Криотерапия как игровая современная педагогическая технология в работе с детьми с ОВЗ
методическая разработка (старшая группа)
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок».
В.А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rmo_krioterapiya.docx | 29.48 КБ |
Предварительный просмотр:
«Криотерапия как игровая современная педагогическая
технология в работе с детьми с ОВЗ»
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок».
В.А. Сухомлинский
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Вопрос развития мелкой моторики детей стоит довольно остро. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.
У многих детей в дошкольном возрасте возникают проблемы, связанные с координацией движений, особенно мелких движений рук и в частности, пальцев (ребенку трудно зашнуровать ботинки, застегнуть пуговицы и т.д.). Известно, что отставание в развитии моторики часто сопровождается отставанием в развитии интеллекта и речи.
У детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук. Это проявляется, прежде всего, в недостаточной координации пальцев рук (например, при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент и т. д.).
Давно известна зависимость речи от степени подвижности пальцев рук (ввиду близости расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга). У детей с ТНР, у которых недостаточно развита мелкая моторика рук, отмечается недостаточность сформированности навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, зрительной памяти. Там, где требуется использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы для того, чтобы одеваться, рисовать, печатать, выполнять множество разных бытовых и учебных действий, дети со слабо развитой мелкой моторики руки испытывают затруднения.
Данный опыт работы направлен на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ТНР, через такую инновационную здоровьесберегающую технологию, как криотерапия.
Работа по развитию ручной моторики занимает значительное место в общей системе работы с детьми. Еще В. М. Бехтерев пришел к выводу о тесной связи руки и речи. Он писал о том, что развитие движений руки способствует развитию речи. А совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого - развитию речевой функции. Это объясняется тем, что в двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток управляющих рукой, пальцами (особенно большим и указательным) и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук. Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.
В работе с детьми уделяю особое внимание развитию мелкой моторики. Новизна моего опыта, состоит в использовании игр и игровых упражнений с элементами криотерапии в работе по развитию мелкой моторики рук.
В ходе моей работы четко обозначилась проблема: необходимости организации целенаправленной систематичной работы по развитию мелкой моторики у детей через использование разнообразных форм, методов и приемов.
Таким образом, исходя из вышесказанного, определилась цель нашей дальнейшей деятельности: внедрение элементов криотерапии на занятиях с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, снятие психоэмационального и физического напряжения.
Криотерапия (от латинского «крио» - холод и «терапия» – лечение, воздействие).
Криотерапия или контрастная терапия – одна из современных нетрадиционных методик, заключающаяся в использовании игр со льдом.
Эффект основан на переменном воздействии холода и тепла на нервные окончания пальцев. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Движения пальцев рук начинают формироваться в большем объёме, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона. Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к активизации мелкой моторики и, как следствие, улучшает процесс развития речи, а так же происходит оздоровление организма.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
1. Развивать тактильную чувствительность и возбуждение иннервации мышц тонкой моторики.
2. Стимулировать речевые зоны коры головного мозга.
3. Способствовать развитию психических процессов: внимания, памяти.
4. Развивать воображение и творческую активность.
5. Развивать цветовосприятие.
Работая с детьми, общаясь с ними изо дня в день, приходишь к выводу: что необходимо рассматривать криотерапию как один из важных, приоритетных задач оздоровления организма в данном возрасте.
Мы стали применять ее в игровых ситуациях.
Игровые ситуации с применением технологии криотерапии проводятся в 3 этапа:
1 этап – чередование теплых и холодных процедур.
Данный этап включает в себя игры, которые можно разделить по степени продолжительности на 4 категории:
1 категория игр. Это игры в которые можно играть 5-8 секунд;
2 категория игр. Время взаимодействия со льдом увеличивается до 10-15 секунд.
3 категория игр. Время взаимодействия со льдом и холодом до 25-30 секунд.
4 категория игр. Наиболее продолжительное взаимодействие и манипуляции со льдом от 30 до 60 секунд.
2 этап – пальчиковая гимнастика. После игры со льдом используется любая пальчиковая гимнастика.
3 этап - развитие тактильной чувствительности, включающая растирание в руках шишек, шариков, пробок от пластиковых бутылок, развитие тактильной чувствительности с помощью щётки с жёстким ворсом.
