Технологии проблемного обучения в детском саду
презентация по теме

Шиловска Ольга Сергеевна

Описание и методика построения проблемного обучения (обобщение опыта).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_problemnogo_obucheniya_v_detskom_sadu.pptx1.14 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология проблемного обучения в детском саду Материалы подготовлены Шиловской Ольгой Сергеевной ГБДОУ детский сад №53 Красносельского р-на СПб

Слайд 2

Проблемное обучение организованный воспитателем способ взаимодействия детей с проблемно-представленным содержанием обучения , в ходе которого для воспитанников становится возможным не только приобщиться к существующим закономерностям и научным знаниям, но и способам творчески решать представленные противоречия.

Слайд 3

О возникновении методики проблемного обучения Джон Дьюи – философ, педагог. Видел основу обучения не в учебном плане, а в игре и опытной деятельности и труде.

Слайд 4

Структура проблемного обучения

Слайд 5

Проблемная ситуация-ключевой элемент проблемного обучения это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.

Слайд 6

Компоненты проблемной ситуации

Слайд 7

Условия для успешного применения проблемного обучения Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний; Быть доступным для восприятия детьми; Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность; Задания должны быть такими, чтобы ребенок не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

Слайд 8

Методы проблемного обучения Объяснительно-иллюстративный большая опора излагаемого материала на наглядные формы взаимодействия; Репродуктивный – повторение за воспитателем способа действия или элемента деятельности; Проблемное изложение – присутствие видимого противоречия в знаниях и представлениях, которые уже знакомы детям;; Частично-поисковый – направляемая воспитателем исследовательская деятельность; Исследовательский метод-полностью самостоятельная исследовательская деятельность детей.

Слайд 9

Этапы Деятельность воспитателя Деятельность ребенка I Постановка проблемы Создает проблемную ситуацию. Фиксирует внимание детей на обнаружении противоречий. Анализирует проблемную ситуацию. Формулирует или помогает ребенку сформулировать проблему. Определяет целевую установку (что нужно знать, чтобы решить проблему). Осознает создавшееся противоречие. Участвует в формулировке проблемы. «Присваивает» проблему. Осознает цель поиска. II Актуализация знаний Побуждает детей к активизации необходимых знаний. Способствует их анализу, синтезу, обобщению и систематизации. Подводит детей к выводу о недостаточности имеющихся знаний или умений. Мотивирует к поиску новых знаний или умений. Активизирует необходимые для решения проблемы знания (анализирует, синтезирует, обобщает, систематизирует). Осознает потребность в новых знаниях. Концентрируется на поиске новых знаний. III Выдвижение гипотез - предположений Организует поиск решения. Задает общее направление поиска. Вовлекает детей в процесс выделения этапов поиска и их планирование. Осуществляет коррекционную и консультационную помощь в процессе реализации поиска. Соотносит шаги поиска с особенностями проблемы. Участвует в обсуждении плана поисковых действий. Размышляет, рассуждает и выдвигает идеи, гипотезы, обосновывает их. Участвует в обсуждении гипотез других детей. Ведет дискуссию по обсуждению других точек зрения. Проводит самостоятельно поисковую деятельность. IV Проверка решения Помогает детям соотнести полученный результат с целями поиска. Проверяет полученный результат поиска, его соответствие целям. Доказывает правильность выбранного пути поиска. Оценивает результат. Формулирует выводы на основе умозаключений. V Введение в систему знаний Анализирует конечный результат и процесс деятельности детей. Результаты поиска размещает в уголок открытий. Проводит самоанализ по результатам организации проблемного обучения. Присваивает новые знания и умения. Обогащает субъектный опыт. Участвует в размещении в уголке открытий результатов поиска. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА деятельности по проблемному обучению дошкольников

Слайд 10

Особенности проблемного обучения Основа проблемного обучения - вопросы и задания, которые предлагают детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым. Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, потом - сходства.

Слайд 11

Уголки открытий

Слайд 12

Схемы «Источники знаний», «Решаем проблемы вместе»

Слайд 13

Примеры проблемных ситуаций в младшей группе В гости пришли медведь, лисичка и мышка. Надо их накормить, а мама ушла в магазин. Как мы их накормим? Какую посуду надо взять ? Мышкам очень захотелось съесть сыр, который лежит у спящего кота под лапой. Как мышкам полакомиться сыром и не угодить к коту «на обед»? (в зрительной видимости детей находится маленькая удочка с крючком).

Слайд 14

Еще немного интересных фактов о проблемном обучении… Иногда можно и ошибиться - пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. Не забывайте про шутки! они активизируют мысль, озадачивают детей. Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению. Особенно, такие приемы нужны детям с недостаточной работоспособностью (неусидчивые): они мобилизуют их внимание и волевые усилия .

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Использование технологии проблемного обучения в детском саду»

Консультация «Использование технологии проблемного обучения в детском саду»...

Консультация "Технологии проблемного обучения в детском саду".

Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.Проблемное обучение — организованный...

Семинар-практикум на тему: «Технология проблемного обучения в детском саду»

Рассмотрим технологию проблемного обучения, которая является специально созданной совокупностью специфических приёмов и методов, помогает детям самостоятельно добывать знания, учит самостоятельно прим...

Технология проблемного обучения в детском саду

Технология проблемного обучения...

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ.

В жизни наши дети часто встречаются с теми или иными трудностями, но мы – взрослые –ограждаем детей от них, не давая им возможности самостоятельно подумать, поэкспериментировать и наконец ...

«Применение технологии проблемного обучения в детском саду в разных видах деятельности».

Мы с вами знаем, что согласно ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования у ребенка должны быть сформированы такие качества как способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблем...

Презентация к консультации «Применение технологии проблемного обучения в детском саду в разных видах деятельности».

Сегодня мы с вами рассматриваем технологию проблемного обучения, которая является специально созданной совокупностью специфических приёмов и методов, помогает детям самостоятельно добывать знания, учи...