"Знакомство с полевыми цветами и травами"
проект (старшая группа)

Постникова Жанна Александровна

Воспитатель - организует выставку гербария, рисунков детей, фоторепортаж для родителей. Проводит итоговые беседы, игры на закрепление знаний и туристических навыков. Создаёт условия на прогулке и в группе для отражения полученных впечатлений в самостоятельной игровой, двигательной, художественно-творческой деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_na_lug.docx34.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное детское образовательное учреждение Нижнетуринского городского округа детский сад «Аленушка»

Исследовательский проект для детей старшего возраста

Тема: «Знакомство с полевыми цветами и травами»

Воспитатель:

Постникова Ж.А.

Нижняя Тура, 2021

Проект был выполнен в 3 этапа:

1 этап – планирование

  1. Определение цели и задач:

Цель: Научить ценить и беречь красоту природы.

Задачи:

  • Ознакомить детей с разнообразием растений на летнем лугу.
  • Научить их различать самые обычные цветущие травы.
  • Стремиться вызвать у детей чувство благодарности за то, что мир прекрасен.
  • Показать, что луг - это не только растения, но и насекомые, опыляющие цветы и живущие среди трав.
  • Воспитывать интерес и бережное отношение к растениям.

  1. Разработка программы мероприятий:
  • Разучивание с детьми пословиц и стихотворений о природе.
  • Рассматривание иллюстраций по теме: «Полевые цветы и травы».
  • Беседы по теме: «Правила поведения на природе», «Правила поведения на улице».
  • Продумывание и изучение маршрута движения, осмотр поляны.
  • Перед прогулкой проверить одежду и обувь детей.
  • Приготовить воду для питья и мытья рук, аптечку, спортивное оборудование.

2 этап – реализация

  1. Проведение мероприятий по программе:
  • Дидактические игры
  • Подвижные игры
  • Чтение художественной литературы
  • Экспериментальная и практическая работа

  1. Вовлечение родителей и педагогов:

Воспитатель – Проводит работу с родителями по подготовке детей к прогулке. Осуществляет необходимую психологическую подготовку детей. Проводит познавательные занятия, беседы, тематические игры. Проводит беседы по ОБЖ.

Инструктор по физкультуре - Осуществляет физическую подготовку детей к прогулкам, проводит тематическую и сюжетную непосредственную образовательную деятельность по физическому воспитанию, досуги, тренировочные прогулки. Разрабатывает маршруты, составляет конспекты. Проводит стартовую диагностику двигательной подготовленности детей.

Медсестра - Осуществляет контроль  за соответствием нагрузки возможностям дошкольников. Комплектует походную аптечку. Проводит беседы о правилах безопасного поведения на природе и о способах оказания первой медицинской помощи.

Методист - Создает условия для организации нового вида двигательной деятельности в детском саду. Осуществляет необходимую работу по повышению квалификации кадров по данному вопросу.

3 этап – оценка и анализ проекта

  1. Оценка результатов проекта: сбор обратной связи от детей, родителей и педагогов, анализ достигнутых целей и задач, оценка эффективности проведенных мероприятий.
  2. Подготовка отчета: подготовка документации о выполненных работах, обобщение результатов проекта, выявление удачных практик и предложения по улучшению.
  3. Планирование дальнейших шагов: определение новых задач и целей для будущих проектов.

Как проводилась подготовка к прогулке на луг с целью ознакомления с полевыми цветами и травами

Воспитатель вместе с детьми распределяет туристские должности. Контролирует качество подготовки личного снаряжения, обуви и одежды детей. Наряду с инструктором участвует в организации игр и свободных занятий на привале.

Инструктор по физкультуре проводит вместе с воспитателем туристские прогулки по заранее намеченным и утверждённым маршрутам. Осуществляет дифференцированный подход в определении физической и психической нагрузки, подборе познавательного материала.

Медсестра осуществляет медицинский контроль за нагрузками. Осуществляет контроль за аппетитом и сном детей. При необходимости даёт советы по подбору одежды в зависимости от погоды и состояния здоровья дошкольников.

Методист Обеспечивает участие взрослых ( не менее двух на группу) в проведении прогулок. Готовит приказ о выходе детей за пределы дошкольного учреждения.

Описание проведения пешеходного похода на луг с детьми подготовительного возраста

тема: «Знакомство с полевыми цветами и травами»

Продолжительность: 1.5 часа

Продолжительность перехода от детского сада до места прогулки: 10 минут

Присутствовало: 18 детей

Туристическое снаряжение:

Головной убор (шляпа, кепка, панама), спортивный костюм, кеды или кроссовки. Рюкзак, посуда, игрушки, спортивный инвентарь (мяч, кегли, скакалки и др.) Художественная литература Тамара Крюкова «Лесная аптека», альбомы. Карандаши, фломастеры, подстилки, одеяла для отдыха. Иллюстрации по теме экскурсии, аптечка, питьевая вода. Музыкальные инструменты. Планшет.

