Формирование речи детей в игровой деятельности
учебно-методический материал (средняя группа)
Развитие речи ребёнка имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Воспитание творческой личности в условиях детского сада возможно через создание развивающей среды, побуждающей детей к творческой деятельности. У детей младшего дошкольного возраста плохо развита речь, выразительность (интонационная речь), эмпатия (умение распознать эмоциональное состояние человека по мимике, движениям). Помочь им в этом можно через игровую деятельность, которая помогает у детей развивать речь, память, внимание, мышление, преодолевать робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе. Игровая деятельность творит чудеса: веселит, обучает, развивает творческие способности дошкольников, корректирует их поведение, приковывает внимание, развивает умение сосредоточиваться. Она никого не оставляет равнодушным, потому что напоминает малышу те привычные игрушки, с которыми он играет в повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование речи детей в игровой деятельности | 17.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ЭАТО г. Североморск «Детский сад № 41
План самообразования
Тема: "Формирование речи детей в игровой деятельности"
воспитателя Петровой Марии Борисовны
Содержание:
1. Актуальность.
2. Цель.
3. Задачи.
4. Предполагаемый результат.
5. План работы на учебный год.
6. Выход темы.
7. Список литературы.
1. Актуальность
Игра - это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности. В игре раскрывается перед детьми мир и раскрываются творческие способности личности.
В. А. Сухомлинский
Развитие речи ребёнка имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Воспитание творческой личности в условиях детского сада возможно через создание развивающей среды, побуждающей детей к творческой деятельности. У детей младшего дошкольного возраста плохо развита речь, выразительность (интонационная речь), эмпатия (умение распознать эмоциональное состояние человека по мимике, движениям). Помочь им в этом можно через игровую деятельность, которая помогает у детей развивать речь, память, внимание, мышление, преодолевать робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе. Игровая деятельность творит чудеса: веселит, обучает, развивает творческие способности дошкольников, корректирует их поведение, приковывает внимание, развивает умение сосредоточиваться. Она никого не оставляет равнодушным, потому что напоминает малышу те привычные игрушки, с которыми он играет в повседневной жизни.
Обобщая вышесказанное, следует сделать вывод: ребёнку нужно помочь перейти к игровой, сюжетно-ролевой, дидактической игре. В период смены ведущей деятельности педагог должен прийти ребёнку на помощь. Психолого-педагогическое внимательное воздействие облегчит малышу становление и развитие речи, через игровую деятельность, а значит и дальнейшее познание социального мира и способов поведения в нём.
2. Цель: формирование словарного запаса детей среднего дошкольного возраста, посредством применения речевых игр и упражнений.
3. Для реализации данной цели предполагаю решение следующих задач:
1. Расширять и обогащать речевой опыт ребенка.
2. Развитие связной речи.
3. Воспитывать активность детей в игровой деятельности.
4. Предполагаемый результат: расширить словарный запас детей, они научатся использовать полученные знания в ходе общения со взрослыми и сверстниками. Сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью игры. Создать систему совместной с детьми игровой деятельности, которая развивает творческий потенциал детей, желание общаться и учиться новому.
