Консультация для родителей «Игры на развитие эмоционального интеллекта дошкольников»
статья (старшая группа)
Дошкольный возраст является периодом становления психических функций, личностных образований и качественных изменений в развитии психических процессов, то есть это один из ключевых периодов развития ребенка в социально-эмоциональном развитии личности. В старшем дошкольном возрасте ребёнок знакомится с названиями эмоций, учится определять их у себя и других людей, узнает способы преодоления гнева и агрессии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_igr_na_razvitie_emotsionalnogo_intellekta_doshkolnikov.docx | 19.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Игры на развитие эмоционального интеллекта дошкольников»
Дошкольный возраст является периодом становления психических функций, личностных образований и качественных изменений в развитии психических процессов, то есть это один из ключевых периодов развития ребенка в социально-эмоциональном развитии личности. В старшем дошкольном возрасте ребёнок знакомится с названиями эмоций, учится определять их у себя и других людей, узнает способы преодоления гнева и агрессии.
Главное в этом возрасте для ребёнка – полноценное проживание всего спектра чувств. Но в этом их не всегда поддерживают родители. Вспомните, как часто Вы слышали от своих мам и пап, а, может, и сами нередко говорили своему ребёнку: «Не плачь!», «Расстроился из-за ерунды», «Распустил нюни», «Не дерись, ты же девочка». Это не что иное, как подавление эмоций ребёнка, их обесценивание, которое не только не способствует развитию эмоционального интеллекта, но и заставляет ребёнка стыдиться себя и собственных чувств.
Психологи предупреждают, что сдерживание сильных эмоций в дошкольном возрасте может привести к неврозам и психологическим проблемам во взрослой жизни.
При поступлении в детский сад ребёнок приобретает первые навыки социального взаимодействия, учится заводить друзей, общаться со сверстниками и взрослыми.
Родителям важно понимать, что не бывает хороших или плохих эмоций. Каждая эмоция, испытываемая ребёнком, важна и нужна для полноценного и гармоничного его взаимодействия с окружающим миром. Через понимание и «проживание» своего и чужого эмоционального состояния ребёнок должен прийти к управлению, созиданию и изменению мира вокруг себя в лучшую для него сторону. Именно это и станет залогом его счастливого будущего
Развитие эмоционального интеллекта предполагает постепенное освоение ребёнком каждого этапа.
Понимание собственных чувств.
На этом этапе ребёнок знакомится со всем многообразием эмоционального мира, узнаёт название каждой эмоции, как она выражается, прислушивается к себе, учится отличать одну эмоцию от другой, понимать причину её появления. Родителям на этом этапе рекомендуется:
∙ рассказывать ребёнку о чувствах и эмоциях посредством наглядного материала: картинок, пособий, детской литературы с иллюстрациями;
∙ читать сказки и смотреть вместе мультфильмы с насыщенным эмоциональным содержанием;
∙ озвучивать свои чувства и чувства ребёнка в различных ситуациях: «Я сейчас очень зла из-за того, что ты разбил чашку», «Вижу, что ты расстроен, потому что сломалась твоя любимая машинка», «Бабушка рада, что ты ей подарил такой замечательный рисунок»;
∙ спрашивать ребёнка каждый день: «Какое у тебя сегодня настроение?», «Что ты сегодня чувствовал?», интересоваться, с кем ребенок любит играть с детском саду, с кем дружит.
