Семинар-практикум из опыта работы «Играем вместе с мамой»
методическая разработка

Валентина Николаевна Медведева

Разработка предназначена для проведения методических семинаров в ДОУ с педагогами, работающими с детьми дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar-praktikum_igraem_vmeste_s_mamoy.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум из опыта работы

«Играем вместе с мамой».

Воспитатель:

 Здравствуйте, уважаемые родители! Вы знаете, что в нашем детском саду проводится большая работа по устранению речевых дефектов и развитию связной речи дошкольников. Но эффективность коррекционно-развивающих занятий во многом зависит от того, насколько вы, родители, ответственно и грамотно выполняете рекомендации логопедов и дефектологов. Сегодня вы узнаете для чего необходимо проводить артикуляционную и пальчиковую гимнастику, как делать само-массаж, в какие словесные игры можно играть с ребёнком дома.

 Психолог. Почувствовать себя комфортно и уверенно, снять ощущение тревоги и детям, и взрослым помогают игры. Предлагаю вам поиграть. Ничего так не располагает к тёплым отношениям, как ритуал знакомства. Начнём с игры «Клубочки».

 Родители садятся в круг. Ведущий педагог - психолог, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задаёт любой интересующий его вопрос участнику игры и бросает клубок (например: «Как тебя зовут, что ты любишь и т. д.). Тот, кто ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает вопрос следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что похожа фигура. В процессе выполнения упражнения, участники многое узнают друг о друге, тем самым происходит сплочения группы.

 Чтобы снизить эмоциональное напряжение, откорректировать настроение мы с вами немного «погримасничаем». Посмотрите на себя в зеркало, улыбнитесь, покажите себе язык, скорчите смешную гримасу, закройте глаза, погладьте себя по голове, скажите: «Я хороший (ая), у меня хорошее настроение, все хорошо». Откройте глаза, еще раз покажите себе язык, улыбнитесь. Как настроение?

 Игра «Подари улыбку другу»:

Поделимся своим хорошим настроением с другими.

Родители и педагоги образуют круг, берутся за руки. Ведущий поворачивает голову направо, улыбается игроку, стоящему рядом, тот в свою очередь улыбается следующему и т.д.

Воспитатель. Мы познакомились, стали ближе друг другу. Теперь можно приступить к артикуляционной гимнастике. Для чего и как она проводится, вам расскажет учитель дефектолог Медведева Валентина Николаевна.

 

Учитель дефектолог:

В норме формирование правильного звукопроизношения у ребенка заканчивается к 4-5 годам. Однако не все дошкольники в состояние самостоятельно освоить произношение отдельных звуков родного языка, многие недостаточно отчетливо и правильно произносят слова, их речь не всегда понятна окружающим. Происходит это потому, что подвижность артикуляционного аппарата (мышц языка, губ, нижней челюсти) недостаточна.

 Ребенок заменяет «трудные»  для произношения звуки более «легкими»: (р) на (л) (рыба – лыба), шипящие и твердые свистящие – мягкими свистящими (шуба – сюба, жук – зюк, санки – сянки). Не все родители не всегда определяют эти ошибки на слух или не придают им особого значения, полагая, что с возрастом такие недостатки исправятся сами собой.

 Что делать, если вы заметили неправильное произношение звуков у своего ребенка?

 В первую очередь обратитесь к логопеду. И если ваш ребенок начнет заниматься со специалистом – выполняйте все задания. Наша консультация поможет вам понять, правильно ли вы это делаете.                                                                                                                          

        

 Цель речевой гимнастики – формирование определенного положения и подвижности органов артикуляционного аппарата (артикуляционных укладов), необходимых для правильного произношения звуков.

 Проводить гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Работа над каждым упражнением идет в определенной последовательности:

- рассказ об упражнении;

- показ упражнения;

- выполнение упражнения ребенок перед зеркалом;

- проверка правильного выполнения;

- выполнение упражнения ребенок без зеркала.

Чтобы понять, правильно ли выполняет упражнение ваш ребенок, попробуем выполнить некоторые из них.

 Возьмите зеркало, посмотрите в него и познакомьтесь с нашим помощником – веселым язычком. 

Жил – был веселый язычок в своем уютном домике.

В домике этом красные двери,

рядом с дверями – белые звери.

Домик Язычка – рот.

Двери его, то открываются,

то закрываются. Вот так.

Упражнение «Окошко»

Приоткрыл Язык окно:

Как на улице тепло!

(Широко приоткрывают рот).

