Мастер-класс для педагогов ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию
учебно-методический материал
Мастер-класс для педагогов ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.docx | 37.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов ДОУ
по нравственно-патриотическому воспитанию
Педагог: Здравствуйте, уважаемые коллеги, я рада Вас приветствовать. Вашему вниманию представляется мастер-класс тему «Патриотизм начинается с детства».
Уважаемые коллеги, все мы очень разные, неповторимые, но есть, то, что нас объединяет. Как вы думаете, что это? (Мы живем в России - мы россияне).
Правильно, нас объединяет одно целое, мы живем в одной стране, у нас одна Родина.
Как вы думаете, с чего начинается родина? (ответы педагогов)
Педагог: У каждого из нас при слове Родина возникают вполне конкретные образы. Для меня Родина - это дом моих родителей, построенный своими руками. Это запах парного молока и вкус свежеиспечённого хлеба. Родина это то, куда хочется возвращаться снова и снова. Чувствовать радость, гордость от того, что ты дома, в детстве.
Педагог: Уважаемые коллеги, мы не случайно поговорим о родине, потому что сегодня среди наиболее острых вопросов патриотического воспитания стоит вопрос формирования у дошкольников ценностного отношения к родине. Перед нами стоит задача увлекательно и эффективно проводить работу по данному направлению. Ведь в основе этого лежит развитие нравственных чувств, чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превратились в пустой звук.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. У людей изменилось отношение к Родине, а без любви и уважения ее истории невозможно воспитание гражданина и патриота своей страны. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
Патриотическое воспитание - один из сложных и многогранных аспектов реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Всем известно, что основные фундаментальные мироощущения будущего гражданина, связанные со своей Родиной, закладываются в детстве.
Уважаемые коллеги, воспитывая ребенка, мы с вами надеемся вырастить из него достойного человека, патриота своей Родины. Хочется напомнить слова Омар Хайяма что «Дети нас не слышат. Они на нас смотрят». Поэтому нам педагогам как никому другому необходимо, прежде всего, построить себя как личность и обращать большое внимание на то, какими средствами, методами и формами работы организовывать патриотическое воспитание, чтобы заинтересовать, заразить воспитанников интересом к истории своей родины тем самым формируя задатки социально активной личности.
Для воспитания юных патриотов в своей работе можно использовать разные технологии, формы, методы и приемы. Но, шагая в ногу со временем, нужно учитывать современные требования и тенденции, внедряя инновационные приёмы, которые позволяют добиться положительных результатов.
Для начала, я предлагаю Вам поиграть, подойти к столу и выбрать по одному предмету из предложенного набора картинок, который, по- вашему мнению, в мире считают символом России.
Игра
Валенки Сандалии Кроссовки
|
Самовар Сковорода Вилка Пиала
|
Балалайка Гитара Скрипка Барабан |
Матрешка Барби Робот Лего
|
(Педагоги выбирают)
Педагог: Поместим их вместе, а ведь такими нашу страну представляют иностранцы, а теперь скажите, кто каждый день пьет чай из самовара, играет на балалайке, ходит в валенках, приобретает в качестве подарка матрёшку. Но матрёшку мы ещё можем себе позволить купить.
Что можем сказать? Что, считая эти предметы символами России в нашем современном мире, они стали историческим прошлым страны.
Так что, мы с вами уважаемые коллеги должны научить ребёнка видеть прекрасное и удивляться, и, хотелось бы вызвать положительный отклик в его сердце, и хотя многие образы еще не совсем понятны ребенку в детстве, но мне, кажется, что они обязательно оставят след и наложат положительный отпечаток на формирование личности ребенка. Научить любить родину ребенка не просто, научить его быть причастным к истории своей родины – это настоящее искусство и мастерство воспитателя.
Педагог: Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры… Ни для кого не секрет, что важное место в воспитании и развитии дошкольников имеет игра. В своей педагогической деятельности мы всё делаем ради детей и их развития. Сегодня я хочу вам показать подход к реализации темы нравственно - патриотического воспитания дошкольников посредством инновационных игр - игрового трансформируемого куба.
Уважаемые коллеги, я предлагаю вам окунуться в мир игры. Перед вами трансформируемый куб (состоит из 8 кубиков).
