Семинар-практикум для родителей и детей "Играйте вместе с детьми"
консультация (старшая группа)

Зейферт  Юлия Робертовна

Семинар-практикум для родителей и детей старшего дошкольного возраста "Играйте вместе с детьми"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrayte_vmeste_s_detmi.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей и детей 5-6 лет:

 «Играйте вместе с детьми».

Цели: 

  • развитие взаимоотношений детей и их родителей посредством включения в совместную игровую деятельность. Создание положительного благоприятного климата, обеспечивающего сближение, взаимопонимание детей и взрослых.
  • Показать значимость игры и игрушки в развитии ребёнка, развивать навыки игры со своим ребёнком.

Предварительная работа: проба «Игрушка, которая мне нравится» (проводится с каждым ребёнком индивидуально). Ребёнку из десяти игрушек предлагают выбрать ту, которая ему нравится. Когда ребёнок выберет игрушку, его фотографируют с ней.

  «Интервью о маме» - видеосъёмка.

Вопросы для детей: - Как зовут твою маму?

        - Где работает твоя мама? Кем она работает?

        - Любимое занятие мамы?

        - Трудно быть мамой? Почему?

        - За что ты любишь свою маму?

        - Какая у тебя мама?

        - Как ласково называет тебя мама? А ты её?

Необходимые, материалы атрибуты:  игрушки (10шт.), слайды с фотографиями детей, элементы костюмов для сказки «Репка»; для творческой работы родителей – листы бумаги формата А4, ножницы, фломастеры, клей, цветная бумага, старые детские журналы для аппликации и коллажей. Спокойная, тихая музыка для сопровождения.  2 магнитные доски, магниты по количеству родителей. Мультимедийная презентация «Интервью о маме». Подарки для мам  от детей.

1 часть (с родителями).

Родители приглашаются в музыкальный зал. Воспитатель знакомит участников семинара с его целями и задачами, правилами:

 -  Участники должны быть активными.

 - В процессе совместной деятельности с детьми взрослые должны признавать личность ребёнка и стремиться к сотрудничеству.

Вступление.

Актуальность темы семинара состоит в том, что большинство взрослых не придают особого значения детской игре, считая её чуть ли не второстепенным занятием. К примеру, расспрашивая ребёнка о прожитом в детском саду дне, родители интересуются обычно, что делалось на занятиях, как ребёнок спал или что ел. С каждым годом всё больше времени тратит ребёнок на посещение развивающих кружков, занятий по подготовке к школе, соответственно, всё меньше времени отводится игре.

Игра является ведущей деятельностью дошкольника, и именно в ней должны формироваться важнейшие новообразования, но при этом она занимает всё меньше места в жизни детей.

Особое внимание уделяется творческому характеру игры, её содействию развитию воображения, мышления, речи ребёнка. А наблюдая за игрой, можно многое сказать об уровне развития ребёнка в целом. Ведь в ней он может проиграть беспокоящие его фантазии, ситуации, переживания, в том числе трудности во взаимопонимании с родными.

В игре ребёнок учится осваивать различные роли. Это умение будет очень полезно ему уже при поступлении в школу, когда он будет знакомиться с новой для него ролью ученика. А во взрослой жизни ему придётся включаться в роли: мужа, отца, представителя той или иной профессии, что не всегда удаётся. Но, сталкиваясь в жизни с трудностями, взрослые не видят их истоков в собственном детстве, поэтому не уделяют внимания ролевому развитию детей: умению проигрывать различные по статусу и содержанию роли.

Однако это вовсе не означает, что взрослым совсем не следует вмешиваться в детскую игру. Далеко не всегда сам ребёнок способен придумать такую игру, которая отвечает его возможностям и развивает способности. Нередко взрослые оставляют детей наедине с игрушками, т.к. считают, что они сами знают, как  играть. Но даже самые полезные игрушки не могут подсказать ребёнку, как с ними играть. Чтобы игра стала действительно развивающей деятельностью дошкольника, ему сначала нужно научиться играть, а уже после этого он сможет творчески развивать, дополнять и даже придумывать новые игры. А научить может только тот, кто уже умеет играть и знает интересные игры.

