РЕЧЕВОЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
материал (подготовительная группа)

Для работы с детьми 5-7 лет сделана подборка речевых логических задач различной тематики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_logicheskie_zadachi.docx25.25 КБ

Предварительный просмотр:

В помощь воспитателю

РЕЧЕВОЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Что бабушка рассказала Саше?

На Новый год маленький Саша поехал с мамой к бабушке в деревню. Он никогда не был в деревне зимой и потому не узнал деревни, где отдыхал летом. Не было травы и цветов, деревья стояли голые. Все было покрыто снегом. Удивился Саша, побежал скорее в лес, где он собирал ягоды и грибы и слушал, как поит птицы. Но в лесу было тихо, не слышно было птиц, не видно зверей.

Тогда побежал Саша на речку, чтобы посмотреть, как резвятся рыбки, как прыгают лягушки и купаются утята. Но он не нашел речки, потому что кругом была белая поляна да снег.

Очень удивился Саша, стал спрашивать бабушку: «Куда делись цветы, трава, ягоды? Почему не поют птицы? Почему не видно зверей? Куда спряталась речка? Где все рыбки и лягушки?"

Бабушка посадила внука на колени и стала рассказывать Саше о зиме. Что же она ему рассказала?

Кто обедал в птичьей столовой?

Положил я в птичью кормушку ветку сушеной рябины. Прилетели маленькие серенькие птички (мы много видим их зимой в городе), хлеб склевали, а рябину не трогают. Смотрю, сели на кормушку другие птички. Грудка у них красная, хвост, концы крыльев и голова темно-синие, на крыльях по белой полоске. Ягод на ветке не осталось.

Что это были за птицы?

В понедельник к нам в столовую прилетели маленькие серенькие птички, которые любят хлебные крошки.

Во вторник к нашей кормушке прилетели птички с желтенькими грудками. Они очень любят лакомиться салом.

В среду и четверг прилетели небольшие пушистые птички с красными грудками и белой полоской на темно-синих крыльях. Они нахохлившись сидели и клевали ягодки рябины.

А в пятницу в птичьей столовой обедали большие птицы. Они бывают серые, белые, бело-черные, с пушистыми хохолками на голове.

Как называются птицы, которые обедают в птичьей столовой?

Где снежинки?

Даше понравились снежинки. Она принесла их в детский сад: смотрите, какие красивее!

А на рукавицах сместят капельки воды.

Где же снежинки?

Зимние братья.

Расскажу вам о зимних братьях. Их трое. Они очень похожи и все же неодинаковые.

Второй, средний, зимний брат начинает новый год. По его команде лютует стужа, трещат морозы, скрипит под ногами снег. Он разрисовывает окна разними узорами. Торопятся прохожие, боятся его проказ -он может обморозить щеки, нос, уши. Когда приходит второй брат, стоит ясная погода, на небе ни облачка, а в морозном воздухе сверкают колючие иголки сухих снежинок.

Третий, младший, зимний брат любит метели, бураны, сильные ветры, крепкие мороз бывают только ночью, а днем начинает пригревать солнце. На солнечной стороне снег подтаивает, покрывается блестящей корочкой. Третий брат тоже любит снег, но его снег не такой, как у второго брата: мелькает, кружится пушистый снежок, будто летят одуванчики.

Угадайте, что это за зимние братья?

Как их зовут?

Расскажите о первом, самом старшем брате.

Волшебные льдинки.

Мой знакомый лесник рассказал мне про волшебные льдинки-сосульки. Было раннее утро. Солнце только поднималось. Вышел лесник на крыльцо и увидел, что с крыши свисают сосульки, большие-большие, прозрачные, как стекло льдинки.

До обеда был лесник по своим делам в лесу. Солнышко в это время высоко поднялось, ярко светит. Вернулся лесник, сел на крыльцо, на солнышке греется.

Вдруг ему за воротник        кап-кап, поднял он голову-нет сосулек. Только капельки воды с крыши капают. Удивился он, куда это сосульки делись. Подумал, покачал головой, да так и не придумал.

