Рабочая программа "Занимальная физика"
рабочая программа (старшая группа)
Рабочая программа "Занимательная физика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gyulverdieva_e.h._zanimatelnaya_fizika.docx | 58.89 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Г. НАДЫМА»
(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Г. НАДЫМА»)
629730, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым, ул. Строителей, д. 7А,
E-mail: dssolnyshko@nadym.yanao.ru, 532666
ОГРН 1178901001290, ИНН/КПП 8903035545 / 890301001
Принята Педагогическим советом МДОУ «Детский сад «Солнышко» г. Надыма» Протокол №6 от 31.08.2020 Утверждена и введена в действие приказом от 31.08.2020 года № 128 Заведующий МДОУ «Детский сад «Солнышко» г. Надыма» ______________Э.А. Куликов |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФИЗИКА»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Гюлвердиева Эльза Ханбабаевна,
воспитатель
Надым
2020 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка…………………………………………………...…... 1.2. Цели и задачи Программы………….…………………………………..….…. 1.3. Практическое значение реализации Программы……………………….…... 2. Содержательный раздел 2.1. Особенности реализации Программы……………………………………...... 2.2. Сроки реализации Программы………...…………………………………...… 2.3. Форма работы образовательной деятельности ………….………………..… 2.4. Структура Программы………………………………………………………... 2.5. Особенности организации занятий ………………………………………..… 2.6. Планируемые результаты освоения Программы………………………….... 2.7. Педагогическая диагностика и методики результативности Программы. 2.8. Отношение детей к экспериментальной деятельности…………………... 3. Организационный раздел 3.1. Календарный учебный график…………………………………………..…… 3.2. Учебный план…………………………………………………………………. 3.3. Календарный тематический план……………………………………………. 3.4. Материально – техническое обеспечение………………..…………....…….. 3.5. Список использованных источников ………..……………………………... Приложение 1…………………………............................................................. | 3 5 6 7 7 7 7 7 8 9 10 12 12 12 14 16 17 |
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Физика - наука молодых. И приобщаться к ней надо рано. «Правила игры» в физике - сложные, и по-настоящему овладевать ими можно только в результате долгого и вдумчивого труда.
Академик А.А. Абрикосов
Некоторые взрослые считают, что задача подготовки ребенка к школе сводится только к приобретению знаний и учебных умений. На наш взгляд, намного важнее развить у дошкольника внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умения делать открытия и удивляться им. С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира. Психологами доказано, что мышление детей дошкольного возраста является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, процесс обучения и воспитания в дошкольном возрасте, в основном, должен строиться на методах наглядных и практических. Этот принцип особенно важно соблюдать при осуществлении естественнонаучного и экологического образования. На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.
Актуальность и значимость
Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества и сотворчества.
Теоретической базой программы являются исследования Н.Н. Подьякова, который в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста. Все исследователи экспериментирования, в той или иной форме, выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребёнок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее.
Однако желание ребенка исследовать окружающий мир носит спонтанный характер. Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. Развитие сферы дошкольного образования способствует обновлению педагогических технологий. Педагогические технологии ставят педагогов в позицию творчества и рефлексии, освоения способов индивидуального проектирования своей деятельности. Личностно ориентированные технологии призваны раскрыть индивидуально-творческий потенциал ребёнка, стимулировать его творческую активность. Они ориентированы не на волевое привлечение внимания ребёнка, а на ориентацию и обращенность к его эмоционально-мотивационной сфере. Новые технологии учитывают факт неполной сформированности логического аппарата у детей, это и определяет их игровой и занимательный характер. Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психологическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития. 3нания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее тех, что получены репродуктивным путем. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющей эту деятельность, еще не сформирован. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.
Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, основываясь на запрос воспитанников и их родителей, разработана дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Занимательная физика» (далее – Программа) для детей дошкольного возраста.
Данная Программа определяет порядок организации и осуществления образовательной деятельности, руководствуясь следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Постановление Главного санитарного врача РФ от 30 июня 2020 г. N 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций»;
- Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. №1441 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»;
- Устав МДОУ «Солнышко».
Ведущая идея Программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников.
Новизна
В процессе освоения программы создаются благоприятные условия для актуализации знаний и умений, которые необходимы в освоении ряда профессий и специальностей, связанных с естественнонаучной теорией и практикой: лаборанта, исследователя, «ученого» и т.д.
