Дополнительная общеобразовательная программа по робототехнике «Робомышь Колби»
рабочая программа

Михайлова Ньургуяна Сергеевна

Дополнительная образовательная программа «Робомышь Колби» (далее«Программа») определяет организацию робототехнической деятельности детей дошкольного возраста (содержание, формы) в МБДОУ детский сад №45 «Земляничка» в возрасте от 5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, запросов родителей (законных представителей). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kolbi_23-24.docx134.79 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ № 45

«ЗЕМЛЯНИЧКА» ГОРОДСКОГО ОКРУГА

«ГОРОД ЯКУТСК»

загружено.jpg

«ДЬОКУУСКАЙ КУОРАТ»

КУОРАТТАА5Ы УОКУРУГУН МУНИЦИПАЛЬНАЙ YБYНЭН ХААЧЧЫЛЛАР ОСКУОЛА ИННИНЭЭ5И ҮӨРЭ5ИН ТЭРИЛТЭТЭ

«О5ОНУ ОЛОХХО-ДЬАhАХХА УРАТЫ КИhИ БУОЛАРГА УЛААТАРГА САЙЫННАРАР СҮРҮН ХАЙЫСХАЛЛААХ

«45 № «ЗЕМЛЯНИЧКА» О5О УhУЙААНА»

677007 Российская Федерация, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Автодорожная, 40/4

тел/факс: (4112) 43-10-04  e-mail: Zemlyanichka45@mail.ru

«Утверждаю»

Заведующая МБДОУ

«Детский сад №45 «Земляничка»

_____________________/Егорова А.К./

от «___» ____________ 20___года    

Дополнительная общеобразовательная программа

по  робототехнике

«Робомышь Колби»

Возраст обучающихся 5-7 лет

Срок реализации: 1 год

https://static.tildacdn.com/tild6137-6265-4335-b266-383034663665/p-35033-individualco.jpg

Руководитель:

Михайлова Ньургуяна Сергеевна

Якутск 2023

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка

   Дополнительная образовательная программа «Робомышь Колби» (далее–«Программа») определяет организацию робототехнической деятельности детей дошкольного возраста (содержание, формы) в МБДОУ детский сад №45 «Земляничка» в возрасте от 5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, запросов родителей (законных представителей). Программа разработана на основе Парциальной модульной программы развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно- техническое творчество «STEM-образование» детей дошкольного и младшего школьного возраста» Т.В. Волосовец, В.А.Маркова, С.А.Аверин.  

   Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено. Благодаря STEAM образованию на современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами программирования.

   Актуальность программы и педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что кружок  «Робомышь Колби»   заключается в том, что робототехника, как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность своих идей.

   Цель: научить дошкольников работать с интерактивным оборудованием «Робомышь» и правильно их программировать.

   Задачи:

Обучающие:

1.Учить понимать элементарные схемы пространства;

2.Учить передвигаться в заданном направлении;

3.Обучить программированию робомышь;

4.Формировать навык ориентировки на плоскости, совершенствовать навык счета.

Развивающие:

1.Развивать навыки микро - ориентировки на листе бумаги, на плоскости;

2.Развивать речь, логическое мышление, мелкую моторику.

3.Обеспечить развитие свободного общения с взрослыми и детьми.

4.Развивать интеллектуальные способности детей дошкольного возраста средствами STEM-образования.

Воспитательные:

1.Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми во время образовательной деятельности;

2.Способствовать формированию навыка договариваться между собой и действовать согласованно;

3.Формировать умение добиваться поставленной цели и доходить до результата.

   Адресат программы- девочки и мальчики от 5до7лет проявляющие интерес и увлекающие конструктивно-модельной деятельностью. Все виды конструирования занимают особое место в жизни детей дошкольного возраста и к старшему дошкольному возрасту дети способны выбрать для себя наиболее привлекательный вид конструирования.

  1. Характеристика особенностей детей 5 –7лет

   Детям данного возраста присуще развитие различных мыслительных и познавательных психических процессов, таких как воображение, внимание, речь, мышление, память.

   Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребенка с взрослым. Большую значимость для детей 5 - 7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба.

   У ребенка дошкольного возраста преобладает непроизвольное внимание. А уже к концу этого периода наступает период развития произвольного внимания, когда ребенок учится направлять его сознательно и удерживать какое-то время на определенных объектах и предметах. К окончанию периода дошкольного возраста у ребенка развивается произвольная слуховая и зрительная память. Одну из главных ролей в организации разнообразных психических процессов начинает играть именно память. В 5-7 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно (т.е. без специальной цели) запомнить достаточно большой объем информации. Дети также могут самостоятельно ставить перед собой задачу - либо запомнить, используя при этом простейший механический способ запоминания – повторение.

