Консультация для педагогов «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в разных видах деятельности»
консультация
Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями и неравнодушными людьми. Именно духовно-нравственное воспитание обеспечит целостность и гибкость воспитательных воздействий взрослых на детей в различных ситуациях их общения, а также общения детей друг с другом. Оно предполагает формирование у ребенка целостного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dnv_doshkolnikov_v_raznyh_vidah_deyatelnosti.docx | 17.89 КБ |
Предварительный просмотр:
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников в разных видах деятельности»
Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями и неравнодушными людьми. Именно духовно-нравственное воспитание обеспечит целостность и гибкость воспитательных воздействий взрослых на детей в различных ситуациях их общения, а также общения детей друг с другом. Оно предполагает формирование у ребенка целостного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие личности ребенка.
В настоящее время, как бы это прискорбно не звучало, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости социальной среды.
Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Сравнительно легко в детстве происходит усвоение нравственных и социальных норм. Обратиться к душе ребенка, должны мы, педагоги. Воспитание души – для будущего взрослого человека – это создание основы духовно-нравственных ценностей.
Основная часть.
Основой духовно-нравственного воспитания является культура семьи, общества и образовательного учреждения – той среды, в которой происходит развитие и становление личности ребенка.
Культура – это система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для поиска высших ценностей и для удовлетворения духовных потребностей. Обряды и праздники - загадочное и удивительное явление народной культуры.
Необходимо «возвращать» национальную память и трепетное отношение к традициям, старинным праздникам, фольклору, декоративно-прикладному искусству, художественным промыслам, в которых предки передали нам свой жизненный и духовный опыт.
Перед нами сейчас стоят задачи:
– соединять воспитание и обучение через изучение традиций русской культуры, предоставлять детям возможность познакомиться с культурным наследием наших предков;
- приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
- воспитывать уважение и любовь к своей семье, дому, детскому саду, малой Родине, уважительное отношение к государству.
Для решения этих задач я использую в своей работе всем известные виды детской деятельности:
Коммуникативная деятельность
По утрам в понедельник, после выходных, праздников, отпусков с детьми проводится «Утро радостных встреч». Дети собираются, и с ними проводится беседа: кто чем занимался в выходные дни, где были, рады ли снова видеть друг друга. Когда ребёнок приходит в детский сад после болезни. Вся группа приветствует его. Дети рассказывают, какие события произошли в детском саду в его отсутствие. Например: начали оформлять выставку совместных работ с родителями к Новому году, готовиться к празднику, в группе появились новые игрушки, и т. д.
Трудовая деятельность
Проводятся мероприятия, направленные на сплочение детей. Например: дежурства, совместный труд (собрать веточки на участке, полить цветы, а также коллективные работы, создающие проблемные ситуации и требующие их решения). В теплый период: работа в огороде и на клумбах.
Игровая деятельность
Игра в дошкольном детстве является ведущим видом деятельности. Именно в игре дети осваивают новые для себя социальные роли, совершенствуют коммуникативные навыки, учатся выражать свои чувства и понимать эмоции других людей, оказываются в ситуации, когда необходимо сотрудничество и взаимная помощь, учатся следовать усвоенным нравственным нормам и самостоятельно совершать моральный выбор. Дидактические игры, сюжетно – ролевые.
Чтение художественной литературы
Действенным средством в формировании духовно-нравственных качеств личности дошкольников является художественная литература.
При чтении художественной литературы – основная задача раскрыть духовно – нравственный потенциал произведений и довести его до ребёнка.
Дети очень любят русские народные сказки, где есть всё: представления о добре и зле, правде, храбрости, трудолюбии, верности. «Репка», «Колобок»», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей», «Лисичка- сестричка и серый волк» и многие другие.
Произведения А. С. Пушкина, П. П. Ершова, К. И. Чуковского – привлекательны и поучительны для детей.
Истории, которые происходят с героями произведений В. Осеевой («Волшебное слово», «Краски», «Три сына»), Н Носова («На горке», «Огурцы», «Фантазеры»), Е. Пермяка «Самое страшное», В. Драгунского «Друг детства», «Тайное становится явным» просты и понятны детям. Они заставляют детей сопереживать героям произведений, а сложная картина жизни представляется детям в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности.
