Самообразование "Мордовские культурные традиции в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"
рабочая программа (средняя, старшая, подготовительная группа)
Самообразование за 2014-2016 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samorazvit_2014.docx | 30.1 КБ |
samorazvitie_2015.docx | 25.72 КБ |
samoobr.docx | 16.34 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Ушаевой Анастасии Олеговны
(Ф.И.О.)
воспитатель
(Должность)
«Мордовские культурные традиции в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников».
(Название темы)
2014
(Начало изучения темы)
2015
(Окончание изучения темы)
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ
Ф.И.О. педагога Ушаева Анастасия Олеговна
Дата рождения _____01.03.1991______________________________________
Стаж работы в должности __1год____________________________________
Образование (название учебного заведения и год окончания)
в 2013 году окончила «Мордовский Государственный Университет им. Н.П.Огарева» по специальности «Филология», присуждена квалификация филолог преподаватель.
Квалификационная категория, год и № приказа о присвоении_____________
Курсы повышения квалификации за последние три года (указать вид, тему, где проходили)
Награждения (указать год, характер награды)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
АНАЛИЗ ТЕМЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
ЗА 2014 /2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа. Приобщение детей к истокам народной культуры одна из важнейших задач современной дошкольной педагогике, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как: художественно-эстетическое, патриотическое, нравственное, музыкальное, физическое развитие детей. Формирование чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа, невозможно без обращения к истории и национальным истокам мордовского народа. Содержанием нравственно-патриотического воспитания является тот опыт, который приобретается в детстве.
Актуальность данной проблемы состоит в необходимости формирования и развития у детей дошкольного возраста общественно значимых идеалов и ориентиров, необходимых для нравственно – патриотического, духовного, а также богатства личности, а также просвещение родителей и педагогов в этом вопросе.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
Цель: приобщение дошкольников к культуре мордовского народа;
формирование у детей чувства любви к родине на основе
ознакомления с культурой и традициями родного края.
Задачи:
- развивать у дошкольников устойчивый интерес к народной культуре;
- дать знания о различных видах народного творчества;
- воспитывать у детей эстетические чувства, художественный вкус, художественно-творческие способности в процессе ознакомления с народной культурой;
- формировать познавательный интерес к языку, литературе, истории, музыке, изобразительному искусству мордовского народа;
- формировать чувства сопричастности к достижениям земляков в области культуры, науки, спорта;
- воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому
Мордовии.
Основные вопросы, намеченные для изучения
Этапы разработки:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2.Дать общую характеристику мордовским культурным традициям.
3.Исследовать эффективность использования игровых приемов в нравственно-патриотическом воспитании.
4.Разработать картотеку мордовских дидактических и подвижных игр.
Литература по теме:
1. Гризик Т.И. «Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада », - М.: Просвещение, 2000
2. Мы в Мордовии живём: пример. регион. модуль программы дошк. образования/ О.В.Бурляева и др. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011.
3. Валдоня: Программа и методические рекомендации: для ДОУ РМ/
М-во образования РМ. – Саранск: Тип. «Красный октябрь», 2001.
4. Хрестоматия к программе «Валдоня» («Светлячок»), - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004.
5. Исайкина А.И. программа и методические рекомендации по обучению детей мордовским (мокша, эрзя) языкам в дошкольных образовательных учреждениях. Саранск, Мордовский РИПКРО, 1997г.
6. А.Ш. Кержнер, В.А.Архипова, Н.С.Нурмухаметова, В.Д.Кирюшкина "Культура народов Поволжья". Программа и методические рекомендации. Ульяновск УИПКПРО 2011г.
7. Т. В. Поляков: «Знакомим детей с малой родиной».
8. Методические рекомендации. М. Д. Маханева» «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников».
9. Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников»;
10. «Саранск – столица Мордовии 1641-2006», - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2006.
11. «Мордовия: народное искусство», - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1985.
