Музей как культурно-образовательный феномен развития дошкольников - Консультация для воспитателей
консультация (средняя группа) на тему
Музей как культурно-образовательный феномен развития дошкольников
В начале ХХ в. предпринимаются попытки создания модели детского музея. А.У. Зеленко, Н.Д. Бартрам разрабатывают методы и Приемы, обеспечивающие включенность детей разного возраста в освоение культурного наследия в музейном пространстве.
В 1990-х гг. сотрудниками центра музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея создана музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!». Совместно с преподавателями Института детства РГПУ им. А.И. Герцена разработаны программа для детей дошкольного возраста «Мы входим в мир прекрасного» и комплекс студийно-экскурсионных программ выходного дня «Мой друг - музей!».
Подрастающее поколение воспитывается в различных типах музеев (историческом, краеведческом, искусствоведческом, литературном, детском). Музеи (краеведческий, изобразительных искусств, Посвященный развитию литературы, жизни и деятельности писателей, композиторов) способствуют приобщению к национальной культуре, искусству, истории своего края, страны. Специфичность воспитательного Потенциала музея исторического профиля заключается в использовании исторических свидетельств, памятников-Подлинников, отражающих многостороннюю историю народов, их трудовые, боевые и культурные традиции.
Знакомясь с подлинниками, ребенок познает предмет в единстве его эстетической и Познавательной составляющей, исторических связей и культурных ценностей.
Уникальность образовательного пространства музея заключается в следующем:
- возможность организовать общение детей с подлинниками как частью культурного наследия;
- экспонат в музее представлен в гармонии с другими подлинными экспонатами, продуманной музейной обстановкой, что способствует развитию умений детей воспринимать визуально-пространственный язык экспозиции, информацию музейных предметов;
- активизация сравнения, размышления, поиск общего и различного в предметах, искусствоведческих и исторических тенденциях;
- в условиях музея возможен переход от общения «ребенок - взрослый», где взрослый выступает как носитель и передатчик знаний и суждений об искусстве, к диалогу «ребенок - экспонаты как носители культуры» - взрослый, воспринимающий искусство, становится помощником в его освоении;
- в музейном пространстве ребенок приобретает опыт общения с искусством (предметным миром) с помощью педагогов, экскурсоводов, посетителей, что способствует формированию ценностного отношения к культурному наследию; дети перенимают модели поведения взрослых, интерес и отношения к предметам экспозиции.
Музейная педагогика представляет систематизированную форму педагогической деятельности, обеспечивающую эффективное воспитание детей, она содержит теоретические и научно-методические принципы наиболее полноценного использования музейных средств для воздействия на структуру интеллектуальных и эмоциональных потребностей ребенка.
Технологии музейной педагогики, раскрытые в музейно-педагогических программах Русского музея «Здравствуй, музей!».
Проектирование и организация мини-музеев в ДОУ, организация системы работы с детьми, родителями, оформление выставок, исполнение роли экскурсоводов, экспертов, искусствоведов, сотрудников музея помогают ребенку приобщиться к культуре.
Исследователи Т. Г. Казакова, Л.В. Компанцева, Н.П. Сакулина, Е.Ф. Флёрина, Р.М. Чумичева и др., изучая проблему художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, экспериментально выделили и научно обосновали требования к отбору произведений для рассматривания с детьми разных возрастных групп, что учитывается при проектировании экспозиций музея:
- доступность;
- близость детскому опыту, интересам;
- разные стили, манера исполнения;
- разные жанры искусства;
- вьисокохудожественность произведения;
- гуманистическая направленность.
Приобщая дошкольников к музейным коллекциям, исследователи рекомендуют рассматривать:
- скульптурные произведения (станковые скульптуры - фигурки животных, людей);
- предметы декоративно-прикладного искусства (игрушки, предметы быта);
- выставки иллюстрированных детских книг (книжная графика);
- пейзажи и жанровая живопись («детские портреты, натюрморт);
- анималистический жанр и др.
Ученые, вступая в дискуссию о первом посещении музея ребенком, возрастных границах, о том, каким должен быть музей для дошкольника, о взаимосвязи музея и мини-музея в ДОУ, приходят к абсолютному убеждению: искусство выше возрастных рамок аудитории.
На современном этапе активно разрабатываются музейно-педагогические программы для дошкольников.
В настоящее время информационные технологии обусловливают развитие визуальной массовой культуры. Интенсивный визуальный поток - средство информационных технологий.
Визуальная массовая культура представляет собой сумму созданных человеком зрительных образов и артефактов, отождествляющих его с окружающим миром. Она передает знания о мире, ценности и нормы социального поведения, определяет характер взаимодействия человека с окружающей средой. В основе медийных технологий в области искусства лежит манипулирование визуальными образами с использованием разного рода технологических приемов и спецэффектов. Включаясь в визуальную коммуникацию, дети с раннего возраста с помощью компьютерных технологий могут воспринимать исторически сложившиеся ценности.
Визуальными объектами являются:
- произведения изобразительного искусства как визуальные изображения действительности и воплощение художественных образов, заключающие в себе идеи, влияющие на формирование общественных норм и понятий;
- фотография как форма документации семейной жизни, вид изобразительного искусства, связанный с иллюстрацией, элементами рекламы;
- элементы окружающей среды, наиболее запоминающиеся ребенку.
Музейная педагогика - современная технология образования специалистов педагогического профиля, а музей может рассматриваться образовательным пространством воспитания, обучения и социализации детей дошкольного возраста.
Литература:
1. Дудникова С.А. Музей в гражданском и патриотическом воспитании детей дошкольного возраста // детский сад от А до Я. 2007. УЧ 6.
2. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!> / Под ред. Б.А. Столярова и др. СП6., 2005.
3. Пантелеева Л.В. Музей и дети. М., 2000.
Чумичева Р.М. Ребенок в мире культуры. Ставрополь, 1998.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzey_kak_kulturn-obrazovatelnyy_fenomen_razvitiya_doshkolnikovo.doc | 367.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 20 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Гномик»
ЗАВЕРЯЮ:
Заведующий
структурным подразделением
«Детского сада «Гномик»
_________________ Н.Н. Бурнаева
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«Музей как культурно-образовательный феномен развития дошкольников»»
Подготовила: воспитатель
ГБОУ ООШ № 20
г. Новокуйбышевска
структурного подразделения
«Детского сада «Гномик»
Сорокина С.Ю.
г. Новокуйбышевск
Музей как культурно-образовательный феномен развития дошкольников
В начале ХХ в. предпринимаются попытки создания модели детского музея. А.У. Зеленко, Н.Д. Бартрам разрабатывают методы и Приемы, обеспечивающие включенность детей разного возраста в освоение культурного наследия в музейном пространстве.
В 1990-х гг. сотрудниками центра музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея создана музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!». Совместно с преподавателями Института детства РГПУ им. А.И. Герцена разработаны программа для детей дошкольного возраста «Мы входим в мир прекрасного» и комплекс студийно-экскурсионных программ выходного дня «Мой друг - музей!».
Подрастающее поколение воспитывается в различных типах музеев (историческом, краеведческом, искусствоведческом, литературном, детском). Музеи (краеведческий, изобразительных искусств, Посвященный развитию литературы, жизни и деятельности писателей, композиторов) способствуют приобщению к национальной культуре, искусству, истории своего края, страны. Специфичность воспитательного Потенциала музея исторического профиля заключается в использовании исторических свидетельств, памятников-Подлинников, отражающих многостороннюю историю народов, их трудовые, боевые и культурные традиции.
Знакомясь с подлинниками, ребенок познает предмет в единстве его эстетической и Познавательной составляющей, исторических связей и культурных ценностей.
Уникальность образовательного пространства музея заключается в следующем:
- возможность организовать общение детей с подлинниками как частью культурного наследия;
- экспонат в музее представлен в гармонии с другими подлинными экспонатами, продуманной музейной обстановкой, что способствует развитию умений детей воспринимать визуально-пространственный язык экспозиции, информацию музейных предметов;
- активизация сравнения, размышления, поиск общего и различного в предметах, искусствоведческих и исторических тенденциях;
- в условиях музея возможен переход от общения «ребенок - взрослый», где взрослый выступает как носитель и передатчик знаний и суждений об искусстве, к диалогу «ребенок - экспонаты как носители культуры» - взрослый, воспринимающий искусство, становится помощником в его освоении;
- в музейном пространстве ребенок приобретает опыт общения с искусством (предметным миром) с помощью педагогов, экскурсоводов, посетителей, что способствует формированию ценностного отношения к культурному наследию; дети перенимают модели поведения взрослых, интерес и отношения к предметам экспозиции.
Музейная педагогика представляет систематизированную форму педагогической деятельности, обеспечивающую эффективное воспитание детей, она содержит теоретические и научно-методические принципы наиболее полноценного использования музейных средств для воздействия на структуру интеллектуальных и эмоциональных потребностей ребенка.