Воспитатели должны найти удачное сочетание различного рода физкультурных нагрузок с отдыхом, учитывая условия местности. Детей можно учить ориентированию на местности. Карты - схемы маршрутов утверждаются на педсовете, что подтверждается подписью заведующего. Все маршруты нумеруются. Обязательно отмечаются опасные участки дороги и привалы. Отмечается общая протяжённость маршрута и длина отрезков пути между привалами, а также его продолжительность. Перед выходом делается запись в тетради прихода и ухода группы в поход.

Подготовка детей начинается с сообщения воспитателя цели экскурсии. Дети должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают. Педагог напоминает детям о правилах поведения на улице, на природе.

План:

1. Выход детей на улицу. Построение. Осмотр одежды и обуви. Напоминание о правилах безопасности на улице, на дороге.

2.Приход на полянку. Организация отдыха после перехода от детского сада до полянки. Дети располагаются на одеялах, рассматривают иллюстрации, книги, по желанию рисуют.

3.Познавательная беседа по теме: «Полевые цветы и травы»

Педагог обращает внимание детей на красоту окружающего мира, разнообразие звуков и запахов, обилие зелени и цветов.

Загадывает загадки:

Куст в овраге вырастает,

Лишь дотронешься – кусает.

Не цветёт весной красиво.

Что за куст такой? (Крапива)

Мячики колючие,

Очень приставучие.

Их прицепит всем бездельник-

Пакостный сорняк…(Репейник)

Был он жёлтеньким цветком –

Белым стал, как снежный ком.

Дунут девочка и мальчик –

Облетает…(Одуванчик)

Цветики – корзинкой

С жёлтой серединкой,

Белая рубашка.

Хороша…(Ромашка)

Вырос во поле цветочек:

Сверху – синий огонёчек,

Снизу – тонкий стебелёк.

Что за цветик ? (Василёк)

Путнику он верный друг –

Лечит ранки ног и рук.

Маленький, но сил в нём много.

Всем растёт он на подмогу.

Педагог предлагает детям поискать на полянке растения, о которых говорилось в загадках. Рассмотреть растения, какого цвета, формы, что у них есть кроме цветков. Учить детей беречь природу, растения. Познакомить детей с лекарственными растениями (крапива, подорожник, одуванчик). Обратить внимание на запах, который выделяет растение. Чаще всего мы встречаем приятно пахнущие цветки, но многие растения содержат пахнущие вещества и в других его частях – листьях, корнях. Чтобы этот запах ощутить, необходимо растереть эту часть в ладонях. Многие растения издают столь тонкий аромат, что нос человека не ощущает его.

Педагог рассказывает детям про подорожник, почему он является лечебным. Почему подорожник называют подорожником? Потому что он растёт вдоль дорог, тропинок. Подорожник очень целебен. При порезах, царапинах, ссадинах его надо прикладывать к ране. Дети рассматривают найденные растения, сравнивая их. Вспоминают их названия.

На полянке можно встретить одуванчик. Жёлто – оранжевые головки одуванчика похожи на солнышко. Одуванчики так любят солнышко, что не отводят от него восторженного взгляда. Задание для самостоятельного наблюдения: посмотреть, как ведут себя одуванчики, как они выглядят, раскрыты ли цветы. Перед дождём одуванчик сжимается и парашютики удерживаются на месте, не разлетаются. В дождь все семена упали бы возле растения и не разлетелись бы на большое расстояние.

4.Эмоционально – подвижная игра «Сороконожка»

Выбирается «голова». Остальные дети приседают на корточки, берут друг друга за пояс и следуя за «головой», стараются передвигаться всем телом, обходя препятствия, падая на бок, замедляя или ускоряя движение, заворачиваясь в кольцо. Задача каждого ребёнка не выбиться из общего ритма, не оторваться от частей тела.

5.Опыт «Состояние почвы в зависимости от температуры»

В солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать руками, какая она: тёплая (её нагрело солнце), сухая (рассыпается в руках), цвет (светло – коричневая), полить землю из лейки (как будто прошёл дождь), предложить детям опять потрогать её, рассмотреть. Земля потемнела, она стала мокрой, дети нажимают кончиками пальцев на поверхность – она стала липкой, склеивается в комочки. От воды почва стала холоднее.

6.Подвижная игра с прыжками «Через ручеёк»

На земле параллельно друг другу на расстоянии 30 – 40 см располагаются две верёвки – это ручеёк. Дети перепрыгивают через него. Педагог обращает внимание на активные движения рук и ног детей при отталкивании, «мягкое» приземление с последующим перекатом с пятки на носок, сохранение равновесия после приземления, стараться не падать.

7.Самостоятельная деятельность:

отдых на покрывалах, игры с мячом, рассматривание полевых растений и цветов, сравнивание их; чтение художественной литературы по желанию.

