Консультации для воспитателей по речевому развитию детей дошкольного возраста
консультация
Данные консультации позволят педагогам более детально разобраться в методах и формах работы с детьми по развитию речи, а так же в обучении грамоте.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №36 «Яблонька»
Консультация для педагогов.
Организация коррекционной работы с детьми в МБДОУ условиях инклюзивного образования
Подготовил воспитатель вкк:
Наталья Геннадьевна Рудь
Сургут
Организация коррекционной работы с детьми в условиях инклюзивного образования.
Образовательный процесс детского сада предусматривает как уход и заботу о детях, так и процессы воспитания и обучения знаниям, важным жизненным навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию их дефицитов в развитии. Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс МБДОУ изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей – у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности не только у «особых».
До сих пор мы в педагогической практике привыкли нивелировать эти особенности, ведь управлять похожими детьми проще, чем разными. Особенности особых детей нивелировать невозможно приходится изменять педагогическую практику, чтобы профессионально решать проблемы образования таких детей вместе с другими. Но если мы начинаем создавать особые условия для «особых» детей, то нарушаем принцип равных прав для других детей. Чтобы сохранить его, надо научиться работать со всеми деть- ми, учитывая их индивидуальные особенности. Такая установка требует ответов на следующие вопросы:
- как соединить в педагогической деятельности требования дошкольной программы и особенности разных детей, которые должны ее освоить?
- как учитывать эти особенности при построении индивидуального плана развития ребенка, при планировании работы в группе?
- как сделать качественным образование и социальное взаимодействие детей с учетом их индивидуальных различий?
При таком подходе меняется педагогика в целом, она становится включающей, инклюзивной, не только в том смысле, что особые дети должны быть включены в уже отстроенный процесс трансляции знаний, умений и навыков нормально развивающимся детям, а в том, что образование с учетом индивидуальных различий детей требует создания новых форм и способов организации образовательного процесса.
Такое образование требует постоянного творческого вклада от каждого, в творческий процесс образования включаются все его участники – педагоги, родители, дети, администрация. Поэтому надо рассматривать современный этап как переходный и двигаться предусматривая каждый шаг, анализируя условия и подбирая средства для реализации инклюзивной практики.
Инклюзивное образование: понятие, принципы, этапы организации
К концу ХХ столетия во многих развитых странах мира (США, Великобритания, Швеция, Германия, Скандинавские страны) ведущей стратегией в развитии образования детей с особыми потребностями стало интегрированное образование, при котором включенным в общеобразовательный процесс детям с ОВЗ создаются дополнительные специальные условия, помощь и поддержка, облегчающие обучение.
«Интегративное» образование предполагает создание коррекционных классов в массовых школах и групп в детских садах. Это первый шаг от классической системы специального образования в сторону образования, признающего различия между людьми как ценность и понимающего каждого человека, как полноправного участника образовательного процесса.
Опыт осуществления интегративных программ в России и во всем мире привел к пониманию того, что, с одной стороны, индивидуальный подход, который применяется к детям с ОВЗ, важен каждому ребенку, что найденные в процессе работы методы и способы обучения и воспитания открывают новые перспективы для детей с нормативным развитием. А с другой стороны, стало очевидным, что выделение «особых» групп в детском саду часто ведет к исключению «особых» детей из социальной жизни школы и детского сада, создает определенные барьеры в общении и взаимодействии детей. Поэтому от идеи интеграции стали переходить к идее инклюзии – совместному обучению и воспитанию детей с разными стартовыми возможностями.
«Инклюзивное» образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку.
Это гибкая система, где учитывают потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему. Преимущества получают все дети, а не какие-то особые группы, часто используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания, дети с особенностями могут находиться в группе полное время или частично, обучаясь с поддержкой и по индивидуальному учебному плану.
Следует отметить, что термин «инклюзия» пока не имеет четкого определения. В литературе можно встретить следующие формулировки:
Инклюзия – это процесс признания и реагирования на разнообразие потребностей всех учащихся.
Инклюзия – это процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии.
Инклюзия – это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живем).
Инклюзия – это возможность для всех учащихся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.
Цель такого (инклюзивного) обучения – дать всем воспитанникам возможность наиболее полноценной социальной жизни, самого активного участия в коллективе, местном сообществе, тем самым, обеспечивая наиболее полное взаимодействие и заботу друг о друге, как членах сообщества.
Разнообразие в определении понятия «инклюзия» связано с тем, что это процесс, ориентированный на поиск новых способов удовлетворения образовательных потребностей каждого участника, соответственно определяемый по-разному в зависимости от обучающей ситуации и контингента детей.
