Самообразование Тема: «Народные культурные традиции как основа эстетического воспитания дошкольников»
материал (старшая группа)
Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Культура русского народа способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Именно поэтому мною огромное внимание уделяется приобщению детей к истокам русской народной культуры : старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно - прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.
Цель самообразования :
Повысить профессиональный уровень знаний для приобщения детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям в условиях ФГОС ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_guseva_narodnye_kulturnye_traditsii.docx | 26.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «ДС №5 «Крепыш»
План по самообразованию
Тема: «Народные культурные традиции как основа эстетического воспитания дошкольников»
Воспитатель: Гусева Н.В.
г.Мегион 2023-2024г.
Возрастная группа: 5-6 лет
Актуальность
Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Культура русского народа способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Именно поэтому мною огромное внимание уделяется приобщению детей к истокам русской народной культуры : старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно - прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.
Цель самообразования :
Повысить профессиональный уровень знаний для приобщения детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям в условиях ФГОС ДО.
Задачи самообразования :
1. Повысить уровень знаний через подбор и изучение различной литературы, через СМИ по данной теме в свете новых требований ФГОС ДО;
2. Разработать перспективный план работы с детьми
3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
4. Организовать работу в группе вариативной деятельности «Умелые ручки», включив в него элементы народного искусства
5. Оформить в группе мини – центр «Народные и семейные традиции»;
6. Подготовить материал: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры»;
Работа над программой профессионального самообразования поможет :
- Познакомить детей с народными праздниками, традициями и народными играми, сказками, потешками, прибаутками.
- Создать условия для приобщения детей к декоративно-прикладному искусству
-Дать детям знания об истории русского народного костюма.
-Развивать творческое воображение, образную речь и нравственные качества личности дошкольника.
- Поддерживать у детей потребность в совместной познавательной и творческой деятельности.
- Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу.
Направления работы по приобщению детей к русской национальной культуре :
- Создание предметно- развивающей среды в группе.
- Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т. п.)
- Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.
- Знакомство с народным искусством.
- Знакомство с русскими народными играми.
Формы представления результатов самообразования
- Консультация, консультация-практикум
- Проведение мероприятий, развлечений.
- Наглядно-иллюстративный материал.
-Оформление выставки работ
- Презентация программы.
Предполагаемый результат.
Изменение и обогащение пространственной среды группы в соответствии с темой самообразования. Знание детьми различных видов декоративно - прикладного искусства, старинных праздников, традиций, фольклора, художественных промыслов. Сплочение детского и взрослого коллектива. Воспитание нравственного поведения у детей.
Перспективный план самообразования.
Содержание работы | Сроки |
Теоретический этап | |
В течении года | |
Практический этап | |
Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми. | В течении года |
«Знакомство с русской избой» Цель. Проявить у детей интерес к традиционно- бытовой культуре русского народа, к посещению мини- музея «Русская горница», расширять активный словарь «Кто мы, откуда? Где наши корни? «Путешествуем в прошлое России» Цель: Знакомство детей с предметом «Народная культура», с русским народом и его корнями На примере легенд, былин показать красоту, мудрость и смелость русского народа, народных героев. | сентябрь |
«Народная тряпичная кукла» Цель: создание у детей положительного эмоционального отношения к народным традициям и духовным ценностям русского народа; -формирование художественного вкуса детей посредством приобщения их к народному творчеству. Развитие художественно-эстетических способностей и творчества дошкольников через познание русских народных традиций, одним из носителей которых является древнейшая из игрушек – тряпичная кукла; «Вечера долгие, руки умелые, головушки умные» «С новым урожаем!» «Покров – первое зимовье» Цель: Познакомить детей с русскими головными уборами, особенностями их изготовления и применения. Развивать художественный вкус и творческое воображение. Знакомство с историей создания календаря, с подведением итогов осенних работ Продолжать знакомство детей с народными праздниками | октябрь |
«Народная игрушка- матрешка» Цель. Познакомить с русской народной игрушкой как символом русского народного искусства, расширять словарный запас «Дом, дом, открой свою тайну» «Дух и природа» «Синичкины именины» Цель: Познакомить с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, сундук и др.); воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору; Помочь детям понять, что духовная жизнь и природа соединены на Руси в единой гармонии. Раскрыть собирательный образ Бабы – Яги, как лесного духа. Познакомить детей с традициями проведения праздника на Руси | ноябрь |
«Начинаем готовиться к зимним святкам» «Спиридон – солнцеворот» «Новый год у ворот» Цель: Поддерживать у детей интерес к обычаям и традициям русского народа, желание принимать участие в играх и развлечениях Продолжать знакомить детей с традициями проведения праздников на Руси Способствовать развитию интереса у детей к обрядам и традициям, учить сравнивать, делать умозаключения. | декабрь |
«Календарные и обрядовые праздники русского народа» Цель: Приобщение детей к русской народной культуре «Изготовление куклы Счастье» Цель: Знакомство детей с историей народной куклы и технологией её изготовления, формирование навыков работы с различными материалами – природными и бытовыми. «Русский самовар и чаепитие на Руси. Цель: Познакомить детей с устройством самовара, показать роль и значение чаепитие для русского народа. | январь |