Всем известно то, что заложено в детстве, определяет всю дальнейшую жизнь человека. Давайте на мгновение представим, что вот этот куб (показывает) означает маленького человека, который родился. В ходе нашей совместной деятельности мы наполним его теми качествами, которые определят богатый духовный мир человека, который любит свою родину, то есть мы создадим «Модель патриота своей Родины».
(Раздаю кубики участникам мастер- класса)
Педагог: Уважаемые коллеги, перед нами стоит задача пробудить в ребенке - дошкольнике чувство любви к Родине. Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и его надо взрастить, усилить. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Я предлагаю вам ответить на вопрос: «Что такое патриотизм?»
Ответы запишите на одной из сторон нашего куба и озвучьте их. (Ответы педагогов)
Педагог: Правильно, великое чувство патриотизма начинается с самого простого: любви к родителям и своей семье, к своему дому, уважения к традициям наших предков, добра и милосердия, любви к месту, где родился - своей малой родине, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему.
Предлагаю вам продолжить наполнение «модели».
Давайте ответим на вопрос: «Что нам дает Родина?» - ответы запишите на второй стороне куба. Выскажите свое мнение. (Ответы педагогов)
Педагог: Правильно, Родина нам даёт право на бесплатное образование, независимость, право на труд, право на отдых, право на свободу вероисповедания, обеспечение старости, право избирать, право быть избранным, мир, работа конституции и т.д.
Педагог: Вот мы с вами ответили для себя, что нам дает родина, но возникает вопрос, а что мы можем сделать для своей Родины?
Я предлагаю ответить на вопрос: «Что я сделал, хорошего для своего района, посёлка, села», ответы прошу записать на третьей стороне куба.
(Был участником акции «Бессмертный полк», посадил дерево, участвовал в субботнике и т.д.). Ответ озвучьте. (Ответы педагогов)
Педагог: Уважаемые участники, продолжая нашу встречу, я хочу предложить вам ассоциативную игру «Продолжи высказывание».
Перед вами ассоциативные картинки, я предлагаю вам продолжить высказывание «Если скажут слово Родина, сразу в памяти встает…» выбрав одну из картинок. Приклейте ее на одну из сторон вашего куба. Обоснуйте ваш выбор. (Ответы педагогов)
Педагог: Уважаемые коллеги, несомненно, сердцем России является Москва, но каждый ли из Вас был в Москве, каждый ли смог прогуляться по ее улицам? Думаю, что нет, тогда возникает вопрос, какой же город или посёлок является для нас родным и близким? (Ответы педагогов)
Уважаемые коллеги я уверена, что вы хорошо знаете свой посёлок, свой район, поэтому хочу предложить вам вспомнить и записать достопримечательности посёлка Ровеньки (Памятник Неизвестному солдату, Вечный огонь, памятник воинам интернационалистам, погибшим в Афганистане, памятник Ленину, Аллея славы, Доска почёта и др.)
(Ответы педагогов)
Педагог: Молодцы, вот и получилась у нас светлая, с богатым внутренним миром, активная личность, которая знает и любит свою Родину.
Уважаемые коллеги, вот подходит к концу наша встреча, а у нас осталась пустая еще одна сторона куба. Предлагаю вам оценить работу, проделанную на мастер - классе и выбрать, как поступить с полученной информацией. Перед вами картинки:
Чемодан - все пригодится
Мясорубка - переработаю информацию.
Корзина - выброшу в корзину.
Выберите одну и наклейте на оставшуюся сторону куба. (Ответы педагогов)
Педагог: Уважаемые коллеги, спасибо за работу, я хочу подарить вам созданную вами модель патриота своей Родины. Надеюсь, что работа в данном направлении будет продолжаться хотя бы для того чтобы заполнить оставшуюся «тайную сторону», которая осталась в самом сердце вашего куба. Удачи вам!
Спасибо за внимание!
МАСТЕР-КЛАСС по проведению квест – игры для педагогов «Патриотизм начинается с детства»
Воспитатель:
Здравствуйте, коллеги! Приглашая вас,
Целью обозначила я свой мастер-класс.
Класс по патриотизму, класс по нравственности,
А попутно - по здоровью и безопасности.
Хочу поделиться, как интересно с детьми я играю,
Какими способами и методами своих целей достигаю.
Воспитатель без творческих способностей,
Что ребёнок без игровых возможностей.
