Опыт работы
опыты и эксперименты (младшая группа)

Изучение особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения, посредствам театрализованной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл опыт работы751.56 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщен опыт работы по теме

«Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения, посредством театрализованной деятельности»

А.Н. Дронова – воспитатель

МБОУ «ЦО №21»

г. Тула 2022г.

Актуальность.

Обусловлена тем, что адаптационный период – серьезное испытание для малышей раннего возраста: из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия что неизбежно влечет изменение поведенческих реакций ребенка, расстройство сна и аппетита.

   Актуальность проблемы адаптации детей к МДОУ занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка. Ведь адаптация – это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, психологическом, социальном.

   Трудности, возникшие у детей в период адаптации, могут привести к самой неблагоприятной форме – дезадаптации, которая проявляется в нарушениях дисциплины, игровой и учебной деятельности и взаимоотношений со сверстниками и воспитателями.

   В последнее время повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения с 1,5 лет до 3 лет, с одной стороны, делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной.

   Одной из главных задач в работе нашего коллектива дошкольного учреждения является поиск условий, которые могут оказать положительное влияние на успешность адаптации.

   Комфортное пребывание в дошкольном учреждении – результат совместной деятельности, администрации, воспитателя, психолога дошкольного учреждения и родителей. Все это и определило выбор моей темы исследования: «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения».

Новизна

Показана стратегия социализации ребенка в условиях детского сада. В работе доказано, что адаптация маленького ребенка связана в основном не с условиями привыкания (режим, привыкание, среда и др.), а с общением, взаимоотношениями воспитателя с малышом, т.е. социализацией. Раскрыта методика «мягкого», щадящего, комфортного вхождения ребенка в детское сообщество.

Еще до поступления малыша в группу стараюсь установить контакт с семьей. В ознакомительной беседе с родителями узнаю характерные черты поведения, интересы и склонности ребенка. Мои будущие малыши начинают проходить адаптацию к дошкольному учреждению за две недели до поступления в детский сад. Они ежедневно с мамами присутствуют на прогулке. Играют, рисуют в процессе чего проходит знакомство с детьми, воспитателем. Советую некоторым родителям приводить ребенка в первые дни к 8 часам, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой. В связи с этим процесс адаптации проходит в легкой форме.

Теоретическое обоснование опыта.

В детстве закладывается основа личности человека. Но в настоящее время все чаще встречаются дети эмоционально неустойчивые. В начальном периоде посещения дошкольного учреждения у них нередко наблюдаются импульсивность, агрессивность, лживость, а также повышенная ранимость, избыточная эмоциональная чувствительность, застенчивость, замкнутость. Наблюдения данных проявлений детей вызвало у меня необходимость обращения к первоисточникам, из которых получены сведения о причинах поведенческих отклонений у малышей. В них, так же, описаны особенности адаптации детей к детскому коллективу в дошкольном учреждении.

    Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения изучались отечественными и зарубежными исследователями (Н.М. Аксарина, Л.В. Белкина, В. Теплюк, Р.В. Тонкова – Ямпольская, Е. Шмидт – Кольмер, А. Атанасова – Вукова и др.)

Проанализировала многие источники, я сделала вывод о том, что в специальной литературе для педагогов и психологов проблема адаптации ребенка к детскому саду обозначается как ведущая (К.Л. Печора, г. Москва; В.А. Холопова, г. Великий Новгород; Л.В. Белкина, г. Воронеж и др.)

   Изучение теоретических основ и наблюдение практики адаптации детей к ДОУ побудили меня искать рациональные пути улучшения адаптации детей в возрасте от 1 года до 2 х лет в детском саду.

    В результате практической деятельности убедилась, что не каждого ребенка легко вызывать к взаимодействию со сверстниками и взрослыми.

   Преодолеть такое положение стало возможным в результате поиска более интересных форм обучения и воспитания детей раннего возраста, в том числе в игровой деятельности, создание атмосферы комфорта и сотрудничества.

   С этой целью мной в течении нескольких лет осуществляется работа по теме «Адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению».

   В основу своей работы я закладываю педагогику любви и свободы, изменяя привычную традиционную педагогическую лексику на язык и стиль, развивающие творчество, вдохновение и гармонию.

   В основе педагогической деятельности с детьми в период адаптации основополагающими я считаю следующие моменты:

  • побуждение и поддержку детских инициатив во всех видах деятельности;
  •  обучение навыкам общения и сотрудничества;
  • поддерживание уверенности в себе;
  • формирование самостоятельности, желание и умение играть, расширять границы своих возможностей;
  • сохранение и поддержка индивидуальности каждого ребенка.

