Опыт работы
опыты и эксперименты (младшая группа)
Изучение особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения, посредствам театрализованной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
опыт работы | 751.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщен опыт работы по теме
«Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения, посредством театрализованной деятельности»
А.Н. Дронова – воспитатель
МБОУ «ЦО №21»
г. Тула 2022г.
Актуальность.
Обусловлена тем, что адаптационный период – серьезное испытание для малышей раннего возраста: из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия что неизбежно влечет изменение поведенческих реакций ребенка, расстройство сна и аппетита.
Актуальность проблемы адаптации детей к МДОУ занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка. Ведь адаптация – это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, психологическом, социальном.
Трудности, возникшие у детей в период адаптации, могут привести к самой неблагоприятной форме – дезадаптации, которая проявляется в нарушениях дисциплины, игровой и учебной деятельности и взаимоотношений со сверстниками и воспитателями.
В последнее время повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения с 1,5 лет до 3 лет, с одной стороны, делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной.
Одной из главных задач в работе нашего коллектива дошкольного учреждения является поиск условий, которые могут оказать положительное влияние на успешность адаптации.
Комфортное пребывание в дошкольном учреждении – результат совместной деятельности, администрации, воспитателя, психолога дошкольного учреждения и родителей. Все это и определило выбор моей темы исследования: «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения».
Новизна
Показана стратегия социализации ребенка в условиях детского сада. В работе доказано, что адаптация маленького ребенка связана в основном не с условиями привыкания (режим, привыкание, среда и др.), а с общением, взаимоотношениями воспитателя с малышом, т.е. социализацией. Раскрыта методика «мягкого», щадящего, комфортного вхождения ребенка в детское сообщество.
Еще до поступления малыша в группу стараюсь установить контакт с семьей. В ознакомительной беседе с родителями узнаю характерные черты поведения, интересы и склонности ребенка. Мои будущие малыши начинают проходить адаптацию к дошкольному учреждению за две недели до поступления в детский сад. Они ежедневно с мамами присутствуют на прогулке. Играют, рисуют в процессе чего проходит знакомство с детьми, воспитателем. Советую некоторым родителям приводить ребенка в первые дни к 8 часам, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой. В связи с этим процесс адаптации проходит в легкой форме.
Теоретическое обоснование опыта.
В детстве закладывается основа личности человека. Но в настоящее время все чаще встречаются дети эмоционально неустойчивые. В начальном периоде посещения дошкольного учреждения у них нередко наблюдаются импульсивность, агрессивность, лживость, а также повышенная ранимость, избыточная эмоциональная чувствительность, застенчивость, замкнутость. Наблюдения данных проявлений детей вызвало у меня необходимость обращения к первоисточникам, из которых получены сведения о причинах поведенческих отклонений у малышей. В них, так же, описаны особенности адаптации детей к детскому коллективу в дошкольном учреждении.
Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения изучались отечественными и зарубежными исследователями (Н.М. Аксарина, Л.В. Белкина, В. Теплюк, Р.В. Тонкова – Ямпольская, Е. Шмидт – Кольмер, А. Атанасова – Вукова и др.)
Проанализировала многие источники, я сделала вывод о том, что в специальной литературе для педагогов и психологов проблема адаптации ребенка к детскому саду обозначается как ведущая (К.Л. Печора, г. Москва; В.А. Холопова, г. Великий Новгород; Л.В. Белкина, г. Воронеж и др.)
Изучение теоретических основ и наблюдение практики адаптации детей к ДОУ побудили меня искать рациональные пути улучшения адаптации детей в возрасте от 1 года до 2 х лет в детском саду.
В результате практической деятельности убедилась, что не каждого ребенка легко вызывать к взаимодействию со сверстниками и взрослыми.
Преодолеть такое положение стало возможным в результате поиска более интересных форм обучения и воспитания детей раннего возраста, в том числе в игровой деятельности, создание атмосферы комфорта и сотрудничества.
С этой целью мной в течении нескольких лет осуществляется работа по теме «Адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению».
В основу своей работы я закладываю педагогику любви и свободы, изменяя привычную традиционную педагогическую лексику на язык и стиль, развивающие творчество, вдохновение и гармонию.
