Дополнительная общеобразовательная программа по робототехнике «Робомышь Колби»
рабочая программа
Дополнительная образовательная программа «Робомышь Колби» (далее–«Программа») определяет организацию робототехнической деятельности детей дошкольного возраста (содержание, формы) в МБДОУ детский сад №45 «Земляничка» в возрасте от 5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, запросов родителей (законных представителей).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kolbi_23-24.docx | 134.79 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ № 45 «ЗЕМЛЯНИЧКА» ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД ЯКУТСК» | «ДЬОКУУСКАЙ КУОРАТ» КУОРАТТАА5Ы УОКУРУГУН МУНИЦИПАЛЬНАЙ YБYНЭН ХААЧЧЫЛЛАР ОСКУОЛА ИННИНЭЭ5И ҮӨРЭ5ИН ТЭРИЛТЭТЭ «О5ОНУ ОЛОХХО-ДЬАhАХХА УРАТЫ КИhИ БУОЛАРГА УЛААТАРГА САЙЫННАРАР СҮРҮН ХАЙЫСХАЛЛААХ «45 № «ЗЕМЛЯНИЧКА» О5О УhУЙААНА» | |
677007 Российская Федерация, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Автодорожная, 40/4 тел/факс: (4112) 43-10-04 e-mail: Zemlyanichka45@mail.ru |
«Утверждаю»
Заведующая МБДОУ
«Детский сад №45 «Земляничка»
_____________________/Егорова А.К./
от «___» ____________ 20___года
Дополнительная общеобразовательная программа
по робототехнике
«Робомышь Колби»
Возраст обучающихся 5-7 лет
Срок реализации: 1 год
Руководитель:
Михайлова Ньургуяна Сергеевна
Якутск 2023
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Робомышь Колби» (далее–«Программа») определяет организацию робототехнической деятельности детей дошкольного возраста (содержание, формы) в МБДОУ детский сад №45 «Земляничка» в возрасте от 5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, запросов родителей (законных представителей). Программа разработана на основе Парциальной модульной программы развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно- техническое творчество «STEM-образование» детей дошкольного и младшего школьного возраста» Т.В. Волосовец, В.А.Маркова, С.А.Аверин.
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено. Благодаря STEAM образованию на современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами программирования.
Актуальность программы и педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что кружок «Робомышь Колби» заключается в том, что робототехника, как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность своих идей.
Цель: научить дошкольников работать с интерактивным оборудованием «Робомышь» и правильно их программировать.
Задачи:
Обучающие:
1.Учить понимать элементарные схемы пространства;
2.Учить передвигаться в заданном направлении;
3.Обучить программированию робомышь;
4.Формировать навык ориентировки на плоскости, совершенствовать навык счета.
Развивающие:
1.Развивать навыки микро - ориентировки на листе бумаги, на плоскости;
2.Развивать речь, логическое мышление, мелкую моторику.
3.Обеспечить развитие свободного общения с взрослыми и детьми.
4.Развивать интеллектуальные способности детей дошкольного возраста средствами STEM-образования.
Воспитательные:
1.Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми во время образовательной деятельности;
2.Способствовать формированию навыка договариваться между собой и действовать согласованно;
3.Формировать умение добиваться поставленной цели и доходить до результата.
Адресат программы- девочки и мальчики от 5до7лет проявляющие интерес и увлекающие конструктивно-модельной деятельностью. Все виды конструирования занимают особое место в жизни детей дошкольного возраста и к старшему дошкольному возрасту дети способны выбрать для себя наиболее привлекательный вид конструирования.
Характеристика особенностей детей 5 –7лет
Детям данного возраста присуще развитие различных мыслительных и познавательных психических процессов, таких как воображение, внимание, речь, мышление, память.
Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребенка с взрослым. Большую значимость для детей 5 - 7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба.
У ребенка дошкольного возраста преобладает непроизвольное внимание. А уже к концу этого периода наступает период развития произвольного внимания, когда ребенок учится направлять его сознательно и удерживать какое-то время на определенных объектах и предметах. К окончанию периода дошкольного возраста у ребенка развивается произвольная слуховая и зрительная память. Одну из главных ролей в организации разнообразных психических процессов начинает играть именно память. В 5-7 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно (т.е. без специальной цели) запомнить достаточно большой объем информации. Дети также могут самостоятельно ставить перед собой задачу - либо запомнить, используя при этом простейший механический способ запоминания – повторение.