Обычно игры со льдом очень нравятся детям, но иногда вызывают опасение у родителей. Поэтому перед использованием этой методики целесообразно побеседовать с родителями ребенка, рассказать им, о сущности процедуры, правилах ее проведения, ожидаемом результате.
Проведение криотерапии не требует специального оборудования. Для ее проведения необходимы кусочки льда, которые заранее готовят в «шашечках», специальных силиконовых ёмкостях для заморозки.
Для того, чтобы детям было более интересно манипулировать с ледяными кубиками, можно придать им цвет, разнообразную форму или просто поместить «секретик» в замороженный кусочек льда.
Представлю вам несколько игр 1 категории.
«Бассейн»
Цель: развитие пространственной ориентировки.
Оборудование: предварительно подготовленные ледяные кубики льда, маленькие игрушки, глубокая миска.
Лед высыпают в большую миску вместе с мелкими игрушками. Ребенок погружает руки в миску, захватывает кусочки льда, ищет спрятанные там игрушки в течении 5-8 секунд. И достает спрятанные игрушки. Криоконтраст проводят 3 раза.
«Разморозь игрушку».
Цель: Активизировать сократительные способности мелких мышц кисти рук.
Оборудование: шарики льда, в которых заморожены маленькие игрушки.
Ребенок в ладошке размораживает ледяной шарик, чтобы достать свой клад.
Мы можем одновременно воспроизводить какой- либо стихотворный текст. например: «Льдинку сильно сжимаю и ладошку поменяю» и т. д.
Так же к этой категории игр можно отнести «Достань игрушку», «Тает льдинка»; «Пересчитай камешки».
Следующая категория игр это : выкладывание по цвету разноцветных кубиков изо льда. Время взаимодействия со льдом увеличивается до 10-15 секунд.
«Выложи по контуру».
Цель: развитие зрительного восприятия, формирование целостного образа предмета.
Оборудование: предварительно подготовленные цветные кубики льда, контурный рисунок, прозрачный файл.
Ребенку предлагают выложить кубики льда по контуру предмета. Закрепление формы и цвета.
«Найди домик».
Цель: закреплять умение соотносить предметы по форме.
Оборудование: предварительно подготовленные разноцветные ледяные фигурки, картонные домики в соответствии с цветом льдинок.
Ребенку предлагают, найти для каждого цвета свой домик.
Так же к этой категории игр можно отнести: «Выложи по образцу», «Разложи верно»
3 категория игр. Выкладывание мозаичного рисунка из ледяных кубиков. Время взаимодействия со льдом и холодом до 25-30 секунд.
«Стройка»
Цель: развивать конструктивные способности.
Оборудование: предварительно подготовленные кубики льда.
Ребенку предлагают построить из кубиков льда постройку, в зависимости от цели занятия.
«Ледяной карандаш»
Цель: развитие воображения, изобразительной деятельности.
Оборудование: предварительно подготовленные цветные кубики льда, картон или плотная бумага.
Ребенку предлагается нарисовать рисунок на заданную тему, или раскрасить готовую картинку цветным льдом.
Т. ж. игры «Продолжи узор», «Справа- слева».
4 категория игр. Это самая длительная категория игр. Выкладывание замков, фигур из ледяных кубиков. Наиболее продолжительное взаимодействие и манипуляции со льдом от 30 до 60 секунд.
«Найди одинаковые по цвету».
Цель: развитие цветовосприятия.
Оборудование: предварительно подготовленные цветные кубики льда.
Ребенку необходимо выбрать все льдинки одинакового цвета. «Найди все красные!» или «Найди такой же как у меня».
Игры логопеда
1. «Разноцветные камушки».
Цель: закрепить понятия «гласный- согласный», «твердый- мягкий», и их цветовые обозначения
Ход игры: На дне аквариума (любой емкости) льдинки трех цветов, красного, синего, зеленого.
Логопед называет звук, ребенок дает характеристику звука и достает льдинку нужного цвета.
Варианты игр: Определи сколько гласных (Твердых согласных, мягких согласных) в слове и достань столько же льдинок нужного цвета.
2. «Зашифруй слово».
Цель: формирование фонематического анализа.
Ход игры:
На дне емкости с водой льдинки трех цветов: красного, синего, зеленого. Логопед показывает картинку (называет слово) и предлагает сделать звуковой анализ на дне емкости из цветных льдинок.
3. «Достань игрушку, скажи какая она»
Цель: формирование словаря прилагательных
Оборудование: ёмкость со льдом, игрушки, непромокаемые фартуки.