12. «Мордовский народный костюм», - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1990.
Творческое сотрудничество по теме самообразования:
- с краеведческим музеем;
- с музыкальным руководителем;
- с инструктором по физической культуре;
- объектами культуры и спорта;
- посещение мини-музея ДОУ «Светелка».
Практический выход
Презентация и отчет о проделанной работе (на итоговом педсовете).
Когда и где планируется выступать с сообщением о собственном педагогическом опыте: заседание педагогического совета.
ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
НА 2014 /2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Этапы самообразования | Содержание работы | Сроки выполнения |
Организационно-диагностический | 1. Проведение дидактических игр: •«Собери картинку» (достопримечательности города); • Кубик «Мой город»; • Пазл «Герб Саранска». 2. Сюжетно – ролевые игры: • «Семья»; • «Детский сад»; • «Путешествие по городу». 3. Подвижные игры: •«Горшочек» («Чакшкинесэ»); • «Солнышко и птички» («Шине и нармонят»); • «Поймай мяч» («Кундык осканть»); • «Ветер-ветерки» («Варма-варминеть»); • «В ключи» («Панжомнесэ»). | В течение учебного года |
Работа с родителями. Анкетирование: «Патриотическое воспитание ребенка» «Ваш ребенок и символика РМ» Консультации: 1. «Куда сходить с ребенком в выходной день». 2. «Приобщение детей к культуре и традициям мордовского народа». Оформление альбома: «Культура и традиции мордовского народа». | ||
Теоритичес кий | Выступление: «Мордовские культурные традиции в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников» (на педсовете). | Март |
Выставка детских работ: «Мордовочка». | Апрель | |
Итоговое занятие по познавательному развитию: «Край мой родной». | Май | |
Выводы: я старалась внести новшества в данные занятия, стала использовать нетрадиционные формы организации занятий. Этим я смогла заинтересовать детей. У детей появился интерес к культуре своего народа-мордвы. Дети углубили знания о культуре, традициях, обычаях и быте мордовского народа. |
ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Сроки проведения итогов по теме самообразования май 2015г.
Форма и место подведения итогов отчет, ДОУ.
Месяц | Направление работы | Способы достижения | Анализ достижений |
Сентябрь | Работа с документацией. Изучение закона «Об образовании», других нормативных документов. | Знакомство и анализ документации. | |
Планирование работы с детьми на новый учебный год. | Изучение литературы по проблеме, создания плана работы. | ||
Октябрь | Планирование работы с воспитанниками, требующими особого внимания. | Изучение литературы по проблеме, создания плана работы. | |
Подбор литературы по теме самообразования. | Работа с личной библиотекой, интернетом. | ||
Ноябрь | Изучение теории по теме: «Мордовские культурные традиции в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников». | Знакомство с литературой по данной тематике. | |
Посещение краеведческого музея. | Обмен опытом по проблеме. | ||
Декабрь | Работа над модернизацией комнаты. | Оформление уголка группы. | |
Работа над созданием методических папок. | Подбор материала по темам. | ||
Январь | Разработка плана на месяц, год. | Подбор материала. | |
Изучение теории обучения детей мордовским культурным традициям на основе занимательного материала для детей старшего возраста. | Знакомство с литературой. | ||
февраль | Подготовка презентации «Мордовские культурные традиции». | Подбор материала. | |
Создание папки «Мордовские культурные традиции». | Подбор материала. | ||
Март | Создание методической разработки. | Изучение литературы. | |
Разработка картотек мордовских народных игр. | Подбор материала. | ||
Апрель | Разработка картотек мордовских потешек, прибауток, закличек, считалок. | Подбор материала. | |
Май | Разработка плана по самообразованию на новый учебный год. | Подбор методической литературы. |
Предварительный просмотр:
ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Барцаевой Анастасии Олеговны
(Ф.И.О.)
воспитатель
(Должность)
«Мордовские культурные традиции в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников».
