Консультация для педагогов на тему: «Организация работы по ФЭМП в детском саду»
консультация

Федюшкина Елена Борисовна

Математика — один из самых сложных учебных предметов в школе. Об этом говорят и родители, и учителя, и сами ученики. А дошкольники? Они не знают, что математика — трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Наша задача — научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием и всегда верить в свои силы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_na_tem2.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов на тему: «Организация работы по ФЭМП в детском саду»

Математика — один из самых сложных учебных предметов в школе. Об этом говорят и родители, и учителя, и сами ученики. А дошкольники? Они не знают, что математика — трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Наша задача — научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием и всегда верить в свои силы.

        Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: общение ребенка со взрослыми и сверстниками в режимные моменты и организованная образовательная деятельность.

        Важнейшим средством формирования у дошкольников высокой

математической культуры, активизации обучения математике является эффективная организация и управление учебной деятельностью дошкольников в процессе решения различных математических задач.

        Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.

        Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время): началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации уже с дошкольного возраста, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. 

        Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения.         Формирование готовности к обучению в школе является важной задачей всей воспитательной работы с дошкольниками, направленной на их всестороннее развитие – физическое, умственное, нравственное, эстетическое. Одним из наиболее сложных предметов в школе является математика. К моменту поступления в школу дети должны усвоить относительно широкий круг взаимосвязанных знаний о множестве и числе, форме и величине, научиться ориентироваться в пространстве и во времени.         Основы математических знаний, необходимых ребенку в школе закладываются в дошкольном возрасте. Математические знания детям дают в определенной системе и последовательности. Практика обучения дошкольников показывает, что на успешность его влияет не только содержание предлагаемого материала, но так же форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность.         Современная программа по математике направлена на развитие и формирование математических представлений и способностей, логического мышления, умственной активности, смекалки, то есть умения делать простейшие суждений, пользоваться грамматически правильными оборотами речи.

        Полноценное математическое развитие обеспечивает организованная, целенаправленная деятельность, в ходе которой воспитатель продуманно ставит перед детьми познавательные задачи, помогает найти адекватные пути и способы их решения.

        Формирование элементарных математических представлений у дошкольников осуществляется на занятиях и вне их, в детском саду и дома.

        Занятия по формированию элементарных математических представлений у детей строятся с учетом общедидактических принципов: научности, системности и последовательности, доступности, наглядности, связи с жизнью, индивидуального подхода к детям и др.

        Во время ООД по ФЭМП в ДОУ решаются программные задачи:

1) образовательные – формировать знания, закреплять, упражнять,

2) развивающие – развивать умение слушать, анализировать, умение видеть самое главное, существенное, формирование приёмов логического мышления (сравнение, анализ, синтез) .

3) воспитательные - воспитывать у детей математическую смекалку, сообразительность, умение слушать товарища, аккуратность, самостоятельность, трудолюбие, чувство успеха, потребность добиваться наилучших результатов.

4) речевые - работа над активным и пассивным словарём именно в математическом плане.

        На занятиях по математике воспитатели используют различные методы:  (словесный, наглядный, игровой) и приемы (рассказ, беседа, описание, указание и объяснение, вопросы детям, ответы детей, образец, показ реальных предметов, картин, дидактические игры и упражнения, подвижные игры.

        Словесный метод в элементарной математике занимает не очень большое место и в основном заключается в вопросах к детям. Характер постановки вопроса зависит от возраста и от содержания конкретной задачи.

- в младшем возрасте – прямые, конкретные вопросы: Сколько? Как?

- в старшем –в основном поисковые: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Для чего?

        Практическим методам – упражнениям, игровым задачам, дидактическим играм, дидактическим упражнениям – отводится большое место. Ребёнок должен не только слушать, воспринимать, но и сам должен участвовать в выполнении той или иной задачи. И чем больше он будет играть в дидактические игры, выполнять задания, тем лучше усвоит материал по ФЭМП. 

        Дидактическая игра – это игровой метод обучения, направленный на усвоение, закрепление и систематизацию знаний, овладение способами познавательной деятельности незаметным для ребенка образом.

Дидактические игры можно классифицировать по обучающему содержанию познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношении детей, по роли воспитателя:

        Используя игры, педагоги учат детей преобразовывать равенство в неравенство и наоборот – неравенство в равенство. Играя в такие дидактические игры: как «Какой цифры не стало?»«Путаница»«Исправь ошибку»«Назови соседей» дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие как «Составь цифру»«Кто первый назовет, какой игрушки не стало?» и многие другие используются на занятиях с целью развития у детей внимания, памяти, мышления. В старшей группе детей знакомят с днями недели. Объясняют, что каждый день недели имеет свое название. Для того чтобы дети лучше запоминали название дней недели, их обозначают кружочком разного цвета. Проводят наблюдение несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это сделано специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели угадывается, какой день недели идет по счету: понедельник – первый день после окончания недели, вторник – второй день, среда – средний день недели и т. д. Детям предлагают игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности.