- Цель и задачи Программы
Цель состоит в создании условий для развития поисково-исследовательской деятельности детей как основы интеллектуально-личностного, познавательно-речевого, творческого развития. Развивать и поддерживать интерес к исследованиям, открытиям, помогать овладевать способами практического взаимодействия с окружающей средой, обеспечивая становление мировидения ребенка, его личностный рост. Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.
Задачи:
- Развивать представления о свойствах веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);
- Научить пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов;
- Развивать способности воспринимать эстетическую ценность природы и выражать в творчестве полученные впечатления;
- Познакомить с правилами техники безопасности при проведении экспериментов;
- Развивать коммуникабельность, самостоятельность, творческий потенциал, фантазию, воображение, наблюдательность, элементарный самоконтроль своих действий;
- Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха, вода - переход в различные состояния, воздух, почва);
- Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
- Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения выдвигать гипотезы, проверять, делать выводы на основе полученных результатов.
Педагогическая целесообразность
Реализацию программы курса можно считать успешной в случае выраженного интереса воспитанников к его содержанию, самостоятельному поиску информации, проведению исследований, выбору, подготовки и презентации результатов проектной деятельности.
- Практическое значение реализации Программы
Экспериментирование стимулирует интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщения), стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе.
В процессе познавательно-исследовательской деятельности ребенка происходит:
- обогащение представлений об окружающем мире,
- развитие познавательной инициативы (любознательности),
- освоение культурных форм упорядочения опыта: родовидовые, причинно-следственные связи, пространственные и временные отношения (Старший дошкольник овладевает ими на уровне предметно-практического и образно-символического действия).
Доступные и интересные дошкольникам «типы исследования» – опыты, эксперименты. Они позволяют познать детям активную исследовательскую позицию, освоить причинно-следственные связи, отношения и зависимости в живой и неживой природе. Выявление противоречий, проблем, на их основе постановка цели; высказывание предложений и обсуждение способа их проверки; подбор материала для опытов; постановка опыта (с использованием заранее составленных педагогом алгоритмов, схем, планов); пополнение знаний; наблюдение результата; обсуждение результата и вывод.
Перспективы работы
Детское экспериментирование (исследовательская деятельность детей) должна занять достойное место в системе ценностных ориентаций дошкольников. Реализация Программы предполагает в итоге более тесное взаимодействие детского сада и семьи в вопросах поисково-исследовательской активности ребенка.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Особенности реализации Программы
Программа рассчитана на детей от 5 до 7 лет дошкольного возраста. Набор воспитанников в группу свободный, независимо от национальной и половой принадлежности, социального статуса родителей (или законных представителей).
Количество обучающихся в группе – 15 человек.
При реализации Программы возможно в исключительных случаях дистанционное обучение с применением электронных образовательных технологий.
- Сроки реализации Программы
Предлагаемый курс является практико-ориентированным и рассчитан на 1 учебный год.
Период учебного года: сентябрь – май (9 месяцев).
Общий объем времени: 36 академических часов в учебный год.
Периодичность занятий: 1 раз в неделю (1 академический час).
Продолжительность 1 академического часа составляет 25 минут.
2.3. Форма работы образовательной деятельности
Форма обучения по данной Программе - очная, проводятся групповые занятия, занятия включают теоретическую и практическую часть.
Основной тип занятий - экспериментирование. Для наиболее успешного усвоения материала планируются различные формы работы с воспитанниками:
- анализ информации, подготовленной в процессе поисковой деятельности,
- наблюдение,
- опыты,
- эксперименты,
- исследование,
- приемы проектной деятельности,
- групповые и индивидуальные формы работы,
- работа с различными источниками информации.
2.4. Структура Программы представляет собой 9 логически законченных и содержательно взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечит системность и практическую направленность знаний и умений воспитанников. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания для детей различной степени подготовки.
Реализуемая Программа строится на принципе личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
2.5. Особенности организации занятий
Занятия по Программе организуются в форме партнерской деятельности со взрослым, где он демонстрирует образцы исследовательской деятельности, а дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Партнер – всегда равноправный участник дела, его позиция связана с взаимным уважением, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной активности. Партнерская позиция требует определенной организации пространства: взрослый всегда вместе (рядом) с детьми, в круге; добровольное (без психологического принуждения) включения детей в предлагаемую деятельность с подбором интересного привлекательного для дошкольников содержания. Организуя с детьми опыты и эксперименты, воспитатель привлекает внимание «интригующим» материалом или демонстрацией необычного эффекта. Все это происходит в ситуации свободного размещения детей и взрослого вокруг предмета исследования.
