тетрадь взаимодействия логопеда с воспитателями
учебно-методический материал (старшая группа)

Алентьева Анастасия Александровна

тетрадь взаимодействия логопеда с воспитателями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tetrad_vzaimodeystviya_uchitelya-logopeda_i_vospitatelya.docx185.52 КБ

Предварительный просмотр:

 

ТЕТРАДЬ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ

С ВОСПИТАТЕЛЯМИ

(старший дошкольный возраст)

на период 2023-2024 уч.год

 

 

 

 

 

 

 

Разработчик:

Учитель-логопед Алентьева А.А

МБОУ СШ№99 СП ДС «Волшебники»

 

 

 

 

 

Воспитатели:_________________________

                           __________________________

                                Группа: ______________________________

 

Совместная коррекционно – развивающая деятельность учителя - логопеда и воспитателя комбинированной группы

 Взаимосвязь между логопедом и воспитателем осуществляется в процессе работы. Решая общие задачи, ни тот, ни другой не подменяет друг друга, что же касается выбора и разработки приёмов и методов проведения занятий, каждому из них предоставляется свобода творческих поисков.  

Задания рассчитаны на учебный год с учетом планирования учителя-логопеда.  

Основные на правления коррекционной работы воспитателя  

  • Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой выполняется в течение дня 3-5 раз).  
  • Пальчиковая гимнастика (выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день).  
  • Корригирующая гимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы (выполняется ежедневно после сна).  
  • Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по заданию учителя-логопеда, закрепляющие лексико- грамматические категории, звукопроизношение и навыки связной речи.  

Работа проводится по «Тетрадь взаимосвязи» и индивидуальным тетрадям детей ежедневно после сна.

  • Фронтальные занятия по программе ДОУ (в соответствии с календарным планом АОП ДО.)  
  • Отличительной особенностью фронтальных занятий воспитателя в комбинированной группе является то, что кроме образовательных и воспитательных задач перед ним стоят и коррекционные задачи, непосредственно связанные с темой каждого занятия.  
  • Коррекционная работа вне занятий: во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях.  

Особая значимость этой работы в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей.  

 

Соблюдение алгоритма в изучении речевого материала.

Учитель-логопед

Воспитатель

-начинает работу над звукопроизношением;  -использует наработанный воспитателями словарь на логопедических занятиях;  -начинает работу над грамматическими темами;  

-расширяет объем высказываний детей, формирует навык употребления сложных предложений, использует выработанный воспитателями навык связной речи

(диалогической и монологической). 

  • продолжает, закрепляет, контролирует развитие навыков звукопроизношения;  - начинает работу по обогащению и накоплению словаря по той или иной лексической теме;  
  • закрепляет на своих занятиях и в повседневной жизни группы изучаемые грамматические темы;  
  • начинает работу над развитием связной речи детей. 

Предъявление требований к речи сотрудников ДОУ, работающих с детьми; проведение среди них разъяснительной работы:  

-речь взрослых должна быть четкой, ясной,

Предъявление детям образцов правильной литературной речи:  

включение в речь разнообразных образцов речевого этикета;  

красочной, грамматически правильной;  -общение с детьми — вежливое и доброжелательное; необходимо отвечать на все их вопросы и просьбы, обсуждать возникающие у них проблемы;  

-при общении с детьми большое значение имеет тактильный контакт;  

-обращаясь к детям, вопросы нужно формулировать конкретные, без лишних слов, поручения давать в соответствии с правилами этикета. 

обогащение речи пословицами, поговорками, стихами;  

прослушивание грампластинок и аудиокассетс записями литературных произведений в исполнении артистов и профессиональных чтецов;  поощрение детского словесного творчества (составление загадок, сочинение

потешек, чистоговорок, изменение форм слов и т. д.);  

организация и проведение специальных речевых игр;  

— приобщение детей к культуре чтения;  

развитие образной стороны речи (уточнение оттенков смысла слов, знакомство с переносным значением) 

По возможности включение в работу по лексико-тематическим циклам проблемных вопросов, жизненных ситуаций, обсуждение поступков литературных героев и сверстников для формирования жизненной компетенции детей (ОБЖ для дошкольников). 

Развитие внимания и памяти (слуховой, зрительной, вербальной):  

-выполнение и отчет о выполнении постепенно увеличивающихся многоступенчатых инструкций;  -передача с помощью речи последовательности совершаемых действий; использование различных форм обращений к детям;  

-включение различных дидактических игр и упражнений во фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия;  

-решение речевых логических задач, создание проблемных ситуаций;  

-заучивание речевого материала разной степени сложности. 

Систематизация и составление картотеки коррекционных и речевых игр;  активное использование их в работе.

Картотека включает игры:

  • на внимание;  
  • тренирующие наблюдательность;  
  • на быстроту реакции;
  • приучающие ценить время;  
  • развивающие глазомер;
  • воздействующие на эмоции и чувства;  
  • на смекалку;  

-на ориентировку в пространстве и на плоскости листа;  

  • игры-диалоги, игры-сценки 

Развитие фонематического восприятия:  -полный звукослоговой анализ и синтез слов типа кот, суп (начало учебного года); косы, замок, шапка (2-й период обучения) стол, шарф и трехсложные:  

(3-й период обучения); -преобразование слов путем замены, перестановки, добавления звуков;  

- преобразование слогов в слова (ко — шко — школа);  

Закрепление навыка звукослогового анализа и синтеза слов в игровой занимательной форме с элементами соревнования.  

-дифференциация звуков по акустическим,

Закрепление навыка звукослогового анализа и синтеза слов в игровой занимательной форме с элементами соревнования. 

артикуляторным и перцептивным свойствам (гласные - согласные, твердые - мягкие, звонкие -глухие);  

-усвоение терминов: слово - слог - звук, гласный звук, согласный звук, предложение. 

Развитие доступных детям форм словесно- логического мышления:  

-описание предметов (выделение существенных признаков);  

-сравнение предметов (анализ, обобщение);  

-исключение «четвертого лишнего»

(объяснительная речь);  

-установление причинно-следственных связей во временных и сезонных явлениях;  -выявление скрытого смысла, переносных значений слов и т.д. при работе по сериям картинок, обсуждении проблемных ситуаций. 

Обогащение знаний и представлений об окружающем — важнейший источник развития речи детей.

 

Развитие познавательных интересов.

Развитие познавательной активности. 

Совершенствование словообразования и словоизменения (грамматический строй речи):  

-суффиксальный способ;  

-префиксальный способ;  

-словосложение;  

-омонимия;  

-образование грамматических форм одного и того же слова, выражающих его отношение к другим словам (падежные конструкции);  -сопоставление грамматических форм глагола

(число, лицо, род, время);

 -формулирование вопросов и ответов на них; - образование однокоренных слов. 

Обеспечение частого повторения в речи взрослых и детей сложных грамматических форм и грамматических конструкций.

Развитие образной стороны речи:  

  • уточнение оттенков смысла различных слов (лес - лесок - лесочек);  
  • толкование фразеологизмов, образных выражений, иносказаний;  - образование новых слов путем словосложения (теплоход, чернозем);  -включение всевозможных образных слов и выражений в практику речи (в игру, предметную деятельность, коммуникацию). 

Использование в учебной речевой деятельности словаря, наработанного воспитателями в процессе ознакомления детей с окружающим и предметным миром:  - овладение названиями предметов, явлений; их свойств и признаков; рассказ о них;  - включение обобщающих понятий в объяснительную речь;  

-знакомство со словами-омонимами;  

-дифференциация синонимов (сосуд для питья

— стакан, кружка, чашка и др.);

  • подбор эпитетов;  
  • использование антонимов, в упражнениях на противопоставление;  

-расширение глагольного словаря; -различение слов, обозначающих часть и целое 

Продолжение работы по обогащению и накоплению словаря по лексикотематическим циклам.

 

Создание условий для активизации словарного запаса детей: развитие умения использовать в свободной речи синонимы, обобщающие понятия, антонимы, слова разных частей речи точно по смыслу.  

 

Проведение словесных игр, направленных на формирование семантических полей.

 

Продолжение работы по развитию ритмикослоговой структуры слов. 

Заучивание скороговорок, проговаривание трудных слов с одновременным отбиванием ритма, использование различных игр-

диалогов и т. д. 

Закрепление навыков диалогической речи в различных играх (подвижных, речевых, настольно-печатных, сюжетно-ролевых, играх-драматизациях); в пересказах художественных текстов; в общении со взрослыми и сверстниками.

Обучение рассказыванию; активизация речевого Опережающая работа по формированию высказывания, совершенствование его навыков составления рассказов:  

содержательной и языковой стороны; знакомство -интонационное выделение первого, с правилами объединения отдельных центрального и конечного предложения предложений в единое связное целое; развитие короткого рассказа;  

мотивации речевой деятельности. -заполнение схемы (начало, середина, конец

Совершенствование умения составлять рассказы: рассказа) различным содержанием;  

  • рассказы-описания; -уточнение характеристики персонажей и их
  • рассказы по серии картинок;  действий;
  • рассказы по сюжетным картинкам; -включение в рассказ диалогов действующих
  • пересказы художественных текстов; лиц;  
  • пересказы с разнообразными заданиями (от -использование графического плана, различных первого лица, с изменением времени - и т. д.);  таблиц, схем, символов и пособий для - рассказы с элементами творчества;  наглядного моделирования сюжета 
  • сочинение сказок 

Практические упражнения по распространению предложений путем введения однородных членов, по построению г ложных предложений разных видов. 

Периодическое проведение контрольных занятий (по мере необходимости). 

Повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей на каждом этапе коррекционного процесса. 

Четкая формулировка заданий по закреплению речевого материала, запись заданий в «Тетради для вечерних занятий воспитателя с детьми». 

Освоение с детьми всех видов деятельности, предусмотренных программой воспитания и обучения детей в детском саду, с одновременным решением задач по коррекции речи и психических процессов. 

Продолжение работы по формированию у детей коммуникативных умений (полноценное речевое общение). Четкое взаимодействие в решении организационных вопросов. 

  • составляет расписание занятий;
  • дает рекомендации по организации в группе предметно-развивающей среды в соответствии с коррекционными задачами;
  • использует фронтальные, подгрупповые и индивидуальные формы работы для осуществления коррекционных задач;  
  • привлекает родителей к коррекционной работе (консультации и практические советы, показы открытых фронтальных занятий, демонстрация

приемов и упражнений по закреплению речевых навыков детей и т. д.);  

  • направляет детей при необходимости на консультации к специалистам (психологу, невропатологу, детскому психиатру, массажисту и др.). 
  • обеспечивает соблюдение режима дня - (организация смены деятельности детей, пребывания их на воздухе, оздоровительных мероприятий, коррекционной работы, досуга и т. д.);
  • обновляет предметно-развивающую среду в соответствии с очередным этапом коррекционной работы;  
  • -создает условия для воспитания общего и речевого поведения детей; - осуществляет ежедневную связь с родителями через индивидуальные контакты (беседы, сообщения об успехах или затруднениях детей, ответы на вопросы, объяснения и т. д.);
  • осуществляет контроль за выполнением рекомендаций специалистов. 

 

 

 

Октябрь 1 неделя   (02.10.-06.10)  Лексическая тема: Игрушки. 

1.

Развитие мелкой моторики «Магазин игрушек». 

 

Посмотрите в магазине все игрушки на витрине – хлопают в ладоши.

Заводные зайчики - поочередно загибают пальцы рук, начиная с большого пальца Куколки и мячики- 

Пушистые котята- Матрешки, медвежата –  

Все на полочках сидят – сжимают и разжимают пальцы рук С нами поиграть хотят – хлопки в ладоши.

2.

Массаж биологически активных точек лица «Городок игрушек».

 

Возле двух лесных дорог – поглаживаем лоб от середины к вискам.

Прямо на опушке – массируем указательными пальцами крылья носа.

Есть волшебный городок – растираем ладонями уши вверх – вниз. 

Где живут игрушки – гладим уголки губ по направлению к ушам.

3.

Развитие артикуляционной моторики

 

 

1.Упражнение на дыхание «Дышим носом с куклой Татой»  (педагог произносит текст, дети дышат: вдох носом, выдох носом) Дышим носом с куклой Татой:

Вдох – выдох, вдох – выдох.

Вместе нам учиться надо:

Носом – вдох, носом – выдох.

2. Массаж биологически активных точек  лица «Городок игрушек». Возле двух лесных дорог – поглаживаем лоб от середины к вискам. 

Прямо на опушке – массируем указательными пальцами крылья носа. 

Есть волшебный городок – растираем  ладонями уши вверх – вниз. 

Где живут игрушки – гладим уголки губ по направлению к ушам. 

3.Упражнения для язычка: 

«Лопаточка»--рот открыт широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

«Горка»--рот открыт, кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

«Трубочка»--рот открыт, боковые края языка загнуты вверх.

«Часики»--рот открыт, губы растянуты в улыбке. Кончик узкого языка попеременно тянется под счет педагога к уголкам губ.

«Качели»--рот открыт.

  1. Напряженный язык тянуть к носу (на верхнюю губу), затем к подбородку (на нижнюю губу).
  2. За верхние и нижние резцы.

«Футбол»--рот закрыт. Напряженный язык упирается то в левую, то в правую щеку.

«Лошадка» 

Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. «Грибок» 

Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке.

«Гармошка»

Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая язык, открывать и

закрывать рот.

«Моторчик»--«заводить» систематически после каждого мытья рук.

4.

Развитие фонетико-фонематических процессов 

 

  1. Упражнение «Кто скорее?» [Развитие навыков звукового анализа и синтеза.]

 А сейчас уже знакомая вам игра «Кто скорее?» Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Кто скорее сообразит, тот и получит фишку. У победителя должно быть фишек больше, чем у других. Г, а. Что получилось? го, ги, гу, гы 

  1. Игра «Разложи картинки». [Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [г]—[гь]) в словах).  

3.Развитие навыков звукового анализа (определение места звука «г» в слове).  

4. Звуковой анализ и синтез: кот, кит, дом, Дик. 

5.

Развитие лексико-грамматических процессов

 

 

1. Игра с мячом «Семейка слов».  (образование однокоренных слов).]

 Будем подбирать слова, похожие на слово игрушки, и бросать друг другу мяч. (играть, игрушечка, игра, игровой)

2.Игра «Чего не хватает?» (употребление существительных множественного числа в форме

родительного падежа).]                                                                                                                          

  1. Игра с мячом «Назови ласково».  (образование существительных с уменьшительноласкательными суффиксами).
  2. Игра «Четвертый лишний». [Развитие зрительного внимания и восприятия, мышления, связной речи.]

6.

Развитие связной речи

 

 

 1. Игра «Отгадай-ка» Составление  загадок-описаний  по схеме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОКТЯБРЬ 2 неделя  (09.10-13.10.) Лексическая тема: «ОСЕНЬ».  1.Упражнение на дыхание: «Дождик»--И.п.:  

  1. — попеременно выставлять прямые руки вперед — «ловить капли» (вдох);  
  2. — на выдохе произносить: « Кап-кап-кап!»;  
  3. — попеременно выставлять прямые руки вперед — «ловят капли» (вдох);  4 — на выдохе произносить: «Так-так-так!». Повторить 3—4 раза.  

2. Массаж биологически активных точек лица 

«Осенью» Вдруг закрыли небо тучи - ребром ладони растирают лоб Начал капать дождь колючий – кончиками пальцев массаж щек. Долго дождик будет плакать - массажируем ушки. Разведет повсюду слякоть – кулачками потирают крылья носа.

