Речевые логические задачи.
учебно-методический материал по развитию речи (средняя, старшая группа) на тему

Головкова Галина Николаевна

Речевая логическая задача – это рассказ-загадка, которая имеет особое значение  для развития речи, в частности монологической, тем самым совершенствуется умение рассказывать, чётко и образно формулировать свои мысли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevye_zadachi.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разноцветные кораблики.

    Пришла я на реку. Сколько разноцветных корабликов сегодня на реке: жёлтые, красные, оранжевые! Все они прилетели сюда по воздуху. Прилетит кораблик, спустится на воду и тотчас поплывёт. Много ещё прилетит их сегодня, и завтра, и послезавтра. А потом кораблики больше не будут прилетать, и река замёрзнет.

    Расскажите, что это за кораблики и в какое время года они появляются. ( По рассказу Д. Н. Кайгородова).

Что ищет медведь?

    Посмотрите на косолапого! Едва ворочается. На рыбе, да на ягоде летом отъелся, а сейчас по лесу бродит, зверюшек пугает и что–то всё ищет, ищет…

    Что ищет медведь? (И. А. Паничев).

Для кого Виталик оставил рябинку?

    Виталик с мамой гуляли по лесу. Виталик увидел куст рябины, усыпанный ягодами, и позвал маму. Вместе они набрали полную корзину ягод.

- «Мама, а зачем ты оставила на ветках ягоды? Если всё собрать будет полная корзина!». - «Не надо собирать в лесу все грибы и ягоды, надо оставлять немного», сказала мама и объяснила почему.

    О чём рассказала мама сыну? (Н. Ф. Виноградова).

Что за зверёк?

    Этого зверька не поймёшь. То спит, то бегает. Проснётся, потянется, пощелкает орешков, полакомится сушёными ягодами – и снова в клубочек свернётся. Темно, тепло. И нет для него разницы – день или ночь.

    Что за зверёк такой? (И. А. Паничев).

Что бывает в мае?

    На Севере в марте бывает тепло, в апреле солнце с неба уходить не хочет, а в мае…

    Что бывает в мае? (С. М. Олефир).

Почему убегают оленята?

    Когда снег начал таять, у оленей появились маленькие оленята. Оказывается, они совсем слабенькие, бессильные и всё время дрожат. Особенно тревожно видеть, как у них дрожат ноги, кажется, и малыши упадут на снег.

    Когда оленята совсем маленькие были, они давали погладить себя по лбу. А теперь только подойдёшь к ним – убегают.

    Почему убегают оленята? (С. М. Олефир).

Что здесь произошло?

    Однажды в конце апреля лесорубы заметили гнездо с притаившейся в нём кедровкой. Они окружили гнездо, гладили птице перья, угощали её колбасой и орешками – кедровка даже не шелохнулась. А вскоре у вырубки летали уже шесть кедровок. Все пёстрые, все крикливые.

    Что здесь произошло? (С. М. Олефир).

Какой месяц на дворе?

Быстро ушло северное лето. Нахмурилось небо, и вдруг вместо ожидаемого дождичка закружились крупные снежинки. Приутих посеревший лес. Последние листочки трепещут от порывов сильного ветра. Не поддаётся только упрямая ольха, не хочет желтеть.

Какой месяц на дворе? (И. А. Паничев).

О чём рассказал медведь?

    Каждый по – своему готовится к зиме. Прыгает непоседа – белка. Собирает орехи, рассовывает их по древесным щёлкам, а если найдёт на земле грибок, сорвёт его и повесит сушиться на дерево – зимой это очень пригодится. Целый день работает белка, и весь день посматривает на соседа – медведя, который с осени стал ленивым, неповоротливым.

- «Что ты, медведь, совсем разленился? – спрашивает белка. – Почему к зиме не готовишься, еду не запасаешь? Зимой есть нечего будет».

Рассмеялся медведь и что–то тихо сказал белке, так тихо, что она и не расслышала. Что медведь сказал белке?

    Почему засмеялся, услышав её вопрос? ( Н. Ф. Виноградова).

Где ночуют птицы?

    Многие думают, что гнездо служит птице жилищем. Но когда кто–то говорит, что маленькая или большая птица укрылась от непогоды в своём гнезде, знайте, что это не верно. После выведения птенцов самка покидает гнездо и больше не возвращается в него. Птицы не имеют дома.