На полчаса с вами мы станем детьми,
Узнаем, в каком чудном детстве живут все они!
- Предлагаемый мною мастер-класс посвящен патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Формой я выбрала квест- игру, которая, как вам хорошо известно, строится на коммуникационном взаимодействии между игроками.
- Мы с вами делимся на две команды. Одни будут отрядом «Защитники», другие – отрядом «Патриоты». С детьми было прочитано множество литературы, выучено стихов, поэтому следует задать вопросы:
- Кто такие патриоты?
- Кто такие защитники?
- Какие имена вы можете назвать?
Если помещение детского учреждения не очень большое, то команды могут двигаться строем, друг за другом по всему учреждению (муз. комната, медпункт, спортивный зал, комната для занятий, «полевая кухня»). Если учреждение большое, то игра проводится либо в спортивном зале, либо на улице, где будут стоять таблички с рисунками остановок.
- Каждый отряд выбирает командира, получает от меня, как от «начальника штаба» карту, паспорт и начинает свой путь. На каждом привале вам необходимо будет выполнить задания, которые вам передадут командиры привалов. После завершения они же поставят отметку в вашем паспорте о выполнении (медаль – хорошо, звезда – отлично). Оба отряда посетят все привала, но в разном порядке. Итак, начинаем.
/Педагоги делятся на команды, получают паспорта и карты, начинают свой путь. На привалах их будут ожидать дети, одетые в военную форму и приглашенные солдаты из ближайшей части. Всего 2-3 человека. Они приветствуют отряд. Выдают задание, оценивают его и указывают дальнейший путь следования/.
Привал 1. Исторический. «Моё Отечество! Древняя Русь». /К отряду выходит ребёнок (взрослый), переодетый в Илью Муромца/.
- Кто я? Чем я знаменит? Как я стал богатырём?
- Что вы обо мне знаете? Почему меня Муромцем прозвали?
- Кто мои друзья? Вот картина, покажите здесь меня.
- Вы хотите быть на меня похожими? Почему?
- Молодцы!
Богатырь Илья Муромец дивный,
Русский, первый из казаков,
Он за веру, Царя и Отчизну
Шел решительно в бой на врагов!
/Отряду ставится оценка. Передаётся новое задание. Двигаются дальше/.
Привал 2. Исторический. «Моё Отечество! Как всё зарождалось». /К отряду выходят два мальчика, одетых в совершенно одинаковые костюмы Петра Первого»:
- Как вы думаете, кто перед вами? Кто похож больше на Петра Первого? Почему?
- Он будет город свой беречь,
И, заалев перед денницей,
В руке простертой вспыхнет меч
Над затихающей столицей.
- Чем отличился Петр Первый?
/Дети знают много. Смотрели и фильм и мультфильм. Отряду ставится оценка. Передаётся новое задание. Двигаются дальше/.
Привал 3. «Моя малая Родина».
- Чем знаменит ваш город?
- Какие памятники вам известны?
- Чьи великие имена носят улицы?
- А чем твоя улица знаменита?
- Какие музеи есть в городе.
/Отряду ставится оценка. Передаётся новое задание. Двигаются дальше/.
Привал 4. «Юный патриот должен быть силён и здоров». /Отряд встречают солдат и «врач». Приветствие/.
- Что нужно делать, чтобы быть сильным и здоровым?
- С чего нужно начинать? Правильно. С зарядки. Проверим. Делаем все вместе. Под музыку «дети» повторяют упражнения и читают стих:
Быстроногая Лошадка
Утром делала зарядку.
Потянулась для начала
И копытом постучала.
Цок! Цок!
А теперь прыжки – вперёд,
Вбок, назад, наоборот.
Скок! Скок!
Бег на месте, а потом-
Махи гривой и хвостом.
Мах! Мах!
До чего же хвост и грива
Шелковисты и красивы!
Ах! Ах!
Громко фыркнула Лошадка:
- Фр-р-р! Закончена зарядка!
- Молодцы! Если будете делать зарядку ежедневно, будете сильными и здоровыми. К следующему привалу вам придётся добираться по минному полю. Вам придётся либо ползти, либо прыгать, будто перед вами препятствия.
Привал 5. Музыкальный. «Солдатский привал». /Отряд встречают солдат и «баянист». Приветствие/.