5. План работы на учебный год
Темы к изучению | Сроки | Формы изучения | Способ демонстрации |
Подбор литературы | Сентябрь | Изучение предлагаемой литературы по теме, поиск в интернете | -Конспекты, выдержки из используемой литературы по разделам |
Формирование словарного запаса детей в процессе изучения окружающей действительности | Октябрь | Исследование пассивного словаря с использованием предметных и сюжетных картин. Исследование активного словаря с использованием дидактических игр и упражнений. Запас слов в активном словаре ребенка (существительные, глаголы, прилагательные) | -Беседы с детьми по лексическим темам -Диагностика -Консультация для родителей « Развитие связной речи детей дома» -Консультация для воспитателей « Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря у детей дошкольного возраста» |
Изучение методик проведения дидактических игр и упражнений на формирование словаря | Ноябрь | Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря у детей дошкольного возраста: методические рекомендации. Игры и упражнения на развитие речи | -Картотека дидактических игр. -Организация самостоятельных сюжетно-ролевых игр ( «Поликлиника», «Семья», «Театр», «Магазин», «Салон красоты», «Детский сад» и мн. др.). |
Анализ влияния различных игр и упражнений на речь детей Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. | Ноябрь, декабрь | Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей. | -Картотека бесед по лексическим темам. -Сюжетная картинка сказки, « Колобок» -Наглядно-дидактические пособия « Три медведя», «Теремок», -Консультация для воспитателей «Индивидуальный подход к развитию речи детей» |
Формирование словаря детей с применением словесных дидактических игр | Январь, февраль | Применение потешки в режимных моментах Использование хороводных игр. Работа с загадками | -Картотека потешек. -Картотека загадок. -Консультация для воспитателей Тема: « Развитие речи младших дошкольников посредством устного народного творчества» -Консультаций для родителей. Тема: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи». |
Расширение и обогащение речевого опыта детей с помощью сказок и театрализованной игры Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии: | Март, апрель | Театральная деятельность в детском саду Чтение новых сказок, обыгрывание их вместе с детьми. | -Картотека театральных игр. -Настольно- печатные игры по русским народным сказкам. -Дидактические игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой» -книжка передвижки. Тема: «Связная речь для детей 4-5 лет». -Открытое занятие по развитию речи в средней группе |
Развитие связной речи детей в активной игровой деятельности. | Май | Наблюдение в течение года за активностью детей в играх. Выяснить, как в игре происходит поиск предметов - заместителей и символическое изображение предметных действий, как дети передают характер отношений между людьми, формы и типы их общения. | -Беседы с детьми по лексическим темам. -Создание картотеки игровых ситуаций. -Диагностика |
6. Выход темы:
- изучение литературы по теме;
- посещение открытых занятий у воспитателей своего ДОУ
- консультации для родителей и воспитателей,
- конспекты бесед с детьми по лексическим темам,
- диагностика развития связной речи.
- папка- передвижки. Тема: «Связная речь для детей 4-5 лет».
- открытое занятие по развитию речи в средней группе
7. Литература:
1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 2004.
2. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1999.
3. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М., 2005.
4. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 2009. Т.
5. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В.В. - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.
6. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2004.
7. В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Средняя группа» - М.: Мозаика – Синтез, 2014
8. Н.Г. Голицына «Конспекты комплексно – тематических занятий. Средняя группа. Интегрированный подход». М.: Скрипторий 2003, 2013 г.
9. Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря у детей дошкольного возраста: методические рекомендации / авт.-сост.: Леонтьева М.С. – Саранск 2014.
10. Щёткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду», Мозаика – Синтез, 2008 год.
11. Додокина Н.Д., Евдокимова Е.С. «Семейный театр в детском саду», Мозаика – Синтез, 2008 год
12. Интернет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕМА:Формирование речи детей в игровой деятельности.Опытно-эксперементальная работа."Использование сюжетно-ролевых игр как средства речевого развития детей."
ТЕМА:Формирование речи детей в игровой деятельности.Опытно-эксперементальная работа."Использование сюжетно-ролевых игр как средства речевого развития детей." Выполнила: Дегтярев...
Консультация для педагогов по теме: «Формирование речи детей в игровой деятельности»
Знаменитый писатель и знаток детской психологии К. Чуковский совершенно справедливо утверждал, что «каждый малолетний ребенок есть величайший труженик нашей планеты», поскольку ему п...
Самообразование Тема « Формирование речи детей в игровой деятельности »
laquo;Формирование речи детей в игровой деятельности»Игра - это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности.В игре раскрывается перед детьми мир и раскрываются творческие ...
План самообразования Тема: "Формирование речи детей в игровой деятельности"
Цель: формирование словарного запаса детей младшего дошкольного возраста, посредством применения речевых игр и упражнений....
Формирование речи детей в игровой деятельности
Цель: формирование словарного запаса детей среднего дошкольного возраста, посредством применения речевых игр и упражнений.Для реализации данной цели предполагаю решение следующих задач:1. Расширять и ...
Опыт работы "Формирование речи детей в игровой деятельности"
обощение опыта работы...