«Красота – это то, что создает человек»
материал
«Красота – это то, что создает человек»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krasota_-_eto_to_chto_sozdaet_chelovek.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовил: Старший воспитатель: Мохначёва Е.В.
«Красота – это то, что создает человек»
(эстетическое воспитание детей и создание комфортной обстановки в ДОУ)
1.Теоретическая часть (Путешествие в страну эстетики)
2. Форма проведения – деловая игра «Путешествие на затерянный остров с ФГОС дошкольного образования»
3. Культурные практики
4. Решение педагогических ситуаций.
5.Разное
Теоретическая часть
Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности во время Платона и Аристотеля. Термин «эстетика» происходит от греческого – воспринимаемый чувством. Философы-материалисты (Дидро и Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.
1. Что такое эстетическое воспитание?
Д. Б. Лихачёв так определил, что такое эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Такое определение имеет отношение к зрелой личности. Однако и дети в дошкольном и даже раннем возрасте способны реагировать на красивое в окружающей обстановке, музыку, поэзию, природу, сами стремятся рисовать, лепить, танцевать, сочинять стихи.
В кратком словаре по эстетике: эстетическое воспитание – система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве.
Карл Маркс: эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребёнка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить по законам красоты.
Существует множество определений понятия «эстетическое воспитание», но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности.
- Это процесс целенаправленного воздействия
- Это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать её.
- Это развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного
- Это формирование эстетических вкусов и идеалов личности
2. Задачи эстетического воспитания
Их можно разделить на две группы:
- Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.
- Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, пению, движениям под музыку, развитие словесного творчества.
3. Условия, средства, роль педагога в эстетическом воспитании детей
Выбрать и сгруппировать:
- Условия (эстетика обстановки; внешний вид человека; красивая речь; красивые отношения между людьми; разные виды искусства; художественная деятельность; «Полочка красоты»; зеркало)
- Средства (игры; праздники и развлечения; природа, разные виды искусства; игрушки, эстетика быта; художественная деятельность; «Полочка красоты»; уголок природы)
- Роль педагога (организация прогулок, экскурсий в природу, к памятным местам; смена эстетической среды; использование разных средств эстетического воспитания; создание условий, необходимых для развития творчества детей; изучение индивидуальных особенностей детей, их интересов, желаний, способностей; побуждать к созерцанию прекрасного; побуждать к деятельности: художественной, трудовой, по уходу за животными и растениями; проведение специально организованной работы с детьми)
Немного поподробнее остановимся на среде, в которой ребёнок живёт и развивается, на эстетику быта. Если обстановка эстетична, красива (совсем необязательно – богата), если ребёнок видит красивые отношения между людьми, слышит красивую речь и т. п. , есть основания надеяться, что он с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а всё, что отличается от этой нормы, будет вызывать у него неприятие.
Во все времена на протяжении всей жизни люди облагораживают свой быт, делают его рациональнее, удобнее. Для достижения этой цели создаются предметы быта, обстановка, интерьер. Эстетика быта включает в себя множество деталей. Это эстетика обстановки: вещей, которые окружают ребёнка и которыми он пользуется, игрушек, одежды и малыша и окружающих его людей, дизайн помещений и т. д. Красивые вещи радуют глаз, вызывают положительные эмоции, желание их сохранять. С первых лет жизни ребёнка важно и дома и в дошкольном учреждении уделять внимание эстетике быта. Красивая салфетка, посуда, цветы на столе – всё это создаёт эмоциональное настроение, приучает к красивому. Дети чутко реагируют на красивые предметы, хотят их иметь. Так в дошкольном учреждении, если среди чашек (другой посуды) появляется не такая, как все, а лучше, дети сразу замечают её и стремятся поставить себе или в крайнем случае другу, выражая тем самым ему свою любовь.
Эстетика обстановки – это то, что должно быть постоянно, а не от случая к случаю (по поводу прихода гостей). Понятие «эстетика быта» включает в себя красоту каждодневных отношений между людьми, которые окружают ребёнка. Очень важно, какую речь он слышит, какие интонации. И дело не в том, чтобы речь была правильной, необходимо, чтобы она была образной, интонационно богатой и доброжелательной.