Ниже представлена таблица, в которой сопоставляются понятия «инклюзия» и «интеграция»: Интеграция, инклюзия.
Внимание направлено на проблемы «особых» детей.
Внимание направлено на всех детей детского сада
Изменение ребенка с проблемами, адаптация его к предлагаемым условиям.
Изменение условий, образовательной системы: детского сада с учетом образовательных потребностей детей.
Преимущество от этого процесса получают только дети с особыми потребностями
Преимущества получают все дети
Организуют образовательный процесс специалисты и специально подготовленные педагоги.
Образовательный процесс строится с помощью творческой командной работы всех его участников: детей, родителей, воспитателей, специалистов.
Образовательный процесс предполагает использование специальных методов обучения и терапии для детей с ОВЗ.
Качественное обучение и воспитание всех детей.
Ассимиляция детей с ОВЗ под условия социальной системы.
Трансформация социальных условий, включающих всех участников социальной системы.
Таким образом, инклюзивное образование является следующим шагом в развитии образования не только детей с ОВЗ, но и всей образовательной системы.
Принципы дошкольного инклюзивного образования
Инклюзивное образование строится на следующих принципах:
Принцип индивидуального подхода.
Предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы. Индивидуальные программы развития ребенка построены на диагностике функционального состояния ребенка и предполагают выработку индивидуальной стратегии развития конкретного ребенка. Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка, но предоставляет самому ребенку возможности реализовывать свою индивидуальность.
Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка.
Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности. Личности, которая является субъектом своего развития и социально значимой деятельности. Когда активность находится целиком на стороне взрослых, которые заботятся о ребенке, считая, что его особенности не позволяют ему реализовывать свои возможности, формируется «выученная беспомощность», феномен, когда ребенок ожидает внешней инициативы, сам оставаясь пассивным.
То же может произойти с родителями детей с ОВЗ. Родители могут ожидать помощи или активно добиваться льгот от государства, игнорируя собственные возможности для участия в социальной жизни.
Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников.
Предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзия – это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.
Принцип междисциплинарного подхода.
Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, учитель-логопед, социальный педагог, педагог-психолог, дефектолог, при участии старшего воспитателя), работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом.
Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания.
Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т.е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогики.
Принцип партнерского взаимодействия с семьей.
Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу роди- телей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.
Принцип динамического развития образовательной модели детского сада. Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства.
Современный этап организации инклюзивной практики в дошкольном образовательном учреждении.
Инклюзивное образование является естественным продолжением программы интегрированного образования и учитывает созданные условия.
Задачи инклюзивного образования:
- создание уютного, комфортного пространства для всех
- создание среды, способствующей гармоничному развитию личности
- формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения
- создание в МБДОУ педагогической системы, центрированной на потребностях ребёнка и его семьи.
Не ребёнок «вписывается» в существующую систему образования, а сама система образования гибко учитывает приоритеты и возможности разных детей, организуя их в единое сообщество – формирование междисциплинарной команды специалистов, организующих образовательный процесс.
Если детский сад решил включить в образовательный процесс ребенка с особыми образовательными потребностями, то на первом этапе людям, принимающим ответственность за этот шаг, необходимо продумать, что нового внесет своим появлением тот или иной ребенок, каких изменений это потребует от учреждения. Приход такого ребенка в детский сад подразумевает составление образовательного проекта, в котором предусматриваются особенности ребенка и планируются изменения образовательной среды.
Если приходит ребенок с нарушениями:
физической сферы – планируется весь маршрут передвижения ребенка по детскому саду, все режимные моменты и их обеспечение (посещение туалета, сидение за партой или за столом, прогулки, двигательные занятия);
-планируются педагогические действия по организации обучения и взаимодействия ребенка с другими детьми.
эмоционально- волевой сферы – планируется деятельность воспитателя, в которой он должен согласовать свои способы управления группой и действия по включению этого ребенка в группу детей. Если ребенок не слышит инструкцию, не понимает, как ее надо выполнять, следует своим насущным потребностям и не подчиняется указаниям воспитателя, то возможно тогда проект должен включать разработку и проведение с ребенком предварительного тренинга, формирующего необходимое поведение.
умственной сферы – необходимо продумать программу по развитию и коррекции, соответствующую его возможностям и формы организации разноуровневых программ при построении занятий в группе.
Индивидуальный подход, который применяется в профессиональной деятельности специалистов – педагогов-психологов, учителей-логопедов, дефектологов, учитывающий особенности детей и подбирающий к ним особые индивидуальные средства и методы развития, должен быть освоен воспитателями.
Практика воспитания детей от фронтального подхода, где усредняются показатели относительно возрастной нормы, должна быть перестроена с учетом индивидуальности детей, составляющих группу. Это требует новых компетенций от воспитателя.
