Картотека подвижных игр в средней группе
картотека (средняя группа)

Черняева Ольга Рамильевна

 мУчить детей использовать разнообразные подвижные игры (в том числе игры с элементами соревнования), способствующие развитию психофизических качеств (ловкость, сила, быстрота, выносливость, гибкость), координации движений, умения ориентироваться в пространстве; самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры со сверстниками, справедливо оценивать свои результаты и результаты товарищей. ентами соревнования), способствующие развитию психофизических качеств.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podvizhnye_igry_v_sredney_gruppe.doc271 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека подвижных игр

во средней группе.

Подготовила воспитатель:

Черняева Ольга Рамильевна

Занятия С Дошкольниками, Герои Мультфильмов, Вымышленные Персонажи, Счастье...

 

Название игры

Цель игры

Игры с ходьбой и бегом

1

«Самолеты»

формировать умение двигаться в разных направлениях

2

«Куры и кошка»

совершенствовать бег

3

«Лиса и цыплята»

совершенствовать ходьбу и бег

4

«Поезд»

формировать умение ходить и бегать друг за другом небольшими группами

5

«Остановись возле игрушки»

упражнять в беге

6

«Птички»

обогащать двигательный опыт детей

7

«Вороны»

совершенствовать бег в сочетании с движениями рук.

8

«Найди свой домик»

сочетать ходьбу и бег в одном и разных направлениях.

9

«У медведя во бору»

сочетать ходьбу и бег в одном и разных направлениях.

10

«Пчелки»

сочетать ходьбу и бег в одном  направлении.

11

«Догони мяч»

совершенствовать ходьбу и бег в одном и разных направлениях.

12

«Мышки  трусишки»

побуждать действовать в соответствии со словами.

13

«Птички и автомобиль»

совершенствовать ходьбу в разных направлениях.

14

«Гуси-лебеди»

согласовывать слова с игровыми действиями

15

«Пошли – пошли – поехали»

упражнять в ходьбе в колонне по одному.

16

«Зашагали ножки по дорожке»

учить ходить в одном направлении.

17

«Солнышко и дождик»

формировать умение ходить и бегать врассыпную

Игры с лазанием

18

«Кошка и цыплята»

Совершенствовать умение  влезать и слезать  с предмета

19

«По кочкам»

совершенствовать умение влезать на предмет и спускаться с него

20

«Наседка и цыплята»

развивать умение подлезать под веревку, не  задевая ее;

21

«Пролезь в обруч»

развивать умение лазать, ловкость

22

«Перелезь через бревно»

совершенствовать умение влезать на предмет и спускаться с него.

23

«Проползи в воротики»

учить ползать под предметами.

24

«Снежинки кружатся»

развивать чувство равновесия.

Игры с бросанием и ловлей мяча

25

«Попади в обруч»

учить бросать в цель.

26

«Прокати мяч»

учить отталкивать мяч двумя руками сохраняя направление

27

«Лови мяч»

учить бросать мяч двумя руками снизу.

28

«Тяжелый – лёгкий»

учить катать мяч в определенном направлении

29

«Передай мяч»

учить передавать мяч двумя руками и принимать его.

 

 

Игры на ориентировку в пространстве

30

«Остановись возле игрушки»

упражнять в ориентировке в пространстве.

31

«Автомобили»

учить двигаться сохраняя направление

32

«Найди дерево»

развивать ориентировку в пространстве.

33

«Прятки»

учить самостоятельно ориентироваться в пространстве.

34

«Найди предмет»

развивать внимание выдержку.

35

«В гости к зверюшкам»

формировать ориентировку в пространстве

36

«Воробушки и автомобиль»

развивать ориентацию в пространстве.

37

«Найди свой цвет»

формировать ориентировку в пространстве

38

«Где звенит колокольчик?»

развивать умение ориентироваться в пространстве

39

«Цветные автомобили»

совершенствовать ориентировку в пространстве

40

«Где постучали?»

закреплять умение ориентироваться в пространстве

41

«Кот и мыши».

совершенствовать умение ориентироваться в пространстве

42

«Лохматый пес»

развивать умение ориентироваться в пространстве

43

«Акула и рыбки»

развитие умения у детей бегать в определённом направлении; ориентироваться в пространстве.

44

«Такси»

приучать детей двигаться вдвоём, соразмерять движения друг с другом, менять направление движений, быть внимательным к партнёрам по игре.

Игры с разными движениями и пением

45

«Погремушечка, играй»

учить действовать в соответствии со словами.

46

«Воронята»

учить действовать в соответствии со словами.

47

«Мотыльки»

повысить двигательную активность

48

«Комарики и лягушка»

учить выполнять действия по слову взрослого

49

«Зайка беленький»

обогащать двигательный опыт детей

50

«Кот Васька»

повысить двигательную активность детей.

51

«Путешествие в лес»

совершенствовать основные движения

52

«Дождик»

обогащать двигательный опыт детей

53

«Мышеловка»

учить согласовывать слова с игровыми действиями

54

«Два мороза»

учить согласовывать слова с игровыми действиями

Хороводные игры

55

«Заинька»

выполнять движения в соответствии со словами песенки.

56

«Ножки, топ – топ»

учить совместным действиям.

57

«Карусели»

развивать равновесие.

58

«Пузырь»

выполнять движения в соответствии со словами

59

«По ровненькой дорожке»

упражнять в ходьбе по ограниченной поверхности.

60

«Вейся, венок»

учить детей водить хоровод; упражнять в беге.

Игры на развитие ловкости, действие по сигналу

61

«Береги предмет»

приучать детей действовать по сигналу

62

«Мы веселые ребята»

развивать ловкость, увертливость

63

«Найди себе пару»

развивать умение действовать по сигналу быстро

64

«Удочка»

развивать ловкость, внимание, быстроту реакции

65

«Лиса и куры»

учить действовать по сигналу

66

«Ловишки»

развивать ловкость, быстроту

67

«Зайцы и волк»

развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге, в прыжках на обеих ногах, в приседании, ловле.

Игры с прыжками

68

«Птички в гнездышках»

учить спрыгивать с небольшой высоты.

69

«Солнечные зайчики»

развивать умение прыгать на двух ногах

70

«Мой веселый звонкий мяч»

совершенствовать умение прыгать на двух ногах

71

«Сними ленточку»

упражнять в подпрыгивании в высоту на месте

72

«Зайчики в домиках»

упражнять в прыжках с продвижением.

73

«Кролики»

формировать умение прыгать на двух ногах продвигаясь вперед

74

«Не попадись»

совершенствовать прыжки на двух ногах

Подвижная игра № 1 «Самолеты»

Задача: формировать умение двигаться в разных направлениях не наталкиваясь друг на друга; приучать действовать по сигналу.
Ход игры:
Перед игрой необходимо показать все игровые движения. Дети становятся на одной стороне площадки. Воспитатель говорит «К полету готовы. Завести моторы!». Дети делают вращательные движения руками перед грудью. После сигнала «Полетели!» разводят руки в стороны и разбегаются по залу. По сигналу «На посадку!» играющие направляются на свою сторону площадки.
Игра эмоциональнее проходит с музыкальным сопровождением.

Подвижная игра № 2  «Куры и кошка»

Задачи. Совершенствовать бег. Развивать умение подражать, быть внимательным и действовать по сигналу. Поощрять самостоятельные действия. Вызывать чувство радости от совместных действий.

Содержание игры. Дети изображают курочек. Роль кошки выполняет помощник воспитателя. Воспитатель уточняет с детьми, как курочки машут крыльями, как они ходят, клюют зернышки. Определяет место, где живут курочки и где они будут прятаться от кошки. Затем воспитатель произносит следующий текст:

«Выходите, курочки, Собирайте крошки,

Жучков, паучков

На зеленой дорожке».

Дети-курочки выбегают на середину зала, машут крыльями, летают.

       Воспитатель продолжает:

Куры клювиком стучали:

„Тук-тук-тук, тук-тук-тук".

«Куры крыльями махали:

„Ко-ко-ко, ко-ко-ко".

Дети-курочки присаживаются на корточки и стучат пальцами по полу, произнося:        «Тук-тук-тук!»

Вдруг появляется кошка (помощник воспитателя):

«Выйду, выйду на дорожку,                Там, где куры ищут крошки,

  Мяу-мяу-мяу!                 Мяу-мяу-мяу!»

Куры громко кричат: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко» — и убегают в свои домики.