К завершению этапа дошкольного возраста ускоряется рост наглядно- образного мышления и начинается процесс развития логического мышления. Это приводит к формированию у ребенка способности обобщения, сравнения и классификации, а также способности определять существенные признаки и свойства предметов, находящихся в окружающем мире. Творческое воображение развивается к концу периода дошкольного возраста благодаря различным играм, конкретности и яркости представляемых впечатлений и образов, неожиданным ассоциациям.
Дети 6 лет уже умеют общаться со сверстниками и взрослыми, знают основные правила общения; хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке; способны управлять своим поведением (знают границы дозволенного, но нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы); стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче, тонко реагируют на изменение отношения, настроения взрослых.
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
В основу рабочей программы положены принципы развивающего обучения:
- деятельностный подход;
- активная познавательная позиция ребёнка;
- стратегический принцип современной российской системы образования — непрерывность.
Программа уникальна ещё и потому, что отталкивается от комплексного научно-технического целеполагания, при котором инженерные и естественнонаучные компетенции формируются у детей, начиная с младшего дошкольного возраста, что ведёт к развитию познавательной активности, способов умственной деятельности, формированию системы знаний и умений детей.
Данные принципы сформулированы как основополагающие во ФГОС ДО:
-поддержка разнообразия детства;
-личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, законных представителей, педагогических и иных работников организации) и детей;
-уважение личности ребёнка;
-реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности;
Модульный характер рабочей программы определён рекомендациями инновационной программой дошкольного образования и раскрывается через представление общей модели образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях, возрастных нормативов развития, определение структуры и наполнения содержания образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка в пяти образовательных областях.
1.4.Основные формы организации работы кружка
Во время проведения кружковых занятий всячески поддерживается детская инициатива в воплощении замысла и выборе необходимых для этого средств. Проявление инициативы способствует внутреннему раскрепощению детей, уверенности в себе, пониманию своей значимости, заинтересованности, желанию и в дальнейшем проявлять самостоятельность. Для реализации программы кружка по робототехнике «Робомышь Колби» используются формы работы:
- совместная деятельность педагога с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность детей.
Методы организации экспериментально – исследовательской деятельности:
- беседы;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие;
- игровые ситуации.
Форма проведения занятий кружка: занимательные игры-занятия с элементами конструирования, песочной анимации и робототехники (игры-путешествия, игры-соревнования, игры на логику и мышление).
Игровые приёмы:
- моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – мыши;
- повтор инструкций;
- выполнение действий по указанию детей;
- «намеренная ошибка»;
- проговаривание хода предстоящих действий;
- предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;
- фиксирование детьми результатов.
II. Содержательный раздел
2.1. Содержание образовательной деятельности
2.1.1. Образовательный модуль «Робототехника»
Модуль «Робототехника» является одним из самых востребованных в современном образовательном процессе. Сегодня дети с раннего возраста окружены автоматизированными системами, и от их умения ориентироваться в составляющих научно-технического прогресса зависит дальнейшая интенсификация производства в нашей стране и во всем мире.
Модуль «Робототехника» включает в себя несколько конструкторов для изготовления роботов с возможностью движения. В соответствии с возрастом, задачи, решаемые ребёнком, постепенно усложняются, от простой сборки и механического перемещения модели до программирования систем управления.
Работа с модулем позволяет совершенствовать навыки логического и алгоритмического мышления; сформировать прочную базу для дальнейшего обучения в области программирования; научить детей собирать дополнительную информацию, необходимую для дальнейшей работы, и критически её оценивать; планировать, детально продумывать и моделировать тот или иной процесс (объект) в учебных и практических целях; уметь находить закономерности, акцентировать внимание на частностях, давать типовую оценку, схематизировать, применять систему условных обозначений; наконец, объективно оценивать результат своей деятельности. "Мышиный код. Базовый" знакомит с базовыми понятиями программирования, а именно: - С этапами программирования;
- Программирования;
- Способствует развитию критического мышления;
- Прекрасно подходит как для индивидуальной, так и для групповой игры.
Основные команды:
- Включение
- Скорость
- Вперед
- Назад
- Направо
- Налево
- Действие: двигается вперед/назад, громко пищит, пищит и подмигивает глазками
- Поехали
- Сброс.
Чему может научить запрограммированный робот?
- Решение задач;
- Работа над ошибками;
- Критическое мышление;
- Аналитическое мышление;
- Логические операции;
- Совместная работа;
- Навыки рассуждения и коммуникации;
- Пространственные понятия и расчет расстояния.
2.1.2. Образовательный модуль «Математическое развитие»
В соответствии с требованиями ФГОС ДО, познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).
