Проект "Широкая Масленица"
проект (старшая, подготовительная группа)
Стали забываться и уходят на второй план исконно русские праздники и обычаи. Каждый человек обязан знать свои истоки, обычаи и традиции своего народа. Россия, как ни одна другая страна богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Именно праздник выступал той культурной формой взаимодействия людей друг с другом, когда осуществлялась передача потомкам культурных традиции. Одним из таких праздников является большое народное гулянье - «Масленица». Празднование Масленицы способствует популяризации нашей национальной культуры.
Проект «Широкая Масленица».
Актуальность. Стали забываться и уходят на второй план исконно русские праздники и обычаи. Каждый человек обязан знать свои истоки, обычаи и традиции своего народа. Россия, как ни одна другая страна богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Именно праздник выступал той культурной формой взаимодействия людей друг с другом, когда осуществлялась передача потомкам культурных традиции. Одним из таких праздников является большое народное гулянье - «Масленица». Празднование Масленицы способствует популяризации нашей национальной культуры.
Проблема. Отсутствие интереса у дошкольников к изучению культурных традиций своего народа. Огромный воспитательный потенциал заложен в народных традициях, обрядах, произведениях устного народного творчества, музыке, где высвечены национальные идеи и гражданские ценности.
Цель: Возрождать интерес дошкольников к истокам русской культуры, традиционным народным праздникам.
Задачи:
• Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица».
• Приобщить всех участников образовательных отношений к традиции проведения народного праздника Масленицы.
• Воспитывать у дошкольников чувство патриотизма, основанного на русских традициях.
Автор проекта: старший воспитатель Маркова Н.В.
Тип проекта: творческий, групповой.
Сроки проведения: 11 - 17 марта 2024 год.
Участники проекта:
воспитанники средней, старших и подготовительных групп, воспитатели, музыкальный руководитель, учитель-логопед, родители.
Основная образовательная область: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Ожидаемый результат: Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
Создание атмосферы радости и приобщения к традиционному народному празднику.
Повышение познавательного интереса детей к родной истории.
Этапы реализации проекта:
Этапы | Задачи | Содержание | Группы | Ответственные |
Подготовительный | Постановка проблемы: А что такое Масленица?
| Подготовка материала об истории праздника, подобрать детскую и познавательную литературу, подбор хороводных и подвижных игр, картины, иллюстрации, фото и видеоматериал, музыкальный материал; информация для родителей о народном празднике «Масленица».
| Средние, старшие подготовительные группы | Старший воспитатель, воспитатели, специалисты, музыкальный руководитель |
Организационный | Познакомить с историей возникновения праздника, народными традициями.
Познакомить детей с народными хороводными и подвижными играми праздника Масленица
Познакомить детей с традиционными угощениями народного праздника
Знакомство детей с русскими народными играми – забавами, народными поверьями. Дать представление о русской тройке
Знакомство детей с русским фольклором, обычаями и приметами праздника
| Первый день: «Встреча» Беседы с детьми, о празднике Масленица на Руси (в старину и в наше время), о народных традициях, дидактические игры- «Широкая Масленица», «Сложи картинку» и др. Просмотр презентаций: «Как праздновали Масленицу в старину» «Календарь Масленицы»
Второй день: «Заигрыш» Беседы о русских хоровод-ных играх, рассматривание иллюстраций о проведении игр в старину. Проведение на прогулках народных подвижных игр: «Карусель», «Гори-гори ясно», «Ручеек», «Жмурки», «Горелки», «Золотые ворота», «Перезвон», «Ворон», «Как у дяди Якова», «Пугало» «Дрёма», «Стадо» и др.
Третий день «Лакомка» Беседы о проведении дня лакомки: «Любим мы блины». Рассматривание иллюстраций «Деревенская посуда». Проведение сюжетно-ролевых игр «Семья», кафе «Блинная».
Четвёртый день «Разгуляй» Самый весёлый день. Беседа “Вот мчится тройка удалая” Рассматривание репродукции картин, Б.М.Кустодиев «Масленица», Соловьев «Тройка»; чтение стихотворений рассказов о русской тройке. Проведение игр-забав: «Русская метла», перетягивание каната, бег в мешках «петушиный бой» и др. продуктивная деятельность: коллективное изготовление тряпичной куклы – «Масленки», кукол – оберегов составление коллажа «Весёлый праздник Масленица»
Пятый день – «Проводы Масленицы» Рассматривание игрушек народных мастеров раскрашивание русской матрешки; Чтение произведений русского фольклора, стихотворений о Масленице; Беседы о приметах и обычаях праздника. Развлечение «Широка Масленица» |
Средняя, старшие подготовительные группы
Средняя, старшие подготовительные группы
Средняя, старшие подготовительные группы
Старшие и подготовительные группы
Средняя, старшие подготовительные группы
|
Старший воспитатель, воспитатели возрастных групп
Старший воспитатель, воспитатели возрастных групп
Старший воспитатель, воспитатели возрастных групп
Старший воспитатель, воспитатели
Старший воспитатель, воспитатели
|
Формирующий | Формировать устойчивый интерес к культуре русского народа, семейным обычаям и традициям знание детьми устного народного творчества, песен, стихов, закличек, игр.
