Родительское собрание на тему "Права ребенка-обязанности родителей"
план-конспект занятия (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Родительское собрание средней группы на тему
«Права ребенка-обязанности родителей»
Подготовила воспитатель: Магомедова А.Ю.
Цель: расширение правовой компетентности родителей в области воспитания несовершеннолетних.
Задачи:
- Познакомить родителей с нормативно-правовыми актами по вопросам защиты прав и законных интересов детей.
- Способствовать усилению роли семьи в воспитательном процессе.
- Содействовать сплочению родительского коллектива.
СТРУКТУРА РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ.
- Вводная часть.
- Теоретическая часть. Мини-лекция «Поговорим о правах ребенка».
- Практическая часть.
- Рефлексия.
- Вводная часть.
Здравствуйте уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас всех. Сегодня у нас необычное собрание. Мы поговорим на актуальную тему «Права ребенка – обязанности родителей». Наше собрание будет проходить в форме семинара-практикума. Давайте знакомиться.
Упражнение «Знакомство».
Инструкция. Родителям предлагается изготовить визитку из цветной бумаги. Цвет выбирается участником по желанию. Используемые цвета: красный, желтый, зеленый. Звучит вопрос: «Как бы вы хотели, чтобы к вам сегодня обращались, и вы при этой форме обращения чувствовали себя комфортно?», а участники пишут либо имя, либо имя - отчество, либо уменьшительно-ласкательное имя. Изготовленные визитки прикрепляются к одежде. При этом каждый участник называет свое имя, имена своих детей, возраст, и все что он хочет рассказать о себе и своих детях.
Упражнение «Мое настроение сегодня»
Инструкция. Родители, выражают свое настроение, используя для этого цветовую палитру: красный – настроение плохое, желтый – настроение не очень хорошее, зеленый – настроение хорошее. Объясняют, почему выбрали именно этот цвет.
Хорошо, молодцы. Вот мы и познакомились с вами поближе.
- Теоретическая часть
Мини-лекция «Поговорим о правах ребенка».
Сегодня мы говорим о защите прав и законных интересах детей. Давно, очень давно, еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отвоевывал силой. Долгое время в истории человечества царил закон «Око за око, зуб за зуб». Слабый не имел никаких прав, если у него не было заступника, желающего отстоять его право на собственность и жизнь. Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может стать государство. О правах человека начали задумываться в Древней Греции, где еще в седьмом веке до нашей эры первые демократические преобразования провел легендарный Солон. С тех пор прошло много лет.
Детство – надежда и будущее человечества. Ребенок – существо, которому еще только предстоит стать человеком. Каждый ребенок на свете имеет право на детство. Это право защищено международными правовыми актами. 20 ноября объявлено Всемирным днем ребенка. Потому, что в этот день в 1989 году была подписана Конвенция о правах ребенка - это важный документ, регулирующий защиту прав детей во всем мире. На территории нашей страны Конвенция о правах ребенка вступила в законную силу 15 сентября 1990 года. Это значит, что наше государство должно соблюдать все положения данной Конвенции. Документ состоит из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право:
- статьи 1-4 определяют понятие «ребенок» и утверждают приоритетность интересов детей перед интересами общества;
- статьи 5-11 определяют перечень прав на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на заботу родителей и на не разлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям;
- статьи 12-17 излагают права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребёнка к распространению информации;
- статьи 18-27 определяют перечень прав особых категорий детей, а также обязанности государства по защите и помощи таким детям;
- статьи 28-31 закрепляют права детей на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребёнка, а также права на образование, отдых и досуг;
- статьи 32-36 устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми;
- статьи 37-40 определяют права ребёнка, попавшего в места заключения, а также права детей на охрану во время вооружённых конфликтов и войн.
Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие, защиту. На основе Конвенции разработаны нормативно-правовые документы федерального и регионального значения. Для развития механизма реализации прав ребенка в Российской Федерации принят ряд законодательных актов: Семейный кодекс РФ, Закон РФ «Об образовании», Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Президентская программа «Дети России», Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы.
В этих документах конкретизированы понятия о механизмах защиты прав и законных интересов детей, введен абсолютный запрет об ущемлении прав ребенка в семье и образовательных учреждениях.
Основным нормативным документом в ОУ является Устав образовательного учреждения. В Уставе ОУ представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.
Мы живем в правовом государстве, поэтому право – это то, что положено нам по закону, то, что мы имеем, не заслуживая и не зарабатывая.
- Практическая часть.
Сегодня мы постараемся закрепить наши знания и опыт практической работой. Для этого, уважаемые родители, необходимо разделиться на две команды.
1 задание. Игра «Волшебный сундучок».
Инструкция. Из сундучка по очереди достать предметы символизирующие знакомые всем права человека:
- Свидетельство о рождении (право на имя).
- Сердечко (право на заботу и любовь).
- Домик (право на имущество).
- Учебник (право на образование).
- Страховой медицинский полис (право на медицинское обслуживание).
- Детская игра (право на отдых).
2 задание. Деловая игра «Вопрос-ответ».
Инструкция. Проводиться игра, в ходе которой необходимо ответить на вопросы. К каждому из вопросов будет предложено 3 варианта ответа. Родители должны выбрать правильный ответ и поднять карточку с нужной цифрой.
- Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка?
- педагоги
- родители
- члены правительства
- ООН считает человека ребенком от рождения до:
- 16 лет
- 18 лет
- 21 лет
- Какие различия (расовая, национальная принадлежность, пол, состояние здоровья) могут повлиять на неодинаковое использование детьми своих права?
- таких различий нет
- национальная принадлежность
- состояние здоровья
- На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей?
- на благотворительные организации
- на иностранных спонсоров
- на государство
- Каким образом должна соблюдаться в образовательном учреждении охрана здоровья воспитанников?
- правильно организованный режим питания, занятий воспитанников
- направление ослабленных детей в специальные оздоровительные учреждения;
- создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников.
- Какие права ребёнка обязуются уважать и обеспечивать государства – участники Конвенции ООН о правах ребёнка?
- Весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.
- Право на жизнь, на семейные связи, на образование.
- Право на жизнь, свободно выражать свои мысли, на отдых и досуг.
3 задание. Упражнение «Ситуация».
Инструкция. Каждой команде предлагается рассмотреть ситуацию и высказать свое мнение.
1 ситуация. Дети обидеди друг друг ваши действия?
2 ситуация. Воспитатель жалуется на поведение ребёнка постоянно? Ваши действия?
4 задание. Деловая игра «Правовые байки».
Инструкция. Родителям предлагаются извлечения из нормативно-правовых актов, регламентирующих защиту прав и законных интересов детей. Родителям необходимо поднять карточку «да» или «нет».
- Защита прав и интересов детей возлагается на детский сад. (нет)
- Родители обязаны защищать ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, небрежного, грубого обращения, эксплуатации и самим не допускать эти нарушения прав, включая отсутствие заботы о ребенке. (да)
- Обучающиеся в праве не выполнять устав общеобразовательного учреждения. (нет)
- Право жить и воспитываться в семье наступает с года. (нет)
- Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права). (да)
- Конвенция о правах ребенка принята ООН 20 ноября 1989 года признала ребенком каждое человеческое существо до достижения 16-летнего возраста. (нет)
- Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования. (да)
- Родители (законные представители) учащихся не обязаны соблюдать Устав школы. (нет)
- Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. (да)
- Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования…в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов. (да)
- Рефлексия.
Уважаемые родители! А теперь хотелось бы получить ваше мнение о нашей встрече. Как вы считаете, все ли удалось на сегодняшнем родительском собрании?
Игра «Собери солнышко»( прав ребенка- семейные цености)
Инструкция. На доске солнце. На столе лежать лучики. Каждый родитель берет лучик, и с помощью магнита прикрепляет к солнцу свой лучик.
Ну, вот и подошла к концу наша встреча. Спасибо за работу. Мы много с вами сегодня говорили о правах детей. Давай те прислушаемся к словам Белинского В.Г.: «На родителях, только на родителях лежит священная обязанность сделать своих детей человеками, обязанность же учебных заведений – сделать их учеными, гражданами, членами государства на всех ступенях. Но, кто не сделался, прежде всего, человеком, тот плохой гражданин. Так давай те же вместе будем делать наших детей человеками… ». И помните, если ребенок смеется, значит, мы все сделали правильно!
Благодарю Вас за работу. Всего доброго! До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему: «ДЕТИ - ГЛАЗАМИ РОДИТЕЛЕЙ, РОДИТЕЛИ - ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ»
— воспитание чувства любви и гордости за свою семью, уваже¬ния к родителям; — формирование положительного отношения к своему дому; — побуждение детей и родителей к творческому самовыраже¬нию, поддер...
Родительское собрание на тему: «ДЕТИ - ГЛАЗАМИ РОДИТЕЛЕЙ, РОДИТЕЛИ - ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ»
— воспитание чувства любви и гордости за свою семью, уваже¬ния к родителям; — формирование положительного отношения к своему дому; — побуждение детей и родителей к творческому самовыраже¬нию, поддер...
общее родительское собрание "воспитываем вместе: педагоги-дети-родители""
Цель родительского собрания: Создание условий для сотрудничества детского сада и родителей в воспитании детей.Задачи ·...
Родительское собрание Психологический КВН «Дети и родители глазами друг друга»
План проведения родительского собрания в старшей группе детского сада....
Родительское собрание «Интерактивные формы сотрудничества с родителями» Брейн - ринг «Азбука вежливости»
Мы поставили перед собойцель: повысить уровень родительской компетентности, активизировать роль родителей в воспитании и обучении ребенка, нормализовать отношения внутри семьи, выработать единое и аде...
Родительское собрание "Викторина с презентацией для родителей "ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ"
Сегодня появляется все больше и больше возможностей интересно и с пользой проводить встречи с родителями. Нетрадиционная форма проведения родительского собрания – викторина. Эта форма прижилась ...
Родительское собрания в 1 младшей группе. Первое родительское собрание « Правила и рекомендации для родителей во время адаптации.»
Задачи:Образовательная:1. Дать представление родителям о физическом, психическом, умственном развитии детей 1,5-3 лет.2. Рассказать об особенностях данного периода развития.Воспитательная:1. Показать ...