Расскажите, что это за капельки. Откуда они появились?

Куда сосульки делись?

Увидит ли он снова сосульки вечером?

Когда это бывает?

Еще на полях лежит снег. Еще упрямится зима, посылая на землю снег, ветер, холод. Но уже длиннее становится день, звенят светлое капели, бегут ручейки. От солнечного тепла снег потемнел, осел, начал таять. На крышах плачут сосульки, но почки еще не набухли.

Когда это бывает?

Что здесь случилось?

Недалеко от реки жил в лесу заяц. Ночью он бегал по лесу, обглядывал кору деревьев, а днем спал под своим любимым пеньком на опушке леса. Проснулся однажды заяц и видит, что кругом вода и лапы его мокрые. Забрался он на пенёк, под которым спал, а вода все прибывает. Уже половина пенька в воде стоит. Побежал заяц искать сухого места, а когда оглянулся, увидел, что пенек совсем скрылся под водой.

  - Откуда взялось столько воды? -подумал заяц, но так и не догадался. Расскажите, ребята, что здесь случилось?

Первые цветы.

На лесных полянках зацветают первые весенние цветы. Они такие нежные, на длинных тонких ножах-голубые шапочки пробиваются из-под снега.

Знаете ли вы, как они называются?

Почему деревья белые?

Пришла я к знакомому садовнику в гости. Вышли мы с ним в сад посидеть на скамеечке. А вокруг нас деревья белые-белые. Весна на дворе, солнце пригревает, а деревья будто снегом покрыты-белые стоят.

Кто догадался, в какой сад мы попали? Почему деревья белые?

Удивительные капельки.

На даче дети встали рано и сразу побежали на участок, где росли красивые цветы и трава. На каждом листике и цветке они увидели крупные и прозрачные, как бусинки, капельки воды. Они блестели, переливались на солнце.

-Что это такое? Как называются эти капельки воды?

В какое время дня они бывают? Останутся ли они на траве и цветах целый день?

Летом.

Погода стоит теплая, но большой жары нет. В садах цветут сирень, жасмин, акация, в лесу зацвела рябина. В воздухе вьется тополиный пух. Нарядны луга, лесные поляны. Все наряднее, крупнее, разноцветнее и душистее букеты лесных цветов: здесь и колокольчики, и ромашки, и васильки. В лесу цветет земляника, но ягод еще нет. Из птичьих гнезд вылетают птенцы- учатся летать.

Когда это бывает?

В каком месяце дета?

Кто где зимует.

Собрались насекомые на весенней полянке и стали рассказывать друг другу, кто как зиму проводит, бабочка крапивница сказала: «Я буду зимовать под крышей старого сарая, там есть теплая и уютная щель». ««А я», -сказал муравей, ...». «А мы...» -зажужжали пчелы, жуки; «А я-, зашуршала гусеница, -…»

Что сказали насекомые? Где они будут зимовать?

Про девочку Машу.

Проснулась утром Маша, посмотрела в окно и видит: вся улица стала белая. Оделась Маша побежала с Колей во двор и видит: двор стал тоже белым, посмотрела на крыши, на деревья - все белое, белое.

«Вон сколько да меня снега насыпало», - сказала Маша-, очень я снег люблю. Снег, снег мой, возьму его домой!  А Коля сказал: «Что ты, глупая, не бери снег домой, он дома растает. Давай лучше из снега зверей лепить».

«Давай, -говорит Маша-, сделаем мышку, сделаем мартышку, осла и теленка, козла и поросенка. Хорошо?»

Стали они лепить. Лепили, лепили и вот что налепили: мышку, мартышку, осла и теленка, козла и поросенка.

На другое утро проснулась Маша и кричит с кровати:

«Коля, вставай скорей, пойдем наших зверей смотреть...» Вышли они на улицу и видят: улица не белая, а серая, мокрая. С крыш капает, всюду лужи. Смотрят, где же звери?

«Ах, -сказала Маша-, куда же они делись?»