        Детей учат ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. Дети свободно выполняют задания типа: «Встань так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади – стул. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Таня, а сзади – Дима».При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: «Справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида» и т. д.

        В начале каждого занятия воспитатель проводит игровую минутку: любую игрушку прячут где-то в комнате, дети ее находят или выбирает ребенка и прячет игрушку по отношению к нему (за спину, справа, слева и т. д.)  Это вызывает интерес у детей и организует их к занятию.

        Для закрепления знаний о форме геометрических фигур с целью повторения материала средней группы, детям предлагают искать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивают«Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?» (поверхность крышки стола, лист бумаги) 

        Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.

        В дошкольных учреждениях педагоги накапливают интересный опыт работы по формированию элементарных математических представлений у детей с применением дидактических пособий, широко используемых во всем мире.

        Всё занятие по ФЭМП строится на наглядности. Неудачно подобранный наглядный материал отвлекает внимание детей, мешает усвоению знаний, правильно подобранный повышает эффективность обучения.

        В детском саду используют демонстрационный и раздаточный наглядный материал. Наглядный материал должен соответствовать определенным требованиям: Быть разнообразным на одном занятии, динамичным, удобным, в достаточном количестве. Предметы для счета и их изображения должны быть известны детям. И демонстрационный, и раздаточный материал должен отвечать эстетическим требованиям: привлекательность имеет огромное значение в обучении – с красивыми пособиями детям заниматься интереснее. А чем ярче и глубже детские эмоции, тем полнее взаимодействие чувственного и логического мышления, тем более интенсивно проходит занятие, и более успешно усваиваются детьми знания.

        Во всех возрастных группах занятия проводятся фронтально, т. е. одновременно со всеми детьми.

        Лишь во второй младшей группе,  в сентябре рекомендуется проводить занятия по подгруппам (6—8 человек, охватывая всех детей) чтобы постепенно приучить их заниматься вместе.         Количество занятий определено в так называемом «Перечне занятий на неделю», содержащемся в программе детского сада. Оно относительно невелико: одно (два в подготовительной к школе группе) занятие в неделю. 

В соответствии с Сан Пин длительность занятий: 15 минут во второй младшей группе, 20 мин – в средней группе, 25 мин. В старшей группе, до 25—30 минут в подготовительной к школе группе.

        Каждое занятие занимает свое, строго определенное место в системе занятий по изучению данной программной задачи, темы, раздела, способствуя усвоению программы развития элементарных математических представлений в полном объеме и всеми детьми. В работе с дошкольниками новые знания даются небольшими частями, строго дозированными «порциями». Поэтому общую программную задачу или тему обычно делят на ряд более мелких задач — «шагов» и последовательно реализуют их на протяжении нескольких занятий. Постепенность в усложнении программного материала и методических приемов, направленных на усвоение знаний и умений, позволяет детям почувствовать успехи в своей работе, свой рост, а это в свою очередь способствует развитию у них все большего интереса к занятиям математикой.

        Решению каждой программной задачи посвящается несколько занятий, и затем в целях закрепления к ней неоднократно возвращаются в течение года. Количество занятий по изучению каждой темы зависит от степени ее трудности и успешности овладения ею детьми. Поквартальное распределение материала в программе каждой возрастной группы на протяжении учебного года позволяет полнее реализовать принцип системности и последовательности.

        В летние месяцы занятия по обучению математике ни в одной из возрастных групп не проводятся. Полученные детьми знания и умения закрепляются в повседневной жизни: в играх, игровых упражнениях, на прогулках и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов по теме «Организация работы по музыкальному развитию детей в проектной деятельности»

Как организовать работу по музыке с использованием проектной деятельности...

Консультация для педагогов на тему: " Организация и проведение прогулки в детском саду"

В материале подробно изложены цели, задачи и структура прогулки в ДОУ....

Консультация для педагогов на тему: " Организация работы по самообразованию педагогов в ДО"

Познакомить педагогов с принципами построения работы по самообразованию....

Консультации для воспитателей на тему "Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду".

Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.Игра — один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное явление, о...

Консультация для педагогов на тему "Формы работы по ОБЖ в детском саду"

Цель: Формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.Задачи:1. Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах поведения в быту, социуме, природе;2. Формирование у д...

Консультация для воспитателей Тема: «Организация работы по ПДД в детском саду»

Актуальность проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна даже не всем взрослым. Ребенка интересует...

Мастер-класс для педагогов на тему "Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду", 2021г.

Организация сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста...