Методическое пособие «Дидактическая кукла Марья»
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение -
детский сад № 1 «Улыбка» общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей
закрытого административно – территориального образования
посёлок Солнечный Красноярского края
Методическое пособие
«Дидактическая кукла Марья»
Разработчик:
Аксенова Людмила Викторовна
ЗАТО п. Солнечный
2023 г.
Содержание
Введение | 3 | |
1. | Цель и задачи пособия | 4 |
2. | Игры с дидактической куклой по образовательным областям | 5 |
Заключение | 9 | |
Список литературы | 10 | |
Приложение 1 | 11 |
Введение
Одним из наиболее эффективных средств развития и воспитания дошкольника является создание единого образовательного пространства, которое позволяет сформировать у ребенка дошкольного возраста нравственные представления и ценности, ввести в мир предметов, природы и человеческих отношений, обеспечить его полноценную жизнедеятельность. В раннем детстве все свободное время дети заняты игрой. Игра – уникальная деятельность малыша, а также средство его воспитания и развития. В игровой, неформальной обстановке дошкольники усваивают не только знания, но и очень многие навыки и умения, незаметно для себя начинают корректировать свое поведение и преодолевать психологические трудности. Любая игра немыслима без игрушки.
В настоящее время дети стали больше отдавать предпочтение планшетам и гаджетам, стали мало играть в игры, в которые играли их родители еще 20 лет назад. Стали мало играть в куклы, т.е. игры, которые способствуют развитию чувства доброты, материнства, чуткости. Все это вызывает тревогу за будущее поколение. Вот почему игровые занятия с куклой актуальны для развития и воспитания ребенка, так как дети, это будущее того общества, в котором всем нам предстоит жить!
Кукла - занимает особое место в воспитании ребенка. Игры с куклой – образом человека – позволяют ребенку познать, понять и освоить сложную систему построения отношений со взрослыми и детьми, присвоить ценностные нормы нравственного поведения, проявить творчество. Это та игрушка, которая больше всего отвечает потребностям познавательной и речевой деятельности детей.
Не только девочки, но и мальчики с удовольствием играют в куклы: кормят и лечат, носят на руках и баюкают, катают в коляске и пеленают. Дошкольники обыгрывают различные ситуации, отображают и закрепляют обобщенные представления о них. В игре с куклой зарождается сюжетно-ролевая игра, когда дошкольник использует взятую на себя роль. Дети играют в парикмахерскую, больницу, словом, во все то, что встретится в жизни. Они проигрывают сюжеты и целые сюжетные линии. Играя, ребенок воспроизводит взаимоотношение людей и усваивает законы общества. Поэтому куклы являются главными игрушками, способствующие социализации детей.
- Цель и задачи пособия
Цель: развитие сенсорных навыков, формирование представлений детей о сезонных изменениях в природе и жизни людей.
Задачи:
- закрепление у детей знаний о человеке и частях его тела;
- ознакомление с различными видами сезонной одежды;
- обогащение сенсорного опыта детей: распознавание цветов, определение тканей на ощупь и т.д.;
- развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации и укрепление мышц руки (при одевании/раздевании кукол, использовании различных видов застежек);
- развитие логических представлений и освоение операций: сравнивать и обобщать (например, предметы одежды и обуви), анализировать и делать выводы (например, для чего нужна одежда, почему в разные сезоны люди обуваются в разную обувь);
- расширение знаний о пространственно-временной ориентировке и профессиях людей, развитие речи, внимания, памяти, мышления, воображения и обогащение словарного запаса;
- закрепление умения выбирать заданные предметы из общей группы, понимать и выполнять поручения;
- формирование навыков самообслуживания у детей (одевания и раздевания) при обучении в определенной последовательности в совместной деятельности со взрослым.
Оборудование: кукла с комплектом одежды (зима, весна, лето, осень, геометрические фигуры).
- Игры с дидактической куклой по образовательным областям
Художественно – эстетическое развитие:
«Застегни и расстегни пуговицы»
Цель: учить детей застегивать и расстегивать пуговицы.
Описание:
- Воспитатель, обращает внимание ребёнка на то, что на улице холодно и просит помочь Маше застегнуть пуговицы на пальто, чтобы она не замёрзла, когда пойдёт гулять.