Варианты игры

  1. Задачи. Совершенствовать умение подлезать под веревку, натянутую на высоте 30—35 см от пола. Куры должны подлезать под нее.
  2. Задачи. Совершенствовать умение влезать на предмет высотой 10—15 см (кубы) и слезать с него. Куры, убегая от кошки, взбираются на кубы, ящики.

Подвижная игра № 3 «Лиса и цыплята»

Задачи. Совершенствовать ходьбу и бег в определенном направлении. Развивать внимание. Побуждать к самостоятельности, инициативе. Поощрять действия детей. Вызывать у них чувство гордости.

Содержание игры. Дети изображают цыплят, вышедших на прогулку. Цыплята весело бегают, машут крылышками, клюют зернышки. Воспитатель говорит, а дети выполняют действия.

Слова воспитателя: «Впереди из-за куста Смотрит хитрая лиса.

Мы лису обхитрим,

Тихо-тихо убежим».

Действия детей:

Настораживаются.

Бегут на носочках за обозначенную черту.

Взрослый следит за тем, чтобы цыплята убегали только после слов: «Тихо-тихо убежим».

Вариант игры. Во время прогулки цыплята могут прыгать, взбираться на бревнышко, подлезать под веревку, сетку и т. п.

Подвижная игра № 4  «Поезд»

Задача: формировать умение ходить и бегать друг за другом небольшими группами, сначала держась друг за друга, затем не держась; приучать начинать движение и останавливаться по сигналу.
Ход игры:
Сначала к игре привлекается небольшая группа детей. первое время каждый ребенок держится за одежду впереди стоящего, затем свободно двигаются друг за другом, двигая руками, имитируя движения колес. Роль паровоза сначала исполняет воспитатель. Лишь после многократных повторений роль ведущего поручается наиболее активному ребенку.
Игра эмоциональнее проходит с музыкальным сопровождением.

Подвижная игра № 5  «Остановись возле игрушки»

Задачи: Упражнять в беге. Развивать внимание, ловкость.

Оборудование: Игрушки крупные (по количеству детей).

Содержание игры. Дети бегают по залу или участку на прогулке, обходя игрушки. Как только прозвучит сигнал, например удар в бубен, они останавливаются возле игрушки. Если ребенок не успел, воспитатель говорит: «Саша, Саша, торопись, у игрушки становись!» Взрослый побуждает детей бегать между игрушками в разные стороны. Игрушки расставляются на расстоянии 60 см друг от друга.

Подвижная игра № 6  «Птички»

Задачи:Обогащать двигательный опыт. Побуждать детей к выполнению элементарных правил игры. Поощрять самостоятельность. Вызывать чувство удовольствия от общения со взрослыми и сверстниками, а так же от выполнения движений.

Оборудование: Шапочки или эмблемы с изображением птичек.

Содержание игры. Дети изображают птичек. Взрослый обозначает гнезда для них. На слова взрослого: «Птички захотели полетать» - птички вылетают из гнездышек, машут крыльями, приседают, клюют зерна, летают по всему обозначенному участку. На сигнал: «Птички летят в свои гнездышки» — птички занимают свои гнезда.

Примечание. Вначале взрослый проделывает все действия вместе с детьми. Когда дети запомнят игру, взрослый может с помощью слова руководить их действиями.

Подвижная игра № 7  «Вороны»

Задачи: Совершенствовать бег в сочетании с движениями рук. Побуждать к подражанию взрослому. Учить действовать в соответствии с текстом.

Содержание игры: Дети изображают ворон, они стоят стайкой и подражают движениям воспитателя, который поет или говорит нараспев.

Действия детей:

Бегают по комнате, размахивая руками как крыльями, произнося: «Кар-кар-кар!»

Продолжают бегать.

Слова воспитателя:

«Вот под ёлочкой зеленой

Скачут весело вороны,

Кар – кар – кар!

Целый день они кричали,

Спать ребяткам не давали,

Кар-кар-кар!

Садятся на корточки, ручки кладут под щечки и засыпают, тихо произнося: «Кар-кар-кар!»

Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают,

Кар-кар-кар!»

Подвижная игра №8  «Найди свой домик»

Задачи: Учить сочетать ходьбу с другими видами движений. Развивать умение ориентироваться в пространстве, согласовывать действие с другими детьми. Закреплять знание цвета, формы, величины. Поддерживать самостоятельность, инициативу детей.

Оборудование: Круги или квадраты разной величины или цвета.

Содержание игры: Дети размещаются в своих домиках, которые могут в зависимости от цели иметь разную величину, цвет или форму. Когда малыши будут хорошо ориентироваться во всех свойствах предметов (величина, цвет, форма), можно объединить два свойства, например форму и цвет или величину и цвет.

Ребята запоминают свои домики и по сигналу взрослого выходят гулять на поляну. Они выполняют самостоятельно по своему усмотрению разные движения (ходят, собирают цветы, бегают, влезают на пеньки, бросают шишки в цель, перешагивают через ручейки). На слова воспитателя: «Дождь!» — дети бегут в свои домики. Взрослый вместе с детьми проверяет, все ли заняли свои домики, помогает малышам найти свой домик, если они их не запомнили.

Подвижная игра № 9  «У медведя во бору»

Задачи: Совершенствовать бег в одном и разных направлениях. Развивать воображение. Поощрять самостоятельные действия детей.

Содержание игры: В лесу сидит медведь. Роль медведя вначале может выполнять взрослый, например помощник воспитателя. Когда дети хорошо освоят игру, можно на роль медведя выбрать ребенка.

На противоположной стороне леса живут дети. Воспитатель говорит: «Пойдемте, дети, гулять, грибы, ягоды собирать». Дети идут в лес, имитируя сбор грибов, ягод. Воспитатель читает стихотворение:

«У медведя во бору        А медведь сидит

Грибы, ягоды беру,        И на нас рычит».

Когда воспитатель скажет последние слова текста, медведь с рычанием выбегает из берлоги, а дети убегают домой.

Подвижная игра № 10  «Пчелки».

Задачи: Совершенствовать бег в определенном направлении, учить ориентироваться в пространстве, подражать пчелкам.

Содержание игры: Дети изображают пчел, они бегают по комнате, размахивая крыльями, жужжат: «Ж-ж-ж». Появляется медведь (помощник воспитателя). Воспитатель-пчела говорит:

«Мишка-медведь идет,

Мед у пчелок унесет,

Пчелки, домой!»

Пчелки летят в определенный угол комнаты — улей. Медведь, переваливаясь с ноги на ногу, идет туда же. Пчелки и взрослый говорят:

«Этот улей — домик наш.

Уходи, медведь, от нас,

Ж-ж-ж-ж!»

Пчелки машут крыльями, жужжат, прогоняя медведя. Медведь уходит, а пчелки опять вылетают на поляну. Они могут угостить в конце игры медведя медом.

Подвижная игра № 11  «Догони мяч»

Задачи: Совершенствовать бег в разном направлении. Вызывать оживление, радость у ребенка. Поощрять самостоятельность.

Содержание игры:  Взрослый бросает мяч и говорит: «Раз, два, три, беги...» Ребенок должен побежать только после слова «беги» и догнать мяч. Взрослый бросает мяч в разных направлениях.

Подвижная игра № 12  «Мышки-трусишки»

Задачи: Побуждать детей действовать в соответствии со словами. Учить согласовывать свои действия с действиями других детей. Развивать подражание. Поощрять самостоятельность, инициативу детей.

Содержание игры: Дети изображают мышек-трусишек. На слова воспитателя (дети могут подговаривать): «Вышли мышки как-то раз посмотреть, который час» — мышки идут по группе. «Раз-два, три-четыре, мышки дернули за гири» — мышки имитируют движение руками. «Вдруг раздался страшный звон (можно позвонить в колокольчик, ударить в бубен), убежали мышки вон» — дети убегают. Ребята должны стараться действовать в соответствии со словами взрослого.

Подвижная игра № 13  «Птички и автомобили»

Задачи. Совершенствовать ходьбу в разных направлениях, по ограниченной поверхности. Развивать внимание, умение реагировать на сигнал. Побуждать к активному взаимодействию со сверстниками.

Оборудование. Шапочки или эмблемы с изображением птичек, эмблемы автомобиля, скамейка, кубы или другие предметы.

Содержание игры. Все дети изображают птичек. Роль автомобиля вначале выполняет взрослый. Он говорит: «Птички вылетели погулять». Дети-птички летают по группе, машут крыльями, клюют зерна. По сигналу взрослого: «Автомобиль!» — птички быстро убегают с дороги.