 3.Упражнения для язычка:  

Наступила осень пора сбора грибов. Язычок, взяв большую корзину (упраж. «Чашечка»), отправился в лес. По дороге в лес увидел «Ручеек»-(холодная струйка воздуха «стекает» посередине широкого языка, кончик которого упирается в основание нижних передних зубов; губы раздвинуты в улыбке.) Язычок подставил ладошку и почувствовал, какая холодная вода в ручейке. (Дети подставляют ладошки под подбородок; взрослый проверяет правильность выполнения упражнения каждым ребенком: «А какая вода в твоем ручейке?») Язычок долго ходил по лесу и наконец вышел на поляну. Увидел на ней много-много грибов. (Упражнение «Грибок»--широкий язык «присасывается» к нёбу, по форме он напоминает шляпку гриба, а подъязычная уздечка ножку гриба.)  Язычок перебегал от одного гриба к другому, приговаривая: «Вот лисичка, вот свинушка, а это мухомор...» и т. д. (То же самое делает педагог, по очереди подходя к каждому ребенку.) Набрав полную корзину грибов, Язычок услышал звук мотора. (Упр.«Моторчик»)-во время длительного произнесения звука: д-д-д-д за верхними зубами быстрыми движениями чистым прямым указательным пальцем сам ребенок производит частые колебательные движения из стороны в сторону. Язычок поднял голову и увидел в небе пролетающего вертолета. Язычок помахал ему и вернулся домой с урожаем.

 

Инструкция воспитателя

Выполняемые действия

1. Развитие общей моторики

Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

 

Льют дожди, и нет просвета, Затерялось где-то лето!

Идут по кругу, взявшись за руки.

Руки на поясе, поднять правую ступню, затем левую ступню.

Поднять руки, делая взмахи кистями.

Смотрят по сторонам в «бинокль».

2. Беседа 

-вспомнить с детьми, какое сейчас время года, назвать осенние месяцы по порядку;  

-обратить внимание детей на то, какие изменения произошли в живой и неживой природе; -сравнить природу ранней и поздней осенью;  

-рассказать о том, что происходит с деревьями осенью, как звери и птицы готовятся к зиме;  

-вспомнить названия перелетных птиц, почему они так называются;  

-во время прогулки обратить внимание ребенка на оставшиеся цветы и на то, как осенью распространяются семена растений;  

-объяснить, почему облетают листья с деревьев; почему утром есть ледок, а днем он тает;  -перечислить как можно больше признаков осени;

3. Развитие мелкой моторики

Дождик, лей, лей, лей! На меня

И на людей.

Потряхивания кистями обеих рук.  

Прижать ладони к груди.

Обе руки вытянуть вперёд.

Сядем мы под грушкой И накроемся подушкой.

Руки положить на бёдра.

Скрестить ладони на голове.

4. Развитие фонетико-фонематического восприятия

1.Упражнениение «Прохлопай слова».  

Упр-ие в передаче ритмического рисунка слова.

  1. Дифференциация слов «Кто это? Что это?»  
  2. Звуковой анализ и синтез гласных сочетаний (ау, уа, аио, уои и.п.)  

а) Выделение первого звука.

б) Выделение последнего звука.

в) Определение количества звуков в звукосочетании.

5. Развитие лексико-грамматического строя речи

  1. Подобрать слова, отвечающие на вопросы что делает? Что делают?  

Осень что делает? (приходит, наступает, начинается…) Птицы что делают? (улетают…) Дождь? (идёт, капает, стучит…)  Тучи?  Трава?  Ветер?  

  1. Подобрать признак к предмету по теме «Осень»

Солнце осенью какое? (тусклое…) Листья осенью какие? (жёлтые, красные, коричневые)  Трава осенью какая? Небо осенью какое? Дождь осенью какой? Ветер? День? Земля?  

  1. Подобрать слова, отвечающие на вопросы «что делает?», «что делают?» по теме «Осень».

Например: осень (что делает?) приходит, наступает, начинается... птицы — ... тучи — ... животные-... ветер — ... дождь — ... трава — ... деревья — ... листья — ...

  1. Игра «Подбери признак» по теме «Осень». Например: солнце (какое?) тусклое... листья — ... небо — ... земля — ... облака — ... трава — ... дождь — ... день — ... ветер — ...

6. Развитие связной речи

  1. Составить описательный рассказ об осени с использованием мнемо-схемы.
  2. Отгадывание загадок по лексической теме.

3.Чтение стихотворений   об осени.

 

 

 

 

   

Октябрь 3 неделя   (16.10-20.10)  Лексическая тема: Овощи. Огород. 

1. Развитие мелкой моторики  «Овощи». 

Вырастала репка желтая и крепкая         стучим кулачок о кулачок

Перед домом свекла                                  поочередно сжимаем руки в кулачки

 Смотрит прямо в окна                              соединить кончики пальцев с большими пальцами                                                                       обеих рук «бинокль».

И морковки урожай                                  потереть ладонь о ладонь

Сладкой, сочной – собирай!                     выполнить движение «фонарики». 

2. Массаж биологически активных точек лица «Огород».

   Огород у нас в порядке — кончиками пальцев массаж щек.

Мы весной вскопали грядки - ребром ладони растирают лоб 

Мы пололи огород,         -        массаж мочек ушей

  Поливали огород.          -    постукивание подушечками пальцев по лицу. 

3. Развитие артикуляционной моторики 

1.Развитие речевого дыхания и голоса «Разговоры овощей». Произносить слоговые сочетания от имени Помидора (хвастливо) и Огурца (обиженно). Помидор хвастается перед Огурцом тем, что он красный, красивый: «Папу, пы-по!» Огурец: «Пы-бы, по-бо». Кабачок говорит Баклажану, что ему надоело лежать на грядке: «То-ты-ту». Произносить «Ох!», «Ах!», «Ух!» шепотом, тихо и громко от имени дедушки и бабушки.  

2. Массаж биологически активных точек лица «Горох». В магазине жил горох – массируем щеки круговыми движениями. Закричал горох: «Ох – Ох!» - массируем уши движениями сверху вниз.  Тут я, детки, посмотрите, на конфеты не глядите – массируем внешние уголки глаз Ну, скорей меня купите – нажимаем на крылья носа указательными пальцами. От конфет ведь пользы нет – указательными пальцами массируем уголки губ Я нужней, чем сто конфет! - прижимаем ладони к щекам.  

3.Упражнения для язычка:  

1.Пришли дети в огород, от удивления открыли рот, увидев огромную тыкву. Упражнение «Тыква»широко открыть рот, удерживать под счет до «5-6».  

  1. «Толстячки — худышки». Изобразить овощи на грядке. Арбузы, тыквы, кочаны капусты — «толстячки»; лук, чеснок, стручок гороха и другие — «худышки».  
  2. «Лопата». «Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты». Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии. 4. «Копаем картошку». Кончик языка поднимать и опускать, закрывая то верхнюю, то нижнюю губу.  

5.Кабачок, кабачок, покажи-ка свой бочок. Упражнение «Кабачок»--широко открыть рот, закрыть «широким» языком верхние зубы. Опустить язык за нижние зубы.  

  1. «Ровная грядка в огороде». Широко открыть рот, опустить язык за нижние зубы.  
  2. Игра «Я — не я». Опускать кончик языка за нижние зубы, губы в улыбке. Педагог произносит предложения: «Я люблю морковь», «Я люблю огурец», «Я люблю сырую картошку», «Я сварю компот из капусты» и т.д. Дети отвечают: «И я, и я!» или «Не я, не я!».

4. Развитие фонетико-фонематических процессов 

  1. Игра «Я найду слова везде…» - закрепить понятие «слово».
  2. Игра «Выдели звук». Выделять начальный звук в словах: окунь, окна, обруч, осень с дальнейшей характеристикой.
  3. Звуковой анализ и синтез слога ОП.
  4. Игра «Слушай, повторяй». Ап - оп - уп; уп - ап - оп. И т.д.

5. Развитие лексико-грамматических процессов

 

 1.Игра «Чего не стало?»- употребление существительных в форме Р.п. в ед. и мн. числе

2.Игра «Веселый мотылек»- употребление предлогов НА, С, ЗА, НАД

  1. Игра с мячом «Что делать?»- активизация словаря глаголов. Стр. 53
  2. Игра «Назови ласково» - ум. -ласк. суффиксы

5.Игра «1, 3, 5,». Согласование числительных с существительными: один помидор, три помидора, пять помидоров, и т.д.

 

6. Развитие связной речи

 

  1. Составление рассказов-описаний об овощах по схеме.
  2. Заучивание загадок об овощах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Октябрь 4 неделя  (23.10. – 27.10.)  Лексическая тема: Фрукты. Сад 

1.

