Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по развитию творческих способностей «Магия творчества»
рабочая программа
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_po_izodeyatelnosti_0.doc | 197.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2 «Россияночка» г. Смоленска
Принята на заседании педагогического совета от «__» августа2022 г. Протокол № 1 | Утверждаю: МБДОУ «Детский сад №2 «Россияночка» __________ О.М. Полушкина Приказ № ______от __2022г. |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
по развитию творческих способностей
«Магия творчества»
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Мендурова Ю. В.
воспитатель
Смоленск
2022г.
#1062;елевой раздел.
#1055;ояснительная записка.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
Развитию творческих способностей дошкольника уделяется достаточное внимание в таких комплексных программах, как: «Детство», «Радуга», «Развитие» и др. авторы программ нового поколения предлагают, через раздел художественно – эстетического воспитания, знакомить детей с традиционными способами рисования. Развивая, таким образом, творческие способности ребенка.
Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми, далекими от реальности.
Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, мы заинтересовались возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками вместе с традиционными приемами рисования для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Практическая значимость программы. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Нетрадиционные техники рисования в сочетании с традиционными - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь".
Педагогическая целесообразность. Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.
Все занятия в разработанной мной программе носят творческий характер.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе:
#1056;азвивает уверенность в своих силах.
2. Способствует снятию детских страхов.
#1059;чит детей свободно выражать свой замысел.
#1055;обуждает детей к творческим поискам и решениям.
#1059;чит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами.
#1056;азвивает мелкую моторику рук.
#1056;азвивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
8. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
#1042;оспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.
Новизной и отличительной особенностью программы «Радужка» является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы наряду с традиционными используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Большое внимание уделяется знакомству с декоративно-прикладным искусством.
Цели и задачи программы кружка.
Цель:
Изучить процесс развития творческих способностей детей средствами традиционных, нетрадиционных техник рисования.
Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с традиционными и нетрадиционными техниками рисования.
Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
Совершенствовать технические умения и навыки рисования,
опираясь на интегрированный подход, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.
Знакомить с видами декоративно-прикладного искусства
Задачи:
Развивающие:
- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
-Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Образовательные:
- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитательные:
- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую
самореализацию.
Основные принципы и подходы к формированию программы кружка.
Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
- Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
- Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
- Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
- Принцип динамичности (от самого простого до сложного);
- Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
- Принцип выбора ( решений по теме, материалов и способов без ограничений);
- Принцип преемственности (учет задач и новообразований следующего возрастного периода);
- Принцип сотрудничества (совместная работа со специалистами детского сада, родителями, выпускниками);
- Принцип интегративности (синтез искусств).
Прогнозирование результатов освоения программы.
Ожидаемый результат
Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:
- развитию мелкой моторики рук;
- обострению тактильного восприятия;
- улучшению цветовосприятия;
- концентрации внимания;
- повышению уровня воображения и самооценки.
Расширение и обогащение художественного опыта.
Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
Сформируются навыки трудовой деятельности
-активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
-умение находить новые способы для художественного изображения;
-умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства.
Развитие интегративных качеств: дети сравнивают предметы, выделяя их особенности в художественно-изобразительных целях; плавно и ритмично изображают формообразующие линии. Изображают предметы по памяти; используют цвет для создания различных образов; создают композиции на листах бумаги разной формы; передают настроение в творческой работе; используют разные приёмы нетрадиционного рисования; развёрнуто комментируют свою творческую работу;
В процессе работы обеспечивается интеграция образовательных областей:
Социально- коммуникативное развитие:
- игры по художественному творчеству
- игры-моделирование композиций
- решение проблемных ситуаций
- воспитание дружеских взаимоотношений
- развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения
- воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности,
- бережное отношение к материалам и инструментам;
Познавательное развитие:
- стихи и рассказы о природе
- прослушивание музыкальных произведений.
Нормативно-правовое обеспечение.