Вариант игры. Одна часть детей размещается на одной стороне группы, площадки — это птички. На другой стороне размещается другая часть детей — это автомобили. Взрослый говорит: «Птички летят!» — птички летают, машут крыльями, приседают, клюют зерна. Птички могут взбираться на скамейку, кубы и т. п. На сигнал: «Автомобили выехали!» — дети, изображающие автомобили выезжают на дорогу, а птички улетают в свои гнездышки. Автомобили ездят по дороге, объезжая препятствия (скамейки, кубы). При повторе игры дети меняются ролями.

Подвижная игра № 14  «Гуси-лебеди»


Задача: развивать ловкость, быстроту реакции; закреплять умение выполнять действия взятой на себя роли; согласовывать слова с игровыми действиями.
Ход игры:
На одном краю зала обозначается дом, в котором находятся гуси. На противоположной – стоит пастух. Сбоку – логово, в котором живет волк. Остальное – луг. Выбираются дети исполняющие роли волка и пастуха, остальные – гуси. Пастух выгоняет гусей на луг, они пасутся.

Пастух: Гуси, гуси!
Гуси: Га-га-га!
Пастух: Есть хотите?
Гуси: Да-да-да!
Пастух: Так летите.
Гуси: Нам нельзя, серый волк под горой не пускает нас домой!
Пастух: Ну, летите, как хотите, только крылья берегите!

Гуси, расправив крылья, летят, а волк старается их поймать. После нескольких перебежек подсчитывается количество пойменных.

Подвижная игра № 15  

«Пошли-пошли-поехали»

Задачи. Упражнять в ходьбе в колонне по одному, в беге со сменой направления. Учить действовать в коллективе, слушать сигнал взрослого, ориентироваться в пространстве. Вызывать интерес к игре и совместным действиям.

Содержание игры. Дети встают друг за другом в колонну, взрослый впереди. На слова воспитателя: «Пошли-пошли» дети идут обычным шагом. На слова: «Поехали-поехали» — бегут в медленном темпе, который задает взрослый. По сигналу «Пошли-пошли» дети опять идут. Взрослый меняет направление движения, сопровождая действия словами, указывающими направление, — к дереву, к горке и т. п. Игра повторяется 3—4 раза.

Примечание. Игру лучше проводить на участке или в зале.

Подвижная игра № 16

 «Зашагали ножки по дорожке»

Задачи. Упражнять детей в самостоятельной ходьбе. Учить ходить в одном направлении. Вызывать удовольствие от общения со взрослым. Вселять уверенность в своих возможностях.

Содержание игры. Воспитатель встает на расстоянии 1,5—2 м от ребенка. Затем расстояние можно увеличить. Он ласково манит к себе ребенка со словами:

Ну-ка, веселее, топ-топ.

Это наши ножки, топ-топ,

Шагают по дорожке».

«Зашагали наши ножки

Прямо по дорожке, топ-топ. Вот мы как умеем, топ-топ,

                                                Подвижная игра № 17

 «Солнышко и дождик»

Задача: формировать умение ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь, друг на друга; приучать действовать по сигналу.
Ход игры:
Дети сидят на стульчиках. Воспитатель говорит «Солнышко!». Дети ходят и бегают по залу в разных направлениях. После сов «Дождик!», они бегут на свои места.
Игра может проходить с музыкальным сопровождением. После того как игра хорошо освоена, слова можно заменять звуковыми сигналами.

Игры с лазанием.

Подвижная игра № 18

 «Кошка и цыплята»

Задачи. Совершенствовать бег, влезание на предметы и слезание с них. Развивать внимание и ориентировку в пространстве. Поддерживать интерес к взаимодействию со сверстниками. Побуждать к подражанию животным. Развивать воображение.

Содержание игры. На полянку выходит курочка-хохлатка (взрослый), с нею желтые цыплята (дети). В дальнем углу групповой комнаты на скамейке дремлет кошка (взрослый). Цыплята разбегаются по поляне, машут крылышками, клюют зерна, взбираются на жердочки (кубы) высотой 10см. Дети действуют по своему усмотрению.

Квохчет курочка: «Ко-ко, не ходите далеко». На эти слова цыплята настораживаются, смотрят по сторонам. А курочка медленно продолжает:

Кошка глазки открывает

И цыпляток догоняет».

«На скамейке у окошка

Улеглась и дремлет кошка.

На последние слова цыплята убегают от кошки, а кошка пытается их догнать.

Когда дети хорошо освоят игру, роль курочки-хохлатки и кошки можно поручить наиболее активным из них.

Варианты игры

  1. Для обогащения двигательного опыта малышей можно включать
    разнообразные, но уже знакомые детям движения. Например подлеза-
    ние под веревку.
  2. Можно обозначить домики, разнообразные по форме и цвету,
    которые цыплята должны запомнить и, убегая от кошки, найти именно
    свой домик.

Подвижная игра № 19  

«По кочкам»

Задачи. Совершенствовать умение влезать на предметы и спускаться с них (высота предметов увеличивается постепенно: 10—15—20 см). Поддерживать самостоятельность, интерес к действию.

Содержание игры. На полу размещается 2—3 ящика или куба шириной 40—60 см и высотой 25—20 см (кочки). Между кочками можно разместить мягкие дорожки или поролоновый мат (болото). Воспитатель предлагает детям пойти в гости к мишке или зайчику. Дети отправляются в путь, а на пути встречается болото. Они взбираются на кочки и спускаются с них, таким образом переходя болото и попадая к мишке или зайчику. С мишкой можно поиграть в догонялки или в прятки, а затем вернуться через болото по кочкам домой. Необходимо соблюдать правило: с кочки нельзя спрыгивать, надо спокойно спускаться.

Подвижная игра № 20

 «Перелезь через бревно»

Задачи. Совершенствовать лазанье и умение преодолевать препятствия. Развивать крупные мышцы туловища, умение ориентироваться в пространстве. Вызывать положительные эмоции от игры и общения со взрослым и сверстниками.

Содержание игры. Детям предлагают пойти в гости к зайчику. Взрослый объясняет, что зайчик живет за забором (бревно). Чтобы попасть к нему, надо перелезть через забор. Дети перелезают через бревно, играют с зайчиком (прыгают, играют в догонялки). Но вот пришло время возвращаться домой, дети опять перелезают через бревно. Повторить 3—4 раза.

Вариант игры. За забором может жить медведь, собака, кошка и др. В зависимости от этого дети производят разные движения: ходят, как мишка, ползают, прогибая спинку, как кошка, и т. д.

Подвижная игра № 21  

«Проползи в воротики»

Задачи. Учить ползать под предметами, не задевая их. Побуждать к самостоятельному выполнению движений. Поощрять за успешные действия.

Содержание игры. На расстоянии 4 м от детей располагается стойка с подвешенной на уровне роста ребенка сеткой. У стойки на полу лежит большой мат. На расстоянии 2,5 м от ребенка располагается дуга — ворота. Взрослый предлагает малышу проползти на четвереньках под дугой, доползти до мяча, поднять его и положить в сетку.

Вариант игры. Можно расставить двое-трое ворот для включения в игру сразу 2—3 детей.

Подвижная игра № 22

 «Снежинки кружатся»

Задачи. Развивать равновесие. Вызывать чувство радости, удовольствия.

Содержание игры. Дети изображают снежинки. Воспитатель говорит: «Вот снежинки спустились с неба на землю». Снежинки летают по группе и садятся на корточки. На слова взрослого: «Вдруг подул ветер, поднял их в воздух и закружил» — снежинки поднимаются и кружатся вначале медленно. Воспитатель говорит: «Но вот ветер дует все сильнее». Дети кружатся все сильнее, но каждый в своем темпе. По сигналу взрослого: «Вот ветер стал утихать» — замедляют движение и присаживаются на корточки.

Подвижная игра № 23  

«Наседка и цыплята»

Задача: совершенствовать умение подлезания под веревку, не  задевая ее; развивать ловкость, внимание; действовать по сигналу; воспитывать взаимовыручку, товарищество.

Ход игры:

Дети изображающие цыплят вместе с наседкой находятся за натянутой веревкой. Наседка выходит из дома и зовет цыплят «ко-ко-ко». По ее зову цыплята подлезая под веревкой бегут к ней. На слова «Большая птица» цыплята быстро убегают. Когда цыплята убегают в дом, можно приподнять веревку повыше, чтобы дети не задевали ее.