Ход игры: достань круглую, легкую, железную, большую, узкую и т.д. игрушку.
4. «Выложи узор»
Цель: развивать фантазию, стабилизация эмоционально-волевой сферы.
Оборудование: ёмкость со льдом.
Ход игры: выложи рисунок из льдинок.
5. «Найди на ощупь», «Найди и пересчитай».
Цель: развитие тактильных ощущений, пересчёт предметов.
Оборудование: ёмкость со льдом.
Ход игры: предложить ребёнку с закрытыми глазами узнать игрушку
6. «Графический диктант».
Цель: учить ориентироваться на плоскости. Профилактика оптико-пространственных нарушений. Развитие мелкой моторики рук. Оборудование: емкость со льдом, заламинированный разлинованный лист на клеточки.
Ход игры: Педагог дает устные задания типа: Положите красную льдинку в центр листа. Синюю - в левый верхний угол, зеленую - в правый верхний угол.
Необходимо помнить и о противопоказаниях для проведения криотерапии.
Нельзя проводить криотерапию детям с:
- эписиндромом;
- миопатией (наследственное заболевание).
Осторожно применять криотерапию с:
- длительно и часто болеющими детьми;
- гипервозбудимыми детьми.
Одним из требованием игр со льдом, является разогрев рук. Дети делают массаж рук с помощью шишек, шариков, щеток, поглаживание предметов разных фактур.
При помощи пластиковых бутылках с теплой водой или в тазу с теплой водой. Важно, чтобы емкость была такой формы и размера, чтобы кисть ребенка погрузилась полностью.
В процессе работы были замечены такие изменения : что игры со льдом вызывают у детей радостное настроение; дают много эмоционально ярких впечатлений; у детей значительно улучшаются движения кисти руки и, как следствие, стимулируется развитие речи, развитие интеллектуальной сферы детей, а также происходит оздоровление организма.
Только постоянная тренировка мелкой моторики рук позволит подготовить базу для развития умственной и речевой деятельности. А комплексный подход будет способствовать развитию психических процессов детей, в том числе мышления и речи.
Систематическая работа в данном направлении позволила достичь следующих положительных результатов:
-Дети легче усваивают и самостоятельно выполняют сложные пальчиковые упражнения и их комбинации;
-У детей легче происходит развитие изобразительных и графических умений;
-Развиваются внимание и память, которые тесно связаны с речевым развитием;
-Повышается интерес детей к занятиям с логопедом, положительный эмоциональный настрой.\
«Цветок»
Утром рано он закрыт,
(Кисти рук плотно сомкнуты.)
Но к полудню ближе
Раскрывает лепестки, красоту их вижу.
(Кисти рук у запястья соединены, а пальцы
плавно расходятся в разные стороны,
напоминая раскрывшийся цветок.)
К вечеру цветок опять закрывает венчик,
(Пальцы сомкнуты, образуя закрывшийся цветок)
И теперь он будет спать
До утра, как птенчик.
(Кладут кисти рук под щеку, имитируя сон.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных педагогических технологии в работе с детьми экологического воспитания.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определя...
«Эффективное использование современных педагогических технологий в работе с детьми раннего дошкольного возраста»
Каждому известно, как непросто ухаживать за нежными цветами, вырастить плодоносящее дерево. Да, но до чего удивительно превращение слабого росточка в крепкое, выносливое растение! А разве ...
Современные педагогические технологии в работе с детьми дошкольного возраста
Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной работы в детском саду, предполагают, что педагог должен владеть необходимыми педагогическими ...
Использование современных педагогических технологий в работе с детьми экологического воспитания
Консультация для воспитателей «Использование современных педагогических технологий в работе с детьми экологического воспитания»(выступление на педагогическом совете)...
Современные педагогические технологии в работе с детьми дошкольного возраста
В работе рассказывается об использовании совеременных технологий при работе с дошкольниками...
ТИКО-конструирование – современная педагогическая технология при работе с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ
Для эффективной работы с детьми мы стараемся выбирать и создавать яркие и обучающие средства и в своей деятельности, помимо традиционных методик, используем ТИКО-конструктор. Данный конструктор открыв...
Современные педагогические технологии в работе с детьми раннего дошкольного возраста
Современные педагогические технологии в работе с детьми раннего дошкольного возраста...