Криотерапия как игровая современная педагогическая технология в работе с детьми с ОВЗ
методическая разработка (старшая группа)

Корнилова Светлана Михайловна

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребенок».

В.А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_krioterapiya.docx29.48 КБ

Предварительный просмотр:

«Криотерапия как игровая современная педагогическая

технология в работе с детьми с ОВЗ»

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребенок».

В.А. Сухомлинский

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить  полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Вопрос развития мелкой моторики детей стоит довольно остро. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими  специалистами  в области дошкольного образования.      

У многих детей в дошкольном возрасте возникают проблемы, связанные с координацией движений, особенно мелких движений рук и в частности, пальцев (ребенку трудно зашнуровать ботинки, застегнуть  пуговицы  и  т.д.). Известно, что отставание в развитии моторики часто сопровождается отставанием в развитии интеллекта и речи.

 У детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук. Это проявляется, прежде всего, в недостаточной координации пальцев рук (например, при расстегивании и застегивании  пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент и т. д.).

Давно известна зависимость речи от степени подвижности пальцев рук  (ввиду близости расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга). У детей с  ТНР, у которых недостаточно развита мелкая моторика рук,  отмечается недостаточность сформированности навыков зрительно-двигательной  координации, произвольного внимания, зрительной памяти.  Там, где требуется использование точных, координированных движений  кистей  и  пальцев,  которые  необходимы  для того, чтобы одеваться, рисовать, печатать, выполнять множество разных бытовых и учебных действий, дети со слабо развитой мелкой моторики руки испытывают затруднения.

Данный  опыт работы направлен на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ТНР, через  такую инновационную здоровьесберегающую технологию, как криотерапия.

Работа по развитию ручной моторики занимает значительное место в общей системе работы с детьми. Еще В. М. Бехтерев пришел к выводу о тесной связи руки и речи. Он писал о том, что развитие движений руки способствует развитию речи. А совершенствование ручной  моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и  вследствие  этого  -  развитию речевой функции. Это объясняется тем, что в двигательной  области  коры  головного мозга находится самое  большое  скопление клеток управляющих рукой, пальцами (особенно большим и указательным) и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой  зоны  дает  возможность  оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через  тренировку  тонких движений пальцев рук. Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка.  Через  развитие  мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.  

В работе с детьми уделяю особое внимание развитию мелкой моторики. Новизна моего опыта, состоит в  использовании игр и игровых упражнений с элементами криотерапии в работе по развитию мелкой моторики рук.

В ходе моей работы четко обозначилась проблема: необходимости организации целенаправленной систематичной работы по развитию мелкой моторики у детей через использование разнообразных форм, методов и  приемов. 

Таким  образом,  исходя  из вышесказанного, определилась цель нашей дальнейшей деятельности: внедрение элементов криотерапии на занятиях с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, снятие психоэмационального и физического напряжения.

Криотерапия (от латинского «крио» - холод и «терапия» – лечение, воздействие).

Криотерапия или контрастная терапия – одна из современных нетрадиционных методик, заключающаяся в использовании игр со льдом.

Эффект основан на переменном воздействии холода и тепла на нервные окончания пальцев. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Движения пальцев рук начинают формироваться в большем объёме, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона. Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к активизации мелкой моторики и, как следствие, улучшает процесс развития речи, а так же происходит оздоровление организма.

Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:

1. Развивать тактильную чувствительность и возбуждение иннервации мышц тонкой моторики.

2. Стимулировать речевые зоны коры головного мозга.

3. Способствовать развитию психических процессов: внимания, памяти.

4. Развивать воображение и творческую активность.

5. Развивать цветовосприятие.

Работая с детьми, общаясь с ними изо дня в день, приходишь к выводу: что необходимо рассматривать криотерапию как один из важных, приоритетных задач оздоровления организма в данном возрасте.

Мы  стали применять ее в игровых ситуациях.

Игровые ситуации с применением технологии криотерапии проводятся в 3 этапа:

1 этап – чередование теплых и холодных процедур.

Данный этап включает в себя игры, которые можно разделить по степени продолжительности на 4 категории:

1 категория игр. Это игры в которые можно играть 5-8 секунд;

2 категория игр. Время взаимодействия со льдом увеличивается до 10-15 секунд.

3 категория игр. Время взаимодействия со льдом и холодом до 25-30 секунд.

4 категория игр. Наиболее продолжительное взаимодействие и манипуляции со льдом от 30 до 60 секунд.

2 этап – пальчиковая гимнастика. После игры со льдом используется любая пальчиковая гимнастика.