Цель опыта.

  • Изучить особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.

Цель, объект, предмет обусловили следующую гипотезу: своевременная и адекватная диагностика адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения позволит предложить эффективное психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к ДОУ.

Задачи опыта.

Реализация поставлено цели обусловила решение следующих задач:

  1. Изучить проблему адаптации, виды, способы адаптации в психолого-педагогических исследованиях;
  2. Раскрыть психологические особенности развития детей раннего дошкольного возраста;
  3. Изучить особенности игры, как фактора адаптации детей раннего возраста к ДОУ.
  4. Охарактеризовать диагностический инструментарий исследования адаптации детей раннего возраста к ДОУ.

Для осуществления цели исследования, решения поставленных задач и проверки исходных предположений мною бы использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов:

  • Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
  • Эмпирические: наблюдение, анкетирование, обобщение психолого-педагогического опыта;

Этапы накопления и систематизация опыта.

Подготовительный этап:

Теоретические аспекты изучения проблемы адаптации детей раннего возраста.

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики), или негативным (стресс). Социальная адаптация включает активное усвоение действующих в обществе норм и овладение соответствующими формами и способами общения и деятельности.

Выделяются три фазы адаптационного процесса:

  1. Острая фаза или период дезадаптации (сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, часты респираторным заболеваниям, нарушение сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии).
  2. Подострая фаза или собственно адаптация (характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития по сравнению со средними возрастными нормами).
  3. Фаза компенсации или период адаптированности (характеризуется убыстрением темпа развития; дети начинают ориентироваться и вести себя спокойнее).

Кроме того, различают три степени тяжести прохождения острой фаза адаптационного периода:

  • Легкая адаптация: к 20–му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт; заболеваемость не более одного раза сроком не более 10 дней, без осложнений; вес без изменений.
  • Адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском учреждении; нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности); заболеваемость до 2-х раз сроком не более 10-ти дней, без осложнений; вес не изменился или несколько снизился.
  • Тяжелая адаптация: характеризуется, во-первых, значительной тяжестью всех проявлений и может протекать двух вариантах, каждый из которых имеет свои признаки:

1-й вариант: поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в МБОУ. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 1-2 квартала. Ребенок не растет и не прибавляет в весе в течении 1-2 кварталов.

2-й вариант: дети старше 3-х лет, часто болеющие, из семей с гиперопекой со стороны взрослых, занимающие центральное место в семье. Поведенческие реакции нормализуются к 3-4 месяцу пребывания в МБОУ. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 2-3 квартала. Замедляются рост, прибавка в весе.

Таким образом, анализ изученной литературы по проблеме исследования позволили сделать вывод, что адаптация – это приспособление организма ребенка к условиям внешней среды.

Внедренческий этап.

В группе раннего развития работаю давно, в период приема детей в детский сад, передо мной сразу обозначилась проблема. Проблема адаптации детей к условиям МБОУ. Понимала, и понимаю, что на данной возрастной группе, мне необходимо найти ответы на вопросы: почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой? Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, не вступают в контакт с воспитателем, долго не могут освоится в группе, а другие с первых дней чувствуют себя комфортно?

   Поэтому стремлюсь к тому, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации, и всячески стараюсь не допускать проявлений тяжелой адаптации. Понимаю, что необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

Два основных критерия успешной адаптации:

Внутренний комфорт                                 Внешняя адекватность поведения

(эмоциональная удовлетворенность)                   (способность легко и точно                                          выполнять                                  

требования среды).

План воспитательно - образовательной деятельности группы на адаптационный период.

Дни недели

Вид работы

Программное содержание

Понедельник

1 половина дня

(утро)

Д/и «Что изменилось?»

Развитие внимания, правильное произнесение названия предметов.

Дневная прогулка

П/и «Кто попадет?»

Развитие ловкости, цепкости, развитие умения играть в мяч.

II половина дня

Развлечение «Бабушка Арина к нам в гости пришла»

Создать атмосферу радостного настроения

Вечер

Консультация с родителями «Индивидуальный подход к ребенку».

Обратить внимание родителей на формирование определенных черт характера ребенка.

Вторник

I половина дня (утро)

Д/и «Что еще такой же формы?»

Учить детей находить предметы одинаковой формы.

Дневная прогулка

П/и «Мыльные пузыри».

Учить называть форму, размер; развивать быстроту реакции; умение лопать пузыри двумя руками.

