Презентация "Технология проблемного обучения в детском саду".
презентация
Проблемное обучение в детском саду - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.
Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания. Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, побуждает к вопросу, догадкам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemnoe_obuchenie_smagina.pptx | 515.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основная задача детского сада – наполнить повседневную жизнь ребенка в группе интересными делами, идеями, проблемами, включить каждого малыша в содержательную деятельность. Цель воспитателя – побудить у ребенка интерес к проблемным ситуациям и желание творчески решить их.
О возникновении методики проблемного обучения Джон Дьюи – философ, педагог. Р азработал целую систему образования, которую позже назвали « обучение путем делания». Основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность.
Проблемное обучение в детском саду - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению .
Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.
Структура проблемного обучения
Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения 1. Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний. 2. Быть доступным для обучающихся. 3. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность. 4. Задания должны быть таковыми, чтобы обучающийся не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного .
Достоинства проблемного обучения: 1. Высокая самостоятельность обучающихся; 2. Формирование познавательного интереса или личностной мотивации обучающихся; 3. Развитие мыслительных способностей детей. Недостатки Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний .
Проблемное обучение включает несколько этапов : 1 ) осознание общей проблемной ситуации; 2) анализ проблемной ситуации, формулировка конкретной проблемы; 3) решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная их проверка); 4) проверка правильности решения проблемы.
Формы организации проблемного обучения: 1. Проблемный вопрос. Это не просто воспроизведение знания, которое уже знакомо детям, а поиск ответа на основе рассуждения.
2. Проблемная задача. Проблемную задачу можно условно разделить на две части. В ней есть условие (описание) и есть вопрос.
3. Проблемная ситуация. Проблемная ситуация наиболее сложная форма проблемного обучения. При решении проблемной ситуации возникает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности. Именно проблемная ситуация, по мнению психологов, составляет необходимую закономерность творческого мышления.
Приемы создания проблемных ситуаций в работе с дошкольниками Акцентирование внимания детей на противоречии между знаниями и жизненным опытом. Побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам, сопоставлению фактов путем постановки эвристических и проблемных вопросов. Рассматривание какой-либо проблемы с различных позиций, часто ролевых. Создание противоречия, проблемной ситуации. Организация противоречия в практической деятельности детей
Требования к проблемным ситуациям: решение проблемной ситуации должно быть ориентировано на максимальную самостоятельность и творческую деятельность ребенка; проблема должна соответствовать учебной информации, которую познает ребенок , а также уже имеющуюся у него информацию; формулировка проблемы должна быть максимально ясной и свободной от непонятных для детей слов и выражений; проблемная ситуация должна создавать достаточную трудность в ее решении и в то же время быть посильной для ребенка. Это будет формировать потребность в ее решении; в процессе решения проблемы должна возникать потребность в рассмотрении новых ситуаций, связанных с ней; проблемная ситуация должна строиться с учетом основных дидактических принципов обучения; в основе проблемной ситуации должно быть противоречие .
Методы проблемного обучения: Объяснительно - иллюстративный большая опора излагаемого материала на наглядные формы взаимодействия; Репродуктивный – повторение за воспитателем способа действия или элемента деятельности; Проблемное изложение – присутствие видимого противоречия в знаниях и представлениях, которые уже знакомы детям ; Частично-поисковый – направляемая воспитателем исследовательская деятельность; Исследовательский метод - полностью самостоятельная исследовательская деятельность детей.
Уголки открытий
Схемы «Источники знаний», «Решаем проблемы вместе»
Рекомендации по стилю общения с детьми Выслушивайте каждого желающего. Давайте только положительные оценки. Вместо «правильно» лучше говорите «интересно», «необычно», «любопытно», «хорошо». Во время бесед идите за логикой ребенка, а не навязывайте своего мнения. Учите детей возражать Вам и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая. Если в группе есть яркий лидер, со временем переключайте его на какую-либо деятельность и беседуйте с детьми уже без него. В развитии творческих способностей детей используйте активные формы обучения - групповые дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры, групповые и индивидуальные проекты, решение ситуационных задач.
В результате работы по внедрению проблемного обучения в ДОУ дети становятся более активными, наблюдательными и общительными. Они сами «видят» проблемные ситуации, формулируют противоречия, находят разные варианты решения. У детей развивается познавательный интерес, желание исследовать, экспериментировать, рассуждать и доказывать.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проблемного обучения в детском саду
Глобальные процессы, происходящие в современном информационном обществе, диктуют новые подходы в современном образовании. В результате чего к системе дошкольного образования выдвигаются весьма высокие...
Консультация для воспитателей «Использование технологии проблемного обучения в детском саду»
Консультация «Использование технологии проблемного обучения в детском саду»...
Семинар-практикум «Использование проблемного обучения в детском саду»
Проблемное обучение в детском саду - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активну...
Консультация "Технологии проблемного обучения в детском саду".
Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.Проблемное обучение — организованный...
Семинар-практикум на тему: «Технология проблемного обучения в детском саду»
Рассмотрим технологию проблемного обучения, которая является специально созданной совокупностью специфических приёмов и методов, помогает детям самостоятельно добывать знания, учит самостоятельно прим...
Технология проблемного обучения в детском саду
Технология проблемного обучения...
Технологии проблемного обучения в детском саду
Описание и методика построения проблемного обучения (обобщение опыта)....