27 февраля - День Белого Медведя
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Даутова Регина Фангизовна
Конспект занятия по познавательному развитию 
в подготовительной группе
 «День белого медведя» 
Цель: способствовать развитию познавательного интереса к обитателям планеты. 
Задачи: 
- расширить и систематизировать знания детей о белых и бурых медведях; 
- развивать устойчивый познавательный интерес к животным, находящимся на грани исчезновения;
 - воспитывать бережное отношение к живой природе.
Предварительная работа: просмотр презентации о медведях, просмотр м/ф «Умка», рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы "Сказка про белого медведя". 
Материалы и оборудование: Игрушки – белый и бурый медведь, картинки и изображением малины, меда, рыбы, картинки с изображением бурого и белого медведя, разрезанные картинки, конверт с письмом. 
 
Ход занятия:
- Ребята, нам в сад пришло письмо от директора Московского зоопарка.
У них произошла ссора, а кто поссорился Вы узнаете, когда соберете картинки.
 Дети делятся на две команды и собирают картинки с медведями - с белым и бурым - Молодцы, ребята. Все справились. 
Да, правильно, поссорились 2 медведя – бурый и белый. Бурый мишка узнал, что 27 февраля объявлен Международным днем белого медведя, и обиделся - он себя считает главным медведем на планете. А белый загордился, думает, что он важнее. Бурый медведь говорит, что про него много сказок написано, а вы, ребята, знаете эти сказки? (Три медведя, Маша и медведь, Теремок, Колобок, Лиса и медведь) А про белого? (м/ф "Умка", "Сказка про белого медведя»
А вы как думаете, какой медведь важнее? Почему? (ответы детей).
Я предлагаю нам всем вместе поразмышлять и написать ответ. 
И для начала давайте отгадаем загадки. (загадки)
Хозяин лесной 
Просыпается весной 
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. 
(бурый медведь) 
Сев на ледяную глыбу, 
Я Сев на ледяную глыбу, 
Я ловлю на завтрак рыбу 
Белоснежным я слыву 
И на севере живу. 
(белый медведь) 
А таежный бурый брат 
Меду и малине рад. (бурый медведь) 
 
Мой бурый брат живет в лесу, 
Ест ягоду лесную, 
А я живу в холодных льдах 
И рыбу ем морскую. (Белый медведь.)
 
Косолапый и большой, 
Он во льдах сидит зимой
Рыбу в проруби берет. 
Кто же его назовет? (Белый медведь.) 
 
 
Давайте сделаем разминку. 
Мишка вылез из берлоги, 
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.) 
Чтоб скорей набраться сил, 
Головой медведь крутил. (Вращения головой.) 
Наклонился взад-вперёд, . (Наклоны вперёд-назад.) 
Вот он по лесу идёт. (Ходьба на месте) 
К турнику я подхожу, 
Перекладину беру, (Поднять руки вверх) 
Мышцы дружно напрягаю, 
Стройным, крепким быть желаю! (Опускать и поднимать руки вперед и в стороны) 
Чтобы сильным стать и ловким, 
Приступайте к тренировкам!
 
- Ребята, а давайте сравним медведей и найдем сходства и различия. На магнитной доске прикрепить большой лист бумаги с нарисованной таблицей и с соответствующими картинками. По ходу рассказа дети подходят и заполняют таблицу
В процессе смотрят презентацию
Напротив каждого значения и под каждым медведем ставим плюс или минус. (Три медведя, Маша и медведь, Теремок, Колобок, Лиса и медведь) - 
 