Развитие мелкой моторики  «Мы делили апельсин». 

 

Мы делили апельсин – покрутить сжатым кулачком левой руки

Много нас, а он один – поднять указательный палец, остальные сжаты Эта долька для ежа – отогнуть мизинец левой руки,  Эта долька для чижа – отогнуть безымянный палец.  Эта долька для утят – отогнуть средний палец,  Эта долька для котят – отогнуть указательный палец,  эта долька для бобра – отогнуть большой палец.  

А для волка – кожура! - похлопать в ладоши.  

Он сердит на нас – беда!- соединить ладошки- лодочкой( пасть волка), постучать кончиками пальцев друг о друга  

2.

Массаж биологически активных точек лица «Огород».

 

Ба-ба-ба – на крыше труба - провести всеми пальцами по лбу от середины к ушам.

Бу-бу-бу - надо чистить трубу - кулачками массировать крылья носа.

Бы-бы-бы - валит дым из трубы - растереть ладонями ушки сверху – вниз. Всех зовем на новоселье - кончиками пальцев массируем щеки Начинается веселье – хлопаем в ладоши. 

3.

Развитие артикуляционной моторики 

 

1.Упражнение на дыхание: Вдох носом - повернуть голову влево. Увидели очень большое яблоко. Выдох ртом с произношением звука 0-0-0. Повернуть голову направо. Какая огромная груша! Вдох носом, выдох ртом.  

2. Упражнения для язычка: «Щечки-яблочки». Ваши щечки круглые как яблочки. Надуть обе щеки. «Спрячем сливу за щеку». Надувать попеременно то правую, то левую щеку. «Круглая виноградинка». Вытянуть губы вперед узкой трубочкой. «Банан». Улыбнуться, приподняв уголки губ вверх. Губы сомкнуты. «Язычок пролезает через щель в заборе в сад». «Широкий» язык с силой протискивается между зубами. «Колья забора острые — вот такие». Показать «острый» язык. По очереди высовывать то «широкий», то «узкий» язык. «Язычок-листок прикрыл яблочка бочок». Поднять язык вверх и закрыть верхнюю губу. Опустить вниз и закрыть нижнюю губу. «Качели в саду». В саду мы увидели качели.  

На качелях я качаюсь Вверх — вниз, вверх — вниз.  

Поднимаюсь, опускаюсь Вверх — вниз, вверх — вниз.  

Поднимать язык вверх и опускать вниз, высунув его изо рта. «Чашечка для сока».  

Сделать из языка «чашечку».  

«В Машину чашечку я налью апельсиновый сок, в Колину — яблочный, в Димину — сливовый. Какой сок налить тебе, Саша?

4.

Развитие фонетико-фонематических процессов 

 

  1. Игра «Ежик гуляет» - определение места звука (А, У, И- начало – конец слова)
  2. Упражнение «Прохлопай слова» (деление слов на слоги)
  3. Упражнение «Подбери букву к картинке» -закрепление гласных букв.
  4. Упражнение «Какое слово получилось?» (А,У), (И,А), (М,А), (М,А,К), (С,О,К). 5.  

5.

Развитие лексико-грамматических процессов

 

 

«Назови ласково». Яблоко – яблочко – яблочки; груша – грушка – грушки; лимон – лимончик - ...; апельсин – апельсинчик-...; мандарин – мандаринчик - ...; абрикос - ... - ...; вишня - ... - .;

банан -...- ..; дерево - деревце –деревца; сад – садик – садики; ветка – веточка – веточки.

«Один - много».

 Яблоко – яблоки – яблок;  

груша– груши –груш;  

слива – сливы – слив; персик - ... - ...; абрикос абрикосы –абрикосов;  и т.д.

«Бабушкин погребок». 

У бабушки Федоры в погребке сок из яблок - яблочный, джем из груш – грушевый, компот из слив – сливовый, варенье изабрикосов – абрикосовое, сок из апельсинов -..., лимонов -..., повидло из персиков - ..., фруктов - .., мандаринов.

«Назови, какое дерево». Дерево с яблоками –яблоневое – яблоня, ...грушами – грушевое – груша, ...сливами – сливовое – слива, ... персиками – персиковое - .., ... абрикосами – абрикосовое – абрикос, пальма с бананами –банановая.

«Скажи наоборот». Персик большой, а абрикос маленький; у яблока семечек много, а у сливы одна - косточка; апельсин круглый, банан длинный; лимон кислый, а персик сладкий; апельсин больше, а мандарин меньше.  

«Семейка родственных слов». Яблоко – яблочко – яблоки - яблоневый сад – яблоня – яблочный сок.

Сад –садик –садочек – садовник – садить – посадка. «Многозначность». Косточка (фруктовая – от вишни), Косточка (мясная - для собаки).

«Помоги Незнайке»: Исправь Незнайкины ошибки.

  • Бананы растут на кусте.
  • Груша растет в лесу.
  • Яблоко растет под кустом.
  • Персик растет на елке.
  • Абрикосы растут на яблоне.
  • Сливы растут в огороде. 

6.

Развитие связной речи

 

 

 1.Игра «Угадай-ка» (составление загадок-описаний о фруктах).

 2. Заучивание загадок о фруктах.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ноябрь 2 неделя  (06.11.-10.11.)  Лексическая тема: Деревья. Грибы. Ягоды.

 

1.

Развитие мелкой моторики  «Букет для мамы». 

 

Раз, два, три, четыре, пять                   загибать пальчики 

Будем листья собирать.                        сжимать и разжимать кулаки

Листья березы, листья рябины,

Листика тополя, листья осины,            загибать пальчики

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.               шагать по столу сред. и указ. пальцы.

2.

Массаж биологически активных точек лица «Огород».

 

Раз-два-три по дорожке мы пошли – растирают ладонями щеки вверх-вниз Ти-ти-ти – куда же нам пойти? – поглаживают лоб от середины к центру.

Ать-ать-ать- в лес отправимся гулять – оттягивают мочки ушей вниз.

Ать-ать-ать- будем прыгать и скакать – постукивают согнутыми пальцами по лицу.

3.

Развитие артикуляционной моторики

 

 

1.Упражнение на дыхание: «Вдыхаем запах леса» 

И.п.: о.с. 1-руки поднять вверх (вдох); 2-руки опустить вниз (выдох). Повторить 2-3 раза. 2.Упражнения для язычка: 

Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц.

 Шли-шли, к «Мишкиной берлоге» подошли. Широко открыть рот, показать, как зевает медведь, ему осенью хочется спать. Раскрывать и закрывать рот.

«Брусничка». Посмотрите, как много здесь брусники! Соберите полную ладошку брусники. Попробуйте ягоды на вкус, хорошенько прожуйте их. Имитировать жевание.

Упражнения для губ и щек. 

Нам радостно и весело в осеннем лесу, «улыбнемся друг другу и лесным обитателям». Улыбнуться (губы и зубы сомкнуты).

«Хомячок-толстячок». Показать, какие толстые щечки у хомячка, который несет в норку запасы. Надуть обе щеки одновременно. Хомячок высыпал зерно в норке. Втянуть щеки. «Белочка грызет орешки». Улыбнуться и постучать зубами.

Упражнения для языка. 

«Язычок в чащобе». Показать, как Язычок пролезает между густыми деревьями (зубами). Губы в улыбке. Медленно высовывать язык, покусывая его по всей поверхности.

«Пролезаем  через  бурелом». Губы в улыбке. «Широкий» язык с силой протискивается между зубами наружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка. Следы от зубов на языке — это тропинки в лесу.

«Мелькает беличий хвостик». Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый изо рта язык вправо и влево так, чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти и губы при этом неподвижны.

«Почистим зубки». Белочка угостила нас орешками. Мы их съели, сейчас «почистим» зубки. «Почистить» языком сначала верхние, затем нижние зубки. После этого проделать языком круговые движения. Следить, чтобы челюсти не двигались, губы не раздвигались.

4.

Развитие фонетико-фонематических процессов 

 

  1. Определение места звука (А,У,И- начало – конец слова)
  2. Упражнение «Прохлопай слова» (деление слов на слоги)
  3. Упражнение «Подбери букву к картинке» -закрепление букв. М, Т, П
  4. Упражнение «Какое слово получилось?» (А,У), (И,А), (М,А), (М,А,К), (С,О,К).                              