II половина дня

Чтение стихотворения Агния Барто «Мячик»

Учить внимательно слушать стихотворение, понимать содержание, побуждать малышей помогать читать стихотворение, и вызывать сочувствие к девочке Тане.

Вечер

Беседа с родителями «Ваш ребенок»

Выявление негативных черт характера и индивидуальных особенностей ребенка.

Среда

I половина дня (утро)

  1. Повторение потешки «Как у нашего кота».
  2. Пальчиковая игра по потешки «Как у нашего»

Повторить знакомую потешку, создать радостное настроен е. Развивать мелкую моторику рук.

Дневная прогулка

П/и «Подпрыгни до ладошки»

Развитие ловкости, быстроты реакции и движений.

II половина дня

Настольный театр «Теремок»

Учить малышей слушать сказку, создать радостное настроение.

Вечер

Беседа с родителями Сони Т. об условиях воспитания в семье.

Облегчение адаптации Ани

Четверг

I половина дня (утро)

  1. Чтение стихотворения Б. Заходера «Ежик».
  2. Лепка «Слепим мисочку и угости ежика молоком».

Познакомить с новым стихотворением, помочь понять содержание.

Побудить доступными приемами (скатыванием, расплющиванием), изготовить мисочку для ежика.

Дневная прогулка

П/и игра «Кто попадет в корзину?».

Развитие ловкости, развитие умения играть в мяч.

II половина дня

Игра-инсценировка «Про девочку Машу и Зайку – Длинное ушко»

С помощью инсценировки подсказать малышам, как надо утром прощаться с мамой – не плакать при расставании, чтобы ее не огорчать.

Вечер

Групповое родительское собрание "Воспитание у детей самостоятельности в самообслуживании».

Показать значимость самостоятельности в самообслуживании в воспитании детей.

Пятница

I половина дня (утро).

  1. Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Была в лесу белка».

  1. Рисование «Орешки для белочки»
  1. Познакомить малышей с белкой и ее детками, учить слушать рассказ, понимать содержание, отвечать на вопросы.
  2. Учить малышей рисовать орешки карандашами; способствовать проявлению заботы, чуткого отношения к белочкам.

Дневная прогулка

П/и «Кошечка крадется»

Тренировка вестибулярного аппарата.

II половина дня

Потешка «Киска, киска брысь!».

Повторение ранее изученной потешки.

Знаю из опыта, что адаптация малыша не пройдет успешно, если не будет тесного контакта, взаимодействия с семьей.

В своей деятельности выделяю основное направление – работа с родителями. Семье ребенка тоже требуется какое-то время для того, чтобы приспособиться к новым жизненным обстоятельствам. Обычно время приспособления условно разделяют на три периода: острый, подострый, компенсационный. Самые серьезные трудности ожидают семью в острый период. Это моменты первого столкновения с неизвестным, новым. Это новая, часто неожиданная эмоциональная реакция как ребенка, так и его родителей. И наиболее сложная перестройка организма происходит в начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, что может привести к нарушениям здоровья, поведения и психики ребенка.

Чтобы избежать этих осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в МБОУ.

   За время своей работы с детьми раннего возраста я пришла к выводу, что необходимым условием успешной адаптации является согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду. Родители отдавая ребенка в сад, испытывают тревогу за него. Ребенок тоже тревожится, чутко улавливая настроение своих близких, особенно мамы.

   Поэтому моя задача – успокоить прежде всего взрослых: познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации. Я определяю время нахождения ребенка в МБОУ, постепенно увеличивая пребывание малыша. Убедить родителей внимательно прислушиваться к советам, принимать к сведению консультации, наблюдения и пожелания – это моя первоочередная задача.

Если ребенок видит хорошие доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке. Ежегодно до приема детей провожу родительское собрание, где выступаю с консультациями, рекомендациями специалисты дошкольного учреждения: администрация, психолог, медсестра. Я использую разные формы организации работы с родителями консультации на тему: «Упрямство – что же делать?», «Учим ребенка общаться!» и т.д., родительские собрание, анкетирование родителей, опросы, советы.

   Сравнительны анализ анкет родителей за три года показывает результат: на начало года (период адаптации) 75% - 85% родителей высказывают опасение за ребенка, на конец года 90% - 95% спокойны за ребенка в детском саду, 100% родителей удовлетворены работой воспитателя в данной группе.

Технология реализации опыта.

Диагностический инструментарий.

