ФГОС ДО о духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста
методическая разработка
Цель духовно-нравственного воспитания
формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма, содействие обретению дошкольниками нравственно-востребованного духовного опыта.
Задачи духовно – нравственного воспитания в условиях ФГОС ДО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kupryashova.pptx | 333.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Руководить нравственным воспитанием, это значит, создавать тот неуловимый с первого взгляда моральный тонус жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печется и беспокоится, кому-то отдает свое сердце. В.А . Сухомлинский
В настоящее время основной задачей государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно – нравственного развития и воспитания личности и гражданина России. С 1 января 2014 года вступил в силу федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который закрепляет приоритет духовно – нравственного воспитания дошкольников .
Цель духовно-нравственного воспитания формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма, содействие обретению дошкольниками нравственно-востребованного духовного опыта. Задачи духовно – нравственного воспитания в условиях ФГОС ДО 1.Формирование начал патриотизма и гражданственности. 2.Формирование личностной, семейной, общечеловеческой культуры. 3. Воспитывать положительное отношение к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, формировать чувство собственного достоинства. 4.Формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа. 5.Дать элементарные представления о видах искусства, музыки, фольклора, художественной литературы России и народов нашей страны 6.Формировать готовность детей к совместной деятельности со сверстниками, учить договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачи и радоваться успехам других. 7.Дать первоначальные представления о себе самом, о природном и социальном мире, в котором он живет, о малой Родине и Отечестве, представления о социокультурных ценностях нашего народа; об отечественных традициях и праздниках, о планете земля как общем доме, об особенностях природы , многообразии стран и народов мира
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе. Многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но пропущены через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
« Дети - наше будущее». И каким будет наше будущее, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребёнка к возвышенному, святому и доброму. Мы должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно – нравственной культуры, которую стремимся привить детям.
В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования « Воспитание личности ребенка должно быть направлено на: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».
ФГОС ДО: Духовно-нравственное воспитание в дошкольном учреждении имеет целью формирование у детей гуманного отношения к окружающему миру. Требованию образовательного заказа ФГОС подчинена вся система обучения в детском саду: учебная и трудовая деятельность, игры, досуги и праздники, выездные мероприятия, самостоятельные занятия дошкольников в условиях специально организованной предметно-пространственной среды . Роль воспитателя в нравственном развитии детей состоит в обогащении их представлений об истории и традициях страны, восприятия общечеловеческих ценностей в художественных произведениях. Детям не «читается мораль» — их привлекают к беседам на темы нравственности. Дошкольники — активные исследователи, и в размышлениях над случаями из жизни и литературы они способны сами нарисовать позитивную картину мира.
Главные звенья в воспитании духовно – нравственной личности: Семья ДОУ Социум Воспитатель Природа Труд Искусство
В ФГОС выделены пять основных направлений по духовно-нравственному развитию и воспитанию детей: воспитание гражданственности воспитание нравственных чувств и этического сознания трудовое воспитание экологическое воспитание эстетическое воспитание
В иды детской деятельности: Познавательно- исследовательская деятельность Музыкальная деятельность Изобразительная деятельность Коммуникативная деятельность Игровая деятельность Двигательная деятельность Самообслуживание и элементарная трудовая деятельность Конструирование, ручной труд Восприятие художественной литературы
Принципы духовно-нравственного воспитания в дошкольном образовательном учреждении: – системность; – культуросообразность , опора на духовно-нравственные ценности отечественной социокультурной традиции; – неформальный характер взаимодействия участников воспитательного процесса (педагогов, детей, родителей); – месяцесловное планирование (планирование воспитательной работы в соответствии с социокультурными доминантами годового календарного круга ); – интерактивность; – социокультурная и психологическая адаптивность содержания образовательных программ; – возрастной и индивидуальный подход в воспитании.
Целевые ориентиры духовно-нравственного воспитания по ФГОС ДО ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам
ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей
Базовые социокультурные ценности, которые деятельно осваиваиваются с детьми (ценности традиционной культуры) Жизнь Семья Забота Мужество Мудрость Труд Благодарность Милосердие Подвиг Слово Праздники Героическая история нашей Родины Книга Светлая память Любовь к ближним и Отечеству
Ребенок родился, чтобы стать разумным и добрым человеком. Любите детей! Именно это научит их любить других людей, делать добро и радоваться жизни!
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание духовно - нравственной культуры у детей дошкольного возраста.
Нравственно - патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОУ. В настоящее время эта задача актуальна и особенно трудна, т.к. в молодых семьях вопросы в...
Воспитание духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста
Статья раскрывает методы и средства нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста...
Опыт работы "Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"
Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста через проектную деятельность. Опыт содержит перспективный план кружка по изобразительной деятельности "Природа и творчест...
Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста
Статья раскрывает проблему духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в дошкольном возрасте....
«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...
Формы, методы и средства воспитания духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста
Привитие духовно-нравственных ценостей у детей дошкольного возраста, различными, методами и средствами воспитания...
Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста
Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...