Знакомство детей с основными областями математической действительности происходит постепенно, поэтому задачи математического развития на разных возрастных этапах различны. Содержание каждой задачи имеет свою специфику и требует продуманного подбора наиболее подходящих методов и приемов её реализации и компонентов развивающей предметно-пространственной среды.
Фундаментом математического развития является умение сравнивать раз личные предметы по величине, разбираться в параметрах их протяженности. От практического сравнения величин предметов и их отношений «длиннее – короче», «выше – ниже», «шире – уже» ребёнок перейдёт к их количественным соотношениям «больше – меньше», «равенство – неравенство».
Другим основополагающим свойством предметов и их частей является форма.
К её пониманию дети приходят через знакомство с геометрическими фигурами — графическими двухмерными изображениями одной из граней объёмного геометрического тела. Освоение формы можно разделить на два направления: сенсорное восприятие детьми геометрических тел и становление элементарного геометрического мышления при изучении различных фигур.
Не менее существенна пространственная ориентировка, которая позволяет не только видеть форму и оценивать размеры отдельных предметов, но и правильно понимать их местоположение по отношению друг к другу и к человеку. Ориентировка в пространстве также имеет чувственную основу и позволяет ребёнку выработать личную систему отсчёта.
Этому и посвящён данный образовательный модуль, целью которого является комплексное решение задач математического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
2.2. Планируемые результаты реализации программы
-ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в среде программирования, общении, познавательно-исследовательской и технической деятельности;
- ребенок способен выбирать технические решения, участников команды, малой группы (в пары);
- ребенок обладает установкой положительного отношения к разным видам технического труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
- ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместном конструировании, техническом творчестве имеет навыки работы с различными источниками информации;
- ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах исследовательской и творческо-технической деятельности, по разработанной схеме с помощью педагога, запускает программы на робомышке;
- ребенок знаком с основными компонентами робомышки; видами подвижных и неподвижных соединений в конструкторе, основными понятиями, применяемые в робототехнике различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, способен объяснить техническое решение, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации творческо-технической и исследовательской деятельности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика, он может контролировать свои движения и управлять ими при работе с робомышью;
- ребенок способен к волевым усилиям при решении технических задач, может следовать социальным нормам поведения и правилам в техническом соревновании, в отношениях с взрослыми и сверстниками;
- ребенок проявляет интерес к исследовательской и творческо-технической деятельности, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения технические задачи; склонен наблюдать, экспериментировать;
- ребенок обладает начальными знаниями и элементарными представлениями о робототехнике;
- ребенок способен к принятию собственных творческо-технических решений, опираясь на свои знания и умения, умеет корректировать программы и конструкции.
III.Организационный раздел
3.1. Календарный учебный график
Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, рабочей программы и регламентируется расписанием занятий.
График работы кружка «Робомышь Колби»: 2 раза в неделю.
Срок реализации: 2023 – 2024 учебный год.
Продолжительность – 30 минут.
Количество детей – 10.
Учебно-тематический план на 2023 -2024 учебный год
№ | Тема | Задачи |
Октябрь | Зачем человеку роботы? | Знакомить детей с краткой историей робототехники, различными видами роботов. |
Знакомство с робомышью. | Познакомить детей с интерактивной игрушкой «Робомышь Колби». «Умная мышка»: знакомство с «первыми шагами»; конструирование модели. | |
Основные команды | Знакомить с основными командами и элементами управления робомыши. | |
Ноябрь | Основные команды | Закреплять знания об основных командах и элементах управления робомышью. |
Как научить робота двигаться? Мы- роботы. | Знакомить детей с основами движения мыши, учить прокладывать маршрут, отсчитывая шаги, задавать роботу план действий. | |
Программируем робомышь. | Учить программировать робомышь с помощью карточек-стрелок, задавать план действий, следовать указанной схеме. | |
Декабрь | Программируем робомышь | Учить программировать робомышь с помощью карточек-стрелок, задавать план действий. |
Работа с тематическими карточками «Деревья» | Учить детей читать схему. Отбирать нужные детали. Строить платформу по схеме. Учить программировать робомышь, закреплять знания о деревьях. | |