- Воспитатель просит помочь Саше. Он вернулся с прогулки, в группе жарко, а он не умеет расстёгивать пуговицы.
«Зашнуруй сапожки и ботинки»
Цель: учить детей шнуровать обувь.
Описание: Воспитатель просит ребёнка помочь собрать Машу и Сашу в гости.
- Я зашнурую ботинки Саше, а ты помоги Маше зашнуровать сапожки.
Во время шнуровки, воспитатель обращает внимание ребёнка на то, что обувь зашнуровывают для того, чтобы она не спала с ног во время ходьбы.
- Если зашнуровать правильно и туго завязать шнурки, то куклам удобно будет ходить по дорожке.
«Заплети Маше косички»
Цель: учить детей заплетать косички, приводить волосы в порядок.
Описание: Воспитатель говорит ребёнку:
- Маша проснулась и посмотрела на себя в зеркало. Как растрепались у неё волосы во время сна. Что же ей делать?
- Надо волосы привести в порядок. Какую причёску можно сделать маленькой девочке, чтобы она выглядела красивой?
Сначала воспитатель и ребёнок действуют в паре. Воспитатель заплетает одну косичку, а ребёнок вторую, копируя действие взрослого. Затем, когда ребёнок научиться заплетать, в пару с ним можно ставить того, который не умеет плести косички. Взрослый в это время помогает и подсказывает.
«Назови, каким цветом»
Цель: учить детей называть и различать цветовую гамму.
Описание: Собирая кукол на прогулку, воспитатель от имени одной из кукол обращается к другой, спрашивая каким цветом у него или неё одежда, детали одежды, обувь.
Вывод: Знакомя детей с этими играми и упражнениями, мы вместе с детьми проговариваем названия и назначения тех или иных предметов (пуговицы, шнурки, косички). Учитываем свойства этих предметов во время действий с ними (длинные, круглые, высокие). Учим правильно понимать слова, действия и значения предметов. Развиваем мелкую и крупную моторику рук.
Познавательное развитие:
«Сравни Машу и других кукол по росту»
Цель: учить детей сравнивать предметы по высоте.
Описание: Воспитатель предлагает посмотреть на Сашу и Машу внимательно.
- Ребята посмотрите на кукол, и скажите кто выше, Маша или Саша?
Обязательно даётся инструкция: «Кукол надо поставить на ножки спиной друг к другу, рядом друг с другом». Вспомнить перед игрой, как ребят измеряла медсестра. Или же перед этим упражнением поиграть в эту игру с самими детьми (можно взять любые другие предметы). Тогда это упражнение будет на закрепление.
«Длиннее, короче»
Цель: учить сравнивать по длине.
Эта игра проводиться аналогично первой. Важно дать понять детям, что при сравнивании, обязательно надо приложить ровно друг к другу сравниваемые предметы. Можно использовать такие игровые приёмы: «Маша и Саша поспорили, у кого курточка короче» или «Саша говорит, что у него штанишки длиннее. Давайте проверим, кто прав, Маша или Саша».
«У кого волосы короче?»
Цель: учить детей сравнивать по длине.
Описание: Воспитатель предлагает посмотреть на причёску Маши. Какие у неё косы? А если бы у Маши были такие же волосы как у Саши, смогли бы мы заплести такие косички? Почему? Дети строят свои предположения, а затем для закрепления правильного вывода, дети вместе с воспитателем сравнивают длину волос.
«У кого сапожки выше?»
Цель: учить сравнивать предметы по высоте.
Описание: Воспитатель говорит:
- Саша и Маша пошли в магазин. Недавно прошёл дождь, и возле магазина образовалась глубокая лужа. Как вы думаете, кто перейдёт через лужу, не замочив ноги? Дети строят свои предположения, а затем для закрепления правильного вывода, дети вместе с воспитателем сравнивают высоту обуви кукол. Так же можно обратить внимание детей на то, сколько дырочек для шнуровки на обуви. Чем дырочек больше, тем обувь выше.
«Посчитай пуговицы»
Цель: учить порядковому счёту.
Описание: Взрослый просит ребёнка помочь Маше или Саше посчитать пуговицы.
- Дима, ты уже такой большой, и всё умеешь. Давай научим Сашу (Машу) считать пуговицы.
«У кого пуговиц больше?»
Цель: учить сравнивать количество предметов.
Описание: Воспитатель говорит:
- Маша и Саша собираются на прогулку. Пуговицы они умеют застёгивать быстро. Как вы думаете, кто быстрее из них застегнёт пуговицы? Почему?
Дети строят свои предположения, а затем для закрепления правильного вывода, дети вместе с воспитателем считают пуговицы на куртке и пальто, сравнивая при этом, у кого больше, а у кого меньше.
Вывод: В этих играх сюжет и содержание игры простроен таким образом, что ребёнок выполняет взятую на себя роль непринуждённо. Играя, он учится сравнивать предметы по длине, высоте, количеству. Понимает смысл и мотив, данного задания и упражнения. Проявляет интерес к предметам, их свойствам, с удовольствием включается в деятельность, организованную взрослым, проявляет эмоции радости и словесную активность в процессе познания свойств и качеств предметов.
Речевое развитие:
«Знакомство», «Прощание», «Извини», «Мою маму (папу) зовут…», «Я научился…»
Цель: учить детей отвечать на вопросы, выстраивать простые диалоги.
Описание: Воспитатель берёт одну из кукол, а ребёнок другую и начинает диалог.
- Меня зовут Маша, а тебя как зовут?
- Саша, до свидания, завтра увидимся?
- Маша, извини меня, пожалуйста! Ты меня простишь?
- Моего папу зовут Коля, а твоего как зовут?
- Сегодня я научился надевать носочки, а ты что умеешь делать?
Так же эти диалоги можно проводить в подгруппе, где дети по очереди могут отвечать на вопросы. Для усложнения: диалог начинает ребёнок, важно воспитателю предупредить ребёнка, о теме диалога. Например: «Давай, мальчик, познакомимся»
«Что нового я увидел», «Я мальчик», «Я девочка», «У меня есть котёнок», «Мне купили новую игрушку»
Цель: учить детей составлять небольшие рассказы.
Описание: играют в паре. У одного на руках Саша, у другого Маша. Начинает взрослый. Пример:
- Сегодня мы с мамой шли в детский сад. По дороге я увидела воробья. Он купался в луже. Воробей был маленький и весёлый. У него две лапки и два крылышка. Когда мы проходили мимо он улетел. А ты что видел, когда шёл в детский сад?
- Вчера мне купили машину. Она грузовая. У машины четыре больших колеса. Красная кабина и зелёный кузов. Когда я пойду гулять я буду в этой машине возить песок. А у тебя есть любимая игрушка? Расскажи, какая она.
- Я девочка Маша. У меня длинные белые волосы. На ногах чёрные сапожки. Я люблю играть в куклы. А ещё у меня есть красивое платье и жёлтая юбочка. А ты кто? Расскажи о себе.
Вывод: Организация этих игр и упражнений развивает индивидуальное общение с ребёнком на основе совместной деятельности с куклами. Обыгрывая и создавая игровые ситуации, ребёнок учиться строить диалог, отвечать на вопросы, составлять небольшие рассказы, познаёт простые формы этикета. Учиться правильно, называть предметы бытового назначения, объекты природы ближайшего окружения.
Заключение
Кукла даже взрослыми людьми воспринимается как нечто сказочное, что связывает нас с миром детства и вызывает в душе самые теплые и светлые чувства. Куклы – это неотъемлемая часть жизни не только девочек, но и мальчиков, они оказывают непосредственное влияние на развитие и воспитание детей. Вовремя игры с куклами, дети имитируют действия взрослых, отражая собственные представления о различных жизненных ситуациях.
Существует много способов использования кукол с дидактической целью. Играя, дети могут проигрывать различные сюжеты из жизни, и даже целые сюжетные линии. Для увеличения воспитательного значения таких игр их нужно завершать беседой на морально-этические темы. Проигрывая с куклой распорядок дня, одевания их в национальную одежду или спецформу, характерную для разных профессий (врач, повар, стюардесса, военный, работник банка), дети закрепляют соответствующие знания. Рассказывая кукле о каких-либо фактах или явлениях, ребёнок повторяет и лучше запоминает материал, полученный от взрослых.
Кукла — это радость, кукла — это сказка,
Кукла — это детство, что вернётся вдруг...,
С куклой очень дружат и любовь, и ласка.
Кукла — это значит доброта вокруг.
Людмила Покровская.
Список литературы
- Абрамян Л.А. Игра дошкольника. – М.: Просвещение, 1989;
- Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. – М.: Просвещение, 1988;
- Коссаковская Е.А. Игрушка в жизни ребёнка. – М.: Просвещение, 1980;
- Островская Л.Ф. Игрушки и пособия для детского сада. – М.: Просвещение, 1987;
- Смоленцева А.А. Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием. – М.: Просвещение, 1982.
Приложение
Расскажите детям о русском народном костюме
Сарафан - основной элемент русского женского традиционного костюма. В крестьянской среде известен с XIV века. В наиболее распространенном варианте кроя широкое полотнище ткани собиралось мелкими складочками - прищепом под узкий корсаж на бретелях.
Сарафан - как категория русской женской одежды, знакома современникам не только в России. Мода на них не проходила никогда. Сарафан - длинное платье на бретелях, носившееся поверх сорочки или на голое тело. Сарафан искони считается русским женским костюмом. Русский сарафан носили и как повседневную и как праздничную одежду. Девушка на выданье должна была иметь в приданном до 10 сарафанов разных расцветок. Представители зажиточных сословий и знати шили богатые сарафаны из дорогих заморских тканей (бархата, шелка и т. д., привезенных из Персии, Турции, Италии. Его украшали вышивкой, тесьмой и кружевами. Такой сарафан подчеркивал общественное положение хозяйки.
Название "кокошник" происходит от древнеславянского "кокош", обозначавшего курицу и петуха. Характерная черта кокошника - гребень, форма которого в разных губерниях была различной. Кокошники делали на твёрдой основе, сверху украшали парчой, позументом, бисером, бусами, жемчугом, у наиболее богатых - драгоценными камнями. Кокошник - старинный русский головной убор в виде опахала или округлого щита вокруг головы.
Викторина «Русский костюм»
• Из чего состоял женский костюм на Руси? (сарафан, рубаха, кокошник или сорока, лента, лапти или сапоги);
• Что носили на Руси мужчины? (рубаха, порты, картуз, лапти или сапоги);
• Что надевали поверх рубахи в холодную погоду? (Кафтан, жилет, полушубок или шубу);
• Из чего делали пеленки для новорожденных? (Из одежды родителей т. к. считалось, что она защитит от злых духов);
• В каком возрасте ребенку шили рубаху из нового холста? (3 года);
• Какие узоры использовались для украшения одежды на Руси (растительные, геометрические, символы солнца, оберегающие);
• Для чего шили рубахи – долгорукавки? (Для праздника);
• Можно ли было отличить богатого человека от бедного по одежде? (Только по качеству ткани и украшениям).
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие - Дидактическая игра "Что лишнее?"
Учебно-методическое пособие.Дидактическая игра "что лишнее?" на класссификацию понятий: цвет, форма, продукты, игрушки, из чего сделаны. используется в диагностике, закриплении знаний....
Учебно-методическое пособие: Дидактические игры математической направленности для детей среднего дошкольного возраста
Данные дидактические игры являются авторской разработкой. Предназначены для детей среднего дошкольного возраста...
Методическое пособие «Дидактическая чулочная кукла Таня»
В данном методическом пособие используются основные принципы совмещения элементов игры и учения, переход от игр-забав через игры-задачи к учебно-познавательной деятельности....
Учебно-методическое пособие.Дидактическое пособие "Развивающая книжка из фетра"
Дидактическое пособие:«Развивающая книжка из фетра». Авторы: Земцовская Кристина Николаевна и Вороная Алина Александровна.Возраст детей: от 2 лет и старше. Познавательное и сенсо...
Методическое пособие "Дидактическая кукла"
В материале идет работа по профориентации детей. Пособие предназначено для развития речи детей. Предполагает два вида деятельности: врач и парикмахер....
Методическое пособие: «Дидактическое пособие - книга из фетра. Развитие детей раннего возраста»
Данная книжка полностью отвечает этим требованиям. Причем сделанные своими руками игрушка приятнее и интереснее для детей, так как позволяет реализовать разнообразные идеи, использовать большее количе...
Методическое пособие «Дидактическое пособие на липучках» для детей раннего возраста
В комплекс входит набор сказок с игровыми полями, на фоне которых будут разыгрываться сказки и съёмными элементами (персонажами), которые крепятся с помощью липучек. Игры представляют собой мини...