    Где же они ночуют? (И. А. Паничев).

Чем питается чайка?

    Словно на сторожевой вышке, стоят чайки на камне, высматривая добычу. Жёлтый клюв, ослепительной белизны грудь. Только спина и крылья светло-серые. Зоркие глаза сразу замечают, чем можно поживиться.

     Чем питаются чайки? (А. Ф. Членов).

Кто он этот человек?

    Шёл по тайге человек. Набрёл на ручей. Присел около него. Внимательно воду разглядывает, пробует на вкус. Очень его заинтересовало: почему это у воды такой рыжий цвет? Мы с тобой пройдём – ну, ручей и ручей, что в нём особенного? А этому человеку ручей о многом расскажет. Если вода серая – значит, тут плодородная земля, чернозём. А если жёлтая – то внизу глина. А вот если вода ржавая, рыжего цвета, - то под землёй могут быть залежи железа.

    Кто он, этот человек? (А. Ф. Членов).

Что бабушка рассказала Саше?

    На Новый год поехал маленький Саша с мамой и бабушкой в деревню. Он никогда не был в деревне зимой и поэтому не узнал деревни, где отдыхал летом. Не было травы и цветов, деревья стояли голые. Всё было покрыто снегом. Удивился Саша, побежал скорее в лес, где собирал ягоды и грибы и слышал, как поют птицы. Но в лесу было тихо, не слышно было птиц, не видно зверей.

    Тогда побежал Саша на речку, чтобы посмотреть, как резвятся рыбки, как прыгают лягушки и купаются утята. Но он не нашёл речки, потому что кругом была только белая поляна да снег.

    Очень удивился Саша, стал спрашивать бабушку: «Куда делись цветы, трава, ягоды? Почему не поют птицы? Почему не видно зверей? Куда спряталась речка? Где все рыбы и лягушки?»

    Бабушка посадила внука на колени и стала рассказывать Саше о зиме.

    Что же она ему рассказала? (Н. Ф. Виноградова).

Кто обедал в птичьей столовой?

    Положил я в птичью кормушку ветку сушёной рябины. Прилетели маленькие серенькие птички (мы много видим их в городе), хлеб склевали, а рябину не трогают.

    Смотрю, сели на кормушку другие птички. Грудка у них красная,  хвост, концы крыльев и голова тёмно – синие, на крыльях по белой полоске. Ягод на ветке не осталось.

    Что это были за птицы?

    В понедельник к нам в столовую прилетели маленькие серенькие птички, которые любят хлебные крошки.

    Во вторник к нашей кормушке прилетели птички с жёлтенькими грудками. Они очень любят лакомиться салом.

    В среду и четверг прилетали небольшие пушистые птички с красными грудками и белой полоской на тёмно – синих крыльях. Они, нахохлившись, сидели и клева ягодки рябины.

    А в пятницы в птичьей столовой обедали большие птицы. Они бывают серые, белые, бело – чёрные, с пушистыми хохолками на голове.

    Как называются птицы, которые обедают в птичьей столовой?

Где снежинки?

    Леночке понравились снежинки. Она принесла их в детский сад:- «Смотрите, какие красивые!»

А на рукавицах блестят капельки воды.

    Где же снежинки? (по Н. Калининой).

Зимние братья.

    Расскажу вам о зимних братьях. Их трое. Они очень похожи и всё же не одинаковые.

     Второй, средний, зимний брат начинает новый год. По его команде лютует стужа, трещат морозы, скрипит под ногами снег. Он разрисовывает окна разными узорами. Торопятся прохожие, боятся его проказ – он может обморозить щёки, нос, уши. Когда приходит второй брат, стоит ясная погода, на небе ни облачка, а в морозном воздухе сверкают колючие иголки сухих снежинок.

    Третий, младший, зимний брат любит метели, бураны, сильные ветры.

Крепкие морозы бывают только ночью, а днём начинает пригревать солнце. На солнечной стороне снег подтаивает, покрывается блестящей корочкой. Третий брат тоже любит снег, но его снег не такой, как у второго брата: мелькает, кружится пушистый снежок, будто летят одуванчики.

    Угадайте, что это за зимние братья? Как их зовут? Расскажите о первом, самом старшем брате.

Волшебные льдинки.

    Мой знакомый лесник рассказал мне про волшебные льдинки – сосульки.