Работа с родителями ведется систематически и плавно, коллективно и индивидуально. Детский сад начинается с групповой раздевалки. Важно чтобы она была уютная и красивая. Форма работы через родительские уголки является традиционной. В родительском уголке выкладываю информацию о работе группы, режимных моментах. Для информации имеются папки – передвижки: «Адаптационный период», «Закаливание детей младшего дошкольного возраста», «Правила дорожного движения», «Папка для родителей», где собран весь материал для родителей.

В раздевалке важное место отвела периодически меняющейся фотогазете, которая содержит всю информацию о жизни наше группы. Это форма работы является востребованной. Наглядно информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме. Темы информаций: «Мы совсем уже не плачем, все у нас в порядке», «Мы встречали Новый год!», «Один день из жизни детского сада». (Фотоснимки детей в процессе игр, освоения трудовых, культурно-гигиенических навыков».

Фотографии постоянно обновляю. В газете помещены стишки – уговорушки Нины Пикулевой: (например)

«Горошинки – непорошинки»

Го-ро-шин-ки,                                               Не-е-т,

Не-про-шин-ки,                                       портить настроение

Откуда вы взялись?                                       Никто вас не просил!

Трамваем или поездом                                  А может, мы не плакали,

До нас вы добрались?                                   А дождик моросил?

В раздевалке вывешиваем плакаты-поздравления для родителей (День Матери, 8 Марта, День защитника отечества, День Победы).

Работа с родителями очень трудна и очень интересна. Большинство родителей с доверием относятся к советам воспитателя, но есть и такие, которые с недоверием выслушивают требования воспитателя, стараются доказывать свое мнение. Большую роль отвожу привлечению родителей в образовательный процесс. Так на протяжении трех лет ставим и показываем детям в группе и всего учреждения кукольные спектакли: «Курочка ряба», «Репка», и другое.

C:\Users\user\Desktop\Дронова\Уч. год 20-21г. все материалы\Фото группы 2021г\IMG_20210607_080202.jpgC:\Users\user\Desktop\Дронова\фото театра\Капризулька\DSC_1266.JPG

Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, культурно-гигиенических навыков.

Поэтому очень важно оказать необходимую помощь родителям, привлечь их к участию в совместной работе.

Сравнительный анализ участия родителей в жизни группы.

Организация периода адаптации – серьезная забота всех педагогов нашего коллектива, но особенно она касается меня, воспитателя группы раннего развития. Поэтому стараюсь сделать все возможное, чтобы стрессовое состояние, которое испытывает в этот период малыш, не отразилось на его здоровье.

Модель организационного периода.

п/п

Модель периода

Описание

1

Индивидуальный подход к ребенку

  • Гибкий режим.
  • Создание условий для общения со знакомыми игрушками и вещами.
  • Использование игрушек-забав.
  • Учет домашних привычек.
  • Использование баюкалок при укладывании детей спать.

2

Создание предметно-развивающей среды

  • Уголок «Моя семья»
  • Уголок «Маша-растеряша»
  • Уголок «Конструирование»
  • Уголок «Гараж»
  • Уголок «Мы познаем новое»
  • Уголок «Волшебные сказки»
  • Уголок «Развиваем ручки, глазки».

3

Побуждение ребенка к общению со сверстниками

  • Игры ребенка рядом со сверстниками.
  • Приучение к объединению в игре с другим ребенком.
  • Ситуации, общение.
  • Использование фольклора.
  • Элементы театрализованной деятельности.
  • Игры с воспитателем.
  • Игры- занятия, упражнения

4

Контроль за физическим состоянием ребенка

  • Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребенка.
  • Элементы закаливающих мероприятий.

Анализируя программу группы раннего развития, размышляя о том каким должен быть дидактический и игровой материал, я постаралась создать для детей предметно-развивающую среду, с учетом их возрастных особенностей. Мне хотелось оформить группу так, чтобы детей, которые впервые идут в детский сад, привлекали красивые, яркие, красочные пособия и игрушки. Как театр начинается с вешалки, так и детский сад начинается с групповой раздевалки. При встречи с детьми в раздевалке, создала домашний комфорт и уют. Предлагаю яркие, любимые игрушки детей, разнообразные конструкторы (крупные), мебель для детей и кукол, книги и т.д.. Образ дома у нас создает групповой интерьер комнаты. Творческая зона дает возможность детям выплеснуть свои эмоции: предлагаю детям цветные карандаши, пластилин, мелки. Положительно действуют на детей упражнения с водой и песком. Такие упражнения имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающие и расслабляющие действие. Дети могут купать кукол, стирать, пускать кораблики.

