ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ПАЛИТРА
рабочая программа
Программа дополнительного образования по ритмике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_tantsevalnaya_palitra.docx | 43.43 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА №460 ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЕВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А.А. ГОЛОВАЧЁВА И С.Ф. ШУТОВА»
(ГБОУ ШКОЛА №460)
___________________________________________________________________
109559, г. Москва, ул. Белореченская, дом11, тел. (495) 358-03-12, (495) 359-35-36
e-mail: 460@edu.mos.ru http://sch460uv.mskobr.ru
ОКПО 40132817, ОГРН 1037700116838, ИНН 7723320252, КПП 772301001
Принята на заседании Педагогического Совета Протокол №4 от «18» июня 2021 года
| УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ Школа №460 Д.А. Шестаков Приказ №01-ОД-ШП2-20 от «31» августа 2021 года
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ПАЛИТРА»
Направленность: «Художественная»
Уровень программы: «Ознакомительный»
Возраст учащихся: 3-7 лет
Срок реализации: 2 года
Автор составитель:
Бирюкова Наталья Анатольевна
Москва, 2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время преобразования в духовной сфере жизни общества придается особенно большое внимание. Возрастает необходимость повышения роли искусства в художественно-эстетическом воспитании подрастающего поколения. Современные научные исследования Н.А. Ветлугиной, А.В. Кенеман, Н.Г. Александровой, А.И. Бурениной свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры и как составляющую ее часть музыкально-ритмические способности, нужно начинать в дошкольном возрасте.
Музыкально-ритмические движения имеют целью активизировать музыкальное восприятие детей, привить им навык осознанного отношения к музыке, помочь проявить их музыкальные и творческие способности.
Занятия музыкально-ритмическими движениям, в отличие от физических нагрузок, мягко, щадящее, ненавязчиво, в игровой форме научат детей ритмическим танцевальным движениям, музыкальным играм, основным позам классического танца, дыхательной гимнастике, через которые ребенок научится чувствовать музыку и психологически раскрепоститься.
Новизна программы предусматривает обобщение и расширение педагогического опыта по созданию педагогических условий, способствующих развитию художественно-эстетического вкуса детей дошкольного возраста при использовании возможностей музыкального искусства в системе дополнительного образования.
Актуальность заключается в художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщении их к классической, народной и современной музыке, раскрытии в детях музыкальных способностей.
Цель программы. Формирование средствами музыки у детей навыков ритмических движений, разнообразных умений, способностей, качеств личности.
Задачи программы:
- развивать умение согласовывать ритмические движения со строением музыкального произведения, распределять их во времени и пространстве;
- формировать танцевальные умения и навыки;
- познакомить с основами классического, народного и современного танцев;
- развивать творческую самостоятельность посредством освоения двигательной деятельности;
- развивать темпо-ритмическую память;
- развивать эстетический вкус, культуру поведения, общения, художественно-творческие и танцевальные способности;
- развивать правильное дыхание;
- развивать общую и мелкую моторику, артикуляционный аппарат;
- развивать зрительное, слуховое и двигательное внимание, память;
- развивать музыкальные и творческие способности детей;
- прививать доброжелательное отношение друг к другу;
- формировать волевые качества личности.
Программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.
Программа рассчитана на детей в возрасте от 3 до 7 лет.
Принимаются все желающие.
Срок реализации 2 года.
Занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня.
Младший, средний возраст – 2 раза в неделю по 15-20 минут.
Старший возраст – 2 раза в неделю по 25-30 минут.
Форма организации занятий – групповая.
Ожидаемые результаты:
- развитие музыкальности;
- становление музыкально-эстетического сознания через возникновение способности чувствовать, эстетически переживать музыку в движении;
- привитие музыкального вкуса, способствующего развитию художественно-творческим способностям.
Программа «Танцевальная палитра» модифицированная на основе программ:
Т.Ф. Кореневой «Музыка, движение, здоровье»;
Н.А.Щербаковой «От музыки к движению и речи»;
А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика»;
Т.И.Суворовой «Танцевальная ритмика для детей»;
С.Железнова и Е.Железновой «Методика раннего развития»
Количество занятий
2 занятия в неделю
Возрастные группы
от 3 до 4 лет и от 5 до 7 лет
Целеполагание
Нетрадиционные методы формирования активного восприятия музыки у детей дошкольного возраста
Ожидаемые результаты
Воспитание волевых и нравственных черт характера.