3 этап - развитие тактильной чувствительности, включающая растирание в руках шишек, шариков, пробок от пластиковых бутылок, развитие тактильной чувствительности с помощью щётки с жёстким ворсом.

Обычно игры со льдом очень нравятся детям, но иногда вызывают опасение у родителей. Поэтому перед использованием этой методики целесообразно побеседовать с родителями ребенка, рассказать им, о сущности процедуры, правилах ее проведения, ожидаемом результате.

Проведение криотерапии не требует специального оборудования. Для ее проведения необходимы кусочки льда, которые заранее готовят в «шашечках», специальных силиконовых ёмкостях для заморозки.

Для того, чтобы детям было более интересно манипулировать с ледяными кубиками, можно придать им цвет, разнообразную форму или просто поместить «секретик» в замороженный кусочек льда.

Представлю вам несколько игр 1 категории.

«Бассейн»

Цель: развитие пространственной ориентировки.

Оборудование: предварительно подготовленные ледяные кубики льда, маленькие игрушки, глубокая миска.

Лед высыпают в большую миску вместе с мелкими игрушками. Ребенок погружает руки в миску, захватывает кусочки льда, ищет спрятанные там игрушки в течении 5-8 секунд. И достает спрятанные игрушкиКриоконтраст проводят 3 раза.

«Разморозь игрушку».

Цель: Активизировать сократительные способности мелких мышц кисти рук.

Оборудование: шарики льда, в которых заморожены маленькие игрушки.

Ребенок в ладошке размораживает ледяной шарик, чтобы достать свой клад.

Мы можем одновременно воспроизводить какой- либо стихотворный текст. например«Льдинку сильно сжимаю и ладошку поменяю» и т. д.

Так же к этой категории игр можно отнести «Достань игрушку»«Тает льдинка»«Пересчитай камешки».

Следующая категория игр это : выкладывание по цвету разноцветных кубиков изо льда. Время взаимодействия со льдом увеличивается до 10-15 секунд.

«Выложи по контуру».

Цель: развитие зрительного восприятия, формирование целостного образа предмета.

Оборудование: предварительно подготовленные цветные кубики льда, контурный рисунок, прозрачный файл.

Ребенку предлагают выложить кубики льда по контуру предмета. Закрепление формы и цвета.

«Найди домик».

Цель: закреплять умение соотносить предметы по форме.

Оборудование: предварительно подготовленные разноцветные ледяные фигурки, картонные домики в соответствии с цветом льдинок.

Ребенку предлагают, найти для каждого цвета свой домик.

Так же к этой категории игр можно отнести«Выложи по образцу»«Разложи верно»

3 категория игр. Выкладывание мозаичного рисунка из ледяных кубиков. Время взаимодействия со льдом и холодом до 25-30 секунд.

«Стройка»

Цель: развивать конструктивные способности.

Оборудование: предварительно подготовленные кубики льда.

Ребенку предлагают построить из кубиков льда постройку, в зависимости от цели занятия.

«Ледяной карандаш»

Цель: развитие воображения, изобразительной деятельности.

Оборудование: предварительно подготовленные цветные кубики льда, картон или плотная бумага.

Ребенку предлагается нарисовать рисунок на заданную тему, или раскрасить готовую картинку цветным льдом.

Т. ж. игры «Продолжи узор»«Справа- слева».

4 категория игр. Это самая длительная категория игр. Выкладывание замков, фигур из ледяных кубиков. Наиболее продолжительное взаимодействие и манипуляции со льдом от 30 до 60 секунд.

«Найди одинаковые по цвету».

Цель: развитие цветовосприятия.

Оборудование: предварительно подготовленные цветные кубики льда.

Ребенку необходимо выбрать все льдинки одинакового цвета. «Найди все красные!» или «Найди такой же как у меня».

Игры логопеда

1. «Разноцветные камушки».

Цель: закрепить понятия «гласный-  согласный»,  «твердый-  мягкий»,  и  их  цветовые обозначения

Ход игры:  На дне аквариума (любой емкости) льдинки трех цветов, красного, синего, зеленого.    

Логопед называет звук, ребенок дает характеристику звука и достает льдинку нужного цвета.    

Варианты игр: Определи сколько гласных (Твердых согласных, мягких согласных) в слове и достань столько же льдинок нужного цвета.

2. «Зашифруй слово».

Цель: формирование фонематического анализа.  

Ход игры:  

На дне емкости с водой льдинки трех цветов: красного, синего, зеленого. Логопед показывает картинку (называет слово) и предлагает сделать звуковой анализ на дне емкости из цветных льдинок.