В основе педагогической деятельности с детьми в период адаптации основополагающими я считаю следующие моменты:
- побуждение и поддержку детских инициатив во всех видах деятельности;
- обучение навыкам общения и сотрудничества;
- поддерживание уверенности в себе;
- формирование самостоятельности, желание и умение играть, расширять границы своих возможностей;
- сохранение и поддержка индивидуальности каждого ребенка.
Цель опыта.
- Изучить особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
Цель, объект, предмет обусловили следующую гипотезу: своевременная и адекватная диагностика адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения позволит предложить эффективное психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к ДОУ.
Задачи опыта.
Реализация поставлено цели обусловила решение следующих задач:
- Изучить проблему адаптации, виды, способы адаптации в психолого-педагогических исследованиях;
- Раскрыть психологические особенности развития детей раннего дошкольного возраста;
- Изучить особенности игры, как фактора адаптации детей раннего возраста к ДОУ.
- Охарактеризовать диагностический инструментарий исследования адаптации детей раннего возраста к ДОУ.
Для осуществления цели исследования, решения поставленных задач и проверки исходных предположений мною бы использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов:
- Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- Эмпирические: наблюдение, анкетирование, обобщение психолого-педагогического опыта;
Этапы накопления и систематизация опыта.
Подготовительный этап:
Теоретические аспекты изучения проблемы адаптации детей раннего возраста.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики), или негативным (стресс). Социальная адаптация включает активное усвоение действующих в обществе норм и овладение соответствующими формами и способами общения и деятельности.
Выделяются три фазы адаптационного процесса:
- Острая фаза или период дезадаптации (сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, часты респираторным заболеваниям, нарушение сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии).
- Подострая фаза или собственно адаптация (характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития по сравнению со средними возрастными нормами).
- Фаза компенсации или период адаптированности (характеризуется убыстрением темпа развития; дети начинают ориентироваться и вести себя спокойнее).
Кроме того, различают три степени тяжести прохождения острой фаза адаптационного периода:
- Легкая адаптация: к 20–му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт; заболеваемость не более одного раза сроком не более 10 дней, без осложнений; вес без изменений.
- Адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском учреждении; нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности); заболеваемость до 2-х раз сроком не более 10-ти дней, без осложнений; вес не изменился или несколько снизился.
- Тяжелая адаптация: характеризуется, во-первых, значительной тяжестью всех проявлений и может протекать двух вариантах, каждый из которых имеет свои признаки:
1-й вариант: поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в МБОУ. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 1-2 квартала. Ребенок не растет и не прибавляет в весе в течении 1-2 кварталов.
2-й вариант: дети старше 3-х лет, часто болеющие, из семей с гиперопекой со стороны взрослых, занимающие центральное место в семье. Поведенческие реакции нормализуются к 3-4 месяцу пребывания в МБОУ. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 2-3 квартала. Замедляются рост, прибавка в весе.
Таким образом, анализ изученной литературы по проблеме исследования позволили сделать вывод, что адаптация – это приспособление организма ребенка к условиям внешней среды.
Внедренческий этап.
В группе раннего развития работаю давно, в период приема детей в детский сад, передо мной сразу обозначилась проблема. Проблема адаптации детей к условиям МБОУ. Понимала, и понимаю, что на данной возрастной группе, мне необходимо найти ответы на вопросы: почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой? Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, не вступают в контакт с воспитателем, долго не могут освоится в группе, а другие с первых дней чувствуют себя комфортно?
Поэтому стремлюсь к тому, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации, и всячески стараюсь не допускать проявлений тяжелой адаптации. Понимаю, что необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.
Два основных критерия успешной адаптации:
Внутренний комфорт Внешняя адекватность поведения
(эмоциональная удовлетворенность) (способность легко и точно выполнять
требования среды).
План воспитательно - образовательной деятельности группы на адаптационный период.
Дни недели | Вид работы | Программное содержание |
Понедельник | ||
1 половина дня (утро) | Д/и «Что изменилось?» | Развитие внимания, правильное произнесение названия предметов. |
Дневная прогулка | П/и «Кто попадет?» | Развитие ловкости, цепкости, развитие умения играть в мяч. |
II половина дня | Развлечение «Бабушка Арина к нам в гости пришла» | Создать атмосферу радостного настроения |
Вечер | Консультация с родителями «Индивидуальный подход к ребенку». | Обратить внимание родителей на формирование определенных черт характера ребенка. |
Вторник | ||
I половина дня (утро) | Д/и «Что еще такой же формы?» | Учить детей находить предметы одинаковой формы. |
Дневная прогулка | П/и «Мыльные пузыри». | Учить называть форму, размер; развивать быстроту реакции; умение лопать пузыри двумя руками. |
II половина дня | Чтение стихотворения Агния Барто «Мячик» | Учить внимательно слушать стихотворение, понимать содержание, побуждать малышей помогать читать стихотворение, и вызывать сочувствие к девочке Тане. |
Вечер | Беседа с родителями «Ваш ребенок» | Выявление негативных черт характера и индивидуальных особенностей ребенка. |
Среда | ||
I половина дня (утро) |
| Повторить знакомую потешку, создать радостное настроен е. Развивать мелкую моторику рук. |
Дневная прогулка | П/и «Подпрыгни до ладошки» | Развитие ловкости, быстроты реакции и движений. |
II половина дня | Настольный театр «Теремок» | Учить малышей слушать сказку, создать радостное настроение. |
Вечер | Беседа с родителями Сони Т. об условиях воспитания в семье. | Облегчение адаптации Ани |
Четверг | ||
I половина дня (утро) |
| Познакомить с новым стихотворением, помочь понять содержание. Побудить доступными приемами (скатыванием, расплющиванием), изготовить мисочку для ежика. |
Дневная прогулка | П/и игра «Кто попадет в корзину?». | Развитие ловкости, развитие умения играть в мяч. |
II половина дня | Игра-инсценировка «Про девочку Машу и Зайку – Длинное ушко» | С помощью инсценировки подсказать малышам, как надо утром прощаться с мамой – не плакать при расставании, чтобы ее не огорчать. |
Вечер | Групповое родительское собрание "Воспитание у детей самостоятельности в самообслуживании». | Показать значимость самостоятельности в самообслуживании в воспитании детей. |
Пятница | ||
I половина дня (утро). |
|
|
Дневная прогулка | П/и «Кошечка крадется» | Тренировка вестибулярного аппарата. |
II половина дня | Потешка «Киска, киска брысь!». | Повторение ранее изученной потешки. |
Знаю из опыта, что адаптация малыша не пройдет успешно, если не будет тесного контакта, взаимодействия с семьей.
В своей деятельности выделяю основное направление – работа с родителями. Семье ребенка тоже требуется какое-то время для того, чтобы приспособиться к новым жизненным обстоятельствам. Обычно время приспособления условно разделяют на три периода: острый, подострый, компенсационный. Самые серьезные трудности ожидают семью в острый период. Это моменты первого столкновения с неизвестным, новым. Это новая, часто неожиданная эмоциональная реакция как ребенка, так и его родителей. И наиболее сложная перестройка организма происходит в начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, что может привести к нарушениям здоровья, поведения и психики ребенка.
Чтобы избежать этих осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в МБОУ.
За время своей работы с детьми раннего возраста я пришла к выводу, что необходимым условием успешной адаптации является согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду. Родители отдавая ребенка в сад, испытывают тревогу за него. Ребенок тоже тревожится, чутко улавливая настроение своих близких, особенно мамы.
Поэтому моя задача – успокоить прежде всего взрослых: познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации. Я определяю время нахождения ребенка в МБОУ, постепенно увеличивая пребывание малыша. Убедить родителей внимательно прислушиваться к советам, принимать к сведению консультации, наблюдения и пожелания – это моя первоочередная задача.
Если ребенок видит хорошие доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке. Ежегодно до приема детей провожу родительское собрание, где выступаю с консультациями, рекомендациями специалисты дошкольного учреждения: администрация, психолог, медсестра. Я использую разные формы организации работы с родителями консультации на тему: «Упрямство – что же делать?», «Учим ребенка общаться!» и т.д., родительские собрание, анкетирование родителей, опросы, советы.
Сравнительны анализ анкет родителей за три года показывает результат: на начало года (период адаптации) 75% - 85% родителей высказывают опасение за ребенка, на конец года 90% - 95% спокойны за ребенка в детском саду, 100% родителей удовлетворены работой воспитателя в данной группе.
Технология реализации опыта.
Диагностический инструментарий.