Эстетика быта – это внешний вид человека. Небрежность, неопрятность в одежде, несуразность в подборе цветовой гаммы, неумение найти свой стиль – всё это противоречит законам красоты. Эстетика быта становится средством эстетического воспитания, если взрослые обращают внимание ребёнка на эстетическую сторону быта. Недостаточно, чтобы дети видели красоту вокруг себя в разных её проявлениях (хотя это и чрезвычайно важно). Нужно привлекать внимание детей к красоте: «Мы с тобой закончили уборку. Как стало красиво». Подобные реплики могут звучать постоянно. И постепенно они формируют эстетическое сознание.
Так, три правила: жить в красоте, замечать красоту, поддерживать и создавать красоту вокруг себя – делают эстетику быта средством эстетического воспитания.
Подбирая оборудование и элементы оформления необходимо помнить, что:
- Эстетически продуманное предметно-пространственное окружение улучшает педагогический процесс
- Целенаправленное и систематическое ознакомление детей с эстетическими качествами предметной среды обогащает их знаниями, формирует художественный вкус
- Эффективность работы по эстетическому воспитанию во многом определяется участием детей в создании красивого окружения
- Художественное оформление детского сада, групповых комнат должно решаться в комплексе, в полном соответствии с требованиями концепции дошкольного воспитания.
- Важные качества обстановки детского сада – это привлекательность, информативность, доступность всех её компонентов для каждого ребёнка и для всего коллектива в целом
- Эстетическое оформление детского сада предполагает эмоционально-образную основу обстановки, её местный колорит.
Ведущий.
Уважаемые коллеги! Мы с вами отправимся в морское путешествие.
1. Упражнение «Порядковый счет»
- Но прежде надо проверить вся ли команда собралась. Все сидят в кругу, один человек говорит “один” и смотри на любого участника игры, тот на кого он посмотрел, говорит “два” и т.д.
А теперь наоборот … поплыли….
- Но пока мы плыли, вдруг корабль потерпел крушение – и мы оказались на необитаемом острове. Я успела только схватить чемодан с ФГОС ДО (расшифровать).
- Пришлось нам сидеть на острове, вокруг только песок и пальмы. Решили мы немножко размяться.
(Участникам нужно разделиться на 2 команды: (Полочка красоты, Уголок природы, Зеркало). Членам команды придумать название команды, которое должно быть созвучно теме педсовета.
- Первое задание «Раздумье» (решение педагогических ситуаций).
1-ая команда:
- Между мамами состоялся следующий разговор:
- «Как хорошо рисует ваш сын. У моего же одни каракули. Сколько ни говорю, чтобы рисовал аккуратно, он каждый раз рисует плохо».
– «А вы пробовали его учить?»
- «Я часто усаживаю сына рисовать. Но рисунки его плохи. Наверно, у него нет способностей».
Права ли в своих догадках мама плохо рисующего ребенка? Какой совет можно дать родителям, желающим развивать умения, способности своих детей.
- Детям 5 лет, живущим в крупном городе, предложили нарисовать дом. Большинство нарисовали традиционный одноэтажный домик, в основе которого был изображен прямоугольник и сверху треугольник. Чем объяснить однообразие, примитивность в изображении дома на рисунках пятилетних городских жителей? С какими ошибками в обучении ребенка рисованию связаны эти явления?
2-ая команда:
- Папа купил сыну (2 г. 3 мес.) цветные карандаши. Мальчик начал рисовать, но у него ничего похожего на окружающие предметы не получалось. Он сжимал карандаш в руке, линии выходили слабые, на рисунке никак не появлялась елка, которую ему так хотелось нарисовать. Мама сказала, что ребенку еще рано рисовать. Но отец настойчиво вкладывал карандаш в руку сына и водил им по бумаге: «Давай вначале вместе нарисуем, потом у тебя одного получится». Он вслух обозначал то, что получилось в процессе совместного рисования, побуждал мальчика самостоятельно узнавать изображенное на бумаге. Проанализируйте поведение родителей, укажите, кто прав и почему.