3. «Достань игрушку, скажи какая она»

Цель: формирование словаря прилагательных

Оборудование: ёмкость со льдом, игрушки, непромокаемые фартуки.

Ход игры: достань круглую, легкую, железную, большую, узкую и т.д. игрушку.

4. «Выложи узор»

Цель: развивать фантазию, стабилизация эмоционально-волевой сферы.  

Оборудование: ёмкость со льдом.

Ход игры: выложи рисунок из льдинок.

5. «Найди на ощупь», «Найди и пересчитай».

Цель: развитие тактильных ощущений, пересчёт предметов.

Оборудование: ёмкость со льдом.

Ход игры: предложить ребёнку  с закрытыми глазами узнать игрушку

6. «Графический диктант».

Цель: учить ориентироваться на плоскости. Профилактика оптико-пространственных нарушений. Развитие мелкой моторики рук. Оборудование:  емкость со льдом, заламинированный разлинованный лист  на клеточки.

Ход игры: Педагог дает устные задания типа:  Положите  красную  льдинку  в  центр листа. Синюю - в левый верхний угол, зеленую - в правый верхний угол.

Необходимо помнить и о  противопоказаниях для проведения криотерапии.  

Нельзя проводить криотерапию детям с:

- эписиндромом;

- миопатией (наследственное заболевание).

Осторожно применять криотерапию с:

- длительно и часто болеющими детьми;

- гипервозбудимыми детьми.

Одним из требованием игр со льдом, является разогрев рук. Дети делают массаж рук с помощью шишек, шариков, щеток, поглаживание предметов разных фактур.

При помощи пластиковых бутылках с теплой водой или в тазу с теплой водой. Важно, чтобы емкость была такой формы и размера, чтобы кисть ребенка погрузилась полностью.

В процессе работы были замечены такие изменения : что игры со льдом вызывают у детей радостное настроение; дают много эмоционально ярких впечатлений; у детей значительно улучшаются движения кисти руки и, как следствие, стимулируется развитие речи, развитие интеллектуальной сферы детей, а также происходит оздоровление организма.

Только постоянная тренировка мелкой моторики рук позволит подготовить базу для развития умственной и речевой деятельности. А комплексный подход будет способствовать развитию психических процессов детей, в том числе мышления и речи.  

Систематическая работа в данном направлении  позволила  достичь  следующих положительных результатов:  

-Дети легче усваивают и самостоятельно выполняют сложные пальчиковые упражнения и их комбинации;

-У детей легче происходит развитие изобразительных и графических умений;

-Развиваются внимание и память, которые тесно связаны с речевым развитием;

-Повышается интерес детей к занятиям с логопедом, положительный эмоциональный настрой.\

«Цветок»

  Утром рано он закрыт,

  (Кисти рук плотно сомкнуты.)

   Но к полудню ближе

   Раскрывает лепестки, красоту их вижу.

  (Кисти рук у запястья соединены, а пальцы

   плавно расходятся в разные стороны,

   напоминая раскрывшийся цветок.) 

  К вечеру цветок опять закрывает венчик,

  (Пальцы сомкнуты, образуя закрывшийся цветок)

   

   И теперь он будет спать

   До утра, как птенчик.

  (Кладут кисти рук под щеку, имитируя сон.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических технологии в работе с детьми экологического воспитания.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определя...

«Эффективное использование современных педагогических технологий в работе с детьми раннего дошкольного возраста»

Каждому известно, как непросто ухаживать за нежными цветами, вырастить плодоносящее дерево.  Да, но до чего удивительно превращение слабого росточка в крепкое, выносливое растение! А разве ...

Современные педагогические технологии в работе с детьми дошкольного возраста

Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной работы в детском саду, предполагают, что педагог должен владеть необходимыми педагогическими ...

Использование современных педагогических технологий в работе с детьми экологического воспитания

Консультация для воспитателей «Использование современных педагогических технологий в работе с детьми экологического воспитания»(выступление на педагогическом совете)...

Современные педагогические технологии в работе с детьми дошкольного возраста

В работе рассказывается об использовании  совеременных технологий при работе с дошкольниками...

ТИКО-конструирование – современная педагогическая технология при работе с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ

Для эффективной работы с детьми мы стараемся выбирать и создавать яркие и обучающие средства и в своей деятельности, помимо традиционных методик, используем ТИКО-конструктор. Данный конструктор открыв...

Современные педагогические технологии в работе с детьми раннего дошкольного возраста

Современные  педагогические технологии в работе с детьми раннего дошкольного возраста...