Комплекс игр и заданий, направленный на развитие умений связной монологической речи у детей при рассказывании по картине.
методическая разработка

Куликова Наталья Николаевна

Для родителей и педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.docx22.83 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс игр и заданий, направленный на развитие умений связной монологической речи у детей при рассказывании по картине.

Этап 1. Определение объектов на картине.

Цель:

- учить детей определять состав картины, выявлять объекты и представлять их в общих чертах.

- активизация словарного запаса дошкольников по сюжету картины (название объектов и их частей).

  • Игра с «подзорной трубой».

Детям предлагается картина для исследования, альбомный лист для имитирования подзорной трубы. Правило: направить глазок подзорной трубы на объекты, перечислить и назвать их.

  • Игра «Кто больше увидит?»

Детям предлагается картина для рассмотрения. Правило: необходимо назвать как можно больше объектов, предметов, которые дети увидят на картине.

  • Игра  «Кто главный»

Детям предлагается перечислить все объекты на картине, найти и назвать, по их мнению, главный персонаж.

  • Игра «О ком (о чем) я рассказываю?»

Детям предлагается картина. Воспитателем составляется описательный рассказ или загадывается загадка про объект, предмет на картине, а ребенок должен догадаться про кого или про что говорит взрослый.

  • Игра «Почему так названа картина?»

Детям предлагается для рассмотрения картина, воспитатель говорит название картины и просит объяснить, почему так назвали картину.

  • Игра «Составь картину из частей»

Детям предлагается сложить разрезанную на части картину и рассказать, кто на ней изображен или что на ней изображено.

  • Игра «Составь картину»

Детям предлагается картина, на которой объекты изображены контурно. Правило: найти к каждому контуру соответствующую картинку и рассказать, кто изображен на картине.

  • Игра  «Кружок, в котором живет…»

Детям предлагается листок бумаги с вырезанным в середине кругом и картина. Правило: положить этот листок бумаги на предложенную картину, водить им по картине и описывать объект или предмет, который попадает в круг.

Этап 2. Нахождение на картине взаимосвязи между объектами.

Цель:

- учить детей находить взаимосвязи объектов на картине.

- учить объяснять связи между объектами.

  • Игра «Волшебник Объединялка».

Детям предлагается рассмотреть картину. Волшебник Объединилкин называет и объединяет определенные объекты на картине и предлагает детям объяснить, почему он их объединил?

К примеру: Выбираются любые два объекта, и объясняется, почему их можно соединить. Взаимодействия между объектами могут быть установлены на уровне физических связей (касание) на уровне эмоциональных связей (нравится, не нравится, не любит, заботится), на уровне родственных связей (мама – дети).

Этап 3. Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств.

Цель:

- учить детей на основе понимания объекта представлять возможные ощущения через разные органы чувств (слух, осязание, обоняние).

- учить детей узнавать изображенные этапы и произносить правило: «Я смотрю на объект, предмет и представляю, чем он может пахнуть, какой он на ощупь и какие издает звуки».

- активизировать в речи слова, характеризующие звуки, запахи и тактильные ощущения.

  • Игра «Ожившие предметы»  

Детям дается картина. Правило: необходимо ребенку выбрать тот объект, который ему больше всего понравился. Предлагается определить его характер, рассказать, по возможности, о его поступках и мыслях.

  • Игра «Кто о чем говорит?»

Детям предлагается рассмотреть картину и представить себе, что объекты на картине ожили, о чем бы они могли поговорить между собой или могли подумать.

  • Игра «Друзья».

Детям предлагается рассмотреть картину, назвать объекты на картине и объяснить, могут ли они между собой дружить и почему.

  • Игра «Кто что умеет делать?»

Детям предлагается рассмотреть картину, назвать персонажей и рассказать, кто, что умеет делать (кошка – мяукает, мурлычит, прыгает; собака – лает, спит, бегает).

  • Игра «Что ты слышишь?»

Детям предлагается описать  возможные ощущения, полученные с помощью слуха.

(Например: «Я слышу, как котенок мурлычит», «Я слышу, как щенок лает»).

  • Игра «Что ты ощущаешь?»

Детям предлагается описать возможные ощущения, полученные с помощью тактильного анализатора.

(К примеру: «Я ощущаю, что щеночки маленькие, пушистые, мягкие».