Подвижная игра № 24

 «Пролезь в обруч»

Задачи. Развивать умение лазать, ловкость. Вызывать чувство радости от общения со взрослым.

Содержание игры-упражнения. Взрослый держит обруч вертикально и предлагает ребенку пролезть в него («Мышка пролезла в норку»). Взрослый поощряет ребенка: «Вот какая мышка ловкая!», предлагает повторить действия.

Игры с бросанием и ловлей мяча

Подвижная игра № 25  

«Попади в обруч»

Задачи. Учить бросать в цель, выдерживать направление броска. Вызывать удовольствие от выполненного движения.

Содержание игры. Взрослый размещает обруч на расстоянии 1 —1,5 м в зависимости от возраста и возможностей ребенка. Детям предлагается бросить мяч в обруч, затем добежать до мяча, взять и опять бросить.

Подвижная игра № 26  

«Прокати мяч»

Задачи. Учить отталкивать мяч двумя руками, придавать ему нужное направление. Побуждать к самостоятельному выполнению движений, выбору партнера. Вызывать интерес к действиям с мячом.

Содержание игры. Дети садятся на пол друг против друга на расстоянии 1,5—2 м и катают друг другу мяч.

Вначале воспитатель катит мяч детям, фиксируя внимание на том, что мяч надо толкнуть двумя руками.

Вариант игры. Дети сидят в кругу и прокатывают мяч по желанию от одного ребенка к другому, называя имя: «Вова, лови мяч!» И т. д.

Подвижная игра №27

«Лови мяч»

Задачи. Учить бросать мяч двумя руками снизу в определенном направлении. Развивать внимание. Побуждать к самостоятельным действиям. Поддерживать чувство радости от совместных действий.

Содержание игры. Дети стоят в кругу, воспитатель с большим мячом в центре круга произносит слова: «Миша, лови мяч!», «Ира, лови мяч!» И т. д. Ребенок, поймав мяч, бросает его взрослому.

Вариант игры. Когда малыши научатся бросать мяч в определенном направлении, ловить его, можно предложить бросать мяч друг другу (расстояние 1,5—2м).

Подвижная игра № 28

                                    «Тяжелый — легкий»

Задачи. Учить катать мяч. Познакомить с понятием «тяжелый — легкий». Развивать ловкость.

Оборудование. Мячи надувные, легкие (диаметр 20—25 см), мячи набивные, тяжелые (диаметр 20—25 см, вес 500 г).

Содержание игры. Воспитатель предлагает детям по очереди взять тяжелый мяч, легкий мяч. При этом он обозначает словами свойство мяча: тяжелый, легкий.

Затем ребята садятся около черты, обозначенной взрослым, и катят по очереди мячи, при этом произнося: «Тяжелый мяч, легкий мяч». Затем бегут за мячами.

Подвижная игра №29

«Передай мяч»

Задачи. Учить передавать мяч двумя руками и принимать его. Развивать внимание. Поддерживать самостоятельность в действиях.

Содержание игры. Дети стоят в кругу и по сигналу взрослого передают мяч соседнему ребенку, называя его имя. Когда дети овладеют движением, можно регулировать темп словами: «Миша, быстро передай мяч Вове» и т. д.

 

Игры на ориентировку в пространстве

Подвижная игра № 30 «Остановись возле игрушки»

Задачи. Упражнять в беге. Развивать внимание, ловкость.

Оборудование. Игрушки крупные (по количеству детей).

Содержание игры. Дети бегают по залу или участку на прогулке, обходя игрушки. Как только прозвучит сигнал, например удар в бубен, они останавливаются возле игрушки. Если ребенок не успел, воспитатель говорит: «Саша, Саша, торопись, у игрушки становись!» Взрослый побуждает детей бегать между игрушками в разные стороны. Игрушки расставляются на расстоянии 60 см друг от друга.

Подвижная игра № 31  «Автомобили»

Задачи. Учить двигаться, сохраняя направление, выполнять действия в разных условиях, поддерживать интерес к движениям. Развивать внимание, умение действовать в коллективе. Закреплять знания сенсорных эталонов. Вызывать чувство радости от общения со взрослым и с сверстниками.

Оборудование. Нагрудные эмблемы с изображением машин (по числу играющих), дорожки разного типа, кубы или другие предметы, круг, квадрат из картона (гараж).

Содержание игры. Дети изображают автомобили и встают за обозначенной чертой. Это гараж. По сигналу взрослого автомобили выезжают из гаража и едут по дороге, соблюдая элементарные правила (ехать в одном направлении, не наталкиваясь друг на друга). По сигналу взрослого: «Автомобили, в гараж!» — ребята меняют направление и едут в гараж.

Варианты игры

  1. Автомобили могут ехать по мосту (дощечке, лежащей на полу),
    по извилистой дороге, объезжая предметы, по мягкой дорожке (болото)
    и т. п.
  2. У каждого автомобиля может быть свой гараж в виде круга, треугольника, квадрата. Гараж может быть обозначен цветным флажком.
    В этом случае дети запоминают, какой формы или цвета их гараж.

Подвижная игра № 32 «Найди дерево»

Задачи. Развивать ориентировку в пространстве. Закреплять навыки ходьбы и бега. Вызывать чувство удовольствия от движений. Воспитывать внимание. Учить различать деревья, их листья, называть их.

Содержание игры. Взрослый во время прогулки подводит детей к деревьям, которые растут на участке, например к клену. Рассматривают дерево, его листочки, он называет дерево. Затем дети подходят к березе и также рассматривают ее, называют. Малыши повторяют названия деревьев. По сигналу воспитателя дети бегают по участку, внимательно следя за ним. Когда взрослый поднимает листочек клена, они бегут к клену, березы — к березе. Воспитатель поощряет детей, следит, чтобы они бегали по всему участку. Игра повторяется 4—5 раз.

Варианты игры

  1. Если воспитатель хочет успокоить детей, то бег можно заменить
    ходьбой.
  2. Показ листочка можно заменить словесным сигналом: береза, клен. Малыши должны по сигналу подбежать или подойти к дереву.
  3. Воспитатель показывает лист от какого-либо дерева и предлагает найти такой же. Дети находят листья и приносят воспитателю. Букет из этих листьев можно поставить в группе.
  4. Воспитатель раздает детям разные листочки и предлагает отнести их к соответствующему дереву.

Подвижная игра № 33  «Прятки»

Задачи. Учить самостоятельно ориентироваться в пространстве. Развивать и поддерживать интерес к общению со взрослым. Совершенствовать ходьбу.

Варианты игры

  1. Взрослый прячется от ребенка и кричит: «Ay, ay!» Ребенок находит его. (Для детей 1 года 6 месяцев — 2 лет.)
  2. Взрослый прячется от ребенка и звонит в колокольчик. Ребенок по звонку находит взрослого. (Для детей 1 года 6 месяцев — 2 лет.)
  1. Ребенок прячется, а взрослый ищет его и поет песенку:

«Я по комнату хожу,        Ну куда же мне идти?

Машу я не нахожу.        Где мне Машеньку найти?»

После этих слов ребенок кричит: «Ay, ay!» — или звонит в колокольчик. Взрослый находит его. (Для детей 2 лет 6 месяцев — 3 лет).

Подвижная игра № 34  «Найди предмет»

 Задача: учить действовать и ориентироваться по сигналу, в пространстве, развивать ловкость.

Воспитатель прячет предмет (флажок, мяч, куклу и т. п.), предварительно рассмотрев его с детьми. Малыши ищут спрятанный предмет по всей группе. Ребенок, нашедший предмет, получает право его спрятать.

Вариант игры. Дети сидят на стульчиках. Один ребенок водит. Он отворачивается к стене, а воспитатель прячет куклу. Затем говорит:

«Кукла Таня убежала.        

Поискать ее нам надо,

Вова, Вова (имя водящего ребенка), поищи,    

 С нашей Таней попляши».

Ребенок находит куклу и пляшет с ней, а все дети хлопают в ладоши.

Подвижная игра № 35  «В гости к зверюшкам».

Задачи. Упражнять в ориентировке в пространстве, в подражании животным. Закреплять навыки ходьбы, бега, прыжков. Повышать двигательную активность. Вызывать удовольствие от игры.

Оборудование. Стойки с макетами, изображающими животных (6 шт.).

