпайтесь, С кроваток поднимайтесь. При пробуждении всей группы детей использовали игровой приём с куклой. Мы простынку поправляем, Мы кроватку заправляем. Вот так, вот так. Одеяло мы поправим, И постельку мы заправим. Вот так, вот так. Таким образом, использование фольклора в различных воспитательных моментах способствует привитию различных культурно-гигиенических правил. Из практики моей работы по формированию культурно-гигиенических навыков с использованием фольклора, я пришла к выводу, что возможности фольклора в воспитании дошкольников очень широки и многогранны. Он развивает и совершенствует речь, мышление, вызывает яркие эмоциональные отклики, воспитывает чувство доброты и уважения.
Этапы работы:
1 этап – Предварительная работа - знакомство с персонажем, героем, животным предполагаемой потешки, сказки (кошка, коза) - рассматривание картинок, игрушек, животных, - обследование предмета, - игры с ними, - наблюдения (за дождиком, кошечкой…), - дидактические игры («Кто что ест?»), - пропевание песенок «Колобок». На этом этапе необходимо как можно сильнее воздействовать на чувства ребенка, вызвать эмоциональное отношение к персонажам. 2 этап – Знакомство с художественным произведением (сказка, потешка, прибаутка) - рассказывание и чтение сказки, потешки, - повторное чтение (2-3 раза) с сопровождением иллюстраций, - беседа по содержанию , - выборочное чтение отрывков, песенок, - обыгрывание (с куклой «Водичка, водичка…»), Здесь большое внимание уделяется выразительности речи воспитателя. Что позволяет понять ребенком смысл произведения, поступки героев, овладеть интонационной выразительностью. 3 этап - Повторение потешек, сказок, - повторения необходимы не только на одном и том же занятии; необходимо повторять и сами занятия в целом через определенное время. Это помогает закрепить и расширить знания детей -рассказывание сказок, потешек с использованием фланелеграфа, настольного театра, театра картинок - рассматривание иллюстраций, - чтение без показа иллюстраций, -прием договаривания стихотворных слов и фраз (катится колобок, а навстречу ему…), - проговаривание отдельным ребенком (с использованием масок, игрушек), - проигрывание диалогов героев. Использование этих приемов помогает закрепить навыки интонационной выразительности, умение передавать особенности действий различных персонажей. 4 этап – Внесение потешек и сказок во все виды детской деятельности - элементы и игры драматизации - чтение на занятии сразу нескольких потешек 2-3, - использование героев сказок на других занятиях. Использование этих приемов помогает детям почувствовать большую уверенность в своих силах, проявлять речевую активность. Как говорилось выше, потешка, присказка, песенка и другие малые фольклорные формы весьма динамичны: каждая строчка несет определенное смысловое содержание, лаконичная фраза рисует целую картину. И если кто то из детей не понял первой фразы, то вторая, несущая дополнительная несущая смысловую информацию, ничего не разъяснит. Так теряется нить понимания в целом. В этом заключается сложность фольклорных занятий с самыми маленькими. Вот почему методика занятий в группах младшего дошкольного возраста должна предусматривать обратную связь с детьми и повторяемость занятий.
Принцип поэтапности в передаче смыслового содержания позволяет осуществить эту связь практически: система занятий должна отражать несколько этапов, рассчитанных на постепенное освоение смыслового содержания произведения. Неоднократное повторение какого-либо отрывка или всего произведения обеспечивает поэтапность обучения. Эта необходимость иногда связана не только с возможностями освоения смыслового содержания, но и со спецификой эмоционального реагирования детей. Опыт работы показал, что в момент появления увлекательной игрушки, показа красочной картинки эмоциональность детей столь высока, что они не слышат взрослого. Малыши всецело захвачены внешней стороной ситуации. Им нужно дать возможность эмоционально пережить и адаптироваться к присутствию, скажем Сороки-воровки, яркого петушка, колобка, красивой куклы. Учеными доказано: наибольшая степень активного освоения в течение одного занятия проявляется не при первом предъявлении игрушки, не при первом прочтении текста, а при повторных показах и попытках (в третий, четвертый раз). Вот почему необходимо соблюдать принципы повторяемости (цикличности). Детей вначале вводят в русло соответствующей деятельности, а затем удерживают внимание в диапазоне поставленных задач. Это особенно необходимо для детей 2,3 года жизни, учитывая особенности возрастного восприятия и индивидуального реагирования. Но повторения необходимы не только на одном и том же занятии; необходимо повторять и сами занятия в целом через определенное время. Принцип вариативности (повторение в несколько измененном варианте) поможет воспитателю закрепить и расширить знания детей. Дети, как правило, помнят общее содержание текста. Поэтому свертывается предварительная, ознакомительная часть, появляется больше возможностей освоить, запомнить и воспроизвести текст. Таким образом, целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста помогает им овладеть культурно-гигиеническими навыками и навыками самостоятельной художественно-речевой деятельности. Благодаря этой систематичной, планомерной работе наши дети научились самостоятельно выполнять навыки самообслуживания. Многие вступают в диалог со взрослыми и детьми, обращаются с просьбой. Могут слушать знакомые произведения без показа иллюстраций, помогают воспитателю подговаривать сказки и потешки при пересказе. А также активно рассказывают об изображениях на картинках игрушках, о событиях из своей жизни. Применяя в своей работе разнообразные приемы и формы воздействия на детей с использованием фольклора, я заметили, что дети стали «заказывать» полюбившиеся им произведения. Так, мы стали рассказывать потешки, пестушки. Детский фольклор позволяет не только облегчить процесс привития культурно-гигиенических навыков ребенка к детскому саду, но и способствует его дальнейшему психическому и физическому развитию. Активизирована работа с родителями по вопросам сформированности культурно-гигиенических навыков, ознакомления с фольклором тоже подтверждается положительными показателями. Увеличился процент информированности родителей об использовании фольклора в воспитании культурно-гигиенических навыков младших дошкольников. Мне была необходима тесная связь с родителями. Чтобы держать родителей в курсе событий я в папку - передвижку вложила статью «Развитие культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников» и консультации «Как прививать малышам полезные привычки и навыки самообслуживания», «Роль в фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» . Из опыта работы я поняла, что любимые потешки следует время от времени повторять. Ребята проявляют высокую активность, встречаясь с уже знакомыми им текстами. Используя малые формы фольклора в работе с детьми в течение дня, я с уверенностью могу отметить положительное воздействие, как на детей, так и на процесс воспитания. Малыши с удовольствием идут в детский сад, не скучают там, они улыбчивы, жизнерадостны, в группе всегда звучит смех. Режимные процессы становятся для детей делом приятным.