C:\Users\user\Downloads\maxresdefault (1).jpg           C:\Users\user\Downloads\1585024714169.jpg

Я считаю, что в период адаптации, надо временно сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилам. Перед сном малыша могу покачать, если он к этому привык, дать игрушку, посидеть рядом. Стараюсь всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться.

Ведущую роль в период адаптации я отвожу играм. Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверие детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

C:\Users\user\Desktop\папка Акварельки\Фото детей 21 -22г\фоточ\IMG_20211119_095713.jpg

Первые игры провожу фронтально, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступаю я сама. Игры выбираю с учетом игровых возможностей детей, места проведения. Составила картотеку игр, куда вошли такие игры как: «Иди ко мне», «Пришел Петрушка». «Хоровод», «Покружимся», «Прячем Мишку», «Солнышко и дождик», «Поезд», «Догонялки» и др.

Так, например, в игре «Найди игрушку», отыскивая игрушку они учатся ориентироваться в групповой комнате, спальне, узнавать предметы, принадлежащие конкретному ребенку.

Игра «Раздувайся пузырь!» направлена на сближение детей друг с другим. Часто на прогулке провожу игру «Солнышко», которая позволяет получить от других «психологические поглаживания», столь необходимые каждому человеку для того, чтобы ощущать себя любимым, нужным, успешным. В этой игре часто принимают участие родители.

Особое внимание уделяю робким, застенчивым детям, чувствующим себя дискомфортно в группе. Использую пальчиковые игры, которые поднимают настроение детям. Так же они обучают согласованности и координации движений. Использую такие игры как: «Кто в кулачке?», «Игра с кистями рук», «Фонарики», «Моему руки», «Заготавливаем капусту», «Месим тесто».

Дети с года до двух, еще не испытывают потребности в общении со сверстниками. Они могут с интересом наблюдать друг за другом, прыгать, взявшись за руки, и при этом оставаться совершенно равнодушными к состоянию и настроению другого ребенка. Основы общения закладываются именно в адаптационный период и помогают в этом такие игры: «Передай колокольчик», «Зайка», «Позови» и др.

Использую игры, соблюдая следующие требования:

  • Игры должны быть фронтальными, чтобы не один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием;
  • Не должны быть слишком длительными (лучше играть с детьми по нескольку раз в день, по не многу).
  • Должны использоваться копии реальных предметов, а не их заместители;
  • Всем детям предлагаются одинаковые предметы.
  • Инициатором игры выступает взрослый.

Таким образом в проведении любого процесса главная роль принадлежит мне – воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, я обеспечиваю решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и те самым ускоряю и облегчаю протекание адаптационного процесса.

Результативность опыта.

С целью исследован6ия адаптации детей раннего возраста к ДОУ мною были проведены: наблюдения и анкетирование родителей. Вся работа проводится в три этапа:

  1. Первичная диагностика проходит по трем направлениями:
  • Характеристика родителями состояния своих детей в семье (анкеты для родителей – приложение №1).
  • Оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада (карта наблюдений, см. приложение №2)
  • Оценка психоэмоционального состояния детей (индивидуальный лист адаптации, см. приложение №3)

По результатам проведенного мною анкетирования родителей обозначаю для семьи воспитанников с повышенной тревожностью. В дальнейшем данные анкетирования позволяют мне грамотно построить профилактическую и консультативную работу с родителями. Основная задача здесь -  не просто проинформировать родителей об особенностях протекания периода адаптации у них ребенка, но и дать рекомендации, как общаться с ним в этот период.

  1. Второй этап включает в себя психопрофилактическую и коррекционно-развивающую работу, направленную на снятие проблем, возникающих в начальном периоде адаптации детей к условиям образовательного учреждения.
  2. На третьем этапе провожу контрольную диагностику (повторная) – по окончании периода адаптации и повторное анкетирование родителей.

На основании первичной диагностики составляется заключение, в котором дается предварительная оценка адаптационного периода каждого ребенка. По итогам заключения и по наблюдениям воспитателей определяется круг детей, нуждающихся в помощи при прохождении адаптации.

По окончании второго этапа работы проводится заключительная диагностика степени адаптации детей раннего возраста, а также сравнительный анализ показателей первичной и заключительной диагностик.

По окончании периода адаптации в дошкольном учреждении собирается медико-педагогическое совещание. На нем обсуждаются результаты проведенной работы в период адаптации, положительные моменты, анализируются итоги, корректируются планы по организации адаптации и намечается дальнейшая работа.