- Какие песни о патриотизме, о солдатах вы знаете? Сейчас должны будете маршировать и петь.
/Музыкальный руководитель играет один куплет. Все поют и маршируют. Получают следующее задание, двигаются дальше/.
Привал 6. Победный. «Этот День Победы».
/На этой станции встречаются оба отряда. Дети рассказывают стихи о войне, о победе, о своём участии в поздравлении ветеранов. Обе команды получают «звёзды». Подводятся итоги/.
Воспитатель:
- Спасибо, уважаемые коллеги за участие. Как вы смогли заметить, игра длилась 26 минут. Хочу заметить, что и полчаса детям было не сложно участвовать в квесте, благодаря постоянной смене занятий.
Могу с полной ответственностью сказать, что все воспитанники и участвующие родители были очень довольны. Хотелось бы сделать одно уточнение. Вы прошли два исторических привала. Один из них, по усмотрению воспитателя, можно заменить Привалом «Россия» в виде конкурса «Отгадай или покажи пословицу». Я подобрала те тексты, которые можно показать в действии, но без слов, сначала сама продемонстрировала детям, потом они с восторгом продолжили самостоятельно. Пословицы были такими:
«Напоролись враги на русские штыки.
Одна у человека мать, одна у него и родина.
За морем теплее, а у нас светлее.
Всякому мила своя сторона».
Очень рекомендую воспитателям такую форму работы. Дети заряжаются энергией, хорошим настроением, позитивом. Удивительно, но слово «родина», как правило, все показывают одинаково – делая ручками большой круг. Участвуют даже те, кто обычно сидят в стороне и «увиливают» от мероприятий.
Мы заканчивали квест-игру привалом «Полевая кухня», не изменяя традициям, я всех вас с удовольствием приглашаю на наш «патриотический обед»! Ещё раз благодарю всех за внимание.
МАСТЕР- КЛАСС
Педагогическая технология «Квест- игра»
как средство патриотического воспитания младших школьников
Цель:
гражданско-патриотическое воспитание обучающихся
Задачи:
– формирование знания о военных, о защитниках Родины;
– развитие физических и интеллектуальных качеств обучающихся
(ловкость, смекалка, быстрота и прочее), умения работать в команде;
– развитие творческих способностей детей;
– воспитание у обучающихся качеств, необходимые будущему защитнику Родины, чувство взаимопомощи, выдержку, находчивость, смелость, упорство, умение сплоченно действовать в сложных ситуациях, ответственное отношение к поставленной задаче;
– воспитание любви и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, вызывающих у них эмоциональные переживания.
Текст | Примечание |
Создание фокус-группы | |
Добрый день….. Определите тему моего мастер-класса. (Праздник День Победы ) «Помним, гордимся, наследуем» (Патриотическое воспитание обучающихся) | Слайд 2 (+ щелчок) |
Тема моего сегодняшнего мастер-класса : Педагогическая технология «Квест- игра» как средство патриотического воспитания младших школьников | Слайд 3–начало |
Уважаемые коллеги! Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня актуальна как никогда на современном этапе и является одной из приоритетных задач государства и общества. Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс длительный и сложный. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан. Учащиеся должны гордиться, что родились в великой стране, стремиться сохранять её богатства и красоту, гордиться её героическим прошлым, своими предками, любить свой народ. Они должны знать историю своей малой родины, людей, отстоявших свободу, историю своей семьи. Роль учителя в патриотическом воспитании школьников, а значит и в становлении будущего страны трудно переоценить. Именно педагогу, непосредственно работающему с группой учащихся и каждым из них в отдельности, по силам воспитывать личность, гражданина и патриота, через включение в деятельность по преобразованию окружающей социальной действительности. В нашей стране много замечательных праздников. Большинство из них несут в себе только положительные эмоции и преследуют самые лучшие цели. Приближается знаменательная дата - 75-летие победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Дети, которые подрастают сейчас, практически ничего не знают об этой войне из первоисточников, потому что уже нет рядом с ними родственников, которые участвовали в тех сражениях и могли бы рассказать ребятам о том, что видели и пережили сами. И поэтому мы, как педагоги, должны как можно ближе познакомить обучающихся с бедами, невзгодами, последствиями Великой Отечественной Войны и теми героями, которые сумели защитить нашу Родину, порой ценой своей жизни. | Слайд 4: роль учителя начальных классов в патриотическом воспитании школьников. |
