Современные интерактивные педагогические технологии в работе с детьми дошкольного возраста.
консультация (подготовительная группа)
В настоящее время стремительного развития информационно-коммуникационных технологий назрела необходимость модернизации содержания и структуры всех сфер дошкольного образования. Это нашло отражение в новых образовательных Стандартах. Именно требования Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, их введение и стало стимулом к внедрению интерактивного обучения и интерактивных технологий в работу дошкольного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Современные интерактивные педагогические технологии в работе с детьми дошкольного возраста. | 170.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные интерактивные педагогические технологии в работе с детьми дошкольного возраста
В настоящее время стремительного развития информационно-коммуникационных технологий назрела необходимость модернизации содержания и структуры всех сфер дошкольного образования. Это нашло отражение в новых образовательных Стандартах. Именно требования Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, их введение и стало стимулом к внедрению интерактивного обучения и интерактивных технологий в работу дошкольного учреждения.
В педагогике различают несколько моделей обучения:
При пассивном методе обучения информация поступает от педагога к воспитаннику.
При активном методе обучения – взаимодействия педагога и воспитанника.
В основе интерактивного обучения лежит взаимодействие в структуре «педагог-ребенок-ребенок».
Интерактивные методы обучения – это способы целенаправленного взаимодействия взрослого с детьми, которые обеспечивают оптимальные условия их развития.
Интерактивное обучение дошкольников — это специфическая форма организации образовательной деятельности, целью которой является обеспечение комфортных условий для взаимодействия, при которых каждый ребенок чувствует свои успехи и, выполняя определенную интеллектуальную работу, достигает высокой производительности.
Интерактивные методы обучения обеспечивают такое обучение, которое дает возможность детям на занятии в парах, микрогруппах или малых группах прорабатывать учебный материал, беседуя, споря и обсуждая различные точки зрения.
Основой деятельности педагога в условиях интерактивного обучения является личностно-ориентированный подход.
Основные требования его соблюдения:
• гуманная педагогическая позиция;
• ценностное отношение к ребенку, его творчеству;
• создание на занятии культурно-информационной и предметно-развивающей среды;
• владение методикой и основами образовательных технологий;
• целенаправленное развитие индивидуальности детей.
Структура интерактивной НОД
1. Мотивационно-ориентировочный этап
• Педагог знакомит с темой, выбранной на основе предварительного анализа задач, образовательных потребностей, проблем и др. Сообщается в какой форме будет проводиться работа.
2. Поисковый этап
• По результатам анализа полученной информации от участников конкретизируются цели и задачи предстоящей работы, составляется план.
3. Основной этап
• Время реализации базового метода активного обучения, выбранного педагогом в соответствии с содержанием рассматриваемой темы, познавательными и поведенческими особенностями детей. Это может быть: «Мозговой штурм», КВН, проект и др.
4. Рефлексивно-оценочный этап
• Оценка эффективности проделанной работы, соответствие результата поставленным целям, выявление личностных приобретений (что нового узнал, чему научился и др.).
Интерактивные технологии рассматриваются в двух значениях:
технологии, построенные на взаимодействии с компьютером и посредством компьютера – это Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).
Организованное взаимодействие непосредственно между детьми и педагогом без использования компьютера — это интерактивные педагогические технологии
Отличительные особенности интерактивных занятий:
• необходима предельная чёткость, компактность, большая информативность учебного материала.
• логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных предметов.
• свободное размещение наглядного материала.
• смена динамических поз.
• привлечение к проведению занятий узких специалистов и родителей.
Интерактивных методов и технологий насчитывается более сотни. В нашем детском саду наиболее часто мы используем следующие интерактивные методы в организации учебного процесса:
Кластер
Микрофон
Хоровод
Предвидение
Синтез мыслей
Карусель
Дискуссия
Мозговой штурм
Аквариум
Метод многоканальной деятельности
Дерево знаний
Кейс метод (анализ конкретных, практических ситуаций)
«Кластер»
Кластер – это метод, помогающий свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластеры очень проста.
На доске вывешивается картинка с изображением ключевого слова (Предмета и т.д.) и предлагается детям назвать слова, относящиеся к данному слову (предмету). Этот метод можно использовать как в группе, также индивидуально с каждым ребенком, которому предлагается несколько картинок и найти связь между ними.
