Передовой педагогический опыт воспитателя на основе технологии патриотического воспитания Н.А. Алёшина
методическая разработка (старшая группа)
Передовой педагогический опыт воспитателя Зверевой Ю.И. МБДОУ г.Иркутска детский сад № 95 на основе педагогической технологии патриотического воспитания Н.А.Алешина.
Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, своему городу, интерес к национальной культуре, обычаям, традициям; гражданских, патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_aleshina.docx | 42.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Передовой педагогический опыт воспитателя Зверевой Ю.И. МБДОУ г.Иркутска детский сад № 95 на основе педагогической технологии патриотического воспитания Н.А.Алешина.
Выполнила:
Зверева Юлия Иннокентьевна
2023г
Пояснительная записка
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном возрасте, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Патриотическое воспитание детей, является одной из главных задач в дошкольных образовательных учреждениях.
Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Нравственно-патриотическое воспитание, как одно из направлений социально-личностного развития детей, я считаю важной частью своей педагогической деятельности.
Работу по патриотическому воспитанию я начала с создания для детей теплой и уютной атмосферы. Старалась каждый день ребенка в детском саду наполнить радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Воспитание любви к Отечеству начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому.
Свою работу с детьми я начинаю с семьи, постепенно переходя от малого к большему — детский сад, родной город, страна. Собирая и рассматривая фотографии, слушая произведения художественной литературы, готовя подарки для членов семьи, участвуя в совместных с родителями мероприятиях, я формирую представления о семье как о группе людей, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге, учат понимать основы взаимоотношений с членами семьи, значение труда взрослых.
Культурное наследие народа - огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не растрачивать, не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотить его в дальнейшем творческом созидании.
В основе всей работы в данном направлении лежит положение о том, что патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях.
Патриотическое воспитание охватывает все виды деятельности в организованной образовательной деятельности: чтение художественной литературы, художественное творчество, физическое развитие, труд, конструирование, формирование общественной жизни (экскурсии, прогулки). В совместной деятельности: игра, наблюдение, беседы, экспериментирование, рассматривание картинок, альбомов, видео презентаций, фильмов.
Ведущая педагогическая идея
Идеей патриотического воспитания в ДОУ является воспитание гуманной духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества. В данном случае посредством включения в проектную деятельность.
Цель использования технологии:
Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, своему городу, интерес к национальной культуре, обычаям, традициям; гражданских, патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения государственной символики.
2. Формирование чувства любви к своему родному краю, к своему городу основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
3. Формирование представлений о России как о родной стране, о столице России -Москве.
4. Воспитание и уважения к культурной прошлой России средствами эстетического воспитания: музыка, художественное слово.
5. Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.
6. Развивать бережное отношение к своему городу (культуре, памятников архитектуры, природе).
Для реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников необходимо:
- Создание благоприятных материально-технических и социальных условий;
- Обновление содержания образования, отбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей;
- Тесный контакт по данной проблеме с семьей, опора на ее традиции и опыт.
Содержание работы:
- Формирование понятия у ребёнка семья, связь времён, составление родословной.
- Знакомство с родным городом: значимыми объектами, природой, традициями, историей и наиболее значимыми историческими событиями своего города.
- Знакомство с профессиями.
- Знакомство с государственной символикой города. района, области.
- Знакомство с Россией, символикой России, наиболее значимыми историческими событиями народа.
- Знакомство со сказками и подвигами их героев.
- Знакомство с понятием патриотизм, героизм и их проявлениями.
- Знакомство с устным народным творчеством.
- Развитие потребности в самостоятельном освоении окружающего мира
Формы реализации:
Основание познавательного содержания опыта происходит вне занятий в формах совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей.
Форма работы с родителями:
- Беседы, консультации, обеспечение материалами для работы.
- Конкурсы рисунков;
- Наглядная агитация;
- Анкетирование;
- Выставки;
- Фотовыставки;
- Викторины;
- Создание альбомов;
- Экскурсии;
- Прогулки;
- Беседы;
- Консультации;
- Обеспечение материалов для работы;
- Праздники;
- Открытые мероприятия.