Было раннее утро. Солнце только поднималось. Вышел лесник на крыльцо и увидел, что с крыши свисают сосульки, большие – большие, прозрачные, как стекло льдинки.

    До обеда был лесник по своим делам в лесу. Солнышко в это время высоко поднялось, ярко светит. Вернулся лесник, сел на крыльцо, на солнышке греется.

Вдруг ему за воротник…кап-кап, поднял он голову – нет сосулек. Только капельки воды с крыши капают. Удивился он, куда это сосульки делись. Подумал, покачал головой, да так и не придумал.

    Расскажите, что это за капельки. Откуда они появились? Куда сосульки делись? Увидит ли он снова сосульки вечером?

Когда это бывает?

    Ещё на полях лежит снег. Ещё упрямится зима, посылая на землю снег, ветер, холод. Но уже длиннее становится день, звенят светлые капели, бегут ручейки. От солнечного тепла снег почернел, осел, начал таять. На крышах плачут сосульки, но почки ещё не набухли.

    Когда это бывает?

Что здесь случилось?

    Недалеко от реки жил в лесу заяц. Ночью он бегал по лесу, обгладывал кору деревьев, а днём спал под своим любимым пеньком на опушке леса.                                     Проснулся однажды заяц и видит, что кругом вода и лапы его мокрые. Забрался он на пенёк, под которым спал, а вода всё прибывает. Уже половина пенька в воде стоит. Побежал заяц искать сухого места, а когда оглянулся, увидел. Что пенёк совсем скрылся под водой.

- Откуда взялось столько воды? – подумал заяц, но так и не догадался.

    Расскажите, ребята, что здесь случилось?

Первые цветы.

    На лесных полянках зацветают первые весенние цветы. Они такие нежные, на длинных, тонких ножках – голубые шапочки пробиваются из под снега.

    Знаете ли вы, как они называются?

Почему деревья белые?

    Пришла я к знакомому садовнику в гости. Вышли мы с ним в сад, посидеть на скамеечке. А вокруг нас деревья белые – белые. Весна на дворе, солнце припекает, а деревья, будто снегом покрыты – белые стоят.

    Кто догадается, в какой сад мы попали? Почему деревья белые?

Что случилось на прогулке?

    - «В понедельник мы поедим в лес», - сказала Елена Ивановна детям.

Они очень обрадовались и с нетерпением ждали поездки.

    Погода в понедельник была чудесная: ярко светило солнце, было тепло. Стояло начало лета. Деревья в лесу уже покрылись небольшими ярко – зелёными листочками.

    Вдруг дети заметили на невысокой ёлочке гнездо. Можно было хорошо рассмотреть, что делается в птичьем домике. Там сидела небольшая птичка, серенькая, с тонким клювиком и рыжей шапочкой.

-« Эта птичка называется славка», - сказала Елена Ивановна.

Увидев близко подошедших детей, птичка забеспокоилась, закричала, но не улетела.

    Что такое? Почему птичка не улетела? Почему забеспокоилась, когда дети близко подошли к гнезду?

Удивительные капельки.

    На даче дети встали рано и сразу побежали на участок, где росли красивые цветы и трава. На каждом листике и цветке они увидели крупные, прозрачные, как бусинки, капельки воды. Они блестели, переливались на солнце.

- Что это такое? – удивились ребята и побежали спросить у Елены Ивановны.

    А вы знаете, что это такое? Как называются эти капельки воды? В какое время дня бывают они? Останутся ли они в траве и цветах целый день?

Летом

    Погода стоит тёплая, но большой жары нет. В садах цветут сирень, жасмин, акация, в лесу зацвела рябина. В воздухе вьется тополиный пух. Нарядны луга, лесные поляны. Всё наряднее, крупнее, разноцветнее и душистее букеты лесных цветов: здесь и колокольчики, и ромашки и васильки. В лесу цветёт земляника, но ягод ещё нет. Из птичьих гнёзд вылетают птенцы – учатся летать.

    Когда это бывает? В каком месяце лета?

Кто где зимует?

    Собрались насекомые на лесной полянке и стали рассказывать друг другу, кто как зиму проводит. Бабочка – крапивница сказала:

- «Я буду зимовать под крышей старого сарая, там есть тёплая и уютная щель»

- «А я, - сказал муравей, - …»

- «А мы…» - зажужжали пчёлы, жуки.