Работа с родителями ведется систематически и плавно, коллективно и индивидуально. Детский сад начинается с групповой раздевалки. Важно чтобы она была уютная и красивая. Форма работы через родительские уголки является традиционной. В родительском уголке выкладываю информацию о работе группы, режимных моментах. Для информации имеются папки – передвижки: «Адаптационный период», «Закаливание детей младшего дошкольного возраста», «Правила дорожного движения», «Папка для родителей», где собран весь материал для родителей.
В раздевалке важное место отвела периодически меняющейся фотогазете, которая содержит всю информацию о жизни наше группы. Это форма работы является востребованной. Наглядно информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме. Темы информаций: «Мы совсем уже не плачем, все у нас в порядке», «Мы встречали Новый год!», «Один день из жизни детского сада». (Фотоснимки детей в процессе игр, освоения трудовых, культурно-гигиенических навыков».
Фотографии постоянно обновляю. В газете помещены стишки – уговорушки Нины Пикулевой: (например)
«Горошинки – непорошинки»
Го-ро-шин-ки, Не-е-т,
Не-про-шин-ки, портить настроение
Откуда вы взялись? Никто вас не просил!
Трамваем или поездом А может, мы не плакали,
До нас вы добрались? А дождик моросил?
В раздевалке вывешиваем плакаты-поздравления для родителей (День Матери, 8 Марта, День защитника отечества, День Победы).
Работа с родителями очень трудна и очень интересна. Большинство родителей с доверием относятся к советам воспитателя, но есть и такие, которые с недоверием выслушивают требования воспитателя, стараются доказывать свое мнение. Большую роль отвожу привлечению родителей в образовательный процесс. Так на протяжении трех лет ставим и показываем детям в группе и всего учреждения кукольные спектакли: «Курочка ряба», «Репка», и другое.
Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, культурно-гигиенических навыков.
Поэтому очень важно оказать необходимую помощь родителям, привлечь их к участию в совместной работе.
Сравнительный анализ участия родителей в жизни группы.
Организация периода адаптации – серьезная забота всех педагогов нашего коллектива, но особенно она касается меня, воспитателя группы раннего развития. Поэтому стараюсь сделать все возможное, чтобы стрессовое состояние, которое испытывает в этот период малыш, не отразилось на его здоровье.
Модель организационного периода.
№ п/п | Модель периода | Описание |
1 | Индивидуальный подход к ребенку |
|
2 | Создание предметно-развивающей среды |
|
3 | Побуждение ребенка к общению со сверстниками |
|
4 | Контроль за физическим состоянием ребенка |
|
Анализируя программу группы раннего развития, размышляя о том каким должен быть дидактический и игровой материал, я постаралась создать для детей предметно-развивающую среду, с учетом их возрастных особенностей. Мне хотелось оформить группу так, чтобы детей, которые впервые идут в детский сад, привлекали красивые, яркие, красочные пособия и игрушки. Как театр начинается с вешалки, так и детский сад начинается с групповой раздевалки. При встречи с детьми в раздевалке, создала домашний комфорт и уют. Предлагаю яркие, любимые игрушки детей, разнообразные конструкторы (крупные), мебель для детей и кукол, книги и т.д.. Образ дома у нас создает групповой интерьер комнаты. Творческая зона дает возможность детям выплеснуть свои эмоции: предлагаю детям цветные карандаши, пластилин, мелки. Положительно действуют на детей упражнения с водой и песком. Такие упражнения имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающие и расслабляющие действие. Дети могут купать кукол, стирать, пускать кораблики.
Я считаю, что в период адаптации, надо временно сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилам. Перед сном малыша могу покачать, если он к этому привык, дать игрушку, посидеть рядом. Стараюсь всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться.
Ведущую роль в период адаптации я отвожу играм. Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверие детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Первые игры провожу фронтально, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступаю я сама. Игры выбираю с учетом игровых возможностей детей, места проведения. Составила картотеку игр, куда вошли такие игры как: «Иди ко мне», «Пришел Петрушка». «Хоровод», «Покружимся», «Прячем Мишку», «Солнышко и дождик», «Поезд», «Догонялки» и др.
Так, например, в игре «Найди игрушку», отыскивая игрушку они учатся ориентироваться в групповой комнате, спальне, узнавать предметы, принадлежащие конкретному ребенку.
Игра «Раздувайся пузырь!» направлена на сближение детей друг с другим. Часто на прогулке провожу игру «Солнышко», которая позволяет получить от других «психологические поглаживания», столь необходимые каждому человеку для того, чтобы ощущать себя любимым, нужным, успешным. В этой игре часто принимают участие родители.