«Работа в парах»
Дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по желанию и выполняют предложенное задание. Работая в паре, дети совершенствуют умение договариваться, последовательно, сообща выполнять работу. Интерактивное обучение в парах помогает выработать навыки сотрудничества в ситуации камерного общения. Примеры работы в паре:
- дети по очереди описывают картину.
- «Назови первый звук в слове»
- работа по мнемотаблицам
«Микрофон»
Микрофон - метод работы, в ходе которого дети вместе с воспитателем образуют круг и, передавая друг другу имитированный или игрушечный микрофон, высказывают свои мысли на заданную тему. Например, ребенок берет микрофон, рассказывает в нескольких предложениях о себе, и передает микрофон другому ребенку. Все высказывания детей принимаются, одобряются, однако не обсуждаются.
«Предвидение» - метод работы с детьми, в ходе которого предлагается «предсказать» возможные варианты решения проблемы.
Например, предложить детям назвать все осенние месяцы, рассказать о том, что они ожидают от каждого месяца.
Позже представить себя на месте одного из месяцев и рассказать о своих предсказаниях: «Я - первый месяц осени - сентябрь. Я очень теплый месяц. Меня любят все дети, потому что весело играть с осенними листочками, собирать их».
Следующий ребенок продолжает рассказывать об этом самом месяце (работа в парах).
«Хоровод»
На начальном этапе взрослый является ведущим, т. к. дети самостоятельно выполнить задание по очереди не могут. Воспитатель с помощью предмета учит детей выполнять задание по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга.
Прием «Хоровод» способствует формированию начальных навыков произвольного поведения у детей дошкольного возраста.
Воспитатель с помощью мяча или другого предмета учит детей выполнять задания по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга.
«Съедобное – не съедобное»
«Назови ласково» дети упражнялись в словообразовании.
«Противоположности»
«Синтез мыслей»
Синтез мыслей - метод работы, в ходе которого дети объединяются в малые группы, выполняя определенное задание, например, рисунок на листе бумаги. Когда одна группа нарисует, то передает рисунок в другую группу, участники которой дорабатывают выполненное задание. По завершению работы составляют общий рассказ о том, что дорисовали и почему.
«Карусель»
Такая технология внедряется для организации работы в парах. Именно динамическая пара обладает большим коммуникативным потенциалом, и это стимулирует общение между детьми.
Интерактивная технология «Карусель» формирует у ребенка такие нравственно-волевые качества, как взаимопомощь, навыки сотрудничества.
Для этого необходимо найти себе пару и договорится, кто будет во внешнем круге, а кто во внутреннем. Дети, стоящие во внутреннем круга, называют твердый согласный, а дети, стоящие во внешнем круге, называют мягкий согласный. Дети активно взаимодействуют друг с другом, закрепляют твердые и мягкие согласные.
«Дискуссия»
Дискуссия — это метод коллективного обсуждения какого-то сложного вопроса. К дискуссии готовятся все участники образовательного процесса активно привлекаются все дети.
В конце дискуссии формулируется единое коллективное решение задачи, проблемы или рекомендации. Вопросов (задач) необходимо предлагать не более пяти. Формулировать их следует так, чтобы была возможность высказать различные взгляды относительно выдвинутой проблемы. Дети учатся высказывать собственное мнение: «Я думаю.», «Я считаю.», «По моему мнению.», «Я согласен, но.», «Я не согласен, потому что.».
«Мозговой штурм»
«Мозговая атака (мозговой штурм)» - один из методов, который способствует развитию творчества и ребенка, и взрослого. Этот метод удобно использовать при обсуждении сложных проблем или вопросов.
Дается время для индивидуального размышления над проблемой (даже может быть до 10 мин., а через некоторое время собирается дополнительная информация по поводу принятия решения.
Дети - участники «мозговой атаки» должны выразить все возможные (и невозможные с позиции логики) варианты решения проблемы, которые нужно выслушать и принять единственное правильное решение.
«Аквариум»
«Аквариум» - форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Интерактивная технология «Аквариум» заключается в том, что несколько детей разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют.
Что дает этот прием дошкольникам?
Возможность увидеть своих сверстников со стороны, увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют сою мысль.
«Метод многоканальной деятельности»
Метод многоканальной деятельности - метод работы с детьми, в ходе которого обязательно задействуются различные анализаторы: зрение, слух, осязание, вкус, обоняние.