Программа кружка составлена на основе:
- Приказ Минобрнауки России от №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». СанПиН ; (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от № 26);
Нормативно-правовыми документами Минобразования России:
Программа кружка рассчитана на 1 год обучения. Содержание составлено с учетом возрастных особенностей и в соответствии СанПиН (требования к организации режима дня и учебных занятий) 5-6 лет (старшей группы).
Режим занятий:
Старшая группа - количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год проводится 36 занятий. Длительность занятия в старшей группе -25 мин
Система оценки результатов.
Система мониторинга.
Уровень подготовки знаний детей воспитанников можно определить, воспользовавшись разработкой доктора педагогических наук профессора Т.С. Комаровой «Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества».
Анализ продукта деятельности.
Форма: 3 балла – передана точно, части предмета расположены верно, пропорции соблюдаются, четко передано движение; 2 балла – есть незначительные искажения, движение передано неопределенно; 1 балл – искажения значительные, форма не удалась, части предмета расположены неверно, пропорции переданы неверно, изображение статическое.
Композиция: 3 балла – расположение по всему листу, соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов; 2 балла – на полосе листа; в соотношении по величине есть незначительные искажения; 1 балл – композиция не продумана, носит случайный характер; пропорциональность предметов передана неверно.
Цвет: 3 балла – передан реальный цвет предмета; цветовая гамма разнообразна; 2 балла – есть отступления от реальной окраски; преобладание нескольких цветов или оттенков; 1 балл – цвет передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете.
Ассоциативное восприятие пятна; 3 балла – самостоятельно перерабатывает пятно, линию в реальные и фантастические образы; 2 балла – справляется при помощи взрослого; 1 балл – не видит образов в пятне и линиях.
Анализ процесса деятельности
Изобразительные навыки: 3 балла – легко усваивает новые техники, владеет навыками действия изобразительными материалами; 2 балла – испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами; 1 балл – рисует однотипно, материал использует неосознанно.
Регуляция деятельности: 3 балла – адекватно реагирует на замечания взрослого и критично оценивает свою работу; заинтересован предложенным заданием; 2 балла – эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен при самооценке (завышена, занижена), заинтересован процессом деятельности; 1 балл – безразличен к оценке взрослого, самооценка отсутствует; заинтересован (равнодушен) продуктом собственной деятельности.
Уровень самостоятельности, творчества: 3 балла – выполняет задания самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, самостоятельность замысла, оригинальность изображения; 2 балла – требуется незначительная помощь, с вопросами обращается редко, оригинальность изображения, стремление к наиболее полногму раскрытию замысла; 1 балл – необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается, не инициативен, не стремиться к полному раскрытию замысла.
Шкала уровней: 0-8 – низкий уровень; 9-16 – средний уровень; 17-21 – высокий уровень.
#1057;одержательный раздел.
- Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития детей:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Направлено на развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
Образовательная область «Познавательное развитие»
Предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства , мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства;
Для осуществления поставленных целей и задач созданы следующие условия:
1. Подбор необходимой материальной базы в обучающей, развивающей и воспитывающей среде для самореализации творческого потенциала.
2. Создание ситуации успеха и положительного принятия результата, а затем и его практического применения.
Принципы и методы реализации программы.
Методы реализации программы.
Программа кружка предусматривает групповую, фронтальную и индивидуальную формы организации учебной работы с использованием следующих методов:
1) По источнику передачи и восприятия знаний:
-словесные (рассказ, беседа),
-наглядные (демонстрация пособий, иллюстраций, показ технологических приемов),
практические (упражнения, рисование с натуры, рисование на темы,
выполнение творческой работы)
2) По характеру познавательной деятельности:
-репродуктивные (воспроизводящий)
-частично-поисковые (выполнение заданий с элементами творчества);
творческие (творческие задания по видам деятельности).
3) По степени самостоятельности:
-работа под непосредственным руководством педагога;
-совместная работа;
-самостоятельная работа.