Особое внимание уделяю робким, застенчивым детям, чувствующим себя дискомфортно в группе. Использую пальчиковые игры, которые поднимают настроение детям. Так же они обучают согласованности и координации движений. Использую такие игры как: «Кто в кулачке?», «Игра с кистями рук», «Фонарики», «Моему руки», «Заготавливаем капусту», «Месим тесто».
Дети с года до двух, еще не испытывают потребности в общении со сверстниками. Они могут с интересом наблюдать друг за другом, прыгать, взявшись за руки, и при этом оставаться совершенно равнодушными к состоянию и настроению другого ребенка. Основы общения закладываются именно в адаптационный период и помогают в этом такие игры: «Передай колокольчик», «Зайка», «Позови» и др.
Использую игры, соблюдая следующие требования:
- Игры должны быть фронтальными, чтобы не один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием;
- Не должны быть слишком длительными (лучше играть с детьми по нескольку раз в день, по не многу).
- Должны использоваться копии реальных предметов, а не их заместители;
- Всем детям предлагаются одинаковые предметы.
- Инициатором игры выступает взрослый.
Таким образом в проведении любого процесса главная роль принадлежит мне – воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, я обеспечиваю решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и те самым ускоряю и облегчаю протекание адаптационного процесса.
Результативность опыта.
С целью исследован6ия адаптации детей раннего возраста к ДОУ мною были проведены: наблюдения и анкетирование родителей. Вся работа проводится в три этапа:
- Первичная диагностика проходит по трем направлениями:
- Характеристика родителями состояния своих детей в семье (анкеты для родителей – приложение №1).
- Оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада (карта наблюдений, см. приложение №2)
- Оценка психоэмоционального состояния детей (индивидуальный лист адаптации, см. приложение №3)
По результатам проведенного мною анкетирования родителей обозначаю для семьи воспитанников с повышенной тревожностью. В дальнейшем данные анкетирования позволяют мне грамотно построить профилактическую и консультативную работу с родителями. Основная задача здесь - не просто проинформировать родителей об особенностях протекания периода адаптации у них ребенка, но и дать рекомендации, как общаться с ним в этот период.
- Второй этап включает в себя психопрофилактическую и коррекционно-развивающую работу, направленную на снятие проблем, возникающих в начальном периоде адаптации детей к условиям образовательного учреждения.
- На третьем этапе провожу контрольную диагностику (повторная) – по окончании периода адаптации и повторное анкетирование родителей.
На основании первичной диагностики составляется заключение, в котором дается предварительная оценка адаптационного периода каждого ребенка. По итогам заключения и по наблюдениям воспитателей определяется круг детей, нуждающихся в помощи при прохождении адаптации.
По окончании второго этапа работы проводится заключительная диагностика степени адаптации детей раннего возраста, а также сравнительный анализ показателей первичной и заключительной диагностик.
По окончании периода адаптации в дошкольном учреждении собирается медико-педагогическое совещание. На нем обсуждаются результаты проведенной работы в период адаптации, положительные моменты, анализируются итоги, корректируются планы по организации адаптации и намечается дальнейшая работа.
Анализ работы за последние 3 года показывает, что процесс привыкания детей проходит очень успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя. Положительная является и то, что дети раннего возраста, а особенно второго года жизни, привыкают к детскому саду безболезненно. Эти данные позволяют мне судить о правильно построенной работе по организации и проведению адаптации детей к условиям детского сада.
Результаты оценки уровня адаптации детей
2022 –2023г.
№ п/п | Имя ребенка | Количество дней | Уровень адаптации |
1 | София Б. | 17 | Легкая адаптация |
2 | Миша В. | 35 | Тяжелая адаптация |
3 | Вика Г | 20 | Адаптация средней тяжести |
4 | Ева Т | 25 | Адаптация средней тяжести |
5 | Аня О | 17 | Легкая адаптация |
6 | Костя К | 24 | Адаптация средней тяжести |
7 | Дарина К | 30 | |
8 | Женя Ф | 20 | Адаптация средней тяжести |
9 | Елисей Х | 30 | Тяжелая адаптация |
Таким образом, из таблицы видно, что первую группу (легкой адаптации) составила 2-ое детей ( ), период адаптации до 17 дней. Вторую группу (адаптации средней тяжести) составило 4 детей ( ), период адаптации от 20 до 25 дней. Третью группу (тяжелой адаптации) составило 3 детей ( ) от 30 до 35 дней.