   К завершению этапа дошкольного возраста ускоряется рост наглядно- образного мышления и начинается процесс развития логического мышления. Это приводит к формированию у ребенка способности обобщения, сравнения и классификации, а также способности определять существенные признаки и свойства предметов, находящихся в окружающем мире. Творческое воображение развивается к концу периода дошкольного возраста благодаря различным играм, конкретности и яркости представляемых впечатлений и образов, неожиданным ассоциациям.

   Дети 6 лет уже умеют общаться со сверстниками и взрослыми, знают основные правила общения; хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке; способны управлять своим поведением (знают границы дозволенного, но нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы); стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче, тонко реагируют на изменение отношения, настроения взрослых.

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы

    В основу рабочей программы положены принципы развивающего обучения:

- деятельностный подход;

- активная познавательная позиция ребёнка;    

- стратегический принцип современной российской системы образования — непрерывность.    

   Программа уникальна ещё и потому, что отталкивается от комплексного научно-технического целеполагания, при котором инженерные и естественнонаучные компетенции формируются у детей, начиная с младшего дошкольного возраста, что ведёт к развитию познавательной активности, способов умственной деятельности, формированию системы знаний и умений детей.

   Данные принципы сформулированы как основополагающие во ФГОС ДО:

-поддержка разнообразия детства;

-личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, законных представителей, педагогических и иных работников организации) и детей;

-уважение личности ребёнка;

-реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности;

   Модульный характер рабочей программы определён рекомендациями  инновационной программой дошкольного образования и раскрывается через представление общей модели образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях, возрастных нормативов развития, определение структуры и наполнения содержания образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка в пяти образовательных областях.  

1.4.Основные формы организации работы кружка

   Во время проведения кружковых занятий всячески поддерживается детская инициатива в воплощении замысла и выборе необходимых для этого средств. Проявление инициативы способствует внутреннему раскрепощению детей, уверенности в себе, пониманию своей значимости, заинтересованности, желанию и в дальнейшем проявлять самостоятельность. Для реализации  программы кружка по робототехнике «Робомышь Колби» используются формы работы:

 - совместная деятельность педагога с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность детей.  

   Методы организации экспериментально – исследовательской деятельности:  

- беседы;

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- наблюдения;

- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие;  

- игровые ситуации.

   Форма проведения занятий кружка: занимательные игры-занятия с элементами конструирования, песочной анимации и робототехники (игры-путешествия, игры-соревнования, игры на логику и мышление).

   Игровые приёмы:

- моделирование проблемной ситуации от имени сказочного  героя – мыши;

 - повтор инструкций;

- выполнение действий по указанию детей;

- «намеренная ошибка»;

- проговаривание хода предстоящих действий;

- предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;

- фиксирование детьми результатов.

II. Содержательный раздел

2.1. Содержание образовательной деятельности

2.1.1. Образовательный модуль «Робототехника»

   Модуль «Робототехника» является одним из самых востребованных в современном образовательном процессе. Сегодня дети с раннего возраста окружены автоматизированными системами, и от их умения ориентироваться в составляющих научно-технического прогресса зависит дальнейшая интенсификация производства в нашей стране и во всем мире.

   Модуль «Робототехника» включает в себя несколько конструкторов для изготовления роботов с возможностью движения. В соответствии с возрастом, задачи, решаемые ребёнком, постепенно усложняются, от простой сборки и механического перемещения модели до программирования систем управления.

   Работа с модулем позволяет совершенствовать навыки логического и алгоритмического мышления; сформировать прочную базу для дальнейшего обучения в области программирования; научить детей собирать дополнительную информацию, необходимую для дальнейшей работы, и критически её оценивать; планировать, детально продумывать и моделировать тот или иной процесс (объект) в учебных и практических целях; уметь находить закономерности, акцентировать внимание на частностях, давать типовую оценку, схематизировать, применять систему условных обозначений; наконец, объективно оценивать результат своей деятельности. "Мышиный код. Базовый" знакомит с базовыми понятиями программирования, а именно: - С этапами программирования;

- Программирования;

- Способствует развитию критического мышления;

- Прекрасно подходит как для индивидуальной, так и для групповой игры.

  Основные команды:

  • Включение
  • Скорость
  • Вперед
  • Назад
  • Направо
  • Налево
  • Действие: двигается вперед/назад, громко пищит, пищит и подмигивает глазками
  • Поехали
  • Сброс.

Чему может научить запрограммированный робот?

  • Решение задач;
  • Работа над ошибками;
  • Критическое мышление;
  • Аналитическое мышление;
  • Логические операции;
  • Совместная работа;
  • Навыки рассуждения и коммуникации;
  • Пространственные понятия и расчет расстояния.