Детям предоставляется возможность поэкспериментировать самостоятельно. Обсудив полученные эффекты, можно несколько раз поменять условия опыта, посмотреть, что из этого получается. Результатом опыта явится формулирование причинно-следственных связей.
Поисково-исследовательская деятельность со взрослыми должна придать импульс свободной самостоятельной деятельности детей, активизировать их собственные «изыскания» за пределами занятия (в детском саду – уголок опытов, детская лаборатория – и дома).
Гибкая форма организации экспериментальной деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, здоровье, настроение, уровень установления причинно-следственных связей, выявления закономерностей и другие факторы. Состав группы одновременно работающих детей может меняться в зависимости от вышеуказанных причин. Набор для каждого эксперимента имеется в готовом виде. Педагог проводит презентацию каждого эксперимента. Это может быть индивидуальная презентация, индивидуальный показ, круг. К каждому набору для эксперимента могут прилагаться инструктивные карты, выполненные в виде последовательных рисунков или с краткой словесной инструкцией (для читающих детей).
Этапы развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников
Определены три уровня реализации «исследовательского обучения» в современной педагогике:
1. Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику её решения, само решение предстоит самостоятельной найти ребенку.
2. Педагог ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (допускается групповой, коллективный поиск).
3. Постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработки решения осуществляются детьми самостоятельно.
Программа построена на основе педагогических технологий:
- развития критического мышления,
- личностно-ориентированного обучения,
- проблемно-развивающего обучения,
- исследовательской деятельности,
- информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Использование данной технологии способствует формированию у детей навыков работы с информацией: анализ, синтез, обобщение, выделение, систематизация, интерпретация. Данные навыки находят применение в проектной и исследовательской деятельности воспитанников.
2.6. Планируемые результаты освоения Программы
После проведения каждого этапа работы группы предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями и навыками:
- быстрое включение в активный познавательный процесс;
- самостоятельное пользование материалом;
- постановка цели и нахождение путей ее достижения;
- самостоятельность при поиске открытий;
- проявление волевых усилий (упорства) в достижении поставленной цели;
- настойчивость в отстаивании своего мнения;
- расширение кругозора детей;
- использование приобретенных естественнонаучных знаний на практике и повседневной жизни;
- развитие критического мышления и речи;
- развитость мускулатура пальцев;
- проявления поисковой активности и умении извлекать в ходе её информацию об объекте.
Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении исследовательских задач:
- самостоятельно ставит проблему;
- выдвигает гипотезы, предположения;
- самостоятельно планирует деятельность;
- выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности;
- доводит дело до конца;
- ребенок формулирует в речи достигнут или нет результат, делает выводы.
2.7. Педагогическая диагностика и методики результативности Программы
Для педагогической диагностики были выбраны следующие методики:
- выявляющая место детского экспериментирования в предпочтениях детей «Выбор деятельности» (Л.Н. Прохорова);
- выявляющая степень устойчивости интересов ребенка и предпочитаемый материал в процессе экспериментирования «Маленький исследователь» (Л.Н. Прохорова);
- выявляющая умение детей анализировать объект и явление, рассуждать, аргументировать собственные выводы дидактическая проективная методика «Сахар»;
- выявляющая уровень познавательной активности и любознательности «Дерево желаний» (В.С. Юркевич);
- исследующая динамику развития любознательности (исследовательской активности) диагностическое задание «Да-нет».
Показателями уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью являются:
Уровни:
- Высокий уровень: Ребёнок без труда проводит наблюдения, планирует и выполняет эксперименты, выдвигает гипотезы. Использует приобретенные знания и умения для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ, для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
- Средний уровень: Ребёнок в основном правильно проводит наблюдения, планирует и выполняет эксперименты, выдвигает гипотезы, но иногда допускает незначительные ошибки. После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры того, как люди используют приобретенные знания и умения для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ, для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
- Низкий: Ребёнок проводит наблюдения, но допускает значительные ошибки при планировании и выполнении экспериментов. Затрудняется в выдвижении гипотезы. Не всегда правильно называет основные физические явления и свойства веществ. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они используются.