8. Индивидуальная работа (дидактическая игра)

«Какие ты знаешь полевые и луговые растения?» (иллюстрации)

Педагог бросает мяч ребёнку, называя отличительные признаки растения. Ребёнок ловит мяч и называет растение, если ребёнок затрудняется назвать растение, то педагог или другие дети подсказывают.

9.Подвижная игра «Семена – вертолётики»

Дети бегают в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, учатся внимательно слушать сигнал и начинают движение. Дети изображают семена одуванчика.

10.Этюд – упражнение «Цветок»

Дети присели, голову прижали к коленям, ноги обхватили руками. С восходом солнца цветок просыпается. Дети медленно последовательно встают под музыку Эдварда Грига «Утро» (у педагога планшет) поднимают руки вверх. Цветок качается на ветру, солнце просыпается.

Методические рекомендации: упражнение состоит из последовательных изолированных движений частей тела, сначала осуществляются движения в голеностопном, затем в коленном, тазобедренном суставах. Выпрямляется спина, шея, поднимаются плечи, локти, предплечья, кисти рук.

11.Релаксация

Дети легли на траву, на спину, руки и ноги в свободном положении, глаза закрыты. Педагог рассказывает детям, как тепло и хорошо греет солнышко, дует слабый тёплый ветерок, цветочки и растения повернули свои головки к солнышку и наслаждаются солнечным теплом и светом. Педагог предлагает детям открыть глаза и посмотреть на небо. Какое оно? Найти на небе облака похожие на растения и животных.

(Музыка для релаксации) планшет.

12.Труд

Предложить детям найти и сорвать по одному растению для гербария.

Собрать игрушки и пособия.

13.Дорога в детский сад

На обратном пути в детский сад дети вспоминают всё, что делали на прогулке. С чем познакомились, в какие игры играли, что особенно понравилось. Повторяем правила безопасности на природе, на улице, на дороге.

Итоги:

Воспитатель - организует выставку гербария, рисунков детей, фоторепортаж для родителей. Проводит итоговые беседы, игры на закрепление знаний и туристических навыков. Создаёт условия на прогулке и в группе для отражения полученных впечатлений в самостоятельной игровой, двигательной, художественно-творческой деятельности.

Инструктор по физкультуре - наряду с воспитателем участвует в проведении тематического родительского собрания (круглого стола, совместного досуга и т.п. Проводит итоговые досуги, физкультурные праздники. Осуществляет итоговую диагностику двигательной подготовленности дошкольников.

Медсестра - определяет динамику заболеваемости и физического развития детей. Даёт рекомендации по дозированию нагрузки в последующих прогулках.

Методист - организуют итоговые педсоветы (круглые столы) по анализу проводимой работы, обобщают накопленный опыт. Поощряют отдельных педагогов за особые достижения в оздоровлении и воспитании детей.

Вывод:

Проект бы успешно проведен,  дети с огромным увлечением и интересом изучали полевые цветы и травы. Также дети активно участвовали в занятиях, задавали много вопросов и даже сами находили интересные растения. Важно подчеркнуть важность такого проекта для развития у детей любви к природе и окружающему миру, а также хочу отметить положительное влияние занятий на их эмоциональное и физическое развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план проекта по теме "Знакомство с полевыми цветами"

Цель: пополнить знания детей о полевых цветах и формирование основ экологической культуры всех участников проекта. Задачи:- познакомить с многообразием полевых цветов;- научить правильно ухаживат...

план проект"Знакомство с полевыми цветами"

этот проект был предусмотрен в перид летней оздоровительной работы...

Презентация по теме: "Полевые цветы". "Цветы в легендах" к методическим идеям "Нравственно-патриотическое воспитание детей через легенды о цветах Подмосковья".

Презентация по теме: "Полевые цветы". "Цветы в легендах" к методическим идеям "Нравственно-патриотическое воспитание детей через легенды о цветах Подмосковья".В ЦД "Жемчужинка" работаем над проектом "...

Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию Для дошкольников 4 – 5 лет «Знакомство с полевыми цветами (травами) ЕАО»

- Продолжать формировать представление детей о полевых (луговых) цветах, растущих в нашей области, умение находить цветы по названию.- Закреплять знание детей о лекарственных растениях: подорожник, од...

«Полевые цветы. Составление букета из полевых цветов» (конспект занятия для детей 5-6 лет)

Предлагаю разработку экологического занятия  для детей 6-7 лет в кружке эстетического направления. Данную разработку занятия могут использовать педагоги дополнительного образования  и воспит...

«Полевые и садовые цветы. Комнатные и лекарственные растения».« Коллективная работа полевые цветы»

Занятия проведено с целью выявления знаний детей о цветах и развития чувство коллективизма....

«Знакомство с полевыми цветами и травами»

Сценарий проведения пешеходного перехода на полянку  с детьми старшего возраста в группе коррекционной направленности  у детей с ОВЗ (ТНР)...