Детская литература как средство формирования нравственных чувств и оценок у детей дошкольного возраста
консультация
Консультация для родителей и педагогов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Куликова Н.Н.
воспитатель МАДОУ детский сад 10
городской округ Красноуфимск,
Свердловская область
Детская литература как средство формирования нравственных чувств и оценок у детей дошкольного возраста
Книги объясняют людям, как надо сделать жизнь лучше,
как сделать людей честнее, добрее друг к другу,
как научить людей любить труд, уважать труд других людей
Л.А.Кассиль
Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.
В дошкольном возрасте формируются социальные представления морального плана, дошкольники уже отличают хорошие и плохие поступки, имеют представление о добре и зле.
Во время работы в детском саду пришла к выводу, что у современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью. Материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления о гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии. В погоне за развитием интеллекта многие родители упускают из виду необходимость работы над воспитанием души своего ребѐнка, над развитием нравственных и духовных качеств маленького человека. Не всегда родители понимают, что без этих качеств накопленные знания могут оказаться бесполезными.
Считаю, что одним из наиболее действенных средств, влияющих на становление личности, является детская литература, так как в процессе общения с книгою ребенок не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом, формируется нравственная и культурная основа его личности.
Для приобщения детей к детской литературе в групповой комнате были созданы условия. В хорошо освещенном, тихом, уютном уголке группы организован «уголок уединения», в котором расположен стеллаж с книгами для просмотра и чтения. Книги размещены не только по теме проекта, реализуемого в группе, но и учитывают интересы воспитанников. Для детского чтения подобрано большое количество книг различной тематики: тема детской игры и игрушки; тема природы, животного мира; тема взаимоотношений детей и взрослых, взаимоотношений в детском коллективе; тема семьи, долга перед родителями, родственниками; тема детства; тема чести и долга; тема войны; историческая тема и многие другие. Кроме этого, совместно с библиотекой, периодически оформляем выставки книг определенного автора. Совместно с родителями подбираем детскую литературу различных жанров: детектив, комиксы, приключения, рассказы о животных, познавательную литературу и другие.
Работая с детьми дошкольного возраста, сделала вывод, что правильный подбор литературы для детского чтения предполагает учет половых различий детей. Это не значит, что мальчики и девочки должны читать совершенно разную литературу. Это значит, что взрослый, подбирающий литературу для чтения детям, обязан учитывать, что девочкам в большей степени нужно читать те книги, где говорится о женских добродетелях, о ведении дома, о женском предназначении. Мальчикам будет интересна литература о сильных, мужественных людях, о путешествиях, изобретениях, поведении человека в нештатных ситуациях и так далее. Этим принципом всегда руководствуюсь в своей деятельности.
Кроме этого, учитываю возможности детей – для некоторых детей выставлены книги из серии «читаем по слогам», для других – больше иллюстраций.
Одним из любимых жанров детской литературы являются сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождают на протяжении всего дошкольного детства, и остается с ними на всю жизнь. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими. Они выводят детей на такие ценности как: семья, здоровье, социальная солидарность, познание….
В каждой возрастной группе дети знакомятся с русскими народными сказками.
С детьми среднего дошкольного возраста при ознакомлении со сказкой «Бобовое зернышко», применяю разнообразные формы работы: постановка и решение вопросов проблемного характера, проводим экспериментирования (таяние масла, вкусовые качества), играем игры разного характера (театрализованные, игры-драматизации (подражание героев сказки), подвижные игры имитационного характера, сюжетно-ролевые). В продуктивной деятельности лепим «зерна», техникой пластилинография на картоне, лепим героев сказки, рисуем нетрадиционной техникой, ладошкой, петушка. Создали с родителями и с детьми альбом «Домашняя птица», загадываем загадки про героев сказки.
В ходе обсуждения сказки, формирую у воспитанников такие ценности как:
- Семья (петушок жил с курочкой);
- Здоровье (забота о своем здоровье)
- Социальная солидарность (помощь всех героев)
- Труд и творчество (цепочка, как получить масло)
Для этого, предлагаю вопросы, отвечая на них ребенок, узнает о нравственных понятиях, как добро, дружба, забота, уважение:
- Понравилась ли вам сказка?