2.8. Отношение детей к экспериментальной деятельности
- Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач
- В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес.
- В большинстве случаев ребенок не проявляет активный познавательный интерес.
Целеполагание
- Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами
- Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого).
- Не видит проблему самостоятельно. Ребенок не высказывает предположения, не может выстроить гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого).
Планирование
- Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознано выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением.
- Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым.
- Пассивен при планировании деятельности совместно со взрослым.
- Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца.
- Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы.
- Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, но не учитывает их качества и свойства. Не проявляет настойчивость в достижении результатов.
Рефлексия
- Формулирует в речи достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные, причинные связи. Делает выводы.
- Может сформулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам.
- Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.
- Не может сформулировать выводы самостоятельно только по наводящим вопросам.
Овладение детьми вышеуказанными знаниями, умениями и навыками фиксирует в таблице в начале реализации программы и в конце.
№ п/п | ФИ ребенка | Уровни | Отношение к экспериментальной деятельности | Целеполагание | Планирование | Рефлексия |
1 |
Формы проведения итогов реализации программы
- дни презентаций результатов экспериментов воспитанникам МДОУ и их родителям;
- выполнение и защита творческих проектов по выбранной и актуальной для воспитанника теме программы в рамках конференции «Физика – дело молодых».
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Календарный учебный график
Срок обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Количество учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год | 01.09. | 31.05. | 36 | 36 | 36 | 1 раз в неделю по 1 акад./часу |
3.2. Учебный план
№ | Разделы программы | Количество часов | Форма контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие. | 1 | 1 | 0 | собеседование |
2. | Свойства воды. | 3 | 0 | 3 | проект |
3. | Свойства воздуха. | 5 | 3 | 2 | исследование |
4. | Сила. | 4 | 1 | 3 | исследование |
5. | Измерение величин. | 2 | 1 | 1 | исследование |
6 | Звук. | 2 | 0 | 2 | исследование |
7. | Природные катаклизмы. | 3 | 1 | 2 | творческая работа, проект |
8. | Энергия. | 7 | 3 | 4 | проект |
9. | Электричество. | 4 | 2 | 2 | исследование |
10. | Волшебные магниты. | 2 | 1 | 1 | исследование |
11. | Итоговые занятия. | 3 | 0 | 3 | творческая работа, проект |
Итого часов: | 36 | 13 | 23 |
3.3. Календарный тематический план
Месяц | № п/п | Тема занятия | Форма занятия | Количество часов | Диагностика |
Сентябрь | 1 | Вводное занятие. | Ориентировочная беседа | 1 | Методика «Радости и огорчения» Цветкова И.В., Цель: выявить место исследовательской деятельности в системе ценностных ориентации дошкольников. |
2 | «Какая она вода» | Практикум | 1 | ||
3 | « Три состояния воды» | Практикум | 1 | ||
4 | «Приключение Капельки» | Практикум | 1 | ||
Октябрь | 5 | Свойства воздуха | Беседа | 1 | Методика «маленький исследователь» Прохорова Л. Н. Цель: исследовать предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования, выявить степень устойчивости интересов ребенка |
6 | «Узнай по запаху» | Ролевая игра | 1 | ||
7 | «Свеча и змейка» | Практикум | 1 | ||
8 | «Песчаная буря в банке» | Мини - исследование | 1 | ||
Ноябрь | 9 | Невидимая сила | Беседа | 1 | |
10 | Сила тяготения. Какая она? | Практикум | 1 | Выставка детских рисунков по данной теме. | |
11 | «Сырое или вареное?» | Игра -эксперимент | 1 | ||
12 | «Сила». «Трение» | Практикум | 1 | ||
Декабрь | 13 | Свойство предметов | Беседа | 1 | |
14-15 | Измерение величин | Игра -эксперимент | 2 | Выставка детских рисунков по данной теме. | |
16 | Звук | Практикум | 1 | ||
Январь | 17 | «Возникновение звуковых волн» | Практикум | 1 | |
18 | Вулкан | Беседа | 1 | ||
19-20 | «Образование метеоритного кратера" | Практикум | 2 | ||
