Детско-взрослый проект "Увлекательный мир шашек и шахмат"
проект (подготовительная группа)

Лесных Марина Геннадьевна

Шахматы –  это вид спорта, который помогает расширить круг общения детей подготовительного к школе возраста, предоставляет им возможность самовыражения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_shahmat.docx142.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5 «Многопрофильная»

https://abrakadabra.fun/uploads/posts/2022-02/1644247940_1-abrakadabra-fun-p-shakhmatnie-foni-s-detmi-1.jpg

Долгосрочный детско-взрослый проект на тему:

«Увлекательный мир шахмат и шашек»

группа подготовительная к школе № 1

Авторы проекта:

                                                                                                     Ардисламова Э.К.,

                                                                                            воспитатель;

                                                                                            Лесных М.Г.,              

                                                                                          воспитатель

г.Нефтеюганск

2022г.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
Вид проекта: краткосрочный, творческий, групповой.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста , воспитатели, родители.
По времени проведения: 2 недели с 03.10.2022 – 14.10. 2022

Актуальность:

 Шахматы –  это вид спорта, который помогает расширить круг общения детей подготовительного к школе возраста, предоставляет им возможность самовыражения.

Учёными доказано, что игра в шахматы способствует развитию воображения и логического мышления, концентрации внимания, воспитанию воли, укрепляет память, учит сравнивать и планировать свою деятельность.

Экспериментально подтверждено, что у детей, вовлеченных в волшебный мир шахмат в раннем возрасте, лучшая успеваемость в школе, особенно по точным наукам.

Начиная увлекаться этой игрой в раннем возрасте, ребенок получает мощный толчок в развитии, как в интеллектуальном, так и в личностном плане.

Проблема поиска эффективных методов развития интеллекта очень актуальна в наше время. Идея использования игры в шахматы при формировании интеллектуальных способностей у детей успешно реализуется во многих странах мира.

Цель: Познакомить детей старшей группы с игрой в шахматы.

Задачи:

  • Создать условия для развития шахматного образования детей дошкольного возраста и популяризация шахмат среди детей подготовительной группы.
  • Познакомить детей со спортивными достижениями страны, высокими личными достижениями людей.
  • Познакомить ребят с шахматной доской и фигурами.
  • Вызвать желание научиться играть в шахматы.
  • Рассказать правила игры.
  • Ускорить интеллектуальное развитие детей подготовительного к школе возраста.
  • Выработать у детей навык постоянного принятия решения.
  • Развить интерес и любовь к игре у детей.
  • Проинформировать родителей о пользе шашечной и шахматной игры, о её значимости в воспитании и развитии детей обучающими задачами, способами подачи детям.

Ожидаемые результаты:

  • в конце проекта у детей и родителей должны быть сформированы представления об истории игры в шашки, о правилах игры в шахматы и о видах игр в шашки.
  • повышение интереса к игре у детей и родителей
  • воспитанники должны знать названия шахматных фигур (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король).
  • знать шахматные термины: белое и черное поля, ход, партнеры, диагональ, вертикаль, горизонталь.
  • в ходе реализации проекта должна проявиться и сформироваться такая форма работы, как совместная деятельность воспитателя, детей и родителей.

Этапы работы:

Первый этап – подготовительный 

- формулирование целей и задач

- создание условий для реализации проекта

- подготовительная работа (дети, педагоги, родители)

- методическое обеспечение:

- комплекты шахмат и досок

- наглядная информация (брошюрки с описанием истории игры в «Шахматы», правил игры в «Шахматы», названия шахматных фигур).

- консультации

- инструктаж по технике безопасности, знакомимся с правилами поведения на занятиях

Второй этап – основной (работа с детьми)

 - Чтение художественной литературы: 

Шахматная сказка «Король и Королева» Гульназ Аллаярова

«Сказка про шаха и шахматы» Пантелеева М. А.

Стихи «Шахматные фигуры»

- Наглядное знакомство (картинки, слайды, видео ролики и т.д.)

- Ознакомление детей и родителей с историей игры в шахматы и шахматными фигурами

- Просмотр мультфильмов: «Смешарики в шахматном королевстве», Шахматы из м/ф «Маша и медведи», Волшебные холмы «Шахматы», Киностудия Анимафильм – Мультфильм «Гамбит», Приключение Стремянки и Макаронины «Шахматы», Фиксики «Шахматы».

- Прослушивание аудиосказок: «Сказка про шахматы и шаха» и «Король и Королева»

- Знакомство детей с понятиями: доска, шахматная фигура, поля черные и белые, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, край, угол.

- Знакомство с правилами игры

- Изучение правил игры

- Пробные парные игры

Сотрудничество с родителями:

 - Наглядная информация (ширмы – передвижки) с описание истории шашечной игры, ее видов и правил.

Консультации для родителей:

«Как научить ребенка играть в шахматы»

«О пользе игры в шахматы»

 «Учимся играть честно: как научить ребенка проигрывать»

Изготовление шахматных фигур своими руками

Третий этап – заключительный. 

- Индивидуальные игры с отдельными детьми

- парные игры детей

- Организация досуга «Весёлые шахматы»

                                   Модель трех вопросов.

Что мы знаем ?

Что мы хотим узнать?

Где нам найти ответы ?

 Настольная спортивная игра «шахматы»

Когда и где она появилась?