5.

Развитие лексико-грамматических процессов

 

 

  1. Игра «Назови ласково». Малина — малинка, черника, голубика, брусника, клюква. И т.д.
  2. Игра «Сосчитай». Одна лисичка, три лисички, пять лисичек; сыроежка, груздь, подберезовик.
  3. Игра «Почему так называется?» Объяснить смысл слов: подберезовик, подосиновик. 
  4. Игра «Иголочка — листик». Дифференциация: хвойные — лиственные деревья.                              

5.Игра «Где малинка»- употребление предлогов НА, В, ПОД (ПАД).                                                 6. Упражнение «Соберем семейку». [Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов).] Гриб, лес.

6.

Развитие связной речи 

 

 1.Составление описательных рассказов о ягодах и грибах.

 2. Заучивание: На кустах и на кусточках,  

                         На больших болотных кочках

Ягоды растут в лесу,  Быстро зреют на весу.

Н. Нищева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ноябрь 3 неделя  (13.11.-17.11.)  

Лексическая тема: Перелетные и водоплавающие птицы.

 

1.

Развитие мелкой моторики  «Стаи летят на юг». 

 

Перелетные птицы, птицы перелетные       Дети двигают кистями перекрещенных руки вверх-вниз. 

В стаи собираются, В края теплые летят   Сжимают пальцы рук в кулаки

До весны прощаются                                    Двигают кистями перекрещенных рук вверх – вниз. Гусиные, утиные – К югу все они летят,  Здесь замерзнуть не хотят.  

Как наступят холода – Не найдется им еда.   Перечисляя птичьи стаи, дети загибают по очереди пальцы на руке

2.

Массаж биологически активных точек лица «Дождик».

Дети встают друг за другом «паровозиком» и выполняют следующие движения. 

 

Дождь! Дождь! Надо нам Расходиться по домам.                 Хлопки ладонями по спине

Гром! Гром, как из пушек. Нынче праздник у лягушек.      Поколачивание спины ладошками Град! Град! Сыплет град! Все под крышами сидят.             Постукивания спины ладошками 

Только мой братишка в луже                                                  Поглаживание спины ладошками.

 Ловит рыбу нам на ужин.                                               Дети поворачиваются на 180% и делают массаж   еще  раз 

3.

Развитие артикуляционной моторики 

 

1.Упражнение на дыхание: 

«Улетают птицы»--И.п.: ноги слегка расставлены, руки опущены. 1- глубокий вдох; 2-медленный выдох, произносить: «На ю-у-у-у-г!». Повторить 3-4 раза. 2.Упражнения для язычка: 

Упражнения для жевательно- артикуляцнонных мышц 

«Голодные птенчики». Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) произносить слоги: «Ам-ам-ам-ам-ам».

«Птенчики глотают пищу». Сглатывание слюны.

Упражнения для щек и губ 

«Клювы разных птиц». Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед. «Мама-птица прогоняет от птенцов куницу». Всасывать верхнюю губу под нижнюю, а потом резко выбрасывать ее при раскрытом рте (чмоканье).

Упражнения для языка 

«Птенчики ждут пищу». Сделать из языка «чашечку» и удерживать ее под счет до «шести». «Очень вкусная пища!» Присасывать «широкий» язык к нёбу, затем произносить звук а-а-а. «Аист». Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта удерживать под счет до «шести— восьми».

4.

Развитие слухового внимания.

 

1.Подобрать слова, в которых звук Г находится в середине слова. Подобрать слова, в которых звук Г находится в конце слова.  

2.Игра «Хлопай — топай». На слова со звуком Г — хлопаем, со звуком Гь — топаем.  

3. Игра: «Улетают—не улетают». Когда дети слышат название перелетной птицы — машут руками словно крыльями. Когда дети слышат название зимующей птицы, они обнимают себя руками (согревают).

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

Развитие лексико-грамматических процессов 

 

1.Подбери признаки (не менее трех признаков): ласточка – проворная, быстрокрылая, заботливая, белогрудая, забавная… (для трех птиц)  

  1. Подбери действия (не менее трех действий): ласточка – летает, щебечет, строит гнездо, выводит птенцов, заботится, добывает корм… (для трех птиц)  
  2. Образуй признак (от предметов): лебедь – лебединая … соловей — … журавль — … утка — … птица — ….  
  3. Назови птенцов: грач – грачонок… утка — … кукушка — …скворец –
  4. Один – много (множественное число): лебедь – лебеди , птица — … грач — …, скворечник — … , журавль — … , соловей — … , перо – … , аист — … , клюв — …  
  5. Есть – нет (родительный падеж): лебедь – нет лебедя , птица — … , грач — … , скворечник — …, журавль — … , соловей — …, перо – … , аист — …, клюв — …  

. Назови ласково Птенец — птенчик перо — перышко голова — головка, головушка соловей — соловушка шея — шейка крыло — крылышко скворец — скворушка гусь — гусек, гусенок

6.

Развитие связной речи 

 

1.Составление описательного рассказа о птице по мнемотаблице  

2. Составь предложение из слов: Скворец, тёплые края, прилетать. Гнездо, высиживать, грач, птенцы. Червяк, ласточка, птенцы, принести, голодные. Небо, летать, кричать, журавль, большой. Болото, утки, крякать, громко. Лебеди, стая, пруд, плавать, красивые.  3. Стих наизусть Скоро белые метели  

Снег подымут от земли.  

Улетает, улетели, улетели журавли.  

Не слыхать кукушки в роще.  

И скворечник опустел.  

Аист крыльями полощет -

Улетает, улетел... (Елена Благинина) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ноябрь 4 неделя (20.11-25.11)   Лексическая тема: Одежда.

Лексический минимум

Предметный словарь: полушубок, кожух, дубленка, шуба, куртка, пиджак, жакет, блуза, юбка, сарафан, пижама, жилет, костюм, свитер, джемпер, водолазка, карман, воротник, манжет, подол, пуговица, петелька, застежка, кнопка, пояс, молния, штанина, хлястик.  

Словарь признаков: ситцевый, полотняный, шерстяная, льняной, кожаная, шелковый, меховое, пуховой, вязаная, модельная, демисезонная, детская, мужская, женская, зимняя, летняя, школьная, уличная, домашняя.  

Глагольный словарь: ткать, прясть, шить, пришивать, ремонтировать, застёгивать, вязать, надевать, складывать, вешать, расстегивать, застёгивать, чистить, гладить, стирать, полоскать, выжимать, развешивать, отжимать, штопать, зашивать, вышивать, покупать, убирать. 

       

1.

Развитие мелкой моторики  «Одежда». 

 

Раз, два, три, четыре, пять –           Последовательно соединяют пальцы                                           Будем вещи мы стирать:              одной руки с пальцами другой руки.                                                 

Платье, брюки и носочки,                                                                                                                        

Юбку, кофточку, платочки.                                                                                                                       Шарф и шапку не забудем –                                                                                                                  

Их стирать мы тоже будем.            Кулачки имитируют стирку. 

2.

Массаж биологически активных точек лица «Наступили холода».

 

 

3.

Развитие артикуляционной моторики

 

 

Упражнения для мышц шеи

 Испачкали платье и рассердили маму. Прижать ладони к ушам. Наклонять голову из стороны в сторону с сопротивлением рук, произнося: «Ай-ай-ай-ай!» Выразить смущение.

Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц

 Стучит швейная машинка. Максимально часто открывать рот с произнесением слогов: «Ба-ба-

ба-ба-ба, бы-бы-быбы-бы, пы-бы-пы-бы-пы-бы»

Упражнения для губ  

Застегивание и расстегивание молнии. Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счет до «пяти» (застегнули молнию).  

Разомкнуть губы (расстегнули молнию). Большие пуговицы и маленькие пуговки.  Максимально округлить губы (большая пуговица), вытянуть губы узкой «трубочкой» (маленькая пуговка).

Упражнения для языка  Иголочка.  

Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «пяти-шести»).  

Воротник с широкими и острыми краями.  