Данный семинар – практикум полезен и родителям, и детям. Надеюсь, Вы будете применять используемый опыт в общении с детьми.

Творческая работа «Игрушка в жизни моего ребёнка».

Воспитатель: у каждого человека есть любимые игрушки, которые он помнит всю жизнь. У ваших детей они тоже есть.  Хорошие родители должны знать, какие игрушки любит их ребёнок, и с уважением относиться к его выбору. В детском саду много игрушек, но в течение дня ребёнку хочется видеть свою любимую ту, которая находится дома.

Родителям предлагается нарисовать на листе бумаги сюжетную картинку с любимыми игрушками их ребёнка.

Игра «Угадайте, какую игрушку выбрал бы ваш ребёнок?».

Родители должны из десяти игрушек выбрать ту, которую предпочёл бы их ребёнок.  Далее показываем родителям фотографии для того, чтобы определить, совпал ли их выбор с выбором ребёнка.

2 часть (с детьми).

В зал приглашаются дети. Они читают стихи об игре.

Игра «Игры детства». Предлагаю родителям вспомнить игры своего детства и поиграть всем вместе в них (подвижные игры).

Творческое задание для детей «Узнай рисунок своей мамы».

Детям показываем творческие работы родителей, нужно найти работу своего родителя.

Игра «Дождь в лесу». 

Дети становятся в круг друг за другом – они «превращаются» в деревья. Взрослые образовывают свой круг. Все выполняют действия соответственно текста: «В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждая согрелась (встают на носки, высоко поднимая руки, перебирая пальцами). Вдруг подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят, только раскачиваются (раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди человека). Дождик стучит всё сильнее и сильнее (усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (гладят ладошками спину впереди стоящего). Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались (улыбаются), стряхнули с листьев лишние капли дождя (трясут руками), оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни».

Игра – инсценировка сказки «Репка».

Между родителями распределяются роли, раздаются элементы костюмов. Участники выполняют движения в соответствии с текстом. Родители играют, дети смотрят.

«Интервью о маме» - видеосюжет.

Стихотворение о маме (читает ребёнок).

Обмен мнениями о проведённом совместном практикуме.

Досуг «Ждут нас быстрые ракеты».

Цель: -закрепить знания детей о космосе

          - воспитывать интерес к космосу

Задачи:

  • Способствовать проявлению у детей положительных эмоций, поднять настроение;
  • Развивать творческие способности детей;
  • Развивать физические способности детей;
  • Способствовать сплочению детского коллектива;
  • Обогатить знания детей о космосе и дне Космонавтики.

Участники: воспитатели группы, педагог по физической культуре, дети.

Материал и оборудование: обручи по количеству участников; плакаты: «Ловкачи», «Умняшки», «Знатоки», «Смельчаки», «Умельцы» и т.д.; жетоны космонавтов; медали; сувениры, подарки, сладости; стол, термометр, карандаш, ручка, тетрадь, компас; «шапка размышляйка»; геометрические фигуры; табличка со словом «СПУТНИК»; две корзины, разноцветные звезды.

Музыкальный ряд: торжественная музыка для вручения медалей, ритмичная музыка для проведения испытаний.

Проведение досуга:

Ведущий:

- Представьте себе, что вы будущие космонавты, и мы отправляемся на космодром.

Воспитатель проводит ознакомительную зарядку:

- Мы идём на космодром,
Дружно в ногу мы идём.
Мы походим на носках,
Мы идём на пятках.
Вот проверили осанку
И свели лопатки (ходьба на носках, на пятках).
Побежим ребята дружно -
Разминаться всем нам нужно.

Выходит космонавт:

- Здравствуйте, ребята. Это вы хотите стать космонавтами? А знаете ли вы: для того, чтобы стать настоящим космонавтом, нужно быть здоровым, выносливым, смелым, ловким, сообразительным и уметь принимать решения, ведь в космосе могут возникнуть разные ситуации и нужно рассчитывать только на себя.

Дети отвечают:

- Конечно, знаем!

Воспитатель:

- А давайте спросим у ребят, какую подготовку должен пройти космонавт перед полетом?