Программируем робомышь | Упражнять детей собирать поле по схеме (1, 2, 3, 4). Учить ориентации на поле. Уметь находить короткий путь исполнителя к сыру, длинный путь исполнителя к сыру. Научиться выкладывать символами команды для исполнителя. | |
Январь | «Играем с Робомышью» | Закреплять умение ориентироваться в пространстве: слева, справа. |
Программируем робомышь | Учить читать схему. Закреплять умение отбирать нужные детали, строить по схеме. | |
Работа с тематическими карточками «Овощи, фрукты» | Учить программировать робомышь, разрабатывать задания для робомыши. Закреплять знания о фруктах и овощах. | |
Февраль | Программируем робомышь | Уметь составлять программу движения Мышки Колби так, чтобы она прошла команду от старта до финиша. |
«Играем с Робомышью» | Учить собирать поле по схеме (5, 6, 7, 8). Уметь ориентироваться на Поле, находить короткий путь исполнителя к сыру и находить длинный путь исполнителя к сыру. Упражнять в выкладывании символами команды для исполнителя. | |
Работа с тематическими карточками «Съедобные ,,ядовитые» | Учить программировать робомышь, разрабатывать задания для робомыши. Закреплять знания о грибах. | |
Март | Работа с тематическими карточками «Одежда» | Учить программировать робомышь, разрабатывать задания для робомыши. Закреплять знания об одежде. |
«Играем с Робомышью» | Учить собирать поле по схеме (9, 10, 11, 12). Уметь ориентироваться на Поле, находить короткий путь исполнителя к сыру и находить длинный путь исполнителя к сыру. Упражнять в выкладывании символами команды для исполнителя. | |
Самостоятельна я работа с робомышью. Игры-соревнования | Закреплять умение разрабатывать задания для робомыши, составлять план действий на игровом поле. | |
Апрель | Работа с полем « Космос» | Учить разрабатывать задания для робомыши, составлять план действий на игровом поле. |
Самостоятельна я работа с робомышью. Игры-соревнования | Закреплять умение разрабатывать задания для робомыши, составлять план действий на игровом поле. | |
Работа с полем «Дорожные знаки» | Учить разрабатывать задания для робомыши, составлять план действий на игровом поле. | |
Май | Работа «Сказки» | Учить разрабатывать задания для робомыши, составлять план действий на игровом поле. |
Самостоятельна я работа с робомышью. Игры-соревнования | Закреплять умение разрабатывать задания для робомыши, составлять план действий на игровом поле. | |
Конструирование по замыслу | Развивать фантазию и воображение детей. Отбирать нужные детали. Строить по замыслу. Игра «Придумай и собери сам». |
3.2. Материально – техническое обеспечение
В ДОУ создана материально-техническая база для жизнеобеспечения и развития детей, ведется систематически работа по созданию предметно развивающей среды. Состояние материальной базы для осуществления робототехнической деятельности с воспитанниками в ДОУ позволяет реализовывать поставленные задачи. Имеется достаточное количество материально-технических пособий и оборудования для работы с дошкольниками.
Приборы и оборудование для кружка:
-Наборы «Робомышь Колби» - 3 шт.
Один набор включает в себя 16 пластмассовых деталей, чтобы создать квадратное поле площадью 50 кв.см, 25 плиток для создание дорожек, карточки для создания последовательности пути мыши к сыру.
-Интерактивная доска
-Ноутбук
-Проектор.
Методическая литература
1.«Робототехника для детей и родителей» С.А. Филиппов, Санкт-Петербург «Наука» 2010. - 195 с.
2.Сборник материалов международной конференции «Педагогический процесс,как непрерывное развитие творческого потенциала личности» Москва.: МГИУ, 1998г.
3.Журнал «Самоделки».г. Москва. Издательская компания «Эгмонт Россия Лтд.» LEGO. г. Москва. Издательство ООО «Лего».
4.Интернет – ресурсы
5.Образовательный модуль «Робототехника». Аверин С. А., Маркова В. А., Теплова А. Б. — М., 2018.
6.STEAM – образование дошкольного и младшего школьного возраста. Т. В. Волосовец, В А. Маркова, С. А. Аверин. – М., 2018.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеобразовательная программа Технической направленности «Легоконструирование и робототехника» для детей 5 – 7 лет
На сегодняшний день, LEGO-конструкторы активно используются детьми в игровой деятельности. Идея расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников за счет внедрения конструкторов...
Дополнительная общеобразовательная программа «Робототехника» в детском саду
Дополнительная общеобразовательная программа "Робототехника" в дошкольных группах...
Дополнительная общеобразовательная программа по робототехнике «Робомышь» Старшая группа
Актуальность использования робо-игрушек значима в свете внедрения ФГОС, так как:-являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных ...
Дополнительная общеобразовательная программа по робототехнике
Новизна программы заключается в исследовательско-технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимо...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГ ОБРАЗОВАНИЯ РОБОТОТЕХНИКА
Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рацио...
Дополнительная общеобразовательная программа "Робототехника-1"
Программа направлена на формирование общечеловеческих ценностей дошкольника, его всестороннее развитие, в том числе развитие творческих конструкторских способностей и интегративных качеств, в основе к...