Язычок потянулся,

(Высовывают язык).

Широко всем улыбнулся. (Улыбаются)

Непоседливый Язычок не

сидит на месте и часто

выбегает из домика.

Вот он решил погреться на солнышке,

полежать на крылечке.

(Проводим комплекс упражнений: «лопатка», «качели», «часики», «маляр», «горка», «вкусное варенье», «конфета».)

- Скрылось солнце за горой,

Язычок пошел домой.

Дверь он запер на замок,

лег в кроватку и замолк.

Упражнение артикуляционной гимнастики следует выполнять ежедневно в течение 5-7 минут.

Для формирования звукопроизношения у ребенка должно быть выработано правильное речевое дыхание, ведь некоторые звуки невозможно произнести без достаточно сильной воздушной струи. Этому способствуют разнообразные задания.

«Загони мяч в ворота».

- «Кто дальше прокатит шарик». (Сдуть теннисный шарик).

- «Бабочка лети!»

- «Чья снежинка улетит дальше?» (Показать родителям).

О значении пальчиковой гимнастики написано немало книг.

                   

Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи детей. Обусловлено это тем, что речевые и моторные центры в коре головного мозга расположены рядом и частично компенсируют функции друг друга.

 Упражнения для пальцев рук развивают память, внимание.

 Дома можете поиграть в игру «Золушка». Смешайте в миске горох и фасоль, попросите разложить в разные чашки.

- Пальчиковые игры, сопровождаемые стихотворным текстом, развивают чувства ритма и помогают работать над дикцией детей.

Пальчиковая гимнастика:

- «Вышли пальчики гулять».

- Один, два, три, четыре, пять, вышли пальчики гулять. (Начиная с мизинца выставляем пальцы по очереди). Этот пальчик в лес пошел, этот пальчик гриб нашел, этот пальчик чистить стал, этот пальчик жарить стал. (Показываем большой палец) – но, а этот просто ел, от того и потолстел. Родители выполняют движения по показу логопеда.

- «Моя семья».

- Этот пальчик - дедушка (большой палец), этот пальчик – бабушка (указательный палец), этот пальчик - папочка (средний палец), этот пальчик - мамочка (указательный), этот пальчик - я (мизинец), вот и вся моя семья.

  При проведении некоторых упражнений можно использовать различные предметы. Давайте поиграем с платочками.

- Проводится упражнение «Проглот».

Каждый участник берет носовой платок за уголок и пытается вобрать его в кулак, не помогая себе второй рукой.

 У меня живет проглот.

 Все подряд проглот жует.

 Вот и стало у проглота

 Брюшко как у бегемота.

Упражнение выполняется другой рукой, затем двумя руками одновременно.

 Полезно знать элементарные приемы самомассажа. Поглаживания и прикосновения к своим рукам и лицу тонизируют мышцы, которые участвуют в артикуляции и мимике.

- Самомассаж ладоней, пальцев рук. (Выполняют родители по показу).

- «Волшебные палочки». Я колючек не боюсь, если даже уколюсь. (Используем бигуди).

- «С добрым утром».

- С добром утром, глазки.

Вы проснулись? Да! (Поглаживаем глаза).

- С добрым утром, ушки!

Вы проснулись? Да! (Потягивают ушные раковины вверх, вниз, растирают ладонями).

- С добрым утром, носик!

Ты проснулся? Да! (Поглаживают нос большим пальцем).

- С добрым утром, щечки!

Вы проснулись? Да! (Подушечками пальцев легко постукивают по щечкам).

- С добрым утром, ротик!

Ты проснулся? Да! (Вытягивают губы трубочкой, затем широко улыбаются).

- Вы проснулись, дети?

С Добрым утром! (Хлопают в ладоши).

Обследования детей, имеющих речевую патологию, свидетельствует о наличии у них нарушений двигательной сферы. Это могут быть плохая координация и замедление темпа выполнения движений.                                      

 Преодолению моторной неловкости, развитию координации движений, тренировка вестибулярного аппарата способствуют специальные упражнения.

 «Зайка».

 Родители встают в круг и выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения и по показу дефектолога.

- Зайка шел, шел, шел. (Идут по кругу).

- И морковку (капусту, редиску) нашел. (Хлопают в ладоши).

- Сел, поел и дальше пошел. (Приседают, встают и вновь идут по кругу).

 Как вы думаете, при изучении какой лексической темы может использоваться эта физкультминутка? (Овощи).

 «Петух».