Ребёнок 1:

- Он пример для всех ребят,
Его зовут героем.
Гордо носит космонавт
Звание такое.
Чтобы космонавтом стать,
Надо потрудиться:
День с зарядки начинать,
Хорошо учиться.

Ребёнок 2:

- Показаться и врачу –
Здесь экзамен строгий.
Слабакам не по плечу
Звездные дороги.
На корабль могут взять
Только сильных, ловких.
И поэтому нельзя
Здесь без тренировки.

Ребёнок 3:

- Барокамера, бассейн,
Где мы невесомы…
Это космонавтам всем
Хорошо знакомо.
Вот кабину карусель
Кружит круг за кругом.
Не снаряд, а просто зверь
Эта центрифуга.

Ребёнок 4:

- Очень много предстоит
Испытаний разных.
Тот, кто в космос полетит,
Их пройти обязан.
Он профессии любой
Должен знать секреты –
Ведь на высоте такой
Не спросить совета.

Космонавт:

- Вы готовы пройти испытания? Вперёд!

Подвижная игра «Ждут нас быстрые ракеты»

По залу раскладываются обручи-ракеты. По количеству их на несколько штук меньше, чем играющих. Дети берутся за руки и идут по кругу со словами:

- Ждут нас быстрые ракеты
Для полёта на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!

После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» и принимают разные космические позы. Те, кому не досталось места в ракете, выбирают самые интересные и красивые позы космонавтов. Затем все становятся опять в круг, и игра начинается сначала.

Космонавт:

- Все ребята — молодцы, постарались от души!

Воспитатель:

- Молодцы у нас ребята: сильные, умелые, дружные, весёлые, быстрые и смелые.

Ребёнок 5:

- Мы пока что только дети,
Но придёт желанный час -
На космической ракете
Дружно полетим на Марс!

Космические загадки 

Космонавт:

- Вас ждут испытания. У нас на космодроме несколько учебных центров, где вы можете показать свои умения. Ведь для того, чтобы полететь на Марс или на Луну, выйти в открытый космос, нужно много знать, уметь и тренироваться. В полёте космонавты должны следовать специальным космическим правилам. Я буду произносить начало правила, а вы его заканчиваете.

Космонавт, не забудь
Во вселенную ты держишь (путь).

Главным правилом у нас
Выполнять любой (приказ).

Космонавтом хочешь стать?
Должен много-много (знать).

Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит (труд).

Только дружных звездолёт
Может взять с собой (в полёт).

Скучных, хмурых и сердитых
Не возьмём мы на (орбиту).

Воспитатель:

- По залу развешаны плакаты: «Ловкачи», «Умняшки», «Знатоки», «Смельчаки», «Умельцы» и так далее. За победу в испытаниях вы будете получать жетоны космонавтов. Свои жетоны вы можете обменять в космическом магазине на настоящие космические сувениры, подарки и космические сладости, но только после того, как закончите проходить все испытания. Все ребята, которые прошли испытания, получат медали и звание заслуженных космонавтов.

Дети могут разбиться на группы и посетить по желанию любой центр-станцию.

Станция ТРЕНИРОВОЧНАЯ

Воспитатель:

- Не зевай по сторонам!
Ты сегодня космонавт!
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким.

Общеразвивающие упражнения:

  • Взлетают вверх ракеты — руки через стороны вверх, 3 хлопка над головой — 6 раз.
  • Ракета в космосе — ноги на ширине плеч, руки выпрямлены над головой, ладони сомкнуты. Делаем наклоны вправо-влево-назад-вперед — 6 раз.
  • Космонавты скафандр надевают, в открытый космос вылетают — имитация надевания скафандра.
  • В невесомости летим — упражнение на равновесие. Руки в стороны. Попеременно поднимаем ноги, согнутые в коленях — 6 раз.
  • Быстро-быстро кружимся на месте, держа руки в стороны, на сигнал «стоп» останавливаемся с закрытыми глазами. Кто сумеет удержать равновесие дольше других? Повторить 2 раза.

Зарядка на внимание:

  • Ленивые восьмёрки — руками в воздухе описываем восьмёрки.
  • Правая рука делает круги влево, левая – вправо.
  • Правая рука чертит в воздухе треугольник, а левая – круг.
  • Правая нога чертит в воздухе квадраты, а левая рука – треугольники.

Игра «Что изменилось»

На столе лежат предметы: термометр, карандаш, ручка, тетрадь, компас. Нужно посмотреть внимательно, что где находится. По сигналу ведущего все отворачиваются. По сигналу поворачиваются. На вопрос «что изменилось», дети должны дать ответ.

Станция УМНЯШКИ

Воспитатель:

- Перед тем, как ответить на вопросы на станции «Умняшка»,  нужно надеть «шапку размышлений».

Дети имитируют движения, как будто надевают шапку на голову, и начинают массировать ушки, заворачивать и разворачивать мочки.

Воспитатель объявляет первое соревнование:

- Кто быстрее построит из геометрических фигур космический корабль?

Основание ракеты составляется из прямоугольников. Над прямоугольниками помещён ещё один прямоугольник. Над прямоугольником стоит квадрат, а на квадрате — треугольник.

Воспитатель объявляет второе соревнование:

- Возьмите самые необходимые предметы, названия которых начинаются с определенных букв. Дано слово СПУТНИК. Придумайте на каждую букву слова любой предмет, необходимый в космосе. Докажите, что эти предметы действительно необходимы.

- Например, скафандр. Это одежда космонавта. В космосе одновременно и сильный холод, и невыносимая жара. На солнце припекает, а в тени всё замерзает. Единственный выход – скафандр. Скафандр – это специальный герметичный костюм. В нём температура, как в комнате, и дышится легко. Если солнце светит ярко, то можно в шлеме опустить шторки. В скафандре есть радио, по которому можно разговаривать с товарищами, оставшимися на станции. Правильнее было бы назвать скафандр отдельной кабиной. Только эта кабина сделана из мягкого материала и сшита по росту.

Физкультминутка–игра «Скафандр космонавта»

Воспитатель:

- Космонавтам нужен особый космический костюм – скафандр. Он защищает тело человека, позволяет дышать. Мы тоже сейчас в космосе и на нас надеты скафандры.

- На голове у космонавтов шлем (наклоны и повороты головы).

- Комбинезон должен быть удобным и не сковывать движения (повороты и наклоны корпуса).

- Руки защищены перчатками (вращение кистями рук, сжатие и разжатие кистей).

- Сапоги космонавта на очень плотной подошве (ходьба на месте, прыжки).

- На спине за плечами ранец с важными устройствами и баллонами с воздухом (поднятие и опускание плеч, вдох-выдох)

Станция ИГРОВАЯ-СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ

Проводятся конкурсы.

Например, нужно перевезти пассажиров на дальнюю планету под музыку. Перевозят пассажиров в обруче — бег в паре. Выигрывает та команда, которая быстрее всех перевезла пассажиров.

Викторина «Космическая подготовка»

Воспитатель объявляет:

- А сейчас мы поиграем -
все секреты разгадаем!
Пусть вопросы не логические,
Но вполне космические.

- Любой космонавт должен знать, что такое космос.  Слово «космос» пришло к нам от древних греков. У них это слово обозначало «мир». Космос – то же самое, что и Вселенная. Это пространство, которое мы видим вокруг нашей Земли, со всеми находящимися в нем небесными телами, разными частицами и излучением. Стройная система планет, которая вращается вокруг Солнца, хвостатые кометы, метеориты — все это космос. 12 апреля 1961 года в космос поднялся первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. С тех пор 12 апреля – День космонавтики.

– У космонавтов есть второй дом – в космосе. Космический дом особенный. Он называется орбитальная станция. Здесь космонавты живут и работают. Космический дом похож на огромную птицу, которая раскинула крылья и летит над землёй. Но крылья нужны не для полёта – это «домашняя электростанция». Блестящие пластины собирают солнечные лучи и превращают их в электрический ток, который питает все научные приборы, освещает и отапливает.

Воспитатель проверяет детей на усвоение материала:

  • Как называется дом космонавтов?
  • Зачем он нужен?
  • На что похож космический дом?

Воспитатель проводит викторину:

  • Как звали первого в мире космонавта? — Юрий Алексеевич Гагарин.
  • Как называется летательный аппарат, в котором летят в космос? — Космический корабль.
  • Самый быстрый вид транспорта, созданный на Земле? — Ракета.
  • Как называется костюм космонавта? — Скафандр.
  • Как называется и животное, и созвездие? — Медведица.
  • Как звали собак, которые первыми вернулись из космоса? — Белка и Стрека.
  • Какие планеты вы знаете? — Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер,Уран, Сатурн, Нептун, Плутон.
  • Самая большая и горячая звезда во Вселенной? — Солнце.

Игра «Путаница: прыг и скок»

Воспитатель:

- Давайте проверим вашу игровую–прыговую–скоковую энергию и космическую внимательность! Если я крикну: «Прыг», — то вы, подпрыгнув, громко и дружно отзываетесь: «Скок!». А если я крикну: «Скок!», — то вы все подскакиваете и отвечаете: «Прыг». Запомнили? Начинаем!

Станция НЕВЕСОМОСТЬ

На этой станции проводятся испытания на выносливость (равновесие). Дети делают упражнение «Ласточка».

Игра «Пролезь в кольцо»

Дети разбиваются на две команды, по 5-7 человек. Каждый участник из команды добегает до обруча, пролезает сквозь него и бежит обратно к своей команде. Побеждает та команда, которая пришла первой.

Воспитатель:

- Кто первый получит задание, мы узнаем, если посчитаемся.

«Астрономическую считалка»

На Луне жил звездочет,
Он планетам вел подсчет.
Меркурий — раз, Венера — два-с,
Три — Земля, четыре — Марс.
Пять — Юпитер, шесть — Сатурн,
Семь — Уран, восьмой — Нептун,
А за ним уж, потом,
Девять — дальше всех — Плутон.

А. Усачева

Игра «Кто больше соберет звезд»

Воспитатель разбрасывает разноцветные звездочки, а дети их собирают в разные корзины, сортируя по цвету.

Воспитатель:

- Ребята! Вы прекрасно прошли испытания и доказали, что многое знаете, умеете, а главное – помогали друг другу.

Космонавт:

- Скажите, каким же должен быть настоящий космонавт? (Трудолюбивым, умным, добрым, смелым, находчивым, внимательным, решительным, сообразительным, здоровым, заботливым, выносливым, терпеливым, наблюдательным.)
Молодцы! Сегодня вы показали, что действительно готовы стать космонавтами, поэтому вы получаете звания заслуженных космонавтов!

Торжественное вручение медалей.

Воспитатель:

- А теперь вы можете посетить космический магазин! Можно устроить чаепитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста"

Материал содержит цель, задачи и план проведения семинара-практикума, а также краткое описание нетрадиционных техник рисования для дошкольников...

Семинар – практикум по теме «Сказкотерапия как метод работы с детьми дошкольного возраста».

Стрессы, неблагоприятная экологическая обстановка привели к тому, что в последние годы заметно увеличилось число детей – дошкольников с отклонениями в состоянии здоровья, в том числе и психического, ч...

Семинар-практикум с элементами игрового тренинга "Играйте вместе с детьми"

представлен план семинара-практикума "Играйте вместе с детьми" с родителями дошкольников...

Семинар- практикум (совместно с родителями) в подготовительной группе. Тема:"Поиграем вместе"

Цель: привлечь внимание родителей к детской игре как деятельности, которая в условиях семьи наиболее полно удовлетворяет потребности ребенка в деловом, познавательном и эмоциональном общении со взросл...

Семинар- практикум (совместно с родителями) в подготовительной группе. Тема:"Поиграем вместе"

Цель: привлечь внимание родителей к детской игре как деятельности, которая в условиях семьи наиболее полно удовлетворяет потребности ребенка в деловом, познавательном и эмоциональном общении со взросл...

Родительское собрание (семинар-практикум) по теме "Раскрываем секреты природы вместе"

Ориентировано на организацию родителями опытно-экспериментальной деяельности со своими детьми дома и на прогулках...