Февраль | 21-22 | Энергия | Ролевая игра | 2 | Методика «маленький исследователь» Прохорова Л. Н. Цель: исследовать предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования, выявить степень устойчивости интересов ребенка Выставка коллажа. |
23 | «Догони свою тень» | Практикум | 1 | ||
24 | «Волшебный лучик» | Практикум | 1 | ||
Март | 25 | «Волшебная змейка» | Ролевая игра | 1 | |
26 | «Все что летает» | Практикум | 1 | ||
27 | «Игрушечная молния» | Практикум | 1 | ||
28 | «Как увидеть и услышать электричество» | Беседа | 1 | Выставка детских рисунков. | |
Апрель | 29 | Электрическая цепь | Практикум | 1 | |
30 | Фруктовая батарейка | Практикум | 1 | ||
31 | Электризация | Ролевая игра. | 1 | ||
32 | Волшебные магниты | Беседа | 1 | ||
Май | 33 | «Достань гвоздь» | Игра-эксперимент | 1 | Методика «Радости и огорчения» Цветкова И. В. Цель: выявить место исследовательской деятельности в системе ценностных ориентаций дошкольников. |
34 -35 | Подготовка и демонстрация фокусов | Практикум | 2 | ||
36 | Счастливый случай | Игра-соревнование | 1 |
- Материально-техническое обеспечение
Методические материалы и средства обучения:
- наборы картин и плакатов «Животные разных природных зон Земли», «Явления природы», «Растения» и т.п.
- настольно-печатные и дидактические игры «Детям о космосе», «Земля и Солнечная система», «Животные и растения пустынь», «Гнездо, нора, улей», «Чей дом?», «Четвертый лишний» и т. п.
- коллекции: полезных ископаемых, насекомых, природного материала.
- выставки поделок из природного и бросового материала.
- приборы-помощники: увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты;
- разнообразные сосуды из различных материалов: пластмасса, стекло, металл разного объема и формы;
- природные материалы: камешки, глина, песок, ракушки, перья, шишки, листья, мох, семена;
- утилизированный материал: гайка, скрепки, болты, гвозди, шурупы, винтики:
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
- красители: пищевые, непищевые, гуашь, акварельные краски;
- медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, масло, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилки для ногтей, сито, свечи;
- индивидуальные дневники, где ставится время проведения, название и помечается самостоятельно или совместно с воспитателем проведен эксперимент;
- знаки, разрешающие или запрещающие;
- специальная одежда (халаты, фартуки);
- контейнеры для сыпучих и мелких предметов;
- карточки-схемы для проведения эксперимента;
- индивидуальные дневники экспериментов;
- правила работы с материалом.
3.5. Список использованных источников
- Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. [Текст] /Т.М. Бондаренко. - Воронеж; 2011 г.
- Гризик, Т.И. Познаю мир. [Текст] /Т.И. Гризик. - М.; 2010 г.
- Козлова С.А. Мой организм. [Текст] /С.А. Козлова. - М.; 2010 г.
- Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. [Текст] /Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова.- Волгоград .;2011г.
- Мартынова Е.А., Сучкова И. М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – Волгоград: Учитель, 2012.
- Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС».2010.
- Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. [Текст]/ Л.Н. Прохорова. - М.; 2010 г.
- Рыжова Н.А. Что у нас под ногами. [Текст] / Н.А. Рыжова. - М.; 2010 г.
- Тугушева Г.П. Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
Приложение 1
Содержание занятий
1. Вводное занятие - техника безопасности.
Теория:
уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развить умение действовать по алгоритму, разгадывать элементарный кроссворд. Познакомить с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков, расширить представления о значении воды в жизни человека; развивать социальные навыки.
Практическая работа:
отгадывание кроссворда о воде, опыты, доказывающие определенные свойства воды (игра «Кто больше перенесет воды пипеткой за 1 минуту?»), смешивание воды с различными веществами, очищение воды фильтрованием. Получение конденсированной воды на охлажденном стекле, заполнение мнемотаблицы «приключение Капельки», отгадывание загадок, опыты со льдом, игра «Арктическое морское путешествие».
Умения и навыки:
умение работать с водой, пипеткой, стеклянной посудой. Умение работать по алгоритму, разгадывать кроссворды, навыки безопасного поведения при работе с различными веществами. Умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения.
3. Свойства воздуха.
