Комплекс игр и заданий, направленный на развитие умений связной монологической речи у детей при рассказывании по картине.
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Комплекс игр и заданий, направленный на развитие умений связной монологической речи у детей при рассказывании по картине.
Этап 1. Определение объектов на картине.
Цель:
- учить детей определять состав картины, выявлять объекты и представлять их в общих чертах.
- активизация словарного запаса дошкольников по сюжету картины (название объектов и их частей).
- Игра с «подзорной трубой».
Детям предлагается картина для исследования, альбомный лист для имитирования подзорной трубы. Правило: направить глазок подзорной трубы на объекты, перечислить и назвать их.
- Игра «Кто больше увидит?»
Детям предлагается картина для рассмотрения. Правило: необходимо назвать как можно больше объектов, предметов, которые дети увидят на картине.
- Игра «Кто главный»
Детям предлагается перечислить все объекты на картине, найти и назвать, по их мнению, главный персонаж.
- Игра «О ком (о чем) я рассказываю?»
Детям предлагается картина. Воспитателем составляется описательный рассказ или загадывается загадка про объект, предмет на картине, а ребенок должен догадаться про кого или про что говорит взрослый.
- Игра «Почему так названа картина?»
Детям предлагается для рассмотрения картина, воспитатель говорит название картины и просит объяснить, почему так назвали картину.
- Игра «Составь картину из частей»
Детям предлагается сложить разрезанную на части картину и рассказать, кто на ней изображен или что на ней изображено.
- Игра «Составь картину»
Детям предлагается картина, на которой объекты изображены контурно. Правило: найти к каждому контуру соответствующую картинку и рассказать, кто изображен на картине.
- Игра «Кружок, в котором живет…»
Детям предлагается листок бумаги с вырезанным в середине кругом и картина. Правило: положить этот листок бумаги на предложенную картину, водить им по картине и описывать объект или предмет, который попадает в круг.
Этап 2. Нахождение на картине взаимосвязи между объектами.
Цель:
- учить детей находить взаимосвязи объектов на картине.
- учить объяснять связи между объектами.
- Игра «Волшебник Объединялка».
Детям предлагается рассмотреть картину. Волшебник Объединилкин называет и объединяет определенные объекты на картине и предлагает детям объяснить, почему он их объединил?
К примеру: Выбираются любые два объекта, и объясняется, почему их можно соединить. Взаимодействия между объектами могут быть установлены на уровне физических связей (касание) на уровне эмоциональных связей (нравится, не нравится, не любит, заботится), на уровне родственных связей (мама – дети).
Этап 3. Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств.
Цель:
- учить детей на основе понимания объекта представлять возможные ощущения через разные органы чувств (слух, осязание, обоняние).
- учить детей узнавать изображенные этапы и произносить правило: «Я смотрю на объект, предмет и представляю, чем он может пахнуть, какой он на ощупь и какие издает звуки».
- активизировать в речи слова, характеризующие звуки, запахи и тактильные ощущения.
- Игра «Ожившие предметы»
Детям дается картина. Правило: необходимо ребенку выбрать тот объект, который ему больше всего понравился. Предлагается определить его характер, рассказать, по возможности, о его поступках и мыслях.
- Игра «Кто о чем говорит?»
Детям предлагается рассмотреть картину и представить себе, что объекты на картине ожили, о чем бы они могли поговорить между собой или могли подумать.
- Игра «Друзья».
Детям предлагается рассмотреть картину, назвать объекты на картине и объяснить, могут ли они между собой дружить и почему.
- Игра «Кто что умеет делать?»
Детям предлагается рассмотреть картину, назвать персонажей и рассказать, кто, что умеет делать (кошка – мяукает, мурлычит, прыгает; собака – лает, спит, бегает).
- Игра «Что ты слышишь?»
Детям предлагается описать возможные ощущения, полученные с помощью слуха.
(Например: «Я слышу, как котенок мурлычит», «Я слышу, как щенок лает»).
- Игра «Что ты ощущаешь?»
Детям предлагается описать возможные ощущения, полученные с помощью тактильного анализатора.
(К примеру: «Я ощущаю, что щеночки маленькие, пушистые, мягкие».
«Я ощущаю, какая корзинка прочная, крепкая, прутики у нее ровные, ребристые»).