Дальнейшая организация инклюзивной практики в МБДОУ требует решения следующих задач:
- разработать концепцию организации инклюзивной практики, включающей основные ценности и технологии их реализации;
- разработать образовательную программу, учитывающую государственные требования и особенности инклюзивного процесса.
- создать методическое обеспечение образовательного процесса;
- создать вариативные формы для реализации инклюзивного образования;
- повысить профессиональную квалификацию педагогов и специалистов;
- создать междисциплинарную команду педагогов и специалистов для решения задач индивидуальной и групповой диагностики и разработки индивидуальных и групповых образовательных планов;
- создать предметно-развивающую среду;
- выстроить партнерские отношения со всеми участниками образовательного процесса;
- создать сетевое взаимодействие с организациями-партнерами.
Построение инклюзивного процесса в группе детского сада выполняется следующим образом:
- Диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивной группы.
- Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка, составление Индивидуального образовательного маршрута и Индивидуального образовательного плана.
- Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы.
- Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы.
- Оценка эффективности инклюзивного образовательного процесса.
Методическое обеспечение инклюзивных групп выбирается в равной мере с ориентиром на детей:
- с ОВЗ;
- обычно развивающихся дошкольников;
- и детей, опережающих возрастные нормативы.
Приоритет отдается развитию социально активной личности, что предполагает одновременно индивидуализацию процесса образования и его социальную направленность. Каждое мероприятие планируется с учетом индивидуальных особенностей детей составляющих группу.
Для организации работы с детьми с ОВЗ необходим спектр специальных программ:
- для детей с нарушениями интеллекта;
- нарушениями речевого развития;
- комплексов методических рекомендаций по проведению занятий с детьми с различной структурой дефекта.
Таким образом, методическое обеспечение должно быть вариативным, ориентированным на психофизиологические особенности, различный запас представлений об окружающем знаний, умений и навыков конкретного ребенка.
Методы, средства и формы работы в инклюзивной группе направлены на расширение спектра компетенций ребенка, обеспечение социализации в коллективе сверстников.
Воспитатель, непосредственно отвечающий за жизнь и здоровье вверенных ему детей, планирует и проводит занятия, игры, прогулки и развлечения в соответствии с возрастом детей. Создает условия в группе для успешной реализации Образовательной программы. Совместно с музыкальным руководителем и воспитателем по физической культуре готовит праздники, развлекательные и спортивные занятия. Проводит планирование (совместно с другими специалистами) и организацию совместной деятельности всех воспитанников группы; обеспечивает индивидуальный подход к каждому воспитаннику с учетом рекомендаций специалистов. Руководит работой помощника воспитателя.
Организация инклюзивной практики – это процесс творческий, в котором у каждого, кто будет ее реализовывать, появится возможность сделать свой вклад. Уже в самом инклюзивном подходе заложена необходимость изменять образовательную ситуацию, создавать новые формы и способы организации образовательного процесса с учетом индивидуальных различий детей. Поэтому и система организации инклюзивной практики должна быть гибкой, способной включать необходимые для поддержания самой системы изменения.
Для управления инклюзивными процессами необходимо вводить командные формы работы, проектные формы организации деятельности, диагностику и мониторинг инклюзивных процессов, формы согласования интересов разных участников образовательного процесса (детей, родителей, воспитателей, педагогов, администрации).
Основной принцип управления инклюзивным детским садом – принцип включения в принятие решений и их выполнение всех участников образовательного процесса. Командная работа способствует:
- более успешной работе МБДОУ;
- быстрой адаптации образовательной системы к изменениям во внешней среде;
- быстрому реагированию на изменение образовательного запроса;
- модернизации организационной системы управления.
Требования к воспитателям и специалистам, работающим в инклюзивной группе:
- Знают теории развития детей, владеют разнообразными методами обучения и воспитания.
- Используют свои знания о развитии детей, а также свои взаимо- отношения с детьми и их семьями для того, чтобы понять и оценить многообразие детей в каждой группе и учесть уникальные потребности и потенциальные возможности каждого ребенка.
- Обеспечивают обучение и воспитание и модифицируют его таким образом, чтобы удовлетворять различные потребности детей. Способствуют развитию положительной самооценки детей.
- Разговаривают с детьми дружелюбно, вежливо и уважительно, обращаясь к ним по именам. Знают сильные стороны личности каждого ребенка и его достижения на протяжении времени; ежедневно выявляют индивидуальные навыки и достижения каждого ребенка и хвалят его за это, заботясь о том, чтобы получили признание достижения каждого ребенка.
