ЗНАЧЕНИЕ ВСЕНАРОДНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРАЗДНИКОВ В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННО- ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ «ПРИБАУТКИ И ПОТЕШКИ»
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Статья "Прибаутки и потешки" напечатана в "Учительской газете" № 24 от 13 июня 2023 года. В ней рассматривается необходимость формирования у детей-дошкольников нравственно- патриотического воспитания, любви к Родине , к родному краю, через их участие в государственных праздниках, проводимых на основе знакомства с историческими событиями ,с подвигами героев военных лет, народными традициями, посредством музыкально- художественного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pechat_v_uchitelskuyu_gazetu_muzyka_i_folklor_na_prazdnikah_v_detskom_sadu.docx | 19.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Щербакова Наталия Юрьевна
музыкальный руководитель высшей категории Государственного бюджетного образовательного
учреждения города Москвы «Школа № 2101»
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на фольклорных праздниках в детском саду.
«ПРИБАУТКИ И ПОТЕШКИ»
Аннотация: в статье рассматривается необходимость формирования у детей-дошкольников нравственно- патриотического воспитания, любви к Родине, к родному краю, через знакомство с традициями и обычаями русского народа и участие детей в фольклорных праздниках, проводимых посредством музыкально- художественного искусства.
Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Начиная с дошкольного возраста, необходимо воспитывать в детях любовь и уважение к Родине, к родному краю, к представителям разных народов, населяющих нашу страну, интерес к их культуре и обычаям, развивать интернациональные чувства, расширять представления детей о традициях государства, знакомить их с общенародными праздниками, проводимыми в нашей стране. Народный фольклор является одним из основных средств формирования у детей этих качеств.
Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способной возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Мы знаем, что музыкально- художественное воспитание закладывает первоначальные основы общей культуры человека, оказывает положительное влияние на поведение дошкольника. Фольклорные музыкальные праздники- это действующее средство воспитания, где перед детьми ярче раскрывается значимость важных общественных событий. Чем больше историй из народной жизни узнают дети, тем легче и с большим интересом, они понимают идею всенародного торжества и с удовольствием участвуют в праздничном утреннике. Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы с детьми, поэтому детские фольклорные праздники - важная часть жизни ребенка.
У истоков проведения фольклорного праздника стоит длительная подготовительная работа по ознакомлению детей с историей народной жизни. Необходимо рассказать детям: как прежде жили русские люди, как трудились и отдыхали, что радовало и тревожило их, чем они занимались, как проводили свой досуг, о чём мечтали, рассказывали и пели, какие традиции, какой жизненный опыт передавали своим детям и внукам? Чтобы детям было всё доступно и понятно, перед входом в музыкальный зал в нашем детском саду расположился уголок «Русской избы»- это маленький музей, заглянув в который, воспитанники могли бы увидеть и познакомиться с предметами старинного народного быта. Здесь, на столике с вышитой старинным орнаментом скатертью, стоит настоящий большой самовар, поодаль возле печки расположился чугунок, ухват, кочерга, лежат дровишки. В «Русской избе» можно потрогать руками древнюю деревянную прялку, посидеть на лавочке, полюбоваться расшитым рушником и т.д. Дети не только видят эти предметы, но и знакомятся и их предназначением. Здесь звучит русская народная музыка: лирические, колыбельные песни, плясовые мелодии, иногда дети сами исполняют весёлые частушки. Мир музыкального фольклора погружает дошкольников во времена наших предков и раскрывает перед малышами культурное наследие нашей страны, нашего народа. Побывав в этом замечательном миниатюрном музее, дети становятся ближе к пониманию жизни простого народа в давние времена, одновременно в их сознании формируется интерес к русской культуре, народным обычаям и они с большим интересом приобщаются к народному искусству.