«Я ощущаю, какая корзинка прочная, крепкая, прутики у нее ровные, ребристые»).

  • Игра «Я нюхаю»

Детям предлагается описать возможные ощущения полученные через органы обоняния.

(К примеру: «Лавка пахнет доской, деревом»,«Блюдечко пахнет водичкой, молочком»,«Щеночки пахнут щеночками, молочком»).

Этап 4. Составление загадок по картине.

Цель:

- учить детей составлять загадки по моделям.

- учить детей узнавать изображенные этапы и проговаривать правило: «Я смотрю на объект и могу сравнить его признаки с признаками других объектов».

- активизировать в речи слова - прилагательные по сюжету картины.

У объекта выделяется признак, отвечающий на вопрос «Какой?» и находится объект или несколько объектов, у которых данный признак ярко выражен.

К примеру: «Собака, какая? Большая, как волк, лошадка. Умная, как сова, человек. Пушистая, как коза, шубка, одеяльце», «Кошка, какая? Ласковая, как мама. Зоркая, как сова. Пушистая, как хвост, снежок, цветок» 

  • Игра  «Назови больше»

Детям предлагается картина. Нужно подобрать как можно больше слов для описания выбранного объекта.

К примеру: «Петушок молодой, золотой, боевой, задиристый, бойкий. Уточка маленькая, добрая, хорошая, заботливая, храбрая»

  • Игра «Я начну, а ты продолжи»

Детям предлагается картинка. Воспитатель начинает описывать объект, после того, как дети догадались о каком объекте идет речь, продолжают описывать начатое описание.

Этап 5. Составление рифмованных текстов по содержанию картины.

Цель:        

- учить детей подбирать рифмы к объектам на картине и составлять из них рифмованные тексты.

- активизировать речь за счет рифмующихся слов.

- учить детей узнавать изображенные этапы и произносить правило: «Я называю объект и составляю про него рифмовку».

Для составления рифмованных текстов по содержанию картины необходимо выбрать объект, определить его признаки, связи, место действия и сами действия.

Жила-была стрекоза,

Была она так озорна,

Были у нее крылышки

А в них много силушки.

Этап 6. Определение местонахождения объекта на картине.

Цель:

- учить детей пространственной ориентировке  на картине.

- активизировать в речи слова - наречия, обозначающие пространственные ориентировки.

- учить детей узнавать изображенные этапы и произносить правило: «У каждого объекта есть свое место на картине».

Каждый объект на картине имеет свое местонахождение и может быть описан через ориентировки двухмерного и трехмерного пространства.

На этом этапе расширяется  словарный запас детей, определяющий двухмерное пространство: центральная часть, левая – правая, нижняя – верхняя части картины; правый – левый, верхний – нижний углы картины.

Из понятий трехмерного пространства вводятся слова: ближе – дальше, впереди – сзади, около, между, за, перед, после, в глубине.

К примеру: Собака «Я собака. Я сижу на полу слева. Около меня сидит небольшой щенок. С другой стороны стоит большая корзинка. За мной сидит щенок с блюдцем. Впереди меня на матрасике другие маленькие щенята». 

Щенок с мячиком. «Я щеночек, сижу вдалеке, на веранде. Около меня блюдце и другой щенок. Мне очень хочется поиграть с ним, я трогаю его лапкой. За мной крылечко со ступеньками, но я еще не пойду по ним, потому что я маленький».

  • Игра «Ожившая картина»

Найденный объект «оживает» и находит себе место на ковре. Детям предлагается описать объект по месту на картине.

Этап 7. Составление речевых зарисовок, используя разные точки зрения.

Цель:

- упражнять детей в умении перевоплощаться в объект на картине, изменять свое настроение во времени.

- учить составлять речевую зарисовку от  имени какого-либо объекта на картине.

- учить детей узнавать изображенные этапы и произносить правило: «Я превращаюсь в объект на картине и у меня какой-то характер».

- активизировать в речи слова, обозначающие свойства характера объекта.

Дети самостоятельно ищут объект перевоплощения. Описание того, что изображено на картине идет от имени героя. Эмоциональное состояние героя может быть дополнено мимикой, жестами, междометиями и другими средствами интонационной яркости речи.

Примерные речевые рассказы, которые составляют дети вместе с воспитателем от лица объекта:

Грустный щенок. Я  маленький щенок, сижу около забора на веранде. Мне очень грустно, я скучаю, я о чем-то думаю. Около меня мячик, я его трогаю лапкой. Я очень хочу с ним поиграть.