- Поддерживают позитивное взаимодействие с родителями. Сообщают семьям о достижениях их детей.
- Педагоги способствуют индивидуальному росту в соответствии с собственным темпом развития каждого ребенка. Ко всем детям обращаются с равным уважением и вниманием.
- Предоставляют детям равные возможности принимать участие во всех видах занятий.
- Предоставляют детям возможность выбора вида активности и время для самостоятельной работы в группах.
- Направляют и стимулируют процесс саморегулирования у детей, предоставляя им материалы, время и место для выбора и планирования их собственных занятий.
- Способствуют тому, чтобы дети были вовлечены в организацию праздников, выставок, спортивных состязаний, экскурсий, выпуска газет и других занятий.
- Создают для детей условия безопасности: через организацию четкого ритма-распорядка дня, недели, месяца, года, создание и исполнение ритуалов группы.
- Стимулируют атмосферу взаимной заботы и помощи. Демонстрируют и формируют отношение сочувствия и позитивные способы общения, в том числе и в процессе разрешения проблем и конфликтов. Вовлекают детей в процесс выработки ясных и понятных требований и правил к поведению.
- Ясно формулируют свои ожидания от детей. Используют ситуации в жизни детского сада, чтобы помочь детям видеть дискриминацию, предубеждения и стереотипы, а также обсуждают этические аспекты неравенства. Создают ситуации и пользуются возможностями для того, чтобы дети практиковались в достижении компромиссов и создании консенсуса.
- Применяют принципы честности и равноправия, когда разделяют детей на группы, когда хвалят их за умения, усилия и достигнутые результаты. Создают ситуации, когда дети сотрудничают друг с другом, выполняют что-либо по очереди и помогают друг другу для достижения положительного результата. Предоставляют детям возможность отвечать за что-то в группе («дежурные по...»).
- Организуют активность детей во время таких занятий, как забота о растениях, животных, организация обеда, регулирование занятий на приусадебной площадке и т.п. Используют естественные и образовательные ситуации для развития социальных навыков (выражения чувств, соблюдение очередности и т.п. через драматические игры, проектную деятельность, изготовление кукол для кукольного театра, рисование, живопись и т.д.).
- Демонстрируют доброжелательное поведение в различных ситуациях. Используют различные виды деятельности, которые соответствуют уровню развития детей, чтобы вовлечь детей в активное обучение, имеющее для детей смысл.
И чтобы достигнуть следующих целей:
- Воспитывать позитивное чувство самоидентификации и эмоционального благополучия.
- Развивать социальные умения и знания, коммуникативные навыки.
- Побуждать детей думать, рассуждать, ставить вопросы и экспериментировать.
- Способствовать развитию умений решать проблемы, излагать свое мнение и делать выводы.
- Стимулировать развитие языковых навыков и грамотности.
- Повышать уровень физического развития.
- Способствовать социальной инклюзии (включению).
Организация предметно-развивающей среды
В соответствии с требованиями ФГОС ДО большое внимание в образовательной программе должно быть уделено самостоятельной деятельности детей. Для стимуляции детской активности воспитатели могут использовать принципы организации предметно-развивающей среды:
- Среда должна быть безопасной.
- Среда должна быть комфортной и уютной.
- Среда организуется в каждой группе на основе представлений о возрастных закономерностях развития детей в соответствии с их интересами таким образом, чтобы у детей были оптимальные возможности проявлять активность, работать как в сотрудничестве со взрослым, с другими детьми, так и самостоятельно.
- Развивающая среда группы должна быть вариативной, чтобы у каждого ребенка в соответствии с его интересами и возможностями был выбор и возможность реализовать свою инициативу (выбор игрушек, материалов, видов деятельности).
- Среда должна быть информативной.
- Среда должна постоянно обновляться, быть изменчивой вслед за изменением интересов и образовательных потребностей детей.
При организации предметно-развивающей среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и творческая деятельность всех педагогов МБДОУ. При планировании среды используется принцип командной работы. Учитывая особенности детей группы (возрастные и индивидуальные) педагоги, специалисты с привлечением родителей совместно планируют и организуют среду.
Педагоги наполняют среду предметами, атрибутами, пособиями, побуждающими детей к активной деятельности как самостоятельной, так и совместной со взрослыми и другими детьми (различные игры, сенсорные материалы, книги, листы с заданиями, бросовый материал для поделок, карандаши, краски, пластилин, плакаты и т.д.).
Приветствуется и активное участие детей в создании развивающей среды (использование детских работ в оформлении интерьера группы, участие в изготовлении игр и игрушек).