| Разучивание закличек: «Весна-весна красная»; «А мы Масленицу дожидались» и др разучивание русских народных песен, «Едет Масленица», «Блины», «Веснянка», «Ой, бежит ручьем вода»,. «масле-ничных» частушек; русских народных игр: «Тень, тень, потетень», «Ворон», «Как у дяди Якова»; «Пугало»; «Веселый бубен»; слушание пьесы П. И.Чайковского «Февраль. Масленица» | Средняя, старшие подготовительные группы
| Старший воспитатель, воспитатели, музыкальный руководитель |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_maslenitsa.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Широкая Масленица».
Актуальность. Стали забываться и уходят на второй план исконно русские праздники и обычаи. Каждый человек обязан знать свои истоки, обычаи и традиции своего народа. Россия, как ни одна другая страна богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Именно праздник выступал той культурной формой взаимодействия людей друг с другом, когда осуществлялась передача потомкам культурных традиции. Одним из таких праздников является большое народное гулянье - «Масленица». Празднование Масленицы способствует популяризации нашей национальной культуры.
Проблема. Отсутствие интереса у дошкольников к изучению культурных традиций своего народа. Огромный воспитательный потенциал заложен в народных традициях, обрядах, произведениях устного народного творчества, музыке, где высвечены национальные идеи и гражданские ценности.
Цель: Возрождать интерес дошкольников к истокам русской культуры, традиционным народным праздникам.
Задачи:
• Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица».
• Приобщить всех участников образовательных отношений к традиции проведения народного праздника Масленицы.
• Воспитывать у дошкольников чувство патриотизма, основанного на русских традициях.
Автор проекта: старший воспитатель Маркова Н.В.
Тип проекта: творческий, групповой.
Сроки проведения: 11 - 17 марта 2024 год.
Участники проекта:
воспитанники средней, старших и подготовительных групп, воспитатели, музыкальный руководитель, учитель-логопед, родители.
Основная образовательная область: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Ожидаемый результат: Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
Создание атмосферы радости и приобщения к традиционному народному празднику.
Повышение познавательного интереса детей к родной истории.
Этапы реализации проекта:
Этапы | Задачи | Содержание | Группы | Ответственные |
Подготовительный | Постановка проблемы: А что такое Масленица? | Подготовка материала об истории праздника, подобрать детскую и познавательную литературу, подбор хороводных и подвижных игр, картины, иллюстрации, фото и видеоматериал, музыкальный материал; информация для родителей о народном празднике «Масленица». | Средние, старшие подготовительные группы | Старший воспитатель, воспитатели, специалисты, музыкальный руководитель |
Организационный | Познакомить с историей возникновения праздника, народными традициями. Познакомить детей с народными хороводными и подвижными играми праздника Масленица Познакомить детей с традиционными угощениями народного праздника Знакомство детей с русскими народными играми – забавами, народными поверьями. Дать представление о русской тройке Знакомство детей с русским фольклором, обычаями и приметами праздника | Первый день: «Встреча» Беседы с детьми, о празднике Масленица на Руси (в старину и в наше время), о народных традициях, дидактические игры- «Широкая Масленица», «Сложи картинку» и др. Просмотр презентаций: «Как праздновали Масленицу в старину» «Календарь Масленицы» Второй день: «Заигрыш» Беседы о русских хоровод-ных играх, рассматривание иллюстраций о проведении игр в старину. Проведение на прогулках народных подвижных игр: «Карусель», «Гори-гори ясно», «Ручеек», «Жмурки», «Горелки», «Золотые ворота», «Перезвон», «Ворон», «Как у дяди Якова», «Пугало» «Дрёма», «Стадо» и др. Третий день «Лакомка» Беседы о проведении дня лакомки: «Любим мы блины». Рассматривание иллюстраций «Деревенская посуда». Проведение сюжетно-ролевых игр «Семья», кафе «Блинная». Четвёртый день «Разгуляй» Самый весёлый день. Беседа “Вот мчится тройка удалая” Рассматривание репродукции картин, Б.М.