Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста средствами фольклора
методическая разработка по развитию речи

Бабкова Ольга Павловна

Метадическая разработка "Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста средствами фольклора"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx32.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста средствами фольклора»

Актуальность выбранной темы:

Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка   пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно. В детском саду у детей воспитываются : навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка в окружающей обстановке, а также правильных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детское устное народное творчество - сказки и малые фольклорные жанры : песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички и прочее. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.

Использование устного народного творчества в формировании культурно-гигиенических навыков с детьми поможет решить многие педагогические задачи, обогатит социально-игровой опыт детей, разовьет их фантазию. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости.

Цель: - создать условия для формирования культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста средствами фольклора.

Задачи:

- развивать восприятие смысла художественного слова (потешек, песенок, стишков);

-дать детям представление о гигиене и культуре поведения в ходе режимных моментов в детском саду;

- познакомить детей с алгоритмом выполнения КГН;

- приучать детей следить за своим внешним видом, формировать простейшие навыки самообслуживания и поведения за столом;

-побуждать детей к самостоятельности;

- дополнить предметно-развивающую среду комплексом дидактических игр, подбором произведений фольклора «Потешки для детей»;

-повысить педагогическую компетентность родителей в воспитании у детей раннего возраста КГН и навыков самообслуживания с помощью художественного слова.

Ведущая педагогическая идея:

Ведущей педагогической идеей моей работы является создание условий для развития культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста, их творческой самореализации в неразрывном единстве речи, игры, разнообразных движений, пении. Я думаю, что фольклор в силу своих особенностей выступает в качестве содержательной основы обучения на ранней ступени и предполагает использование оптимальных методов и приемов, которые носят развивающий характер и влияют на все сферы развития человека. Таким образом, использование фольклора в период обучения культурно-гигиеническим навыкам будет способствовать повышению эмоционального настроя ребенка, побуждать к совместным действиям с взрослыми, устанавливать доверительные отношения в коллективе, способствовать постепенному вовлечению ребенка в новую социальную среду, обеспечивать непрерывный подъем в развитии возможностей и способностей.

Уровни сформированности первичных культурно-гигиенических навыков малышей составили:                                                                                         

Высокий уровень – 0%                                                                                                          Выше среднего уровень – 10%                                                                                             Средний уровень – 45%                                                                                                        Ниже среднего уровень – 30%                                                                                          Низкий уровень – 15%                                                                                                             Анализ первичных диагностических данных помог спроектировать мою педагогическую деятельность и направить ее на формирование культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста посредством использования фольклора.

Технология работы:

Фольклорные произведения использую на протяжении всего дня, включаю их в различные режимные моменты. Поскольку самым интересным и важным моментом для ребенка является встреча с воспитателем, стараюсь приветливо встретить его, тепло улыбнуться, приобнять, посадить его к себе на корточки, здороваюсь с ним и приглашаю пройти в группу, используя фольклор:                                                                                  Доброе утро, зайка мой.                                                                                                             Доброе утро, Колинька дорогой.                                                                                                Такие добрые слова говорю всем детям, приходящим в детский сад. В первые дни пребывания ребенка в детском саду многим не нравятся некоторые культурно-гигиенические навыки: умывание, раздевание, усаживание на горшок. Для создания положительной установки на предстоящий режимный момент использую потешки, песенки. Так при умывании детей произношу:                                                                                                             Водичка, водичка,                                                                                                                                                                                             Умой Тане (Кате) личико,                                                                                                                                                                          Чтобы глазоньки блестели,                                                                                                                                                                               Чтобы щечки краснели,                                                                                                                                                                                   Чтоб смеялся роток,                                                                                                                                                                                            Чтоб кусался зубок.                                                                                                                                                                                      Когда дети мылят руки, сопровождаю их действия потешками:                                                                                                                   Ай, лады, лады,                                                                                                                                                                                                   Не боимся мы воды.                                                                                                                                                                                        Чисто умываемся                                                                                                                                                                                                Моем руки чисто, чисто.                                                                                                                                                                                    А потом лицо умыли, носик тоже мы промыли.                                                                                                                                      Полотенцем вытирались,                                                                                                                                                                                       На себя мы любовались.                                                                                                                                                                                       Удачно использованная потешка помогает воспитателю во время кормления. Даже те дети, которые отказываются от еды, начинают есть:                                                                                                                                                                                                       Каша из гречки варилась на печке,                                                                                                                                                                      Варилась и прела,                                                                                                                                                                                              Чтобы Катя ела.                                                                                                                                                                                             Или: Умница, Катенька,                                                                                                                                                                                      Ешь кашу сладеньку,                                                                                                                                                                                  Вкусную, пушистую,                                                                                                                                                                                   Мягкую, душистую.                                                                                                                                                                                      Или: Варись, варись кашка                                                                                                                                                                                В голубенькой чашке,                                                                                                                                                                                 Варись поскорее, булькай веселее.                                                                                                                                                             Варись кашка сладка,                                                                                                                                                                                          Из густого молока,                                                                                                                                                                                                 Из густого молока                                                                                                                                                                                                    Да из мелкой крупки                                                                                                                                                                                          У того, кто кашу съест Вырастут все зубки!                                                                                                                                                При одевании детей на прогулку проговариваем:                                                                                                                                            Мы наденем Мишке,                                                                                                                                                                                  Теплые штанишки,                                                                                                                                                                                            Мы наденем Мишке Валенки – малышки                                                                                                                                                           Этот – с правой ножки.                                                                                                                                                                              Наденем сапожки:                                                                                                                                                                                                 Этот – с левой ножки ,                                                                                                                                                                                         Этот – с правой ножки.                                                                                                                                                                                    Процесс пробуждения детей мы сопровождаем чтением потешек, пестушек:                                                                                        Вот проснулся петушок,                                                                                                                                                                                 Встала курочка.                                                                                                                                                                                   Просыпайся наш дружок,                                                                                                                                                                                Встань, наш Митенька, дружок.                                                                                                                                                                   Или: Травка – муравка со сна поднялась,                                                                                                                                                        Птица – синица за зерно взялась.                                                                                                                                                                 Детки, просыпайтесь,                                                                                                                                                                                                   С кроваток поднимайтесь.                                                                                                                                                                               При пробуждении всей группы детей использовали игровой приём с куклой.                                                                                          Мы простынку поправляем,                                                                                                                                                                                Мы кроватку заправляем.                                                                                                                                                                                 Вот так, вот так.                                                                                                                                                                                          Одеяло мы поправим,                                                                                                                                                                                              И постельку мы заправим.                                                                                                                                                                               Вот так, вот так.                                                                                                                                                                                            Таким образом, использование фольклора в различных воспитательных моментах способствует привитию различных культурно-гигиенических правил. Из практики моей работы по формированию культурно-гигиенических навыков с использованием фольклора, я пришла к выводу, что возможности фольклора в воспитании дошкольников очень широки и многогранны. Он развивает и совершенствует речь, мышление, вызывает яркие эмоциональные отклики, воспитывает чувство доброты и уважения.

Этапы работы: 

 1 этап – Предварительная работа                                                                                                                                                                              - знакомство с персонажем, героем, животным предполагаемой потешки, сказки (кошка, коза)                                                                                                                                                          - рассматривание картинок, игрушек, животных,                                                                                                                                                   -  обследование предмета,                                                                                                                                                                                         - игры с ними,                                                                                                                                                                                                               - наблюдения (за дождиком, кошечкой…),                                                                                                                                                                - дидактические игры («Кто что ест?»),                                                                                                                                                                         - пропевание песенок «Колобок».                                                                                                                                                                          На этом этапе необходимо как можно сильнее воздействовать на чувства ребенка, вызвать эмоциональное отношение к персонажам.                                                                                                                                                                                                                  2 этап – Знакомство с художественным произведением (сказка, потешка, прибаутка)                                                                                                                                     - рассказывание и чтение сказки, потешки,                                                                                                                                                                 - повторное чтение (2-3 раза) с сопровождением иллюстраций,                                                                                                                             - беседа по содержанию ,                                                                                                                                                                                            - выборочное чтение отрывков, песенок, - обыгрывание (с куклой «Водичка, водичка…»), Здесь большое внимание уделяется выразительности речи воспитателя.   Что позволяет понять ребенком смысл произведения, поступки героев, овладеть интонационной выразительностью.                                                                                                                                                                         3 этап - Повторение потешек, сказок,                                                                                                                                                                       - повторения необходимы не только на одном и том же занятии; необходимо повторять и сами занятия в целом через определенное время. Это помогает закрепить и расширить знания детей                                                                                                                                                           -рассказывание сказок, потешек с использованием фланелеграфа, настольного театра, театра картинок                                                                                                                                             - рассматривание иллюстраций,                                                                                                                                                                                   - чтение без показа иллюстраций,                                                                                                                                                                                      -прием договаривания стихотворных слов и фраз (катится колобок, а навстречу ему…),                                                                                                            - проговаривание отдельным ребенком (с использованием масок, игрушек),                                                                                                       - проигрывание диалогов героев. Использование этих приемов помогает закрепить навыки интонационной выразительности, умение передавать особенности действий различных персонажей.                                                                                                                          4 этап – Внесение потешек и сказок во все виды детской деятельности                                                                                                               - элементы и игры драматизации                                                                                                                                                                              - чтение на занятии сразу нескольких потешек 2-3,                                                                                                                                                - использование героев сказок на других занятиях.                                                                                                                      Использование этих приемов помогает детям почувствовать большую уверенность в своих силах, проявлять речевую активность. Как говорилось выше, потешка, присказка, песенка и другие малые фольклорные формы весьма динамичны: каждая строчка несет определенное смысловое содержание, лаконичная фраза рисует целую картину. И если кто то из детей не понял первой фразы, то вторая, несущая дополнительная несущая смысловую информацию, ничего не разъяснит. Так теряется нить понимания в целом. В этом заключается сложность фольклорных занятий с самыми маленькими. Вот почему методика занятий в группах младшего дошкольного возраста должна предусматривать обратную связь с детьми и повторяемость занятий.