Содержание игры. Воспитатель расставляет на участке стойки с макетами, изображающими животных, на расстоянии 5 метров друг от друга. Общее расстояние для движения 30 метров. Затем взрослый предлагает детям встать друг за другом и поехать в гости к зверюшкам. Воспитатель встает впереди колонны и изображает паровоз, малыши -вагончики. Поезд начинает движение по направлению к одному из макетов. Взрослый объявляет название станции, например «Медведь». Дети останавливаются, здороваются с медведем, ходят как медведь и отправляются до следующей станции. Например, доехав до станции «Зайчик», они прыгают как зайчики, а на станции «Петушок» идут, поднимая высоко ноги, и т. д.

Вариант игры. На макете могут быть изображены: дерево (дети поднимаются на носки и показывают, какие они большие), кустарники (приседают, показывая, какие кустарники маленькие), самолет (разводят руки в стороны и качают крыльями), часики (наклоняют туловище то в одну сторону, то в другую, произнося: «Тик-так, тик-так»).

Подвижная игра № 36  «Воробушки и автомобиль»

Задачи: формировать умение двигаться в разных направлениях, не наталкиваясь, друг на друга; совершенствовать умение реагировать на сигнал, развивать ориентацию в пространстве.
Ход игры:
Дети сидят на стульчиках на одной стороне зала. Это «воробушки» в гнездышках. На противоположной стороне – воспитатель. Он изображает автомобиль. После слов воспитателя «Воробышки полетели» дети поднимаются со стульев, бегают по залу, размахивая руками. По сигналу воспитателя «Автомобиль» , дети убегают на свои стульчики.
После того, как игра освоена детьми, вместо слов можно использовать звуковые сигналы.

Подвижная игра № 37  «Найди свой цвет»

Задача: формировать ориентировку в пространстве, приучать действовать по сигналу, развивать ловкость, внимание.
Ход игры:
Воспитатель раздает детям флажки 3-4 цветов. Дети с флажками одного цвета стоят в разных местах зала, возле флажков определенного цвета. После слов воспитателя «Идите гулять» дети расходятся в разные стороны. Когда воспитатель скажет «Найди свой цвет» дети собираются у флага соответствующего цвета.
Игра может сопровождаться музыкальным оформлением. Как усложнение, когда игра освоена детьми, можно менять ориентировочные флажки местами, располагая их в разных местах спортивного зала.

Подвижная игра № 38 «Где звенит колокольчик?»

Задача: развивать глазомер, слуховую ориентацию, умение ориентироваться в пространстве.                                                                                                                          Ход игры:
Дети стоят на одной стороне зала. Воспитатель просит их отвернуться. В это время другой взрослый спрятавшись звенит колокольчиком. Детям предлагают послушать, где звенит колокольчик и найти его. Дети поворачиваются и идут на звук.
Звонить в колокольчик нужно сначала громко, затем понижать звук.

Подвижная игра № 39  «Цветные автомобили»

Задача: закреплять знание цвета, совершенствовать ориентировку в пространстве, развивать реакцию
Ход игры:
Дети размещаются по краям зала, они – автомобили. Каждому свой цветной круг. Воспитатель в центре зала, в руках у него три цветных флажка. Он поднимает один, де, имеющие круг этого цвета разбегаются по залу в разных направлениях. Когда воспитатель опускает флажок, дети останавливаются. Воспитатель поднимает флажок другого цвета и т.д.
Игра проходит эмоциональнее с музыкальным сопровождением.

Подвижная игра № 40 «Где постучали?»

Задача: закреплять умение ориентироваться в пространстве, соблюдать правила игры.
Ход игры:
Дети стоят в кругу. Водящий встает в середину и закрывает глаза. Воспитатель бесшумно обходит круг сзади, останавливается возле кого-нибудь, стучит палочкой и кладет ее так, что бы не было видно. Отходит в сторону и говорит «Пора!». Стоящий в кругу должен отгадать, где постучали и подойти к тому у кого спрятана палочка. Отгадав он становится на место ребенка за которым была спрятана палочка, а тот становится водящим.

Подвижная игра № 41  «Кот и мыши»

Задача: совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, избегать столкновений; двигаться в общей игровой ситуации.
Ход игры:
С одной стороны зала огораживается участок – это дом мышей (высота 50 см.). на другой стороне зала дом кота. Воспитатель говорит:
Кот мышей сторожит, притворился будто спит!
Дети проползают под рейками и бегают.
Воспитатель приговаривает:
Тише, мыши, не шумите.И кота не разбудите!
Дети бегают легко и бесшумно. Со словами «Кот проснулся», ребенок изображающий кота бежит за мышами. Дети не подлезают под рейки, а вбегают в норки через неогороженную часть.

Подвижная игра № 42  «Лохматый пес»


Задача: совершенствовать умение двигаться врассыпную, двигаться в соответствии с текстом, развивать ориентировку в пространстве, ловкость.
Ход игры:
Дети стоят на одной стороне зала. Водящий – пес – на другой стороне. Дети тихо подходят к нему со словами
Вот лежит лохматый пес, в лапы свой уткнувши нос.
Тихо, смирно он лежит, не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим,   и  посмотрим что-то будет!
После этих слов пес вскакивает и громко лает. Дети разбегаются, а пес старается их поймать.

Подвижная игра№ 43 «Акула и рыбки»

Задачи: развитие умения у детей бегать в определённом направлении; ориентироваться в пространстве.

Ход игры: Дети – «рыбки» «плавают». По сигналу воспитателя: «Акула» - дети прячутся, «уплывают» в укрытие (домик из каната).

Подвижная игра№ 44 «Такси»

Задачи: приучать детей двигаться вдвоём, соразмерять движения друг с другом, менять направление движений, быть внимательным к партнёрам по игре.

Ход игры: Дети становятся внутрь небольшого обруча, держат его в опущенных руках: один – у одной стороны, другой за другом. Первый ребёнок – «водитель» такси, второй – «пассажир». Дети бегают по площадке (дорожке). Через некоторое время меняются ролями. Одновременно могут играть 2-3 пары детей, а если позволяет площадь – то больше. Когда дети научатся бегать в одном направлении, воспитатель может дать задание двигаться в разных направлениях, делать остановки. Можно место остановки обозначить флажком или знаком стоянки такси. На остановке «пассажиры» меняются, один выходит из такси, другой садится.

 

Игры с разными движениями и пением

Подвижная игра № 45  «Погремушечка, играй»

Задачи. Развивать умение бегать. Учить действовать в соответствии со словами текста. Воспитывать внимание. Вызывать положительные эмоции.

Содержание игры. Взрослый поет песню на слова М. Александровой. Дети выполняют движения с погремушками по показу взрослого.

Слова песни:                                        действия детей:

  1. Динь, динь, динь-динь-дон            Бегают, гремя погремушками, по залу.                          
    Всюду слышен перезвон.
    Погремушечка играет,
    Всех ребяток забавляет.

2. Тук, тук, попляши,                          Присаживаются на корточки, стучат              
   Пусть посмотрят малыши.              погремушками по полу.
   Погремушечка, играй,
   Всех ребяток забавляй.

3. Динь, динь, высоко,                        Стоя на месте, высоко поднимают
   Будет слышно далеко.                     погремушку и гремят ею.
   Погремушечка играет,
   Наших деток забавляет.

  1. Погремушка, не звени,                    Поворачивают корпус вправо-влево,        
    Тише, тише, отдохни,                       стоя на месте.
    Погремушка, не играй,
    Не играй и отдыхай.

5. Динь-динь, побежим.                       Бегают по комнате.
   Погремушкой позвеним
   Погремушечка, играй,
   Наших деток забавляй.

6. Нет, нет, не звенит,                          Прячут погремушку за спину
   Где-то спряталась, молчит.              и кружатся на месте.  
   Погремушка, не шути.
   Где же нам тебя найти?

  1. Динь, динь, динь-динь-дон,        Легко приседают на месте
    Всюду слышен перезвон.             и тихо гремят погремушкой.
    Погремушечка играет,
    Всех ребяток забавляет.

Примечание. Игру можно сократить в зависимости от возможностей детей и задач, которые решает взрослый, а также использовать вместо комплекса утренней гимнастики

Подвижная игра № 46  «Воронята»

Задачи. Совершенствовать бег. Развивать внимание, умение подражать. Учить действовать в соответствии с текстом. Вызывать чувство радости от совместных действий.

Оборудование. Шапочки или эмблемы с изображением воронят, игрушка собачка.