Чередовать положения «широкого» и «узкого» языка. Положить «широкий» язык на нижнюю губу («круглый воротничок»). Вытянуть «острый» язык — «воротничок с острыми краями».  

Белье на ветру.  

Широко открыть рот и прижать кончик языка к верхним зубам, удерживать его в таком положении (под счет до «шести»).  Шитье на разных швейных машинках.  

Широко открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, боковые края прижать к коренным зубам и произносить: «Д-д-д-д-д» (шьем на электрической швейной машинке), «Т-т-т-тт» (шьем на ручной швейной машинке).  

Строчка.  

Кончик языка «иголочкой» ритмично касается верхней губы, начиная с уголка рта.

4.

Развитие фонетико-фонематических процессов 

 

Игра «Поймай слова со звуком [Г]» (гном, гусь, гром...)

Игра «Поймай слова со звуком [К]» (кот, мак, сок...) Где спрятался звук (начало, середина, конец) Повтори ритм!

// /// // // /// /// // // // // // /// 

5.

Развитие лексико-грамматических процессов

 

 

1. Игра «Чего не стало?» [Развитие зрительного восприятия, внимания, согласование прилагательного с существительным). (Не стало меховой шубы, шелковой блузки и т.п. 2. Игра с мячом «Подбери слова». (подбор однокоренных слов). - Встаем в круг. Будем передавать друг другу мяч и подбирать слова одной семейки, похожие на слово «одежда».

Одевать, одетый, одеваться, оденусь, надеть.                                                    3. Игра «Какой, какая, какое?» [Совершенствование грамматического стоя речи (образование относительных прилагательных). Развитие тактильной чувствительности.] Платье из ситца-ситцевое платье, шуба из меха-.., пальто из драпа-.., блузка из шелка-.. .                                                                        

4. Игра с мячом «Скажи наоборот». (подбор антонимов). В игре образуются пары антонимов: надевать - снимать, пачкать — стирать (чистить), мять — гладить, вешать (в шкаф) — доставать (из шкафа) и т. п.  Аналогично подобрать пары слов-антонимов, отвечающих на вопрос «Какой?» (теплый — легкий, новый — старый, мятый — выглаженный, чистый — грязный и т. п.).                                                                                                                   5.  Игра

«Четвертый лишний». [Развитие зрительного внимания и восприятия, мышления, связной речи.]

6.

Развитие связной речи

 

 

 1.Составление описательных рассказов по схеме.

 

Ноябрь 5 неделя  (27.11-01.12)   Лексическая тема: Обувь.

Лексический минимум

Предметный словарь: сапоги, валенки, ботинки, унты, сандалии, босоножки, туфли, кроссовки, кеды, тапки, шлепанцы, каблук, подошва, застежка, молния, голенище, язычок, шнурок,  стелька, ремешок, пятка, носок, замша, кожа, войлок, мех, сапожник, резина, щетка, фабрика.

Словарь признаков: кожаная, меховая, модельная, летняя, демисезонная, зимняя, мужская, женская, детская, обувная, домашняя, сапожная, резиновая, зимняя, удобная, сменная, спортивная.

Глагольный словарь: ремонтировать,  застёгивать, мыть, расстегивать, чистить, обувать, зашнуровывать, носить, ремонтировать, завязывать.

1.

Развитие мелкой моторики  «Обувь». 

 

Посчитаем в первый раз, сколько обуви у нас:        (попеременно хлопают в ладоши и стучат                                                                                          кулачками)                                            

Туфли, тапочки, сапожки, для Наташи и Сережки, (загибают поочередно все                               Да еще ботинки для нашей Валентинки.                    пальчики)                                                        

А вот эти валенки для малышки Галеньки. 

2.

Массаж биологически активных точек лица «Заинька в валенках».

 

Под высокой под сосной -  поднять руки вверх.

Скачет заинька босой, - гладим шею ладонями сверху – вниз.

А Зайчишка маленький, топает в валенках - поглаживаем уши сверху вниз Каблучками он стучит, - постукиваем кончиками пальцев по лицу.

На друзей своих глядит - массируем внешние уголки глаз.

3.

Развитие артикуляционной моторики

 

 

«Застегивание и расстегивание молнии на сапогах». Широко открыть рот; закрыть, крепко сомкнув губы.

«Иголочка». «Острый» язык вытянуть, как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении под счет до 6-ти.

«Чистим обувь». Плавно провести языком по верхним, затем по нижним зубам с внутренней стороны.

«Стучит каблучок». Рот открыть, улыбнуться. Широкий кончик языка прижать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком «оторвать».

Развитие дыхания и силы голоса.

«Шитьё обуви».

Шьем детскую обувь и напеваем песенки : 

Ля – ле- ли – лё – лю

Ли – ле ля – лю – лё

Шьем взрослую обувь и напеваем : 

Ла – ло – лу – лы - лэ Лы – ла – ло – лэ - ту

«Укололи пальчик». Вдох носом на плавном выдохе воспроизводить тихий длительный, монотонный звук «м – м – м.». мычать легко, свободно. Губы не напрягать, выдыхать экономно.

4.

Развитие фонетико-фонематических процессов 

 

1. Упражнение «Кто скорее?» [Развитие навыков звукового анализа и синтеза.]

 А сейчас уже знакомая вам игра «Кто скорее?» Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Кто скорее сообразит, тот и получит фишку. У победителя должно быть фишек больше, чем у других. Д, а. Что получилось? до,

ди, ду, ды 

2. Игра «Разложи картинки». [Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [д]—[дь]) в словах).  

3.Развитие навыков звукового анализа (определение места звука «Д» в слове).  

4. Упражнение «Составь предложение». [Развитие синтаксической стороны речи. Закрепление понятия предложение.] Составление предложений с предлогами: на, под, за, из-за, из-под 

5.

Развитие лексико-грамматических процессов

 

 

1. Игра с мячом «Семейка слов».  (образование однокоренных слов).]

 Будем подбирать слова, похожие на слово сапоги, и бросать друг другу мяч. Как можно назвать маленькие сапоги? - Сапожки. Как называют человека, который чинит обувь, сапоги? - Сапожник.

 Как называется крем для обуви, для сапог? - Сапожный. Как можно назвать очень большие сапоги? Сапожищи.                                                                                                                                

2.Игра «Чего не хватает?» (употребление существительных множественного числа в форме

родительного падежа).]  (сапог, ботинок и т.п.)                                                                                  

  1. Игра с мячом «Назови ласково».  (образование существительных с уменьшительноласкательными суффиксами).
  2. Игра «Четвертый лишний». [Развитие зрительного внимания и восприятия, мышления, связной речи.]

6.

Развитие связной речи

 

 

 1.Составление описательных рассказов по схеме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Декабрь 1 неделя  (04.12.- 08.12)   Лексическая тема: Зима. Зимние забавы.

Лексический минимум

Предметный словарь: приметы, месяцы, январь, февраль, март, снегопад, вьюга, буран, пурга, метель, гололёдица, снежинки, сугроб, снегопад, лыжи, санки, коньки, снежки, птицы, звери, кормушка, заносы, стужа, реки.  

Глагольный словарь: метёт, дует, завывает, летит, падает, кружится, морозит, воет, подмораживает, засыпает, искриться, чистят, сгребают, скользят, скрипит, сверкает.  

Словарь признаков: морозная, суровая, лютая, вьюжная, студёная, лёгкий, пушистый, блестящий, сверкающий, скрипучий, рыхлый.

 

1.

Развитие мелкой моторики «Мы во двор пошли гулять». 

 

Раз, два, три, четыре, пять - загибают пальчики, начиная с большого пальца                                 Мы во двор пошли гулять - «идут» указательным и средним пальчиками                   

Бабу снежную лепили – сложив ладони лодочкой «лепят».                                                              

Птичек крошками кормили –пальцы щепотью, перебирают ими (крошат)                                 

С горки мы потом катались -  ведут указательным пальцем  правой руки по ладони  левой

руки; меняют руку.                                                                                                                                

А еще в снегу валялись -  поворачивают ладошки.                                                                             

Все в снегу домой пришли -  отряхивают ладошки.                                                                        

Съели суп, и спать легли  - движения воображаемой ложкой; руки под щеку 

2.