- Петя, петенька, петух, что за перья, что за пух?

Разноцветный весь цветной, а кричит как заводной.

- Для формирования зрительно – моторной ориентации, координации движений проводятся разминки.

 

«Три медведя».

Три медведя шли домой. ( Маршируют на месте).

Папа был большой – большой, (поднимают руки вверх)

Мама чуть поменьше ростом, (вытягивают руки вперед на уровне груди)

А сынок – малютка просто. (Ставят руки на пояс)

Очень маленький он был,

С погремушками ходил. (Имитируют игру с погремушкой).

 - «Снежок».

Раз, два, три, четыре.

Мы с тобой снежок лепили. (Имитируем движения).

Круглый, крепкий, очень гладкий, (рисуем в воздухе круг)

Но совсем – совсем не сладкий. (Грозят указательным пальцем)

Раз – подбросим, (поднимают руки)

Два – поймаем, (опускают руки)

Три – уроним (наклоняются, дотрагиваются до пола)

И сломаем. (Подпрыгиваем).

Воспитатель:

 Игра развивает память, внимание, наблюдательность, сообразительность, а так же оказывает специфическое воздействие на формирование речевых навыков. Ребенка надо постоянно побуждать комментировать свои действия. Это закрепляет навыки инициативной речи, обогащает словарь, формирует грамматический строй языка. (Воспитатель проводит несколько игр).

«Объясни слово»; «Скажи наоборот»-родители называют слова с противоположным значением:высокий –низкий;добрый-злой;прямой-кривой и так далее.

Учитель-дефектолог:

Не забывайте о том, что для ребенка очень важно общение с Вами и не только во время занятий. Наберитесь терпения и не бросайте начатое дело, даже если результат не будет заметен сразу. Вы обязательно добьетесь успехов.

Удачи Вам и терпения!

Список использованной и рекомендуемой литературы

Руденко В.И.Домашний логопед Ростов н.Д.,2000

Крепенчук О.И,Воробьева Т.А.Логопедические упражнения:Артикуляционная гимнастика..СПб.,2005

КосиноваЕ.М.Уроки логопеда:Игры для развития речи.М.,2006

СвободинаН.Г.Беседы с логопедом.Вопросы и ответыМ.,2011.

БородичА.М.,Методика развития речи  детей.М.,1974

Герасимова А.Малыш учится говорить.От «агу» до монолога.М.,2007.

ПольЛ.Сопер.Основы искусства речи.Ростов н.Д.,1999.

                 

   

 

Структурное подразделение «Детский сад «Аленушка»

государственного бюджетного общеобразовательного учреждения

Самарской области средней общеобразовательной школы №2 им.В.Маскина ж.-д. ст.Клявлино муниципального района Клявлинский Самарской области

«Мамина школа»

Семинар – практикум

«Играем вместе с мамой»

Подготовил:  

 Учитель-дефектолог    

 Медведева Валентина Николаевна

                                                              Клявлино 2021г.

                                                       

         

Цель: дать возможность родителям дошкольников, посещающих коррекционные группы, общаться со специалистами, делиться опытом семейного воспитания, получать информацию о правильной постановке звуков,о значение  артикуляционной  и пальчиковой гимнастики.

        

                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей и детей "Играйте вместе с детьми"

Совместное мероприятие для родителей и дошкольников 5-6 лет. Мы приурочили это мероприятие ко Дню Матери. Родителям очень понравилось....

Семинар-практикум для родителей «Готовимся к школе вместе»

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе....

Семинар-практикум для родителей на тему «Играем вместе»

Довольно часто мамы отдают своего ребенка в детский сад потому, что «детей там учат». В общем, это верно, но ведь малышам так хорошо дома! И для него, и для мамы так важно играть вместе! Родителям дор...

Семинар-практикум с элементами игрового тренинга "Играйте вместе с детьми"

представлен план семинара-практикума "Играйте вместе с детьми" с родителями дошкольников...

Семинар-практикум для родителей "Играем вместе с мамой"

Семинар-практикум для родителей о развитии речи детей 2-3 лет...

Семинар-практикум для родителей и детей "Играйте вместе с детьми"

Семинар-практикум для родителей и детей старшего дошкольного возраста "Играйте вместе с детьми"...

Семинар-практикум для родителей младших дошкольников «Играем вместе»

Цель: просвещение родителей по вопросам воспитания и развития и дошкольников; расширять знания родителей об особенностях игры  и значении игрушки в  младшем дошкольном возрасте.  Задачи...