Результаты распределения уровня адаптации детей раннего возраста представлены графически на рисунке.
В результате анкетирования родителей было выявлено 3 семьи с одним ребенком. Сопоставив данные наблюдения за детьми в период адаптации и анкетирования родителей мною было выявлено, что период адаптации напрямую зависит от состава семьи и общения в семье. Дети, в которых 3 и более человек легко адаптируются к ДОУ.
Результаты анкетирования родителей и оценки зависимости процесса адаптации от количества человек в семье представлены графически.
Таким образом, в качестве примера рассмотри адаптацию у Софии и Миши. период адаптации Софии составил 17 дней, при этом она не единственный ребенок в семье, бабушки и дедушки живут отдельно в другом городе, наблюдается сильная привязанность к отцу. У Миши период адаптации составил 35 дней, мальчик тяжело шел на контакт с воспитателями. Проблем в еде не было. На сон не оставался, были истерики. В поведении был агрессивен с воспитателями, с детьми был избранным с кем играть.
Сравнительная таблица результатов наблюдений
за 3 года
(за основу взята группа из 9 человек)
Прогноз адаптации | Течение адаптации | |||||||||||
2020-21 | 2021-22 | 2022-23 | 2020-21 | 2021-22 | 2022-23 | |||||||
Готовы к поступлению | Легкая адаптация | |||||||||||
Условно готовы | Адаптация средней тяжести | |||||||||||
Не готовы | Тяжелая адаптация |
Синий – легкая адаптация
Оранжевый – средняя адаптация
Серый – тяжелая адаптация
Анализ результатов наблюдений за три года показывает стабильность в преобладании легкой и средней степени адаптации у детей раннего возраста к дошкольному учреждению. Средние показатели составляют 50 легкая степень адаптации, 42 средняя степень адаптации и всего 8 тяжелая степень адаптации, что говорит о правильном подходе к образовательному процессу в адаптационном периоде.
Самооценка обобщенного опыта.
Данный опыт посвящен изучению адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения. Его актуальность подтверждена не только исследованиями ученых и интересов психологов и воспитателей, но еще в большей степени волнением родителей за своих детей.
Воспитание в семье, общение со сверстниками, интимно-личностное взаимодействие с родителями – все это определяет процесс адаптации, от этого зависит дальнейшее приспособление и развитие детского организма. Именно поэтому, проблемы, завернутые в моем опыте так важны.
В ходе анализа литературы по проблеме исследования мною установлено, что:
- Понятия адаптации, в его наиболее широком определении означает соответствие между живой системой и внешними условиями, причем адаптация – это и процесс, и результат, то есть определенная организация. В период адаптации у ребенка возникает переделка ранее сформированных необходимо сделать по возможности более плавным.
- Анализ литературы по проблеме адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения стал основанием моего педагогического опыта. С целью исследования адаптации детей раннего возраста к ДОУ, мною были проведены: наблюдения и анкетирование родителей.
На основании результатов анкетирования и выясняла, что отношение детей с близкими взрослыми играют ключевую роль не только в развитии когнитивных процессов, но и процесса адаптации детей раннего возраста к ДОУ.
Таким образом, цель исследования, заключавшаяся в изучении особенностей адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения, достигнута. Основные задачи решены. Гипотеза о том, что своевременная и адекватная диагностика адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения позволяет предложить эффективное психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к ДОУ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Социализация личности дошкольников через привитие навыков культурного поведения"В опыте отражена работа с детьми в подготовительной группе по социально- нравственному воспитанию: формы работы, основные задачи, работа с родителями.
Содержание 1. Сведения об авторе.2. Условия формирования опыта. 3. Теоретическая интерпретация опыта.3.1. Актуальность опыта.3.2. Новизна опыт...
Опыт работы Тема: Предметное рисование как средство развития изобразительных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста. Опыт работы
Материал по 1 - 2 младшей группе....
Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Семья и Детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...
Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"
В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...
«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»
Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...
Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»
Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей». Задача Стандарта в области работы с семьей – обеспечение психолого-педагог...
Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ
Наш детский сад расположен в микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...