"Как правильно организовать занятия по прикладному творчеству? Эффективные методы и приемы"
консультация

Головорушко Светлана Леонидовна

Прикладное творчество — это конструирование и моделирование из подручных материалов, умение создавать что-то новое из частей чего-либо. Занятие прикладным творчеством дает ребенку возможность почувствовать себя мастером, художником, творцом, формирует желание и стремление мастерить своими руками. Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - это разнообразие и вариативность работы на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и ещё многие другие факторы – вот что помогает не допустить в детскую деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.

В методической разработке представлены эффективные методы и приемы, которые можно использовать при организации занятий по прикладному творчеству. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для воспитателей «Как правильно организовать занятия по прикладному творчеству? Эффективные методы и приемы»

Слайд 2

Основная задача прикладного творчества – научить детей с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки так, чтобы был виден процесс и результат работы. Одно из наиболее важных условий успешного развития детского прикладного творчества – это разнообразие и вариативность работы на занятиях.

Слайд 3

Методика организации работы детей дошкольного возраста основывается на принципах построения педагогического процесса: От простого к сложному Принцип систематичности Принцип тематических циклов Индивидуального подхода Принцип последовательности

Слайд 4

При проведении занятий необходимо учитывать специфику возраста детей и использовать соответствующие методы и приемы обучения в зависимости от поставленных задач: Объяснительно – иллюстративный Репродуктивный Проблемного изложения Частично поисковый Рефлексивные приемы и методы Игровой

Слайд 5

Методические приемы, применяемые в прикладном творчестве : Обследование (воспитатель обращает внимание на технику, орнамент, цвет, сочетание цветов, строение); Анализ образца, выполненного педагогом (обнаружение способа создания, основы конструкции); Анализ серии образцов, выполненных одним способом (вычленить обобщенный способ их создания); Анализ промежуточных результатов и побуждение к самоконтролю (учить действиям сопоставления, проговаривать названия действий, обозначений); Анализ поделки (дать заранее установку на самоконтроль выполнения контрольных действий, взаимоконтроль).

Слайд 6

Занятия с детьми можно проводить по следующей схеме: 1. Организационный момент – сюрпризный момент, сказочный сюжет или какая либо мотивация создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы. 2. Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют форму, обращают внимание на цвет, структуру, другие особенности. 3. Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ. 4. Объяснение приемов создания. Важно побудить детей к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания, отметить особенности работы с данным материалом. 5. Пальчиковая гимнастика, разминка рук. 6. Самостоятельное изготовление поделки. 7. Анализ готовых поделок своих и товарищей. 8. Выставка работ. 9 . Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.

Слайд 7

Методика организации и руководство прикладным творчеством в возрастных группах: Средняя группа . Проводится обучение конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы, приклеивать к основной форме детали. Можно обучать изготовлению поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов. Воспитатель обучает использовать для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки различной величины, пластиковые бутылочки.

Слайд 8

Старшая группа . Происходит совершенствование умения работать с бумагой: сгибать лист вчетверо в разных направлениях; работать по готовой выкройке. Дети обучаются созданию из бумаги объемных фигур: делить квадратный лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам. Продолжается обучение создания игрушек, сувениров из природного материала (шишки, ветки, ягоды) и других материалов (катушки, проволока в цветной обмотке, пустые коробки), прочно соединяя части. Формируются умения самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых игр; сувениры для родителей, сотрудников детского сада; украшения на елку. Хорошо привлекать детей к изготовлению пособий для занятий, и самостоятельной деятельности, ремонту книг, настольно-печатных игр.

Слайд 9

Подготовительная к школе группа . Здесь уже можно разделить работу воспитателя на несколько видов: Работа с бумагой и картоном – продолжать обучение складывать бумагу прямоугольной формы, квадратной, круглой формы в разных направлениях; использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона; создавать игрушки-забавы; создание предметов из полосок цветной бумаги, подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров, деталей костюмов и украшений к праздникам; формирование умения использовать образец; создание разнообразных объемных игрушек в технике оригами. Работа с тканью – обучать вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, пришивать пуговицу, вешалку, шить простейшие изделия швом «вперед иголкой»; обучать делать аппликацию, используя кусочки ткани разнообразной фактуры, наносить контур с помощью мелка и вырезать в соответствии с задуманным сюжетом. Работа с природным материалом – создание фигур людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек и др., передавать выразительность образа, создавать общие композиции .