- Игра «Я нюхаю»
Детям предлагается описать возможные ощущения полученные через органы обоняния.
(К примеру: «Лавка пахнет доской, деревом»,«Блюдечко пахнет водичкой, молочком»,«Щеночки пахнут щеночками, молочком»).
Этап 4. Составление загадок по картине.
Цель:
- учить детей составлять загадки по моделям.
- учить детей узнавать изображенные этапы и проговаривать правило: «Я смотрю на объект и могу сравнить его признаки с признаками других объектов».
- активизировать в речи слова - прилагательные по сюжету картины.
У объекта выделяется признак, отвечающий на вопрос «Какой?» и находится объект или несколько объектов, у которых данный признак ярко выражен.
К примеру: «Собака, какая? Большая, как волк, лошадка. Умная, как сова, человек. Пушистая, как коза, шубка, одеяльце», «Кошка, какая? Ласковая, как мама. Зоркая, как сова. Пушистая, как хвост, снежок, цветок»
- Игра «Назови больше»
Детям предлагается картина. Нужно подобрать как можно больше слов для описания выбранного объекта.
К примеру: «Петушок молодой, золотой, боевой, задиристый, бойкий. Уточка маленькая, добрая, хорошая, заботливая, храбрая»
- Игра «Я начну, а ты продолжи»
Детям предлагается картинка. Воспитатель начинает описывать объект, после того, как дети догадались о каком объекте идет речь, продолжают описывать начатое описание.
Этап 5. Составление рифмованных текстов по содержанию картины.
Цель:
- учить детей подбирать рифмы к объектам на картине и составлять из них рифмованные тексты.
- активизировать речь за счет рифмующихся слов.
- учить детей узнавать изображенные этапы и произносить правило: «Я называю объект и составляю про него рифмовку».
Для составления рифмованных текстов по содержанию картины необходимо выбрать объект, определить его признаки, связи, место действия и сами действия.
Жила-была стрекоза,
Была она так озорна,
Были у нее крылышки
А в них много силушки.
Этап 6. Определение местонахождения объекта на картине.
Цель:
- учить детей пространственной ориентировке на картине.
- активизировать в речи слова - наречия, обозначающие пространственные ориентировки.
- учить детей узнавать изображенные этапы и произносить правило: «У каждого объекта есть свое место на картине».
Каждый объект на картине имеет свое местонахождение и может быть описан через ориентировки двухмерного и трехмерного пространства.
На этом этапе расширяется словарный запас детей, определяющий двухмерное пространство: центральная часть, левая – правая, нижняя – верхняя части картины; правый – левый, верхний – нижний углы картины.
Из понятий трехмерного пространства вводятся слова: ближе – дальше, впереди – сзади, около, между, за, перед, после, в глубине.
К примеру: Собака «Я собака. Я сижу на полу слева. Около меня сидит небольшой щенок. С другой стороны стоит большая корзинка. За мной сидит щенок с блюдцем. Впереди меня на матрасике другие маленькие щенята».
Щенок с мячиком. «Я щеночек, сижу вдалеке, на веранде. Около меня блюдце и другой щенок. Мне очень хочется поиграть с ним, я трогаю его лапкой. За мной крылечко со ступеньками, но я еще не пойду по ним, потому что я маленький».
- Игра «Ожившая картина»
Найденный объект «оживает» и находит себе место на ковре. Детям предлагается описать объект по месту на картине.
Этап 7. Составление речевых зарисовок, используя разные точки зрения.
Цель:
- упражнять детей в умении перевоплощаться в объект на картине, изменять свое настроение во времени.
- учить составлять речевую зарисовку от имени какого-либо объекта на картине.
- учить детей узнавать изображенные этапы и произносить правило: «Я превращаюсь в объект на картине и у меня какой-то характер».
- активизировать в речи слова, обозначающие свойства характера объекта.
Дети самостоятельно ищут объект перевоплощения. Описание того, что изображено на картине идет от имени героя. Эмоциональное состояние героя может быть дополнено мимикой, жестами, междометиями и другими средствами интонационной яркости речи.
Примерные речевые рассказы, которые составляют дети вместе с воспитателем от лица объекта:
Грустный щенок. Я маленький щенок, сижу около забора на веранде. Мне очень грустно, я скучаю, я о чем-то думаю. Около меня мячик, я его трогаю лапкой. Я очень хочу с ним поиграть.