(Название темы)
2014
(Начало изучения темы)
2016
(Окончание изучения темы)
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ
Ф.И.О. педагога: Барцаева Анастасия Олеговна
Дата рождения: 01.03.1991
Стаж работы в должности: 2 года
Образование (название учебного заведения и год окончания):
в 2013 году окончила «Мордовский Государственный Университет им. Н.П.Огарева» по специальности «Филология», присуждена квалификация филолог преподаватель.
Квалификационная категория, год и № приказа о присвоении:
Курсы повышения квалификации за последние три года (указать вид, тему, где проходили): прошла повышения квалификации в Государственном бюджетном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования специалистов «Мордовский республиканский институт образования» с 09.11.2015 по 24.12.2015 по программе «Обновление содержания дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО» в объеме 72 учебных часов.
Награждения (указать год, характер награды):
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
НА 2015 /2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Этапы самообразования | Содержание работы | Сроки выполнения |
Организационно-диагностический | 1. Проведение дидактических игр: «Малая Родина» (достопримечательности города); «Мордовский узор»; Пазл «Флаг Мордовии». 2. Сюжетно – ролевые игры: «Ателье»; «В детском саду»; «Город. Транспорт». 3. Подвижные игры: «В курочек» («Сараскесэ/Сараскакс»); «Котел» («Котелсо налксема/Котелсо налхсема»); «Круговой» («Мячень кунсема/Топса налхсема»); «Ветер-ветерки» («Варма-варминеть»); «В ключи» («Панжомнесэ»); «В бабки». 4. Чтение художественной литературы: Гребенцов Г. «Край любимый»; Имяреков М. «Спор»; Кочерганов В. «Я о Мордовии пою»; Люлякина С. «Бедный зайчик заболел»; Носов Е. «Не спит моя Саранска»; Пинясов Я. «Дедушкин полюс», «Березкина песня»; Тимохина Т. «Куда торопится речка Синарка» Тяпаев А. «Как стать мужчиной». 5. Слушание: Гимн Республики Мордовия (муз. Н. Кошелевой, сл. С. Кинякина); «Хороводная» (муз. Л. Кирюкова); «Марш на мордовские темы» (муз. Л. Войнова); «Колдуватнень морост/Хор колдуний» (муз. Н. Кошелевой); «Нюрямонь мороня» (муз. Н. Кошелевой, сл. П. Родькина); «Танец медведя» (муз. Д. Скрипкина); «Даря баба/ Бабушка Дарья» (муз. Г. Сураева-Королева, сл. А. Анисимовой); «Протяжная» (муз. М. Волкова); «Напев» (муз. Е. Лысенковой); «Раужо баран/ Черный баран» (эрзянская народная песня). | В течение учебного года |
Работа с родителями. Анкетирование: «Что вы знаете о государственной символике Республики Мордовия?» «Нравственно-патриотическое воспитание ребенка» Консультации: 1. «Родной наш край - Мордовия». 2. «Как прививать детям любовь к родному краю?». 3. «Познакомьте ребенка с родным городом». Оформление альбома: «Праздники мордовского народа». | ||
Теоритичес кий | Выступление: «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и культуре народов Мордовии» (на педсовете). | Март |
Выставка детских работ: «Мордовский орнамент». | Апрель | |
Итоговое занятие по познавательному развитию: «Мордовия моя!». | Май | |
Выводы: я старалась внести новшества в данные занятия, стала использовать нетрадиционные формы организации занятий. Этим я смогла заинтересовать детей. У детей появился интерес к культуре своего народа-мордвы. Дети углубили знания о культуре, традициях, обычаях и быте мордовского народа. |
ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Сроки проведения итогов по теме самообразования май 2016г.
Форма и место подведения итогов отчет, ДОУ.