Содержание игры. Дети изображают воронят. Взрослый показывает, где гнездышки (круги, нарисованные на полу по количеству воронят), в которых живут воронята. Вспоминает с детьми, как кричат воронята,   ,. как клюют зернышки.  Затем  воронята занимают свои  гнездышки, а взрослый читает текст:

«Воронята крепко спят,        А проснутся на заре,

Все по гнездышкам сидят,        Будут каркать во дворе».

В соответствии с текстом дети-воронята присаживаются на корточки, склоняют головку, закрывают глазки. На последние слова текста они просыпаются и произносят: «Кар-кар-кар», затем летают по комнате, машут крыльями. Взрослый сопровождает их действия словами:

«Полетели, полетели,        Воронята прилетали,

Воронята полетели:        Все до крошки поклевали:

„Кар-кар".        „Тук-тук-тук, тук-тук-тук" -

Вышла тетя на дорожку,        Клювами стучали».
Воронятам сыплет крошки.

Дети-воронята присаживаются на корточки и стучат пальчиками об пол, произнося: «Тук-тук-тук».

Взрослый берет игрушку собачку и говорит:

«Тузик по двору гулял,

Вороняток испугал:

„Ав-ав, ав-ав!"»

Собачка догоняет воронят, а воронята улетают в свои гнездышки.

Подвижная игра № 47  «Мотыльки»

Задачи. Повысить двигательную активность. Вызвать интерес и желание выполнять действия в соответствии с текстом

Слова воспитателя: «На зеленом на лугу Мотыльки летают.

И с цветочка на цветок Весело порхают.

Таня вышла на лужок, У нее в руках сачок. Берегись-ка, мотылек, Улетай скорей, дружок!»

Содержание игры.

Дети изображают мотыльков. Взрослый поет или говорит.

Действия детей:

Бегают, машут руками-крылышками, порхают с кочки на кочку (мягкие дорожки или коврики, разложенные по группе).

Убегают от взрослого, который держит в руках яркий сачок и пытается поймать мотыльков.

Подвижная игра № 48  «Комарики и лягушка»

Задачи. Учить выполнять действия по слову взрослого. Поощрять самостоятельность, инициативу детей. Вызывать чувство радости от совместных действий.

Оборудование. Шапочки или нагрудные эмблемы с изображением комариков и лягушки, стулья (по количеству детей), на которых лежат платочки.

Содержание игры. Дети-комарики летают по группе, произнося: «з-з-з», присаживаются, опуская руки-крылья, после слов взрослого:

«Сел комарик на кусточек,        Свесил ножки под листочек,

На еловый на пенечек,                  Спрятался!»

Комарики садятся на стулья и прячутся за платочками. Выходит водящий в шапочке или с эмблемой лягушки и говорит: «Где же комарики? Я их сейчас найду! Ква-ква-ква!» Ищет, но не находит. Игра повторяется. Затем водящий-лягушка находит комариков со словами: «Вот они!» На комарики разлетаются, лягушка пытается их поймать.

Подвижная игра № 49  «Зайка беленький»

Задачи. Обогащать двигательный опыт. Учить действовать по слову взрослого. Закреплять знания о цвете, форме. Развивать внимание. Поддерживать интерес к движениям. Побуждать к самостоятельному выполнению движений. Вызывать положительные эмоции.

Оборудование. Шапочки или нагрудные эмблемы с изображением зайчика (по числу детей), флажки разного цвета или круги, квадрат из плотного картона или линолеума.

Содержание игры. Дети изображают зайчиков и занимают свои норки. Норки можно обозначить кружком, квадратом, флажками разного цвета. Зайчики, запомнив свои норки-домики, по предложению взрослого выбегают на полянку, чтобы поиграть. Взрослый произносит стихи, а зайчики делают движения в соответствии со словами.

Слова воспитателя:        Действия детей:

1.        «Зайка беленький сидит,        Присаживаются на корточки в сво-
Он ушами шевелит —                бодном построении и, приложив
Вот так, вот так,                           руки к ушам, шевелят ими.

Он ушами шевелит.

2.        Зайке холодно сидеть,               На слова «хлоп-хлоп» хлопают
Надо лапочки погреть —              в ладоши.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп.

Надо лапочки погреть.

3.   Зайке холодно стоять —
      Надо зайке поскакать,
     Скок, скок, скок, скок
    Надо зайке поскакать.

  1. Кто-то зайку испугал,
    Зайка прыг... и убежал».

Взрослый проверяет вместе с детьми, все ли зайки правильно нашли норки.

Вариант игры. Когда малыши будут различать цвета и форму, взрослый может незаметно поменять местами норки-домики

Подвижная игра № 50  «Кот Васька»

Задачи. Повысить двигательную активность. Способствовать возникновению положительных эмоций от совместных действий.

Содержание игры. Дети-мышки сидят на стульчиках или на ковре. Один ребенок изображает кота Ваську. Он прогуливается перед детьми-мышками, подражая коту (идет на носочках, оглядывается вправо, влево, мяукает).

Воспитатель и дети поют или говорят:

«Ходит Васька беленький,        А бежит стрелой,

Хвост у Васьки серенький,        А бежит стрелой».

Кот бежит к стульчику, стоящему в конце комнаты, и садится на него, засыпает. Взрослый и дети поют:

«Глазки закрываются,        Зубы у кота —

Спит иль притворяется?        Острая игла».

Взрослый идет посмотреть, спит ли котик, и приглашает детей-мышек погулять. Мышки подбегают к стулу и скребут по нему. Взрослый говорит:

«Только мышки заскребут,

Серый Васька тут как тут.

Всех поймает он!»

Кот догоняет мышек, а они убегают от него.

Подвижная игра № 51  «Путешествие в лес»

Задачи. Совершенствовать основные движения. Вызывать подражание животным. Учить действовать в коллективе, стимулировать самостоятельность. Вызывать чувство радости от совместных действий.

Оборудование. Эмблемы с изображением животных, размещенные на стойках на расстоянии 4—5 м друг от друга.

Содержание игры. Воспитатель предлагает детям поехать в лес на поезде. Дети встают друг за другом и по сигналу взрослого двигаются друг за другом, произнося: «Чу-чу-чу-чу». На слова взрослого: «Стоп, вагончики остановились!» — дети останавливаются. Воспитатель обращает внимание детей на эмблему с изображением зайчика, спрашивает: «Кто это?» Дети отвечают: «Зайчик». Взрослый предлагает выйти всем на поляну и попрыгать как зайчики. Затем по сигналу педагога ребята опять строятся друг за другом и едут до следующей остановки, где на эмблеме

изображен медведь. Дети опять выходят на поляну и подражают медведям, ходят, переваливаясь с боку на бок.

Примечание. Игру лучше проводить на улице. Эмблемы со стойками могут располагаться по кругу или по прямой. Количество эмблем с изображением зверей берется с учетом уровня развития и возраста детей, но не более 6 штук.

Подвижная игра № 52  «Дождик»

Задачи. Обогащать двигательный опыт детей. Вызывать желание играть со взрослым. Поощрять самостоятельность детей, проявление инициативы.

Содержание игры. Дети сидят на стульчиках (это домики детей), положив ладошки под щечку.

 Воспитатель говорит:

«Дождик, дождик,                  Солнышко, солнышко,

Хватит тебе, дождик, лить,        Посвети немножко,

Сидят дома деточки,                 Выйдут детки погулять,

Словно птички в клеточке.         Станут бегать и играть».

Дети встают и бегают по группе, хлопают в ладошки, топают ножками, прыгают или делают «пружинку», подражая взрослому и проявляя свою самостоятельность. Под слова воспитателя «Опять пошел дождь» ребята бегут в домики.

Подвижная игра № 53  «Мышеловка»

Задача: развивать быстроту, ловкость, внимание; учить согласовывать слова с игровыми действиями.
Ход игры:
Играющие делятся на две неравные подгруппы. Меньшая образует круг – мышеловку. Остальные – мыши. Игроки в кругу двигаются и приговаривают
Ах, как мыши надоели, развелось их просто страсть.
Все погрызли, все поели, всюду лезут – вот напасть.
По окончании слов дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Мыши вбегают в мышеловку и тут же выбегают с другой стороны. По сигналу дети опускают руки и приседают. Мыши, не успевшие выбежать, считаются пойманными. Они тоже встают в круг. Игра продолжается. Когда большая часть детей поймана, подгруппы меняются местами.