Например, при рассматривании картины целесообразно использовать такую последовательность: выделение объектов, изображенных на картине; представление объектов через восприятия различными анализаторами.
После рассмотрения всех объектов, изображенных на картине, стоит поставить детям творческие задания:
• «прослушать» звуки картины через «наушники»; вести виртуальные диалоги от имени изображенных персонажей;
• почувствовать «аромат» цветов, изображенных на картине; «выйти за пределы изображенного»;
• мысленно коснуться картины, определить, какова ее поверхность (теплая, холодная, какая погода (ветреная, дождливая, солнечная, жаркая, морозная) и тому подобное.
Например, при рассмотрении картины «Прогулка в лесу» стоит задать следующие вопросы: «Как вы думаете, о чем говорят девочки? Рассмотрите кору деревьев, какая она? Послушайте звуки, как шелестит листва, стрекочет сорока» и т. д.
«Дерево знаний» - метод работы, который включает несколько этапов: Выбора проблемы, не имеющей однозначного решения, например, «Что нужно дереву для счастья?». Рассматривание схемы, в которой прямоугольник — это «ствол» (который обозначает эту проблему, прямые линии - «ветки» (пути ее решения, а кружочки - «листочки» (решение проблемы). Решение проблемы: дети подгруппами договариваются, обсуждают и рисуют, например, бабочку, птичку и тому подобное, размещая их на «дереве решений» и объясняют свой выбор.
«Кейс-технология»
Кейс - технологии – это способ организации краткосрочного обучения на основе подлинных или вымышленных ситуаций.
Виды кейс – технологии:
• Фото – кейс;
• Кейс – иллюстрации;
• Анализ конкретных ситуаций;
• Проигрывание ролей (ролевое проектирование).
Чаще всего в работе с детьми мы применяем технологию «Фото-кейс» и «Кейс-иллюстрации». Технология «Кейс-иллюстрация» актуальна, потому что даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. Сущностью предоставленной технологии является анализ проблемной ситуации.
Данная технология содержит:
• иллюстрацию, соответствующую реальным событиям, где показана смоделированная или реальная проблемная ситуация;
• воспитатель описывает данную проблемную ситуацию;
• воспитатель задает вопросы, мотивирующие детей проанализировать проблему и принять оптимальное решение проблемы;
• дети рассуждают, высказывают свое мнение, анализируют, в результате чего приходят к правильному решению проблемы.
• Воспитатель показывает фотографию правильного решения проблемы.
Заключение:
Таким образом, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление педагогики. Оно помогает реализовать все возможности детей дошкольного возраста с учетом их психологических возможностей. Использование интерактивных технологий в непосредственной образовательной деятельности снимает нервную нагрузку дошкольников, дает возможность менять их формы деятельности, переключать внимание на вопросы темы занятий.
Использование интерактивных технологий дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. Побуждает детей к активному взаимодействию в системе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные интерактивные педагогические технологии в работе с детьми дошкольного возраста
В настоящее время стремительного развития информационно-коммуникационных технологий назрела необходимость модернизации содержания и структуры всех сфер дошкольного образования. Это нашло отражен...
Буклет «Современные интерактивные педагогические технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
Формы организации воспитательно- образовательной деятельности с применением интерактивных педагогических технологий....
«Опыт применения интерактивной педагогической технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
Актуальность. Инновационный процесс развития общества касается и системы дошкольного образования, которая считается начальной ступенью в раскрытии потенциальных возможностей ребенка. В своей практике ...
«Интерактивная педагогическая технология в работе с детьми дошкольного возраста»
Масстер-класс для педагогов «Интерактивная педагогическая технология в работе с детьми дошкольного возраста»....
МАСТЕР-КЛАСС «Применение интерактивной педагогической технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
С данным мастер-классом я выступала на методическом семинаре «Развитие познавательной активности дошкольников через использование интерактивных методов обучения» педагогов дошкольных...
«Интерактивная педагогическая технология в работе с детьми дошкольного возраста»
Создание условия для формирования знаний у педагогов об интерактивной педагогической технологии. Повышение профессионального уровня и статуса педагога. Повышение качества педагогического процесса в сф...
Буклет «Интерактивная педагогическая технология в работе с детьми дошкольного возраста»
Буклет для педагогов к мастер классу «Интерактивная педагогическая технология в работе с детьми дошкольного возраста»...