Воспитатель и специалисты не только подбирают развивающие материалы, но и показывают ребенку, как можно этими материалами пользоваться, если ребенок затрудняется при манипулировании с ними. Воспитатели продумывают разные задания по работе с материалами. Задания могут меняться в зависимости от интересов и потребностей детей. Задания должны учитывать уровень развития ребенка.
Основная задача организации предметно-развивающей среды –
- создание условий для проявления ребенком самостоятельности и активности, поэтому роль педагога состоит в том, чтобы стимулировать эту активность, но не брать на себя ведущую роль;
- другая задача состоит в том, чтобы у детей была возможность сорганизовывать свои интересы в совместной деятельности и игре, создавая тем самым предпосылки развития социальных способностей – умения договариваться, находить компромисс, распределять активность, выполнять разные социальные роли, оказывать взаимопомощь и поддержку, брать на себя ответственность и лидерскую роль, уметь исполнять поручения.
Организация отношений между участниками образовательного процесса
Для того чтобы повысить общее качество образовательного процесса, все его участники: администрация, педагоги, специалисты, дети и родители:
- Регулярно работают в сотрудничестве друг с другом.
- Открыто оказывают друг другу помощь и получают ее, предоставляют обратную связь, дают советы, делают критические замечания и прислушиваются к ним.
- Уважительно относятся друг к другу за индивидуальный вклад, вносимый ими в общее дело.
- Эффективно работают как единая профессиональная команда для достижения общей цели, такой, например, как составление согласованного представления об актуальном уровне развития детей и группы в целом, планирование согласованных действий, способствующих развитию детей и группы через разработку тематических проектов или разработку индивидуального образовательного плана развития ребенка.
Каждый специалист обращает внимание на свою область. На протяжении периода адаптации и всего времени присутствия ребенка в МБДОУ воспитатель и специалисты наблюдают за ребенком в разных ситуациях, определяя уровень сформированности навыков самообслуживания, особенности контакта с другими детьми и взрослыми, навыки продуктивной деятельности, развитие двигательных и речевых навыков, познавательной сферы, проявление самостоятельности и активности, сферу интересов и др.
Диагностика носит динамический характер, позволяющий корректировать программы в ходе их осуществления и своевременно выстраивать для ребенка адекватную его изменяющемуся состоянию и актуальным возможностям постепенно усложняющуюся среду.
Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы
Инклюзивный подход предполагает организацию социальных от- ношений детей группы с учетом реализации возможностей каждого ее участника. Это требует достаточно сложных организационных усилий. Когда для всей группы детей предлагаются единые занятия, один режим дня, единое меню – это одна ситуация. Когда мы ориентируемся на интересы и возможности ребенка, а детей в группе – это совсем другая ситуация. Эта ситуация изначально решается с опорой на индивидуальный подход.
Ребенка диагностируют по запросу родителя и совместно с родителями определяются формы, в которых ребенок будет развиваться и реализовывать свои возможности, в том числе и объединение детей и детей и родителей в группы для развития социальных навыков. После того как для детей службы определяется программа развития – составляется расписание работы службы.
Группа массового детского сада, куда принимается ребенок, с самого начала уже предполагает определенные условия, к которым ребенок должен адаптироваться: режим, график занятий, прогулок, мероприятий. Инклюзивная группа должна сочетать в себе эти два организационных подхода:
- в расписании группы должны быть учтены индивидуальные занятия детей (расписаны помещения, время, специалисты),
- групповые занятия, реализующие интересы детей,
- групповые занятия, реализующие развивающие задачи Образовательной программы.
Режим дня и недели в инклюзивной группе для разных детей может быть гибким (кто-то может находиться в саду в режиме полного дня и все пять дней, кто-то только три или два дня до обеда). Команда специалистов, работающих в группе, обсуждает результаты диагностики и составляет программу организации совместной жизнедеятельности детей.
Приоритетными при этом являются не задачи реализации тематических блоков образовательной программы, а задачи, которые формулируют педагоги по результатам диагностики детей и группы.
При этом планы могут модифицироваться в соответствии с динамикой развития ситуации в группе – неожиданными изменениями окружающей обстановки или специальными нуждами того или иного конкретного ребенка. При планировании учитывается баланс между спокойными и активными занятиями, занятиями в помещении и на воздухе, индивидуальными занятиями, работой в малых и больших группах.
Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы
При учете разнообразия индивидуальных особенностей детей особенно остро встает проблема общения между детьми, «выстраивание» отношений внутри группы. Организация совместной жизнедеятельности детей в инклюзивной группе учитывает возможности и потребности в развитии всех детей группы и решает задачи социального взаимодействия детей на гуманистической основе. Основное, что пронизывает всю жизнь инклюзивной группы – это позитивная атмосфера принятия и поддержки.