Месяц | Направление работы | Способы достижения | Анализ достижений |
Сентябрь | Работа с документацией. Изучение закона «Об образовании», других нормативных документов. | Знакомство и анализ документации. | |
Планирование работы с детьми на новый учебный год. | Изучение литературы по проблеме, создания плана работы. | ||
Октябрь | Планирование работы с воспитанниками, требующими особого внимания. | Изучение литературы по проблеме, создания плана работы. | |
Подбор литературы по теме самообразования. | Работа с личной библиотекой, интернетом. | ||
Ноябрь | Изучение теории по теме: «Мордовские культурные традиции в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников». | Знакомство с литературой по данной тематике. | |
Посещение краеведческого музея. | Обмен опытом по проблеме. | ||
Декабрь | Работа над модернизацией комнаты. | Оформление уголка группы. | |
Работа над созданием методических папок. | Подбор материала по темам. | ||
Январь | Разработка плана на месяц, год. | Подбор материала. | |
Изучение теории обучения детей мордовским культурным традициям на основе занимательного материала для детей 6-7 лет. | Знакомство с литературой. | ||
февраль | Подготовка презентации «Мордовские обычаи». | Подбор материала. | |
Создание папки «Праздники мордовского народа». | Подбор материала. | ||
Март | Создание методической разработки. | Изучение литературы. | |
Разработка картотек мордовских народных игр. | Подбор материала. | ||
Апрель | Разработка картотек мордовских закличек, считалок, загадок. | Подбор материала. | |
Май | Анализ проделанной работы. | Отчет о проделанной работе. |
Предварительный просмотр:
ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
НА 2016 /2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Этапы самообразования | Содержание работы | Сроки выполнения |
Организационно-диагностический | 1. Проведение дидактических игр: •«Собери картинку» (достопримечательности города); • Кубик «Мой город»; • Пазл «Герб Саранска». 2. Сюжетно – ролевые игры: • «Семья»; • «Детский сад»; • «Путешествие по городу». 3. Подвижные игры: •«Горшочек» («Чакшкинесэ»); • «Солнышко и птички» («Шине и нармонят»); • «Поймай мяч» («Кундык осканть»); • «Ветер-ветерки» («Варма-варминеть»); • «В ключи» («Панжомнесэ»). | В течение учебного года |
Работа с родителями. Анкетирование: «Патриотическое воспитание ребенка» «Ваш ребенок и символика РМ» Консультации: 1. «Куда сходить с ребенком в выходной день». 2. «Приобщение детей к культуре и традициям мордовского народа». Оформление альбома: «Культура и традиции мордовского народа». | ||
Теоритичес кий | Выступление: «Мордовские культурные традиции в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников» (на педсовете). | Март |
Выставка детских работ: «Мордовочка». | Апрель | |
Итоговое занятие по познавательному развитию: «Край мой родной». | Май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русские культурные традиции и нравственно -потриотическое воспитание дошкольников
Воспитание у детей дошкольного возраста чувства любви к Родине, к своему народу, через русские народные традиции...
Опыт работы на тему "Использование культурно - региональных ценностей в воспитании нравственно-патриотических чувств у дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «Музыка»
Развитие эстетических качеств, художественного вкуса, творческой активности и нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста....
Русские культурные традиции и нравственно-патриотическое воспитание дошкольника.
Консультация для воспитателей...
Выступление на педагогическом совете " Русские культурные традиции и нравственно-патриотическое воспитание дошкольника"
Русские культурные традиции и нравственно-патриотическое воспитание дошкольника "Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным"К.Д. Ушинский"Рыбам вода, птиц...
Консультация для родителей: "Русские культурные традиции и нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"
Красота родного края, открывающаясяблагодаря сказке, фантазии, творчеству,- этоисточник любви к Родине... Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пустьв его сердце и в памяти нав...
Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому направлению воспитания дошкольников.
Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...
Самообразование Тема: «Народные культурные традиции как основа эстетического воспитания дошкольников»
Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Культура русского народа способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает н...