Принцип поэтапности в передаче смыслового содержания позволяет осуществить эту связь практически: система занятий должна отражать несколько этапов, рассчитанных на постепенное освоение смыслового содержания произведения. Неоднократное повторение какого-либо отрывка или всего произведения обеспечивает поэтапность обучения. Эта необходимость иногда связана не только с возможностями освоения смыслового содержания, но и со спецификой эмоционального реагирования детей. Опыт работы показал, что в момент появления увлекательной игрушки, показа красочной картинки эмоциональность детей столь высока, что они не слышат взрослого. Малыши всецело захвачены внешней стороной ситуации. Им нужно дать возможность эмоционально пережить и адаптироваться к присутствию, скажем Сороки-воровки, яркого петушка, колобка, красивой куклы. Учеными доказано: наибольшая степень активного освоения в течение одного занятия проявляется не при первом предъявлении игрушки, не при первом прочтении текста, а при повторных показах и попытках (в третий, четвертый раз). Вот почему необходимо соблюдать принципы повторяемости (цикличности). Детей вначале вводят в русло соответствующей деятельности, а затем удерживают внимание в диапазоне поставленных задач. Это особенно необходимо для детей 2,3 года жизни, учитывая особенности возрастного восприятия и индивидуального реагирования. Но повторения необходимы не только на одном и том же занятии; необходимо повторять и сами занятия в целом через определенное время. Принцип вариативности (повторение в несколько измененном варианте) поможет воспитателю закрепить и расширить знания детей. Дети, как правило, помнят общее содержание текста. Поэтому свертывается предварительная, ознакомительная часть, появляется больше возможностей освоить, запомнить и воспроизвести текст. Таким образом, целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста помогает им овладеть культурно-гигиеническими навыками и навыками самостоятельной художественно-речевой деятельности. Благодаря этой систематичной, планомерной работе наши дети научились самостоятельно выполнять навыки самообслуживания. Многие вступают в диалог со взрослыми и детьми, обращаются с просьбой. Могут слушать знакомые произведения без показа иллюстраций, помогают воспитателю подговаривать сказки и потешки при пересказе. А также активно рассказывают об изображениях на картинках игрушках, о событиях из своей жизни. Применяя в своей работе разнообразные приемы и формы воздействия на детей с использованием фольклора, я заметили, что дети стали «заказывать» полюбившиеся им произведения. Так, мы стали рассказывать потешки, пестушки. Детский фольклор позволяет не только облегчить процесс привития культурно-гигиенических навыков ребенка к детскому саду, но и способствует его дальнейшему психическому и физическому развитию.                                                                                                        Активизирована работа с родителями по вопросам сформированности культурно-гигиенических навыков, ознакомления с фольклором тоже подтверждается положительными показателями. Увеличился процент информированности родителей об использовании фольклора в воспитании культурно-гигиенических навыков младших дошкольников. Мне была необходима тесная связь с родителями. Чтобы держать родителей в курсе событий я в папку - передвижку вложила статью «Развитие культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников» и консультации «Как прививать малышам полезные привычки и навыки самообслуживания», «Роль в фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» .                                                                                         Из опыта работы я поняла, что любимые потешки следует время от времени повторять. Ребята проявляют высокую активность, встречаясь с уже знакомыми им текстами. Используя малые формы фольклора в работе с детьми в течение дня, я с уверенностью могу отметить положительное воздействие, как на детей, так и на процесс воспитания. Малыши с удовольствием идут в детский сад, не скучают там, они улыбчивы, жизнерадостны, в группе всегда звучит смех.  Режимные процессы становятся для детей делом приятным.