Результативность :в результате системной работы мною были достигнуты поставленные цели и задачи. Проводимая целенаправленная работа по воспитанию культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста посредством фольклора дала положительный результат. Диагностика по уровню сформированности культурно-гигиенических навыков удетей на заключительном этапе дала положительную тенденцию. Уровни сформированности культурно-гигиенических навыков: Высокий уровень – 40%; Выше среднего уровень – 40%; Ниже среднего – 0%; Низкий уровень – 0% Анализ диагностических данных на заключительном этапе позволил сделать вывод о положительных результатах по формированию культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста.
Выводы Разработанная система работы по формированию культурно-гигиенических навыков младших дошкольников посредством фольклора доступна и является эффективным средством обучения культурно-гигиеническим навыкам. Методическая работа может представлять интерес для воспитателей младшего дошкольного возраста детских дошкольных учреждений, независимо от реализуемой программы. Исходя из полученных результатов, можно утверждать об эффективности использования фольклорных произведений в воспитании культурно – гигиенических навыков младших дошкольников в детскому саду. Работа по формированию культурно-гигиенических навыков с использованием фольклора, которую я проводила в своей группе, дала положительные результаты. Формируя культурно-гигиенических навыки, решались познавательные задачи, а это способствовало развитию детского мышления, обогащению речи детей. Эта работа позволила приблизить детей к культуре русского народа, познакомить с обычаями и традициями, передаваемыми из поколения в поколение. Потешки, пословицы и поговорки, игры, которые вызывали доброжелательный смех детей, действовали на ребенка сильнее, чем замечания и наставления, способствовали установлению эмоционального контакта между детьми. Итак, творчески используя фольклор, как эмоционально - образное средство влияния на детей, поддерживается интерес к культурно-гигиеническим навыкам посредством русских национальных традиций. Это вызывает у детей радость, удовольствие, желание самостоятельно осваивать навыки. Данный опыт является завершением работы на этом возрастном этапе. Тема мне очень близка и интересна, потенциал группы высок, дает основание говорить о том, что в будущем эту работу необходимо продолжить.
Список литературы: 1. А. П. Усова «Русское народное творчество в детском саду», М. Просвещение – 1972г. 2. В. П. Аникин «К мудрости ступенька. О рус 3. Г. Шинкарь, И. Новикова «Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста», Д/В – 1990 № 10. 4. Составитель Л. Н. Елисеева «Запел петушок», «Русские народные песенки, потешки, сказки» - 1978г. 5. Е. Дмитриева «Как читать детям народные сказки» «Д\В» – 1984 № 6 6. Журнал «Дошкольное воспитание» .№2.№2: .№29-1991 г; .№24¬1991 r.;.№2 12-1998 r;.№2 10,12-1990 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие с родителями по развитию речи детей раннего возраста средствами фольклора <<Малыши столицы>>
Взаимодействие с родителями по развитию речи детей раннего возраста средствами фольклора “Малыши столицы” ...
Активизация речи детей раннего возраста средствами фольклора
СЛАЙД 1В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор - одно из действенных и ярких с...
Развитие речи детей раннего возраста средствами фольклора (презентация)
Презентация подготовленна для воспитателей групп раннего возраста. Кратко описанно значение фольклора в развитии речи детей....
Презентация проекта по развитию речи детей раннего возраста средствами фольклора
Презентация проекта по развитию речи детей раннего возраста средствами фольклора "Пестушки-говорушки"...
Доклад на тему:«Формирование культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста средствами художественной литературы».
Предлагаю Вашему вниманию доклад на тему:"Формирование культурно - гигиенических навыков у детей раннего возраста сре...
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста средствами игровых технологий
Презентация предназначена для педагогов ДОУ, с целью ознакомления с методами и приемами работы над гегиеническими навыками детей....