«Сошью Дуне сарафан» Цель: Познакомить с русским народным костюмом, формировать понятия «праздничная» и «домашняя» (будничная) одежда; развивать творчество, интерес к прошлому. «Ждем весну. Готовимся к Масленице» Цель: Продолжить знакомство с народными праздниками, о том как празднуется Масленица на Руси. Продолжать развивать интерес к народным праздникам, любознательность, познавательную активность. | февраль |
«Народные промыслы : хохломские узоры, дымковская игрушка, гжельские узоры, филимоновская игрушка, жестовские подносы» Цель: Дать общее представление о народных промыслах России. Рассказать, почему возникли данные промыслы в этих местах. Воспитывать уважение к труду и мастеровому человеку. Познакомить детей с историей народного промысла, его легендами и преданиями. Вызывать яркие эмоциональные чувства у детей, желание самим создавать узор. | март |
«Волшебная дудочка» Цель: Познакомить с русскими народными музыкальными инструментами, учить различать инструменты по типу и звучанию «Благовещенье – птиц на волю отпущенье» «Вербное воскресенье» «Пасха» Цель: Познакомить детей с приметами этого дня, с обычаем отпускать птиц на волю. Приобщать детей к духовному наследию русского народа. Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, обрядах. Продолжать знакомство детей с обычаями и традициями. Воспитывать в детях интерес к народной культуре. | апрель |
«Не бывать на Руси весны без Егория» «Про отцов и дедов помним» «Белая береза-Русская береза! Любимое дерево на Руси» Цель: Объяснить детям значимость этого праздника для пастухов, земледельцев, воспитывать уважение к людям труда. Воспитывать чувство гордости за страну в которой мы живем, уважение к ветеранам войны, помнить солдат, отдавших жизнь за Родину. Познакомить детей с традициями русских гуляний на Троицу. Обогатить словарный запас детей (название праздников, пословицы, приметы) Развивать творчество, артистизм. | май |
Итоговые мероприятия:
Выставка творческих работ детей «Путешествие в мир кукол»
Изготовление альбома «Кукла мала всем детям мила»
Изготовление картотеки «Стихи, потешки, пословицы о народной кукле»
Изготовление альбома «Технологические карты изготовления традиционной русской народной куклы»
Картотека дидактических игр, хороводных игр, пальчиковых игр.
Мини- музей «Путешествие в мир народной куклы»- источник приобщения детей к русской народной культуре.
Презентация программы
Список литературы для самообразования по теме :
1. Александрова Г. А. Моя Россия! Патриотическое воспитание старших дошкольников. Рабочая тетрадь. Санкт – Петербург. : ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2015.
2. Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Москва: Творческий центр «Сфера», 2010.
3. Ветохина А. Я., Дмитриенко З. С. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2015.
4. Дьяченко В. Ю., Власенко О. П. Маленькие шаги в большой мир. – Волгоград: Учитель, 2007.
5. Захарова Л. М., Ларина Т. В., Мубаракина И. Б. Мы дети России. Программа по воспитанию патриотических чувств. – Ульяновск: Вектор С, 2009.
6. Ковардакова М. А., Майданкина Н. Ю., Шагарова Г. В. Программа «Василинка». Программа и технологии эколого-художественного образования детей. – Ульяновск. УИПК ПРО, 2011.
7. Ковардакова М. А., Майданкина Н. Ю. Симбирский венец. Программа и методические материалы к образовательной работе с детьми дошкольного возраста по приобщению культурно историческим ценностям региона. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2003.
8. Кондрыкинская Л. А. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. Москва: ТЦ Сфера, 2010.
9. Косарева В. Н. Народная культура и традиции. Волгоград: Издательство «Учитель», 2014.
10. Майданкина Н. Ю. Войди в мир игры. Формирование у детей дошкольного возраста социальных навыков. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2013.
11. Пантелеева Н. Г. Знакомим детей с малой Родиной. Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2015.
12. Семейный игровой центр «Вместе весело». // Управление МДОУ, 2013.
13. ФГОС дошкольного образования. Федеральный выпуск №6241, 2013.
14. Чебан А. Я., Бурлакова Л. Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. Москва: ТЦ Сфера, 2012.
15. Шатунова О. Г., Майданкина Н. Ю. Потенциал досуговой деятельности в образовательном процессе в режимных моментах. // Детский сад. Теория и практика, №2, 2013.
16. Шевченко Л. Л. Добрый мир. Москва: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.
17. Шорыгина Т. А. Наша Родина - Россия. Методическое пособие. Москва. : Творческий центр «Сфера», 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русские культурные традиции и нравственно -потриотическое воспитание дошкольников
Воспитание у детей дошкольного возраста чувства любви к Родине, к своему народу, через русские народные традиции...
Система методической работы с кадрами по изучению традиций, как основы патриотического воспитания дошкольников
Привить детям любовь к родной культуре и истории, воспитывать у них чувство красоты и любознательности....
Русские культурные традиции и нравственно-патриотическое воспитание дошкольника.
Консультация для воспитателей...
Роль народной традиции в художественно- эстетическом воспитании дошкольников
Традиции и образ жизни любого народа воплощаются в костюмах, украшениях, предметах быта, оформлении жилища, которые исходят из глубокой древности и с течением времени видоизменяются, сохраняя при этом...
Выступление на педагогическом совете " Русские культурные традиции и нравственно-патриотическое воспитание дошкольника"
Русские культурные традиции и нравственно-патриотическое воспитание дошкольника "Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным"К.Д. Ушинский"Рыбам вода, птиц...
Самообразование "Мордовские культурные традиции в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"
Самообразование за 2014-2016 года...
Консультация для родителей: "Русские культурные традиции и нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"
Красота родного края, открывающаясяблагодаря сказке, фантазии, творчеству,- этоисточник любви к Родине... Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пустьв его сердце и в памяти нав...