Массаж биологически активных точек лица «Снег».

 

Как на горке снег, снег, - гладим кончиками пальцев лоб от середины к вискам, И под горкой - снег, снег. - массируем круговыми движениями щеки.                        

И на елке – снег, снег. - потягиваем мочки ушей вниз                                                                 И под елкой – снег, снег. - гладим кончиками пальцев уголки губ по направлению к ушам.          

А под снегом спит медведь.

Тише, тише … Не шуметь! - массируем виски круговыми движениями.

3.

Развитие артикуляционной моторики

 

 

1.Упражнение на дыхание: 

«Снег идет»-- И.п.: ноги вместе, руки подняты вверх.

1-плавно опускать руки (вдох носом); 2 – на выдохе произносить: «Ш-ш-ш!». Повторить 3-4 раза.

2. Артикуляционно-дыхательные и мимические упражнения. 

«Мороз трещит» [щщщщщщщщщщщщ] (громко, тихо)

«Ветер свистит» [сссссссссссссссс] (громко, тихо)

«Вьюга завывает» [уууууууУУУУУУУУууууу] (громко, тихо)

«Лошадка на санях детей катает» Поцокать широким язычком.

«Погреем ладошки» [хххххххххххх] (сильно, слабо).

3.Для челюсти «Окошко» «Окошко открывается и закрывается» - спокойное открывание и закрывание рта.

4.Упражнение для губ и щек 

«Снеговики радуются снегу и морозу». Надуть щеки. Веселое выражение глаз.

5.Упражнения для язычка: 

«Сосулька». Высунуть «острый» язык как можно дальше удерживать его в таком положении (под счет до «шести—восьми»).

«Санки-ледянки». Сделать язык «чашечкой».

«Горка для спуска». Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».

«Саночки». Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов.

«Ураганный ветер открывает и закрывает форточку». Рот открыт. Язык высунут изо рта.

Поднимать и опускать кончик языка

4.

Развитие фонетико-фонематических процессов 

 

  1. Упражнение «Кто скорее?» [Развитие навыков звукового анализа и синтеза.]

 Что получилось? Ва; во, ви, ву, вы (первый и последний звук) 

  1. Игра «Разложи картинки (подбери слова)».  Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [в]— [вь] в словах).  

3.Развитие навыков звукового анализа (определение места звука «в» в слове).  

  1. Звуковой анализ и синтез: кит, кот, дом.
  2. Игра с мячом «Раздели на слоги». [Совершенствование навыка слогового анализа слов. Развитие ловкости.]

5.

Развитие лексико-грамматических процессов

 

 

  1. Игра с мячом «Семейка слов».  (образование однокоренных слов).]

 Будем подбирать слова, похожие на слово снег и бросать друг другу мяч. (снежинка, снегурочка, снегопад, снежный, снегирь)

  1. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.

 Снег – много снега (зима, мороз, лед, звезда, день, узор, ночь, снежинка, снеговик, санки, буря, вьюга, стужа, холод, дерево, забава).

3.Упражнение «Большие и маленькие». (согласование   прилагательных с существительными в роде и числе, образование прилагательных и существительных с уменьшительными суффиксами). красные носы, а у маленьких снеговиков красненькие носики. У больших снеговиков черные глаза.    

4.Игра с мячом «Скажи наоборот».  (употребление антонимов).]

6.

Развитие связной речи

 

 

1. Пересказ «Зима»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Декабрь 2 неделя Лексическая тема: Мебель Лексический минимум:

 

Предметный словарь: стол, стул, кресло, шкаф, табуретка, диван, кушетка, кровать, стенка, буфет, этажерка, сервант, гарнитур, кухня, гостиная, фабрика, столяр, краснодеревщик, столешница, спинка, подлокотники, дверцы, ручки, дерево, дуб, береза, пластмасса, металл.  

Словарь признаков: деревянный, березовый, дубовый, металлический, детский, кухонная, пластмассовый, обеденный, сервировочный, узкий, мебельный, высокий, мощный, удобный, современная, громадная, домашний, спальная, низкий.  

Глагольный словарь: расставить, спать, сидеть, мыть, ремонтировать, лежать, чистить. 

1.

Развитие мелкой моторики « МНОГО  МЕБЕЛИ  В  КВАРТИРЕ »

 

Раз, два, три, четыре,                        (загибают пальчики на обеих руках)       

Много  мебели  в  квартире.            (сжимают и разжимают кулачки)                 

В  шкаф  повесим  мы  рубашку,     (загибают пальчики, начиная с большого) 

А  в  буфет  поставим  чашку              

Чтобы ножки  отдохнули,                                                                                                  

Посидим чуть-чуть  на  стуле.                                                                                                      

А  когда  мы  крепко  спали,                                                                                                          

На кровати  мы  лежали.                                                                                                                

А  потом  мы с котом                                                                                                                

Посидели  за  столом,                                                                                                                    

Чай  с  вареньем  дружно  пили.                (попеременно хлопают в ладоши                Много  мебели  в  квартире.                        и стучат кулачками). 

2.

Массаж биологически активных точек лица «Стол».

 

У стола четыре ножки,              поглаживаем лоб от середины к вискам 

По две с каждой стороны,         массируем основание бровей Но сапожки                                 поглаживаем уголки губ

И калошки

Этим ножкам не нужны.           Пощипываем щеки 

3.

Развитие артикуляционной моторики          

 

для губ

 -растянуть губы в улыбку,  

-широко открыть рот «пещеркой» и закрыть  для языка  

-положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счет от 1 до 5;  

-«Почистить зубки» (круговые движения языка);

 -«Вкусное варенье» - облизать губы языком (круговые движения);  -«Часики» - движения языка вправо-влево.  

-«Лягушка»- губы в улыбки, видны зубы.

1.Развитие речевого дыхания и силы голоса «Приколачиваем дверку к

шкафу». Произносить на одном выдохе: «Т-т-т-т-т-т, д-д-д-д-д. Та-та-та-та-да, ты-тыты-ды, тук-тук-тук». 2.Зрительная гимнастика «Мебель». 

Будем мебель называть:  

Дети глаза вверх.   

Кресло, стул, диван, кровать,    

Выполняют круговые движения.                              

Шкаф, комод и табурет.            

Смотрят влево – вправо. 

Я назвала всё, или нет?

Смотрят вперёд. 

3. Массаж биологически активных точек лица «Шкаф». 

Шкаф дремучий, шкаф из дуба – гладим лоб кончиками пальцев по направлению к вискам. 

В нем костюмы, платья, шубы – указательный и средний пальцы «вилочкой», массаж точек за ушами.

В нем еноты, лисы, волки – массаж уголков губ по направлению к ушам. 

И весь день в шкафу темно – круговыми движениями массируем кончиками пальцев щеки. 

Как в лесу или в кино – трем ладонь о ладонь и прикладываем ладони к щекам. 

4.Упражнения для язычка: 

«Столешница стола»--открыть рот, положить широкий язычок на нижнюю губу.

Удерживать в таком положении на счет до 5.

«Сиденье стула»--открыть рот, высунуть узкий язычок, приподнять его и удерживать в таком положении на счет до 5.

Чередовать упражнения «Столешница стола» и «Сиденье стула»--попеременно высовывать узкий и широкий язычок. Повторить 3-4 раза.

«Высокий шкаф»--высунуть язычок вверх и стараться им дотянуться до носа.

Удерживать язычок в таком положении на счет до 5.

«Диван»--приоткрыть рот, кончиком широкого язычка упираться в нижние зубы.

Верхними зубами слегка прижать язычок. Удерживать в таком положении на счет до 5.

4.

Развитие фонетико-фонематических процессов 

 

  1. Упражнение «Кто скорее?» [Развитие навыков звукового анализа и синтеза.]  Что получилось? Х,а; хо, хи, ху, хы; м,а,к; к,о,т; и,в,а, м,о,х. 
  2. Игра «Выбери картинки со звуком Х».  Развитие фонематических представлений  

3.Развитие навыков звукового анализа (определение места звука «Х» в слове).  

  1. Звуковой анализ и синтез: духи
  2. Игра «Сложи букву». [Закрепление пройденных букв]

5.