 Результативность :в результате системной работы мною были достигнуты поставленные цели и задачи. Проводимая целенаправленная работа по воспитанию культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста посредством фольклора дала положительный результат. Диагностика по уровню сформированности культурно-гигиенических навыков удетей на заключительном этапе дала положительную тенденцию.                                                                                                                                    Уровни сформированности культурно-гигиенических навыков:                                                                                                                  Высокий уровень – 40%;                                                                                                                                                                                      Выше среднего уровень – 40%;                                                                                                                                                                  Ниже среднего – 0%;                                                                                                                                                                                          Низкий уровень – 0%                                                                                                                                                                                         Анализ диагностических данных на заключительном этапе позволил сделать вывод о положительных результатах по формированию культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста.

Выводы                                                                                                                                                                                                      Разработанная система работы по формированию культурно-гигиенических навыков младших дошкольников посредством фольклора доступна и является эффективным средством обучения культурно-гигиеническим навыкам. Методическая работа может представлять интерес для воспитателей младшего дошкольного возраста детских дошкольных учреждений, независимо от реализуемой программы.  Исходя из полученных результатов, можно утверждать об эффективности использования фольклорных произведений в воспитании культурно – гигиенических навыков младших дошкольников в детскому саду.  Работа по формированию культурно-гигиенических навыков с использованием фольклора, которую я проводила в своей группе, дала положительные результаты. Формируя культурно-гигиенических навыки, решались познавательные задачи, а это способствовало развитию детского мышления, обогащению речи детей. Эта работа позволила приблизить детей к культуре русского народа, познакомить с обычаями и традициями, передаваемыми из поколения в поколение. Потешки, пословицы и поговорки, игры, которые вызывали доброжелательный смех детей, действовали на ребенка сильнее, чем замечания и наставления, способствовали установлению эмоционального контакта между детьми. Итак, творчески используя фольклор, как эмоционально - образное средство влияния на детей, поддерживается интерес к культурно-гигиеническим навыкам посредством русских национальных традиций. Это вызывает у детей радость, удовольствие, желание самостоятельно осваивать навыки. Данный опыт является завершением работы на этом возрастном этапе. Тема мне очень близка и интересна, потенциал группы высок, дает основание говорить о том, что в будущем эту работу необходимо продолжить.

Список литературы:                                                                                                                                                                                                    1. А. П. Усова «Русское народное творчество в детском саду», М. Просвещение – 1972г.                                                                                                2. В. П. Аникин «К мудрости ступенька. О рус                                                                                                                                                         3. Г. Шинкарь, И. Новикова «Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста», Д/В – 1990 № 10.                                                                                              4. Составитель Л. Н. Елисеева «Запел петушок», «Русские народные песенки, потешки, сказки» - 1978г.                                                                                                                                       5. Е. Дмитриева «Как читать детям народные сказки» «Д\В» – 1984 № 6                                                                                                            6. Журнал «Дошкольное воспитание» .№2.№2: .№29-1991 г; .№24¬1991 r.;.№2 12-1998 r;.№2 10,12-1990 г

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие с родителями по развитию речи детей раннего возраста средствами фольклора <<Малыши столицы>>

Взаимодействие с родителями по развитию речи детей раннего возраста  средствами фольклора “Малыши столицы” ...

Активизация речи детей раннего возраста средствами фольклора

СЛАЙД 1В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор - одно из действенных и ярких с...

Развитие речи детей раннего возраста средствами фольклора (презентация)

Презентация подготовленна для воспитателей групп раннего возраста. Кратко описанно значение фольклора в развитии речи детей....

Презентация проекта по развитию речи детей раннего возраста средствами фольклора

Презентация проекта по развитию речи детей раннего возраста средствами фольклора "Пестушки-говорушки"...

Доклад на тему:«Формирование культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста средствами художественной литературы».

Предлагаю  Вашему вниманию  доклад  на  тему:"Формирование  культурно  -  гигиенических  навыков  у  детей  раннего  возраста  сре...

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста средствами игровых технологий

Презентация предназначена для педагогов ДОУ, с целью ознакомления с методами и приемами работы над гегиеническими навыками детей....