 Николь - посмотреть видео, спросить у воспитателя.

Разные фигуры

Как называются шахматные фигуры?

Полина – спросить у воспитателя или у папы.

Пешки ходят вперед

Как ходят другие фигуры?

Катя – посмотреть в брошюрке.

Перспективный план работы над проектом

Формы работы

Тема

Беседы

«История шхмат»

«Правила хорошие, знать каждому положено»- основные правила шахматной игры

«Этикет  игрока» - правила поведения во время игры

Занятия

- «Шахматная доска и шахматы.

- «Как ходят шахматы».

Художественная

литература

Шахматная сказка «Король и Королева» Гульназ Аллаярова

«Сказка про шаха и шахматы» Пантелеева М. А.

Стихи «Шахматные фигуры»

Продуктивная деятельность

Работа в уголке творчества с раскрасками, трафаретами, иллюстрациями:

«Королевство  шахмат» выставка детских  работ.

Дидактические игры

«Чудесный мешочек»

 «Приглашение на бал»

 «Большая и маленькая»

 «Запретная фигура»

 «Школа»

 «По росту»

 «Кто больше назовет предметов, расположенных вертикально». 

«Кто больше назовет предметов, расположенных горизонтально».

«Самый меткий стрелок».  Назвать все поля, из которых состоят вертикали и горизонтали

Работа с диаграммами. Игра «Сдавайся».

«Кто быстрее построит на доске фигуры», «Ловушки»

Сюжетно-ролевые игры

Чтение и инсценировка дидактической сказки «Король и королева»

Подвижные игры

 «Меткие стрелки». 

Игра-соревнование «Кто быстрее расставит фигуры».

Игра «Взятие королевства»

Просмотр презентаций, мультфильмов

«Смешарики в шахматном королевстве», Шахматы из м/ф «Маша и медведи», Волшебные холмы «Шахматы», Киностудия Анимафильм – Мультфильм «Гамбит», Приключение Стремянки и Макаронины «Шахматы», Фиксики «Шахматы».

Викторина «Королевство шахмат»

Созданы вставки

«Шахматные фигуры»

Работа с родителями

Знакомство с проектом;

Помощь в подборе познавательного материала: фотографии, иллюстрации, рассказов, стихов, загадок.

1. Познакомить родителей с целями и задачами проекта.

2. Рассказать об актуальности темы проекта.

3. Предложить родителям провести беседу с детьми о значимости игры в шахматы

4. Совместный просмотр видеофильмов и мультфильмов

5. Консультации

Результаты проекта:

В результате проделанной работы у детей и родителей появился интерес к игре в шахматы.

  • сформированы представления об истории игры в шашки, о правилах игры в шахматы.
  • дети знают названия шахматных фигур (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король).
  • знают шахматные термины: белое и черное поля, ход, партнеры, диагональ, вертикаль, горизонталь.
  • сформирована такая форма работы, как совместная деятельность воспитателя, детей и родителей.
  • Созданы условия для интеллектуального развития детей.

Родители были заинтересованы темой и получили новую и полезную информацию.

Использованная литература:

1. Зак Владимир, Длуголенский Яков «Я играю в шахматы» 1985 г.

2. Гришинин В. Г. «Малыши играют в шахматы»1991 г.

3. Хенкин В. «Шахматы для начинающих» 2002 г.

4. Интернет – источник: Ведущий Образовательный Портал России – ИнфоУрок - https://infourok.ru/didakticheskie-igri-pri-obuchenii-igre-v-shahmati-1234851.html

5. Интернет – источник: Ведущий Образовательный Портал России – ИнфоУрок - Пантелеева М. А. «СКАЗКА ПРО ШАХА И ПРО ШАХМАТЫ»  https://infourok.ru/skazka-pro-shaha-i-pro-shahmati-1932397.html

6. Шнайдер И. «О шахматах для детей» - интернет – источник - http://www.stihi.ru/2016/06/19/9176, http://www.stihi.ru/avtor/shcneideririna.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс. Детско – взрослое творчество в детском саду «Вытынанка из бумаги»

Развитие в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя ...

Роль шашек и шахмат в развитии детей.

Роль шашек и шахмат в развитии детей....

Детского-взрослый спортивный праздник "До свидание детский сад, Здравствуй школа!"

Детского-взрослый спортивный праздник "До свидание детский сад, Здравствуй школа!"...

Детско – взрослый социально значимый коллективный творческий проект «Поздравление мам с женским днем 8 марта от детей, в группе детского сад» Авторы проекта: музыкальный руководитель Бурчиева Эльза Петровна, Дети подготовительной к школе группы №1.

Дорогие посетители  сайта, вашему вниманию представлен мой опыт работы проектной деятельности в детском саду. Проектная деятельность дает возможность каждому ребенку  получить опыт индивидуа...

детско-взрослый проект "Шахматы - моё хобби"

Когда ребенок чем то увлечен, это увлечение может повлиять на окружающих его людей и перерасти в интерес всей группы детского сада.Так и произошло у нас в группе. Когда Адьяа на утреннем круге ...

Детско-взрослый проект "Летняя детская олимпиада"

Олимпийские игры занимают важное место в системе ценностей современной культуры. В соответствии с ФГОС ДО, одной из задач познавательного развития детей дошкольного возраста является развитие о социок...