Воспитание коллективизма.
Развитие координации движений, ловкость и быстроту реакции.
Развитие творческих способностей.
Развитие художественно-эстетического вкуса.
Улучшение общего состояния здоровья.
Материально-техническое обеспечение
Музыкальный зал, фортепиано, музыкальный центр, аудионосители, ноты, музыкальные инструменты, атрибуты
РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ
- Музыкально-ритмический движения.
- Азбука движений.
- Этюды, танцы.
- Весёлый тренинг.
- Пальчиковые игры.
- Творческие задания и игры.
Раздел 1
Упражнения этого раздела способствуют развитию музыкальности:
- формируют музыкальное восприятие;
- дают представления о выразительных средствах музыки;
- обогащают запас музыкальных впечатлений;
- развивают чувство ритма;
- формируют умение ориентироваться в маршевой и танцевальной музыке;
- формируют умение определять характер музыки, метроритм, строение;
- формируют умение согласовывать музыку с движением.
Раздел 2
Азбука движений содержит элементы экзерсиса, классического, народного и бального танца. Включенные в раздел упражнения способствуют:
- развитию и укреплению мышц;
- исправлению осанки;
- умению владеть своим телом;
- совершенствуют двигательные навыки;
- благотворно воздействуют на работу органов дыхания, кровообращения.
Задачей на первом этапе является правильная постановка корпуса, ног, рук, головы, развитие физических данных, выработка элементарной координации движений.
В процессе обучения учитывается физическая нагрузка, не допускается перенапряжение, обращается внимание на правильное дыхание.
Раздел 3
Музыкальные этюды и танцы:
- Формируют активность детей в пляске.
- Учат воспроизводить движения, показываемые взрослым.
- Развивают динамический слух, чувство ритма.
- Формируют плясовые навыки.
- Развивают координацию движений, слуховое внимание.
Раздел 4
Веселый тренинг:
- Увеличивает подвижность в плечевых суставах и подвижность в суставах нижних конечностей.
- Формирует навыки правильной осанки.
- Развивает координацию движений.
- Развивает мышцы рук, ног, брюшного пресса.
- Способствует развитию гибкости в мышцах.
Раздел 5
- Развивают восприятие.
- Способствуют развитию творческой деятельности.
- Активизируют моторику рук.
- Учат детей концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
- Развивают память и интеллект.
Первый год обучения (от 3 до 4 лет)
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов (ч/м) | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Восприятие музыки | 6 | - | 6 |
2. | Основные виды движений | 8 | 2 | 6 |
3. | Общеразвивающие упражнения | 10 | 2 | 8 |
4. | Имитационные движения | 5 | 30 | 4.30 |
5. | Плясовые движения | 8 | 1 | 7 |
6. | Упражнения на ориентировку в пространстве | 5 | 1 | 4 |
7. | Творчество | 7 | 30 | 6.30 |
8. | Игры с пением | 2 | 30 | 1.30 |
9. | Подвижные игры, хороводы | 5 | 30 | 4.30 |
10. | Коммуникативные игры | 5 | 30 | 4.30 |
11. | Развитие и тренировка психических процессов | 3 | - | 3 |
12. | Итого | 64 | 8.30 | 55.30 |
ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ ТРЕХ ДО ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ
1. Развитие музыкальности
- Воспитание интереса и любви к музыке в процессе совместных игр, движения под музыку со сверстниками, педагогами и родителями.
- Обогащение слушательского опыта – эмоционально откликаться на знакомые плясовые, маршевые мелодии, народные и детские песни.
- Развитие умения передавать в движении характер музыки и ее настроение (контрастное: веселое – грустное, шаловливое – спокойное и т.д.).
- Развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп (умеренно-быстрый – умеренно-медленный), динамику (громко – тихо), регистр (высоко – низко), ритм (сильную долю – как акцент, ритмическую пульсацию мелодии), различать 2-3-х частные формы произведения (с контрастными по характеру частями).
2. Развитие двигательных и умений
2.1. Умение передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений:
Основные:
- ходьба - бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), бег легкий, ритмичный, передающий различный образ («бабочки», «птички», «ручейки» и т.д.), широкий («волк»), острый (бежим по «горячему песку»);
- прыжковые движения - на двух ногах на месте, с продвижением вперед, прямой галоп – «лошадки», поскоки (4-й год жизни).