Теория:
расширить представления детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется и поднимается вверх - он легкий, при охлаждении сжимается и опускается вниз - он тяжелый; познакомить с историей изобретения воздушного шара. Познакомить детей с причиной возникновения ветра - движением воздушных масс, дать знание о том, что воздух - условие жизни всех живых организмов на земле; показать приспособление органов дыхания к окружающей среде.
Практическая работа:
игра «Узнай по запаху», опыты для определения веса воздуха, его объема, свойств расширения и сжатия воздуха. Опыт «Свеча и змейка», опыт «Песчаная буря в банке», дидактическая игра «Твердые, жидкие, газообразные человечки».
Умения и навыки:
умение делать выводы о свойствах воздуха (невидим, не имеет запаха, имеет вес, занимает объем, при нагревании расширяется, при охлаждении - сжимается), умение пользоваться чашечными весами. Умение соблюдать правила техники безопасности при работе с огнем, умение делать выводы о причинах необычного строения носа у верблюда и сайгака. Умение отличать жидкие, твердые и газообразные вещества и материалы, умение делать вывод, что воздух - условие жизни всех живых организмов на земле.
4. Сила.
Теория:
дать детям представление о существовании невидимой силы - силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле. Познакомить детей с физическим свойством предметов - инерцией; с физическими понятиями: «сила», «трение»; показать пользу трения; познакомить детей с фокусом, основанном на физическом явлении - инерции; показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни (отличать сырые яйца от вареных).
Практическая работа:
опыты по определению силы тяготения, рисование на тему : «Земля и что она притягивает», опыты с игрушками в машине для определения инерции, игра - эксперимент по умению отличать сырые яйца от вареных; зарисовка результатов опыта. Опыты с игрушками, воздушными шарами для определения понятий «сила», «трение».
Умения и навыки:
умение делать выводы о причине удержания предметов, тел на Земле, то есть силе тяготения; о физическом явлении инерции. Умение работать с лупой и давать свои определения понятиям «сила» и «трение».
5. Измерение величин.
Теория:
выяснить свойство предметов - массу, познакомить с прибором для измерения массы - чашечными весами; научить способам их использования. Расширить представления детей о мерах длины: условная мерка, единица измерения; познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой. Развить познавательную активность детей за счет знакомства с мерами длины в древности (локоть, фут, пас, ладонь, палец, ярд).
Практическая работа:
игра - эксперимент с чашечными весами для определения массы различных предметов, фиксация результатов по сравнению веса игрушек. Измерение высоты предметов с помощью условной мерки и измерительных приборов, сравнение и фиксация результатов.
Умения и навыки:
умение пользоваться чашечными весами, делать выводы о различии массы и длины. Умение называть и отличать единицы измерения: метр, сантиметр, локоть, палец, ладонь.
6. Звук.
Теория:
познакомить детей с понятием «звук», выявить причину возникновения звука - дрожание предметов. Обобщить представления детей о физическом явлении - звуке: звук слышим с помощью уха, звуки бывают высокие и низкие, передаются с помощью звуковых волн, можем его усилить с помощью специальных предметов.
Практическая работа:
опыты с линейкой, листом бумаги, блюдцами, проволокой, музыкальными инструментами для извлечения звука. Создание специального телефона. Опыт «Возникновение звуковых волн».
Умения и навыки:
умение делать выводы, что звуковые колебания достигают уха в виде звуковых волн и мы воспринимаем их как звук. Умение делать вывод, что в воде звук распространяется медленнее и вода «гасит» звуковые волны. Умение сравнивать различные звуки, определять их источник.
7. Природные катаклизмы.
Теория:
познакомить детей с природным явлением - вулканом; причиной его извержения. Познакомить с причиной образования гор: движением земной коры, вулканическим происхождением гор; научить детей самостоятельно изготавливать соленое тесто. Смоделировать с детьми метеоритный кратер, познакомив со способом его образования.
Практическая работа:
изготовление макета вулкана, лавы, рассматривание иллюстраций с изображением извергающихся вулканов, рисование вулкана; опыты с тканью для выявления причин возникновения гор, изготовление макета горы из соленого теста или пластилина. Опыт «Образование метеоритного кратера».
Умения и навыки:
умение соблюдать технику безопасности при использовании различных веществ, умение изготавливать макет вулкана, горы; умение делать выводы о движение земных пластов, которое приводит к возникновению гор. Умение работать по алгоритму, умение рассказывать о солнечной системе, планетах, спутниках, умение рассматривать иллюстрации в книгах. Умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения. Умение моделировать метеоритный кратер.