2.1.2. Образовательный модуль «Математическое развитие»

   В соответствии с требованиями ФГОС ДО, познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

   Знакомство детей с основными областями математической действительности происходит постепенно, поэтому задачи математического развития на разных возрастных этапах различны. Содержание каждой задачи имеет свою специфику и требует продуманного подбора наиболее подходящих методов и приемов её реализации и компонентов развивающей предметно-пространственной среды.

   Фундаментом математического развития является умение сравнивать раз личные предметы по величине, разбираться в параметрах их протяженности. От практического сравнения величин предметов и их отношений «длиннее – короче», «выше – ниже», «шире – уже» ребёнок перейдёт к их количественным соотношениям «больше – меньше», «равенство – неравенство».

   Другим основополагающим свойством предметов и их частей является форма.

К её пониманию дети приходят через знакомство с геометрическими фигурами — графическими двухмерными изображениями одной из граней объёмного геометрического тела. Освоение формы можно разделить на два направления: сенсорное восприятие детьми геометрических тел и становление элементарного геометрического мышления при изучении различных фигур.

   Не менее существенна пространственная ориентировка, которая позволяет не только видеть форму и оценивать размеры отдельных предметов, но и правильно понимать их местоположение по отношению друг к другу и к человеку. Ориентировка в пространстве также имеет чувственную основу и позволяет ребёнку выработать личную систему отсчёта.

   Этому и посвящён данный образовательный модуль, целью которого является комплексное решение задач математического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

2.2. Планируемые результаты реализации программы

-ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в среде программирования, общении, познавательно-исследовательской и технической деятельности;

- ребенок способен выбирать технические решения, участников команды, малой группы (в пары);

- ребенок обладает установкой положительного отношения к разным видам технического труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;

- ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместном конструировании, техническом творчестве имеет навыки работы с различными источниками информации;

- ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах исследовательской и творческо-технической деятельности, по разработанной схеме с помощью педагога, запускает программы на робомышке;

- ребенок знаком с основными компонентами робомышки; видами подвижных и неподвижных соединений в конструкторе, основными понятиями, применяемые в робототехнике различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, способен объяснить техническое решение, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации творческо-технической и исследовательской деятельности;

- у ребенка развита крупная и мелкая моторика, он может контролировать свои движения и управлять ими при работе с робомышью;

- ребенок способен к волевым усилиям при решении технических задач, может следовать социальным нормам поведения и правилам в техническом соревновании, в отношениях с взрослыми и сверстниками;

- ребенок проявляет интерес к исследовательской и творческо-технической деятельности, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения технические задачи; склонен наблюдать, экспериментировать;

- ребенок обладает начальными знаниями и элементарными представлениями о робототехнике;

- ребенок способен к принятию собственных творческо-технических решений, опираясь на свои знания и умения, умеет корректировать программы и конструкции.

III.Организационный раздел

3.1. Календарный учебный график

  Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, рабочей программы и регламентируется расписанием занятий.

График работы кружка «Робомышь Колби»: 2 раза в неделю.

Срок реализации: 2023 – 2024 учебный год.

Продолжительность – 30 минут.

Количество детей – 10.

Учебно-тематический план на 2023 -2024 учебный год

Тема

Задачи

Октябрь

Зачем человеку роботы?

Знакомить детей с краткой историей робототехники, различными видами роботов.

Знакомство с робомышью.

Познакомить детей с интерактивной игрушкой «Робомышь Колби».

«Умная мышка»: знакомство с «первыми шагами»; конструирование модели.

Основные команды

Знакомить с основными командами и элементами управления робомыши.

Ноябрь

Основные команды

Закреплять знания об основных командах и элементах управления робомышью.

Как научить робота двигаться?

Мы- роботы.

Знакомить детей с основами движения мыши, учить прокладывать маршрут, отсчитывая шаги, задавать роботу план действий.

Программируем робомышь.

Учить программировать робомышь с помощью карточек-стрелок, задавать план действий, следовать указанной схеме.

Декабрь

Программируем робомышь

Учить программировать робомышь с помощью карточек-стрелок, задавать план действий.

Работа с тематическими карточками «Деревья»

Учить детей читать схему. Отбирать нужные детали. Строить платформу по схеме. Учить программировать     робомышь, закреплять знания о деревьях.

Программируем робомышь

Упражнять детей собирать  поле по схеме (1, 2, 3, 4). Учить ориентации на поле. Уметь находить  короткий путь исполнителя к сыру, длинный путь исполнителя к сыру. Научиться выкладывать символами команды для исполнителя.

Январь

«Играем с Робомышью»

Закреплять умение ориентироваться  в пространстве: слева, справа.

Программируем робомышь

Учить читать схему. Закреплять умение отбирать нужные детали, строить по схеме.