Слайд 10

Условия для самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста: Насыщенная разнообразными материалами для детского прикладного творчества предметно-развивающая среда; Свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними; Наличие образцов изделий и поделок; Использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения, подготовки атрибутов спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах; Создание музея детских поделок, альбомов, книг; Непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми.

Слайд 13

Для успешного обучения дошкольников прикладному творчеству необходимо провести определенную предварительную работу: Создание выставок; Создание коллекций (фантиков, пуговиц, ракушек, камней и др.); Создание альбомов (образцы и схемы поделок, виды тканей, гербарий и др.); Экспериментирование; Просматривание видеороликов; Чтение литературы; Рассматривание картин; Экскурсии ; Коллажи ;

Слайд 14

Материалы и инструменты, необходимые для занятий прикладным творчеством в ДОУ: Природный материал (шишки ели, сосны, кедра, иголки хвойных деревьев, кора, листья, косточки фруктов и ягод, яичная скорлупа, камушки, крупы, семена овощей и цветов) Бросовый материал (коробки и баночки разных размеров, диски, крышки, трубочки, фантики и т.д.) Бумага (обычная, гофрированная бумага, салфетки, газеты, картон, фольга) Ткань, проволока, вата, целлофан, бисер, поролон, пуговицы и т.д. Ножницы, клей, пластилин, кисти, иглы для шитья.

Слайд 15

Требования к организации прикладного творчества в детском саду: Содержание поделок обязательно должно предусматривать применение тех конструктивных (анализ образца, «прочтение» чертежа и т. п.) и технических (сгибание бумаги, соломки, перевязывание, плетение, склеивание) навыков, которые дети получают на занятии и вне занятия. Если дети придумывают новые способы соединения деталей, находят новое композиционное решение, воспитатель поддерживает их и помогает достичь результата; Каждая поделка должна быть интересна детям по содержанию и находить конкретное практическое применение; В трудовом процессе необходимо предусмотреть усложнение предлагаемой детям работы; В изготовлении поделок должен принимать участие каждый ребенок; Используемые воспитателем педагогические приемы помогают детям осознать необходимость и значимость работы и выполнять ее с желанием; При выполнении детьми работы следует предусмотреть место и роль воспитателя в зависимости от степени овладения детьми различными навыками, а также их самостоятельности в организации, планировании и осуществлении трудового процесса.

Слайд 16

Оценка детской деятельности осуществляется с позиции успешности решения поставленных задач: Что получилось хорошо и почему? Чему еще следует научиться, в чем причина неудачи?

Слайд 17

В основу работы воспитателя должен быть положен ряд методических условий: Содержательная связь истории декоративно-прикладного искусства с прикладным творчеством и выходом на разные варианты исполнения творческих заданий; « Эмоциональная методика » подачи духовно-эстетического содержания в работе с детьми, способствующая развитию увлеченности и познавательного интереса; Использование коллективных форм художественно-творческой деятельности; Широкое использование различных методов в подаче историко-социологических сведений о местных художественных промыслах; Включение в художественно-творческую деятельность дошкольников работ с различными материалами, что имеет огромное значение, как в воспитательном отношении, так и в плане закрепления навыков работы с разными материалами, а также в развитии художественного вкуса.

Слайд 18

Работа с родителями предполагает : папки - раскладки, информационные стенды, индивидуальные консультации, мастер - классы, анкетирование, родительские встречи, семинары - практикумы.

Слайд 19

Подготовила: старший методист С.Л. Головорушко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование эффективных методов и приемов обучения дошкольников рисованию»

Известно, что детское творчество - явление уникальное. Многие педагоги и психологи подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом разви...

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИДанные методы позволяют эффективно вести работу по развитию речи для разной возростной категории детей, также помогут обобщить и систематизировать ра...

«Эффективные методы и приемы в проведении физкультурно-оздоровительной работы»

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования — задачи сохранения, поддержания и обогащения здо...

Семинар-практикум на тему: «Содержание работы по развитию образной речи на занятиях, использование эффективных методов и приемов развития образной речи».

Одна из актуальных проблем развития речи дошкольников – формирование образных средств языка, развитие образной речи.Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребен...

Доклад "Эффективные методы и приемы работы по развитию речи детей на музыкальных занятиях"

Логоритмическая работа направлена на устранение нарушений речи и двигательной сферы ребенка, способствует музыкальному развитию детей....

Эффективные методы и приемы в проведении физкультурно-оздоровительной работы на занятиях по плаванию в ДОУ

Человек – высшее творение природы,но для того чтобы наслаждатьсяеё сокровищами, он должен отвечать,по крайней мере, одному требованию –быть здоровыми.А.А. Леонов Главным условием в об...