Общеразвивающие упражнения:
- на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность), которые даются, как правило, на основе игрового образа.
Имитационные движения:
- разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние (веселый или трусливый зайчик, хитрая лиса).
Плясовые движения:
- простейшие элементы народных плясок.
3. Развитие умений ориентироваться в пространстве
3.1. Самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом.
4. Развитие творческих способностей
- Воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку.
- Формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях под другую музыку.
- Развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, игрового образа выразительными жестами, элементарными плясовыми движениями вместе с педагогом и сверстниками.
5. Развитие и тренировка психических процессов
5.1. Развитие умения начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, координировать слуховые представления и двигательную реакцию.
5.2. Развитие умения выражать эмоции радости, грусти, страха, например, «зайчик испугался», «мишка радуется меду» и др.
5.3. Развитие умения изменять движения в соответствии с различным темпом (умеренно быстрым и умеренно медленным), формой (двухчастной) и ритмом.
5.4. Развитие умения выполнять упражнения от начала до конца, не отвлекаясь.
6. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности
6.1. Воспитание умения чувствовать настроение музыки, понимать состояние образа, переданное в музыкальном произведении, и выражать это в пластике.
6.2. Воспитание умения вести себя в коллективе, формировать чувство такта и культурные привычки в процессе группового общения с детьми и взрослыми: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место.
Показатели развития
Важнейшим показателем уровня музыкально-ритмического развития ребенка в этом возрасте является интерес к самому процессу движения под музыку, выразительность движений и умение передавать в пластике характер музыки, игровой образ. При недостаточной координации, ловкости и точности движений (что в этом возрасте встречается довольно часто), выразительность пластики детей выявляет творческую одаренность, музыкальность. Разнообразие выполняемых движений, соответствие их темпу, ритму, форме музыкального произведения свидетельствуют о высоком уровне музыкального и двигательного развития ребенка.
Второй год обучения (от 5 до 7 лет)
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов (ч/м) | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Восприятие музыки | 6 | - | 6 |
2. | Основные виды движений | 8 | 2 | 6 |
3. | Общеразвивающие упражнения | 10 | 2 | 8 |
4. | Имитационные движения | 5 | 30 | 4.30 |
5. | Плясовые движения | 8 | 1 | 7 |
6. | Упражнения на ориентировку в пространстве | 5 | 1 | 4 |
7. | Творчество | 7 | 30 | 6.30 |
8. | Игры с пением | 2 | 30 | 1.30 |
9. | Подвижные игры, хороводы | 5 | 30 | 4.30 |
10. | Коммуникативные игры | 5 | 30 | 4.30 |
11. | Развитие и тренировка психических процессов | 3 | - | 3 |
12. | Итого | 64 | 8.30 | 55.30 |
ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ ПЯТИ ДО СЕМИ ЛЕТ
1. Развитие музыкальности
- Воспитание интереса и любви к музыке, потребности слушать знакомые и новые музыкальные произведения, двигаться под музыку, узнавать, какие это музыкальные произведения, и кто композитор.
- Обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру музыкальными сочинениями.
- Развитие умения выражать в движении характер музыки и ее настроение, передавая как контрасты, так и оттенки настроений в звучании.
- Развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп – разнообразный, а также ускорения и замедления; динамику (усиление и уменьшение звучания, разнообразие динамических оттенков); регистр (высокий, средний, низкий); метроритм (разнообразный, в том числе и синкопы); различать 2-3х-частные формы произведения (с малоконтрастными по характеру частями), а также вариации, рондо.
- Развитие способности определять жанр музыкального произведения – танец (пляска, вальс, полька, старинный и современный танец); песня (песня-марш, песня-танец и др.), марш (разный по характеру), уметь выражать соответствующими движениями.
2. Развитие двигательных качеств и умений
Основные:
- ходьба бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим, топающим шагом, «с каблучка», вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках, «гусиным» шагом, с ускорением и замедлением;
- бег легкий, ритмичный, передающий различный образ, а также высокий, широкий, острый, пружинящий бег;
- прыжки на одной, на двух ногах на месте и с различными вариациями, с продвижением вперед, различные виды галопа (прямой, боковой), поскоки разной амплитуды.