Собака – мама. Я большая собака. Я умная, веселая, преданная. У меня много маленьких смешных щенят. Я люблю своих щенят и поэтому забочусь о них. Впереди меня стоит блюдце. Сбоку от меня стоит корзина.
Этап 8. Описание объекта, изменяя его во времени.
Цель:
- учить составлять речевые зарисовки об изменении объекта во времени.
- учить детей узнавать изображенный этап и произносить правило: «Я выбираю объект и представляю, что было с ним раньше и что будет с ним потом».
- активизация словаря с использованием речевых оборотов, характеризующих временные отрезки (утро – вечер, было – будет, раньше – позже, весна – осень, до того – после того).
К примеру:
Дети
Дети утром проснулись в своих домах.
Потом они захотят вылепить снеговика на улице.
Вечером все дети будут гулять на улице и радоваться вылепленному снеговику.
Мальчик, в желтой курточке.
Раньше, мальчик в курточке желтого цвета, катался на санках, а теперь наблюдает за детьми, как они лепят снеговика.
Потом он поможет приделать нос снеговику.
Когда снеговик будет готов, он снова пойдет домой.
Мальчик с лопатой.
Утром мальчик не хотел идти на улицу.
Он увидел детей, которые лепили снеговика и решил выйти погулять.
После того, как он слепит снеговика, то пойдет кататься на санках.
Этап 9. Нахождение смысловых характеристик картины.
Цель:
- учить детей находить и объяснять смысловое содержание картины.
- учить детей составлять речевые зарисовки по типу рассуждений.
- активизировать в речи слова, обозначающие смысл сюжета картины.
- учить детей узнавать изображенный этап и произносить правило: «У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл».
- Игра «Почему так назвали картину?»
Детям предлагается рассмотреть картину, Предложить придумать самим название и объяснить, почему они так назвали картину.
Этап 10. Игры по составлению рассказов по картине по плану.
Цель:
- учить детей составлять небольшие рассказы по плану.
- Игра «Собери картину и составь по ней рассказ»
Детям предлагается составить картину на тканевой основе, подбирая подходящие детали и составить рассказ.
- Игра «Скажи что-нибудь о картинке»
Детям предлагается картинка, нужно рассказать о ней.
Примерные вопросы:
- Кто изображен на картине?
- Представь и опиши героя.
- Где и когда происходит действие?
В ходе целенаправленной работы по обучению детей рассказыванию по картине у детей возникает желание составлять рассказы по картине, как на занятии, так и в повседневной жизни; вырастает и расширяется круг знаний об окружающем мире; расширяется словарный запас. Дети справляются со своей робостью, застенчивостью, боязнью неправильно высказаться, образуется смелость и уверенность в собственных силах; дети начинают активней общаться друг с другом и со взрослыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной монологической речи у детей дошкольного возраста с ОНР третьего уровня речевого развития.
В данной статье представлена методика обучения дошкольников с ОНР третьего уровня речевого развития связной монологической речи....
Проект.Развитие связной монологической речи у детей с общим недоразвитие речи дошкольного возраста посредством составления описательного рассказа с использованием схем-моделей.
Целью данного проекта является развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста посредством составления описательных рассказов с помощью схем – моделей. В проектной ...
ПЕЙЗАЖНАЯ КАРТИНА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Успешность обучения в школе зависит от многих факторов. Важнейшим из них является задача развития связной речи детей, которую современная дошкольная педагогика и методика развития речи относ...
Рассказывание из опыта как средство формирования связной монологической речи у детей подготовительной к школе группы
Картотека разных видов деятельности по обучению детей подготовительной к школе группы рассказыванию из опыта...
Рассказывание из опыта как средство формирования связной монологической речи у детей подготовительной к школе группы
Картотека разных видов деятельности по обучению детей подготовительной к школе группы рассказыванию из опыта...
Роль сюжетной картины в развитии связной монологической речи у детей дошкольного возраста
В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формирован...
АПО "Формирование связной монологической речи у детей с ОНР группы компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения средствами мнемотехники"
Опыт раскрывает использование методов и приемов мнемотехники учителем-логопедом для формирования связной монологической речи у детей с ОНР....