Кустодиев «Масленица», Соловьев «Тройка»; чтение стихотворений рассказов о русской тройке. Проведение игр-забав: «Русская метла», перетягивание каната, бег в мешках «петушиный бой» и др. продуктивная деятельность: коллективное изготовление тряпичной куклы – «Масленки», кукол – оберегов составление коллажа «Весёлый праздник Масленица» Пятый день – «Проводы Масленицы» Рассматривание игрушек народных мастеров раскрашивание русской матрешки; Чтение произведений русского фольклора, стихотворений о Масленице; Беседы о приметах и обычаях праздника. Развлечение «Широка Масленица» | Средняя, старшие подготовительные группы Средняя, старшие подготовительные группы Средняя, старшие подготовительные группы Старшие и подготовительные группы Средняя, старшие подготовительные группы | Старший воспитатель, воспитатели возрастных групп Старший воспитатель, воспитатели возрастных групп Старший воспитатель, воспитатели возрастных групп Старший воспитатель, воспитатели Старший воспитатель, воспитатели |
Формирующий | Формировать устойчивый интерес к культуре русского народа, семейным обычаям и традициям знание детьми устного народного творчества, песен, стихов, закличек, игр. | Разучивание закличек: «Весна-весна красная»; «А мы Масленицу дожидались» и др разучивание русских народных песен, «Едет Масленица», «Блины», «Веснянка», «Ой, бежит ручьем вода»,. «масле-ничных» частушек; русских народных игр: «Тень, тень, потетень», «Ворон», «Как у дяди Якова»; «Пугало»; «Веселый бубен»; слушание пьесы П. И.Чайковского «Февраль. Масленица» | Средняя, старшие подготовительные группы | Старший воспитатель, воспитатели, музыкальный руководитель |
Итоговый | Реализация проекта помогла расширить кругозор воспитанников об истории возникновения праздника, народных традициях, узнать о проведении масленичной недели через непосредственное участие в ней, обрели уверенность в себе, в умении мыслить, фантазировать. | Проведение итогового развлечения «Широкая Масленица» Создание альбома иллюстраций «Русский народный праздник» Картотеки: стихов о празднике и весне, народных подвижных игр-забав. Составление тематических коллекций - «Кукла своими руками» (тряпичные и другие) | Средние, старшие подготовительные группы | Старший воспитатель, воспитатели, музыкальный руководитель |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Масленица пришла" (Понедельник: "Встреча Масленицы") Сценарий развлечения для детей всех дошкольных групп ЧДОУ
В нашем ДОУ, как и принято на Руси, праздник длится всю неделю. Общее празднование начинается со Встречи Масленицы в понедельник в музыкальном зале детьми всех дошкольных групп. Я предлагаю Вашему вни...
Сценарий фольклорного праздника Масленица для детей дошкольного возраста "Масленица - Кривошейка. встретим тебя хорошенько!"
Фольклорный праздник для детей старшего дошкольного возраста, который состоит из двух частей. Одна проводится в зале. вторая - на улице. Персонажи: Скоморох, Зима, Весна. Чередование музыкальноигровог...
Сценарий на Масленицу «Эх, да Масленица» подготовительная группа.
Расширить и закрепить знания детей о народных праздниках. Приобщить детей к народным играм, песням, хороводам. Развивать ловкость, быстроту, внимание. Воспитывать у детей ин...
Стихи о масленице. Масленица в произведениях русского искусства.
Любопытные сведения о масленице можно почерпнуть в таких произведениях, как «Лето господне» (Иван Сергеевич Шмелев), «Петр Первый» (Алексей Николаевич Толстой). Уже давно стала...
Масленичная неделя в России: Традиции Масленицы.История Масленицы. Поделки на Масленицу. Наши рецепты. Блинная зарядка
В папке передвижке собраны интересные факты о Масленице, история праздника, традиции празднования на Руси, а также поделка на Масленицу - Солнышко и рецепты вкусных блинов....
Сценарий праздника Масленицы «Масленица, Масленица, дай блинком полакомиться»
Конспект развлечения «Масленица, Масленица, дай блинком полакомиться»...
«Масленица, Масленица, дай блинком полакомиться!"Праздник Масленицы для детей 3-4 лет.
♫ Появляется скоморохВанька:Здравствуйте, мальчишки, широкие штанишки!Здравствуйте девчонки, короткие юбчонки!Я – скоморох Ванька!Везде гуляю – все на свете знаю!Пришел к вам веселиться и ...