Понимание чувств другого человека
Ребёнок узнает, что эмоции и чувства есть не только у него, но и у других людей, учится определять, что испытывает другой человек по его мимике, позе, поведению, учится поддерживать и сопереживать. Родителям будет полезно:
∙ не «лепить» из себя идеального, счастливого и довольного жизнью 24 часа в сутки. Ребёнок должен видеть вас настоящими: иногда расстроенными, иногда уставшими, а иногда и разозлёнными. Только тогда он научится понимать чувства других людей и изменять своё поведение в соответствии с ними: «Папа сегодня расстроен, у него неприятности на работе, давай мы с тобой не будем сегодня играть в шумные игры, а посмотрим мультфильм в твоей комнате»;
∙ обсуждать поведение героев сказок и мультфильмов: «Как ты думаешь, что почувствовала Василиса Премудрая, когда Иван-царевич сжёг лягушачью кожу без спроса?», «Как ты считаешь, какое настроение было у Колобка, когда он укатился от бабушки и дедушки?»;
∙ развивать у ребёнка чувство эмпатии, сочувствия. Не забывайте, что мама и папа для своих детей являются образцом для подражания. Если в Вашей семье нет доверительных отношений, атмосферы любви, принятия и поддержки, для ребёнка все эти чувства так и останутся недоступными. Чтобы стать счастливым и успешным человеком в будущем, ребёнку необходимо научиться взаимодействовать с окружающими его людьми: устанавливать и поддерживать межличностные отношения, вовремя оказать помощь и поддержку, разрешать конфликты, уметь работать в команде. Этого можно достигнуть, только хорошо ориентируясь в собственных чувствах и чувствах других людей. И – как верхушка пирамиды – использовать свой эмоциональный ресурс для достижения поставленных целей, личностного роста и самореализации.
Управление собственным поведением
Как только ребёнок научится понимать и анализировать то, что он чувствует, он сможет контролировать и управлять своим эмоциональным состоянием.
Родителям необходимо:
∙ научить ребёнка приемлемым способам избавления от злости и гнева: побить подушку, разорвать бумагу, потопать ногами;
∙ научить прислушиваться к телесным ощущениям;
∙ подобрать вместе с ребёнком способы поднятия настроения: пойти погулять на свежем воздухе, посмотреть мультфильм, послушать весёлую музыку.
Социальное взаимодействие и использование эмоционального ресурса в достижении целей
Родителям важно:
∙ развивать у ребёнка коммуникативные навыки посредством совместных игр со взрослыми и сверстниками, просмотра мультфильмов и фильмов, чтения литературы на тему дружбы и друзей;
∙ развивать адекватную самооценку, самостоятельность, уверенность в собственных силах.
Ребёнок должен осознавать ответственность за каждый сделанный им поступок и быть готовым к последствиям.
Игры и упражнения для развития эмоционального интеллекта ребёнка
Психологи рекомендуют использовать игры и упражнения для обогащения чувственной сферы и развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возрастов. Все они могут быть использованы родителями для того, чтобы помочь своему ребёнку понять себя и других людей.
Игры с эмоциональными пиктограммами
Изготовьте картинки с рожицами с эмоциями радости, грусти, гнева, испуга, удивления, спокойствия и др. Можете использовать их отдельно или сделать так называемый «Кубик настроений». Ребёнку задается вопрос «Какое у тебя сегодня настроение?», и он выбирает соответствующую картинку. Впоследствии можно усложнить игру описанием определённых ситуаций, например: «Катя поссорилась со своей лучшей подружкой Машей. Как ты думаешь, что она почувствовала? Какое у неё сейчас настроение?» Пиктограммы У «Покажи эмоцию» Ребёнок с помощью мимики, жестов и позы передаёт ту или иную эмоцию – мама с папой угадывают и наоборот. Можно устроить соревнование на самое лучшее изображение эмоции.
Просмотр мультфильмов, фильмов, чтение литературы с последующим обсуждением чувств героев.
Игра «Я радуюсь, когда….» Ребёнок вместе с мамой и папой по очереди рассказывают, в каких ситуациях они радуются, боятся, огорчаются, удивляются и т.д. «Люблю — не люблю»
Цель: развитие способности учитывать интересы и чувства других.
Ход игры: В игре используются мячи двух цветов: зеленый и красный. Взрослый передает ребенку красный мяч и говорит: «Я не люблю, когда дети ссорятся». Ребенок должен предложить свой вариант «Я не люблю…». Когда взрослый дает зеленый мяч, он начинает фразу со слов «Я люблю…», ребенок предлагает свой вариант.
«Эмоциональный компас» Интересная игра для всей семьи, где каждый угадывает эмоции. Игрок получает восемь карточек (грусть, радость, гнев, отвращение, удивление, страх, интерес, обида).
