Консультация для воспитателей "Моральный климат в семье"
учебно-методический материал (подготовительная группа)

     Воспитание - это сотрудничество, взаимодействие, взаимопонимание детей и взрослых. Каждая отдельная семья имеет большие или меньшие воспитательные возможности, то есть различные воспитательные потенциалы. И от этих возможностей зависит результат воспитания.Для полноценного развития детей, в семье должны складываться благоприятные отношения между родителями и детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klimat_v_seme.docx21.56 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Характер воспитания и моральный климат в семье»

     Воспитание - это сотрудничество, взаимодействие, взаимопонимание детей и взрослых. Каждая отдельная семья имеет большие или меньшие воспитательные возможности, то есть различные воспитательные потенциалы. И от этих возможностей зависит результат воспитания.Для полноценного развития детей, в семье должны складываться благоприятные отношения между родителями и детьми. Ребенок, растущий в атмосфере любви и взаимопонимания, имеет меньше проблем со здоровьем и трудностями обучения, он расте доброжелательным, общительным, и открытым, а нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем у ребенка (агрессивность, тревожность, лживость, а так же появляются комплексы.

     В каждой семье складывается определенная система воспитания, которая представляет собой целенаправленные воспитательные воздействия, которые осуществляются родителями для формирования определенных качеств и умений у детей. Совокупность способов общения с ребенком, методов и приемов воспитания, строгость родительского контроля и наличие эмоциональной поддержки определяют стиль семейного воспитания. Известно 3 основных стиля воспитания :

-авторитарный,

-демократичный,

-либеральный.

      Авторитарный стиль - родители требуют беспрекословного подчинения их воле и авторитету, требовательны к четкости выполнения приказов. Они контролируют все сферы жизни ребенка, ограничивая его самостоятельность и принимая за него все решения. Главными воспитательными методами являются требование, приказ и принуждение с жестким контролем, суровым запретом и физическим наказаниям. При этом отношение к ребенку эмоционально холодные, и очень редкие похвалы в его адрес. Это порождает у детей: враждебность, агрессивность и раздражительность, подозрительность, неуверенность в себе, нерешительность, пассивность и робость. Дети нередко замыкаются в себе, их общение с родителями нарушается, происходит отчуждение от родителей, возникает чувство своей незначительности и нелюбимости в семье. Ребенок из такой семьи редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении и часто сами жестоки.

    Сторонники демократичного стиля воспитания поощряют ответственность и самостоятельность своих детей, учитывают их интересы и желания, доверяют своему ребенку. Ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, родители общаются с детьми на равных и видят свою задачу в координации их действий и в оказании помощи. Они не приказывают, а просят о выполнении поручений, не ущемляя прав ребенка.

     Контроль, основанный на разумной заботе, способствует тому, что дети прислушиваются к объяснениям и просьбам родителей. Благодаря этому, в семье складываются теплые и дружеские отношения. Этот стиль воспитания способствует развитию у детей доброжелательности, самостоятельности, активности, инициативности, решительности и ответственности. По сравнению с другими детьми, они более уравновешены, открыты, общительны, дружелюбны, добры, уверены в себе, креативны, способны к сочувствию и сопереживанию. У этих детей развивается высокая самооценка.

     При либеральном стиле воспитания ребенок предоставлен самому себе. Он практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей, поскольку они уделяют ему мало времени, не вмешиваются в его дела, не интересуются его проблемами, предоставляют ему много самостоятельности. Такие родители отличаются низкой требовательностью и слабым контролем. Они не умеют или не желают заниматься воспитанием детей, их забота носит формальный характер.

     В семье наблюдается отсутствие эмоциональных связей, отчужденность, безразличие к делам и чувствам другого. Дети в таких семьях вырастают эгоистичными, конфликтными, агрессивными, непослушными, слабовольными, не уверенными в себе, импульсивными, чувствуют себя заброшенными и ненужными. Они не способны устанавливать прочные эмоциональные связи, учитывать интересы других людей, не готовы к ограничениям и ответственности, плохо социализируются в обществе. Наиболее оптимальным является демократичный стиль воспитания, при котором в ребенке ценится его самостоятельность, к нему проявляется доверие и уважение. А вот ослабление родительского контроля, как и его гипертрофия, способствует формированию пассивной и неуверенной в себе личности, а также нарушают процесс социализации ребенка в обществе. Для того чтобы исправить сложившуюся ситуацию, необходимо, чтобы родители осознали свои ошибки и стремились скорректировать свой стиль воспитания.

     Рекомендации для родителей, применяющих авторитарный стиль воспитания :

• откажитесь от приказов, угроз и физического наказания;

• не предъявляйте ребенку завышенных требований;

• замените приказы и требования, просьбами и предложениями;

• учитывайте интересы и желания ребенка;

• будьте немного уступчивее по отношению к ребенку;

• не ограничивайте самостоятельность ребенка;

• поддерживайте с ребенком теплые и доверительные отношения.

Рекомендации для родителей, использующих либеральный стиль воспитания :

• уделяйте больше внимания воспитанию своих детей;

• интересуйтесь их проблемами и успехами;

• оказывайте ребенку помощи в преодолении трудностей и решении проблем;

• чаще контролируйте поведение ребенка;

• создайте в семье атмосферу любви, тепла и доверия.

    Большое значение имеет согласованность родительских взглядов на воспитание. В полных семьях, родители иногда придерживаются различных стилей воспитания. Например, отец может быть достаточно авторитарным, а мать – заботливая и разрешающая.  Или одна бабушка говорит одно, другая другое, а родители придерживаются третьей тактики воспитания, требуя от ребенка взаимоисключающих форм поведения. Ребенок в этом случае не понимает, что на самом деле правильно, а что нет, он ни в чем не может быть уверен, а значит, не ощущает себя в безопасности. Из-за такого противоречивого воспитания, ребенок живет в состоянии психологического стресса, у него могут возникнуть неврозы или различные нарушения в поведении. Поэтому необходимо выработать единый стиль воспитания и придерживаться одной тактики поведения, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей. Важно, чтобы между родителями были гармоничные отношения. Тогда прийти к согласию по вопросам воспитания будет гораздо легче.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Психологический климат в семье"

Семья – сложная система взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на эмоцио...

Консультация для родителей: О ВЛИЯНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В СЕМЬЕ НА ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА

Все семьи очень разные. Как часто нам приходится наблюдать ситуации, когда ребенок бросается маме на шею, доверяет ей свои секреты, шепчет на ухо о своих неприятностях, а мама нежно гладит его по голо...

Консультация на тему "О психологическом климате в семье"

Родительская любовь - источник и гарантия эмоционального благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья....

Консультация для родителей на тему: "Психологический климат в семье"

Консультация для родителей "Психологический климат в семье"...

Психологический климат в семье. Консультация для родителей

Психологический климат семьи как фактор благополучия дошкольника...