- Мальчик (6 лет) при рисовании на тему «Моя семья» нарисовал в центре листа большой телевизор, рядом – кресло, в котором сидит крупных размеров папа с большими руками. Ближе к краю мальчик изобразил маленькую фигурку – это младший брат. В верхнем углу – маленькая, ярко раскрашенная фигура мамы с большой сковородой в руке. После того, как мальчик закончил рисунок, воспитатель спросил: «Всех ли членов семьи ты нарисовал? Почему себя не нарисовал?». «Мало места, я не уместился», - ответил мальчик. Можно ли считать детские рисунки ценным материалом для вывода о разных сторонах психического развития ребенка. Почему?
- Второе задание
Культурные практики в дошкольном образовании.
С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач развития у дошкольников самостоятельности и творчества. В основу реализации задач ФГОС ДО положен культурологический и деятельностный подход в педагогике.
ФГОС дошкольного образования включает Целевые ориентиры и требования, которые направлены на обеспечение полноценной жизни дошкольников и которым удовлетворяет именно организация игровой деятельности как культурной практики. В тексте ФГОС дошкольного образования идет речь об игровой деятельности, при этом указывается, что педагог должен обеспечить «широкие возможности для развития свободной игры детей, в том числе обеспечивая игровое пространство, «вовлечение всех детей в разные виды деятельности и культурные практики, способствующие развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий»
Появилось понятие культурных практик. Н.Б.Крылова считает, что «культурные практики представляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта».
Культурные практики – понятие, объясняющее, как ребенок становится субъектом активного отношения, восприятия, выбора, пробы сил, принятия или непринятия чего – либо в своей жизни. Это понятие помогает объяснить, с помощью каких культурных механизмов ребенок выбирает то или иное действие и какое влияние на развитие имеет этот выбор.
Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма, а также негативного опыта недовольства, обиды, ревности, протеста, грубости. От того, что именно будет практиковать ребенок, зависит его характер, система ценностей, стиль жизнедеятельности, дальнейшая судьба.
Вопрос командам:
Зачем нужны культурные практики?
(Культурные практики формируют общую культуру личности дошкольника, развивают их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества. Также культурные практики детства являются мощным инструментом для развития инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, а также формирования предпосылок к учебной деятельности.)
Вопрос командам:
Когда лучше проводить культурные практики?
(Специально организованная деятельность воспитателя и детей происходит в первой половине дня, а во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление у детей самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В процессе культурных практик воспитателем создаётся атмосфера свободы выбора, самовыражения, сотрудничество взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.)
Вопрос командам:
В качестве ведущей культурной практики выступает что?...
(В качестве ведущей культурной практики выступает игровая деятельность. Она позволяет создать событийно организованное пространство образовательной деятельности взрослых и детей. Для развития инициативы и самостоятельности важно создавать ситуацию личного выбора вида игры, партнеров по игре, игрового пространства, атрибутов и даже правил. Игра как культурная практика развивает ребенка и приобщает его к духу игровой культуры с ее специфическими чертами: свободным выбором и необязательностью, внутренней целью, заключающейся в самом процессе деятельности. Для организации свободной сюжетно-ролевой и подвижной игры можно использовать различные виды деятельности детей в микрогруппах по два-три человека. Такая форма работы с детьми может быть создана по интересам, способностям, то есть по замыслу детей.)
Вопрос командам:
Что же еще можно считать культурной практикой?
Вам нужно подобрать правильные понятия
1.Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры)
2.Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие.
3.Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например, занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам («В гостях у народных мастеров»), просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки («Мастерская книгопечатания», «В гостях у сказки»), игры и коллекционирование.
4.Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия) - форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.
5.Сенсорный и интеллектуальный тренинг – система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.
6.Детский досуг - вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха. Иногда досуг организуется как «кружок». Например, для занятий рукоделием, художественным трудом и пр.
7.Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.