Перечень можно дополнять и изменять. Главное, чтобы у всех участников был одинаковый набор карточек. Правила: каждый загадывающий игрок придумывает слово, ситуацию или понятие, которые ассоциируются у него с эмоцией. Затем он выкладывает карточку в круг рубашкой вверх. Остальные должны отгадать, что это за эмоция. В этой игре дети легко раскрывают свои эмоции. А родители могут узнать о несоответствии своего восприятия с детским видением мира. Например, одно и то же событие может вызвать разные эмоции у участников игры.
Коробочка счастья
Эта игра развивает не только EQ, но и воображение, а также память. Создайте в голове свою «коробочку счастья». Туда сложите все, что заставляет вас чувствовать себя счастливым. Важно, чтобы были задействованы все пять чувств: обоняние, зрение, осязание, слух, вкус. Например: вкус – шоколад; обоняние – запах цветущей сливы; слух – шум моря; зрение – улыбка ребенка; осязание – объятия любимого человека. Предложите ребенку создать собственную коробочку счастья. Обсудите с ним свои и его эмоции и то, что их вызывает. (Можно записывать в блокноте моменты, когда ребенок чувствовал себя счастливым, обращать на них внимание в те моменты, когда он чувствует себя грустным, расстроенным какими-то неприятностями, на его взгляд, событиями).
Язык эмоций
Такой метод рекомендуется не только в общении с детьми, но и с коллегами, друзьями, членами семьи. Упражнение поможет лучше понимать свои эмоции и эмоции других людей. Что нужно сделать: выработайте привычку говорить «Я чувствую …, потому что… Я хотел (а) бы…». Например: Я расстроена, потому что ты разбил мою любимую вазу. Я хотела бы, чтобы ты был аккуратнее. А теперь давай вместе уберем.
Что я чувствую сегодня
Каждый день ребенок выбирает эмоцию дня. Играть можно в любом возрасте. Распечатайте картинки с изображением эмоций. Можно взять любимого мультяшного персонажа. Пусть ребенок выберет картинку и расскажет «Сегодня я чувствовал радость/грусть/злость…, когда». Это учит осознанному восприятию эмоций и умению их принимать и не бояться.
Эмоциональный альбом
Путешествие – отличный повод и возможность для новых эмоций. Попробуйте вместе с ребенком запечатлеть самые интересные события. Сделайте ваши фотографии эмоционально окрашенными. Тут вы удивлены, тут испуганы, здесь счастливы и так далее. Можно создать специальный альбом, где к фотографиям вы добавите подписи и небольшие истории о путешествии. Эти же снимки можно использовать для игры. Распечатайте, перемешайте и придумайте историю, ориентируясь только на эмоции на фото.
Игра «Избавляемся от гнева»
В ситуациях, когда ребёнок злится или сильно огорчен, помогут «мешочек гнева» или «подушка злости», которые можно бить, кидать или топтать. Так ребёнок избавляется от накопившихся у него сильных эмоций без причинения вреда окружающим.
Уважаемые родители! Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребенок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а реальность и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу успеваемости. Уважаемые родители, если вы хотите воспитать счастливого и успешного человека, живущего в гармонии с собой и окружающим миром, научите его понимать себя и других!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольников"
В материале предлагаются некоторые упражнения и игры, которые могут использовать воспитатели для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста....
Игры для развития эмоционального интеллекта дошкольников у детей 5-6 лет.
Как развивать у детей умение распознавать эмоции по мимике и интонации (радость, грусть, страх, злость); изображать эти эмоции, используя жесты, движения, голос. Способствовать обогащению ...
Игры на развитие эмоционального интеллекта дошкольников (3-6 лет)
Подборка разных игр на развитие эмоциональной сферы дошкольников...
Консультация для родителей "Игры для развития речи старших дошкольников"
Консультация для родителей...
Игры на развитие эмоционального интеллекта дошкольников.
Игры на развитие эмоционального интеллекта дошкольников....
Консультация для родителей "Игры на развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка дошкольного возраста"
Все мы постоянно испытываем различные эмоции: радость, грусть, печаль и другие, если вы покопаетесь в своей памяти, то наверняка вспомните такие мгновения. Какой бы ни была эмоция, переживаемая челове...
Консультация для родителей "Игры на развитие эмоционального интеллекта для детей 2,5-3 лет"
Родителям представлены игры на развите эмоций ребенка...