КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ
картотека (подготовительная группа)
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ.Картотека речевых игр. для подготовительной к. школе группы. Игры на формирование грамматического строя речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_didakticheskih_igr_po_rechevomu_razvitiyu.docx | 16.03 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ
- Тема: «Дом – домик – домишко – домище»
Цель: Закрепление умений в употреблении образованных существительных в Р.п..
Задачи:
- Упражнять в образовании существительных с помощью суффиксов -ик, -ишк, -ище; в употреблении образованных существительных в Р.п..
- Развивать умение слышать грамматически правильную речь.
Материал: карточка, разделённая на 4 части, в каждой из которых изображения дома, домишки, домика и домищи; маленькие карточки разных цветов (жёлтого, голубого, красного) с изображением животных, мебели, посуды и др. предметов, имеющихся в доме; цветные квадратики (по 3 шт. каждого цвета)
Ход: к картинке с изображением дома выкладываются 3 карточки разного цвета с животными или посудой, мебелью, одеждой и т.д. Ребёнку предлагается назвать объекты и определить, смогут ли они находиться в домике, домишке и домище, соединяя названия объектов с определённым суффиксом. Сначала дети самостоятельно выполняют действие, выкладывая результаты своего решения цветными квадратиками, соответствующими по цвету карточкам с предметами и животными, рядом с изображением разных домов, затем объясняют свои действия и называют полученные слова. Например: «В домике могут жить заяц и кот, потому что можно образовать слова «зайчик» и «котик». А лиса там жить не сможет, т.к. слова «лисик» не существует».
- Игра «Подскажи словечко»
Цель: развитие мышления, быстроты реакции.
Ход: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает:
– Ворона каркает, а сорока?
Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:
– Сорока стрекочет. Примеры вопросов:
– Сова летает, а кролик?
– Корова ест сено, а лиса?
– Крот роет норки, а сорока?
– Петух кукарекает, а курица?
– Лягушка квакает, а лошадь?
– У коровы телёнок, а у овцы?
– У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
- Игра «Что происходит в природе?»
Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.
Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна»
педагог: - Дети:
Солнце – что делает? - Светит, греет. Ручьи – что делают? - Бегут, журчат. Снег – что делает? - Темнеет, тает.
Птицы – что делают? - Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни. Капель – что делает? - Звенит, капает.
Медведь – что делает? - Просыпается, вылезает из берлоги.
- Игра «Кто как передвигается?»
Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости.
Ход: педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.
педагог: - Дети:
Собака - стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка…)
- Игра «Горячий – холодный»
Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч , называет другое – с противоположным значением.
педагог: - Дети:
Горячий - холодный Хороший - плохой Умный - глупый Весёлый - грустный Острый - тупой Гладкий – шероховатый
- Игра «Что происходит в природе?»
Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.
Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна»
Педагог - Дети
Солнце – что делает? - Светит, греет. Ручьи – что делают? - Бегут, журчат. Снег – что делает? - Темнеет, тает.
Птицы – что делают? - Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни. Капель – что делает? - Звенит, капает.
Медведь – что делает? - Просыпается, вылезает из берлоги.
- Игра «Кто может совершать эти действия?»
Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.
педагог: - Дети:
Идёт - человек, животное, поезд, пароход, дождь… Бежит - ручей, время, животное, человек, дорога… Летит - птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт… Плывёт - рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…
- Игра «Из чего сделано?»
Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».
педагог: - Дети:
Рукавички из меха - меховые
Таз из меди - медный
Ваза из хрусталя - хрустальная Рукавички из шерсти – шерстяные
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр по математическому развитию в подготовительной к школе группе по программе "Детство"
Картотека дидактических игр по математическому развитию в подготовительной к школе группе по программе "Детство"...
Картотека дидактических игр по математическому развитию в подготовительной к школе группе по программе "Детство"
Картотека дидактических игр по математическому развитию в подготовительной к школе группе по программе "Детство"...
Картотека дидактических игр по речевому развитию в подготовительной к школе группе
1. Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи«Повтори» Ребёнку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке:Мак-бак-такТок-тук-так...
Презентация на педагогическом совете ДОУ дидактической игры «Веселые диски» по речевому развитию в подготовительной к школе группе.
Моя дидактическая игра рассчитана для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми 6-7 лет c целью совершенствования обучению дидактической игры « Веселые ди...
Картотека дидактических игр по речевому развитию в подготовительной к школе группе
Картотека дидактических игр по речевому развитию в подготовительной к школе группе...
Картотека дидактических игр по речевому развитию для подготовительной группы
Картотека игр по речевому развитию...