Форма работы с воспитателями:
- Консультации;
- Выступления на Педагогическом совете;
- Мастер-классы;
- Открытые показы.
Методы и приемы работы с воспитанниками:
- Целевые прогулки и экскурсии.
- Наблюдения (например, трудовой жизни людей, изменений в облике города и т.д.).
- Объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.
- Беседы о родном городе, об улице на которой находится детский сад.
- Разучивание песен и стихов о Родине, о родном городе, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
- Ознакомление с произведениями народного творчества (вышивка, роспись, скульптура, деревянная и глиняная игрушка и т.п.).
- Обогащение и стимулирование детского творчества.
- Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.
- Воспитание уважения к ветеранам войны и труда.
Содержание деятельности:
1 этап - подготовительный.
Изучить опыт работы по формированию гражданско-патриотической позиции у детей в практике дошкольного воспитания; подобрать диагностический инструментарий по теме.
2 этап - теоретический.
Определение актуальности, постановка цели, определение задач.
Поиск информации: рассматривание иллюстраций, фотографий; чтение стихов, журналов, газет; изучение интернет-источников.
Индивидуальные консультации и беседы с родителями о предстоящих экскурсиях и подготовках к публичным выступлениям с докладами; индивидуальное распределение материала по направлениям.
3 этап - практический.
- - ознакомление детей с родным городом и страной;
- - знакомство с историей своего народа, с культурой русского народа, его обычаями, традициями.
- - целевые прогулки по улицам города, историческим местам;
- - встреча детей с участниками ВОВ;
- - посещение музеев, местных выставок
- - игровая деятельность: сюжетно - ролевые, дидактические игры;
- - проведение досугов, праздников.
Перспективный план старшая группа
Неделя | Тема занятия | Игры |
Февраль | ||
1 неделя | «Наша Армия» | П/и «Разминировать поле» |
2 неделя | Беседа: «Наши защитники», «Русские богатыри» | Д/и: «Назови профессию» - формировать грамматический строй речи, упражнять в словообразовании (танк – танкист, море – моряк, самолет - летчик) |
3 неделя | Аппликация (оригами) «Корабли на волнах» | С/р игра: «На заставе» -формировать у дошкольников представления о воинах – пограничниках, об их подвиге во время войны во имя своей Родины. |
4 неделя | «Мужские профессии» «Военная техника» | Квест- игра «23 февраля «Секретная посылка» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Передовой педагогический опыт "Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и развития детей через нетрадиционные формы взаимодействия с семьёй"
Анализ сложившейся педагогической практики показывает, что формальному участию родителей в педагогическом процессе, их отстранённости от него и низкому уровню образовательных запросов способствовало т...
ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ «Казачьи забавы и игры как элемент патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Педагогический опыт на тему приобщения детей к культуре и традициям казачества....
Мастер-класс: «Обогащение педагогических умений воспитателей ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию через обучение приёму интерактивного голосования».
Цель:Актуализировать среди педагогов проблемы нравственно-патриотического воспитания через использование интерактивных приёмов в работе с дошкольниками....
Мастер-класс«Обогащение педагогических умений воспитателей ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию через обучение приёму интерактивного голосования»
Мастер-класс«Обогащение педагогических умений воспитателей ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию через обучение приёму интерактивного голосования»...
Мастер - класс "Обогащение педагогических умений воспитателей ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию через обучение приему интерактивного голосования"
Презентация на МО в детском саду об обогащении педагогических умений воспитателей ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию через обучение приему интерактивного голосования....
МАСТЕР-КЛАСС «ОБОГАЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ ПРИЁМУ ИНТЕРАКТИВНОГО ГОЛОСОВАНИЯ»
Обогатить педагогические умения воспитателей понравственно-патриотическому воспитанию через обучениеприёму интерактивного голосования....
Инновационный педагогический опыт воспитателя «Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС»
Данная разработка предназначена для педагогов дошкольного образования, учителей начальных классов, руководителей учебных учреждений, а также родителей, у которых дети в дошкольном и младшем школьном в...