Детско-взрослый проект "Увлекательный мир шашек и шахмат"
проект (подготовительная группа)
Шахматы – это вид спорта, который помогает расширить круг общения детей подготовительного к школе возраста, предоставляет им возможность самовыражения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_shahmat.docx | 142.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5 «Многопрофильная»
Долгосрочный детско-взрослый проект на тему:
«Увлекательный мир шахмат и шашек»
группа подготовительная к школе № 1
Авторы проекта:
Ардисламова Э.К.,
воспитатель;
Лесных М.Г.,
воспитатель
г.Нефтеюганск
2022г.
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
Вид проекта: краткосрочный, творческий, групповой.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста , воспитатели, родители.
По времени проведения: 2 недели с 03.10.2022 – 14.10. 2022
Актуальность:
Шахматы – это вид спорта, который помогает расширить круг общения детей подготовительного к школе возраста, предоставляет им возможность самовыражения.
Учёными доказано, что игра в шахматы способствует развитию воображения и логического мышления, концентрации внимания, воспитанию воли, укрепляет память, учит сравнивать и планировать свою деятельность.
Экспериментально подтверждено, что у детей, вовлеченных в волшебный мир шахмат в раннем возрасте, лучшая успеваемость в школе, особенно по точным наукам.
Начиная увлекаться этой игрой в раннем возрасте, ребенок получает мощный толчок в развитии, как в интеллектуальном, так и в личностном плане.
Проблема поиска эффективных методов развития интеллекта очень актуальна в наше время. Идея использования игры в шахматы при формировании интеллектуальных способностей у детей успешно реализуется во многих странах мира.
Цель: Познакомить детей старшей группы с игрой в шахматы.
Задачи:
- Создать условия для развития шахматного образования детей дошкольного возраста и популяризация шахмат среди детей подготовительной группы.
- Познакомить детей со спортивными достижениями страны, высокими личными достижениями людей.
- Познакомить ребят с шахматной доской и фигурами.
- Вызвать желание научиться играть в шахматы.
- Рассказать правила игры.
- Ускорить интеллектуальное развитие детей подготовительного к школе возраста.
- Выработать у детей навык постоянного принятия решения.
- Развить интерес и любовь к игре у детей.
- Проинформировать родителей о пользе шашечной и шахматной игры, о её значимости в воспитании и развитии детей обучающими задачами, способами подачи детям.
Ожидаемые результаты:
- в конце проекта у детей и родителей должны быть сформированы представления об истории игры в шашки, о правилах игры в шахматы и о видах игр в шашки.
- повышение интереса к игре у детей и родителей
- воспитанники должны знать названия шахматных фигур (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король).
- знать шахматные термины: белое и черное поля, ход, партнеры, диагональ, вертикаль, горизонталь.
- в ходе реализации проекта должна проявиться и сформироваться такая форма работы, как совместная деятельность воспитателя, детей и родителей.
Этапы работы:
Первый этап – подготовительный
- формулирование целей и задач
- создание условий для реализации проекта
- подготовительная работа (дети, педагоги, родители)
- методическое обеспечение:
- комплекты шахмат и досок
- наглядная информация (брошюрки с описанием истории игры в «Шахматы», правил игры в «Шахматы», названия шахматных фигур).
- консультации
- инструктаж по технике безопасности, знакомимся с правилами поведения на занятиях
Второй этап – основной (работа с детьми)
- Чтение художественной литературы:
Шахматная сказка «Король и Королева» Гульназ Аллаярова
«Сказка про шаха и шахматы» Пантелеева М. А.
Стихи «Шахматные фигуры»
- Наглядное знакомство (картинки, слайды, видео ролики и т.д.)
- Ознакомление детей и родителей с историей игры в шахматы и шахматными фигурами
- Просмотр мультфильмов: «Смешарики в шахматном королевстве», Шахматы из м/ф «Маша и медведи», Волшебные холмы «Шахматы», Киностудия Анимафильм – Мультфильм «Гамбит», Приключение Стремянки и Макаронины «Шахматы», Фиксики «Шахматы».
- Прослушивание аудиосказок: «Сказка про шахматы и шаха» и «Король и Королева»
- Знакомство детей с понятиями: доска, шахматная фигура, поля черные и белые, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, край, угол.
- Знакомство с правилами игры
- Изучение правил игры
- Пробные парные игры
Сотрудничество с родителями:
- Наглядная информация (ширмы – передвижки) с описание истории шашечной игры, ее видов и правил.
- Консультации для родителей:
«Как научить ребенка играть в шахматы»
«О пользе игры в шахматы»
«Учимся играть честно: как научить ребенка проигрывать»
- Изготовление шахматных фигур своими руками
Третий этап – заключительный.
- Индивидуальные игры с отдельными детьми
- парные игры детей
- Организация досуга «Весёлые шахматы»
Модель трех вопросов.
Что мы знаем ? | Что мы хотим узнать? | Где нам найти ответы ? |
Настольная спортивная игра «шахматы» | Когда и где она появилась? | Николь - посмотреть видео, спросить у воспитателя. |
Разные фигуры | Как называются шахматные фигуры? | Полина – спросить у воспитателя или у папы. |
Пешки ходят вперед | Как ходят другие фигуры? | Катя – посмотреть в брошюрке. |
Перспективный план работы над проектом
Результаты проекта:
В результате проделанной работы у детей и родителей появился интерес к игре в шахматы.
- сформированы представления об истории игры в шашки, о правилах игры в шахматы.
- дети знают названия шахматных фигур (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король).
- знают шахматные термины: белое и черное поля, ход, партнеры, диагональ, вертикаль, горизонталь.
- сформирована такая форма работы, как совместная деятельность воспитателя, детей и родителей.
- Созданы условия для интеллектуального развития детей.
Родители были заинтересованы темой и получили новую и полезную информацию.
Использованная литература:
1. Зак Владимир, Длуголенский Яков «Я играю в шахматы» 1985 г.
2. Гришинин В. Г. «Малыши играют в шахматы»1991 г.
3. Хенкин В. «Шахматы для начинающих» 2002 г.
4. Интернет – источник: Ведущий Образовательный Портал России – ИнфоУрок - https://infourok.ru/didakticheskie-igri-pri-obuchenii-igre-v-shahmati-1234851.html
5. Интернет – источник: Ведущий Образовательный Портал России – ИнфоУрок - Пантелеева М. А. «СКАЗКА ПРО ШАХА И ПРО ШАХМАТЫ» https://infourok.ru/skazka-pro-shaha-i-pro-shahmati-1932397.html
6. Шнайдер И. «О шахматах для детей» - интернет – источник - http://www.stihi.ru/2016/06/19/9176, http://www.stihi.ru/avtor/shcneideririna.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс. Детско – взрослое творчество в детском саду «Вытынанка из бумаги»
Развитие в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя ...
Роль шашек и шахмат в развитии детей.
Роль шашек и шахмат в развитии детей....
Детского-взрослый спортивный праздник "До свидание детский сад, Здравствуй школа!"
Детского-взрослый спортивный праздник "До свидание детский сад, Здравствуй школа!"...
Детско – взрослый социально значимый коллективный творческий проект «Поздравление мам с женским днем 8 марта от детей, в группе детского сад» Авторы проекта: музыкальный руководитель Бурчиева Эльза Петровна, Дети подготовительной к школе группы №1.
Дорогие посетители сайта, вашему вниманию представлен мой опыт работы проектной деятельности в детском саду. Проектная деятельность дает возможность каждому ребенку получить опыт индивидуа...
детско-взрослый проект "Шахматы - моё хобби"
Когда ребенок чем то увлечен, это увлечение может повлиять на окружающих его людей и перерасти в интерес всей группы детского сада.Так и произошло у нас в группе. Когда Адьяа на утреннем круге ...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ...
Детско-взрослый проект "Летняя детская олимпиада"
Олимпийские игры занимают важное место в системе ценностей современной культуры. В соответствии с ФГОС ДО, одной из задач познавательного развития детей дошкольного возраста является развитие о социок...