Принципы проведения занятий:
- системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе;
- наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала;
- цикличность построения занятия - занятия составлены на основе предыдущего занятия;
- доступность - комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному);
- проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;
- развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Структура занятия.
ЧАСТЬ 1. Вводная
Целью вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт с детьми.
Основные процедуры работы – чтение сказки, игры по темам, например, игра «Что бывает такого цвета», «Волшебные картинки», «Лабиринт» слушание песенок, и т.д.
ЧАСТЬ 2. Продуктивная
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В неё входят художественное слово, игры, объяснение материала, показ, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, репродукций, направленные на активизацию познавательной активности, развитие творческих способностей дошкольников.
ЧАСТЬ 3. Завершающая
Цель этой части занятия закрепление полученных знаний посредством создания коллективных рисунков, совместных сюжетно – ролевых игр, викторин. А также закрепление положительных эмоций от работы на занятии. В конце занятия проводится анализ деятельности детей педагогом, старшие дошкольники могут сами оценить итог работы. На практических занятиях организуется мини-выставка творческих работ. На каждом занятии проводится физминутка. по теме занятия.
В конце года проводится итоговое занятие с родителями детей.
Формы работы.
1. Индивидуальная работа
Включает в себя исходную (в начале года) и контрольную (в конце года) диагностику познавательного развития. Её результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребёнку на занятиях.
2. Работа с родителями
Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке.
Просветительскую работу с родителями в форме родительских собраний, семинаров – практикумов, консультаций, викторин, наглядной информации.
Анкетирование.
План работы с родителями.
Месяц | Темы |
Работа с родителями | |
Сентябрь | Консультация по теме: «Влияние нетрадиционных методов рисования на положительные эмоции детей». Консультация «Изостудия дома». |
Октябрь | Анкета для родителей «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности». Участие в выставке «Сюрпризы осени». |
Ноябрь | Семинар-практикум «Знакомство со способами нестандартного раскрашивания». Родительская школа «Рисуем вместе». |
Декабрь | Старший возраст «Разноцветная радуга» (художественная викторина). «Новогодняя открытка» -творческая выставка работ. Выпуск праздничной стенгазеты. |
Январь | Консультация для родителей «Развитие творчества. Фотовыставка. |
Февраль | Родительская школа «Рисуем вместе» (к празднику 23 февраля). |
Март | Семинар – практикум «Сочетание техник нестандартного раскрашивания с элементами лепки и аппликации». Консультация «Как выбрать раскраску». |
Апрель | Мастер – класс «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста». Выставка рисунков «Марш победы». |
Май | Творческий отчёт о работе кружка. Персональная выставка детей и родителей «Мое творчество». |
План работы с воспитателями. | |
Сентябрь | Выступление на педсовете о работе кружка. Консультация «Уголок изодеятельности». |
Октябрь | Буклет « Новое в рисовании или нетрадиционные материалы в рисовании, как они развивают детей». |
Ноябрь | «Неделя творчества». |
Декабрь | Выпуск новогодней газеты. |
Январь | «Семинар-практикум «Тема: «Знакомство со способами нестандартного раскрашивания». |
Февраль | Фотовыставка. |
Март | Консультации по теме «Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности». |
Апрель | Совместная итоговая выставка «День победы». |
Май | Творческий отчёт о работе кружка. |
Система мониторинга.
Уровень подготовки знаний детей воспитанников можно определить, воспользовавшись разработкой доктора педагогических наук профессора Т.С. Комаровой «Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества».
Анализ продукта деятельности.
Форма: 3 балла – передана точно, части предмета расположены верно, пропорции соблюдаются, четко передано движение; 2 балла – есть незначительные искажения, движение передано неопределенно; 1 балл – искажения значительные, форма не удалась, части предмета расположены неверно, пропорции переданы неверно, изображение статическое.