На основе культурных практик ребенка формируются его привычки, пристрастия, интересы и излюбленные занятия, обогащается опыт общения со взрослыми, сверстниками и младшими детьми, приобретается собственный нравственный, эмоциональный опыт сопереживания, заботы, эмпатии, помощи. Культурные практики включают обычные (привычные, повседневные) способы самоопределения и самореализации, тесно связанные с содержанием его бытия и события с другими людьми и поэтому обеспечивают реализацию универсальных культурных умений ребенка, включают готовность и способность ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм.
Также в ходе культурной практики дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, пытаются самостоятельно придумывать объяснения на возникающие вопросы. Дети научаются принимать собственные решения, опираясь на свои знания, умений в различных видах деятельности. И, самое главное, дети хорошо овладевают устной речью, могут выражать свои мысли и желания. Таким образом, с помощью культурных практик мы реализуем целевые ориентиры на этапе завершения ФГОС ДО.
Таким образом, мы можем сделать вывод о целесообразности использования культурных практик в обогащении содержания детского развития. Для взрослого появляется еще одна возможность соприкоснуться с прекрасным миром детства и стать для ребенка близким другом.
Я предлагаю:
В нашем детском саду проводить культурные практики после сна. В перспективных планах указывать культурные практики. Один раз в месяц по средам проводить досуги: музыкальный и физкультурный. Музыкальный досуг обычно тематический. То есть в преддверии какого – то события, мы проводим с детьми беседу, как они хотели бы отметить это событие.
Примерные виды и формы культурных практик
Возраст детей | Культурная практика | Виды и формы работы |
Младший дошкольный возраст | Совместная игра воспитателя с детьми | - Сюжетно-ролевая игра - Режиссерская игра - Игра-инсценировка; игра – драматизация; - Игра-экспериментирование |
Старший дошкольный возраст | Совместная игра воспитателя с детьми | В старшем дошкольном возрасте добавляются: Игры – экспериментирования могут перерастать в режиссерскую или сюжетно- ролевую игру. Театрализованные игры (кукольный театр, настольный театр, театр теней, театр марионеток и т.д.) |
Младший дошкольный возраст | Творческая мастерская | проектная деятельность - мини-коллекционирование - образовательные ситуации с единым названием «Веселая ярмарка» |
Старший дошкольный возраст | Творческая мастерская | В старшем дошкольном возрасте добавляются: - студийная, кружковая работа - творческие проекты - коллекционирование -образовательные ситуации с единым название «Город мастеров» (проведение ежемесячных проектов «От ложки до матрешки», «Игрушечных дел мастера» и т.д. В подготовительных группах образовательная ситуация «Школа дизайна» серия дизайн проектов в форме арт-салонов «Друг детства» (дизайн игрушек), «Золотой ключик» (театральный дизайн), «Золушка» (дизайн одежды) и т.д.Все |
Все возрастные группы | Досуги | «Песенные посиделки» - пение в кругу знакомых песен; театрализованное обыгрывание песен. «Сам себе костюмер» (ряженье) - примеривание различных костюмов, создание при помощи деталей костюмов и атрибутов игровых образов, спонтанные костюмированные игры и диалоги. «Мы играем и поем» – игры с пением (по показу, без предварительного разучивания!). Аттракционы; «Танцевальное «ассорти» свободное движение детей под музыку, образно- танцевальные импровизации, коммуникативные танцы-игры; «Кукольный театр» – всевозможные варианты кукольных представлений от показа взрослыми до спектакля, который показывают старшие дети малышам; «Кинофестиваль» – просмотр любимых мультфильмов по известным сказкам и т.д. |
Старший дошкольный возраст | Чтение художественной литературы | - группировка произведений по темам - длительное чтение - циклы рассказов - чтение периодической печати (на примере ознакомления с детскими журналами) |
- Задание «Мы с тобой похожи»
Участник, бросающий мяч другому, должен назвать психологическое качество, которое объединяет его с тем человеком, кому он бросает мяч. При этом он начинает свою фразу словами: “Я думаю, нас с тобой объединяет...”, и называет это качество, например: “Мы с тобой одинаково общительны”; “Мне кажется, мы оба бываем несколько прямолинейны”. Тот, кто получает мяч, отвечает: “Я согласен”, если он действительно согласен, или: “Я подумаю”, если не согласен. Тот, к кому попал мяч, продолжает упражнение, передавая мяч кому-нибудь другому, и так до тех пор, пока каждый не получит мяч.