-Дети, а вы не догадались?

Разноцветные кораблики

Пришла я на пруд. Сколько разноцветных корабликов сегодня на пруду: желтые, красные, оранжевые. Все они прилетели сюда по воздуху. Прилетит кораблик, опустится на воду и тотчас по плывет. Много еще прилетит их сегодня, и завтра, и после завтра. А потом кораблики больше не будут прилетать и пруд замерзнет. Расскажите, что ото за кораблики плавают на пруду, в какое время года бывают такие кораблики?

О чем рассказал ежик.

Каждый по-своему готовится к зиме. Прыгает непоседа белка, собирает орехи, желуди, рассовывает их по дуплам, по древесным щёлкам, а если найдет на земле грибок, сорвет его и повесит сушить на дереве. Зимой ей это очень пригодится. Целый день работает белка и все посматривает на соседа -старого ежа, который к осени ленивым, неповоротливым стал, мало бегает по лесу, не ловит мышей, заберется в сухие листья да дремлет. «Что-то ты, еж, совсем разленился-, спрашивает белка. -Почему к зиме не готовишься, еды не запасаешь? Зимой есть нечего будет!»

Рассмеялся ёж и что-то тихо сказал белке, та с тихо, что я не расслышала, что еж сказал белке. Почему засмеялся, услышав её вопрос?

Книжка про осень.

Мама купила Саше новую книжку. В ней были три картинки. На первой деревья стояли с желтыми листьями. Такие же листья покрывали землю. Светило солнце, и деревья казались золотыми. Веселая была картинка.

На второй картинке листьев на деревьях было меньше. Небо затянули тучи, шел дождь. Грустная была картинка. А на третьей картинке почти все деревья стояли голые, только дуб не сбросил свою листву. Опавших листьев много на дорожках, под деревьями. В воздухе кружится и медленно падает на землю первый снег.

Как называется первая картинка? - спросил Саша маму и показал на первую. «Осень-, прочитала мама.

-А это, -показал Саша на вторую картинку.

«Осень-, о пять прочитала мама.

-A этo? спросил Саша про третью картинку

-Осень-, опять прочитала мама.

Почему про осень нарисованы три разное картинки?

Как разложить их по порядку: что раньше, что потом?

Что рассказал дедушка.

Аленушка встала рано, подбежала к окну, посмотрела на улицу.

Что такое? Вчера земля была черная, грязная, в лужах. Крыши домов были разного цвета-эта зеленая, а эта красная. А сегодня все кругом белое: и земля, и крыши, и деревья. Что такое, что случилось?

Обрадовалась Аленушка первому снегу, побежала гулять. Шагает по снегу, а он скрип-скрип под ногами, как будто что-то говорит ей, как будто на что-то жалуется. Тогда спросила Аленушке дедушку: «Деда, почему снег скрипит?»

Рассказал ей дедушка, а что рассказал, догадайтесь!

Золотой луг.

Мы жили в деревне. Перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это баю очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг-золотой.»

Однажды я встал рано удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый.

Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой.

Я стал наблюдать. К вечеру дуг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки как все-равно если бы у нас пальцы со стороны ладоней, были желтые и их, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое.

Утром, когда солнце взошло, я увидел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг снова стал золотым.

Почему одуванчики раскрывают и сжимают свои лепестки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые логические задачи

Ознакомление старших дошкольников с явлениями живой и неживой природы с использованием речевых логических задач....

Консультация для воспитателей «Использование речевых логических задач при ознакомлении детей с природой»

В консультации раскрывается значение речевых логических задач при ознакомлении дошкольников с природой....

Выступление на педсовете «Речевые логические задачи»

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи. Но это очень трудно и ответственная работа, требующих подбора наиболее действенных средств и мета обучения. Одно из таких средств – игра, ко...

Речевые логические задачи.

Речевая логическая задача – это рассказ-загадка, которая имеет особое значение  для развития речи, в частности монологической, тем самым совершенствуется умение рассказывать, чётко и образно форм...