Развитие лексико-грамматических процессов

 

 

 1. Игра «Семейка слов» (образование однокоренных слов) Стол-столик, столовая, столешница, настольные.

2.Игра «Что без чего?» (употребление имен существительных с предлогом без).

3. Сказать, что ты сделал. (употребление предлогов)

Положить мяч: на стул, под стул, за стул, около стула, между стульями, перед стулом; поднять мяч над стулом. (Кровать, стол, шкаф) 4.Игра «Веселый счет». 

Один стул, два стула, три …, пять стульев. (Шкаф, стол, кровать, диван, полка, кресло).

5. Назови мебель из ...

Железа - (железная), кожи - ..., пластика-..., дуба -..., пластмассы - ..., металла - ..., сосны - ..., березы -...

6.

Развитие связной речи1. Составление описательных рассказов.

 

 

 

Декабрь 2 неделя Лексическая тема: Новогодний праздник

Лексический минимум 

Предметный словарь: снеговик, лыжи, коньки, снегокат, санки, каток, снежки, горка, лопата, хоккей, клюшка, вратарь, Снегурочка, Дед Мороз, маски, подарок, елка, украшения, праздник (Новый год, Рождество), хоровод.  

Словарь прилагательных: лыжный, быстрый, острый, скользкий, острый, новогодний, крещенские (морозы), подледная (рыбалка), липкий, зимний, праздничный.

 Глагольный словарь: кататься, лепить, скользить, приземляться, разгоняться, заливать, украшать, танцевать, праздновать, скрипеть (о полозья), катать снежный ком, сгребать, рубить (лед), веселиться.

1.

Развитие мелкой моторики « Зима» 

 

Мы во двор пошли гулять Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики по одному.)  

Мы во двор пришли гулять. Бабу снежную лепили. (Имитировать лепку комов.)  

Птичек крошками кормили, (Крошить хлебушек всеми пальчиками.)  

С горки мы потом катались. (Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.)  

А еще в снегу валялись. (Класть ладошки на стол то одной то другой стороной.)  

Все в снегу домой пришли, (Отряхивать ладошки.)  

Съели суп и спать легли. (Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку.) Н. Нищева

2.

Подвижная игра «Снег»

 

Мы бежим с тобой на лыжах, (изображают ходьбу)  Снег холодный лыжи лижет.

А потом – на коньках, (изображают бег на коньках)  

Но упали мы. Ах! (ложатся)  

А потом снежки лепили, (сжимают ладони)  

А потом снежки катили. (катят воображаемый комок)  

А потом без сил упали (ложатся) И домой мы побежали. (бег по кругу) 

3.

Развитие артикуляционной моторики

 

 

Упражнения для щек и губ  

Снеговики радуются снегу и морозу. Надуть щеки. Веселое выражение глаз. Грустные снеговики весной. Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд. Упражнения для языка 

Сосулька. Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «шести—восьми»).  

Санки-ледянки. Сделать язык «чашечкой». Горка для спуска. Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».

Саночки. Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя

челюсть не двигалась, губы не касались зубов.  

Ураганный ветер открывает и закрывает форточку. Рот открыт. Язык высунут изо рта.

Поднимать и опускать кончик языка Развитие речевого дыхания и голоса 

Вьюга. Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой ЯГОЙ. Воет вьюга: «Зз-з-з-з-з». (С усилением звука.) Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.) Тяжело стонут дубы: «М-м-м-м-м-м». (Громко, низким голосом.) Стонут березы: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.) Шумят ели: «Ш-ш-ш-П1-Ш-П1».

Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с».

1.Упражнение на дыхание: 

«Снежинка»--вдох через нос, длительный выдох через рот, следить, чтобы щеки не надувались. Сдуть «снежинки» с ладошки. Снежинка кружится, Снежинка летит. 

Ко мне на ладошку 

Снежинка спешит. 

2.Мимические упражнения: «Сердитый Мороз» Не боимся мы мороза! (Радостная улыбка.) Рассердился он на нас:

(Сдвинуть брови, насупиться.) 

«Заморожу, заморожу,

Заморожу вас сейчас!»

(Вытянуть губы трубочкой, ещё больше насупить брови, сердито потрясти головой.) 

«Дед Мороз выступает» 

Дед Мороз повеселел, (Весёлое выражение лица.) Улыбнулся, и запел.

(Улыбнуться и ртом движения, как во время пения.) 

Выступал Мороз у ёлки,

(Беззвучное артикулирование гласных.) 

Отморозил ей иголки…

(Горестно вздохнуть.) 

3.Упражнения для язычка «Зимняя сказка» 

Язычок приготовился слушать «зимнюю сказку».

«Лопата»- Он лёг на нижнюю губу, показывает какой он внимательный и послушный. - Очень хочется язычку послушать интересную зимнюю историю и от нетерпения он, то выглядывает, то снова прячется за зубы «Прятки».

  • Бегает язычок, ищет место поудобнее «Индюк».
  • даже прищёлкивает, так хочет поскорее услышать историю «Лошадка».  

Это было зимой, в конце декабря. На улице шёл снег, дул зимний ветер, который гонял снежинки.

«Зимний ветер»--рот закрыт, круговые вращения язычком сначала в правую сторону, затем—в левую.

«Мороз на дворе»--поднять язык за верхние зубы и постучать, произнося: «Тдд-т, тддтдд». Рот приоткрыт, зубы не смыкаются.

Заводить «моторчик» после каждого мытья рук.

 

4.

Развитие лексико-грамматических процессов

 

 

 «Назови ласково». Санки - …, елка - …, палки -…, снеговик - …, снежки -…, подарки -.., лопата - .., горка - …шар-.., звезда -.., лед -…, зима -.., погода -.., снежинка - …, «Семейка родственных слов» Снег - снежок, снежинка, снежки, снежный (ком), снегопад, Снегурочка, снеговик, снегирь, снеговик; Мороз -…, Лыжи – лыжник, лыжница, лыжня, лыжные (палки); Лед – ледок, льдинка, ледяной, подледный (лов)). «Кто пришел на праздник?» К нам пришли на праздник 2…3… 4… 5…(медведь, снегурочка, клоун, лиса, кукла, белка, зайчик).  

«Расскажу, что буду делать?». Употребление глаголов вформе будущего времени с частицей ся и без нее. На празднике я буду веселиться - повеселюсь - (буду кружиться – покружусь, буду радоваться – порадуюсь, буду петь – попою, буду танцевать – потанцую, буду смеяться – посмеюсь, буду шутить – пошучу, буду наряжаться – наряжусь, буду играть – поиграю, буду хвалиться …  

«Подбери признак к предмету»: елка (какая?) - нарядная, …; праздник (какой?) - …; елочныеигрушки (какие?) - …; подарки (какие?)- … «Кому, что нужно?»: лыжнику - …; хоккеисту - …; саночнику - …; конькобежцу - …, детям -…, «Из чего какая, какие?»: Горка из снега – снежная; дорожка изо льда - …; коньки из металла - …; лыжи из дерева - …; клюшка из пластмассы –  

«Закончи предложение». У Светы одни санки, а у двойняшек двое санок. У Светы одни лыжи, а у двойняшек две пары …. лыж. У Светы одни коньки, а у двойняшек две пары … коньков.  

Образование приставочных глаголов (по сюжетной картинке). С горки съехал, от горки отъехал, за куст заехал, к снежной бабе подъехал, лыжню переехал, к другу домой заехал, домой приехал.

5.

Развитие связной речи  

1. Составление описательных рассказов.

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя в подготовительной логопедической группе

В методической разработке  обобщен опыт по организации взаимодействия учителя - логопеда и воспитателя в процессе формирования коммуникативной деятельности дошкольников с нарушением речевого разв...

тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя 2 младшей группы

тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя 2 младшей группы...

тетрадь Взаимодействие логопеда с воспитателем

Тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя в подготовительной группе...

тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя

тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя...

Тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя

В тетради взаимодействия логопеда и воспитателя даны задания в соответствии с пройденным материалом...

Тетрадь взаимодействия логопеда с воспитателем (пример)

Для наглядности представлены два варианта оформления тетради...