Работа с произведениями имеет различные формы: чтение, пересказ, беседы с обсуждением поведения героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение викторин, выставки рисунков детей по мотивам сказок.
Познавательная деятельность
Развитие в ребёнке духовных, нравственных ценностей невозможно без воспитания патриотических чувств: любви к малой Родине, уважительное отношение к государству, усвоение элементарных знаний по истории своего родного края.
Знакомство с историей своей Родины мы начали с экскурсии по детскому саду, который богат своей историей. На примере фотографий дети познакомились с жизнью людей г. Котовска в довоенное и послевоенное время, увидели старинные предметы, которые использовали жители в прошлом.
Мы посетили с детьми – памятник героям, отдавшим жизнь за счастье людей. Побывали с экскурсией в Краеведческом музее. Мы хотим продолжить работу по краеведению: организовать проекты, провести экскурсии по родному городу, организовать выставку рисунков на тему «Мой родной город».
Художественно – продуктивная деятельность
Приобщая детей к истории и традициям своего народа, были организованны народные праздники «Колядки» и «Масленица». Дети с большим интересом приняли участие в подготовке и проведении праздников, запоминая старинные колядки, заклички, дразнилки, пословицы и поговорки.
Продолжая данную тему, мы начали на занятиях по изодеятельности знакомить детей с народными промыслами России. Провели цикл занятий по знакомству с дымковской игрушкой.
Тесное сотрудничество с семьёй
В работе по духовно - нравственному воспитанию не обойтись без взаимодействия с родителями, с ними проводится педагогическое просвещение через:
- консультации - «Право на жизнь без насилия», «Как бороться с детскими капризами и упрямством», «Воспитание вежливости»;
- беседы - «Знаете ли Вы своего ребёнка?», «Как провести выходные (праздники) с ребёнком?»;
-родительские собрания - «Нравственные нормы в жизни дошкольников», «Роль семьи в воспитании члена общества»;
-использование информационного стенда, папок – передвижек «Как общаться с ребёнком», «Семейные традиции», «Вредные привычки».
Стараемся вовлекать родителей в педагогический процесс:
- ко дню Защитника Отечества оформили альбом «Мы ими гордимся»;
- оформляем фотовыставку «Вместе с мамой, вместе с папой»;
- приглашать родителей в группу для проведения интересных встреч, где родители могут рассказать о своих профессиях, об увлечениях;
- участие родителей в проведении экскурсий, досугов, праздников, конкурсах.
Такая взаимосвязь с родителями, вызывает у детей сильные эмоции, сопереживание, гордость, а у родителей появляется интерес и желание участвовать с детьми в разных мероприятиях группы и детского сада.
Проектная деятельность
1. В дальнейшем мы планируем продолжать знакомить детей с городецкой, хохломской и ростовской росписями, с каргопольской и филимоновской игрушками.
2. Оформить рукописные книги-альбомы, в которых дети отразят знания о себе, своей семье, друзьях.
3. Создание лэпбука на тему «Мой родной город».
Заключение
Работа по воспитанию духовно-нравственных качеств даёт положительные результаты. Дети становятся более активными, инициативными, у них развивается чувство ответственности, долга, сострадания ко всему живому, чувство гордости за свои хотя и маленькие, но уже результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности»
Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира....
Консультация для педагогов «Развитие речи у дошкольников в разных видах деятельности»
Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребёнка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как они с н...
Нравственно–патриотическое воспитание дошкольников в разных видах деятельности
Нравственно–патриотическое воспитание дошкольников в разных видах деятельности«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, ...
«Патриотическое воспитание дошкольников через разные виды деятельности» план по самообразованию
Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме: изучить пути, средства и методы патриотического воспитания дошкольни...
Консультация для педагогов "Духовно-нравственное развитие старших дошкольников посредством проектной деятельности"
Процесс духовно-нравственного становления ребенка особенно важен в дошкольный период, когда происходит формирование основных качеств и привычек личности....
Доклад участника Педагогических чтений «Год педагога и наставника: лучшие практики, новые возможности, актуальные вопросы» «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Выступление из опыта работы....
План по самообразованию "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в разных видах деятельности"
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учрежд...