Анализ работы за последние 3 года показывает, что процесс привыкания детей проходит очень успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя. Положительная является и то, что дети раннего возраста, а особенно второго года жизни, привыкают к детскому саду безболезненно. Эти данные позволяют мне судить о правильно построенной работе по организации и проведению адаптации детей к условиям детского сада.

Результаты оценки уровня адаптации детей

2022 –2023г.

п/п

Имя ребенка

Количество дней

Уровень адаптации

1

София Б.

17

Легкая адаптация

2

Миша В.

35

Тяжелая адаптация

3

Вика Г

20

Адаптация средней тяжести

4

Ева Т

25

Адаптация средней тяжести

5

Аня О

17

Легкая адаптация

6

Костя К

24

Адаптация средней тяжести

7

Дарина К

30

8

Женя Ф

20

Адаптация средней тяжести

9

Елисей Х

30

Тяжелая адаптация

Таким образом, из таблицы видно, что первую группу (легкой адаптации) составила 2-ое детей ( ), период адаптации до 17 дней. Вторую группу (адаптации средней тяжести) составило 4 детей ( ), период адаптации от 20 до 25 дней. Третью группу (тяжелой адаптации) составило 3 детей ( ) от 30 до 35 дней.

Результаты распределения уровня адаптации детей раннего возраста представлены графически на рисунке.

В результате анкетирования родителей было выявлено 3 семьи с одним ребенком. Сопоставив данные наблюдения за детьми в период адаптации и анкетирования родителей мною было выявлено, что период адаптации напрямую зависит от состава семьи и общения в семье. Дети, в которых 3 и более человек легко адаптируются к ДОУ.

Результаты анкетирования родителей и оценки зависимости процесса адаптации от количества человек в семье представлены графически.

Таким образом, в качестве примера рассмотри адаптацию у Софии и Миши. период адаптации Софии составил 17 дней, при этом она не единственный ребенок в семье, бабушки и дедушки живут отдельно в другом городе, наблюдается сильная привязанность к отцу. У Миши период адаптации составил 35 дней, мальчик тяжело шел на контакт с воспитателями. Проблем в еде не было. На сон не оставался, были истерики. В поведении был агрессивен с воспитателями, с детьми был избранным с кем играть.

Сравнительная таблица результатов наблюдений

за 3 года

(за основу взята группа из 9 человек)

Прогноз адаптации

Течение адаптации

2020-21

2021-22

2022-23

2020-21

2021-22

2022-23

Готовы к поступлению

Легкая адаптация

Условно готовы

Адаптация средней тяжести

Не готовы

Тяжелая адаптация

   

Синий – легкая адаптация

Оранжевый – средняя адаптация

Серый – тяжелая адаптация

Анализ результатов наблюдений за три года показывает стабильность в преобладании легкой и средней степени адаптации у детей раннего возраста к дошкольному учреждению. Средние показатели составляют 50 легкая степень адаптации, 42 средняя степень адаптации и всего 8 тяжелая степень адаптации, что говорит о правильном подходе к образовательному процессу в адаптационном периоде.

Самооценка обобщенного  опыта.

Данный опыт посвящен изучению адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения. Его актуальность подтверждена не только исследованиями ученых и интересов психологов и воспитателей, но еще в большей степени волнением родителей за своих детей.

Воспитание в семье, общение со сверстниками, интимно-личностное взаимодействие с родителями – все это определяет процесс адаптации, от этого зависит дальнейшее приспособление и развитие детского организма. Именно поэтому, проблемы, завернутые в моем опыте так важны.

В ходе анализа литературы по проблеме исследования мною установлено, что:

  • Понятия адаптации, в его наиболее широком определении означает соответствие между живой системой и внешними условиями, причем адаптация – это и процесс, и результат, то есть определенная организация. В период адаптации у ребенка возникает переделка ранее сформированных необходимо сделать по возможности более плавным.
  • Анализ литературы по проблеме адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения стал основанием моего педагогического опыта. С целью исследования адаптации детей раннего возраста к ДОУ, мною были проведены: наблюдения и анкетирование родителей.

На основании результатов анкетирования и выясняла, что отношение детей с близкими взрослыми играют ключевую роль не только в развитии когнитивных процессов, но и процесса адаптации детей раннего возраста к ДОУ.

Таким образом, цель исследования, заключавшаяся в изучении особенностей адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения, достигнута. Основные задачи решены. Гипотеза о том, что своевременная и адекватная диагностика адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения позволяет предложить эффективное психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к ДОУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»

Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наш детский сад расположен в  микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...