Подвижная игра № 54  «Два мороза»

Задача: развивать быстроту реакции, ловкость; закреплять умение согласовывать игровые действия со словами.
Ход игры:
На противоположных сторонах площадки обозначаются два дома. Играющие располагаются в одном из них. Водящие  - Мороз Красный нос и Мороз Синий нос встают посередине, лицом к играющим и произносят текст

Я – Мороз Красный нос. Я – Мороз Синий нос.
Кто из вас решится в путь дороженьку пуститься?

Играющие хором отвечают: "Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз!"
После этих слов дети перебегают на другую сторону площадки, а Морозы стараются их поймать и заморозить. «Замороженные» останавливаются на том месте, где до них дотронулись и до окончания пробежки стоят не двигаясь.



Хороводные игры

Подвижная игра № 55 «Заинька»

Задачи. Приучать детей слушать пение, понимать содержание и выполнять движения в соответствии с текстом песни. Вызывать подражание взрослому.

Содержание игры. Воспитатель становится вместе с детьми в круг, поет песенку и показывает движения:

«Заинька, топни ножкой,        Вот так, топни ножкой,

Серенький, топни ножкой!        Вот так, топни ножкой!»

Дети, стоя по кругу, топают ножками, руки при этом держат на поясе.
«Заинька, бей в ладоши,               Вот так, бей в ладоши,

Серенький, бей в ладоши!        Вот так, бей в ладоши!»

Дети хлопают в ладоши.

«Заинька, повернись,               Вот так, повернись,

Серенький, повернись!               Вот так, повернись!»

Дети поворачиваются 1—2 раза, руки держат на поясе.
«Заинька, попляши,              Вот так, попляши!»

Серенький, попляши!              Вот так, попляши,

Дети подпрыгивают на двух ногах, кто как может.

«Заинька, поклонись,              Вот так, поклонись,

Серенький, поклонись!              Вот так, поклонись!»

Дети кланяются, разводя руки в стороны.

При проведении игры количество куплетов можно сократить, особенно тогда, когда игра еще недостаточно знакома детям. Вначале можно взять только первый, второй и четвертый куплеты. В дальнейшем дети исполняют все пять куплетов. Кроме того, когда дети хорошо будут знать содержание песенки, можно выбрать одного ребенка — Заиньку, который становится в середину круга и выполняет все движения по тексту песенки.

Роль Заиньки нужно поручить смелому и активному ребенку, который не будет смущаться, выполняя движения. Если введена роль Заиньки, можно добавить еще один куплет:

«Заинька, выбирай,        Вот так, выбирай,

Серенький, выбирай!        Вот так, выбирай!»

Ребенок выбирает другого Заиньку, и игра повторяется. Песню воспитатель должен петь не очень быстро, но и не медленно, так чтобы пение соответствовало темпу движений детей.

Подвижная игра № 56  «Ножки, топ-топ»

Задачи. Учить совместным действиям. Вызывать удовольствие от них.

Содержание игры. Дети стоят в кругу, воспитатель в центре. Он говорит слова: «Ножки-ножки, топ-топ», малыши топают ногами, стоя на месте. Затем со словами: «Ох-ох!» -• приседают (4—5 раз). Взрослый говорит: «Ручки-ручки, хлоп-хлоп!» — дети хлопают в ладоши, затем идут по кругу. Игра повторяется 3—4 раза.

Примечание. Игру лучше проводить на прогулке зимой.

Подвижная игра № 57  «Карусели»

Задачи. Развивать функцию равновесия, умение согласовывать свои действия со словами текста. Вызывать положительные эмоции.

Содержание игры. Дети берутся за руки и под слова взрослого двигаются по кругу сначала медленно, затем все быстрее и быстрее, а затем постепенно замедляют движение. Воспитатель:

«Еле, еле, еле, еле        Тише, тише, не спешите,

Завертелись карусели,        Карусель остановите.

А потом, потом, потом        Раз-два, раз-два,

Все бегом, бегом, бегом!        Вот и кончилась игра».

Подвижная игра № 58  «Пузырь»

Дети вместе со взрослым стоят в кругу, взявшись за руки. Воспитатель говорит:

«Надувайся, пузырь,        Оставайся такой

Надувайся большой,        Да не лопайся».

Малыши постепенно, отходя назад, расширяют круг. На слова «Пу-   / зырь лопнул» дети опускают руки и произносят: «Ш-ш-ш».

Подвижная игра № 59  «По ровненькой дорожке»

Задачи. Упражнять в ходьбе по ограниченной поверхности. Развивать равновесие. Укреплять стопу. Учить действовать ритмично, согла-суя действия с ритмом стихотворения. Поощрять самостоятельность. Поддерживать уверенность в своих действиях.

Оборудование. Дорожки разной длины (2,5—1 м) и ширины (15см-30 см — 60 см), мягкая, твердая, извилистая дорожки (длина 2 м, ширина 30-40 см).

Содержание игры. Взрослый произносит текст, а дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Слова взрослого:                      Действия детей:

1.        «По ровненькой дорожке,            Идут по дорожке.
По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки.

Раз-два, раз-два.

2.        По камешкам, по камешкам,       Прыгают.
По камешкам, по камешкам.

Раз-два, раз-два.

3.        По ровненькой дорожке,                     Останавливаются.
По ровненькой дорожке,

Устали наши ножки,

Устали наши ножки.

Вот наш дом –

В нем мы живем.»

Вариант игры. Вместо ровной дорожки можно взять извилистую, короткую, длинную, узкую, широкую, мягкую, твердую. Тогда в соответствии с качеством дорожки меняется текст, например: «По мягкой дорожке шагают наши ножки...». И т. д. 

Подвижная игра № 60 «Вейся, венок»

Задачи: учить детей водить хоровод; упражнять в беге.

Ход игры: Дети и воспитатель стоят около дерева, вокруг которого можно образовать круг и поводить хоровод. Воспитатель произносит: «Вы, ребята, листочки, из которых я буду плести веночки. Подул ветерок, разлетелись листочки» (дети выполняют бег по площадке). По сигналу воспитателя: «Вейся, венок! Завивайся, венок! Да не путайся!» (дети бегут к воспитателю). Воспитатель помогает образовать круг. Вместе с воспитателем дети водят хоровод вокруг дерева, произнося рифмованные строки:

Выйдем, выйдем погулять, погулять в садочек,

Будем листья собирать, сделаем веночек.

Много листьев наберём, жёлтеньких и красных,

И веночки мы сплетём из листочков разных.

Игры на развитие ловкости, действие по сигналу

Подвижная игра № 61  «Береги предмет»

Задача: приучать детей действовать по сигналу; развивать ловкость, выдержку, глазомер.
Ход игры:
Дети становятся в круг. У ног каждого ребенка лежит кубик. Воспитатель находится в кругу и старается взять кубик то у одно то у другого ребенка. Играющий, к которому приближается водящий, приседает и закрывает кубик руками и не дает до него дотронуться. Вначале водящий не забирает кубики у детей, а только делает вид. Затем при повторении он может взять кубик у игрока, не успевшего закрыть его руками. Этот ребенок временно не участвует в игре.
Впоследствии роль водящего может быть предложена наиболее активным детям.

Подвижная игра № 62   «Мы веселые ребята»

Задача: развивать ловкость, увертливость; совершенствовать умение соблюдать правила игры.
Ход игры:
Дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне также проводится черта – это дома. В центре площадки находится ловишка. Играющие хором произносят

Мы веселые ребята, любим бегать и скакать
Ну, попробуй нас догнать. 1,2,3 – лови!

После слава «Лови!» дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка старается поймать их. Тот кого ловишка успеет задеть до черты, считаются пойманными и отходят в сторону, пропуская одну перебежку. После двух перебежек выбирается другой ловишка.

Подвижная игра № 63  «Найди себе пару»

Задача: развивать ловкость, умение избегать столкновений, действовать по сигналу быстро.
Ход игры:
Для игры необходимы платочки по количеству детей. половина платочков одного цвета, половина другого. По сигналу воспитателя дети разбегаются. На слова «Найди пару!» дети имеющие одинаковые платочки встают парой. В случае если ребенок остался без пары, играющие говорят «Ваня, Ваня не зевай, быстро пару выбирай».
       Слова воспитателя можно заменить звуковым сигналом. Игра эмоциональней проходит с музыкальным сопровождением.