- Кто из героев вам больше понравился?
- Какая была курочка? (вежливая, добрая, заботливая). Какой был петушок? (непослушный, капризный, торопливый).
- Что случилось с петушком? (подавился зернышком)
- Из-за чего так случилось? (торопился очень)
- Почему курочка просила петушка не торопиться? (опасно для здоровья, можно подавиться)
- К кому курочка обращалась за помощью? (хозяюшка, хозяин, корова, кузнец)
- Какие герои? (добрые, отзывчивые, заботливые)
- Чем закончилась сказка?
- Могло ли с петушком такой беды не случиться?
- Смог ли петушок один справиться со своей бедой?
- Как вы бы поступили в такой ситуации?
При ознакомлении со сказкой «Теремок», так же использую разнообразные формы работы и формирую у воспитанников такие ценности как:
- Здоровье (безопасность в доме)
- Социальная солидарность (жили герои в коллективе)
- Труд и творчество (пели песни и плясали)
При обсуждении сказки подвожу детей к нравственным понятиям: дружба, забота, уважение, добро, смелость.
- С чего начинается сказка?
- Как жили в теремке герои сказки? (дружно, весело, заботились друг о друге)
- Скажите, во всех сказках какой волк? (злой, хитрый)
- Какие у него зубы? (острые)
- Мог ли злой волк жить в теремке рядом с другими зверями?
- Ему очень хочется, каким он должен стать? (добрым, ласковым, заботливым, не обижать маленьких, защищать их, помогать)
- Какая лиса в других сказках? (хитрая, голодная)
- Смогла ли она жить в теремке с другими зверями? Какой она должна стать? (доброй, ласковой, заботливой)
- Что произошло с теремком?
- Какой медведь? (большой, смелый)
- Зачем медведь пришел в теремок? (скучно было, друзей искал)
- Правильно ли медведь поступил, что решил жить на крыше?
- Стыдно ли мишке было, когда он сломал теремок?
- Как помочь горю? (сначала попросить прощенья и построить новый большой теремок, где хватит места всем)
- Как звери строили новый теремок? (дружно, весело)
- Что помогло им построить новый теремок? (дружба)
Дети переживают за героев сказок, сочувствуют им, радуются.
Таким образом, можно сделать вывод, что роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика. Целенаправленное и системное использование произведений детской литературы является не только благоприятным средством для развития речи дошкольников, но и способствует нравственному воспитанию детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как средство формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста
Ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическте игры способствуют развитию познавательных и умственных способностей. В играх с предметами дети учатся ср...
Проектная деятельность как средство формирования познавательных интересов и познавательных действий детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО
Выступление в рамках секционного заседания городской конференции «ФГОС дошкольного образования: галерея лучших педагогических практик»...
Из опыта работы МБДОУ детского сада "Ромашка" г.Урень Нижегородской области"Формирование нравственных чувств и качеств у детей дошкольного возраста"
Описание работы педагогов ДОО по нравственно-патриотическому воспитанию...
Опыт работы "Формирование нравственно-патриотических качеств личности у детей дошкольного возраста через изучение культуры казачества"
Актуальность опыта обусловлена живым научным и общественным интересом к возрождению и становлению казачества как своеобразному феномену многовековой истории Российского государства. По наследству нам ...
Дидактические игры как средство формирования нравственных чувств и отношений у детей старшего дошкольного возраста.
Анализируя результаты эксперимента, мы пришли к выводу, что необходимо продолжать совершенствовать развитие нравственных способностей детей дошкольного возраста средствами дидактических игр т.к....
«Формирование нравственности и основ патриотизма у детей дошкольного возраста в процессе музыкального развития»
Формирование нравственности и основ патриотизма у детей....
Индивидуальная тема по самообразованию: «Формирование нравственно-патриотических качеств личности у детей дошкольного возраста через изучение культуры казачества»
Одной из важных задач нашего общества является воспитание подрастающего поколения готового к принятию ответственности за судьбу страны и ее безопасность. Это особенно важно в связи с существованием не...