Праздник - это итог предварительно проведённой работы, радостное событие, которое духовно обогащает ребенка, расширяет и закрепляет его знания об окружающем мире, знакомит со старыми, добрыми традициями народа. На праздниках осуществляется художественно- эстетическое воспитание, формируется умение общаться в коллективе сверстников, расширяется детский кругозор, они объединяют и побуждают детей к совместному творчеству. Участвуя в фольклорных праздниках и исполняя хороводы, ребёнок будто переносится в иной мир, воспевает своим творчеством всю красоту народного творчества. Здесь дети знакомятся с народной музыкальной культурой, народными песнями, музыкальными фольклорными играми, потешками, закличками, танцуют народные танцы, водят хороводы. Таким образом, приобщаясь к фольклору, дошкольники становятся более раскрепощёнными, музыкальными и эмоциональными. А сколько веселья, задора появляется при исполнении детьми русских народных плясок, при разучивании которых дети не только узнают значения их исконно- русских названий: «Кадриль», «Сударушка», «Субботея», но и знакомятся с названиями танцевальных движений: «ковырялочка», «присядка», «гармошечка», « полочка», « самоварчик» и осваивают их. Так же дети знакомятся с народными шумовыми музыкальными инструментами: деревянными ложками, трещотками, бубенцами, бубнами, колокольчиками, свистульками и т. д. и играют на них в детском оркестре весёлые народные мелодии. А как преображаются наши дети, наряжаясь в народные костюмы! Это красочные косоворотки и картузы у мальчиков, яркие сарафаны и кокошники у девочек! Тут ноги сами ведут их в пляс! А уж если они берут в руки ложки, то остановить музыкальное веселье просто невозможно!
Фольклорные праздники в детском саду проводятся в течение всего года: осенью- это «Осеннины», зимой- «Праздник русской зимы», весной- «Масленица», летом- «Праздник белоствольной берёзки», «Весёлая ярмарка». На этих праздниках обогащается духовный мир ребёнка, дошколята изучают традиции русского народа, знакомятся с мастерством и талантами народных умельцев, проявляют интерес к настоящему и прошлому России. Так для проведения фольклорного праздника «Весёлая ярмарка», необходимо было познакомить детей с художественными промыслами народов России. Дети узнали много интересного о дымковской игрушке, хохломе, городецкой росписи, гжели. Мы помогли увидеть им особенности этих видов изделий. А результатом проделанной работы стал фольклорный праздник, на котором дети были одеты в костюмы игрушек в стиле гжели, дымки, хохломы. Ребята разучили танец «Ожившие игрушки», познакомились с русскими народными играми «Ручеек», «Лиса и гуси», «Заинька и серый волк». Народные игры и танцы вызвали у детей большой интерес, а также прошли веселые «посиделки», когда дети провели время вместе, читая стихи и народные потешки, мальчики смогли похвастаться силой, ловкостью, играя в народные игры, а девочки- остроумием и умением петь и танцевать.
Фольклорные праздники являются одной из важных форм приобщения дошкольников к русскому народному творчеству. Нам, взрослым важно вернуть забытые народные традиции, обычаи и познакомить детей с истоками музыкальной Российской культуры, а через это знакомство воспитать будущего патриота, любящего свою Родину- Россию. Не даром говорится, что народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего. Дети дошкольного возраста в силу своих возрастных особенностей эмоционально откликаются на всё новое в жизни, в них велика потребность открывать мир, людей, природу. Необходимо только помочь им в этом. Поэтому можно с уверенностью сказать, что народные фольклорные праздники помогают ребёнку знакомиться с культурным и историческим наследием нашей страны и народа, а значит, способствуют нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей младшего дошкольного возраста к русскому народному творчеству: потешки, песни, прибаутки.
Потешки, песни, прибаутки....
игры да шутки,потешки прибаутки 2 мл. гр.
Открытое занятие 2 младшая группа Игры да шутки, потешки ,прибаутки Цель: Создать радостную атмосферу праздника, создать благоприятный климат, способствовать развитию эмоционально - волевой ...
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ПОТЕШКИ, ЗАКЛИЧКИ, ПРИБАУТКИ?
Подготовка ребенка к познанию окружающего мира в процессе игры....
Потешки,песни,прибаутки.
Потешки,песни,прибаутки....
Потешки и Прибаутки.
ПОТЕШКИ Потешками принято называть особые забавы взрослых с малыми детьми, в которых используются различные части тела ребенка и...
Конспект тематческого занятия в младшей группе Игры да шутки, потешки-прибаутки
Конспект тематического занятия м владшей группе Игры да шутки, потешки-прибаутки...
Прибаутки, песенки, потешки.
Чтение детям потешек, песенок, прибауток обогащает их представления о мире, отношениях между людьми, развивает фантазию, творчество....