При совместном воспитании с учетом индивидуальных особенностей дети получают опыт согласования своих интересов с интересами других. Организация жизнедеятельности детей в инклюзивной группе опирается на решение следующих задач:
- создание общности детей и взрослых (вместе мы группа), основанной на уважении и интересе к личности каждого члена группы, к его индивидуальным особенностям;
- формирование умения устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми (младшими, сверстниками, старшими, взрослыми);
- формирование умения поддерживать друг друга;
- развитие коммуникативных навыков и культуры общения, создание позитивного эмоционального настроя;
- активизация способности выбирать, планировать собственную деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности, распределять роли и обязанности;
- развитие умений и навыков игровой, познавательной, исследовательской деятельности;
- формирование навыков саморегуляции и самообслуживания.
Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах:
- индивидуальные занятия со специалистами активные действия в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка);
- совместная деятельность и игра в микрогруппах с другими детьми;
- прием пищи;
- дневной сон;
- фронтальные занятия;
- детско-родительские группы праздники, конкурсы, экскурсии, походы выходного дня.
Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку функциональных способностей ребенка в соответствии с его возможностями. Содержание встреч, планируется согласно составленному индивидуальному плану. Специалисты (учитель-логопед, педагог-психолог, дефектолог, медсестра ) в своей работе опираются на различные отечественные и зарубежные программы, методы и техники. Индивидуальные встречи проводятся специалистами в соответствии с составленным графиком. Индивидуальные занятия строятся на оценке достижений ребенка и определения зоны его ближайшего развития.
Диагностика, определение задач развития и коррекции осуществляется командой специалистов, а каждое занятие выстраивается с учетом действий всех специалистов, работающих с ребенком. Родителям выдается подробное описание того, что и насколько успешно делал ребенок, а также домашнее задание с рекомендациями по отработке навыков и включению их в игровую и бытовую деятельность.
Эффективным условием реализации инклюзивного образовательного процесса является организация предметно-развивающей среды, стимулирующей развитие самостоятельности, инициативы и активности ребенка, обеспечивающей разным детям доступ к развитию своих возможностей.
С точки зрения Л.С. Выготского, дефект находится не на стороне ребенка, а на стороне социальных условий, которые не позволяют ребенку преодолеть препятствия на пути к реализации возможностей и использовать те ресурсы, которые у него имеются. Например, коляска, которая перемещается без препятствий, – это возможность для ребенка с ДЦП свободно передвигаться и осваивать окружающий мир, но не единственная – специально разработанные для детей с ДЦП методики, тренирующие двигательную активность, позволяют детям передвигаться самостоятельно.
Поэтому организация образовательной среды под особые потребности ребенка решает проблему его дефицитов, предоставляет ему возможности для развития. Среда планируется и выстраивается совместно педагогами, специалистами и воспитателями при участии родителей в процессе наблюдения за потребностями, особенностями развития, самостоятельными действиями, интересами детей.
Там, где специалисты отмечают сложности и препятствия, возникающие у ребенка в освоении окружающего мира, ребенку предлагают способы позволяющие преодолеть их, взаимодействовать друг с другом. Обучаются навыкам согласовывать свои действия, находить совместные решения, разрешать конфликты. Замечая различия в интересах, способностях, навыках, дети учатся с помощью взрослого учитывать их при взаимодействии.
Фронтальные формы организации активности детей могут решать как познавательные, так и социальные задачи. Фронтальные формы могут проходить по-разному. Для организации инклюзивного процесса больше всего подходит занятие в форме круга – специально организованного, занятия, на котором дети и взрослые играют вместе в особой – спокойной, доверительной атмосфере. В кругу все видят друг друга, могут взглянуть друг другу в глаза, взяться за руки. Традиционность в построении кругов, их проведение в одно и то же время (с круга начинается каждый день в саду) дает ребенку уверенность в безопасности, устойчивости внешнего мира. В кругу дети учатся общаться со сверстниками и со взрослыми, что является основой для дальнейшего развития личности ребенка, его успешной социализации.
Детско-родительские группы.
Это комплексные занятия для детей и родителей, включающие в себя игры, творческие занятия, музыкальные занятия. Группы ведут специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, дефектолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. Основными факторами взаимодействия специалистов с родителями являются позитивное отношение ко всем детям, демонстрация конструктивных способов поведения, позитивное подкрепление эффективных взаимодействий и информационная поддержка родителей. Важно и то, что родители включаются в игры, упражнения, песни, лепку, которыми наполнено занятие – и этим, с одной стороны, помогают своим детям включиться, с другой – сами получают эмоциональную разрядку, отдыхают и получают новый опыт общения со своим ребёнком.
