Передовой педагогический опыт воспитателя на основе технологии патриотического воспитания Н.А. Алёшина
методическая разработка (старшая группа)

Зверева Юлия Иннокентьевна

Передовой педагогический опыт воспитателя Зверевой Ю.И.  МБДОУ г.Иркутска детский сад № 95 на основе педагогической технологии патриотического воспитания Н.А.Алешина.

 

Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, своему городу, интерес к национальной культуре, обычаям, традициям; гражданских, патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_aleshina.docx42.55 КБ

Предварительный просмотр:

Передовой педагогический опыт воспитателя Зверевой Ю.И.  МБДОУ г.Иркутска детский сад № 95 на основе педагогической технологии патриотического воспитания Н.А.Алешина.

                                Выполнила:

Зверева Юлия Иннокентьевна

2023г

                                   Пояснительная записка

      В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном возрасте, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

       Патриотическое воспитание детей, является одной из главных задач в дошкольных образовательных учреждениях.

      Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

     Нравственно-патриотическое воспитание, как одно из направлений социально-личностного развития детей, я считаю важной частью своей педагогической деятельности.

     Работу по патриотическому воспитанию я начала с создания для детей теплой и уютной атмосферы. Старалась каждый день ребенка в детском саду наполнить радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Воспитание любви к Отечеству начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому.

    Свою работу с детьми я начинаю с семьи, постепенно переходя от малого к большему — детский сад, родной город, страна. Собирая и рассматривая фотографии, слушая произведения художественной литературы, готовя подарки для членов семьи, участвуя в совместных с родителями мероприятиях, я формирую представления о семье как о группе людей, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге, учат понимать основы взаимоотношений с членами семьи, значение труда взрослых.

     Культурное наследие народа - огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не растрачивать, не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотить его в дальнейшем творческом созидании.

      В основе всей работы в данном направлении лежит положение о том, что патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях.

      Патриотическое воспитание охватывает все виды деятельности в организованной образовательной деятельности: чтение художественной литературы, художественное творчество, физическое развитие, труд, конструирование, формирование общественной жизни (экскурсии, прогулки). В совместной деятельности: игра, наблюдение, беседы, экспериментирование, рассматривание картинок, альбомов, видео презентаций, фильмов.

Ведущая педагогическая идея

      Идеей патриотического воспитания в ДОУ является воспитание гуманной духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества. В данном случае посредством включения в проектную деятельность.

Цель использования технологии:

Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, своему городу, интерес к национальной культуре, обычаям, традициям; гражданских, патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Задачи:

 1. Воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения государственной символики. 

2. Формирование чувства любви к своему родному краю, к своему городу основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

3. Формирование представлений о России как о родной стране, о столице России -Москве.

4. Воспитание и уважения к культурной прошлой России средствами эстетического воспитания: музыка, художественное слово.

5. Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.

6. Развивать бережное отношение к своему городу (культуре, памятников архитектуры, природе).

Для реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников необходимо:

  1. Создание благоприятных материально-технических и социальных условий;
  2. Обновление содержания образования, отбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей;
  3. Тесный контакт по данной проблеме с семьей, опора на ее традиции и опыт.

Содержание работы:                               

  1. Формирование понятия у ребёнка семья, связь времён, составление родословной.
  2. Знакомство с родным городом: значимыми объектами, природой, традициями, историей и наиболее значимыми историческими событиями своего города.
  3. Знакомство с профессиями.
  4. Знакомство с государственной символикой города. района, области.
  5. Знакомство с Россией, символикой России, наиболее значимыми историческими событиями народа.
  6. Знакомство со сказками и подвигами их героев.
  7. Знакомство с понятием патриотизм, героизм и их проявлениями.
  8. Знакомство с устным народным творчеством.
  9. Развитие потребности в самостоятельном освоении окружающего мира

Формы реализации:

Основание познавательного содержания опыта происходит вне занятий в формах совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей.

Форма работы с родителями:

  1. Беседы, консультации, обеспечение материалами для работы.
  2. Конкурсы рисунков;
  3. Наглядная агитация;
  4. Анкетирование;
  5. Выставки;
  6. Фотовыставки;
  7. Викторины;
  8. Создание альбомов;
  9. Экскурсии;
  10. Прогулки;
  11. Беседы;
  12. Консультации;
  13. Обеспечение материалов для работы;
  14. Праздники;
  15. Открытые мероприятия.