Технологии музейной педагогики, раскрытые в музейно-педагогических программах Русского музея «Здравствуй, музей!».
Проектирование и организация мини-музеев в ДОУ, организация системы работы с детьми, родителями, оформление выставок, исполнение роли экскурсоводов, экспертов, искусствоведов, сотрудников музея помогают ребенку приобщиться к культуре.
Исследователи Т. Г. Казакова, Л.В. Компанцева, Н.П. Сакулина, Е.Ф. Флёрина, Р.М. Чумичева и др., изучая проблему художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, экспериментально выделили и научно обосновали требования к отбору произведений для рассматривания с детьми разных возрастных групп, что учитывается при проектировании экспозиций музея:
- доступность;
- близость детскому опыту, интересам;
- разные стили, манера исполнения;
- разные жанры искусства;
- вьисокохудожественность произведения;
- гуманистическая направленность.
Приобщая дошкольников к музейным коллекциям, исследователи рекомендуют рассматривать:
- скульптурные произведения (станковые скульптуры - фигурки животных, людей);
- предметы декоративно-прикладного искусства (игрушки, предметы быта);
- выставки иллюстрированных детских книг (книжная графика);
- пейзажи и жанровая живопись («детские портреты, натюрморт);
- анималистический жанр и др.
Ученые, вступая в дискуссию о первом посещении музея ребенком, возрастных границах, о том, каким должен быть музей для дошкольника, о взаимосвязи музея и мини-музея в ДОУ, приходят к абсолютному убеждению: искусство выше возрастных рамок аудитории.
На современном этапе активно разрабатываются музейно-педагогические программы для дошкольников.
В настоящее время информационные технологии обусловливают развитие визуальной массовой культуры. Интенсивный визуальный поток - средство информационных технологий.
Визуальная массовая культура представляет собой сумму созданных человеком зрительных образов и артефактов, отождествляющих его с окружающим миром. Она передает знания о мире, ценности и нормы социального поведения, определяет характер взаимодействия человека с окружающей средой. В основе медийных технологий в области искусства лежит манипулирование визуальными образами с использованием разного рода технологических приемов и спецэффектов. Включаясь в визуальную коммуникацию, дети с раннего возраста с помощью компьютерных технологий могут воспринимать исторически сложившиеся ценности.
Визуальными объектами являются:
- произведения изобразительного искусства как визуальные изображения действительности и воплощение художественных образов, заключающие в себе идеи, влияющие на формирование общественных норм и понятий;
- фотография как форма документации семейной жизни, вид изобразительного искусства, связанный с иллюстрацией, элементами рекламы;
- элементы окружающей среды, наиболее запоминающиеся ребенку.
Музейная педагогика - современная технология образования специалистов педагогического профиля, а музей может рассматриваться образовательным пространством воспитания, обучения и социализации детей дошкольного возраста.
Литература:
- Дудникова С.А. Музей в гражданском и патриотическом воспитании детей дошкольного возраста // детский сад от А до Я. 2007. УЧ 6.
- Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!> / Под ред. Б.А. Столярова и др. СП6., 2005.
- Пантелеева Л.В. Музей и дети. М., 2000.
Чумичева Р.М. Ребенок в мире культуры. Ставрополь, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
физическое развитие дошкольников-консультация для воспитателей
консультация для воспитателей: "Физическое развитие дошкольников"...
«Влияние «игрового» стретчинга на физическое развитие дошкольников». Консультация для воспитателей.
При внедрении в НОД по физической культуре "игрового стретчинга", данная консультация необходима....
Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие дошкольников (консультация для воспитателей)
Фольклор – одно из действенных ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Применение устного народного творчества возможно лишь при широком включении в жизнь детей мла...
Театрализованная игра как средство всестороннего развития дошкольников.Консультация дя воспитателей.
В работе приведена классификация театрализованных игр.Технология и требования к организации игр.Театральные игры, упражнения и этюды....
Обучение хоровому пению – важнейший вид деятельности в развитии дошкольников. Консультация для воспитателей детского сада.
Музыкальное занятие в детском саду - единственное занятие, включающее различные виды деятельности. А именно: пение, музыкально-ритмические движения, слушание и анализ музыкальных произведе...
Мнемотехника - как педагогическая технология в речевом развитии дошкольников. Консультация для воспитателей.
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной ...
Роль игры в речевом развитии дошкольников (Консультация для воспитателей)
Игра является основным и очень действенным инструментом в развитии речи дошкольников....