После занятия родители могут задать специалистам вопросы, обсудить волнующие их проблемы, получить информационную и психологическую поддержку. Присутствие на занятии детей с типичным развитием дает возможность «особым» следовать за своими сверстниками и учиться у них, а они, в свою очередь, привыкают быть в одной среде с «особенными» детьми, получают позитивный опыт общения с ними.
Праздники, экскурсии, конкурсы, походы выходного дня важная составляющая инклюзивного процесса.
Они создают позитивный эмоциональный настрой, объединяют детей и взрослых, являются важным ритуалом группы и всего сада. Атмосфера при подготовке этих мероприятий творческая. Они могут быть подготовлены взрослыми – тогда это будет сюрпризом для детей, что тоже влияет на создание положительной атмосферы. При этом должно учитываться соотношение самостоятельной активности детей и деятельности, организованной взрослыми.
Процедура оценки результатов образовательной деятельности
Критерии эффективности инклюзивного образовательного процесса в соответствии с принципами инклюзии
Критерий
Показатели
Индикаторы
1.Реализация индивидуального подхода к детям.
Составление индивидуального образовательного плана с учетом данных диагностики.
Наличие индивидуальных образовательных планов с оценкой хода их выполнения.
2.Обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка.
Организация развивающей среды, наличие в режиме дня времени и форм для самостоятельной активности ребенка, обеспеченной наблюдающей позицией взрослого.
Планирование времени в режиме дня для самостоятельной активности детей. Методические рекомендации по психолого-педагогическому со- провождению детей с разными образовательными потребностями в процессе самостоятельной активности.
3. Активное включение в образовательный процесс всех его участников.
Командные формы выработки и принятия организационных решений: собрания, командные тренинги, координационный совет, проектные группы, родительские комитеты, учет пожеланий детей при организации групповой жизнедеятельности
Функционирование в ДОУ разнообразных командных форм работы, представленных в циклограмме.
4. Междисциплинарный подход. Междисциплинарное проведение и обсуждения диагностики,
составления и реализации ИОП.
Наличие специалистов. Циклограмма проведения междисциплинарных консилиумов, формы фиксации результатов междисциплинарного обследования и рекомендаций.
5.Вариативность в организации процессов обучения и воспитания
Вариативные образовательные программы, приемы, методы образования, вариативная образовательная среда.
Квалификация специалистов – наличие образования по разным методам работы, в том числе и с детьми с ОВЗ, наличие методических, дидактических пособий, обеспечивающих образовательный процесс.
6.Партнерское взаимодействие с семьей
Организация партнерских форм взаимодействия с семьей, участие родите- лей в жизни сада, консультации родителей по волнующим их вопросам
Наличие договора с родителями с приложением о конкретной программе действий. План мероприятий с включением родителей
7.Динамическое развитие образовательной модели детского сада
Выстраивание образовательного процесса в соответствии с потребностями детского контингента, изменение образовательных условий в связи с диагностикой образовательных потребностей
Соответствие качественного состава контингента детей, штатного расписания, методической базы и предметно-развивающей среды. Применение новых технологий в соответствии с выявленными потребностями детей.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№36 «Яблонька»
Консультация для воспитателей
Консультация в помощь педагогам
«Задачи планирования игры в разных возрастных группах»
Подготовила воспитатель
Высшей квалификационной категории:
Наталья Геннадьевна Рудь.
Консультация в помощь педагогам
«Задачи планирования игры в разных возрастных группах»
Вторая младшая группа.
Задачи планирования игры
- развивать интерес к различным видам игр;
- поддерживать бодрое и радостное настроение, побуждать к активным действиям, развивать самостоятельность;
- помогать детям, объединяться в группы по 2-3 человека;
- воспитывать доброжелательные отношения друг с другом;
- побуждать робких и застенчивых детей включаться в игру;
- учить соблюдать элементарные правила поведения в игре (не ломать, не толкать, не отнимать);
- развивать речь, обогащать словарь.
Задачи планирования сюжетно-ролевой игры.
- развивать умение придумывать несложный сюжет; выбирать роль; выполнять несколько взаимосвязанных действий (лечить, кормить и.т.д.);
- учить взаимодействиям в сюжетах с 2-мя действующими лицами (выполнять роли за себя и за игрушку);
поощрять попытку детей самостоятельно подбирать атрибуты, дополнять обстановку недостающими игрушками и предметами;
- способствовать возникновению игр на темы наблюдений окружающей жизни, литературных произведений.
Средняя группа.
Задачи планирования игры
- обогащать содержание игр, развивать самостоятельность в выборе игры;
- поощрять самостоятельно возникающие игровые группировки, содействовать их большей устойчивости, сплоченности;
- развивать активное речевое общение;
- формировать положительные взаимоотношения в игре;
- воспитывать умение выполнять правила игры.