Дети, как вы думаете, почему он назван белым? (предположения детей)
А знаете ли вы, что у белого медведя несколько названий? (полярный, северный, морской, ушкуй, а на чукотском языке – умка).
Воспитатель: интересно, чем похожи белый и бурый медведь между собой и чемотличаются? Давайте, их сравним, по внешнему виду (слайд, где их два).
Чем они похожи? Кто больше заметит признаков сходства? (ответы детей) Дети: покрыты шерстью, одинаковое строение тела.
Воспитатель: чем отличаются медведи?
Дети: цветом шерсти, размером.
Воспитатель: У всех животных своя среда обитания, свой дом. Как вы думаете, как белые медведи приспособились жить на Севере? (предположения детей)
Воспитатель: белая шерсть делает медведя незаметным среди снега и льда (кожа под шерстью у медведя чѐрная!). Она густая и теплая, помогает охотиться на тюленей, подкрадываясь к добыче, пропитана жиром, чтобы оставаться после ныряния сухим. Свой черный нос он прячет лапой, чтобы он его не выдал. Шерсть есть и на подошвах лап, она спасает от мороза, они не скользят по льду. Сильные лапы, с острыми когтями, крепкие, острые зубы, помогают поедать добычу (напоминаю, белый медведь относится к отряду хищных животных). Умеет хорошо нырять и плавать под толстым слоем льда. На пальцах есть плавательные перепонки. Самое главное у него тело покрыто толстой шкурой и толстым слоем жира (проводим опыт с детьми : расставляем фигурки белого медведя на белой поверхности – способ маскировки; мочим руки в воде и мочим руки в воде, предварительно смазав их жирным кремом – остаѐтся почти сухим после плавания в воде).
Давайте проведём опыт, чтобы доказать почему шкура медведя не намокает?
Пододвиньте лоточки.
1. Покажите правую руку, указательный палец.
2. Окуните палец в чашку с водой.
3. Достаньте. Каким стал палец?
4. Смажьте средний палец жирным кремом.
5. Окуните средний палец в воду.
6. Достаньте. Понаблюдайте за каплями воды на среднем пальце.
7. Сделайте вывод.
8. Почему шкура не намокает? (шкура медведя не намокает, так как смазана жиром)
9. Протрите пальчики салфеткой.
Белый медведь - отличный пловец и охотник.
Посмотрите, какие у медведя острые зубы!
Вот такой он – хозяин белых северных пустынь.
Воспитатель: почему белых медведей не встретишь в лесу?
Дети: потому что они не приспособлены к жизни в лесу, им нечего там есть, т. к. белый медведь питается в основном рыбой и мясом моржей и тюленей, т. к. он очень большой и ему тяжело добывать еду в лесных условиях.
Воспитатель: почему белые медведи живут только во льдах океана?
Дети: они приспособлены к холодным условиям, для него холод не страшен.
Воспитатель: почему там нет бурых медведей?
Дети: они не приспособлены к холодным условиям, не вынесут сильного мороза, замерзнут.
Воспитатель: без еды животным, как и всем живым существам, жить невозможно.
У меня на столе карточки с питанием для белого и бурого медведя. Давайте распределим медведям еду ( дети выбирают карточки и ставят рядом с медведем).
Воспитатель: пришла зима, наступили холода. А знаете ли вы, что делают бурые медведи в зимнюю пору? (предположения детей)- медведи спят в берлоге.
Воспитатель: бурый медведь в удобном месте, под сломанным деревом, под корягами устраивает себе берлогу, в ней лежит до весны, спит, ничего не ест, расходует запасы жира, накопленные за лето. Зимой в берлоге у медведицы рождаются медвежата. Они маленькие, как котята. Их всего 1-2, не больше.
Воспитатель: белый медведь, не засыпает, так как обеспечен пищей круглый год. В начале зимы медведицы выходят с прибрежных льдов и на берегу в снежных заносах роют зимовальную яму, где у них появляются 1-2 медвежонка. Медведица находится в берлоге, пока подрастут дети. Растут они быстро. Затем они покидают остров и перебираются на лед.
Показ картины «Медведица с медвежатами» (белый и бурый)
Воспитатель: на севере зима суровая, вьюжная. Море покрыто льдом. Вода очень холодная. Хотите пощупать какая она холодная?
Опыт со льдом (дети трогают предварительно замороженную в кубиках воду).
Воспитатель: как вы думаете, а медведи могут быстро бегать? Как они передвигаются? (ответы детей)
Бурый медведь – подвижен, хорошо плавает, ныряет под воду, быстро бегает галопом.
Молодые медведи и медвежата ловко лазают по деревьям. Белый медведь – хорошо плавает, ныряет, бегает, охотится, очень подвижен, хорошо лазает по ледяным стенам.
Воспитатель: подумайте, могут ли медведи жить, если бурого отвезти на север, а белого, наоборот, в лес? Докажите (предположения и ответы детей)
Воспитатель: посмотрите на эту книгу. Она называется «Красная книга». Что это за книга, вы помните? Какие животные и птицы занесены в нее? Почему? Знаете, что белый медведь тоже занесен в Красную книгу? Как вы думаете, почему? ( предположения детей)
- Ребята, вот мы с вами сравнили белого и бурого медведя. Что у них общего? (ответы детей) А чем отличаются? (ответы детей) 
- Какой же ответ мы напишем директору зоопарка? Какой медведь главный? (подвести детей к ответу, что оба важны и для природы, и для человека, и прекрасно, что есть такие разные медведи) - Ребята, а вызнаете, почему появился День белого медведя? К сожалению, этот прекрасный белый хищник на грани вымирания. А что же ему угрожает и кто его главный враг? Это человек. Издавна народы, населяющие Север убивали белых медведей, чтобы использовать шкуры для одежды, а мясо для еды. А еще из-за глобального потепления льды тают, и поэтому место обитания белых медведей значительно уменьшается, количество пищи сокращается, и медведи погибают от голода. Именно поэтому Международная общественная организация по сохранению белых медведей объявила 27 февраля международным Днем полярного (или белого) медведя. Каждый год в этот день природоохранные и экологические организации проводят различные мероприятия, чтобы привлечь внимание людей к этой проблеме. 
Ребята, давайте вместе с  письмом директору зоопарка отправим открыточки-поздравления Полярному Мишке с его праздником
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рефлексия:
1 Дети, вам было сегодня интересно? (может нет?)
2 Что вам больше всего запомнилось или понравилось?
3 Вы узнали что – то новое? ( ответы детей)
4.О чѐм вы расскажете сегодня родителям?
Воспитатель: у меня для вас сюрприз -конфеты «Мишка на севере».
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_belyy_mishka.docx0 байтов
Файл kartochki_eda_dlya_medvedya.docx0 байтов

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День Белого медведя

27 февраля- всемирный праздник День Белого медведя. В старшей, подготовительной группе в рамках этого мероприятия прошло празднование ,задачами которого являлось  формирование знания детей о живо...

День Белого медведя

27 февраля- всемирный праздник День Белого медведя. В старшей, подготовительной группе в рамках этого мероприятия прошло празднование ,задачами которого являлось  формирование знания детей о живо...

Конспект к акции: День белого медведя.

Исследователи полагают, что в том случае, если человек не пересмотрит свое отношение к полярному медведю, численность животных сократится втрое!...

27 февраля День белого медведя.

В МБДОУ N 74, в подготовительной группе N 7 прошло мероприятие посвящённое Международному дню белого медведя который отмечается 27 февраля. Воспитанникам была показана презентация на эту тему, из кото...

27 февраля — Международный день белого медведя

Среди праздников, посвященных экологии, особое внимание уделяется животным, находящимся на грани исчезновения. В России ежегодно отмечают Международный день полярного медведя, в народе — День бе...

Проект "27 февраля -день белого медведя"

Проект "27 февраля -день белого медведя"...