Скажите, какие формы работы с детьми по патриотическому воспитанию вы используете? | Слайд 5 |
Формы работы по патриотическому воспитанию: классный час, экскурсии, тематические поездки, совместная работа с родителями, праздники, викторины, конкурсы, игра-квест. | Слайд 6 |
Как же сделать так, чтобы материал для обучающихся был понятен, интересен, остался в памяти на долгое время. Одной из современных форм проведения внеурочных мероприятий является квест, где в игровой форме дети имеют возможность в процессе выполнения определенных заданий не только получать и обобщать знания, но и проявлять смекалку, талант в командном взаимодействии, а также получить заряд положительных эмоций. | |
Что такое квест? Квест - это цепочка заданий, связанных между собой какой-либо тематикой, общей целью | Слайд 7 Определение квеста. |
Технология создания квеста. -определение темы, целей и задач квеста -определение количества участников - разработка сценария квеста и маршрута продвижения -определение необходимого пространства и ресурсов -подготовка маршрутных листов | Слайд |
Сегодня, уважаемые коллеги, я хочу предложить вам поучаствовать в квесте, посвященном празднику Победы. При выполнении заданий квеста группы передвигаются от станции к станции. А вам предстоит выполнить задание только на одной из станций. | |
СТАНЦИЯ 1. «Шифровальщики» Шифровальная станция – это конкурс анаграмм. Задача – из двух предложенных слов составить пароль – слово военной тематики. При этом обязательно использовать все буквы (пример – РИНГ + ЗОНА + ГАРНИЗОН). Примеры анаграмм: КУШ + ПА , АС + ОМЛЕТ , ПИЛОТ + СЕТ , САД+ЛОТ , ПАН +РОТ , ВАТА +ТОМ . | Слайд10 Слова: |
СТАНЦИЯ 2 «Артиллеристы» Артиллеристы - это меткие, организованные воины, которые должны уметь нанести точный удар по врагу. Одно из самых первых метательных орудий – катапульта. Сегодня вам предстоит собрать такое метательное орудие по схеме. | слайд 11 |
СТАНЦИЯ 3 «Разведчики» Разведчики – это очень внимательные, осторожные, а также надёжные, специально обученные люди. Существуют специальные школы разведчиков. И сегодня я предлагаю Вам пройти школу военной разведки и стать настоящими разведчиками! Задание: На иллюстрации изображен бой. Найти лишние предметы и отметить их. | слайд 12-14 |
СТАНЦИЯ 4 «Музыкальный привал» -После тяжелых боев, на отдыхе, солдаты любили слушать и исполнять любимые песни Задание:
| Слайд 15-26 |
Защита от каждой группы. | |
Рефлексия: Все, что я хотел бы знать, - это яблоня. Все, что я знаю, – ветвь яблони. Все, что я могу передать ученикам, - это яблоко. Все, что останется в них, - это семечко. Но из любого семечка может вырасти яблоня… Ж.Эрве-Базе | Слайд 29 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – Класс Тема: Использование проектной деятельности в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста
laquo;Детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего,познанием человека и...
Мастер-класс для воспитателей "Фольклор, как средство-нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста"
Ценность фольклорных произведений для детей обусловлена, прежде всего, их высокой интонационной выразительностью. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звуки и слова, обращения заставляют детей за...
Мастер – Класс Тема: Использование проектной деятельности в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...
Мастер -класс "Формы взаимодействия музыкального руководителя и педагогов ДОУ по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников"
Музыка - один из важных инструментов нравственно - патриотического воспитания. Эта работа планируется и проводится с дошколятами в течении учебного года. Только совместные усилия воспитателей и музыка...
Мастер-класс для педагогов ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию «Патриотизм начинается с детства»
Данная методическая разработка мастер- класса "Патриотизм начинается с детства" может быть использована в работе с педагогами с целью повышения компетентности педагогов ДОУ по во...
Мастер-класс для педагогов ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию «Патриотизм начинается с детства»
Повысить компетентность педагогов ДОУ по вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников....
Мастер-класс для педагогов ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию «Патриотизм начинается с детства»
Цель: повысить компетентность педагогов ДОУ по вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников....