Дошкольникам о выборах
статья (подготовительная группа)

Дошкольный возраст является периодом открытости к различным социально-нравственным, духовным и педагогическим воздействиям и готовности их принятию, именно на данном этапе наиболее ярко и интенсивно развиваются нравственные качества ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doshkolnikam_o_vyborah.docx34.9 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольникам о выборах.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», концепции доктора педагогических наук Е.А. Казаевой, правовая культура является компонентом формирования гражданственности, а воспитание гражданственности является одним из основных принципов государственной политики в сфере образования. Следовательно, правовое воспитание, в том числе в дошкольных образовательных организациях, необходимо для формирования личности современного члена гражданского общества. Это обусловлено в первую очередь политическим устройством нашей страны, в которой каждый гражданин должен проявить собственную инициативу для реализации и защиты своих прав.

Дошкольный возраст является периодом открытости к различным социально-нравственным, духовным и педагогическим воздействиям и готовности их принятию, именно на данном этапе наиболее ярко и интенсивно развиваются нравственные качества ребенка.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал, и именно в этом возрасте необходимо приучать его жить в правовом государстве и осознавать свои и чужие права. Тогда эти права и привычка следовать им войдут в жизнь дошкольника естественно и будут влиять на мировоззрение подрастающего человека, его отношения к миру и людям.

Гражданско-патриотическое и правовое воспитание в настоящее время – одно из актуальных направлений государственной политики в образовании. Формирование будущего гражданина должно начинаться с дошкольного возраста, последовательно и систематически: воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, родному городу; расширение представлений о своей стране, знакомство с символами государства; правами и обязанностями граждан России.

Таким образом, гражданско-патриотическое и правовое воспитание является одной из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения, поэтому важно создать условия для активного познания ребёнком социальной действительности окружающего мира. Прививая основы правового сознания жизни в свободном обществе, развивая чувство ответственности и гордости за свою страну, формируя первичные представления об избирательном праве, мы воспитаем гражданина и патриота, который и во взрослой жизни не останется равнодушным к проблемам страны, своего народа, научится ответственно относится к праву «избирать и быть избранным».

Правовое воспитание дошкольников играет немаловажную роль в познании ими социальной действительности и в развитии их интереса к нравственным и правовым идеалам современного общества. В процессе правового воспитания детей у них формируются способности правильно ориентироваться в конфликтных ситуациях, быть активным субъектом деятельности, грамотно осуществлять различные выборы. Если ребенок привыкает действовать только по подсказке и не может принять самостоятельного решения, то он утрачивает одно из фундаментальных свойств личности – способность проявлять инициативу. Таким образом, можно сказать, что от формы организации правового воспитания в дошкольном образовательном учреждении может зависеть жизненное самоопределение дошкольников.

Особую роль в организации работы по гражданско-правовому воспитанию сегодня приобретает участие детей и подростков в мероприятиях, направленных на приобретение ими знаний в области избирательного права. Данное направление включает в себя мероприятия, которые могут стать традиционными в деятельности образовательного учреждения, формировать у детей умения анализировать, сравнивать, делать выводы, выбирать из предложенных альтернатив значимые для них события, ситуации, персоны.

Знакомство детей с избирательным правом рекомендуется начинать со старшего дошкольного возраста и проводить в форме деловых и ролевых (сюжетно-ролевых) игр, конкурсов, бесед, экскурсий и пр.

В качестве будущих избирателей дошкольники могут активно участвовать в предлагаемых мероприятиях, направленных не только на приобретение воспитанниками сугубо теоретических правовых знаний, но и на выработку активной гражданской позиции, способности к социальному творчеству, формированию готовности детей нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и за благополучие окружающих людей. Наряду с основополагающими правами на имя, дом, семью, любовь и заботу, ребята старших и подготовительных к школе групп знакомятся с правом на выражение своего мнения.

Начиная с дошкольного возраста, участвуя в ролевых играх, ребенок может готовиться к позиции будущего избирателя. Вопросы избирательного права, а главное, формирование активной гражданской позиции вызывают интерес не только у детей дошкольного возраста, но и у их родителей. А это означает, что в скором будущем эти дети станут полноправными гражданами нашего государства с высоким уровнем правовой культуры, знанием основополагающих правовых норм и умением отстаивать свои законные права с использованием возможностей правовой системы государства. На сегодняшний день они смогут повлиять на своих родителей, чтобы каждый член семьи имел гражданскую позицию и являлся активным избирателем.

Данная тематика не является традиционной для дошкольного учреждения, а обусловлена в том числе низкой избирательной и социальной активностью населения, пониманием того, что формирование данного качества необходимо начинать с дошкольного возраста, с организации совместной общественно полезной деятельности детей и родителей.

Необходимость работы по этому направлению обусловлена поставленными целями:

1. Психологическая подготовка детей к новой позиции «Я – будущий избиратель», формирование первоначальных основ правого воспитания дошкольников, представлений, знаний детей о государстве, его символике, высших должностных лицах государства, региона, муниципалитета; воспитание у детей старшего дошкольного возраста гражданско-патриотических чувств, умения применять полученные знания в игровой ситуации.

2. Активизация и реализация творческого и научного потенциала специалистов, педагогов дошкольной образовательной организации, родителей воспитанников по формированию у будущих избирателей основ правовой культуры и гражданской ответственности.

Задачи:

1. Дать представления об основных правах и свободах человека и ребенка, о правилах и законах; о выборах и избирательном праве; о процедуре демократических выборов; о гражданской ответственности.

2. Учить уважать права и свободы друг друга; выполнять установленные нормы и правила поведения; уметь осуществлять самостоятельный выбор и обосновывать его; спокойно отстаивать свое мнение; вести диалог.

3. Создать условия для формирования у детей навыков выбирать, участвовать в процедуре выборов вместе со взрослыми.

4. Обобщать представления детей о процедуре выборов, способах агитации (плакаты, публичные выступления); выполнять игровые социальные роли: «избиратели», «кандидаты» «члены избирательной комиссии».

5. Развивать навыки сотрудничества между детьми и взрослыми.

Ожидаемые результаты

Дети:

— имеют представления о праве человека делать выбор как в бытовых, повседневных вопросах, так и для решения важных социальных задач;

— имеют представление о процедуре выборов, организуемых для определения кандидата-представителя социального сообщества, способствующего положительным изменениям данном социуме;

— имеют представление о том, что важно участие каждого в подобных мероприятиях, так как от правильного выбора зависит будущее сообщества;

— имеют представление, как вести себя на выборах, об их участниках, организаторах;

— умеют элементарно аргументировать свой выбор, слушать других, совместно обсуждать различные проблемы, вопросы.

Рекомендуемые формы работы с родителями:

— Выставка рисунков «Я с родителями иду на выборы»

— Подборка литературы для родителей в библиотеке «Гражданско-правовое воспитание дошкольников»

— Совместная работа детей и родителей «Выборы начинаются с детства» (аппликация, рисунки…)

— Познавательно-интеллектуальное мероприятие совместно с детьми и родителями «Все на выборы»

— Совместная экскурсия с детьми на избирательный участок

— Конкурс плакатов «Голосуй за будущее страны»

Информационные листы для родителей на темы:

— «Конвенция о правах ребенка»

— «Правила поведения и общения»

— «Все о выборах» («Это нужно знать всем!»)

— «История выборов»

— «Что такое выборы?»

— «Действия во время голосования»

— «Правовое воспитание дошкольников»

— правовой листок «Календарь правовых дат»

— «О правах ребенка всерьез»

Рекомендуемые формы работы с детьми:

1. Чтение рассказа Т.А. Шорыгиной «Мои права» из книги

2. Чтение русской народной сказки «Сказка о молодильных яблоках и живой воде».

3. Дидактические игры «Можно – нельзя» и «Хорошо – плохо».

4. Проведение выборов: «Выборы мультипликационного героя», «Выборы символа избирательной комиссии».

5. Изготовление атрибутов для игры «Выборы».

6. Беседа о выборах, о процедуре проведения выборов, о роли наблюдателей и членов избирательной комиссии.

7. Встреча с кандидатами.

8. Интервью детей «Что я знаю о своих правах и обязанностях?», «Что такое выборы?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК СТИМУЛ ВЫБОРА БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ

В данной разработке показано, как можно в занимательной форме развивать и воспитывать гражданскую позицию старших дошкольников. В рамках большого интегрированного занятия-путешествия с использованием ...

"Основные правила выбора книг для дошкольников"

В данной консультации раскрываются критерии подбора книг для воспитанников ДОУ. Одной из задач воспитателя является оснащение книжного уголка в группе. Книги должны быть подобраны по тематике, соответ...

Статья для родителей ВЫБОР ХУДОЖЕСТВЕННОГО МАТЕРИАЛА РЕБЕНКУ- ДОШКОЛЬНИКУ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ (3-4 ГОДА) ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ: РИСОВАНИЕ, АППЛИКАЦИЯ, ЛЕПКА.

При общем многообразии художественных материалов для детей сложно выбрать лучшее для развития ребенка. У родителей возникает много вопросов. Что купить, так чтобы покупка соответствовала соотношению ц...

Советы по выбору игрушек для дошкольников

Ребёнок не может нормально развиваться без игрушек. С их помощью дети выражают эмоции, строят свой собственный мир и познают окружающий....

Рекомендации для родителей дошкольников «Правильный выбор между трудолюбием и бездельем» 2020 г.

Воспитание трудолюбия у ребенка – это сложная и многоплановая задача. Ребенок, умеющий справляться с домашней работой, в дальнейшем будет более легко справляться и с различными жизненными трудно...

Родительское собрание "Выбор "правильных" игрушек для дошкольника.

Родительские собрания-традиционная  форма  работы  с  семьёй....

Особенности выбора и отношения старших дошкольников к современной игрушке

Большинство детских игр связано с использованием игрушек. Многие игры стимулируются игрушкой, но она не только стимул к игре, а ее организующие начало, опорный материал, помогающий развитию ее сюжета ...