Форма работы с воспитателями:

  1. Консультации;
  2. Выступления на Педагогическом совете;
  3. Мастер-классы;
  4. Открытые показы.

Методы и приемы работы с воспитанниками:

  1. Целевые прогулки и экскурсии.
  2. Наблюдения (например, трудовой жизни людей, изменений в облике города и т.д.).
  3. Объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.
  4. Беседы о родном городе, об улице на которой находится детский сад.
  5. Разучивание песен и стихов о Родине, о родном городе, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
  6. Ознакомление с произведениями народного творчества (вышивка, роспись, скульптура, деревянная и глиняная игрушка и т.п.).
  7. Обогащение и стимулирование детского творчества.
  8. Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.
  9. Воспитание уважения к ветеранам войны и труда.

Содержание деятельности:

1 этап - подготовительный.

Изучить опыт работы по формированию гражданско-патриотической позиции у детей в практике дошкольного воспитания; подобрать диагностический инструментарий по теме.

2 этап - теоретический.

Определение актуальности, постановка цели, определение задач.

Поиск информации: рассматривание иллюстраций, фотографий; чтение стихов, журналов, газет; изучение интернет-источников.

Индивидуальные консультации и беседы с родителями о предстоящих экскурсиях и подготовках к публичным выступлениям с докладами; индивидуальное распределение материала по направлениям.

3 этап - практический.

  1. - ознакомление детей с родным городом и страной;
  2. - знакомство с историей своего народа, с культурой русского народа, его обычаями, традициями.
  3. - целевые прогулки по улицам города, историческим местам;
  4. - встреча детей с участниками ВОВ;
  5. - посещение музеев, местных выставок
  6. - игровая деятельность: сюжетно - ролевые, дидактические игры;
  7. - проведение досугов, праздников.

                                    Перспективный план старшая группа

  Неделя

     Тема занятия

                            Игры

                                                        Февраль

1 неделя

«Наша Армия»

П/и «Разминировать поле»

2 неделя

Беседа: «Наши защитники», «Русские богатыри»

Д/и: «Назови профессию» - формировать грамматический строй речи, упражнять в словообразовании (танк – танкист, море – моряк, самолет - летчик)

3 неделя

Аппликация (оригами) «Корабли на волнах»

С/р игра: «На заставе» -формировать у дошкольников представления о воинах – пограничниках, об их подвиге во время войны во имя своей Родины.

4 неделя

«Мужские профессии»

«Военная техника»

Квест- игра «23 февраля «Секретная посылка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Передовой педагогический опыт "Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и развития детей через нетрадиционные формы взаимодействия с семьёй"

Анализ сложившейся педагогической практики показывает, что формальному участию родителей в педагогическом процессе, их отстранённости от него и низкому уровню образовательных запросов способствовало т...

Мастер-класс: «Обогащение педагогических умений воспитателей ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию через обучение приёму интерактивного голосования».

Цель:Актуализировать среди педагогов проблемы нравственно-патриотического воспитания через использование интерактивных приёмов в работе с дошкольниками....

Мастер-класс «Обогащение педагогических умений воспитателей ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию через обучение приёму интерактивного голосования»

Мастер-класс«Обогащение педагогических умений воспитателей ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию через обучение приёму интерактивного голосования»...

Мастер - класс "Обогащение педагогических умений воспитателей ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию через обучение приему интерактивного голосования"

Презентация на МО в детском саду об обогащении педагогических умений воспитателей ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию через обучение приему интерактивного голосования....

МАСТЕР-КЛАСС «ОБОГАЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ ПРИЁМУ ИНТЕРАКТИВНОГО ГОЛОСОВАНИЯ»

Обогатить педагогические умения воспитателей понравственно-патриотическому воспитанию через обучениеприёму интерактивного голосования....

Инновационный педагогический опыт воспитателя «Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС»

Данная разработка предназначена для педагогов дошкольного образования, учителей начальных классов, руководителей учебных учреждений, а также родителей, у которых дети в дошкольном и младшем школьном в...