Консультация для педагогов на тему "Формы работы по ОБЖ в детском саду"
консультация
Цель: Формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Задачи:
1. Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах поведения в быту, социуме, природе;
2. Формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки;
3. Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_po_obzh.docx | 25.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 45
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
На тему:
«Формы работы по ОБЖ в детском саду»
Выполнила и провела:
Воспитатель:
Родина Татьяна Александровна
Одинцово, ноябрь 2019
Цель: Формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Задачи:
1. Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах поведения в быту, социуме, природе;
2. Формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки;
3. Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
Ребёнок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования, поэтому на взрослого человека
Период дошкольного развития можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается строительство и развитие всего дальнейшего — характера, способностей, навыков. Именно в этот интересный и сложный период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.
Понятие безопасности жизнедеятельности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.
Эффективные формы работы с детьми по данной теме:
- комплексные занятия;
- беседы;
- ознакомление с художественной литературой;
- беседы по иллюстрациям, сюжетным картинам;
- развлечения, досуги;
- игры (словесные, дидактические, подвижные, ролевые);
- экскурсии по ДОУ, по территории сада, за пределы участка;
- наблюдения;
- эксперименты и опыты;
- игровые тренинги;
- «минутки безопасности»;
- моделирование заданных ситуаций;
Литература заставляет ребенка задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни.
Примером для детей служат литературные произведения:
сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С.Я. Маршака, Е. Пермяк «Как Огонь Воду замуж взял»; Л. Толстой «Пожарные собаки»; С. Михалков «Дядя Степа»; Г.-Х. Андерсен «Сказка про спички»; Т. Нуждина «История спички»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Электрическая лампочка». - Б. Житков «Пожар». - Е. Хоринская «Спичка-невеличка»; М. Кривич «Где работает огонь»; Г. Остер «Вредные советы»; Б. Житков «Пожар в море» и др.
Наиболее адекватными поставленной задаче, как с точки зрения дидактики, так и с учетом психологических способностей дошкольников являются дидактические игры.
Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально самостоятельно использовать имеющиеся знания при решении мыслительных задач: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.
Основным средством ознакомления детей с правилами безопасности в быту являются дидактические игры такие как: «Четвертый лишний», «Хорошо - плохо», «Если случится беда?», «Что нужно для пожарного щита?» и др.
Игры дают возможность:
- познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления;
- учить различать потенциально опасные предметы;
- сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения;
- познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.
Важным моментом освоения дошкольниками знаний и умений безопасного поведения считаю ситуативно-имитационное моделирование.
Общение детей в игровых ситуациях, «проговаривание» правил поведения, имитация действий с потенциально опасными бытовыми предметами дают возможность формировать опыт безопасности в быту.
При изучении с дошкольниками правил дорожного движения следует учитывать три аспекта взаимодействия ребенка с транспортной системой города:
- ребенок – пешеход;
- ребенок – пассажир городского транспорта;
- ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, снегокат, санки, ролики и др.).
Работу по формированию основ безопасности у детей проводить, охватывая все виды детской деятельности, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность, реализовывал в играх, закреплял знания и умения на прогулке, ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной повседневной жизни, на практике за пределами дошкольного учреждения.
В группе можно оформить центр по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности, где имеются дидактические игры, изготовленные вместе с детьми, атрибуты для сюжетных и творческих игр, литература и наглядный материал для детей.
Вместе с детьми создать цикл альбомов детских рисунков по теме: «Что мы знаем о пожаре?», «Что мы знаем о правилах дорожного движения?», «Я – человек»; цикл альбомов с фотографиями о работе пожарных, о тренировках пожарных в ДОУ.
В своей работе можно использовать метод проектов.
Он актуален и очень эффективен. Использование метода проекта целесообразно потому, что:
во-первых, технология метода проектов, где отношения «ребенок-взрослый» строится на соучастии в деятельности, - это общение на равных. В проектной деятельности ребенок сталкивается с необходимостью проявлять свою самостоятельность, когда заявляет свои цели, озвучивая их; отстаивает свою точку зрения перед другими детьми, взрослыми; ищет компромисс, согласовывая свою цель, установки с другими;
во-вторых, в процессе проектирования ребенок может выступать не только как заказчик и исполнитель, но и как эксперт;
в-третьих, в совместной деятельности коллективные переживания сближают детей друг с другом и со взрослыми, способствуют улучшению микроклимата в группе;
в-четвертых, в результате общения со взрослыми ребенок удовлетворяет свои потребности в новых впечатлениях, в получении новой информации, удовлетворяет познавательные потребности, проявляя поисковое поведение в разных ситуациях.
Тематика проектов разнообразна, например: «Берегись бед, пока их нет», «Школа пешеходных наук», «Путешествие в большой мир» и др.
В процессе работы над решением задач методической темы широко использовать ИКТ. Применение компьютерной техники позволяет разнообразить образовательную деятельность, сделать её нетрадиционной, яркой, насыщенной, помогает использовать разные способы подачи нового материала. Использование мультимедийных презентаций даёт возможность наглядно продемонстрировать детям события и явления реальной жизни. С этой целью можно разработать цикл презентаций для занятий с детьми: «Пожар в лесу», «Кто работает с огнем», «Тело», «Убережем детей от беды», «Ознакомление детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения».