Композиция: 3 балла – расположение по всему листу, соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов; 2 балла – на полосе листа; в соотношении по величине есть незначительные искажения; 1 балл – композиция не продумана, носит случайный характер; пропорциональность предметов передана неверно.
Цвет: 3 балла – передан реальный цвет предмета; цветовая гамма разнообразна; 2 балла – есть отступления от реальной окраски; преобладание нескольких цветов или оттенков; 1 балл – цвет передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете.
Ассоциативное восприятие пятна; 3 балла – самостоятельно перерабатывает пятно, линию в реальные и фантастические образы; 2 балла – справляется при помощи взрослого; 1 балл – не видит образов в пятне и линиях.
Анализ процесса деятельности
Изобразительные навыки: 3 балла – легко усваивает новые техники, владеет навыками действия изобразительными материалами; 2 балла – испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами; 1 балл – рисует однотипно, материал использует неосознанно.
Регуляция деятельности: 3 балла – адекватно реагирует на замечания взрослого и критично оценивает свою работу; заинтересован предложенным заданием; 2 балла – эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен при самооценке (завышена, занижена), заинтересован процессом деятельности; 1 балл – безразличен к оценке взрослого, самооценка отсутствует; заинтересован (равнодушен) продуктом собственной деятельности.
Уровень самостоятельности, творчества: 3 балла – выполняет задания самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, самостоятельность замысла, оригинальность изображения; 2 балла – требуется незначительная помощь, с вопросами обращается редко, оригинальность изображения, стремление к наиболее полногму раскрытию замысла; 1 балл – необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается, не инициативен, не стремиться к полному раскрытию замысла.
Шкала уровней: 0-8 – низкий уровень; 9-16 – средний уровень; 17-21 – высокий уровень.
Основные требования к уровню подготовки детей. Требования к уровню подготовки детей по разделу «Изобразительная деятельность» представлены в таблице.
Воспитанник дожен | Базовая программа | Компонент ДОУ |
Знать | Различные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство | Теплые и холодные оттенки |
Уметь | Высказывать эстетические суждения о произведениях искусства. Самостоятельно, активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании,используя выразительные средства. Выделять особенности предмета; передавать в рисунке его форму, величину, строение, пропорции, цвет, композицию.Размещать изображение на листе бумаги, соблюдая перспективу (близко, далеко) Передавать движения людей, животных. Соединять в одном рисунке разные материалы, техники для создания выразительного образа. Создавать фон для изображаемой картины различными способами. Определять названия цветов, различных оттенков. Смешивать краски, получая различные оттенки и использовать их в рисунке. Создавать узоры по мотивам народных росписей на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек, используя характерные для того или иного вида народного искусства и цветовую гамму. | Использовать в рисунках различные техники (по сырому, монотипия, пальцевая живопись, граттаж и т.д.). Использовать различные материалы (гелевые блестки, воздушные фломастеры, зубные щетки, поролон, клей ПВА, свеча и др.). Использовать в рисунке теплые и холодные оттенки, определенную цветовую гамму в соответствии с настроением, временем года, суток. Рисовать самостоятельно, опираясь на схемы. Стилизовать предметы, приукрашивая и обобщая особенности предметов. Создавать “сказочных” героев. Преобразовывать простые предметы (линии и др.) в определенные образы. Передавать абстрактные понятия с помощью определенных форм, линий. |
#1054;рганизационный раздел.
Календарно-тематическое планирование.
Тема | Цель | Сроки |
1. «Осень на опушке краски разводила…» | Изображение пятна ограниченной палитрой (красный, желтый, зеленый), заполнение всего листа бумаги (небо и земля), рисование линий концом кисти. | сентябрь |
2. «Дождь идет на улице». | Выражение состояния природы художественным языком, использование слов-синонимов и соотнесение их с изображением. | сентябрь |
;Я рисую Осень». 2 занятия | Знакомство с портретом, передача цветом образа Осени (1), украшение портрета, обучение навыкам композиционного размещения на листе бумаги (2) | сентябрь |
5. «Что я узнал». | Расположение на одной линии предметов, связанных между собой по смыслу, работа красочной палитрой, знакомство с пейзажем. | октябрь |
6. «Вот и осень к нам пришла». | Выполнение украшения для групповой комнаты к празднику, композиционное размещение работ. | октябрь |
7-8. «Самый смешной» (2 занятия) | Создание портрета клоуна с помощью прямоугольных и треугольных форм (1), дополнение портрета атрибутами и реквизитами (2). | октябрь |
;Моя рука -моя семья» | Изображение элементов портретов, выражение отношения художественным языком графики. | октябрь |
11. «Мои друзья». | Создание портретов от пятна цветовой палитрой, выражение отношения цветом. | ноябрь |
12. «Художник «Волшебная Кисточка». | Создание этюда с передачей ощущений от восприятия осенних цветов, подбор психологических определений к изображениям. | ноябрь |
13. Экскурсия по нашей выставке. | Обучение навыкам оформления работ, знакомство с экскурсионной работой на своей выставке. | ноябрь |
14. «Заколдованный лес». | Создание фантастического образа дерева, знакомство с тушью, освоение техники «кляксографии». | ноябрь |
15. «Зимний лес». | Создание выразительного изображения одним цветом на тонированной бумаге, освоение приемов вырезывания из бумаги. | декабрь |
16. «Какого цвета сугробы». | Обучение навыкам работы цветной палитрой с добавлением белой гуаши, работа на всем листе бумаги (подмалевок) | декабрь |
17. «Елочка, елочка - зеленая иголочка». | Передача характера образа дерева через строение и выразительные средства изобразительного материала, освоение приемов рисования концом кисти. | декабрь |
18. «Зимушка-зима». | Знакомство со свойствами красок передавать холод, обучение навыкам выделения главного композицией, рисунком, передача движения, ветра, снега, света, осознание роли композиции в «сочинении» картины, составление изображения из вырезанных детьми форм, умение работать коллективно. | декабрь |
19. «Разноцветные снежинки». | Составление узора, формирование чувства композиции расположение узора в соответствии с формой бумаги. | январь |
20. «Снег, метлою разгребая, идет баба снеговая». | Рисование по представлению, «очеловечивание» образа снеговика | январь |
;Ах, проказник, Дед Мороз!» | Декоративное изображение ограниченной палитрой, работа на всем листе бумаги. | февраль |
;Раз морозным вечерком…» | Знакомство с портретом, создание выразительных сказочных образов Деда Мороза и Снегурочки, работа цветной палитрой. | февраль |
23. «Приглашаем на праздник». | Знакомство с оформительской работой, композиционное решение плаката, открытки, обучение навыкам работы над многофигурной композицией. | февраль |
24. «Ай, да игрушки!» | Роспись по мотивам каргапольской (филимоновской) игрушки, расположение узора в соответствии с формой игрушки (шаблона), составление композиции, объединенной единым содержанием, на основе традиций и взаимодействия ярмарочных персонажей, навыки коллективной работы. Природных форм, ограничения цветовой палитры. | февраль |
25. «Ай, да игрушки!» | Знакомство с народными игрушками, освоение элементов росписи по мотивам дымковской игрушки. | март |
26. «Сестрицы-матрешки». | Использование ограниченной палитры в росписи матрешек | март |
27. «Искусство Городца». | Знакомство с городецкой росписью, ее технологией, цветовой символикой, освоение навыков кистевой росписи | март |
28. «Цветы на подносе». | Знакомство с промыслом, обучение навыкам кистевой росписи, композиционное решение цветового пятна на заданной форме. | март |
29. «Жар-птица». | Знакомство с символикой птиц в народных промыслах, изучение яркого цветового пятна на черном фоне, композиционное решение | апрель |