Собака – мама. Я  большая собака. Я умная, веселая, преданная. У меня много маленьких смешных щенят. Я люблю своих щенят и поэтому забочусь о них. Впереди меня стоит блюдце. Сбоку от меня стоит корзина.

Этап 8. Описание объекта, изменяя его во времени.

Цель:

- учить составлять речевые зарисовки об изменении объекта во времени.

- учить детей узнавать изображенный этап и произносить правило: «Я выбираю объект и представляю, что было с ним раньше и что будет с ним потом».

- активизация словаря с использованием речевых оборотов, характеризующих временные отрезки (утро – вечер, было – будет, раньше – позже, весна – осень, до того – после того).

К примеру:

Дети

Дети утром проснулись в своих домах.

Потом они захотят вылепить снеговика на улице.

Вечером все дети будут гулять на улице и радоваться вылепленному снеговику.

Мальчик, в желтой курточке.

Раньше, мальчик в курточке желтого цвета, катался на санках, а теперь наблюдает за детьми, как они лепят снеговика.

Потом он поможет приделать нос снеговику.

Когда снеговик будет готов, он снова пойдет домой.

Мальчик с лопатой.

Утром мальчик не хотел идти на улицу.

Он увидел детей, которые лепили снеговика и решил выйти погулять.

После того, как  он слепит снеговика, то пойдет кататься на санках.

Этап 9. Нахождение смысловых характеристик картины.

Цель:

- учить детей находить и объяснять смысловое содержание картины.

- учить детей составлять речевые зарисовки по типу рассуждений.

- активизировать в речи слова, обозначающие смысл сюжета картины.

- учить детей узнавать изображенный  этап и произносить правило: «У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл».

  • Игра «Почему так назвали картину?»

Детям предлагается рассмотреть картину, Предложить придумать самим название и объяснить, почему они так назвали картину.

Этап 10. Игры по составлению рассказов по картине по плану.

Цель:

- учить детей составлять небольшие рассказы по плану.

  • Игра «Собери картину и составь по ней рассказ»

Детям предлагается составить картину на тканевой основе, подбирая подходящие детали и составить рассказ.

  • Игра «Скажи что-нибудь о картинке»

Детям предлагается картинка, нужно рассказать о ней.

Примерные вопросы:

  1. Кто изображен на картине?
  2. Представь и опиши героя.
  3. Где и когда происходит действие?

В ходе целенаправленной работы по обучению детей рассказыванию  по картине  у детей возникает желание составлять  рассказы по картине,  как на занятии, так и в повседневной жизни; вырастает и расширяется круг знаний об окружающем мире; расширяется словарный запас. Дети справляются со своей робостью, застенчивостью, боязнью неправильно высказаться, образуется смелость и уверенность в собственных силах; дети начинают активней общаться друг с другом и со взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной монологической речи у детей дошкольного возраста с ОНР третьего уровня речевого развития.

В данной статье представлена методика обучения  дошкольников с ОНР третьего уровня речевого развития связной монологической речи....

Проект.Развитие связной монологической речи у детей с общим недоразвитие речи дошкольного возраста посредством составления описательного рассказа с использованием схем-моделей.

Целью данного проекта является развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи  дошкольного возраста посредством составления описательных рассказов с помощью схем – моделей. В проектной ...

ПЕЙЗАЖНАЯ КАРТИНА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Успешность обучения в школе зависит от многих факторов. Важнейшим из них является задача развития связной речи детей, которую современная дошкольная педагогика и методика развития речи относ...

Рассказывание из опыта как средство формирования связной монологической речи у детей подготовительной к школе группы

Картотека разных видов деятельности по обучению детей подготовительной к школе группы рассказыванию из опыта...

Рассказывание из опыта как средство формирования связной монологической речи у детей подготовительной к школе группы

Картотека разных видов деятельности по обучению детей подготовительной к школе группы рассказыванию из опыта...

Роль сюжетной картины в развитии связной монологической речи у детей дошкольного возраста

В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формирован...

АПО "Формирование связной монологической речи у детей с ОНР группы компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения средствами мнемотехники"

Опыт раскрывает использование методов и приемов мнемотехники учителем-логопедом для формирования связной монологической речи у детей с ОНР....