- Задание
Вдруг откуда ни возьмись прибегают негритята, смотрят так жалобно и говорят: «Воспитатели, научите нас, воспитайте нас!» Что делать – такое уж у нас признание!
Игра-викторина
Необходимо выбрать правильный ответ.
1. В младшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра характеризуется:
- осуществлением игровых действий (покатить машину, покормить куклу);
- фазой сюжетосложения: дети могут придумывать, комбинировать и развивать сюжет игры на основе личного опыта;
- предметными действиями (стучать ложкой, открывать крышки).
2. Ведущая деятельность детей от 1 года до 7 лет:
- сюжетно-ролевая игра;
- личностное общение с взрослым;
- учебная деятельность;
- нет правильного ответа.
3. Родитель просит посоветовать игру для развития произвольности (воли) ребенка. Выберите правильный вариант:
- Совместная сюжетно-ролевая игра взрослого и ребенка;
- Индивидуальная сюжетно-ролевая игра (ребенок один с игрушками);
- Совместная сюжетно-ролевая игра со сверстниками;
- Игра не влияет на развитие произвольности.
4. Назовите недостающее по ФГОС направление развития и образования детей:
а) социально-коммуникативное развитие;
б) речевое развитие;
в) художественно-эстетическое развитие;
г) физическое развитие.
Ответ: познавательное развитие
5. На что нацелен Стандарт ДО?
а) формирование знаний, умений, навыков;
б) формирование интегративных качеств личности;
в) целевые ориентиры дошкольного образования;
6. Что такое целевые ориентиры дошкольного образования?
а) это социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения дошкольного образования;
б) это знания и навыки, которыми должен овладеть воспитанник, такие как: навык письма, счета, чтения;
в) это достижения педагога, оцениваемые в качестве грамот, призовых мест, побед в конкурсах.
7. Исключите лишнее
Образовательная среда по ФГОС:
- гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;
- обеспечивает эмоциональное и морально-нравственное благополучие воспитанников;
- способствует профессиональному развитию педагогических работников;
- создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
- оценивается путем диагностики конкретных достижений воспитанников;
- обеспечивает его открытость и мотивирующий характер.
8. Согласно ФГОС ДО родитель:
- становится активным участником образовательного процесса;
- исключается из образовательного процесса;
- нет правильного ответа.
Ведущий. Видим, что профессиональное мастерство не растеряли.
Теперь можно не беспокоиться за образовательный процесс детей, ведь рядом с ними настоящие профессионалы! На этом, дорогие коллеги, наше необычное приключение заканчивается.
Проверим вся ли команда собралась. Один человек говорит “десять” и смотрит на любого участника игры, тот на кого он посмотрел, говорит “девять” и т.д.
Вот мы и приплыли обратно в наш детский сад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Педагогический совет «Красота – это то, что создаёт человек»
Методическая разработка. Педагогический совет «Красота – это то, что создаёт человек»...
педагогический совет "Красота это то что создает человек"
презентация для педагогического совета по художественно -эстетическому воспитанию...
Педагогический совет «Красота – это то, что создает человек»
Если обстановка эстетична, красива (совсем необязательно – богата), если ребёнок видит красивые отношения между людьми, слышит красивую речь и т. п. , есть основания надеяться, что он с малых лет...
Презентация педсовета "Красота - это то. что создает человек"
Если человек создает вокруг себя красоту, он сам становится красивым. Воспитатели обязаны создавать вокруг себя красоту, чтобы деалть красивыми себя, детей, их родителей и обстановку вокруг себя....
Красота – это то, что создает человек
Доклад на тему:«Красота – это то, что создает человек»...
Педагогический совет «Красота – это то, что создает ребенок» (развитие художественно – творческих способностей у детей дошкольного возраста)
laquo;Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». А.В. Сухомлинский...
Консультация для педагогов: «Красота - это то, что создает человек»
В консультации представлен материал по декоративно-оформительской деятельности в ДОУ....