30. «Чудо-ложка». | Знакомство с хохломскими изделиями, изучение особенностей хохломской росписи: элементов, стилизации | апрель |
31. «Сказочные птицы». | Освоение техники печати, дополнение отпечатка декоративными элементами. | апрель |
32. «Первые проталинки и подснежники». | Работа красочной палитрой с добавлением черной и белой красок, заполнение всего листа бумаги, передача соотношения изображения по величине, передача настроения, работа цветной палитро | апрель |
33. «Как просыпаются деревья». | Изображение линий путем соединения двух цветов, передача настроения, работа ограниченной палитрой. | май |
34. «Все волшебно в зеркале». | Закрепление навыков изображения пятнами, обучение технике монотипии. | май |
35. «Цветы, небывалой красоты». | Знакомство с композиционным равновесием листа, освоение элементов оформительской работы. | май |
;Солнечные краски вокруг нас». | Знакомство с живописью, работа красочной палитрой, обучение навыкам равномерного заполнения листа.(заключительное итоговое занятие) | май |
Материалы, инструменты, оборудование для работы:
- акварельные краски, гуашь
- палитра;
- восковые и масляные мелки, свеча;
- ватные палочки;
- поролоновые печатки;
- коктейльные трубочки;
- палочки или старые стержни для процарапывания;
- матерчатые салфетки;
- стаканы для воды;
- подставки под кисти;
- музыкальное сопровождение;
- иллюстрации (наглядный материал):
- семена, бросовый материал;
- мультимедийные презентации;
- мольберт;
- телевизор.
Методическое обеспечение дополнительной программы.
- Комарова Т.С. «Художественное творчество. Занятия по изобразительной деятельности».
- Казакова Т.Г. «Развивайте у дошкольников творчество».
- Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду».
- Шестакова А.В. «Росток».
Организация предметно – развивающей среды:
зона экспериментирования с цветом и светом;
зона нетрадиционного рисования;
зона игр по рисованию;
схемы по рисованию:
папки с материалами по сюжетному, декоративному, предметному рисованию;
папки: «Натюрморты», «Пейзажи», «Нетрадиционное рисование», «Дымка», «Гжель», «Хохлома», «Филимоновская роспись »;
портреты художников;
эскизы, трафареты;
заготовки к НОД;
аудиокассеты;
изделия из дерева, керамики, бересты;
демонстрационные стенды «смешение цветов»;
изделия: гжель, хохлома, жостово, городец.
Предметно – развивающая среда меняется в соответствии с тематикой недели, учетом сезонности, дат, событий. С учетом интересов и возможностей детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа по художественно-творческому развитию детей «Умелые ручки» для детей: 5-7 лет
Целью образовательной деятельности является научить детей нетрадиционной технике художественного труда (декоративно-прикладного искусства). В процессе обучения дети знакомятся с такими техниками худож...
Дополнительная образовательная программа по развитию творческих способностей "Волшебство рядом"
Дополнительная образовательная программа по развитию творческих способностей "Волшебство рядом" для детей 6-7 лет. Нетрадиционные техники: Граттаж, макаронная технология, торцевание, изготовление объе...
Дополнительная образовательная программа по развитию творческих способностей "Волшебство рядом"
Дополнительная образовательная программа по развитию творческих способностей "Волшебство рядом" для детей 5-7 лет. Нетрадиционные техники: граттаж, макаронная технология, квиллинг, оригами, торцевание...
Дополнительная общеразвивающая программа по развитию художественно-творческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста «Мастерская Незнайки»
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-разви...
Дополнительная общеразвивающая программа по развитию творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста «Творчество во всем!»
Пояснительная запискаВ современном образовании стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Поиск новых вари...
Дополнительная образовательная программа по развитию детей художественного творчества «Цветная Фантазия»
Цель программы:Развивать творческие способности, фантазию, воображение. Помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной деятельности.Основные задачи:• ра...