Работа с тематическими карточками

«Овощи, фрукты»

Учить программировать робомышь, разрабатывать задания для робомыши. Закреплять знания о фруктах

и овощах.

Февраль

Программируем робомышь

Уметь составлять программу движения Мышки Колби так, чтобы она прошла команду от старта до финиша.

«Играем с Робомышью»

Учить собирать  поле по схеме (5, 6, 7, 8). Уметь  ориентироваться  на Поле,  находить короткий путь исполнителя к сыру и находить длинный путь исполнителя к сыру. Упражнять в выкладывании символами команды для исполнителя.

Работа с тематическими карточками

«Съедобные ,,ядовитые»

Учить программировать робомышь, разрабатывать задания для робомыши. Закреплять знания о грибах.

Март

Работа с

тематическими карточками

«Одежда»

Учить программировать робомышь, разрабатывать задания для робомыши. Закреплять знания об одежде.

«Играем с Робомышью»

Учить собирать  поле по схеме (9, 10, 11, 12). Уметь  ориентироваться  на Поле,  находить короткий путь исполнителя к сыру и находить длинный путь исполнителя к сыру. Упражнять в выкладывании символами команды для исполнителя.

Самостоятельна я работа с робомышью.

Игры-соревнования

Закреплять умение разрабатывать задания для робомыши, составлять план       действий на игровом поле.

Апрель

Работа с полем

   « Космос»

Учить разрабатывать задания для робомыши, составлять план действий на игровом поле.

Самостоятельна я работа с робомышью.

Игры-соревнования

Закреплять умение разрабатывать задания для робомыши, составлять план       действий на игровом поле.

Работа с полем «Дорожные знаки»

Учить разрабатывать задания для робомыши, составлять план действий на игровом поле.

Май

Работа «Сказки»

Учить разрабатывать задания для робомыши, составлять план действий на игровом поле.

Самостоятельна я работа с робомышью.

Игры-соревнования

Закреплять умение разрабатывать задания для робомыши, составлять план       действий на игровом поле.

Конструирование по замыслу

Развивать фантазию и воображение детей. Отбирать нужные детали. Строить по замыслу. Игра «Придумай и собери сам».

3.2. Материально – техническое обеспечение

   В ДОУ создана материально-техническая база для жизнеобеспечения и развития детей, ведется систематически работа по созданию предметно развивающей среды. Состояние материальной базы для осуществления робототехнической деятельности с воспитанниками в ДОУ позволяет реализовывать поставленные задачи. Имеется достаточное количество материально-технических пособий и оборудования для работы с дошкольниками.  

Приборы и оборудование для кружка:

-Наборы «Робомышь Колби» - 3 шт.

Один набор включает в себя 16 пластмассовых деталей, чтобы создать квадратное поле площадью 50 кв.см, 25 плиток для создание дорожек, карточки для создания последовательности пути мыши к сыру.

-Интерактивная доска

-Ноутбук

-Проектор.

Методическая литература

1.«Робототехника для детей и родителей» С.А. Филиппов, Санкт-Петербург «Наука» 2010. - 195 с.

2.Сборник материалов международной конференции «Педагогический процесс,как непрерывное развитие творческого потенциала личности» Москва.: МГИУ, 1998г.

3.Журнал «Самоделки».г. Москва. Издательская компания  «Эгмонт Россия Лтд.» LEGO. г. Москва. Издательство ООО «Лего».

4.Интернет – ресурсы

5.Образовательный модуль «Робототехника». Аверин С. А., Маркова В. А., Теплова А. Б. — М., 2018.

6.STEAM – образование дошкольного и младшего школьного возраста. Т. В. Волосовец, В А. Маркова, С. А. Аверин. – М., 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа Технической направленности «Легоконструирование и робототехника» для детей 5 – 7 лет

На сегодняшний день, LEGO-конструкторы активно используются детьми в игровой деятельности. Идея расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников за счет внедрения конструкторов...

Дополнительная общеобразовательная программа «Робототехника» в детском саду

Дополнительная общеобразовательная программа "Робототехника" в дошкольных группах...

Дополнительная общеобразовательная программа по робототехнике «Робомышь» Старшая группа

Актуальность использования робо-игрушек значима в свете внедрения ФГОС, так как:-являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных ...

Дополнительная общеобразовательная программа по робототехнике

Новизна программы заключается в исследовательско-технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимо...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГ ОБРАЗОВАНИЯ РОБОТОТЕХНИКА

Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рацио...

Дополнительная общеобразовательная программа "Робототехника-1"

Программа направлена на формирование общечеловеческих ценностей дошкольника, его всестороннее развитие, в том числе развитие творческих конструкторских способностей и интегративных качеств, в основе к...