8. Энергия.
Теория:
дать представление детям о Солнце как о звезде и о планетах солнечной системы. Познакомить детей с понятиями света и тени, показать значение разного освещения в жизни растений и животных. Показать, что солнечный луч может превращаться в разноцветный. Познакомить с понятием «световая энергия», показать степень ее поглощения разными предметами, материалами. Уточнить представления детей о принципе работы реактивног322о двигателя, о значении воздуха для полета самолета. Познакомить детей с понятием «электричество», «электрический ток»; сформировать основы безопасного обращения с электричеством; объяснить причину образования молнии.
Практическая работа:
игра «Догони свою тень», опыт «Волшебный лучик». Опыты с настольной лампой для определения степени поглощения энергии разными предметами и материалами; опыт - игра «Волшебная змейка», создание коллажа «Все что летает», опыты с воздушными шарами, игра - эксперимент «Игрушечная молния». Изготовление мыльных пузырей по схеме - алгоритму.
Умения и навыки:
навыки безопасной работы с электрической лампой, ножницами, умение делать выводы о «световой энергии» и степени ее поглощения различными предметами и телами; умение давать определение Солнцу как звезде, которая дарит нам тепло и свет. Умение делать опыты по алгоритму для получения статического электричества, разложения солнечного луча с помощью призмы, зеркала, воды. Навыки при выполнении коллективной работы по изготовлению мыльных пузырей.
9. Электричество.
Теория:
Обобщать знания детей об электричестве, расширять представления о том, где "живет" электричество и как оно помогает человеку, познакомить детей с причиной проявления статического электричества, закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.
Практическая работа:
С помощью электронного конструктора, собрать электрическую цепь. Проведение опытов с шариками и расчёской. Создание фруктовой батарейки. Эксперименты со стеклом и бумагой. Опыты с электризацией резиновых шариков.
10. Волшебные магниты.
Теория:
Знакомство со свойствами магнита: притягивать и отталкивать металлические предметы.
Знакомство с компасом. Знакомство детей с законом притяжения.
Практическая работа:
Ребенку дается стакан с водой, на дне которого лежит металлический предмет -гвоздик. Рядом на столе лежат другие предметы - магнитик, карандаш, лист бумаги, ластик. Перед ребенком ставится задача: достать гвоздь, не вылив воду и не замочив рук.
11. Итоговые занятия.
Практика:
развить у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы, речевую деятельность в процессе демонстрации фокусов, при подготовке и проведении игры - соревнования «Счастливый случай».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бакчада физик тәрбия бурычлары белән таныштыру.
Физкультура шөгыльләренең максаты,күп итеп өстәл һәм компьютер янында күп утырмау. Умыртка һәм яссытабанлылыкны булдырмау өчен көрәшергә....
Физик сыйфатлар үсеше тәрбияләү
Балаларны сәламәтлекләрен ныгыту өчен багышланган чаралар....
Федераль дэулэт талэплэренэ нигезлэнеп мэктэпкэчэ яшьтэге балаларга физик тэрбия биру
Федераль дәүләт таләпләре якынча 2 ел элек дөнья күрде.Күп кенә балалар бакчалары инде бу юнәлештә эшли башлады. Әкренләп ФДТ безнең республикада кулланыла башлады.ФДТ-гомуми белем бирү пр...
физик культура һәм матаматикадан катнаш эшчәнлек
Физик культура һәм матемавтикадан катнаш эшчәнлек Зурлар төркеме өчен шөгыль кон...
Введение в науку физика (Подготовительная группа)
Тема. Введение в науку физика (Подготовительная группа) Цель. Через интересные, занимательные исторические сведения познакомить детей с наукой физика; очертить круг изучаемых ею проблем; познаком...
Лаборатория по физике "Юный физик"
Рабочая программа кружковой работы Юный физикВ системе дополнительного образования детейстаршей группыПредисловие Вы, наверное, слышали, что есть такая наука — физика? Впрочем, это и н...
Лаборатория по физике "Юный физик" для дошкольников
Предисловие Вы, наверное, слышали, что есть такая наука — физика? Впрочем, это и не важно. Главное, что вы постоянно в своей жизни сталкиваетесь с физическими явлениями, только может быть, ...