Система воспитания экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)
система работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_vospitaniya_ekologicheskoy_kultury.docx | 85.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 8 «Сказка»
Карасукского района Новосибирской области
СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Воспитатель: Шкляр Н.И.
г. Карасук
Экологическое состояние нашей планеты требует от человеческого общества понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Светлана Николаевна Николаева писала, что 20-21 век - это кульминация негатива, созданного человеческой цивилизацией, где человек считает себя царем природы. Поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап дошкольного воспитания и образования. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической культуры. Сегодня все больше стран, в том числе и Россия, присоединяется к реализации концепции "устойчивого развития", согласно которой человечество должно согласовывать свою деятельность с законами природы, изменять потребительское отношение к природе на признание ее самоценности. Важным условием перехода современного общества к "устойчивому развитию" является экологическое образование. В "Концепции устойчивого развития России" особо подчеркивается необходимость формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь, детей. С принятием законов Российской Федерации "Об охране окружающей и природной среды" (ст. 73. Всеобщность, комплексность и непрерывность экологического воспитания и образования; ст. 74. Обязательность преподавания экологических знаний в учебных заведениях; ст.75. Профессиональная экологическая подготовка руководящих работников и специалистов; ст.76. Распространение экологических знаний"), "Об образовании" созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населении и "Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией) все соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первой ступенью которой является дошкольная. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру.
Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем. Педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения считает, что важная сторона экологического воспитания – это развитие гуманного чувства, действенного отношения к окружающему миру, выработка готовности с радостью трудиться, созидая, помогать другим. Самостоятельные дела и поступки детей – это уже критерий экологической культуры.
В детском саду работаю по проблеме экологического воспитания пять лет. В основе лежит «Программа воспитания и образования в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой), так же используем технологии программ С.Н. Николаевой «Юный эколог» и Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа». За годы работы была создана целостная система, пронизывающая все виды детской деятельности и направленная на решение следующих задач:
- развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе;
- воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций, чувства эмпатии;
- формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера.
При построении системы экологической работы мы обратили особое внимание на следующие основные направления:
- Познавательное направление работы включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников.
- Познавательно-развлекательное направление работы ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это - театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, экологические игры, игры-путешествия.
- Изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы) - совместные с родителями акции по озеленению групповых комнат, территории ДОУ, работой на огороде и аптекарской клумбе, посадкой деревьев и кустарников, оформлению цветников, акции по охране редких цветов, подкормке птиц, изготовлению и развешиванию кормушек и скворечников, способствовали привитию бережного отношения воспитанников к родной природе.
- Исследовательское направление работы осуществляется в рамках следующих мероприятий: проектной деятельности, экскурсий в природу, туристические прогулки, фенологических наблюдений, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.
Пути реализации системы экологической работы в ДОУ:
- создание условий (экологизация развивающей среды, программно-методическое обеспечение);
- повышение экологической грамотности педагогов;
- обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами, внесение регионального компонента (знакомство с природным ландшафтом Алтайского края); внедрение методик экологии здоровья и здоровьсберегающих технологий обучения и воспитания;
-экологическое просвещение родителей.
Планомерная работа , понимание значимости экологических проблем - все это позволяет мне проводить обширную целенаправленную деятельность с детьми в данном направлении. Проблемы экологического воспитания регулярно обсуждаются на консультациях, семинарах, педсоветах. Чтобы определить пробелы в знаниях детей, я использую тестирование по вопросам экологического воспитания детей. На основании анализа тестов планируется дальнейшая методическая деятельность.
Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми. Особо обращаем внимание на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым» (во время похода или природоохранной акции), а взрослому лучше понять ребенка. Провожу выставки совместных рисунков плакатов, макетов, поделок из бросового материала, фотографий на темы «Я и природа», «Наши домашние питомцы», привлекаем родителей к участию в оформлении уголка природы, лаборатории, библиотечки, в природоохранных акциях (уборка территории детского сада и вокруг него, посадка деревьев, изготовление скворечников и кормушек и т.д.)
Дошкольники очень любознательны, они с интересом присматриваются к окружающей действительности, стремятся проникнуть в её тайны, поэтому использую активные формы и методы обучения – экспериментирование, опытническую работу, прогулки, экскурсии и т.д.
Система работы с детьми включает:
-посезонное тематическое планирование непосредственно-образовательной деятельности;
- создание эколого - развивающей среды (уголки природы, лаборатории природы, экологическая тропа);
-организация совместной деятельности (праздники, наблюдения, экологическая тропинка, аптекарский огород, огород овощных культур, труд в природе);
- чтение художественной литературы;
-совместная творческая деятельность воспитателя, детей и родителей (проекты «Деревья наши друзья», «В гостях у хозяйки медной горы», акции по очистке и озеленению территории ДОУ, изготовлению скворечников и кормушек для птиц и др.);
-выращивание зелени в зимне-весенний период («огород на окне»);
-игровая деятельность, как основная форма деятельности детей;
-экология здоровья (дыхательная гимнастика, музыкотерапия, двигательная активность, закаливание, эколого-психологический тренинг);
-создание системы экологической работы.
Создание эколого-развивающей среды, условий для здорового образа жизни детей важнейшее условие эффективности моей работы. Эколого-развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль:
- Групповая комната, в которой размещен уголок природы, экологическая лаборатория, «огород на окне», дидактические игры, библиотечка, уголок релаксации и т.д. Здесь проводятся экологические занятия, работа в рамках проектной деятельности, дети играют, общаются, занимаются самостоятельными исследованиями, экспериментированием. В рамках этой деятельности проводятся интегрированные (эколого-эстетические) занятия, изготовление поделок из природного и бросового материала, изготовление костюмов, декораций для праздников с элементами русского фольклора, иллюстрирование художественных произведений о природе. В групповых комнатах устраиваются тематические выставки детских работ.
- Совместно с музыкальным руководителем провожу экологические, фольклорные праздники, музыкальные занятия, связанные с темой природы, экологические постановки и спектакли с участием детей, кукольные спектакли экологического содержания и др. Подобрана библиотечка художественных произведений, сказок, энциклопедий, методических, дидактических и информационных материалов по экологическому воспитанию и образованию дошкольников. Воспитатели вместе с детьми читают художественную литературу, рассматривают иллюстрации в книгах о природе, проводят беседы, обсуждение прочитанного, организуют конкурсы и викторины.
Результатом системной и целенаправленной работы стали следующие достижения:
1. Проведение экологических акций - социально-значимые комплексные мероприятия экологического содержания, приуроченные к датам и событиям, имеющим общественное значение, которые имели общественный резонанс, большое воспитательное воздействие на дошкольников,- и явились эффективным способом пропаганды экологических идей среди родителей – «Зеленая елочка - живая иголочка», Птичья столовая», «Жить без мусора».
2. Организованы экологические выставки - «Разноцветная осень» - поделки из природного материала, «Пока часы 12 бьют» - поделки из бросового материла.
3.Дополнительно разработана картотека экологических тренингов, направленных на формирования осознанного бережного отношения к окружающему миру, познавательного интереса к объектам живой и неживой природы. Систематизирован методический материал по экологическому воспитанию с элементами народного фольклора .
Как писал В.А.Сухомлинский: «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохраняются образы, в которых воплощается Родина». Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.
Модель Экологическое воспитание дошкольников»
План мероприятий по реализации проекта в старшей группе.
Совместная работа. | Работа с детьми. | Работа с родителями. |
План совместных мероприятий (воспитатели – дети – родители). | Перспективный план ознакомления с художественной литературой по изучаемой теме. | Консультации для родителей: «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста» «Приобщение детей к природе» |
Выставка поделок: «Чудеса с огорода». | Перспективный план по элементарному детскому экспериментированию. | Благоустройство участка. |
Фотовыставка «Мое лето». | Перспективный план по использованию дидактических игр экологического содержания. | Родительское собрание «Мы и природа» (перспективы формирования экологической грамотности дошкольников). |
Оформление экологической газеты: «Помогите птицам». | Экскурсия в парк. | Экологическая газета для родителей «Прикоснись к природе сердцем» |
Экологическая мастерилка «Мусорное рукоделье». | Экскурсия на берег водохранилища. | |
Фотовыставка «Здесь были люди». | ||
Экологическая акция «Посади цветок». |
Перспективный план работы по экологическому воспитанию (старшая группа)
Месяц | Тема | Цель и задачи наблюдений | Формы работы |
СЕНТЯБРЬ | «Дары природы» (сравнительный рассказ об овощах и фруктах) | способствовать расширению представлений детей об овощах и фруктах на основе сенсорного обследования; развитию представления о среде обитания: сад – огород; накоплению эмоционально-положительного отношения к труду взрослых по выращиванию овощей и фруктов; прививать трудолюбие. | Наблюдения |
«Гуляем по лугу» (беседа о травянистых растениях (ромашка, трава) | способствовать формированию представлений о травянистых растениях, о связи потребностей растений с условиями; воспитанию интереса к растениям, желанию узнавать, как они себя чувствуют, как влияют на них сезонные изменения, и заботиться о них; прививать желание заботиться о растениях. | Рассматривание мультим-иллюстрацию "В поле осенью" –Наблюдение на участке детского сада за травянистыми растениями. –Рассматривание картинок, чтение художественной литературы. –Рассматривание почвы на клумбе. | |
"Куда исчезают насекомые» (беседа) | способствовать формированию общих представлений о насекомых (тело состоит из трех основных частей – голова, брюшко, имеют шесть ног); развитию представлений о приспосабливаемости насекомых к сезонным изменениям; развитию познавательного интереса к природе, уметь видеть и радоваться красоте всего живущего на земле; учить детей проявлять заботу о насекомых, защищать их. | Беседа о насекомых Интерактивная игра«Четвертый лишний» | |
«Кто такая рыбка» | способствовать освоению детьми представлений о рыбке: особенностях ее внешнего вида (плавники – красивые, длинные, свисающие, туловище округлое, вытянутое, приплюснутое с боков) и поведения (плавают медленно, в разных направлениях); развитию деятельности наблюдения: выделять признаки внешнего вида, пользоваться моделью при рассмотрении рыбки, отражать результаты наблюдений в точном слове; накоплению эмоционально-положительного отношения к рыбке, радоваться при наблюдении за рыбкой, любоваться ее красотой; стремиться сохранять ее живой и здоровой. | Видеофильм «Жизнь рыб водоемов» Составление описательного рассказа «Рыбка» по схеме «Рыбы». | |
ОКТЯБРЬ | «Кому нужна вода» | способствовать развитию представлений о воде, где есть вода в природе; понимания ценности и значимости воды в жизни всего живого; необходимости беречь водопроводную воду; порассуждать с детьми над проблемой, почему так мало чистой воды остается на земле. | --Чтение стих-я Н. Рыжовой "Вы слыхали о воде" |
«Как помочь растению» | способствовать развитию у детей представлений об основных потребностях растений (свет, тепло, влага); появлению стремления пожалеть растение, действенно ему помочь; развитию умения поливать растения, используя при этом модель трудового процесса; применению знаний о растении как живом существе (растению для жизни нужна вода); установлению связи между состоянием растения и его потребностью во влаге; учить трудовым навыкам по уходу за комнатными растениями. | Мультимедийная -игра « Вырасти цветок» Наблюдения за растениями в уголке природы (внешний вид, строение). – Анализ схемы «Растения». – Серия опытов на выявление потребностей растений во влаге, свете, тепле. – Работа в дневнике наблюдений. – Наблюдение за трудом воспитателя по поливу растений (знакомство с моделью трудового процесса по схеме «Полив растения»). | |
«Деревья и кустарники на участке детского сада» | способствовать формированию представлений детей о деревьях и кустарниках, сезонных изменениях; развитию у детей умения обобщать по существенным признакам, используя схему-модель; воспитанию интереса к растениям, желания узнавать, как они себя чувствуют, и помогать соответствующим образом; прививать бережное и чуткое отношение к растительному миру природы | – Наблюдение за осенними кустами и деревьями на участке детского сада. – Игры «С какого дерева детки?», «Собирайтесь вокруг березы (рябины, вязы и др.)» и т. п. – Сбор листьев для гербария. – Придумывание схематического изображения для деревьев и кустов. – Труд на участке детского сада. – Работа в дневнике наблюдения по теме «Береза» | |
«Какие разные птицы» | способствовать развитию у детей умения составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения; обогащению и углублению представлений о птицах (особенностях строения, местах обитания, потребностях и способах их удовлетворения); развитию сравнения по признакам, закрепленным в модели, умению использовать модель в качестве плана рассказа; освоению умений рассказывать последовательно, связно, говорить при этом внятно, громко; учить наблюдательности, заботливому отношению к птицам. | Серия наблюдений за птицами в уголке природы, экологической комнате, на участке с использованием сравнения. - Мультимедийная -игра «Собери птичку по частям.» -Рассматривание иллюстраций. – Чтение детской природоведческой литературы. – Рассматривание схемы-модели «Птицы». – Отгадывание загадок. | |
НОЯБРЬ | «Где живут дикие звери» | способствовать формированию представлений детей о диких зверях (белке и еже), их внешнем виде, повадках, среде обитания, сезонных изменениях, подготовке к зиме; развивать любознательность, стремление не нарушать сложившиеся в природе связи. | Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных их обитание. – Чтение познавательной литературы о диких зверях.– Рассматривание иллюстраций.– Рассматривание схемы-модели «Звери». |
«Как живут домашние животные» | способствовать формированию представлений детей о домашних животных, их внешнем виде, повадках, среде обитания; пониманию роли человека в уходе за домашними животными; развивать любознательность, желание ухаживать за животными. | Видеофильм »Жизнь домашних животных» – Чтение художественной литературы. – Беседы о кроликах и утках. – Рассматривание схемы-модели «Животные». | |
«Почему болят зубы» | способствовать расширению знаний детей о зубах и их функциях; привитию гигиенических навыков: полоскать рот после еды, чистить зубы; воспитывать элементарные валеологические представления, стремление заботиться о зубах. | – Рассматривание иллюстраций последовательности чистки зубов. – Беседа с детским врачом (педиатром, стоматологом). | |
«Осень золотая» | обобщить представления детей об осени как времени года, ее существенных признаках; активизировать деятельность наблюдения, развивать навыки сравнения основных осенних явлений; познавательный интерес к природе, эмоционально-положительное отношение к красоте окружающей природы. | Отгадывание загадок о явлениях погоды –Чтение художественной литературы, заучивание стихов об осени. – Рассматривание пейзажных картин. – Труд на участке. Рассматривание иллюстраций, картин с изображением погоды | |
ДЕКАБРЬ | «Какие разные деревья» | способствовать обогащению и углублению представлений о деревьях: особенности строения и части деревьев – корень, ствол, ветки; освоению умений рассказывать последовательно, связно, говорить при этом внятно, громко; формировать умения составлять сравнительные рассказы | Рассказ Лесовичка о лесе |
«Птицы» (беседа с использованием моделей (вороны, сороки, синицы, снегири) | способствовать развитию у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения; обогащению и углублению представлений о птицах (особенностях строения, месте обитания, потребностях и способах их удовлетворения); развитию умения сравнивать по признакам, закрепленным в модели, умения использовать модель в качестве плана рассказа; воспитывать чувство заботы о птицах. | Серия наблюдений за птицами на участке детского сада. – Изготовление кормушек и вынос их на участок. –Рассматривание иллюстраций и чтение познавательной литературы. – Слушание пения птиц (аудио запись "Голоса птиц") | |
ЯНВАРЬ | «Комнатные растения» | : создать условия для представления детей о комнатных растениях как живых организмах, о частях растений (корень, стебель, листья, цветок), о потребностях (свет, тепло, влага); для сравнения двух комнатных растении и способа удаления пыли с листьев; для развития деятельности наблюдения, используя модель и обследовательские действия; для поддержания интереса дошкольников к комнатным растениям и желания за ними ухаживать; побудить детей к разведению; побудить детей к разведению и уходу за растениями в домашних условиях. | Рассматривание комнатных растений в уголке природы и в экологической комнате. – Помощь воспитателя в уходе за комнатными растениями. Рассматривание картины "Уход за комнатными растениями" |
«Хвойные деревья сосна» | . способствовать развитию представлений детей о хвойных деревьях, их внешнем виде, строении, месте обитания; воспитывать желание защиты и сохранения окружающей среды. | - Изготовление игрушек и украшений для искусственной ели в группе. – Рассматривание иллюстраций. – Разучивание стихов и чтение рассказов. Игра Найди такой же" | |
ФЕВРАЛЬ | «Почему мишка перепутал черепаху с камнем» | Создать условия для обогащения представлений детей о черепахе как живом существе: она чувствует (слышит, видит, передвигается, ест, дышит, умеет защищаться от врагов), о характерных признаках ее внешнего вида и особенностях поведения (небольшая, тело покрыто панцирем, в котором есть отверстие для головы, четырех ног и хвоста, покрытых толстой кожей. Черепаха тяжелая, медлительная, неповоротливая, прячется в панцирь); для развития деятельности наблюдения: последовательно решать познавательную задачу, используя обследовательские действия, сравнивать, выделять наглядно представленные признаки живого; для поддержания интереса дошкольников к проявлениям жизни черепахи, желания наблюдать за нею, развития умения общаться, не боясь ее; воспитывать эмпатию к слабым и заботу о них. | Мультимид- фильм про черепаху Чтение про черепаху. Рассматривание, беседа о строении черепахи Игра обследование |
«Органы дыхания человека» | создать условия для ознакомления детей с органами дыхания: дать понятие о том, как воздух путешествует по организму; для закрепления знаний о том, что полезно и вредно для органов дыхания; для формирования культурно-гигиенических навыков; приучать к профилактическим мероприятиям здорового образа жизни и заботе о своем здоровье | . Беседа«Для чего нужен нос» Упражнение на дыхание. Демонстрация опыта Игра «Чей кораблик дальше» Беседа о носовом платке Игра «Что полезно» | |
3. Стекло и металл
| Познакомить детей с новым материалом (стекло, металл); учить определять признаки свойства материалов (структура поверхности, мягкость, твёрдость, прочность, хрупкость). Способствовать определению материала, из которого сделан предмет. | Игра "Расскажи и покажи" -Опыт со стеклом, металлом | |
МАРТ | «В гостях у Веснянки» | Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных, на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям. | Чтение К. Ф. Юон "Мартовское солнце", "Ранняя весна" |
«Береги живое» | Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; вызвать чувство сопереживание, умение видеть взаимосвязь в природе. Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей. | Мультфильм «Животные Красной Книги»Игра "Где живут животные" | |
«Резина и пластмасса» | Познакомить с новым материалом (резина и пластмасса). Учить детей определять признаки и свойства материалов. Способствовать определению материала, из которого сделан предмет | -Рассматривание предметов из этих материалов | |
АПРЕЛЬ | «Насекомые - наши помощники»
| Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых.
| Видеофильм «Жизнь весной» Интерактивная доска- игры «Четвертый лишний « -Отгадывание загадок |
«Наблюдение за деревьями» | Познакомить с яркими особенностями весеннего дерева учить различать 2-3 дерева по листьям -почкам. Продолжать устанавливать связи между изменением условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост и цветение, между потребностями насекомых в пище и тепле и их поведением).Воспитывать эстетические чувства. | Раскрась предметы живой и неживой природы" | |
«Земля- мой дом» | Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд, болото, озеро, река, море), видах поселения (деревня, город, страна), о звёздах. Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации. Поощрять желания делится своими впечатлениями с окружающими | Рассматривание картины "Семья дома" | |
МАЙ | «Экологическая тропинка» | Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить ее. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелёной аптеке)Упражнять в практической помощи природе (уборка мусора, лечение деревьев). | -Беседа |
«Человек - живой организм» | Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека, о "+" и "-" влиянии на них. Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач. | Беседа о потребностях человека -Изготовление поделок, построек | |
«Бумага, древесина, ткань» | Расширять знания детей о свойствах и качествах различных материалов, уметь их сравнивать. Продолжать учить пользоваться различными материалами (бумага, мягкая проволка, ткань, нитки, "бумажное тесто", соломка, пробки, крышки и т. д.) и инструментами. Воспитывать интерес и желание преобразовывать из известных материалов в поделки. | Игра "Угадай на вкус" -Изготовление поделок, построек |
Планирование по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе
№ П.п. | Тема занятия | Целевые ориентиры | ||
Сентябрь | ||||
1 | Поэзия Заучивание стихотворения А.Майков. «Пролетело лето» | Развивать связную речь, её выразительность, произвольную словесную память; обогащать словарь. | ||
2 | Сказка «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы. | Учить рассказывать сказку без наводящих вопросов, выразительно; объяснить значение слова жать, учить подбирать синонимы к глаголам, составлять с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу; учить произносить предложения с разными оттенками интонации (сердитая, просительная, ласковая). | ||
3 | Поэзия Заучивание наизусть А.Плещеев. «Осень наступила…» | Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией спокойную грусть осенней природы, чувствовать, понимать и воспроизводить образность языка стихотворения. | ||
4 | Сказка «Кукушка», ненец, обр. К. Шавровой | Прививать детям любовь к чтению, к произведениям устного народного творчества, учить видеть жанровые особенности сказки. | ||
5 | Поэзия А.С. Пушкин.«Уж небо осенью дышало…» (из романа «Евгений Онегин») | Прививать детям любовь к поэзии, помочь увидеть красоту осенней природы, понимать образность поэтического языка, расширять представление о пейзажной лирике Пушкина. | ||
6 | Литературная сказка. В.Бианки. «Сова» | Познакомить детей с новым произведением, расширять кругозор, учить отвечать на вопросы о жизни обитателей леса. Воспитывать любовь к природе. | ||
7 | Поэзия Заучивание наизусть И.Белоусова. «Осень» (в сокращении). | Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение. | ||
8 | Проза В. Дмитриева. «Малыш и жучка» (главы) | Формировать умение концентрировать внимание, сохранять его на протяжении слушания всего рассказа. Учить детей отвечать на вопросы по прочитанному тексту, формулировать вопросы, рассказывать о том, что понравилось и заинтересовало. | ||
9 | Песенка «Николенька – гусачок…» | Учить детей внимательно слушать, понимать содержание, отличать фольклор от других литературных жанров. | ||
10 | Литературный калейдоскоп. | Выяснить у детей, какие литературные произведения они помнят. | ||
Октябрь | ||||
1 | Проза Г.Снигерёв «Пингвиний пляж» | Познакомить детей с маленьким рассказом из жизни пингвинов. Учить детей выявлять и понимать идею произведения, расширять кругозор, поддерживать интерес к природе. | ||
2 | Проза Г.Снигерёв «К морю» | Продолжать знакомить детей с маленькими рассказами из жизни пингвинов. Учить детей выявлять и понимать идею произведения, расширять кругозор, поддерживать интерес к природе, свободно , без повторов пересказывать понравившиеся эпизоды. | ||
3 | Проза Г.Снигерёв «Отважный пингвинёнок» | Продолжать знакомить детей с творчеством писателя, учить внимательно слушать, отвечать на вопросы по тексту, рассказывать о своих впечатлениях. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. | ||
4 | Поэзия Заучивание наизусть А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный…» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»). | Учить детей понимать выразительные средства русского языка, образную речь, эмоционально декламировать стихотворение. | ||
5 | Поэзия А.Барто. «Вовка - добрая душа» | Познакомить детей с новым произведением, учить слушать внимательно, оценивать поступки главного героя, выделять добрые дела, сделанные мальчиком, воспитывать эмоциональную отзывчивость, интерес к чтению. | ||
6 | Литературная викторина | Закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях, выявить представления о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, произведений малых фольклорных форм. | ||
Ноябрь | ||||
1 | Поэзия В.Смит. «Про летающую корову» в пер. Б. Заходера. | Формировать у детей желание слушать произведение, умение выделять образные выражения, поддерживать общее весёлое настроение. | ||
2 | Сказка «Хаврошечка», обр. Л.Н. Толстой. | Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Хаврошечка» (в обработке Л.Н. Толстого), помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных; обогащать речь детей фразеологизмами, учить понимать переносное значение. | ||
3 | Поэзия А.К. Толстой. «Осень, осыпается весь наш бедный сад…». | Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Учить детей понимать содержание произведения, поэтические образы. Учить находить в природе картины, «нарисованные» поэтическим словом. | ||
4 | Поэзия Заучивание наизусть С. Городецкий. «Пять маленьких щенят» | Работать над выразительностью речи детей, развивать память, отрабатывать произнесение звуков в словах стихотворения. | ||
5 | Сказка «Айога», обр. Д.Нагишкина (в сокрвщении) | Учить детей внимательно слушать, понимать нравственную идею сказки, отвечать на вопросы по содержанию, пересказывать понравившиеся отрывки; учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке. Воспитывать отрицательное отношение к лени. | ||
6 | Проза Пересказывание. В.Бианки. «Купание медвежат» | Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, старясь правильно строить предложения. | ||
7 | Проза Л. Толстой. Быль «Косточка» | Уточнить, какое произведение называют былью; формировать умение понимать характеры и поступки героев. Рассмотреть ситуацию, в которую попал герой произведения, предложить детям рассказать, к чему привёл обман, как нужно было поступить. | ||
8 | Поэзия Заучивание наизусть М. Исаковский «Поезжай за моря-океаны» | Формировать у детей умения декламировать стихотворение: правильно расставлять смысловые акценты, использовать различные средства выразительности голоса (тембр, динамика, высота, длительность). | ||
9 | Песенка «Как на тоненький ледок…» | Продолжать знакомить детей с произведениями фольклора, учить вслушиваться в мелодику поэтического текста. | ||
10 | Поэзия Р. Сеф. «Бесконечные стихи» | Учить детей понимать и воспроизводить образность поэтического языка. | ||
11 | Литературная сказка Х. Мякеля. «Господин Ау» (глава «Господин Ау идёт на работу») | Знакомить с классикой мировой художественной литературы, учить понимать характеры и поступки сказочных героев. | ||
12 | Литературная сказка Х. Мякеля. «Господин Ау» (глава «Господин Ау и больное дерево») | Продолжать знакомить с классикой мировой художественной литературы, учить понимать характеры и поступки сказочных героев. Учить детей поддерживать беседу по содержанию произведения. | ||
13 | Литературная сказка Г. Сапгир. «Как лягушку продавали» | Продолжать прививать детям интерес к произведениям литературы, написанным в жанре сказки; учить воспринимать сказку целостно, понимать характеры героев. | ||
14 | Поэзия И. Бунин. «Первый снег» | Пробуждать у детей любовь к художественному слову, помочь почувствовать напевность мелодики стихотворения. | ||
15 | Литературная викторина | Закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях, выявить представления о жанровых особенностях сказки, рассказа, былины, стихотворения, произведений малых фольклорных форм. | ||
Декабрь | ||||
1 | Поэзия И.Никитин. «Встреча зимы» | Познакомить детей со стихотворениями о зиме. Учить детей понимать содержание произведения, отличать стихотворение от других литературных жанров, выделять и понимать образные выражения. Приобщать детей к высокой поэзии. | ||
2 | Литературная сказка Б. Заходер. «Серая звёздочка» | Учить детей понимать содержание сказки, оценивать характеры и поступки персонажей. | ||
3 | Песенка «Счастливого пути», голанд., обр. И. Токмакова. | Учить детей целостно воспринимать произведение, понимать его основную мысль, подбирать рифму. | ||
4 | Поэзия Я. Бжехва. «На Горизонтских островах», пер. с польск. Б. Заходера. | Учить детей выделять жанровые особенности стихотворения, вслушиваться в красоту и мелодику поэтического текста, чувствовать напевность произведения; побеседовать по содержанию, отметить образные выражения. | ||
5 | Песенка «Как у бабушки козёл» | Учить детей целостно воспринимать произведение, понимать его основную мысль. | ||
6 | Сказка Рассказывание сказки «Заяц – хвастун», обр. О. Капицы. | Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новым произведением. Вызвать у детей эмоциональное восприятие сказки, учить оценивать характеры и поступки героев. | ||
7 | Поэзия С. Есенин. «Берёза» | Учить вслушиваться в ритм, мелодику стихотворения, видеть красоту русской природы, передаваемую автором художественным словом. | ||
8 | Литературная сказка Р. Киплинг. «Слонёнок» в пер. К. Чуковского. | Учить детей внимательно слушать, отвечать на вопросы, понимать смысл поступков героев. | ||
9 | Литературная сказка Рассказывание сказки Р. Киплинг. «Слонёнок» в пер. К. Чуковского. | Развивать внимание, побуждать детей принимать участие в рассказывании знакомой сказки, формировать образность речи. | ||
10 | Песенка «Дом, который построил Джек», Англ., пер. С. Маршака. | Обратить внимание детей на построение произведения (многочисленные повторы), учить основам закономерности в предположении развития сюжета стихотворения. Развивать чувство юмора, память. | ||
11 | Литературная сказка П. Бажов. «Серебряное копытце» | Познакомить детей со сказкой П. Бажова «Серебряное копытце».Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания. | ||
12 | Поэзия Заучивание стихотворенийо Новом годе. К. Фафонов. «Нарядили ёлку…» | Развивать у детей память, образную речь, следить за звукопроизношением, способствовать созданию радостной атмосферы ожидания новогодних праздников | ||
13 | Проза С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза» | Познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять, почему это рассказ, а не сказка. | ||
14 | Литературная викторина | Закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях, выявить представления о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, произведений малых фольклорных форм. | ||
Январь | ||||
1 | Сказка «Златовласка», пер. К. Паустовского | Прививать детям интерес к произведениям литературы, написанным в жанре сказки; учить воспринимать сказку целостно, понимать характеры героев. Развивать внимание. | ||
3 | Поэзия А.С. Пушкин. «Зимний вечер» | Помочь детям понять содержание стихотворения, его настроение; учить подбирать средства выразительности речи в соответствии с содержанием и передаваемым в стихотворении настроением. | ||
4 | Песенка «Ты, мороз, мороз, мороз», обр. И. Карнауховой. | Продолжать знакомить с малыми фольклорными формами, помочь запомнить песенку, формировать умение декламировать, используя соответствующие содержанию средства выразительности. Развивать память, речь. | ||
7 | Поэзия М. Яснов. «Мирная считалка» | Учить детей выразительно декламировать считалку, чётко выговаривать каждое слово. Рассказать о значении считалок в устном народном творчестве. | ||
8 | Пословицы Чтение пословиц о поведении. | Развивать и поддерживать у детей интерес к образным выражениям, афоризмам. Углублять представления о пословицах как жанре; учить понимать их смысл. | ||
9 | Поэзия Чтение в лицах С. Городецкий. «Котёнок» | Поддерживать интерес детей к чтению; учить выражать своё отношение к содержанию произведения; рассказать отдельные эпизоды от имени персонажей, передавать их эмоции. | ||
10 | Литературная викторина | Закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях, выявить представления о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, произведений малых фольклорных форм. | ||
Февраль | ||||
1 | Проза Л. Пантелеев. «Буква «ты». | Учить детей понимать содержание произведения, отвечать на вопросы о действиях и характерах персонажей, выражать своё эмоциональное отношение к прочитанному. | ||
2 | Литературная сказка Дж. Родари. «Волшебный барабан», (из книги «Сказки, у которых три конца»), пер. с итал. Л. Брауде. | Формировать у детей умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать характеры сказочных героев. Развивать связную речь, учить использовать образные выражения. | ||
3 | Сказка «Царевна-лягушка», обр. М. Булатова. | Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества, учить видеть жанровые особенности сказки, пересказывать понравившиеся отрывки с опорой на иллюстрации. | ||
4 | Поэзия С. Чёрный. «Волк» | Учить детей внимательно слушать, понимать выразительные средства языка, образные выражения; обогащать словарный запас детей. | ||
5 | Сказка «Жёлтый аист», китайская, пер. и обр. Ф. Ярилина, Л. Позднеева | Продолжать знакомить детей со сказками народов мира: дать представление о той стране, где создавалась и бытовала сказка; учить детей вдумываться в нравственный смысл произведения. | ||
6 | Поэзия Чтение в лицах. Ю. Владимирова. «Чудаки» | Совершенствовать умение детей выразительно читать стихотворение по ролям. | ||
7 | Сказка А.Н. Толстой. «Ёж» | Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность речи. | ||
8 | Проза М. Москвина. «Кроха» | Повышать интерес к художественной литературе; учить детей понимать смысл, главную идею произведения; оценивать поступки героев, выражать своё отношение к содержанию произведения. | ||
9 | Литературная сказка А. Митяев. «Сказка про трёх пиратов» | Формировать у детей эмоциональное отношение к сказке, учить осмысливать содержание, понимать характеры персонажей. | ||
10 | Поэзия Заучивание наизусть И. Суриков «Зима» | Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой, чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения, находить пейзажную картину по образному описанию, обосновывать свой выбор; упражнять в подборе эпитетов, сравнений, метафор для описания зимней природы. | ||
11 | Литературная сказка Д. Родари. «Большая морковка». Сопоставительный анализ с русской народной сказкой «Репка» | Учить детей чувствовать и понимать сходство и различие в построении сюжетов, в идеях двух сказок; замечать выразительные средства, понимать целесообразность их использования в тексте; придумывать разные варианты окончания сказки. | ||
12 | Малые фольклорные формы Составление рассказов по пословицам | Уточнить представления детей о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (потешки, песенки, загадки, чистоговорки, пословицы); учить пониманию переносного значения образных выражений; учить составлять рассказы по пословицам с использованием образных выражений; формировать выразительность, точность речи. | ||
13 | Литературная викторина | Закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях, выявить представления о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, произведений малых фольклорных форм. | ||
Март | ||||
1 | Песенка «Веснянка», укр., обр. Г. Литвака. | Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами, отрабатывать звукопроизношение, развивать память, выразительность речи. | ||
2 | Поэзия С. Маршак. «Стихи о весне» | Учить детей чувствовать напевность, ритмичность языка стихотворения, передавать своё отношение к содержанию. | ||
3 | Поэзия Заучивание стихотворения Е. Благинина. «Посидим в тишине» | Помочь детям запомнить стихотворение, отрабатывать речевое дыхание, развивать поэтический слух детей; понять, как много времени и сил отнимает у матерей работа по дому4 указать на необходимость помощи мамам; воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим. | ||
4 | Проза Л Толстой. «Лев и собачка» | Вызвать у детей эмоциональный отклик на содержание произведения, сопереживание героям, воспитывать понимание, бережное отношение к животным. | ||
5 | Поэзия Дж. Ривз. «Шумный Ба – бах», пер. с англ. М. Боровицкой | Познакомить со стихотворением Дж. Ривза «Шумный Ба – бах», учить отвечать на вопросы по содержанию. | ||
6 | Проза В. Драгунский. «Друг детства» | Познакомить детей с рассказом, вызвать у детей эмоциональный отклик на произведение, воспитывать бережное отношение к игрушкам, учить детей давать оценку поступкам героев литературных произведений. | ||
7 | Проза В. Драгунский. «Сверху вниз, наискосок» | Уточнить, что такое рассказ познакомить детей с новым юмористическим рассказом В. Драгунского, помочь понять характеры и поведение героев, вызвать эмоциональный отклик. Активизировать словарь детей. | ||
8 | Поэзия Заучивание наизусть Г. Виеру. «Мамин день» | Учить детей понимать образную речь, слышать мелодику поэтического ритма, декламировать стихотворение, самостоятельно выбирая средства выразительности. | ||
9 | Песенка Заучивание наизусть «Ранним – рано поутру» | Продолжать знакомить детей с фольклором, развивать память, внимание. | ||
10 | Поэзия Ф. Тютчев. «Зима недаром злится» | Учить воспринимать содержание стихотворения эмоционально. Побеседовать о том, какие чувства и переживания оно вызывает. | ||
11 | Сказка «Сивка – Бурка», обр. М. Булатова. | Помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой «Сивка – Бурка». Учить осмысливать характеры персонажей, формировать чуткость к образному строю языка. | ||
12 | Поэзия Заучивание наизусть И. Белоусов. «Весенняя гостья» | Помочь детям запомнить стихотворение, тренировать память, добиваться интонационной выразительности. | ||
13 | Литературная викторина «Поэты детям» | Систематизировать знания детей о литературном творчестве А. Барто, С. Михалкова; добиваться выразительного чтения детьми стихотворений; умения придумывать началу сказки и загадки по предложенному началу, на заданную тему. | ||
Апрель | ||||
1 | Поэзия С.Маршак. «Почта» | Продолжать знакомить детей с трудом работников почты, учить отвечать на вопросы по тексту, систематизировать полученную информацию. | ||
2 | Проза К. Паустовский. «Кот-ворюга» | Познакомить детей с рассказом. Учить детей находить в тексте ответы на поставленные воспитателем вопросы (например, «Почему рассказ называется «Кот-ворюга?»), рассказывать о характере и повадках персонажа, передавать своё эмоциональное отношение к содержанию рассказа. | ||
3 | Сказка «Лесная дева», пер. с чешск. В. Петровой | Учить детей целостно воспринимать произведение, понимать характеры и поведение героев, пересказывать отдельные события от имени различных персонажей. | ||
4 | Литературная сказка В. Катаев. «Цветик – семицветик» | Познакомить детей со сказкой В. Катаева «Цветик – семицветик». Учить детей оценивать поступки героев, сопереживать, отвечать на вопросы по содержанию произведения. | ||
5 | Песенка «Грачи – киричи…» | Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами. Помочь запомнить потешку, учить рассказывать её, используя соответствующие содержанию средства выразительности. | ||
6 | Поэзия Чтение стихотворений о весне | Продолжать приобщать детей к поэзии; учить чувствовать напевность, ритмичность языка стихотворения, передавать своё отношение к содержанию; формировать навыки выразительного исполнения стихотворения. | ||
7 | Поэзия Чтение в лицах В. Орлов. «Ты скажи мне реченька лесная…» | Помочь детям вспомнить программные стихотворения; познакомить со стихотворением В. Орлова «Ты скажи мне реченька лесная…» | ||
8 | Закличка «Уж ты, пташечка, ты залётная …» | Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества. | ||
9 | Поэзия С. Есенин «Черёмуха» | Учить детей внимательно слушать произведение, подбирать эпитеты, сравнения для образного описания весенней природы. | ||
10 | Малые фольклорные формы Составление рассказов по пословице | Уточнить представления детей о жанровых особенностях, назначении пословиц, поговорок; учить детей осмысливать переносное значение образных слов и словосочетаний, пословиц, составлять по ним небольшие рассказы и сказки. | ||
11 | Поэзия Заучивание стихотворения Я. Акима. «Апрель» | Учить детей наизусть читать стихотворение, передавая интонацией задушевность, нежное отношение к ещё робкой весне; воспроизводить в своей речи образные выражения из текста. | ||
12 | Закличка «Ласточка, ласточка…» | Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества, вызвать эмоциональный отклик. Развивать выразительность речи, память. | ||
13 | Литературная викторина Разгадывание загадок на тему «Любимые сказки» | Учить детей использовать их значения о героях сказок, узнавать по описанию, аргументировать свой выбор. | ||
Май | ||||
1 | Закличка Заучивание наизусть «Божья коровка…». | Познакомить детей с понятием «закличка», пояснить, для чего они нужны, как используются. Помочь запомнить и с выражением рассказывать закличку. | ||
2 | Закличка «Дождик, дождик, веселей…» | Вспомнить с детьми о назначении закличек в устном народном творчестве, учить сравнивать заклички с другими жанрами фольклора, выявлять их отличительные особенности. Вызвать у детей радостное настроение, связанное с приходом весны. | ||
3 | Поэзия А. Барто. «Верёвочка» | Развивать любовь к поэзии, продолжать знакомить детей с творчеством А. Барто. | ||
4 | Сказка Словацкая сказка «У солнышка в гостях» | Учить детей воспринимать наиболее яркие выразительные языковые средства в тексте и соотносить их с содержанием; подбирать синонимы к глаголам, строить синомимические и антонимические ряды к заданному определению, придумывать предложения с заданными словами. | ||
5 | Сказка Украинская сказка «Колосок» | Учить детей пересказывать сказку самостоятельно, передавать интонацией характеры героев, своё отношение к персонажам; рассказывать в лицах (меняя голос, интонацию); понимать образное содержание и значение пословиц; развивать умение придумывать различные варианты новых эпизодов сказки. | ||
6 | Проза Е.Пермяк. «Самое страшное» | Продолжать учить детей пересказывать текст в ситуации письменной речи (ребёнок диктует текст, взрослый записывает), понимать переносное значение фразеологизмов, пословиц, подбирать определения к заданному слову). | ||
7 | Песенка Заучивание наизусть «По дубочку постучишь, прилетает синий чиж…» | Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами, отрабатывать звукопроизношение, развивать память, выразительность речи. | ||
8 | Литературная викторина | Закрепить знания детей о прочитанных в учебном году литературных произведениях, представления о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, произведений малых фольклорных форм; формировать образность речи детей: умение понимать переносное значение пословиц, применять пословицы в соответствующей речевой ситуации. |
Планирование дидактических игр по экологии.
Месяц | Название игры, программные задачи |
Сентябрь | «Собери урожай» - научить детей разным способам различения даров полей, садов. Воспитывать уважение и интерес к с/х труду. |
Октябрь | «Что за птица» - классифицировать птиц по среде обитания(лес, водоем, открытое пространство. |
Ноябрь | «Лес – многоэтажный дом» (расселение животных) - - закрепить знания детей о лесе как природном сообществе; сформировать представления об экологических нишах (этажах) смешанного леса и месте животных в них. |
Декабрь | «Овощехранилище» - закрепить знания о хранении овощей. |
Январь | «Где, чей хвост» - Учить детей по форме хвоста определять животное. |
Февраль | «Делать этого нельзя, знаешь ты, и знаю я…» - закрепить правила поведения в природе. |
Март | «Кто летает, прыгает, плавает» - развивать слуховое внимание, различать и называть животных по способу передвижения. |
Апрель | «Как растет растение» - закреплять этапы роста и развития растений. |
Май | «Кормушка для птиц» - воспитывать у детей чувство доброты; приучать заботиться о птицах, наблюдать за ними |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта» Татьяна Михайловна Лущик – учитель – дефектолог Город Усолье Сибирское Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующе
Статья в сборнике. (май 2011 год)В основу современного дошкольного образования положена концепция психологического возраста как этапа детского развития, характеризующегося своей структурой и дин...
"Система работы по формированию основ православной культуры у детей старшего дошкольного возраста в детском саду"
Характерными особенностями современной эпохи является наличие целого ряда социально-экономических, экологических, политических и других проблем, связанных с глобальным кризисом духовной сферы, обознач...
Система формирование национальной толерантности детей старшего дошкольного возраста
национальная толерантность, которая формируется в детском саду, повышает знания об особенностях культуры своего народа, его культурологических основах семейных, социальных, общественных явлений и трад...
Статья из опыта работы "Система работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с геометрическими понятиями на основе игровых занятий"
Рекомендации воспитателям, родителям, педагогам дополнительного образования. Статья раскрывает напрвление в деятельности, которое принесет детям желание заниматься насыщенной, творческой и в то же вре...
Система работы «Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления их с природой родного края».
Система работы «Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления их с природой родного края»....
Квест - игра в системе работы по формированию начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы).
Квест - игра в системе работы по формированию начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)....
Презентация по физической культуре : Социализация детей старшего дошкольного возраста на занятиях по физической культуре и спорту на тему "Россия и Крым - одна семья!"
Данный материал представлен в форме презентации: на слайдах отражены: цель, задачи, этапы проекта, прогнозируемый результат. Также показана актуальность воссоединения Крыма с Россией.Представлен ...