Подвижная игра № 64  «Удочка»

Задача: развивать ловкость, внимание, быстроту реакции.
Ход игры:
Играющие стоят по кругу, в центре воспитатель, он держит в руках веревку к которой привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает веревку по кругу над самой землей, а дети подпрыгивают вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их. Описав мешочком два три круга, воспитатель делает паузу, во время которой подсчитывают количество попавшихся.

Подвижная игра № 65  «Лиса и куры»

Задача: развивать ловкость, быстроту реакции, учить действовать по сигналу, развивать ориентировку в пространстве.
Ход игры:
На одной стороне зала находится курятник (можно использовать скамейки). На насесте сидят куры. На другой стороне – нора лисы. По сигналу куры спрыгивают с насестов и свободно передвигаются по свободному пространству. Со словами «Лиса!» куры убегают в курятник и взбираются на насест, а лиса старается поймать курицу. Не успевшую спастись она уводит в сою нору. Когда водящий поймает 2-3 кур, выбирается другой ловишка.

Подвижная игра № 66   «Ловишки»

Задача: развивать увертливость, ловкость, быстроту.
Ход игры:
Дети выстраиваются за чертой на одной стороне площадки. Они должны добежать до противоположной стороны так, чтобы ловишка, стоящий посередине, их не поймал. Кого осалят, считается пойменным. После 2-3 пробежек пойманные подсчитываются. Выбирают нового ловишку.

Подвижная игра № 67«Зайцы и волк»


Задача
: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге, в прыжках на обеих ногах, в приседании, ловле.
Ход игры: Одного из играющих назначают волком, остальные изображают зайцев. На одной стороне площадки зайцы отмечают себе места шишками, камушками, из которых выкладывают кружочки или квадраты. Вначале игры зайцы стоят на своих местах. Волк находится на противоположном конце площадки – в овраге. Воспитатель говорит:
«Зайки скачут, скок – скок – скок,
на зеленый на лужок.
Травку щиплют, слушают,
не идет ли волк».
Зайцы выпрыгивают из кружков и разбегаются по площадке. Прыгают на 2 ногах, присаживаются, щиплют траву и оглядываются в поисках волка. Воспитатель произносит слово «Волк», волк выходит из оврага и бежит за зайцами, стараясь их поймать, коснуться. Зайцы убегают каждый на свое место, где волк их уже не может настигнуть. Пойманных зайцев волк отводит себе в овраг. После того, как волк поймает 2-3 зайцев, выбирается другой волк.

        
Игры с прыжками

Подвижная игра № 68  «Птички в гнездышках»

Задачи. Учить спрыгивать с небольшой высоты, бегать врассыпную. Развивать внимание.

Содержание игры. Дети-птички встают на небольшое возвышение (кубы, бруски высотой 5—10см), расположенные на одной стороне комнаты, площадки.

Воспитатель говорит: «На улице солнышко светит, все птички вылетают из гнездышек, ищут зернышки». Дети-птички спрыгивают или сходят с возвышений, летают, размахивают крылышками, приседают, клюют зернышки. На слова взрослого: «Дождь пошел!» — птички улетают в свои гнездышки.

Когда малыши освоят игру, взрослый вместо слов «Дождь пошел!» раскрывает зонтик, а дети-птички на этот сигнал прячутся в гнездышки.

Подвижная игра № 69  «Солнечные зайчики»

Задачи. Повышать двигательную активность. Развивать ловкость. Вызывать положительные эмоции от совершаемых действий.

Содержание игры. Воспитатель пускает с помощью зеркала солнечных зайчиков и одновременно произносит текст стихотворения:

«Скачут побегайчики -        Прыг, прыг по углам,

Солнечные зайчики,        Были там — и нет их там.

Мы зовем их — не идут,        Где же зайчики? Ушли,

Были тут — и нет их тут.        Мы нигде их не нашли.»

А. Бродский

В соответствии со словами текста дети манят зайчиков, разводят руки в стороны, прыгают за солнечными зайчиками. Взрослый направляет солнечных зайчиков в разные стороны комнаты.

Подвижная игра № 70 «Мой веселый, звонкий мяч»

Задачи. Учить прыгать на двух ногах, внимательно слушать текст, действовать по сигналу. Вызывать чувство радости от активных действий.

Содержание игры. Взрослый читает стихи:

«Мой веселый, звонкий мяч,        Желтый, красный, голубой,

      Ты куда помчался вскачь?                 Не угнаться за тобой!»

(С. Маршак)

Малыши имитируют движения мяча, прыгают на месте. На слова: «Не угнаться за тобой!» — дети бегут от взрослого, который догоняет их. Ребята, не умеющие прыгать, делают «пружинку».

Подвижная игра № 71   «Сними ленточку»

Задачи. Упражнять в умении подпрыгивать в высоту на месте. Развивать ловкость. Вызывать чувство удовольствия от выполненного действия. Учить действовать по сигналу.

Оборудование. Стойка с натянутой веревкой. Ленточки (количество их должно быть больше, чем участников игры).

Содержание игры. Взрослый развешивает ленты на веревку, натянутую на стойки выше роста ребенка с поднятой вверх рукой на 10—15 см. Один конец их должен быть длиннее. По сигналу взрослого «Прыг-скок» дети подпрыгивают и снимают ленту. Взрослый поощряет детей. Если дети не справляются, взрослый может помочь им, опустив ленту ниже. Игру повторить 3—4 раза.

Подвижная игра № 72  «Зайчик в домике»

Задачи. Упражнять детей в прыжках. Учить сильно отталкиваться от пола. Побуждать действовать по сигналу.

Содержание игры. Обручи лежат на полу. Это домики зайчиков. Зайчики прыгают по комнате, бегают. На слова взрослого: «Серый волк!» —

бегут к обручам и впрыгивают в них. Затем игра продолжается. В игре могут участвовать один или несколько детей. Воспитатель подбадривает: «Вот какой зайчик сильный, хорошо оттолкнулся и прыгнул прямо в домик».

Вариант игры. У каждого зайчика свой домик в виде круга, квадрата, треугольника.

Подвижная игра № 73  «Кролики»

Задача: формировать умение прыгать на двух ногах продвигаясь вперед; развивать ловкость, смекалку, уверенность.
Ход игры:
В одной стороне зала полукругом расставлены стулья – это клетки кроликов. На противоположной стул – это дом сторожа. Дети сидят на корточках за стульями. Когда сторож выпускает кроликов на лужок – дети один за другим проползают под стульями, а затем прыгают продвигаясь вперед. По сигналу «Бегите в клетки» кролики возвращаются на свои места, снова проползая под стульями.
Игра проходит эмоциональнее с музыкальным сопровождением.

Подвижная игра № 74 «Не попадись»

Задача: развивать ловкость, быстроту; играть, соблюдая правила; совершенствовать прыжки на двух ногах.
Ход игры:
Играющие располагаются вокруг шнура положенного в форме круга. В центре – двое водящих. По сигналу воспитателя дети прыгают на двух ногах в круг и из него по мере приближения ловишек. Кого успели запятнать, тот получает штрафное очко. Через 40-50 секунд игра останавливается, подсчитываются проигравшие, и игра повторяется с новым водящим


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека подвижных игр для средней группы

Сборка подвижных игр для  средней  группы по  программе  "От  рождения   до  школы". Можно  использовать для педагогов и как  наглядность   для...

картотека подвижных игр в средней группе

Картотека подвижных игр считается необходимым атрибутов в игровом уголке...

Картотека подвижных игр для средней группы

Подборка игр в соответствии с требованиями программы М.А.Васильевой. Выполнена в форме 46 карточек, имеющих содержание, источник, также приложен титульный лист с полным перечнем игр для данного возрас...

"Картотека подвижных игр в средней группе группе "

quot;Подвижные игры в средней группе"...

картотека подвижных игр для средней группы и картотека сюжетно -ролевых игр для старшей группы

Картотека  подвижных игр для развития двигательных навыков для средней группы, картотека сюжетно - ролевых игр для детей старшей группы для развития  коомуникативных способностей....

картотека подвижных игр для средней группы и картотека сюжетно -ролевых игр для старшей группы

Картотека  подвижных игр для развития двигательных навыков для средней группы, картотека сюжетно - ролевых игр для детей старшей группы для развития  коомуникативных способностей....

картотека подвижных игр для средней группы и картотека сюжетно -ролевых игр для старшей группы

Картотека подвижных игр для  детей средней  группы   на  развитие двигательной активности детей и картотека  для детей старшей группы сюжетно -ролевых игр....