- «А я, - зашуршала гусеница, -…»

    Что сказали насекомые? Где они будут зимовать? (по Е. И. Золотовой).

Книжка про осень.

    Мама купила Саше новую книжку. В ней были три картинки.

    На первой деревья стояли с жёлтыми листьями. Такие же листья покрывали землю. Светило солнце, и деревья казались золотыми. Весёлая была картинка.

    На второй картинке листьев на деревьях было меньше, небо затянули тучи, шёл дождь. Грустная была картинка.

    А на третьей картинке почти все деревья стояли голые, только дуб не сбросил свою листву. Опавших листьев много на дорожках, под деревьями. В воздухе кружится и медленно падает на землю первый снег.

- «Как называется первая картинка?» - спросил Саша маму и показал на первую.

- «Осень» - прочитала мама.

- «А эта?» - показал Саша на вторую картинку.

- «Осень» - опять прочла мама.

- «А эта?» - спросил Саша про третью картинку.

- «Осень» - опять прочла мама.

    Почему про осень нарисованы три разные картинки?

    Как расположить их по порядку: что раньше, что потом?

Золотой луг.

    Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили:

 «Очень красиво! Луг – золотой».

    Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг стал не золотой, а зелёный.

    Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел.

    Почему луг становится то золотым, то зелёным?

(По рассказу М. Пришвина).

Про девочку Машу.

    Проснулась утром Маша, посмотрела в окно и видит: вся улица стала белая.

Оделась Маша, побежала с Колей во двор и видит: двор стал тоже белым. Посмотрела на крыши, на деревья – всё белое-белое.

    - «Вон сколько для меня снега насыпало, - сказала Маша, - очень я снег люблю. Снег, снег мой, возьму его домой!»

А Коля сказал: «Что ты, глупая, не бери снег домой, он дома растает. Давай лучше из снега зверей лепить».

    - «Давай, - говорит Маша, - сделаем мышку, сделаем мартышку, осла и телёнка, козла и поросёнка. Хорошо?»

    Стали они лепить. Лепили, лепили и вот что налепили: мышку, мартышку, осла и телёнка, козла и поросёнка.

    На другое утро проснулась Маша и кричит с кровати:

    - «Коля, вставай скорей, пойдем наших зверей смотреть…»

Вышли они на улицу и видят: улица не белая, а серая, мокрая. С крыш каплет, всюду лужи. Смотрят, где же звери?

    - «Ах, - сказала Маша, - куда же они делись?»

    - «А я знаю куда, - сказал Коля. – Они проголодались за ночь и стали друг друга есть…»

    Правильно ли сказал Коля, и куда делись звери?

(По рассказу. А Введенского).

Книга зимы.

    Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь как гладкие чистые страницы какой-то огромной книги.

Днём идёт снег. Кончится – страницы чистые.

Утром придёшь – белые страницы покрыты множеством таинственных знаков, чёрточек, точек, запятых.

    Как вы думаете, что это такое? (По рассказу В. Бианки).

Н. Ф. Виноградова.


Речевые логические задачи.

    Речевая логическая задача – это рассказ-загадка, которая имеет особое значение  для развития речи, в частности монологической, тем самым совершенствуется умение рассказывать, чётко и образно формулировать свои мысли.

    Включение речевой логической задачи в беседу позволяет разнообразить и оживить её, а, кроме того, обеспечивает активность детской мысли и речи.

    В процессе решения речевых логических задач воспитатель подводит детей к полному правильному ответу.

    Эмоциональная живая форма проведения занятий с использованием речевых задач, соединение их с игрой, чёткие формулировки предлагаемых заданий на сообразительность позволяют подвести детей к пониманию сложных связей и зависимостей в природе, к умению выразить это в связной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые логические задачи

Ознакомление старших дошкольников с явлениями живой и неживой природы с использованием речевых логических задач....

Консультация для воспитателей «Использование речевых логических задач при ознакомлении детей с природой»

В консультации раскрывается значение речевых логических задач при ознакомлении дошкольников с природой....

Выступление на педсовете «Речевые логические задачи»

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи. Но это очень трудно и ответственная работа, требующих подбора наиболее действенных средств и мета обучения. Одно из таких средств – игра, ко...

речевые логические задачи

материал для детей старшего дошкольного возраста...