С целью обеспечения преемственности между детским садом и семьей по вопросу воспитания основ безопасности жизнедеятельности привлекать родителей к активному участию в педагогическом процессе, через:
- совместные рисунки, поделки для выставки;
- совместные рисунки для альбомов;
- дни открытых дверей;
- помощь в изготовлении атрибутов для игр;
- совместные развлечения и досуги;
- совместные прогулки;
- родительские собрания (групповые и общесадовские);
- индивидуальные консультации по запросам родителей;
- оформление стендов и родительских уголков;
- анкетирование;
- выставки детских работ с родителями;
- цикл консультаций и информационных бюллетеней «Один дома», «Домашние животные», «Как уберечь себя от пожара?», «Советы родителям», «Поведение в транспорте», «Весеннее половодье» и др.
Наряду с традиционными необходимо испоьзовать и инновационные методы работы. В первую очередь это метод проектной деятельности. Включение родителей в исследовательские и практикоориентированные проекты способствует вовлечению родителей в сферу интересов ребёнка, совместному поиску решения, достижению цели.
Реализуя принципы системности и последовательности обучения детей основам безопасности, работать в тесном контакте со всеми участниками педагогического процесса - воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, психолог, используя в работе следующие формы:
- совместное планирование;
- индивидуальные консультации;
- консультации для педагогов ДОУ;
- семинары-практикумы;
- открытые просмотры;
- развлечения, праздники.
Воспитание навыков безопасного поведения осуществляется на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственное восприятие.
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения в быту, социуме, природе должна вестись в детском саду в системе постоянно. Она входит логическим элементом во все виды детской деятельности для того, что полученные «теоретические» знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.
Эффективные методы освоения основ безопасности жизнедеятельности с детьми:
Метод сравнения
Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию. Например: детям предлагается изображения на картинках, дается задание отобрать предметы, которые будут нужны пожарному при тушении пожара и отобрать предметы, которые горят. Прием классификации способствует познавательной активности.
Метод моделирования ситуаций
Детей целесообразно научить составлять план- карту группы, участка детского сада, дороги в детский сад и др. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Задания типа «Составим план- карту групповой комнаты, отметим опасные места красными кружочками». Моделирование таких ситуаций: дым в группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод, что ты будешь делать? Подай ножницы правильно, нашел таблетку на полу, твои действия? Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения, применять полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Для развития воображения и творческого начала важно ставить детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач.
Например: нужно забить гвоздь, а молотка нет. Какой вариант решения задачи предложат дети? Они могут сказать, что можно попросить молоток у плотника. А если сегодня плотника нет, а работу надо сделать обязательно? Воспитатель всякий раз усложняет для детей задачу. Дети предлагают забить гвоздь предметом, который не подходит по материалу, по форме и т.д. Не следует спешить с подсказкой, очень полезно, чтобы дети проявили гибкость мышления и самостоятельно нашли правильный ответ.
Таким образом, воспитатель постоянно обращает внимание детей на разные предметы, вызывая интерес к их строению, функции, назначению и правила безопасного обращения с ними.
Метод повторения
На занятии он может выступать как ведущий метод или методический прием. От детей требуется умение повторить то, что они усвоили. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность
Метод экспериментирования и опыты
Дает ребенку возможность самостоятельно находить решения, подтверждение собственных представлений. Например, детям был задан вопрос: «Почему нельзя украшать елку свечами?» они отвечали, что это не красиво, что сейчас много красивых игрушек, а об опасности они не думали. Тогда поднесли к зажженной свече снежинку из бумаги, она начала дымиться и дети поняли, что свеча это не украшение, а опасный огонек, от которого может возникнуть пожар. Ценность этого метода в том, что он дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.
Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов ДОУ по проблеме: "Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи". Деловая игра.
В соответствии с Законом "Об образовании" и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьёй для...
Консультация для педагогов и родителей "Организация питания детей в детском саду в адаптационный период"
Это материал о питании детей в детском саду, о причинах отказа от еды, как подготовить малыша к питанию, о перекармливании....
Консультация для педагогов "Методы и приемы обучения речи в детском саду"
Консультация для педагогов "Методы и приемы обучения речи в детском саду"...
Консультация для педагогов ДОУ "Содержание центров науки в группе детского сада"
Огромное значение для развития ребенка имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом как поиск знани...
Консультация для педагогов Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду в контексте ФГОС ДОУ
Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду в контексте ФГОС ДОУ. Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку со...
ПЛАН профессионального становления молодого педагога первого года работы в должности «Воспитатель детского сада»
ПЛАН профессионального становления молодого педагога первого года работы в должности «Воспитатель детского сада»...
Семинар для педагогов "«Интерактивные формы работы с родителями в детском саду»"
В настоящее время проблема процесса взаимодействия педагогов и родителей в воспитательно-образовательном процессе, может быть успешно решена на основе единых подходов к планированию совместной деятель...