Общеразвивающие упражнения:
- упражнения на различные группы мышц, различный характер и способ движения (упражнения на плавность движений, махи);
- упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног.
Имитационные движения:
- различные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние, динамику настроений, а также ощущения тяжести или легкости, разной среды – «в воде», «в воздухе» и т.д.).
Плясовые движения:
- элементы народных плясок и детского бального танца, доступные по координации;
- танцевальные упражнения, включающие асимметрию из современных ритмических танцев, а также разнонаправленные движения для рук и ног, сложные циклические виды движений: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом и др.
3. Развитие умений ориентироваться в пространстве
- Самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, несколько кругов, становиться в пары, друг за другом, в шеренги, колонны, самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций («змейка», «воротики», «спираль» и др.).
4. Развитие творческих способностей
- Развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их комбинации.
- Формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая пластический образ.
- Развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям
5. Развитие и тренировка психических процессов
- Тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов - умение изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения по фразам.
- Развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления на основе усложнения заданий (увеличение объема движений, продолжительности звучания музыки, разнообразия сочетаний упражнений).
- Развитие умения выражать различные эмоции: радость, грусть, страх, тревогу, и т.д., разнообразные по характеру настроения, например, «рыбки легко и свободно резвятся в воде», «кукла не хочет быть марионеткой, она мечтает стать настоящей балериной» и др.
6. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности
- Воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям и животным, игровым персонажам, например, радоваться успеху других детей и переживать, если кто-то упал или уронил предмет, головной убор во время движения.
- Воспитание культурных привычек в процессе группового общения: выполнять все правила без подсказки взрослых (пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее, на место, извиниться, если произошло нечаянное столкновение и т.д.).
Показатели уровня развития детей
Выразительно исполнять движения под музыку, уметь самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности, освоение большого объема разнообразных композиций и отдельных видов движений. Способность к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений. Точно и правильно исполнять движения в танцевальных и гимнастических композициях.
ЛИТЕРАТУРА
- Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. - М., Музыка, 1987;
- Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М., Просвещение, 1967;
- Зарецкая Н., Роот З. Танцы в детском саду. - М., Айрис-пресс, 2006;
- Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Учебно-методическое пособие. - M., Владос, 2001;
- Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, музыкальных руководителей и воспитателей детского сада. - М., Просвещение Владос, 1994;
- Сауко Т.Н., Буренина А.И. Топ-хлоп, малыши: программа музыкально– ритмического воспитания детей 2-3 лет. – СПб, 2001;
- Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей. – СПб, Музыкальная палитра, 2006;
- Франио Г., Лифиц И. Методическое пособие по ритмике. - М., Музыка, 1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Танцевальные материалы. Архив танцевальных постановок на различные праздники в детском саду
http://youtu.be/Pcoh5q38dRkhttp://www.youtube.com/watch?v=_2n9Utl55bIhttp://youtu.be/VAT4qkXGOhwhttp://youtu.be/zN9cUNSI4aghttp://youtu.be/_cCr-wAwDeohttp://youtu.be/v7Qv3fh-vgQhttp://youtu.be/fo12TSj...
Сценарий танцевального вечера "Путешествие на планету "Танцевальная"
Праздник танца воспитанников танцевального кружка "Ручеёк" д\с "Золотая рыбка"....
Авторская музыкально-дидактическая игра на развитие танцевального творчества "Танцевальная мозаика"
Музыкально-дидактическая игра поможет в создании условий для творческих проявлений детей в танце, послужит для развития интереса к данному виду музыкальной деятельности, предназначена для детей 6-7 ле...
Сценарий танцевального досуга для родителей и детей подготовительной группы «Танцевальная массовка»
Сценарий разработан с целью активно и с интересом провести совместную деятельность между родителями и их детьми с помощью педагогов ДОУ....
«Танцевальная палитра»
Цель: закрепление пройденного материала.Задачи: - Продолжать учить ориентироваться в пространстве, реагировать на смену частей музыки. Запоминать и соблюдать последовательность плясовых дви...
Конкурс "Многогранье" ("Осенняя палитра"). Номинация "Палитра красок"
Конкурс «МНОГОГРАНЬЕ» («Осенняя палитра»). Номинация «Палитра красок»...