Задачи планирования сюжетно-ролевой игры.
- подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов;
- совершенствовать умение объединяться в игре, распределять роли; выполнять игровые действия; действовать с общим игровым замыслом;
- учить готовить обстановку для игры, подбирать предметы и атрибуты; выбирать удобное место;
- развивать умение использовать в сюжетно-ролевой игре постройки из строительного материала; побуждать создавать постройки большой конструктивной сложности;
- учить детей договариваться том, что они будут строить; распределять между собой работу, материал, согласовывать свои действия с действиями других детей и добиваться общих результатов;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
- развивать умение считаться с интересами товарищей, оказывать посильную помощь.
Старшая группа
Задачи планирования игры
- продолжать обогащать содержание игры;
- учить самостоятельно, организовывать игры; способствовать укреплению устойчивых детских игровых объединений;
- формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнера;
- воспитывать справедливость в оценке поступков своих товарищей;
Учить в спокойной вежливой форме, высказывать несогласие с предложениями и действиями сверстников;
- совершенствовать речевое общение детей в игровой деятельности;
- закрепить умение выполнять правила и нормы в совместной игре.
Задачи планирования сюжетно-ролевой игры.
- продолжать развивать умение выбирать тему для игры;
- развивать сюжет на основе знаний полученных из окружающей действительности, художественной литературы;
- учить до начала игры согласовывать тему игры, распределять роли, готовить необходимое оборудование;
- способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия ролевых взаимоотношений;
- продолжать учить детей коллективно возводить постройки необходимые для игры, совместно планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное;
- учить применять конструктивные умения, полученные на занятиях.
Подготовительная группа.
Задачи планирования игры
- развивать инициативу и творческие способности;
- воспитывать чувство коллективизма;
Задачи планирования сюжетного - ролевой игры.
- побуждать детей более широко и творчески использовать знания окружающей действительности;
- обеспечить развитие игры;
- развивать творческое воображение, совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслом сверстников;
- формировать взаимоотношения сотрудничества и взаимопомощи;
- продолжать учить детей выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры, используя атрибуты. Конструкторы, строительный материал;
- воспитывать доброжелательность, умение считаться с интересами и мнениями друзей по игре, справедливо разрешать споры.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№36 «Яблонька»
Консультация для воспитателей
Использование лэпбуков в работе воспитателя детского сада.
Подготовила воспитатель:
Наталья Геннадьевна Рудь.
Использование лэпбуков в работе воспитателя детского сада.
Лэпбук (lapbook) –в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book- книга). Это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.Это заключительный этап исследовательской работы, которую дети проделали в ходе изучения данной темы.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования:
- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
- пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
- обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т.д.;
- является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
- вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
- его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;
- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Значение лэпбука для педагога
Способствует:
- организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования;
- оформлению результатов совместной проектной деятельности;
- организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми.
Значение лэпбука для ребенка
Способствует:
- пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме;
- приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора информации по изучаемой теме;
- повторению и закреплению материала по пройденной теме
Темы лэпбуков может быть: увлечения детей; темы недели; литературные произведения; интересные события.
Наполняемость лэпбука – дидактические игры, загадки, стихи, раскраски, картинки, фотографии, посвящённые одной теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Влияние сказки на речевое развитие детей дошкольного возраста"
Сказки позволяют воспитателям и учителям ненавязчиво и с интересом для детей проводить нравственные беседы, используя сюжеты сказок. Педагоги получают возможность заниматься коррекционной работой с ко...
Консультация для воспитателей Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Одним из определений сенсорного развития можно считать следующее - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.Дошкольный возраст - это период п...
Консультация для родителей "Полноценное речевое развитие детей дошкольного возраста"
Вашему вниманию предлагается консультация для родителей по речевому развитию детей дошкольного возраста....
Консультация "Нормы и нарушения речевого развития детей дошкольного возраста"
Информационный материал для родителей и педагогов ДОУ....
Консультация для воспитателей "Роль речевого развития в дошкольном возрасте"
Развитие речи детей дошкольного возраста является одной из наиболее важных и сложных проблем современной педагогики и психологии, так как даёт представление не только об общих закономерностях развития...
Консультация для воспитателей «Особенности речевого развития детей раннего возраста»
Консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей: "Задачи речевого развития ребёнка дошкольного возраста с внедрением ФОП ДО"
Как изменились задачи речевого развития ребёнка дошкольного возраста с внедрением ФОП ДО? Какие компоненты речевого развития выходят на первый план?...